Научная статья на тему 'Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям'

Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ТЕСТИРОВАНИЕ / TEST / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL READINESS / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / FUNCTIONAL READINESS / РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / STANDARD REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Н. Г., Лейбовский А. Ю.

В статье представлены результаты исследования показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ) и проведен сравнительный анализ полученных данных с нормативными требованиями. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что уровень физической и функциональной подготовленности, а также физического развития юношей по большинству исследуемых параметров соответствует нормативным величинам. У девушек выявлено отставание многих показателей от требуемых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Н. Г., Лейбовский А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRESPONDENCE OF PHYSICAL DEVELOPMENT, PHYSICAL AND FUNCTIONAL READINESS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF THE KUBAN STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY TO THE STANDARD REQUIREMENTS

The investigation results of indices showing physical development, physical and functional readiness of firstyear students of the Kuban state technological university (KSTU) are presented in the article. The comparative analysis of the obtained data with standard requirements is carried out. The results of experiment testify that level of physical and functional readiness, and also physical development of young men corresponds to the standard requirements in the majority of investigated parameters. But girls have drops of many parameters behind the required norms.

Текст научной работы на тему «Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям»

УДК 378.037.1

соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям

Кандидат педагогических наук, доцент Н. Г. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент А. Ю. Лейбовский, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2.

в статье представлены результаты исследования показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ) и проведен сравнительный анализ полученных данных с нормативными требованиями. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что уровень физической и функциональной подготовленности, а также физического развития юношей по большинству исследуемых параметров соответствует нормативным величинам. У девушек выявлено отставание многих показателей от требуемых норм.

Ключевые слова: студенты, тестирование, физическое развитие, физическая подготовленность, функциональная подготовленность, результаты, нормативные требования.

Актуальность. Одной из основных задач физического воспитания в вузе является повышение уровня физической подготовленности студентов. Для большинства обучающихся занятия физической культурой представляют собой не только основную, но часто и единственную форму их физического совершенствования. Поэтому занятию, направленному на повышение физической подготовленности, а также соответствующему контролю, должна отводиться более важная роль и уделяться больше внимания, чем это происходит в настоящее время на учебных занятиях по физической культуре в вузе [2, 6, 8].

Одним из определяющих элементов системы физического воспитания в студенческой среде должна стать исследовательская программа, позволяющая посредством тестирования объективно оценивать уровень физической подготовленности занимающихся, осуществлять планомерную подготовку повышения степени их функциональной подготовленности, вести наблюдения за динамикой физического развития [3, 7, 8].

Проведение подобных исследований, на наш взгляд, даст возможность получать достоверно информативные данные о степени физической подготовленности студентов, что позволит, во-первых, объективно распределять их по учебным отделениям: основному, специальному и спортивному, и, во-вторых, осуществлять в учебно-тренировочном процессе корректирующие мероприятия, направленные на устранение имеющихся недостатков в физическом развитии тестируемых.

Помимо этого, мы считаем: мониторинг физической и функциональной подготовленности, а также физического состояния первокурсников, который не проводится в КубГТУ последние 10 лет, позволит применительно к обучающимся в технологическом университете либо подтвердить, либо опровергнуть мнение авторов [2, 6, 7], утверждающих, что сейчас наблюдается тенденция к снижению уровня работоспособности студентов, нарушению приспособляемости организма к физическим нагрузкам, в связи с чем появляются проблемы у юношей и девушек при сдаче контрольных нормативов по общефизической подготовке (в первую

Таблица

Показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого

курса КубГТУ

N п/п Показатели Нормативные требования Результаты обследования студентов

юноши девушки юноши, п=59 девушки, п=67 (M±m) (M±m)

Физическое развитие

1 Длина тела (см) - - 174,8±1,3 162,6±1,3

2 Масса тела (кг) - - 66,3±1,4 55,5±1,8

3 Весо-ростовой показатель (г/см) 380-415 360-405 374,3±8,5 340,2±9,5

4 ЖЁЛ (мл) 3500-4200 2500-3000 3983,3±75,9 2970±86,6

5 Жизненный индекс (мл/кг) 65-70 55-60 60,5±1,6 54,5±1,5

6 Кистевая динамометрия (кг): - правая рука - левая рука 35-50 30-40 25-33 20-25 48,9±1,2 44,5±1,3 27,5±0,9 24,1±1,2

7 Силовой индекс (у.е.) 0,70-0,75 0,50-0,60 0,74±0,02 0,48±0,01

Физическая подготовленность

8 Бег 100 м (с): - отлично - хорошо - удовлетворительно - плохо - очень плохо 13.2 13,6 14,0 14.3 14,6 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 13,5±0,2 17,0±0,2

9 Подтягивание (кол-во): - отлично - хорошо - удовлетворительно - плохо - очень плохо 15 12 9 7 5 11,1±0,9

10 Поднимание туловища из положения «лежа на спине» (кол-во за 1 мин): - отлично - хорошо - удовлетворительно - плохо - очень плохо - 60 50 40 30 20 36,6±1,6

11 Наклон вперед (см) 5-10 9,5±1,3 11,6±0,9

12 12-минутный бег (тест К. Купера) (км): - отлично -хорошо - удовлетворительно - плохо - очень плохо 2,75-3,0 2,5-2,75 2,2-2,5 2,1-2,2 <2,1 2,3-2,4 2,1-2,3 1,9-2,1 1,6-1,9 <1,6 2,62±0,05 2,06±0,03

Функциональная подготовленность

13 Ортостатическая проба (уд/мин) <20 11,1±1,1 15,5±2,5

14 Одномоментная функциональная проба с приседанием (%): - отлично -хорошо - удовлетворительно - плохо - очень плохо <20 21-40 41-65 66-75 >76 39,2±2,5 63,4±6,1

15 Проба Штанге (с) >65 81,2±3,3 54,7±3,1

16 Проба Генчи (с) >30 35,1±2,8 34,1±1,5

№1 I 2012

17

очередь характеризующих выносливость), предусмотренных учебной программой вузов.

Цель исследования - выявить соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса КубГТУ нормативным требованиям.

Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, антропометрия, физиологические пробы, педагогическое тестирование и методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы подтвердил, что во многих вузах не отлажена система постоянного мониторинга за уровнем физических качеств учащейся молодежи, а самым слабым компонентом физической подготовленности студентов является показатель выносливости (к проблемным относятся сила и силовая выносливость мышц рук и плечевого пояса).

Оценка уровня физического развития первокурсников проводилась с использованием антропометрических методик [9]. При этом определялись: длина тела (см), масса тела (кг), весо-ростовой показатель (г/см), ЖЁЛ (мл), жизненный индекс (мл/кг), кистевая динамометрия правой и левой руки (кг), силовой индекс (у. е.).

Функциональное состояние студентов оценивалось с помощью общепринятых методик [9]. Определялись: ортостатическая проба (уд/мин), одномоментная функциональная проба с приседанием (%), задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) (с) и на выдохе (проба Генчи) (с).

Педагогическое тестирование представляло собой комплекс мероприятий, включающих выполнение контрольных упражнений, позволяющих выявить уровень развития физических качеств [4, 5]:

- бег 100 м (с) - скоростно-силовые качества;

- подтягивание на перекладине (юноши) (кол-во) -силовые качества;

- поднимание туловища из положения «лежа на спине», руки за головой, ноги закреплены (девушки) (кол-во за 1 мин) - скоростно-силовые качества;

- наклон вперед стоя на гимнастической скамейке с выпрямленными в коленях ногами (см) - гибкость;

- 12-минутный бег (тест К. Купера) (км) - выносливость.

Обработка полученных результатов осуществлялась по общепринятым методикам [1]. При этом рассчитывались средняя арифметическая величина (М) и ошибка средней арифметической (±т). Достоверность различий между нормативными требованиями и полученными результатами не вычислялась, так как в научно-методической литературе отсутствуют показатели стандартного отклонения и ошибки средней арифметической. В данном исследовании сравнивались лишь средние арифметические значения.

Настоящее исследование было проведено на спортивной базе КубГТУ в октябре-ноябре 2010 года на учебных занятиях по физической культуре. В нем при-

няли участие 126 студентов первого курса четырех факультетов вуза (59 юношей и 67 девушек).

Результаты исследования и их обсуждение. Данные, характеризующие показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов-первокурсников, обучающихся в КубГТУ, а также соответствующие им нормативные требования [9], представлены в таблице.

Анализируя итоги исследования, можно отметить, что физическое развитие, физическая и функциональная подготовка юношей по большинству тестируемых показателей соответствуют нормативным данным, а по некоторым позициям (пробы Штанге и Генчи) превышают их. Лишь такие параметры, как жизненный индекс (отношение ЖЁЛ к массе тела), весо-ростовой показатель (отношение массы тела к его длине), а также результаты в подтягивании на перекладине незначительно уступают нормативным требованиям.

Иная картина наблюдается у девушек. Лишь при тестировании такого физического качества, как гибкость, первокурсницы показали результат, в 1,5-2 раза превышающий среднестатистические данные (11,6 ± 0,9 против 5-10 см). В четырех показателях - ЖЁЛ, кистевая динамометрия, ортостатическая проба и проба Генчи -полученные результаты сопоставимы с нормативными требованиями. Вместе с тем параметры в беге на 100 м и 12-минутном беге, поднимании туловища из положения «лежа на спине» уровень функционального состояния по итогам одномоментной функциональной пробы соответствует оценкам «удовлетворительно» или «плохо». Помимо этого, низкие результаты студентки продемонстрировали при измерении таких признаков, как весо-ростовой показатель, жизненный и силовой индексы, а также задержка дыхания на вдохе.

Заключение. Подводя итоги эксперимента, можно констатировать, что физическое развитие, физическая и функциональная подготовка юношей, поступивших на первый курс КубГТУ, в целом соответствуют требованиям, предъявляемым учебной программой вузов. Это противоречит результатам исследователей, которые отмечают снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи. Вместе с тем у девушек наблюдается отставание тестируемых компонентов, и в первую очередь физической подготовленности, от нормативных требований. Очевидно, это связано с отношением выпускниц общеобразовательных школ к предмету «Физическая культура».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гмурман, В. Е. Теория вероятности и математической статистики: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / В. Е. Гмурман. - М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.

2. Изаак, С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: Теория и практика: монография / С. И. Изаак.- М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.

3. Лагуткина, И. А. Технология оптимизации тренировочных нагрузок на занятиях физической культурой со студента-

ми неспециализированного вуза: дис. ... канд. пед. наук / И. А. Лагуткина. - Волжский, 2004. - 156 с.

4. Локтев, С. А., Овчаров, И. А. Основные направления совершенствования оценки динамики физической подготовленности студентов нефизкультурных вузов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2009. - № 3.

5. Оганнисян, М. З. Динамика физической подготовленности студентов в процессе сочетания на академических занятиях строго регламентированного и кругового методов физического воспитания // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2011. - № 2.

6. Определение и оценка физической подготовленности студентов: учеб.-метод. пос. / сост. В. С. Якимович, И. А. Лагуткина. - Волжский, 2004. - 24 с.

7. Определение физического развития и профессионально важных качеств студентов технических вузов: метод. разработка / сост. А. А. Кондрашов. - Волжский, 2002. - 18 с.

8. Орлов, В. А., Фудин, Н. А. Комплексная программа оценки физического развития и функциональных возможностей организма человека. - М., 1996.

9. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.

correspondence of physical development, physical and functional readiness of first-year students of the kuban state technological university to the standard requirements

N. Ivanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, A. Leybovsky, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Krasnodar State Technological University, Krasnodar. Contact information: 350072, Krasnodar city, Moscowskaya str., 2.

The investigation results of indices showing physical development, physical and functional readiness of first-year students of the Kuban state technological university (KSTU) are presented in the article. The comparative analysis of the obtained data with standard requirements is carried out. The results of experiment testify that level of physical and functional readiness, and also physical

development of young men corresponds to the standard requirements in the majority of investigated parameters. But girls have drops of many parameters behind the required norms.

Key words: students, test, physical development, physical readiness, functional readiness, results, standard requirements.

№1 l 2012

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.