ВЫВОДЫ
Проведенный анализ соревновательной деятельности в рукопашном бое позволил выявить наиболее эффективные и часто используемые ударно-борцовские комбинации, к которым относятся: протаскивание партнера в нижнее положение и добивание ногой в голову; нанесение ударов коленом в захвате, комбинируя с броском через спину и добиванием рукой по голове. Нами предложен способ совершенствования одной из этих ударно-борцовских комбинации - протаскивание партнера в нижнее положение и добивание ногой в голову, с использованием разработанного тренажерного устройства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пардаев, Д.У. Анализ соревновательной деятельности спортсменов - представителей рукопашного боя / Д.У. Пардаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 75-78.
2. Туманов, А. А. Методика начальной подготовки юношей в системе единоборств «Тризна» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Туманов А.А. - Челябинск, 1999. - 166 с.
REFERENCES
1. Pardaev, D.U. (2009), "Analysis of compétitive activity of sportsmen - représentatives of melee", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 4, Vol. 50, рр. 75-78.
2. Tumanov, A.A. (1999), Methods of initial preparation of young men in the system of the arts "Feast", dissertation, Chelyabinsk.
Контактная информация: ilichovao@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 28.02.2017
УДК 796.011
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СТУДЕНТАМИ-ПСИХОЛОГАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
3+
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент,
Галина Семеновна Афонина, старший преподаватель, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва
Аннотация
В представленной статье описан опыт реализации рабочей программы дисциплины «Прикладная физическая культура» образовательного стандарта 3+ на кафедре физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и эффективность его усвоения студентами, обучающихся по направлению подготовки «Психология» различных профилей.
Ключевые слова: прикладная физическая культура, студенты-психологи, физическая подготовленность, функциональное тестирование, нормативы.
EFFECTIVE MASTERING OF DISCIPLINE "APPLIED PHYSICAL CULTURE" BY PSYCHOLOGY STUDENTS UNDER IMPLEMENTATION OF WORK PROGRAM OF EDUCATIONAL STANDARD 3+
Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Semenovna Afonina, the senior lecturer,
Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Yurievna Klimova, the senior lecturer, Moscow State Psychology and Pedagogical University, Moscow
Annotation
The present article describes the experience of the implementation of the work program of discipline "Applied Physical Culture" under the educational standard 3+ at the department of physical culture and life safety in Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE) and the efficiency of its mastering by the students enrolled in the direction of preparation "Psychology" of various profiles.
Keywords: applied physical education, psychology students, physical fitness, functional testing, standard.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации ведется бурное реформирование системы высшего образования. Министерством образования РФ, для реализации реформ в области подготовки в системе высшего образования, выбран компетентностный подход, как основа для наиболее полной реализации практико-ориентированной подготовки в высших учебных заведениях [2, 10].
Кафедры физической культуры высших учебных заведений практически ежегодно сталкиваются с необходимостью изменений в рабочих программах структуры, дидактических единиц, средств и методик реализации двигательной активности студенческой молодежи для «точной настройки» этой активности и полного раскрытия потенциала предлагаемых к реализации компетенций. Тем самым, студенты, обучающиеся по более современным и доработанным рабочим программам, реализующим в полной мере компетенции, после окончания высших учебных заведений выходят в большей степени мотивированными к дальнейшей самостоятельной двигательной активности в профессиональной деятельности [1, 3, 5, 6]. С другой стороны, сама по себе двигательная активность, как таковая, консервативна в своей реализации и подлежит лишь небольшим корригирующим воздействиям в своей реализации [3]. Этот факт вынуждает кафедры вузов изыскивать возможности: с одной стороны, для уменьшения доли устаревших, традиционных «пассивных» методик педагогических воздействий в пользу более современных -«интерактивных», а с другой стороны, ввиду большой доли не достаточно физически подготовленных студентов, применять педагогические воздействия именно традиционного характера для необходимой корректировки [4, 9].
На данный момент, в результате реформирования, реализация двигательной активности студентов проходит в рамках 3+ поколения образовательных программ в двух, параллельно реализуемых дисциплинах - «Физическая культура» (ФК) и «Прикладная физическая культура» (ПФК), которые имеют различную академическую энергоёмкость и компетентностную направленность [8]. В Московском государственном психолого-педагогическом университете дисциплина ФК реализуется в части теоретической подготовки студентов, а ПФК имеет только практическую направленность реализации. Дисциплина ФК имеет в текущем контроле теоретическое и функционально-антропометрическое тестирование, а дисциплина ПФК - функциональное и нормативное тестирование, причем функциональные тестирования в данных дисциплинах не дублируют друг друга.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 66 студентов первого курса обучения 20162017 учебного года, по направлению подготовки «Психология» различных профилей. В связи с превалированием женского контингента обучающихся студентов и наличием явного низкого уровня физической подготовленности мужского контингента, обусловленное направлением подготовки, гендерное разделение не проводилось.
Для оценки эффективности усвоения студентами реализуемой программы по дисциплине ПФК 3+ поколения образовательных программ были выбраны следующие нормативно-функциональные тестирования:
1. Прыжок в длину с места (скоростно-силовая подготовленность).
2. Прыжки на скакалке за 30 секунд (скоростная подготовленность).
3. Наклон из положения стоя (подготовленность физического качества гибкость).
4. Отжимание в упоре лежа (силовая подготовленность).
5. Поднимание туловища из положения лежа (подготовленность специальной выносливости).
6. Тестирование реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку (Индекс Руфье).
На первых занятиях по дисциплине ПФК у студентов был проведен опрос для выяснения наличия насыщенного двигательного опыта (наличия спортивных квалификаций в различных дисциплинах) для предотвращения возникновению недостоверных данных и некорректности проведения исследования, разъяснены методики проведения тестирующих воздействий и было предложено пройти входное тестирование по всем наличествующим тестам. При чем, студенты самостоятельно выполняли тесты под зрительным контролем преподавателя, ведущего дисциплину и осуществлявшего контрольно-информационную функцию.
В течение двух семестров, в зависимости от дидактической наполненности рабочей программы в части часовой нагрузки, студенты получали двигательную активность следующей направленности:
1. Общая физическая подготовка (ОФП) - 42 часа.
2. Легкоатлетическая подготовка - 36 часов.
3. Корригирующая гимнастика - 30 часов.
В конце учебного года, на заключительных занятиях, студенты так же самостоятельно, под визуально-информационным контролем преподавателя проводили функционально-нормативное тестирование. Самостоятельность проведения функционально-нормативных тестирований студентов под визуально-информационным контролем была обусловлена необходимостью применения интерактивных методов в обучении студентов согласно рабочей программе дисциплины.
Обработка данных методом математической статистики осуществлялись посредством программного комплекса Microsoft Excel для Mac (среднее арифметическое, мода, медиана, процентное соотношение, t-критерий Стьюдента).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты проведенных исследований и математической обработки статистических данных функционально-нормативных тестирований представлены в таблице 1.
Как следует из таблицы 1, по всем среднеарифметическим, модальным и медианным показателям (прыжок в длину, скакалка 30 секунд, гибкость, отжимание, пресс) выявляется положительная динамика усвоения реализации дисциплины ПФК студентами в рамках рабочей программы, реализуемой по образовательным стандартам поколения 3+, что достоверно подтверждается t-критерием Стьюдента для связанных выборок, при р=0,05 и р=0,001. Положительным фактом является так же наличие отрицательной динамики индекса Руфье в среднеарифметических и медианных показателях, подтверждае-
мых ^критерием Стьюдента, при р=0,05.
Таблица 1 - Результаты математической обработки данных функционально-нормативных тестирований студентов-психологов_
Показатели XX % Мо % Ме % р=
Прыжок в длину (м) В начале 1,57 +5 1,5 +27 1,56 +4 0,05
В конце 1,65 1,9 1,63
Скакалка 30 с (раз) В начале 63 +11 80 -6 63 +11 0,001
В конце 70 75 70
Гибкость (см) В начале 13,7 +9 10 +50 15 0 0,05
В конце 14,9 15 15
Отжимание (раз) В начале 24 +13 20 0 22 +14 0,05
В конце 27 20 25
Пресс (раз) В начале 20 +10 17 +18 20 +5 0,05
В конце 22 20 21
Индекс Руфье (баллы) В начале 11,5 -11 9 +11 10,5 -5 0,05
В конце 10,2 10 10
К сожалению, ряд модальных показателей динамики показывают, либо отсутствие положительной динамики (отжимание в процентном отношении = 0%), либо отрицательную динамику (скакалка 30 секунд в процентном отношении = -6%), что говорит нам о необходимости больше внимания уделять скоростной и силовой подготовке при реализации дидактических единиц рабочей программы. Помимо этого, отсутствие динамики в медианном показателе значения гибкости (процентное отношение = 0%), так же, обязывает к корректировке рабочей программы в сторону увеличения количества упражнений на её развитие. Особое место при интерпретации математически обработанных данных функционально-нормативных тестирований занимает модальный показатель индекса Руфье, который, в отличие от среднего арифметического и медианы, к сожалению, демонстрирует нам положительную динамику (процентное отношение = +11%). По нашему мнению, этот эффект вызван, по совокупности отрицательности динамики медианных и среднеарифметических показателей, некоторым уплотнением массива данных выходного тестирования за счет улучшения нижнего сегмента тестируемых после успешного усвоения курса рабочей программы ПФК.
В заключении, можно сделать достоверный общий вывод о грамотно подобранных дидактических единицах и методиках их реализации в рамках освоения студентами-психологами рабочей программы по дисциплине ПФК с учетом необходимости корректировки данной программы в сторону некоторого увеличения силовой и скоростной подготовки, а, также, количества упражнений, направленных на развитие физического качества гибкость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болдов, А.С. Развитие личностного потенциала студента в образовательном процессе физической культуры / А.С. Болдов, А.Л. Волобуев, Е.Э. Ивашкова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2016. - № 1. - С. 100-105.
2. Болдов, А.С. Ретроспектива развития физкультурно-спортивной деятельности в высшей школе в Российской Федерации и мире / А.С. Болдов // Развитие науки и образования в современном мире : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - М. : ООО "АР-Консалт", 2015. - С. 147-150.
3. Горелов, А. А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи : монография / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород : ИПЦ Политерра, 2011. - 101 с.
4. Горская, И.Ю. Сравнительный анализ отдельных показателей координационных способностей студенток вузов разных городов / И. Ю. Горская, Л. Е. Медведева // Омский научный вестник. - 2014. - № 3 (129). - С. 141-145.
5. Илькевич, К.Б. Анализ мотивационной сферы профессионально-спортивной деятельности студентов / К. Б. Илькевич, А. В. Гусев, А. С. Болдов // Электронный научный журнал.
- 2016. - № 5 (8). - С. 553-558
6. Илькевич, К.Б. Педагогические правила формирования внутренней мотивации студентов к физическому совершенствованию / К.Б. Илькевич, А.В. Гусев, А.С. Болдов // Развитие науки и образования в современном мире : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - М. : ООО "АР-Консалт", 2015. - С. 96-99.
7. Пантюхина, Л.Е. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений / Л.Е. Пантюхина, А.С. Махов // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т. 14. - № 4 (131). - С. 151-159.
8. Портал федеральных государственных образовательных стандартов: документы Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4. - Дата обращения 01.01.2017.
9. Рахматов, А.И. Мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности девушек 17-20 лет при переходе из школы в вуз и по годам обучения в вузе / А.И. Рахматов, Г.Н. Германов, Л.Г. Аннамырадова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 223-229.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Документы Минобрнауки РФ. - Режим доступа : Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2974. - Дата обращения 01.01.2017.
REFERENCES
1. Boldov, A.S., Volobuyev, A.L. and Ivashkova, E.E. (2016), "The development of personal potential of students in the educational process of physical culture", Physical education and youth sport, No.1, pp. 100-105.
2. Boldov, A.S. (2015), "Retrospective development of sports activity in higher education at the Russian Federation and the world, Materials of the international scientific and practical conference "The development in the modern world of science and education", publishing house AR-consult, pp. 147-150.
3. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Usatov, A.N. (2011), Intellectual activity, physical performance, physical activity and health of students: monograph, publishing center "Polyterra", Belgorod
4. Gorskaya, I.Yu., Medvedeva, L.E. (2014), "Comparative analysis of selected indicators of coordination abilities of students of high schools of different cities", Omsk Scientific Bulletin, No. 3 (129), pp. 141-145.
5. Ilkevich, K.B., Gusev, A.V. and Boldov, A.S. (2016), "Analysis of motivational sphere of professional sports activity of students", Electronic scientific magazine, No. 5(8), pp. 553-558.
6. Ilkevich, K.B., Gusev, A.V. and Boldov, A.S. (2015), "Pedagogical rules for the internal motivation of students to physical perfection", Materials of the international scientific and practical conference "The development in the modern world of science and education", publishing house AR-consult, pp. 96-99.
7. Pantyukhina, L.V. and Makhov, A.S. (2015), "Psycho-pedagogical research of the importance of motivation for physical exercise and sports activities of university students", Scientists notes Russian State Social University, No. 4, pp. 54-64.
8. Portal of the federal state educational standards (2017), Documents of the Coordination Council of educational associations, scientific and methodical councils of high school, available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.
9. Rahmatov, A.I., Germanov, G.N. and Annamyradova, L.G. (2015), "Monitoring the state of health, physical development and physical readiness of girls of 17-20 years, the transition from school to university and by years of studying at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 223-229.
10. Federal Law of the Russian Federation dated December 29, 2012 №273-FZ "On Education in the Russian Federation" (2012), Documents of the Russian Federation Ministry of Education, available at: http://минобрнауки.рф/документы/2974.
Контактная информация: volhv2000@hotmail.com
Статья поступила в редакцию 25.02.2017