52,2% соответственно), но не отказ от вредных привычек (2,3 и 5,9% соответственно в 1-й и 2-й группах) . Тем не менее, несмотря на явную приоритетность своевременности лечения, только около 8% респондентов 1-й группы и немногим более 6% - 2-й группы обращались за квалифицированной медицинской помощью .
В случае заболевания подавляющее большинство опрошенных продолжали посещать занятия (95,6 и 88,3% соответственно в 1-й и 2-й группах)
Среди тех, кто получал освобождение от занятий, полностью выполняли рекомендации врача только порядка 10% студентов в обеих группах .
Таким образом, проведенное исследование показало, что подавляющее большинство студентов старших курсов оценивают здоровье как «удовлетворительное», что, по их мнению, связано с интенсификацией учебной нагрузки и с более рациональным отношением к само-
му понятию «здоровье» . Ухудшение своего здоровья респонденты связывают с большой учебной нагрузкой, неблагоприятными условиями быта, нерациональным режимом дня и невозможностью своевременного медицинского обследования по поводу имеющегося хронического заболевания
ЛИТЕРАТУРА
1. Мальцев С. В. и др . // Казан . мед . журн . - 2005 . - Т. 86, № 2 . -
С.45-47 .
2 . Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / Под
ред . В . Ю . Альбицкого . - М . , 2007 .
3 . Шеметова Г. Н., Дудрова Е. В. // Саратов . науч . -мед . журн . -
2009 . - Т. 5, № 4 . - С . 526-530 .
4 . Молодежь в России . 2010: Стат. сборник . - М . , 2010 .
5 . Гусев Б. Б., Лопухин А. М. Стратегия государственной молодеж-
ной политики (с комментариями) . - М . , 2007 .
Поступила 06 . 03 .12
© А. А. Артеменков, 2012
УДК 613.96:616-092.11-057.87-058
А. А. Артеменков
оценка физического развития студентов
ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет
Показано, что физическое здоровье студентов вуза обусловлено совокупностью морфофункциональнъа показателей и зависит от развития физических качеств студентов. Оценка массоростовъо: показателей студенток свидетельствует об уменьшении тотальнъо: размеров тела и слабости телосложения. Тестирование физической подготовленности показало неоднозначность скоростнъщ скоростно-силовъо: качеств и результатов на выносливость.
Ключевые слова: физическое здоровье, студентш, антропометрические показатели, уровень физической подготовленности
THE EVALUATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
A.A. Artemenkov
The article demonstrates that physical health of university students is conditioned by the aggregate of morpho-functional indices and depends on the development of physical qualities of students. The evaluation of mass/height indicators of female students demonstrates the increase of total body size and weakness of body build. The testing of physical readiness testified the ambiguity of high-speed and high-speed/power qualities and results of stamina evaluation.
Key words: physical health, students, anthropometric indicators, physical readiness
Физическое здоровье является интегральным показателем жизнедеятельности человека и характеризуется комплексом морфологических и функциональных свойств организма, обеспечивающих адаптивное приспособление к различным условиям среды обитания . Оно отражает общий уровень гигиенических и социально-экономических условий жизни населения .
Как известно, студенты, объединенные специфическими условиями обучения и образом жизни, составляют особую социальную группу. Поэтому их физическое здоровье является признаком, определяющим уровень общественного здоровья . Показатели физического здоровья используются для выявления маркеров ряда заболеваний, контроля над физическим развитием детей и служат важными критериями в оценке эффективности проводимых оздоровительных мероприятий [1].
В настоящее время имеются сведения [2], что уровень физического здоровья и физической подготовленности студентов очень низкий. Результаты социологи-
А. А. Артеменков - канд . биол . наук, доц . каф . (Basis@live . ru)
ческого опроса показывают, что у студентов наиболее значимыми физическими качествами являются выносливость, сила и ловкость [3]. Применение специальных методик воспитания силовой и общей выносливости у студенток свидетельствуют об улучшении показателей в силовом компоненте физического развития [4].
Накоплены факты о динамичности показателей физического здоровья студентов . Мониторинг физического развития и физической подготовленности показывает, что динамика физического и моторного развития студентов неодинакова: для физического развития наиболее характерен средний уровень, тогда как в моторном развитии чаще преобладают крайние варианты [5]
Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи является актуальной задачей В связи с этим целью работы явилось изучение физической подготовленности и здоровья студенток Череповецкого государственного университета (ЧГУ) .
Таблица 1
некоторые показатели физического развития студенток (M ± m)
Показатели
I курс (n = 50) III курс (n = 50)
Рост, см 161,37 ± 1,08 164,07 ± 1,02
Масса тела, кг 52,56 ± 1,08 55,83 ± 1,13 Окружность грудной клетки, см:
пауза 82,96 ± 1,02 86,53 ± 0,75*
вдох 87,40 ± 0,86 90,80 ± 0,76*
выдох 81,20 ± 0,88 84,90 ± 0,79*
Экскурсия грудной клетки, см 6,26 ± 0,30 5,90 ± 0,29
Индекс тучности, усл . ед . 19,50 ± 0,31 20,90 ± 0,33*
Примечание. * - р < 0,05 в сравнении с показателями у студенток I курса.
Таблица 2 Оценка крепости телосложения студенток, %
Телосложение
I курс (n = 77)
IV курс (n = 50)
Очень слабое
Слабое
Среднее
Хорошее
Крепкое
14,3 28,5 30,0 23,3 3,9
14,0 26,0 24,0 20,0 16,0*
Примечание. * - Значимые различия критерия Фишера (p < 0,01) в сравнении с показателями на I курсе .
Материалы и методы
В данном исследовании приняли участие 177 девушек 17-20 лет гуманитарных специальностей ЧГУ, занимающихся в основной группе физкультуры (77 студенток I курса и по 50 студенток III и IV курсов) . Осенью 2010 г. было проведено обследование по определению массоростовых показателей девушек. Антропометрические измерения проводились в лабораторных условиях Рост испытуемых фиксировался с помощью электронного ростомера Seca, а характеристики массы тела замерялись с использованием напольных весов NFNITA Body Fat Monitor/Scale TBF-612 . Окружность грудной клетки (ОГК) измерялась с помощью сантиметровой ленты . Расчет индекса массы тела (ИМТ) выполнялся по формуле:
ИМТ =
масса тела, кг
рост, м
Оценку результатов по ИМТ проводили по несколько отличающимся от принятых ВОЗ критериям, представленным в работе [6]: 19-24,9 усл . ед . - нормальная масса тела; 25-27 усл . ед . - избыточная масса тела; > 27 усл . ед. - ожирение .
Крепость телосложения (показатель Пинье) определяли по следующей формуле:
Крепость телосложения = рост, см - (масса тела, кг + ОГК А , см) .
в фазе выдоха' '
Полученные значения показателей Пинье оценивались по следующей шкале [6]: < 10 - крепкое телосложение; 10-20 - хорошее телосложение; 21-25 - среднее телосложение; 26-35 - слабое телосложение; > 36 -очень слабое телосложение
Тестовые упражнения, характеризующие физическую подготовленность студенток, проводили на стадионе «Буревестник» ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет Полученные результаты сравнивали с табличными данными, представленными в работе [7]
Статистический анализ групповых значений проводили по t-критерию Стьюдента и критерию Фишера (ф) .
результаты и обсуждение
Проведенная оценка среднегрупповых значений тотальных размеров тела указывает на неоднозначность антропометрических показателей у испытуемых (табл . 1) .
Так, средний рост студенток I курса составляет 161,37 ± 1,08 см, а студенток III курса - 164,07 ± 1,02 см . Следует отметить, что данные значения не подтверждают истинного увеличения длины тела студенток за трехлетний период обучения, а лишь указывают на величину показателя в данной популяции испытуемых Сходная динамика сохраняется и по значениям показателя массы тела . Однако при оценке индивидуальных значений массоростовых показателей девушек-первокурсниц были получены следующие результаты: 27,5% девушек имели рост ниже среднего значения Среди девушек III курса 27,0% имеют рост ниже среднего возрастного показателя . Масса тела ниже должных значений выявлялась у девушек I и III курсов обучения
Вариабельной величиной у девушек является ОГК . Этот показатель характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости Обнаружены достоверные различия (p < 0,05) данного показателя в трех измеряемых фазах
Экскурсия грудной клетки, а также средние значения индекса тучности организма соответствуют допустимым значениям Оценка индивидуальных значений индекса тучности показала, что 70,3% студенток I курса имеют нормальное телосложение . У 18,5% испытуемых обнаружен недостаток массы тела Тучность организма выявлена у 6,2% студенток, а ожирением страдают 5,0% девушек. Большинство старшекурсниц имеют нормальное телосложение
Остановимся теперь на показателях крепости телосложения девушек I и IV курсов . Согласно нашим результатам, у студенток I курса выявляется преимущественно среднее телосложение (30,0%) . На долю слабого телосложения приходится 28,5%, а хорошее телосложение отмечено у 23,3% девушек Значительное число (26,0%) студенток IV курса имеют слабое телосложение Крепкое телосложение обнаружено у 16,0% испытуемых, что достоверно выше (p < 0,01), чем у учащихся I курса (табл . 2) .
Рассмотрим уровень физической подготовленности студенток по тестовым упражнениям, а именно скоростные показатели . В беге на 30 м у 38,3% студенток I курса уровень физической подготовленности ниже среднего, а у 36,2% - низкий . Между тем 22,5% девушек III курса имеют высокий уровень физической подготовленности в данном тесте, а 17,5% - результат выше среднего .
В беге на выносливость (1000 м) 60,0% первокурсниц показали средний результат. Более разнородные показатели в этом тесте оказались у группы студенток III курса. Здесь фиксировались как высокие, так и низкие показатели скорости
По скоростно-силовому показателю «подъем туловища в сед» студентки III курса превосходят первокурсниц . Более половины (51,0%) испытуемых в этом упражнении имеют высокий уровень подготовленности. Между тем девушки I курса показали лучшие результаты в прыжках в длину по сравнению с девушками III курса. Почти 1/3 студенток старшего курса в этом упражнении (65,0%) имеет низкий результат (табл. 3) .
При оценке средних значений тотальных размеров тела выявляется тенденция увеличения массоростовых антропометрических показателей у студенток I и III курсов . Достоверные различия регистрируются в трех фазах: в
Таблица 3
Уровень физической подготовленности студенток, %
Тестовые Выше среднего Ниже среднего
упражнения Высокий Средний Низкий
Бег на 30 м 0,0 6,4 19,1 38,3 36,2
22,5** 12,5 42,5 5,0**
Бег на 1000 м 12,0 16,0 60,0 12,0 0,0
27,9 8,2 -1-6-,6-*-*- -2-7-,-9- 19,4**
Подъем туловища в сед 22,2 16,7 33,4 22,2 5,5
51,0** 30,9 10,9** 5,4** 1,8
Прыжок в длину с места 7,1 9,6 14,3 40,5 28,5
2,5 -5-,-0- 7,5 20,0* 65,0**
Примечание. Значения над чертой для студенток I курса, а
под чертой - для студенток III курса. Значимые различия критерия Фишера: * -p < 0,05; ** -p < 0,01 в сравнении с показателями на I курсе .
паузе, на вдохе и на выдохе . Тотальные размеры тела интегрально отражают уровень морфофункционального развития организма, суммарно характеризуют процессы роста и физического развития человека [8]. В связи с наблюдаемым увеличением дефинитивных размеров тела границы его индивидуальных значений широко варьируются . Как свидетельствуют наши наблюдения, в обследованных группах выявлены лица, имеющие показатели длины и массы тела ниже возрастных норм
Проведенная оценка крепости телосложения испытуемых показывает, что большинство девушек I курса имеют среднее и слабое телосложение . В ходе обследования девушек IV курса выявлялись лица, имеющие рост 154, 155 см и массу тела 36-43 кг. Поэтому процент лиц со слабым телосложением у этой возрастной группы достаточно высок В то же время в данной группе достоверно больше девушек с крепким телосложением . По всей вероятности, такие изменения и неоднородность морфологических показателей связаны с индивидуально-типологическими особенностями испытуемых, так как ранее нами доказано, что доминирующим соматотипом у первокурсниц является микро-мезосомный, а у старшекурсниц - макросомный [9].
Выявленные морфофункциональные особенности у студентов определяют развитие их физических качеств и являются показателями здоровья. Так, 2/3 студенток I курса имеют ниже среднего и низкие результаты физической подготовленности в беге на 30 м, что связано с особенностями развития аэробного энергетического компонента мышечной деятельности. Около половины студенток имеют высокие и выше среднего скоростные беговые характеристики Остальные студентки имеют низкие результаты и отличаются слабым развитием анаэробной энергетики
Анализируя данные о развитии выносливости у первокурсниц, можно констатировать у них сбалансированность аэробно-гликолитического компонента энергообеспечения мышечной работы, так как большинство девушек показали средний результат в данном тесте По данным [10], только в возрасте 15-17 лет показатели мышечной энергетики приобретают окончательную типоспецифичность Полученные результаты студенток можно трактовать неоднозначно, так как имеются высокие, средние и очень низкие показатели выносливости испытуемых в тестовом упражнении
По скоростно-силовым характеристикам («подъем туловища в сед») студентки-третьекурсницы превосходят девушек I курса, хотя в тесте «прыжок в дли-
ну с места» по уровню развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости они уступают студенткам-первокурсницам
Данные результаты исследований частично согласуются с результатами, полученными у девушек, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования Тестирование скоростных качеств студентов I и II курсов средних специальных учебных заведений показало неудовлетворительный результат у 26,0% студентов . Скоростно-силовые качества (прыжок в длину) слабо развиты у 20,0% юношей и 50,0% девушек. Результаты тестирования общей выносливости выявили неудовлетворительные показатели у 48% студентов [11].
Заключение
Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что физическое здоровье обусловлено совокупностью морфофункциональных показателей и зависит от развития физических качеств студентов В процессе обследования обнаружены лица, тотальные размеры тела которых ниже средних значений, полученных нами в обследуемых группах . Большинство девушек имеют среднее, слабое и очень слабое телосложение Тестирование физической подготовленности показало неоднозначность скоростных и скоростно-силовых результатов В беге на 30 м у студенток I курса уровень физической подготовленности ниже среднего, в то время как около половины студенток-старшекурсниц имеют высокие и выше среднего скоростные беговые характеристики В беге на выносливость (1000 м) более половины первокурсниц показали средний результат Разнородные показатели в этом тесте оказались у группы студенток III курса . Здесь фиксировались как высокие, так и достаточно низкие результаты . По скоростно-силовому показателю «подъем туловища в сед» студентки III курса превосходят первокурсниц. Между тем девушки I курса показали лучшие результаты в прыжках в длину по сравнению с девушками III курса . Почти 1/3 студенток старшего курса имеют низкий результат в данном тесте Выявленные различия, на наш взгляд, обусловлены избирательной активностью определенных групп мышц и их способности к максимальной мощности и скорости Такими характеристиками в возрасте 17-18 лет обладают преимущественно мышцы нижних конечностей, задействованные при выполнении прыжковых упражнений, а к 20-летнему возрасту повышается силовая выносливость мышц живота и спины, скоростно-силовые возможности которых проявляются в тесте «подъем туловища в сед»
ЛИТЕРАТУРА
1. Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение . - М . , 2010 . - С . 30-37.
2 . Штих Е. А. // Теор . и практ. физ . культуры . - 2008 . - № 8 . -
С . 63-64 .
3 . Тамбовцева Р. В., Воробьев В. Ф. // Морфология . - 2009 . - Т. 135,
№ 1,- С . 53-57.
4 . Потовская Е. С., Кабачкова А. В., Шилько В. Г. // Теор . и практ.
физ культуры - 2010 - № 10 - С 13-15
5 . Изаак С. И. Мониторинг физического развития и физической
подготовленности: теория и практика - М , 2005
6 . Рохлов В. С., Сивоглазов В. И. Практика по анатомии и физио-
логии человека . - М . , 1999.
7 . Соловьева А. Л., Осокина О. С. // Теор. и практ. физ . культуры . -
2010 .- № 10 . - С .24-25 .
8 . Артеменков А. А. // Гиг. и сан . - 2011. - № 4 . - С . 68-70 .
9 . Изаак С. И., Панасюк Т. В., Тамбовцева Р. В. Физическое разви-
тие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников . - М . ,
2005 .- С . 174-175 . 10 Гуров А. В. // Среднее проф образование - 2010 - № 8 -
С . 43-47 .
Поступила 13 01 12