2. Верхошанский, Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Верхошанский Юрий Витальевич. - М., 1963. - 21 с.
3. Пронин, Б.С. Роль физической подготовки в гимнастике / Б.С. Пронин // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Казань, 2017. - С. 48-50.
4. Худолей, О.Н. Методика развития силы у юных гимнастов на этапах начальной и специализированной подготовки / О.Н. Худолей // Физическое воспитание студентов : материалы междунар. науч. конф. - Харьков, 2010. - С. 74-77.
REFERENCES
1. Verkhoshansky, Yu.V. (1968), ""Impact" method of development of "explosive" force", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 56-63.
2. Verkhoshansky, Yu.V. (1963), Experimental substantiation of means of speed-strength training in connection with the biodynamic characteristics of speed exercises, dissertation, Moscow.
3. Pronin, B.S. (2017), "The role of physical training in gymnastics", Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application: International Scientific and Practical Conference, Kazan, pp. 48-50.
4. Khudoley, O.N. (2010), "Methods of developing strength in young gymnasts at the stages of initial and specialized training", Physical education of students: international materials. scientific conf., Kharkov, pp. 74-77.
Контактная информация [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2019
УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СО СТУДЕНТАМИ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Надежда Ивановна Зиземская, старший преподаватель, Марина Алексеевна Катаева,
преподаватель, Воронежский государственный технический университет; Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
В статье рассматривается вопрос организации занятий силовой направленности со студентами вузов. Рассмотрена экспериментальная методика обучения силовым упражнениям на занятиях в вузе, которая способствует повышению уровня физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния организма студентов младших курсов. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия для повышения эффективности физического воспитания студентов вузов на основе их обучения применению силовых нагрузок в соответствии с физическими возможностями организма.
Ключевые слова: нагрузка, физическое развитие, функциональное состояние, двигательная подготовленность, антропометрические параметры.
ORGANIZATION OF LESSONS OF FORCE DIRECTION WITH THE STUDENTS OF VORONEZH STATE TECHNICAL UNIVERSITY
Nadezhda Ivanovna Zizemskaya, the senior teacher, Marina Alekseevna Kataeva, the teacher, Voronezh State Technical University; Ja^ Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vladimirovna Ilicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Moscow State Academy Physical Education, Malakhovka; Alla Vi-talievna Yezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State
Institute of Physical Education
Annotation
The article discusses the issue of organizing the strength training with the university students. The experimental methodology of teaching to the strength exercises in the classroom at the university is considered, which helps to increase the level of the physical development, physical fitness and the functional state of the body of junior students. The expediency of using the directed pedagogical influence to increase the effectiveness of physical education of university students on the basis of their training to use the power loads in accordance with the physical capabilities of the body has been identified and justified.
Keywords: load, physical development, functional state, physical fitness, anthropometric parameters.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время все больше специалистов высказывают мнение о том, что традиционная отечественная система физического воспитания имеет ряд существенных недостатков, которые снижают ее эффективность. Это обусловлено недостаточным внедрением в учебный процесс педагогических принципов: дифференциации, индивидуализации, демократизации и гуманизации учебного процесса. Выявлено, что, несмотря на большое количество исследований различных проблем физического воспитания, вне внимания специалистов остались особенности построения учебного процесса студентов, с акцентированным применением упражнений силовой направленности, с комплексным учетом их мотивационных предпочтений, пола, типа телосложения и уровня физической подготовленности [1, 2].
Анализ литературных источников, изучение опыта практики физического воспитания студентов, педагогических наблюдений позволяют утверждать, что силовые нагрузки становятся все более популярными в системе физического воспитания молодежи. Однако, особенности проведения таких занятий требуют совершенствования методики обучения студентов применять силовые нагрузки в соответствии с их физическими возможностями и мотивационными стремлениями [3].
Большой выбор средств и методов силовой подготовки дает возможность преподавателям физического воспитания учитывать физические возможности организма студента и его мотивационные стремление при внедрении силовых нагрузок в систему урочных и внеурочных занятий. Кроме того, это дает возможность использовать физические упражнения силовой направленности в оздоровительных целях со студентами, которые имеют отклонения в состоянии здоровья и низкую физическую подготовленность.
Под действием силовых нагрузок активизируется рост мышечной массы, уменьшается уровень жировой ткани в организме, значительно улучшается телосложение человека и его физические возможности. Это является убедительным фактором в стимулировании студентов к занятиям физическими упражнениями силовой направленности.
Цель исследования - повышение эффективности физического воспитания студентов на основе их обучения применению силовых нагрузок в соответствии с физическими возможностями организма.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью педагогического наблюдения было определение содержания и организационно-методических особенностей проведения занятий по физической культуре, направленных на обучение студентов применению силовых упражнений в процессе физического воспитания, выбор средств, применение методов и методических приемов в организации и проведении занятий и использования комплексов силовых упражнений.
Педагогический эксперимент проводился в Воронежском государственном техническом университете с целью определения эффективности предлагаемой экспериментальной методики обучения студентов применению силовых упражнений на занятиях физической
культуры. В эксперименте приняли участия студенты младших курсов в числе 60 человек (29 юношей и 31 девушка), которые по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе. Студенты были распределены в две группы - экспериментальную (30 человек - 15 девушек и 15 юношей) и контрольную (30 человек - 16 девушек и 14 юношей). В контрольную группу входили юноши и девушки, которые занимались по традиционной программе физического воспитания. В экспериментальной группе студенты занимались по разработанной нами методике. Количество занятий в течение недели и их продолжительность в группах была идентичной. Занятия в обеих группах проводились 3 раза в неделю, согласно расписанию. Для решения поставленных задач было проведено педагогическое тестирование уровня физической подготовленности, определены антропометрические параметры, особенности, функциональные возможности сердечно-сосудистой студентов. Обследование проводилось дважды в течение учебного года: первый раз - в начале сентября, второй - в конце мая.
МЕТОДИКА
При построении комплексов силовых нагрузок учитывалось: пол, тип конституции и уровень физической подготовленности студентов. Также проводился анализ интересов, потребностей и стремлений, чтобы определить, на каких аспектах акцентировать внимание.
Для предотвращения адаптации к однородным факторам силовых воздействий мы применяли двухцикловый вариант построения учебных занятий силовой направленности в течение года, что способствовало интенсификации процесса силовой подготовки.
Наиболее эффективной явилась программа занятий с использованием физических упражнений силовой направленности, в содержании которой используется только три учебные занятия на протяжении недели с интервалом отдыха 48 часов.
Для повышения эффективности учебного занятия мы использовали для максимальной нагрузки отдельной группы мышц одно базовое и два изолирующих упражнения, что влияло на ускоренный рост мышечной массы и силовых возможностей студентов.
Во время выполнения силовых упражнений обращалось внимание на то, чтобы амплитуда движения была такой, чтобы мышца находилась все время в напряженном состоянии. В то же время позитивная фаза во время выполнения упражнения должна длиться 2 с, а отрицательная - 4 с. Такая техника выполнения упражнения позволит не только максимально нагрузить конкретную группу мышц студентов, но и предотвратить их травмирование.
Необходимо использовать периодичность чередования малых, средних, больших и максимальных силовых нагрузок, что заставит реагировать подавляющее количество двигательных единиц мышечных волокон на предложенное нагрузку и будет способствовать защите организма студента от перегрузки.
С целью повышения эффективности проведения занятий силовой направленности во всех упражнениях, за исключением тех, которые используются с целью разминки или восстановления, использовался такой вес отягощения, чтобы упражнение можно было выполнить только запланированное количество раз и не больше.
Количество подходов определялось возможностью студента выполнять упражнение таким образом, чтобы сохранить все заданные параметры (технику и темп, количество повторений, интервал отдыха).
Для стимулирования анаболических реакций в мышцах применялись упражнения аэробной направленности и развития гибкости. Кроме того, такие упражнения улучшают функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также способствуют развитию гибкости.
При построении программ силовых нагрузок для девушек планировались преимущественно методы, способствующие развитию силовой выносливости. Вес отягощения
подбирался таким образом, чтобы упражнение можно было бы выполнить заданное количество повторений без нарушения техники выполнения, избегая максимальные напряжения.
При проведении занятий физическими упражнениями силовой направленности с девушками уделялось особое внимание нагрузкам на мышцы ног, таза, спины, груди и живота. Неотъемлемой частью планирования силовых нагрузок для студенток учет овари-ально-менструального цикла.
На занятиях силовой направленности со студентами, которые имеют низкий уровень физической подготовленности, акцент делался на использование большого количества упражнений с отягощением массой собственного тела, с сопротивлением партнера, резиновыми эспандерами, гантелями. Субмаксимальную и максимальную величину отягощения на таких занятиях не использовали. Силовую нагрузку постепенно увеличивали от занятия к занятию (сначала за счет объема, а затем интенсивности) таким образом, чтобы после завершения занятия возникала легкая усталость. Остальное время тратить на другие виды двигательной деятельности (быстрая походка, легкий бег, спортивные игры, плавание и т. д.).
Занимаясь физическими упражнениями силовой направленности в оздоровительных целях, вес отягощения для студентов подбирался таким образом, чтобы усталость возникала на 8-10-м повторении упражнения в одном подходе. Если выполнялось более 10 повторений, вес отягощения увеличивался, если меньше 8 - уменьшался. Интервалы отдыха между подходами должны быть такими, чтобы чувство усталости от проделанного упражнения в некоторой степени сохранялось, но работоспособность была бы практически восстановлена.
После выполнения физических упражнений силовой направленности студентам, которые имели низкий уровень физической подготовки, необходимо было выполнять упражнения, которые способствуют развитию гибкости с целью ускорения процессов восстановления. В использовании силовых упражнений рекомендовалось отдавать предпочтение тем, которые способствуют развитию силы крупнейших мышц тела: разгибатели позвоночного столба, сгибатели и разгибатели ног, разгибатели рук, большие грудные мышцы. Необходимое условие развития этих групп мышц - предварительно укрепить мышцы живота.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выяснено, что эффективность методики обучения студентов применению силовых упражнений на занятиях физической культуры значительно повысится, если будут учитываться физические возможности организма студентов, особенности их телосложения и мо-тивационная цель занятий силовыми упражнениями (похудеть, увеличить мышечные объемы, повысить результативность в избранном виде спорта и т. п.). Учитывая выше сказанное, предложено планирование нагрузок и методика проведения занятий по следующим показателям: вид и характер силовых упражнений, объем и интенсивность нагрузки, количество повторений и величина отягощения, частота тренировочных занятий и продолжительность силовой работы, интервалы отдыха, количество и очередность выполнения силовых упражнений и тому подобное.
Анализ эффективности внедрения разработанной нами методики в учебный процесс студентов свидетельствует об улучшении физического состояния исследуемых. У студентов экспериментальной группы статистически достоверно (р <0,05-0,001) увеличились показатели двигательных испытаний: подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на полу; поднимание в сед за 1 мин.; прыжок в длину с места; бег на 100 м и челночный бег 4*9 м. В таком тестировании, как наклон туловища вперед из положения сидя, произошло статистически недостоверное улучшение результата (р>0,05). Применение разнонаправленных средств и методов силовой подготовки привело к положительным
изменениям (p <0,05-0,001) показателей индексов, характеризующих особенности строения тела студентов экспериментальной группы. Характерно, что у студентов контрольной группы статистически достоверное улучшение произошло только в беге на 100 м и челночном беге 4 х 9 м (p <0,05-0,001).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию разработанной нами методики обучения студентов применению силовой нагрузки произошло статистически достоверное улучшение большинства антропометрических, функциональных показателей и результатов двигательных тестов студентов экспериментальной группы. В результате реализации в учебном процессе по физическому воспитанию нашей методики значительно повысилось мотивационное отношение студентов к физкуль-турно-спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ежова, А.В. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физического воспитания в вузе / А.В. Ежова, С.С. Артемьева, О.Н. Крюкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Проблемы высшего образования. - 2017. - № 3. - С. 37-39.
2. Организация занятий оздоровительной направленности со студентками 18-22 лет / Я.В. Сираковская, О.В. Ильичева, А.В. Ежова, Н.В. Чекалина, Л.В. Яковлева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (180). - С. 300-303.
3. Потовская, Е.С. Формирование силовых способностей и выносливости в процессе физического воспитания студенток / Е.С. Потовская, А.Е. Кабачкова, В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 13-15.
REFERENCES
1. Yezhova, A.V., Artemyeva, S.S., and Kryukova, O.N. (2017), "Pedagogical support for the effectiveness of the process of physical education in high school", Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.
2. Sirakovskaya, Ya.V., Ilicheva O.V., Yezhova, A.V., Chekalina, N.V. and Yakovleva, L.V. (2019), "Organization of recreational classes with students aged 18-22", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (180), pp. 300-303.
3. Potovskaya, E.S., Kabachkova, A.E. and Shilko, V.G. (2010), "Formation of power abilities and endurance in the process of physical education of students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10. pp. 13-15.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2019
УДК 796.011.3
ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ
Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Дмитрий Анатольевич Васильев, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии им В.Б. Бобкова
Аннотация
Статья посвящена обоснованию содержания физической подготовки молодых людей, проходящих обучение на начальном этапе в вузах силовых ведомств с учетом их возрастных особенностей. Целью статьи было выделено доказать, что внедрение в педагогический процесс на начальном этапе обучения в вузах силовых ведомств содержания физической подготовки, ориентированного как на