Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2019
УДК 378.172
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СО
СТУДЕНТКАМИ 18-22 ЛЕТ
Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга
Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Московская
государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка; Алла
Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК); Наталья Владимировна
Чекалина, старший преподаватель, Любовь Валерьевна Яковлева, старший преподаватель, Воронежский государственный технический университет (ВГТУ)
Аннотация
Статья посвящена вопросу организации занятий оздоровительной направленности в тренажерном зале, акцентированную на коррекцию телосложения студенток 18-22 лет. Показано, что применение силовых нагрузок в тренажерном зале на внеурочных оздоровительных занятиях в вузе позволяет существенно повысить уровень физических кондиций, целенаправленно воздействовать на телосложение в направлении его коррекции при реализации следующих педагогических условий: направленность и содержание занятий соответствуют специфике и задачам занятий оздоровительной направленности в тренажерном зале студенток 18-22 лет, физическая нагрузка планируется и организуется на основе ее индивидуализации и разносторонности, с учетом типа телосложения. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия.
Ключевые слова: соматотип, тренирующие воздействие, целевая направленность, телосложение, антропометрические параметры.
ORGANIZATION OF HEATH TARGETED CLASSES WITH 18-22-YEAR-OLD
STUDENTS
1апа Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vladimirovna Ilicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Moscow State Academy Physical Education, Malakhovka; Alla Vitalyevna Yezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education, Voronezh; Natalya Vladimirovna Chekalina, the senior teacher, Lyubov Valerievna Yakovleva, the senior teacher, Voronezh State Technical University
Annotation
The article is devoted to the organization of health enhancing physical activity in the gym, focused on the correction of the physique of students aged 18-22 years. It is shown that the applying of resistance training in the gym during extracurricular health enhancing physical activities at the University can significantly improve the level of physical conditions, purposefully effect on the physique in the direction of its correction in the implementation of the following pedagogical conditions: the orientation and contents of classes correspond to the specifics and objectives of health enhancing physical activity in the gym of students aged 18-22 years, physical activity is planned and organized on the basis of its individualization and versatility, taking into account the type of body. The expediency of application of the directed pedagogical influence is revealed and proved.
Keywords: somatotype, training impact, target orientation, physique, anthropometric parameters.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ научных и документальных источников, информационных ресурсов сети интернет показал, что телосложение является формой проявления естественного биологического разнообразия, которое является дискретным, что определяет естественный состав
типологии вариантов конституции. Соматотип отражает основные особенности динамики онтогенеза, метаболизма, реактивности организма. Указанные свойства формируют индивидуальные особенности структуры, а следовательно, и функции организма, определяют его реакцию на постоянно меняющиеся факторы внешней среды [1, 3, 5].
Анализ отечественной теории и практики физического воспитания различных групп населения свидетельствует, что телосложение является одной из характеристик физического развития, дает объективное представление о пространственной организации морфологических составляющих организма человека, пропорции, конституционных особенностей тела. Обобщив данные многочисленных исследований, практического опыта, можно сделать вывод, что, несмотря на интенсивные многофакторные исследования коррекции телосложения студенческой молодежи в процессе физического воспитания, решению задач коррекции телосложения студентов с учетом типа телосложения и с использованием средств атлетической гимнастики, применяемых в условиях тренажерного зала, уделено недостаточно внимания [2, 4].
Цель настоящего исследования разработать и экспериментально обосновать методику оздоровительных занятий в тренажерном зале, направленную на коррекцию телосложения студенток 18-22 лет.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Формирующий педагогический эксперимент проводился в течение 2018-2019 уч.г. (6 месяцев) со студентками 1-4 курсов (36 человек), занимающихся на внеурочных занятиях по физическому воспитанию Воронежского государственного технического университета, которые занимаются силовым фитнесом. Антропометрические методы исследования включали измерения длины тела, массы тела, обхватних размеров. Вычислялись Индекс Пинье, Индекс массы тела (ИМТ).
Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования; педагогическое наблюдение; антропометрия; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; математические методы исследования.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработана методика оздоровительных занятий в тренажерном зале, направленная на коррекцию телосложения студенток 18-22 лет, занимающихся на внеурочных занятиях по физическому воспитанию в тренажерном зале. Основным отличием предложенной экспериментальной методики, от методики, применяемой в контрольной группе (общепринятой) является разносторонняя направленность управляющих развивающее - тренирующих воздействий, то есть воспитание силовых способностей, выносливости, гибкости, посредством соответствующий комплексов упражнений, реализуемых в круговом режиме нагрузки с учетом типа телосложения студенток. Содержательным компонентом методики являются 4 блока физических упражнений различной целевой направленности в соответствии с необходимостью коррекции проблемных зон тела студенток, связанных с типом их телосложения: «со свободным отягощением», «на тренажерах», «с эспандерами», «с весом собственного тела».
Структурное содержание занятий, планировались и проводились по классической схеме, содержали подготовительную, основную и заключительную части, продолжительность которых соответствовала установленным нами задачей каждого занятия:
- подготовительная часть занятия предполагала стандартные комплексы физических упражнений для оптимизации функционального состояния систем организма студенток, определения их готовности к обеспечению физической деятельности в течение основной части занятия: подготовка ОДА к дальнейшему нагрузки, активизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системы и систем выделения и крови с постепенным повышением значений всех показателей (частоты сердечных сокращений
(ЧСС), частоты дыхания (ЧД), увеличение температуры тела и т.д.), стабилизация функции нервной системы;
- основная часть занятия включала специальные разработанные нами комплексы физических упражнений различной направленности, составили общую базу средств и методов экспериментальной методики в процессе внеурочных оздоровительных занятий по физическому воспитанию с учетом типа телосложения;
- заключительная часть занятия состояла из стандартных комплексов физических упражнений, направленных на снижение уровня физического и психоэмоционального напряжения отдельных органов и систем организма, приведение их к исходному уровню, а также подведение итогов собственно занятия, формулировка задач для индивидуальной работы в домашних условиях.
Эффективность экспериментальной методики доказана в ходе эксперимента в связи с достоверным улучшением результатов в экспериментальной группе по показателям физической подготовленности: прирост результата у студенток эктоморфного типа в тесте «поднимание туловища из положения лежа на спине» составил в экспериментальной группе - 36,3% (р <0,05), в контрольной группе - 16,9% (р <0,05), различия между группами статистически достоверны (р <0,05); у студенток - мезоморфов, соответственно -34,8% (р <0,05) и 12,3% (р <0,05) - в экспериментальной и контрольной группе, различия между группами статистически достоверны (р <0,05); у студентов эндоморфного типа прирост результата в тесте составил: в экспериментальной группе - 36,4% (р <0,05), в контрольной - 10,6% (р>0,05).
Прирост результата в отжиманиях составил у студенток эктоморфного типа экспериментальной группы 46,8% (р <0,01), контрольной - 28,2% (р <0,05), различия между группами статистически достоверны (р <0,01). У студенток мезоморфного типа изменение результатов в данном тесте следующее: в экспериментальной группе прирост составил 57% (р <0,01), в контрольной - 25,1% (р <0,05), различия между группами статистически достоверны (р <0,01). У девушек экспериментальной группы эндоморфного типа результат статистически достоверно улучшился на 49,8% (р <0,01), у девушек контрольной группы - на 18,9% (р <0,05).
В контрольном упражнении «подтягивание из положения вис» результат у студенток экспериментальной группы эктоморфного типа телосложения улучшился на 43,7% (р <0,01), контрольной группы - на 12% (р>0,05). У студенток мезоморфного типа результат в данном тесте повысился на 38,8% (р <0,01) - в экспериментальной группе и на 16,4% (р <0,05), различия между группами статистически достоверны (р <0,01). У студенток-эндо-морфов следующий результат: девушки экспериментальной группы улучшили результат на 35,2 (р <0,01), контрольной - на 13,6% (р <0,05), различия между группами статистически достоверны (р <0,01).
В тесте на оценку уровня развития гибкости результат у студенток-эктоморфов экспериментальной группы статистически достоверно улучшился на 21,6% (р <0,05), контрольной группы - на 1,5% (р>0,05). У студенток-мезоморфов результат в экспериментальной группе изменился в положительную сторону - на 19,1% (р <0,05), в контрольной группе - на 4,3% (р>0,05). В экспериментальной группе студенток эндоморфного типа прирост результатов в тесте составил 22,4% (р <0,05), у студенток контрольной группы данного типа телосложения результат не изменился.
Применение экспериментальной методики позволило добиться улучшения антропометрических параметров, характеризующих телосложение студенток 18-22 лет разных типов телосложения: у девушек экспериментальной группы эктоморфного типа статистически достоверно изменились такие показатели, как масса тела, индекс массы тела, окружность груди и окружность бедер; у девушек мезоморфного типа телосложения экспериментальной группы статистически достоверно изменились такие показатели, как масса тела и индекс массы тела, а также окружность талии. Различия между контрольной и
экспериментальной группами также достоверны по вышеуказанным показателям (р <0,05); у студенток эндоморфного типа телосложения экспериментальной группы также статистически достоверно изменились следующие показатели: масса тела, индекс массы дела окружность талии уменьшились.
В контрольной группе также прослеживалась положительная динамика изменения результатов, но статистически достоверных различий между результатами до и после эксперимента не обнаружено. У студенток - эндоморфов также установлены достоверные различия между группами по указанным показателям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдается значительный прирост уровня физической подготовленности и положительную динамику антропометрических данных у девушек экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности разработанной методики оздоровительных занятий в тренажерном зале, направленной на коррекцию телосложения студенток 18-22 лет, занимающихся на внеурочных занятиях по физическому воспитанию в тренажерном зале.
Полученные положительные результаты педагогического эксперимента служат доказательством роли тренировочной деятельности и тренажерных залах в формировании женской фигуры в зависимости от типа телосложения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, И.И. Методика и организация занятий атлетической гимнастикой с учетом типа телосложения женщин и их генетической предрасположенности / И.И. Ахметов, И.Ю. Яновский // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 1. - С. 22-25.
2. Козлов, А.В. Особенности коррекции телосложения у девушек-студенток в тренажерном зале / А.В. Козлов, А.А. Ялыгина // Молодой ученый. - 2017. - № 27 (l61). - С. 165-169.
3. Купцов, А.С. Эффективность методов развития силовой выносливости в оздоровительной тренировке женщин / А.С. Купцов, И.П. Шульгина // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7. - С. 103-104.
4. Потовская, Е.С. Формирование силовых способностей и выносливости в процессе физического воспитания студенток / Е.С. Потовская, А.Е. Кабачкова, В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 13-15.
5. Щеменок, Н.П. Локальные силовые упражнения на тренажерах, как средство аэробной подготовки / Н.П. Щеменок, В.Н. Селуянов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 55.
REFERENCES
1. Akhmetov, I.I. and Yanovsky, I.Yu. (2007), "Methods and organization of training in athletic gymnastics, taking into account the body type of women and their genetic predisposition", Theory and practice of physical culture, No 1, pp. 22-25.
2. Kozlov, A.V. and Yalygin, A.A. (2017), "Features of the correction of the physique of female students in the gym", Young scientist, No. 27 (161), pp. 165-169.
3. Kuptsov, A.S. and Shulgina, I.P. (2012), "Efficiency of methods for developing strength endurance in improving training for women", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 103-104.
4. Potovskaya, E.S., Kabachkova, A.E. and Shilko, V.G. (2010), "Formation of power abilities and endurance in the process of physical education of students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 13-15.
5. Schemenok, N.P. and Seluyanov, V.N. (2012), "Local strength exercises on simulators as a means of aerobic training", Physical culture: education, education, training, No.1, pp. 55.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.04.2019