Научная статья на тему 'Влияние различных направлений фитнес-аэробики на физическое и функциональное состояние студентов'

Влияние различных направлений фитнес-аэробики на физическое и функциональное состояние студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
578
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВААЭРОБИКА / WATER AEROBICS / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FUNCTIONAL STATE / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АЭРОБИКА / DANCE AEROBICS / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трухачев В.И., Осыченко М.В., Скрипкин В.С.

Рассмотрены проблемы, связанные с необходимостью повышения уровня здоровья студенческой молодежи и одновременно с недостаточностью использования современных оздоровительных фитнес-технологий в учебном процессе по физической культуре. Исключительную значимость сегодня приобретает физкультурно-оздоровительная работа во внеурочное время. Она содействует повышению двигательной активности студентов, помогает вовлекать молодежь в регулярные секционные занятия физической культурой и спортом и тем самым формирует привычку систематически заниматься физическими упражнениями. Немаловажное значение при этом приобретает формирование потребности в физкультурной деятельности у женского студенческого контингента. Авторами изучены направления оздоровительной аэробики, способствующие привлечению студенток к занятиям фитнесом. У девушек отмечается наибольшее предпочтение различных видов аэробики на суше (танцевальная аэробика, степ, джаз, слайд) и в воде (гидрои аквааэробика). Установлено, что уровень физического и функционального развития девушек-первокурсниц до эксперимента в среднем оценивался удовлетворительно. В ходе исследования изучалось влияние различных направлений аэробики на состояние здоровья и работоспособность студенток-первокурсниц. Сравнительный анализ результатов физического состояния, физической подготовленности и физической работоспособности девушек, посещающих занятия по аквааэробике и занятия танцевальной аэробикой в гимнастическом зале, позволил установить, что двигательная активность в условиях водной среды более эффективно влияет на физическое и функциональное состояние занимающихся. Результаты специально организованного исследования свидетельствуют о том, что дополнительные занятия физическими упражнениями, в частности занятия по аквааэробике, способствовали эффективному закаливанию растущего организма девушек, предотвращению нарушений осанки и формированию положительной мотивации к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трухачев В.И., Осыченко М.В., Скрипкин В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние различных направлений фитнес-аэробики на физическое и функциональное состояние студентов»

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИИ ФИТНЕС-АЭРОБИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК

УДК/UDC 796.412.012.2

Поступила в редакцию 24.02.2015 г.

Информация для связи с автором: osychenko.marina@yandex.ru

Член-корреспондент РАН, доктор сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук, профессор, ректор В.И. Трухачев1 Кандидат философских наук, доцент М.В. Осыченко1 Кандидат ветеринарных наук, доцент В.С. Скрипкин1

1 Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

EFFECT OF DiFFERENT TYPES OF FiTNESS AEROBICS ON PHYSiCAL AND FUNCTIONAL STATE OF FEMALE STUDENTS

Corresponding member of RAS, Professor, Dr.Sc.Agr., Dr.Sc.Ec., rector V.I. Trukhachev1

Ph.D., Associate Professor M.V. Osychenko1 Ph.D., Associate Professor V.S. Skripkin1

1 Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Аннотация

Рассмотрены проблемы, связанные с необходимостью повышения уровня здоровья студенческой молодежи и одновременно с недостаточностью использования современных оздоровительных фитнес-технологий в учебном процессе по физической культуре. Исключительную значимость сегодня приобретает физкультурно-оздоровительная работа во внеурочное время. Она содействует повышению двигательной активности студентов, помогает вовлекать молодежь в регулярные секционные занятия физической культурой и спортом и тем самым формирует привычку систематически заниматься физическими упражнениями. Немаловажное значение при этом приобретает формирование потребности в физкультурной деятельности у женского студенческого контингента. Авторами изучены направления оздоровительной аэробики, способствующие привлечению студенток к занятиям фитнесом. У девушек отмечается наибольшее предпочтение различных видов аэробики на суше (танцевальная аэробика, степ, джаз, слайд) и в воде (гидро- и аквааэробика). Установлено, что уровень физического и функционального развития девушек-первокурсниц до эксперимента в среднем оценивался удовлетворительно. В ходе исследования изучалось влияние различных направлений аэробики на состояние здоровья и работоспособность студенток-первокурсниц. Сравнительный анализ результатов физического состояния, физической подготовленности и физической работоспособности девушек, посещающих занятия по аквааэробике и занятия танцевальной аэробикой в гимнастическом зале, позволил установить, что двигательная активность в условиях водной среды более эффективно влияет на физическое и функциональное состояние занимающихся. Результаты специально организованного исследования свидетельствуют о том, что дополнительные занятия физическими упражнениями, в частности занятия по аквааэробике, способствовали эффективному закаливанию растущего организма девушек, предотвращению нарушений осанки и формированию положительной мотивации к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям.

Ключевые слова: аквааэробика, студенческая молодежь, физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность, танцевальная аэробика, состояние здоровья.

Annotation

The problems associated with the need to improve the health of students and at

the same time insufficient use of modern health and fitness technologies in the

educational process on physical education are considered in the paper.

Today extracurricular health and fitness activities are becoming exceptional

important. They promote an increase of motor activity of students, help involve

young people in regular section physical education and sports classes, and thus

form the habit of exercising on a regular basis. Here it is equally important to form

the need for sports activity among female students. The authors have studied the

types of fitness aerobics that attract female students to fitness classes. The girls

mostly prefer different types of land-based aerobics (dance aerobics, step, jazz,

slide) and water aerobics (hydro and water aerobics).

The levels of physical and functional development of first-year female students

before the experiment was satisfactory on the average.

The effect of different types of aerobics on health and working capacity of first-

year female students was examined in the study.

The comparative analysis of physical condition, physical fitness and physical working capacity of girls who attended water and dance aerobics classes in the gym, has revealed that motor activity in the water has a stronger effect on the physical and functional condition of the students.

The results of a specially organized study suggest that additional physical exercises, such as aqua aerobics classes, contributed to the effective tempering of the girls' growing body, prevented fault in posture and formed a positive motivation to regular health and fitness classes.

Keywords: water aerobics, students, physical development, functional state, physical fitness, dance aerobics, health.

Введение. Актуальность данной работы обусловлена социальной потребностью общества в сохранении и укреплении здоровья современной молодежи.

Потенциал здоровья подрастающего поколения оказывает огромное влияние на развитие страны, ее политическую, экономическую стабильность и благополучие. Ситуация с неудов-

летворительным состоянием здоровья, физического развития и физической подготовленности молодых людей вызывает большую тревогу в современной России.

Сложившаяся в нашей стране система физического воспитания в высшей школе призвана носить системный характер и отражать потребности российского общества в воспитании,

и

га у

г.

ч—

. О (и

■ -О

с

га

^

О (и .с Н

обучении и развитии современного человека. Ее основой является обязательный курс по физической культуре, осуществляемый по государственной программе.

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.

Однако известное ограничение двигательного режима учащихся в силу интенсификации учебного процесса привело к существенному ухудшению здоровья студенческой молодежи.

Учебные занятия в вузе связаны с большими психоэмоциональными нагрузками, переутомлением, с длительным статическим напряжением мышц, что привело к значительному увеличению процента заболеваний опорно-двигательного аппарата (плоскостопия, остеохондрозы, сколиозы различной степени), заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем (А.А. Степаненко, 2014; Е.В. Егорычева, 2014; И.В. Чернышёва, 2014; А.В. Попова, 2014; А.В. Шарафеева, 2014).

Одним из перспективных путей решения данной проблемы является включение наиболее популярных среди студентов видов физкультурно-спортивной деятельности, которые будут способствовать уменьшению негативных последствий учебной деятельности (О.В. Булгакова, 2007; Т.С. Игнатенко, 2009; Е.А. Дегтярев, 2009; Ю.А. Васильковская, 2009, и др.).

На наш взгляд, учебных занятий, предусмотренных учебной программой по физической культуре, недостаточно. Поэтому исключительную значимость приобретает физкультурно-оздоровительная работа во внеурочное время. Она содействует повышению двигательной активности студентов, помогает вовлекать молодежь в регулярные секционные занятия физической культурой и спортом и тем самым формирует привычку систематически заниматься физическими упражнениями [3].

Однако, несмотря на положительное отношение ведущих специалистов в области физической культуры к данному разделу работы в учебных заведениях (В.К. Бальсевич, 2005; Л.И. Лубышева, 2005; М.Я. Виленский, 2004; В.И. Столяров, 2007, и др.), отмечается недостаточная организация такого вида занятий физическими упражнениями.

Совершенствование физического воспитания в вузах требует дальнейшего улучшения работы по повышению качества и модернизации учебно-тренировочного и воспитательного процессов в спортивных секциях, кружках, факультативах и других формах организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию студенческой молодежи, что позволит на практике решить проблему приобщения учащихся к физкультурной деятельности, причем особое значение имеет формирование здоровья женского студенческого контингента. За последние годы сохраняется устойчивый интерес к теме женского спорта и физической культуре, выражающийся в росте количества публикаций, разнообразии рассматриваемых тем (Т.Г. Полухина, 2003; Т.С. Лисицкая, 2005; Н.А. Казакова, 2007; Е.Г. Сайкина, 2009; О.П. Панфилов, 2010; В.В. Борисова, 2010).

Цель женского фитнеса заключается в сохранении здоровья, работоспособности, красивой фигуры, основнойжизнен-ной функции деторождения и, наконец, уверенности в себе.

В женщинах генетически заложено стремление к красоте, поэтому они выбирают такие виды спортивно-физкультурной деятельности, которые делают их тело более гармоничным и совершенным.

Настоящее видение проблемы позволяет нам рассматривать фитнес как наиболее эффективный путь оздоровления студенток в период обучения в вузе.

Под воздействием современной науки физическая культура также трансформируется, интегрируя в себя новые формы и методы других наук, в частности танцевальной и музыкальной педагогики.

Появились современные виды физических упражнений, выполняемых с музыкальным сопровождением.

В последнее время большое внимание исследователей в области оздоровительной физической культуры привлекают вопросы улучшения самочувствия и функций нервно-мышечного аппарата девушек и женщин - участниц фитнес-групп.

После проведенного мониторинга нами установлено, что наиболее предпочтительны у девушек различные виды оздоровительной аэробики на суше (танцевальная аэробика, степ, джаз, слайд) [2] и в воде (гидро- и аквааэробика).

В связи с этим мы выявили противоречие. С одной стороны, это огромное многообразие современных средств фитнес-тренировок, каждая из которых эффективна и привлекательна для занимающихся, с другой - современная молодежь с ее потребностью в укреплении здоровья, коррекции фигуры, и все это - при чрезвычайной загруженности в повседневной жизни.

Аквааэробика - сравнительно новый вид оздоровительных занятий, выполняемых в воде в аэробном режиме с использованием музыкального сопровождения.

При перемещениях естественное сопротивление воды в 12 раз превосходит сопротивление воздуха и поэтому требует от тела больших усилий, чем при занятиях на суше. Если температура воды выбрана правильно, то она поможет в борьбе с лишними килограммами. Кроме того, в воде значительно уменьшается нагрузка на позвоночник и суставы, в силу ослабления земного притяжения. Вода является также прекрасным закаливающим фактором.

Данные ряда авторов показали, что двигательная активность в водной среде - одно из эффективных средств улучшения физического здоровья девочек и женщин.

Нами были изучены методики рекреационных физических упражнений по аквааэробике, способствующие активизации метаболических процессов у женщин с абдоминальным ожирением, а также рассмотрены технологии аэробных упражнений, выполняемых в водной среде, позволяющие корректировать потребление кислорода при интенсивных нагрузках.

Однако с переходом на новые экономические отношения большинство вузов не включают в учебную программу по физической культуре занятий по плаванию.

С учетом данных противоречий нами сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости разработки и внедрения научно обоснованных фитнес-про-грамм, направленных на коррекцию фигуры студенток, на их физическое совершенствование, здоровье и долголетие.

Цель исследования - изучить влияние различных направлений оздоровительной аэробики на физическое развитие, функциональное состояние и работоспособность студенток-первокурсниц.

Методика и организация исследования. Для изучения эффективности организации и проведения внеурочной оздоровительной деятельности в вузе нами было выполнено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился на базе спортивно-оздоровительного комплекса Ставропольского государственного аграрного университета, а также в Ставропольском плавательном бассейне «Юность» с октября 2013 г по май 2014 г. В исследовании приняли участие 44 девушки в возрасте 17-18 лет, не имеющие противопоказаний к занятиям по фитнес-аэробике.

На основании проведенного мониторинга были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), по 22 человека в каждой.

В ЭГ вошли девушки, которые посещали занятия по аква-аэробике; девушки КГ занималась в гимнастическом зале танцевальной аэробикой. В каждой группе занятия проходили 3 раза в неделю по 60 мин.

В обеих группах занятия строились по традиционной схеме. Показатели физического и функционального состояния занимающихся регистрировали в начале и по окончании эксперимента.

Для эксперимента мы подготовили два различных комплекса:

- первый выполнялся в гимнастическом зале, в него вошли упражнения танцевальной аэробики.

- второй комплекс упражнений выполнялся в воде.

Перед началом эксперимента у занимающихся обеих

групп были взяты начальные антропометрические данные: рост (см), вес (кг), обхватные размеры тела (талии, плеча, голени, бедра).

Для определения функциональных возможностей организма использовали показатели пробы Штанге - задержка дыхания на вдохе и пробы Генча - задержка дыхания на выдохе, характеризующие также общий уровень тренированности организма человека. Состояние аппарата внешнего дыхания студенток - ЖЕЛ мы оценивали с помощью спирометра.

Физическую работоспособность определяли по общепринятым функциональным пробам: тесту Купера (общая выносливость) - преодоление на велотренажере за 12 мин максимально возможного количества метров; индекса Ру-фье - проба с 30 приседаниями за 45 с (скорость восстановления пульса после дозированной нагрузки) - зависимость оценки обратная: чем больше индекс, тем хуже; коэффициент выносливости Кваса (КВ) характеризует состояние сердечно-сосудистой системы. Это интегральная величина, объединяющая ЧСС, систолическое и диастолическое давление (в норме он равен 16 единицам). Его уменьшение указывает на усиление деятельности сердечно-сосудистой системы, увеличение - на ослабление.

Физическую подготовленность мы оценивали по следующим показателям: бег на 100 м; сгибание и разгибание рук в упоре лежа (колич.); поднимание туловища [1] из положения лежа за 30 с (колич.); прыжок в длину с места (см).

Результаты исследования и их обсуждение. В начале педагогического эксперимента статистически достоверных различий в показателях физической и функциональной подготовленности студенток ЭГ и КГ выявлено не было.

Проведенные в начале эксперимента антропометрические измерения показали, что тотальные размеры тела студенток как ЭГ, так и КГ не имели существенных различий и соответствовали среднему уровню их развития. Показатель длины тела (стоя) в ЭГ - 159,01±0,040; в КГ - 157,54±0,029; массы тела в ЭГ - 55,61±0,274, в КГ - 56,32±0,267; обхват талии в ЭГ - 74,83±0,223, в КГ- 75,44±0,267; обхват бедра в ЭГ - 52,12±0,987, в КГ - 51,91±0,968; обхват голени в ЭГ -30,24±0,83, в КГ - 28,92±0,16 (р>0,05).

Исходные показатели пробы Штанге и пробы Генча в обеих группах были зарегистрированы на границе среднего и ниже среднего уровней: проба Штанге (с) в ЭГ - 42,86±0,662, в КГ - 41,84±0,779; проба Генча (с) в ЭГ - 33,48±0,451, в КГ -34,27±0,774 (р>0,05).

Показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) девушек находились в пределах среднего уровня их развития: в ЭГ -2,51±0,642, в КГ - 2,41±0,883 (р>0,05).

В ходе исследования нами установлено, что полученные исходные данные физической работоспособности первокурсниц находились примерно на одном уровне - ниже среднего значения их функциональных возможностей (индекс Руфье): в ЭГ -9,27±0,374, в КГ - 7,82±0,268 (р>0,05).

Исходные показатели теста Купера также находились на одном уровне: в ЭГ - 4373±8,894, в КГ - 4372±7,675, что позволило нам сделать вывод об удовлетворительной работоспособности испытуемых.

Значения индекса КВАСА изначально превышали средний нормативный показатель как в ЭГ - 22,18±0,211, так и в КГ -22,34±0,248, что указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы.

Исходные показатели физической подготовленности в обеих группах находились примерно на одном уровне и незначительно отставали от средних значений: по тесту «Бег на 100 м» в ЭГ - 17,10± 0,336, в КГ - 17,33 ±0,234; по тесту «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» в ЭГ - 7,97±0,778, в КГ - 8,05±0,849; по тесту «Прыжок в длину с места» в ЭГ -168,24±0,556, в КГ - 174,10±0,444; по тесту «Пресс» в ЭГ -16,20±0,111, в КГ - 17,14 ±0,672 (р>0,05).

Тестирование проводилось в октябре 2014 г.

Спустя 8 месяцев с начала эксперимента изменения антропометрических данных в ЭГ были более существенными, чем в КГ. Так, в сравнении с исходными данными показатель длины тела студенток ЭГ увеличился на 0,7 %, в то время как в КГ -на 0,1 % (р>0,05), что доказывает благотворное влияние водной среды на рост занимающихся. Показатель массы тела девушек снизился в ЭГ на 6,9 %, в КГ - на 4,0 % (р>0,05). В обхватных размерах окружности талии, бедра, голени также наблюдается уменьшение показателей: обхват талии в ЭГ уменьшился на 3,9 %, в КГ - на 2,4 %; обхват бедра в ЭГ - на 4,2 %, в КГ -на 1,7 %; обхват голени в ЭГ снизился на 4,1 %, в КГ - на 2, 8 % (р>0,05), что позволило сделать вывод о возможности успешной коррекции фигуры студенток, занимающихся аквааэробикой.

Достоверные положительные сдвиги отмечены по показателям, характеризующим функциональные возможности дыхательной системы занимающихся. Так, прирост показателей пробы Штанге и пробы Генча в ЭГ был более значительным, чем в КГ: проба Штанге в ЭГ - 21,2 %, в КГ - 12,4 %; проба Генча в ЭГ - 18 %, в КГ - 10,6 % (р>0,05). Показатель ЖЕЛ увеличился в ЭГ на 27 %, в КГ - на 19,5 (р>0,05), что также доказывает положительное воздействие занятий в воде на развитие дыхательной системы студенток.

Изменения индекса Руфье произошли в обеих группах: в КГ прирост показателей составил 15,8 % (р>0,05), в то время как в ЭГ повышение показателей было значительнее -22,5 % (р>0,05).

При использовании теста Купера был получен аналогичный результат. В ЭГ, где студентки занимались в водной среде, произошло достоверное улучшение показателей на 22,0 % по сравнению с исходным уровнем. В КГ этот показатель увеличился на 18,1 % (р>0,05).

В ходе исследования показатели КВАСА в ЭГ постепенно приближались к физиологической норме: они были ниже исходного уровня на 26,5 %, что свидетельствует о благоприятном воздействии занятий по аквааэробике на сердечно-сосудистую систему; в КГ снижение показателя было менее значительным - 18,9 %.

Показатель физического развития по сравнению с началом эксперимента достоверно увеличился как в КГ, так и в ЭГ. Прирост показателей в беге на 100 м составил: в ЭГ - 5,3 %, в КГ -5,0 % (р>0,05). По сравнению с исходным уровнем произошло достоверное увеличение показателей в тесте «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа»: в ЭГ - на 25,8 %, в КГ - на 19,5 % (р>0,05). По тесту «Пресс» в ЭГ показатель достоверно увеличился на 25,4 %, в то время как в КГ - на 24,5 % (р>0,05). По тесту «Прыжок в длину с места» темп прироста составил в ЭГ 11,8 %, в КГ - 9,7 % (р>0,05).

По результатам мониторинга студентки ЭГ, посещающие плавательный бассейн, за время проведения эксперимента перенесли простудных заболеваний и ОРЗ 16,3 %, занимающиеся в гимнастическом зале (КГ) - 29, 1 %.

Выводы

Проведенные исследования позволили выявить средний и ниже среднего уровни физической и функциональной подготовленности студенток в начале эксперимента и наметить пути его повышения.

Результаты специально организованного сравнительного исследования свидетельствуют о том, что дополнительные за-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нятия физическими упражнениями, в частности занятия по ак-вааэробике, способны количественно и качественно повысить двигательный и функциональный потенциалы учащейся молодежи.

Литература

1. Моисеенко С.А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Моисеенко. - Хабаровск, 2006.- 167 с.

2. Осыченко М.В. Возможность коррекции показателей физической подготовленности и физической работоспособности физкультурников на фоне введения в рацион питания ламинарии / М.В Осыченко, В.С. Скрипкин // Теория и практика физ. культуры. -2014. - № 4. - С. 47-50.

3. Тимофеева О.В. Повышение эффективности физического воспитания студенток на основе использования подготовки физкуль-турно-показательных выступлений: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Тимофеева. - Омск, 2010.- 150 с.

References

1. Moiseenko, S.A. Sovershenstvovanie protsessa fizicheskogo vospi-taniya studentov meditsinskikh vuzov na osnove dopolnitel'nykh za-nyatiy professional'no-prikladnoy napravlennosti: dis. ... kand. ped. nauk (Improving process of physical education of medical students using extra applied professional classes: Ph.D. thesis) / S.A. Moiseenko. - Khabarovsk, 2006.- 167 P.

2. Osychenko, M.V. Vozmozhnost' korrektsii pokazateley fizicheskoy podgotovlennosti i fizicheskoy rabotosposobnosti fizkul'turnikov na fone vvedeniya v ratsion pitaniya laminarii (Possibility of correction of physical fitness indicators and physical performance of physical education teachers at the background of introduction of kelp into diet) / M.V Osychenko, V.S. Skripkin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tu-ry. - 2014. - № 4. - P. 47-50.

3. Timofeeva, O.V. Povyshenie effektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentok na osnove ispol'zovaniya podgotovki fizkul'turno-pokaza-tel'nykh vystupleniy: dis. ... kand. ped. nauk (Enhancement of physical education of students through the use of preparation of sports exhibition performances) / O.V. Timofeeva. - Omsk, 2010. - 150 P.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

содержание нагрузок на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки баскетболисток 19-20 лет

УДМ^С 796.323 Поступила в редакцию 21.09.2015 г.

Соискательница Р.И. Андрианова1 Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Леньшина2 Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Германов3

1СК «Спартак», Московская область 2Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж 3Педагогический институт физической культуры и спорта МГПУ, Москва

Ключевые слова: этап непосредственной предсоревно-вательной подготовки, молодёжная сборная, действующий олимпийский резерв, квалифицированные спортсмены.

Введение. Несмотря на большое количество научных исследований в теории и практике баскетбола, следует признать недостаточно разработанной характеристику специа-лизированности, направленности, координационной сложности и величины тренировочных нагрузок у баскетболисток 19-20 лет на этапе предсоревновательной подготовки к главным стартам сезона.

Цель исследования - провести анализ содержания специальных тренировочных нагрузок на этапе предсоревновательной подготовки баскетболисток.

Результаты исследования и их обсуждение. В работах многих авторов [1] рекомендуется на предсоревновательном этапе подготовки использовать преимущественно специализированные нагрузки, составляющие 85 % времени тренировочного занятия, при этом координационная сложность упражнений может быть представлена разнообразными приемами и заданиями индивидуального, группового, командного технико-тактического совершенствования, на которые отводится до 80 % времени игрового единоборства. Данные высказывания подтверждены спортивной практикой.

Результаты проведенных научных исследований показали, что у членов сборной команды России молодежного состава при организации централизованной подготовки в условиях учебно-тренировочных сборов, предшествующих выступлению в главных международных соревнованиях (например, на чемпионате Европы), на специализированную нагрузку, включающую игровую практику и проведение акцентированных ситуационных тренировок, приходилось 75-80 % от общего времени этапа, на неспецифическую нагрузку -

20-25 %. При анализе частных объёмов неспецифических нагрузок зафиксировано следующее соотношение объёмов нагрузок разной направленности: объем аэробной работы -6,7 %, на силу - 5,0 %, объем анаэробной работы - 3,4 %, на гибкость - 8,1 %, на быстроту - 1,8 %.

Специализированность нагрузок на этапе волнообразно возрастала: в первом базовом микроцикле составила 84 %, что связано с просмотром технико-тактических и игровых приемов у кандидатов в сборную и отбором игроков для дальнейшей подготовки; во втором базовом микроцикле -49,4 %, а с играми - 66,2 %, в контрольно-подготовительном микроцикле - 52,9 %, с играми - 78,2 %, в предсоревновательном микроцикле - 91,4 %. По интенсивности общие параметры нагрузки распределились по зонам следующим образом: малая - 10 %, средняя - 40 %, большая - 28 % и максимальная - 12 %. На контрольные и товарищеские игры было отведено 10 % времени подготовки. По циклам подготовки наметилась следующая динамика интенсивности нагрузки: в базовом микроцикле на большую и максимальную нагрузку с учётом игр пришлось 50 %, в контрольно-подготовительном - 60 %, в предсоревновательном - 40 %.

Вывод. Повышение специализированности, интенсивности и технико-тактической сложности тренировочных нагрузок молодых баскетболисток в мезоструктуре этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям года позволило команде успешно выступить в финальных соревнованиях чемпионата Европы и занять 4-е место.

Использованная литература

1. Леньшина М.В. Анализ динамики нагрузки в мезоциклах подготовки к главным соревнованиям баскетболисток молодёжного возраста / М.В. Леньшина, Р.И. Леньшина // Культура физическая и здоровье. - 2011. - Т. 32. - № 2. - С. 51-54.

Информация для связи с автором: genchay@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.