Научная статья на тему 'Применение кругового метода тренировки для повышения физической подготовленности студентов специальных медицинских групп на занятиях по физическому воспитанию Елена Вячеславовна Нефедова, старший преподаватель'

Применение кругового метода тренировки для повышения физической подготовленности студентов специальных медицинских групп на занятиях по физическому воспитанию Елена Вячеславовна Нефедова, старший преподаватель Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
246
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТАНЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ДИНАМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нефедова Елена Вячеславовна, Козловцева Екатерина Александровна, Лубкин Янис Янович, Ежова Алла Витальевна

Статья посвящена вопросу поиска новых путей использования возможностей организма человека. Рассматривается проблема совершенствование физической подготовки студентов специальных медицинских групп с нарушением осанки. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия для оптимизации адаптации студентов к нагрузкам, а также повышение работоспособности и функциональной подготовленности занимающихся. Предлагаемая методика организации занятий студентов с включением в нее кругового метода является эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нефедова Елена Вячеславовна, Козловцева Екатерина Александровна, Лубкин Янис Янович, Ежова Алла Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applications of circular method of training for increasing physical preparedness of students of special medical groups at the sessions of physical education

The article is devoted to the search for the new ways of using the possibilities of the human body. The problem of improving the physical training of students of the special medical groups with violation of the posture is considered. The expediency of using the directed pedagogical influence to optimize the adaptation of the students to workloads, as well as increasing the efficiency and functional readiness of those engaged are revealed and justified. The proposed methodology for organizing classes for students with the inclusion of the circular method in it is effective.

Текст научной работы на тему «Применение кругового метода тренировки для повышения физической подготовленности студентов специальных медицинских групп на занятиях по физическому воспитанию Елена Вячеславовна Нефедова, старший преподаватель»

state medical University of Minzdrav of Russia, Irkutsk, pp. 100-103

4. Sukharev, A.G. (2002), "Methods of social and hygienic monitoring of childhood and adolescence", Public Health and habitat, No. 2, pp. 4-10.

5. Shklyarenko, A.P. (2001), Physiological principles for the use ofphysical exercise in the scoliotic illness in children and adolescents, KSAPES publishing, Krasnodar

6. 7. Shklyarenko, A. P. (2002), Physiological basis of use of means of physical culture at scoliotic illness in children and adolescents, dissertation, Krasnodar.

7. Zinyakov, N.N., Boldyrev, S.Yu., Zinyakov N.T. and Bartashevich, V.V. (2009), "The effectiveness of therapeutic exercises stimulating tonic muscle contraction in the correction of movement stereotype in disorders of posture of pupils", Kuban scientific medical Bulletin, No. 8, pp. 88-90.

Контактная информация: 79532469093@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2018

УДК 796.011.3

ПРИМЕНЕНИЕ КРУГОВОГО МЕТОДА ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Елена Вячеславовна Нефедова, старший преподаватель, Екатерина Александровна Козловцева, старший преподаватель, Янис Янович Лубкин, преподаватель,

Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Воронеж, Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК), Воронеж

Аннотация

Статья посвящена вопросу поиска новых путей использования возможностей организма человека. Рассматривается проблема совершенствование физической подготовки студентов специальных медицинских групп с нарушением осанки. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия для оптимизации адаптации студентов к нагрузкам, а также повышение работоспособности и функциональной подготовленности занимающихся. Предлагаемая методика организации занятий студентов с включением в нее кругового метода является эффективной.

Ключевые слова: упражнения, подготовленность, станции, показатели, воздействие, динамика, эффективность, двигательные качества.

APPLICATIONS OF CIRCULAR METHOD OF TRAINING FOR INCREASING PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS AT THE SESSIONS OF PHYSICAL EDUCATION

Elena Vyacheslavovna Nefedova, the senior teacher, Ekaterina Aleksandrovna Kozlovtseva, the senior teacher, Yanis Yanovich Lubkin, the teacher, Voronezh State Technical University, Voronezh,

Alla Vitalyevna Yezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education, Voronezh

Annotation

The article is devoted to the search for the new ways of using the possibilities of the human body. The problem of improving the physical training of students of the special medical groups with violation of the posture is considered. The expediency of using the directed pedagogical influence to optimize the adaptation of the students to workloads, as well as increasing the efficiency and functional readiness of those engaged are revealed and justified. The proposed methodology for organizing classes for students with the inclusion of the circular method in it is effective.

Keywords: exercises, preparedness, stations, indicators, impact, dynamics, efficiency, motor qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Количество студентов, поступающих в вузы, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе с каждым годом увеличивается. Многие из них имеют низкий уровень физической подготовленности. В современном Российском обществе большое внимание уделяется активизации человеческого фактора, все возрастающее значение приобретают вопросы эффективной массовой физической подготовки молодежи. Важным становится вопрос о необходимости в разработке кардинальных мер, направленных на оздоровление молодежи и повышение их физической подготовленности. В процессе гармоничного развития особое место занимает физическая подготовка [1, 3].

Одним из действенных методов физической подготовленности является круговой метод. В круговой тренировке происходит строгое выполнение конкретных упражнений, подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, где обеспечивается быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени. При этом обеспечивается индивидуализация обучения и эффективно используется время, планируемое на физическую подготовку. Создание определенной модели развития двигательных качеств для формирования и совершенствования конкретных навыков, которые воспитываются во взаимодействии и единстве, повышает устойчивость организма к нагрузкам, расширяет сферу двигательных возможностей человека [2, 4].

Целью работы является совершенствование физической подготовки студентов специальных медицинских групп Воронежского государственного технического университета на основе кругового метода тренировки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами была разработаны комплексы упражнений с учетом значимости физической подготовленности студентов специальных медицинских групп, выполняемые в режиме круговой тренировки. Упражнения были включены в процесс физического воспитания студентов. Эксперимент проходил в естественных условиях в ходе занятий по физическому воспитанию 3 раза в неделю по 2 часа.

На первом этапе предусматривался подбор упражнений на совершенствование скелетных мышц и вегетативных систем, наиболее значимых укрепления здоровья и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Группа студенток из 12 человек была разделена на 4 подгруппы по 3 человека в каждой. Все занимающиеся должны были пройти 4 станции. Время выполнения упражнения равнялось от 20 до 30 секунд.

Поскольку на одной станции занималось 3 человека, то на каждую станцию вместе с переходом отводилось по 3 минуты. Поэтому на один полный круг затрачивалось 12 минут. В течение занятия, занимающиеся должны были пройти 2 полных круга.

Оставшееся время уделялось координационной подготовке или комплексу упражнений на коррекцию осанки. В качестве дополнительных упражнений использовались упражнения для профилактики плоскостопия, развития различных физических качеств; формирование правильной осанки и рационального дыхания.

Направленность 2-го этапа - это совершенствование скоростных качеств и скоростной выносливости с помощью повышения функционального состояния занимающихся и улучшение физического состояния посредством лёгких дозируемых физических нагрузок.

Для развития быстроты упражнения проводились в начале тренировки, предлагалось 3 станции по 4 человека на каждой, время работы до 20 секунд. Пройти 2 круга.

Для развития скоростно-силовых качеств занятия проводились после дня отдыха. Занимающимся предлагалось занятие на 4-х станциях: 3 человека на станцию, нагрузка до

30 секунд. Пройти 2 круга.

Для развития скоростной выносливости упражнения давались в середине занятия после непродолжительного отдыха. Предлагалось 4 станции по 3 человека, время работы - до 30 секунд. Пройти 3 круга.

Дополнительными средствами подготовки были бег в сочетании с ходьбой. Когда занятий проходили на открытом воздухе использовали дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию, так как нарушение осанки (сколиоз) имелось у студентов специальных медицинских групп, которых мы обследовали. Применялись упражнения на укрепление мышц живота и туловища.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования показали, что достоверные изменения произошли в четырех из шести показателей физической подготовленности. Значительно улучшились результаты выполнения прыжков вверх с места и в длину с места (Р<0,05). Процент прироста в прыжках вверх составил 15,94%, а в длину - 14,04% соответственно. Еще один параметр, характеризующий скоростно-силовые показатели, так же имел достоверный прирост (Р<0,05). Испытуемые стали бросать набивной мяч весом 2 кг на 1,23 м дальше (процент прироста составил 23,21%).

В показателях, характеризующих скоростную выносливость так же видно улучшение результата (Р<0,05). Время пробегания 98-метрового отрезка челночным способом уменьшилось на 1,39 с. Процент прироста при этом составил 5,39%. Целенаправленное воздействие на развитие выносливости дало положительный результат.

В тестах, характеризующих стартовое ускорение (бег на 6 м) и дистанционную скорость (бег на 20 м) достоверных изменений не произошло (Р>0,05). Хотя и имеется положительная динамика. Так, в пробегании 6 метрового отрезка результаты улучшились на 1,53%, в пробегании 20 метров - на 0,89%. Это можно объяснить тем, что физическое качество «быстрота» специфично и для его развития требуются большие по времени сроки.

Следовательно, предлагаемая методика подготовки студентов с включением в нее кругового метода является эффективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработана программа упражнений для развития физических качеств студентов специальных медицинских групп, организованных по круговому методу.

В результате проверки эффективности разработанной программы установлено, что у студенток произошло достоверное увеличение (Р<0,05) показателей в скоростной выносливости и скоростно-силовых качествах, в показателях развития быстроты наблюдается тенденция к улучшению. Таким образом, проведённое педагогическое исследование подтвердило эффективность программы, о чём свидетельствуют результаты исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежова, А.В. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физического воспитания в вузе / А.В. Ежова, С.С. Артемьева, О.Н. Крюкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Проблемы высшего образования. - 2017. - № 3. - С. 37-39.

2. Ильичева, О.В. Эффективность методик развития взрывной силы мышц нижних конечностей и прыгучести у баскетболистов 16-17 лет с плоскостопием / О.В. Ильичева, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 92-96.

3. Конструктивный подход к модернизации системы физического воспитания населения России / Г.В. Бугаев, В.К. Волков, И.Е. Попова, О.Н. Савинкова, В.И. Козлов // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 4 (59). - 2016. - С.41-46.

4. Проектирование прыжковых заданий для воспитания скоростно-силовых способностей юных баскетболистов 14-15 лет / М.В. Леньшина, Г.Н. Германов, Р.И. Андрианова, О.И. Кузьмина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 133-140.

REFERENCES

1. Ezhova, A.V., Artemyeva, S.S. and Kryukova, O.N. (2017), "Pedagogical support of the effectiveness of the process of physical education in the university", Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.

2. Ilicheva, O.V., Sirakovsky, Ya.V. and Ezhova, A.V. (2017), "Efficiency of techniques for the development of explosive strength of the muscles of the lower extremities and jumping in basketball players of 16-17 years with flat feet", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3(145), pp. 92-96.

3. Bugaev, G.V., Volkov, V.K., Popova, I.E., Savinkova, O.N. and Kozlov, V.I. (2016), "A constructive approach to the modernization of the system of physical education of the population of Russia," Culture physical and health, No. 4 (59), pp. 41-46.

4. Lenshina, M.V., Germanov, G.N., Andrianova, R.I. and Kuzmina, O.I. (2015), "Designing of jumping tasks for the education of speed-strength abilities of young basketball players of 14-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11(129), pp. 133-140.

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.03.2018

УДК 796.011:316.628

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Евгений Владиславович Осипенко, кандидат педагогических наук, доцент, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (УО «ГГУ им. Ф. Скорины»), Гомель, Беларусь

Аннотация

В статье приведены данные по изучению мотивационной сферы учащихся Гомельского региона (Беларусь) к занятиям физической культурой и спортом. Выполнен анализ ведущих мотивов занятий физическими упражнениями, уточнена структура мотивационной сферы учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Анализ полученных результатов позволил выявить негативные тенденции, которые указывают на необходимость своевременной корректировки организации физического воспитания учащихся, а также физкультурно-спортивной работы в школах.

Ключевые слова: мотивационная сфера, физическая культура и спорта, физические упражнения.

MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF SECONDARY EDUCATION TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Evgeny Vladislavovich Osipenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Educational Establishment "Francisk Skorirn Gomel State University", Gomel, Belarus

Annotation

The article presents the data on the study of the motivational sphere of the students of the Gomel region (Belarus) to physical education and sports. The analysis of the leading motives to the physical exercises, the structure of the motivational sphere of the students in the process of physical culture and sports have all been conducted. Analysis of the obtained results allowed identifying the negative trends that indicate the need in timely adjustment of the organization of physical education of the students, physical and sports activities at schools.

Keywords: motivational sphere, physical culture and sports, physical exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Современные преобразования нашего общества предъявляют новые требования к социально ориентированному воспитанию личности школьников, инновационным подходам и методам решения социально-педагогических задач. Проблемы физического воспитания школьников являются актуальными, так как в этом возрасте закладываются основы личностной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни людей [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.