Научная статья на тему 'Тренировка студентов с низким уровнем физической подготовленности к сдаче норм ГТО'

Тренировка студентов с низким уровнем физической подготовленности к сдаче норм ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
397
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КОМПЛЕКС ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Виноградов Игорь Геннадьевич, Токарева Александра Владимировна

В статье представлены результаты исследования, направленного на системное изучение феномена низкого уровня физической подготовленности на содержательном, процессуальном и мотивационном уровнях. Авторами выявлены факторы, обуславливающие низкий уровень физической подготовленности студентов, и обоснована методика их тренировки к сдаче норм ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Виноградов Игорь Геннадьевич, Токарева Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of students with low level of physical fitness to qualifying in standards of “Ready for Labor and Defense”

Results of the research directed at the system studying of the phenomenon of low level of physical fitness at the substantial, procedural and motivational levels are presented in article. Authors have revealed the factors causing the low level of physical fitness of students and the methodology for their training to qualifying in standards of “Ready for Labor and Defense” have been proved.

Текст научной работы на тему «Тренировка студентов с низким уровнем физической подготовленности к сдаче норм ГТО»

REFERENCES

1. Astrand, P.O. and Muravov, I.V. 92004), "Health effects of exercise", Valeology, No. 2, pp.

64-70.

2. Ilyin, E.P. (2006), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

3. Kozakova, K.G. (1993), The physical condition of women of mature age 1 and its correction in terms of various forms of sports and recreational activities, dissertation, Kiev.

4. Orlova S.V., Vasilewskaya L.S., Karushina, L.I. and Belousova A.S. (2002), Correction of body weight depending on the human somatic type, publishing house RUDN, Moscow

5. Wilmore J.X. and Costill, D.L. (1997), Physiology of sport and motor activity, Olympic Literature, Kiev.

Контактная информация: indra-om@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2016

УДК 796.011

ТРЕНИРОВКА СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Александра Владимировна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на системное изучение феномена низкого уровня физической подготовленности на содержательном, процессуальном и моти-вационном уровнях. Авторами выявлены факторы, обуславливающие низкий уровень физической подготовленности студентов, и обоснована методика их тренировки к сдаче норм ГТО.

Ключевые слова: студенты, комплекс ГТО, физическая подготовленность, методика тренировки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p47-51

TRAINING OF STUDENTS WITH LOW LEVEL OF PHYSICAL FITNESS TO QUALIFYING IN STANDARDS OF "READY FOR LABOR AND DEFENSE" Igor Gennadievich Vinogradov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Alexandra Vladimirovna Tokareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

Annotation

Results of the research directed at the system studying of the phenomenon of low level of physical fitness at the substantial, procedural and motivational levels are presented in article. Authors have revealed the factors causing the low level of physical fitness of students and the methodology for their training to qualifying in standards of "Ready for Labor and Defense" have been proved.

Keywords: students, «Ready for Labor and Defense» complex, physical fitness, training technique.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего общества отмечается существенное ухудшение состояния здоровья, работоспособности и физической подготовленности человека,

аналогичная тенденция наметилась и в высших учебных заведениях Российской Федерации. При обследовании студентов ряда вузов более 40% составили студенты с низким уровнем физической подготовленности и функционального состояния организма [1, с. 37]. В теории и практике физической культуры традиционно большее внимание уделялось процессу физического совершенствования «среднего» студента. Вместе с тем, в настоящее время, особую актуальность имеет проблема повышения физической подготовленности студентов, имеющих низкий уровень развития двигательных качеств.

Цель исследования - обоснование методики тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности к сдаче норм ГТО.

Задачи исследования:

1. Определить факторы, обуславливающие низкий уровень физической подготовленности студентов.

2. Разработать методику тренировки студентов с различным уровнем физической подготовленности к сдаче норм ГТО.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальная работа выполнена в рамках темы НИР кафедры физического воспитания СПбГАСУ.

В ходе эксперимента обследовано 125 студентов (юношей) 1 курса.

Решение задач, поставленных в работе, осуществлялось в три этапа и использовались следующие методы научного исследования:

- теоретический анализ и обобщение литературных источников;

- определение и оценка физической подготовленности;

- проведение констатирующего педагогического эксперимента;

- статистический анализ и обработка материалов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Известно, что уровень физической подготовленности человека является производным от уровня физического развития, функционального состояния, степени мотивации к осуществлению двигательной деятельности и наличие двигательного опыта. Поэтому, важно проанализировать вышеуказанные факторы у студентов, различающихся по уровню физической подготовленности [2].

Результаты выполнения тестов ГТО студентов, полученные в процессе контрольной проверки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты выполнения тестов ГТО студентами (юноши)_

Показатели Кол-во студентов Среднее Стандартное отклонение

XX т

1. Подтягивание на перекладине, раз 54 10,50 0,37 2,74

2. Прыжок в длину с места, см 63 224,2 1,9 15,3

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 59 33,4 1,5 12,1

4. Поднимание туловища из положения лежа, раз 46 55,4 0,9 6,3

5. Бег на 100 м, с 60 13,90 0,08 0,63

Полученные результаты свидетельствуют о том, что средние значения, в целом, соответствуют показателям бронзового значка ГТО. Однако достаточно высокие значения среднеквадратичного отклонения в рассматриваемых показателях свидетельствуют о весьма значительном числе студентов с низким уровнем физической подготовленности. Тестирование студентов-мужчин свидетельствует о неравномерном уровне их физической подготовленности, что должно учитываться при определении методики занятий.

Испытуемым предлагалось два варианта однократной тренировки с использованием трех типов нагрузки: аэробная, скоростно-силовая, анаэробная. Различия состояли в

последовательности указанных нагрузок (схема 1).

Схема 1. Последовательность выполнения разнохарактерных упражнений для достижения срочного тренировочного эффекта

На наш взгляд, вариант № 2 последовательности выполнения разнохарактерных упражнений первоначально обеспечивает развертывание аэробных процессов и создает благоприятные условия для силовой и анаэробной работы. Как видно из полученных результатов более значительный кислородный приход отмечается при первом варианте тренировки (таблица 2).

Таблица 2

Показатели состояния дыхательной системы при различных вариантах тренировки

(XX±т)

№ Показатели Варианты тренировки Р

п/п Первый Второй

1 Кислородный приход (л) 58±1,95 51,8±1,85 <0,05

2 Текущее потребление кислорода (мл-кг"1мин -1) 36,3±2,8 32,3±2,5 <0,05

Исходя из этого, рекомендуется адекватная последовательность выполнения упражнений в процессе однократной физической тренировки.

Вместе с тем, недостаточная координированность двигательных и вегетативных функций у студентов с низким уровнем физической подготовленности не обеспечивает адекватного реагирования на соответствующие нагрузки. Поэтому умеренная по интенсивности нагрузка, предшествуя скоростным и силовым упражнениям, обеспечивает постепенное вхождение в физическую работу и координацию вегетативных и двигательных функций.

На наш взгляд, подобное построение занятий со студентами, имеющими низкий уровень физической подготовленности, позволит достигать устойчивого физического состояния с соответствующими заданными параметрами.

При обосновании какого-либо варианта тренировки большое значение приобретает выделение объективных критериев. В проведенной серии экспериментов такими критериями являлись: кислородный приход и текущее потребление кислорода. Полученные данные четко характеризуют повышение этих показателей при первом варианте тренировки (на уровне достоверности 95%). Очевидно, что как минимум в 95% случаях отмечается увеличение кислородного прихода и текущего потребления кислорода. Предварительное включение в тренировку аэробных упражнений допустимой интенсивности направленно на обеспечение координации двигательных и вегетативных функций у студентов с низким уровнем физической подготовленности.

Следует отметить, что студенты с низким уровнем физической подготовленности субъективно достаточно трудно переносят продолжительную и интенсивную нагрузку. Поэтому применение в начале тренировки аэробных упражнений с небольшой интенсивностью обеспечивает адаптацию организма к продолжительной нагрузке циклического характера. Широкое использование равномерного метода тренировки направленно на постепенную адаптацию, как всего организма, так и отдельных его систем к физической

нагрузке, предупреждение перенапряжения и заболевания студентов. По-видимому, разнохарактерная нагрузка в значительно меньшей мере способствует этому.

Для студентов с низким уровнем физической подготовленности характерна повышенная утомляемость. Поэтому наибольший вклад в их общую физическую подготовленность должна иметь общая выносливость. Заметим, что быстрее растет выносливость у лиц с низким уровнем физической подготовленности. Причем важно отметить, что наличие среднего уровня физической подготовленности не обеспечивает прогрессирующего роста выносливости. На наш взгляд, это обусловлено тем, что студенты с указанным уровнем подготовленности недостаточно мотивированы вследствие заведомого выполнения нормативных требований. Существующая система физической культуры в совокупности с нормативными требованиями не может обеспечить достаточной физической подготовленности, для лиц с низким ее уровнем.

Таким образом, для исследуемого контингента, физическая культура должна быть преимущественно направлена на выносливость.

Подтверждением повышенной утомляемости лиц с низким уровнем физической подготовленности является увеличение времени восстановления частоты сердечных сокращений после бега на 1 и 3 км (таблица 3). В свою очередь, одинаковый уровень ЧСС у «худших» и «лучших» после бега на 1 километр свидетельствует о более высоких функциональных возможностях кардиореспираторной системы у последних (с учетом более высоких результатов в беге).

Таблица 3

Показатели МПК и ЧСС после бега на 1 и 3 км (X±т) у ^ студентов_

Группы студентов ЧСС после бега (уд/мин) £ ЧСС восстановления (суммарные значения) МПК (мл-кг 1мин 1)

Бег на 1 км Бег на 3 км Бег на 1 км Бег на 3 км Бег на 1 км Бег на 3 км

С хорошим уровнем физической подготовленности 175±10 191±8,7 226±10 220±36 50,8 ±4,5 51,5 ±4,5

С низким уровнем физической подготовленности 176±6 174±4,7 340±19,6 313 ±23,6 38,7 ±0,5 38,4 ±0,4

Для повышения эффективности функционирования кардиореспираторной системы у студентов с низким уровнем подготовленности на определенных этапах тренировки целесообразно применять интервальный метод.

ВЫВОДЫ

Факторный анализ комплекса показателей позволяет заключить, что уровень физической подготовленности взаимосвязан с параметрами антропомоторики, функционального состояния, уровнем развития психических качеств. Установлено, что факторами, обуславливающими низкий уровень физической подготовленности студентов, являются недостаточные функциональные возможности кардиореспираторной системы (низкий МПК), низкий уровень адаптации к физическим нагрузкам (неудовлетворительные результаты в беге на 3 км), продолжительный период восстановления организма после нагрузок, слабая их переносимость, достаточно продолжительные паузы отдыха при интервальной работе.

В ходе исследования установлено, что тренировочные занятия со слабо подготовленными студентами целесообразно проводить с использованием принципа групповой индивидуализации, а наиболее рациональным вариантом является следующая последовательность выполнения упражнений: аэробные, скоростно-силовые, анаэробные. Чрезвычайно важно, такой феномен как низкий уровень физической подготовленности человека рассматривать целостно, во взаимосвязи с показателями, отражающими различные уровни функционирования личности: морфофункциональный, психологический и поведенческий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кадыров, Р.М. Критерии проверки и оценки физической подготовки / Р.М. Кадыров ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1990. - 137 с.

2. Токарева, А. В. Мониторинг функционального состояния студентов как средство контроля в физической культуре [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. Сентябрь 2013. № 9. - URL: http://psychology. snauka.ru/2013/09/2416 (дата обращения: 13.11.2015).

REFERENCES

1. Kadyrov, R.M. (1990), The criteria for testing and evaluating physical fitness, VIFK, Leningrad.

2. Tokareva, A.V. (2013), "Monitoring the functional state of students as a means of controlling physical training", Psychology, Sociology and Pedagogy, September 2013, No. 9, available at: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2416.

Контактная информация: igor0115@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2016

УДК 796.922

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ

Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Васильевич Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Поволжского ) федерального университета (К(П)ФУ), Казань; Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург

Аннотация

Достижение высоких спортивных результатов в лыжных гонках в значительной степени зависят от уровня развития у спортсменов специальных силовых качеств. Однако работ, посвященных изучению данного вопроса немного, но и в них нет единого подхода к силовой подготовке, хотя отдельные методики представляют несомненный интерес. В статье мы исследовали эффективность статодинамических упражнений в преодолевающем и уступающим режимах с незначительным сгибанием и разгибанием в суставах в замедленном темпе, что способствует пережиму капилляров в работающих мышцах и как следствие создается локальная гипоксия.

Ключевые слова: статодинамические упражнения, локальная гипоксия, силовые способности, силовая выносливость, круговой метод, молочная кислота, динамический режим, круговая тренировка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p51-55

EFFICIENCY OF STATIC AND DYNAMIC EXERCISES IN TRAINING TO THE POWER ENDURANCE OF YOUNG SKIERS

Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vasilyevich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University, Naberezhnye Chelny, Lilia Irekovna Khalilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg

Annotation

Achieving of high sports results in ski races are substantially dependent on the level of athletes' special power qualities. However, there are few works devoted to the studying of the matter, but there is also no unified approach to the power preparation in such researches, though, the separate techniques represent undoubted interest. In our work we've investigated the efficiency of the stato-dynamic exercises in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.