Научная статья на тему 'Динамика физической подготовленности студентов 1-3 курсов Самарской ГСХА с мая по сентябрь 2015 года'

Динамика физической подготовленности студентов 1-3 курсов Самарской ГСХА с мая по сентябрь 2015 года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
167
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ДВИГАТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич

В статье представлены результаты тестирования двигательной подготовленности студентов Самарской ГСХА в период май сентябрь 2015 года. Установлено, что двигательная подготовленность выше у студентов мужского пола. Вместе с тем выявлено, что в период май сентябрь у студентов обеих полов ухудшаются показатели в двигательных тестах. Наибольшими темпами в каникулярный период снижается уровень физической подготовленности у обучающихся мужского пола. Даны рекомендации по повышению уровня двигательной активности и коррекции физической подготовленности студентов обоих полов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of physical fitness of students of 1-3 courses of the Samara State Agricultural Academy from May to September, 2015

Results of testing on motive readiness of the students of the Samara State Agricultural Academy during the period from May to September, 2015 are presented in article. It is established that motive readiness is higher at male students. At the same time it is revealed that during the period from May till September the indicators in motive tests worsened at students of both genders. The greatest rates of decrease in the level of physical fitness among the trained male have been observed during the vacation period. Recommendations about increase of level of the physical activity and correction of the physical fitness of students of both genders have been made.

Текст научной работы на тему «Динамика физической подготовленности студентов 1-3 курсов Самарской ГСХА с мая по сентябрь 2015 года»

УДК 796.011

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1-3 КУРСОВ САМАРСКОЙ ГСХА С МАЯ ПО СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г Самара

Аннотация

В статье представлены результаты тестирования двигательной подготовленности студентов Самарской ГСХА в период май - сентябрь 2015 года. Установлено, что двигательная подготовленность выше у студентов мужского пола. Вместе с тем выявлено, что в период май - сентябрь у студентов обеих полов ухудшаются показатели в двигательных тестах. Наибольшими темпами в каникулярный период снижается уровень физической подготовленности у обучающихся мужского пола. Даны рекомендации по повышению уровня двигательной активности и коррекции физической подготовленности студентов обоих полов.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, двигательное тестирование, компьютерная программа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p33-37

DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF 1-3 COURSES OF THE SAMARA STATE AGRICULTURAL ACADEMY FROM MAY TO SEPTEMBER, 2015

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Samara State Agricultural Academy, Samara

Annotation

Results of testing on motive readiness of the students of the Samara State Agricultural Academy during the period from May to September, 2015 are presented in article. It is established that motive readiness is higher at male students. At the same time it is revealed that during the period from May till September the indicators in motive tests worsened at students of both genders. The greatest rates of decrease in the level of physical fitness among the trained male have been observed during the vacation period. Recommendations about increase of level of the physical activity and correction of the physical fitness of students of both genders have been made.

Keywords: physical fitness, students, motive testing, computer program.

ВВЕДЕНИЕ

В оценке состояния здоровья и физического состояния учащейся молодежи показатели физической подготовленности имеют основополагающее значение [1-4]. Данными вопросами занимались многие отечественные исследователи [1-6, 8].

Известно, что минимальный объем двигательной активности студенческой молодежи составляет 8-10 часов в неделю. При этом большинство студентов страдают гипокинезией, что влечет за собой повышение уровня общей заболеваемости, снижение адаптации организма, снижение уровня физического состояния в целом, и только 25^30% из них придерживаются рекомендованных объемов двигательной активности.

В принятой Правительством Самарской области Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года, ставится задача достичь к 2018 году доли учащейся молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 65%.

Мы прогнозируем, что достичь таких показателей студенческой молодежью к тому времени будет невозможно. В связи с тем, что сегодня уровень двигательной активности большинства обучающихся находится на низком уровне. Кроме того, потребность в

самостоятельной двигательной активности у большинства из них не сформирована. Так, по данным опроса студентов Самарской ГСХА, только 22,5% студентов систематически занимаются физической культурой и спортом [1]. Абсолютное большинство студентов ограничиваются одним-двумя занятиями физической культурой в неделю в рамках плановых учебных занятий по расписанию.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

В связи с низким уровнем двигательной активности студентов Самарской ГСХА и недостаточно высоким уровнем физической подготовленности [1, 3], нами было принято решение провести педагогическое тестирование в мае и в сентябре 2015 года по восьми двигательным тестам. Анализ динамики физической подготовленности студентов 1-3 курсов обеих полов от конца 2014-2015 учебного года к началу 2015-2016 учебного года позволил нам дать рекомендации по коррекции их физической подготовленности.

Цель исследования: Выявить динамику физической подготовленности студентов 1-3 курсов Самарской ГСХА от мая к сентябрю 2015 года и дать рекомендации по оптимизации двигательного режима и коррекции развития физических качеств.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень физической подготовленности студентов 1-3 курсов Самарской ГСХА с использованием информационных технологий.

2. Выявить динамику физической подготовленности от мая к сентябрю 2015 года.

3. Разработать рекомендации по повышению уровня двигательной активности и коррекции физической подготовленности студентов обоих полов.

Двигательное тестирование осуществлялось в мае и в сентябре 2015 года. Оно включало в себя контрольные упражнения, характеризующие уровень развития скоростных, скоростно-силовых, силовых двигательных качеств, выносливости, гибкости и координационных способностей. А именно: бег на 100 метров, прыжок в длину с места, отжимания от пола в упоре лежа (девушки) и подтягивания на высокой перекладине (юноши), бег на 1000 метров, наклон вперед из исходного положения, стоя скамейке, челночный бег 3*10 метров. Для статистической обработки данных двигательного тестирования, оценки уровня физической подготовленности (ФП) и анализа динамики показателей двигательных тестов, мы использовали компьютерную программу по оценке и коррекции физической подготовленности обучающихся под редакцией С.П. Левушкина [7].

Анализ статистической обработки данных двигательного тестирования в сентябре 2015 года указывает на то, что уровень ФП студентов находится на уровне ниже среднего. Так, студентов с высоким уровнем ФП выявлено не было, а большинство из них имеют средний и ниже среднего уровень физической подготовленности (38,81% и 40,3% соответственно). Уровень ФП юношей находится на удовлетворительном уровне. Об этом свидетельствует то, что примерно равное количество из них имеют уровень ФП выше среднего и ниже среднего (24,44% и 26,67% соответственно), а большинство из них (40,0%) имеют средний уровень ФП. Общая физическая подготовленность девушек значительно ниже таковой у юношей. Так, большинство из них имеют ниже среднего и средний уровень ФП (47,19% и 38,2% соответственно). Также среди них выявлено в 3,5 раза больше испытуемых с уровнем ФП ниже среднего по сравнению с юношами (рисунок 1). Данный факт указывает на то, что в досуговой деятельности девушки меньше, по сравнению с юношами уделяют внимание занятию физическими упражнениями (ФУ).

Анализ динамики показателей в двигательных тестах от мая к сентябрю говорит о том, что как у юношей, так и у девушек достоверно (р<0,05) ухудшились показатели в силовой выносливости. Так, в подтягивании на высокой перекладине у юношей и в отжимании от пола у девушек показатели ухудшились - на 40,7% и на 19,61% соответственно. Кроме того, юноши достоверно (р<0,05) ухудшили (на 4,13%) результат в прыжке в длину с места.

50 40 30 20 10 0

38,8140,3

40

38,2

47.

9,7

24,4

5,97 5,22

26,67

6,67

7,87

4,49

□ Выше среднего

□ Средний

□ Ниже среднего

□ Низкий

□ Не определено

Все студенты Юноши Девушки

Рисунок 1. Уровень физической подготовленности студентов 1-3 курсов Самарской ГСХА

в сентябре 2015 года

Вместе с тем, есть позитивные сдвиги в двигательных тестах, особенно это касается девушек. Так, в челночном беге и в наклоне вперед студентки достоверно (р<0,05) улучшили свои показатели (на 2,02% и на 11,98% соответственно). Однако наряду с позитивными изменениями у девушек произошло ухудшение показателей в четырех двигательных тестах, но в трех случаях негативные изменения не являются достоверными. У юношей в сентябре 2015 года произошло более значительное ухудшение ФП по сравнению с маем 2015 года. Так, в шести двигательных тестах из семи они ухудшили свои показатели, причем в двух случаях (в прыжке в длину с места и в подтягивании на высокой перекладине) эти изменения носят достоверный характер (р<0,05).

Таким образом, по результатам анализа двигательной подготовленности студентов 1-3 курсов Самарской ГСХА можно сделать заключение о том, что как девушки, так и юноши в летний период недостаточно внимания уделяют самостоятельной двигательной активности, из-за чего снижается уровень общей ФП. Если юноши в целом по итогам тестирования в мае 2015 года имели более высокий уровень ФП по сравнению с девушками, то за летний период у них большими темпами снизилась общая физическая подготовленность по сравнению с девушками. Данный факт указывает на острый дефицит двигательной активности у большинства студентов мужского пола в летний каникулярный период. Если в период учебных занятий этот дефицит они частично компенсируют на практических занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт», то в период июль-август у них такой возможности нет.

Таблица 1

Динамика показателей в двигательных тестах студентов Самарской ГСХА

Контрольные Тесты Май 2015 Сентябрь 2015 Прирост, % Май 2015 Сентябрь 2015 Прирост, %

Девушки Юноши

Бег на 100 м, с 18,41±0,29 18,27±0,21 - 0,76 14,6±0,2 14,65±0,2 0,34

Бег на 1000 м, с 340,0±7,24 342,0±7,5 0,59 262,2±6,2 252,0±6,8 - 3,81

Челночный бег 3x10 м, с 8,9±0,08 8,72±0,07 -2,02* 7,52±0,21 7,6±0,1 1,06

Прыжок в длину с места, см 169,4±4,1 167,27±2,57 - 1,25 232,3±4,2 222,7±4,7 - 4,13*

Отжимания от пола, кол-во раз 14,5±1,3 8,6±0,73 - 40,7* - - -

Подтягивания на высокой перекладине, кол-во раз - - - 10,3±1,08 8,28±0,73 - 19,61*

Поднимание туловища, руки за головой за 30 сек., кол-во раз 18,75±0,7 18,02±0,46 - 0,39 23,5±0,8 22,97±0,9 - 2,25

Наклон вперед из положения стоя, см 13,1±0,95 14,67±0,59 11,98* 13,24±1,5 12,39±1,0 - 6,41

Примечание: * достоверно при р<0,05

ВЫВОДЫ

1. Анализ динамики двигательных тестов показал то, что девушки-студентки имеют более низкий уровень общей физической подготовленности по сравнению с обучающимися мужского пола.

2. В летний период, когда недельный объем двигательной активности студентов достигает минимума, у них наблюдается снижение уровня общей физической подготов-

ленности по сравнению с концом учебного года. Об этом свидетельствует ухудшение показателей в двигательных тестах в начале 2015-2016 учебного года, особенно у студентов мужского пола.

3. В целях повышения уровня общей физической подготовленности студентам обеих полов, в первую очередь девушкам, необходимо повысить минимальный объем двигательной активности и приблизиться к рекомендуемым 8-10 часам в неделю.

4. Девушкам и юношам при организации занятий физическими упражнениями, как в форме самостоятельных занятий, так и в рамках практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» следует, прежде всего, больше внимания уделять развитию выносливости (посредством длительного бега до 4-7 км) и силовой выносливости мышц сгибателей и разгибателей рук, то есть чаще включать в занятия физическими упражнениями подтягивания на перекладине и отжимания от пола.

5. Для проведения оценки динамики уровня общей физической подготовленности и развития отдельных физических качеств студентов от начала к концу учебного года необходимо провести повторное тестирование в мае 2016 года, включая уже использованную в период май-сентябрь батарею двигательных тестов, основанную на требованиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Анализ динамики физической подготовленности от начала к концу учебного года наряду с эффективностью самостоятельных занятий физической культурой и спортом покажет также эффективность практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в течение учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015.

- № 6. - С. 60-62.

2. Блинков, С.Н. Взаимосвязь системы физкультурно-оздоровительной работы с развитием человеческого капитала сельских школьников / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 34-39.

3. Блинков, С.Н. Изменение показателей физического состояния сельских школьниц 7-17 лет разных соматотипов под воздействием двигательных режимов различной направленности / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, В.П. Косихин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2015. - № 1 (119). - С. 42-48.

4. Блинков, С. Н. Контроль и коррекция физической подготовленности студентов 1 курса Самарской ГСХА с использованием информационных технологий / С.Н. Блинков // Педагогика и психология - 2015 : сборник материалов международной научной конференции, 2 сессия, Россия, г. Москва, 26-27 июня 2015 г. / под ред. проф. В.А. Дегтярева. - М. : РусАльянс Сова, 2015. - С. 2128.

5. Блинков, С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе : монография / С. Н. Блинков, С. П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2012. - 191 с.

6. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков, Ф.М. Кодолова // Экология человека. - 2006. - Приложение 1. - С. 65-66.

7. Левушкин, С.П. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2004. - 207 с.

8. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи : монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2013. - 162 с.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of monitoring of physical fitness of students during academic year", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 60-62.

2. Blinkov, S.N. (2014), "Interrelation of system of sports and improving work with development of the human capital of rural school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 34-39.

3. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Kosikhin, V.P. (2015), "Change of indicators of a physical condition of rural schoolgirls of 7-17 years of different somatotype under the influence of the motive modes of various orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 4248.

4. Blinkov, S.N. (2015), "Control and correction of physical fitness of students of 1 course of the Samara GSHA with use of information technologies", Pedagogics and psychology - 2015: the collection of materials of the international scientific conference, the 2nd session, Russia, Moscow, on June 26-27, 2015, publishing house RusAlyans-Sova, Moscow, pp. 21-28.

5. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2012), Organization and content of sports and improving work at rural school: monograph, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

6. Levushkin, S.P., Zhukov O. F., Blinkov S.N. and Kodolova, F.M. (2006), "Use of computer technologies in professional activity of the expert in physical culture", Ecology of the person, Appendix 1, pp. 65-66.

7. Levushkin, S.P., Zhukov O. F. and Blinkov, S.N. (2004), Organization of improving work in educational institutions, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

8. Levushkin, S.P., Hamzina, VA. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: the monograph, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.04.2016

УДК 796.011.3

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3+ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Елена Васильевна Богачева, кандидат педагогических наук, Ольга Геннадиевна Барышникова, старший преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж

Аннотация

В статье представлено содержание «Элективного курса по оздоровительной аэробике» для педагогического вуза как альтернативы вариативной части образовательной программы высшего профессионального образования «Элективные курсы по физической культуре». Результаты анкетирования свидетельствуют, что значительная часть будущих учителей-предметников готовы сделать свой выбор в пользу «Элективного курса по оздоровительной аэробике», соответствующего их интересам, направленного на расширение и углубление компетенций студентов по освоению методов и средств физической культуры.

Ключевые слова: образовательная программа, элективный курс, оздоровительная аэробика, учитель-предметник.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p37-40

ELECTIVE COURSES IN HEALTH-IMPROVING AEROBICS IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION PLUS IN PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL

Elena Vasilievna Bogacheva, the candidate of pedagogical sciences, Olga Gennadievna Baryshnikova, the senior teacher.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh

Annotation

The article presents the content of "The Elective course of health-improving aerobics" as an alternative to the variable part of the educational program for the highest professional education "The Elective

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.