Научная статья на тему 'Обоснование содержания и направленности физической подготовки на начальных этапах профессионального обучения в вузах силовых ведомств'

Обоснование содержания и направленности физической подготовки на начальных этапах профессионального обучения в вузах силовых ведомств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HUMAN PHYSICAL ABILITIES / AGE FEATURES / CONJUGATE IMPACT METHOD / PROFESSIONALLY-APPLIED MOVEMENT FUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

Статья посвящена обоснованию содержания физической подготовки молодых людей, проходящих обучение на начальном этапе в вузах силовых ведомств с учетом их возрастных особенностей. Целью статьи было выделено доказать, что внедрение в педагогический процесс на начальном этапе обучения в вузах силовых ведомств содержания физической подготовки, ориентированного как на возрастные особенности обучаемых, так и на решение задач, стоящих в начале обучения, обеспечивает повышение эффективности всего педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of contents and orientation of physical training at the start stages of professional education in the universities of security departments

The article focuses on the foundation of the contents of the young people physical preparation at the start stages of education in the Universities of security departments. The purpose of the article was to prove that the introduction of the contents of physical training into the pedagogical process at the initial stage of training at higher educational institutions of the Universities of security departments, focused both on the age characteristics of the trainees and on solving the problems at the beginning of training, ensures increase in the effectiveness of the entire pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Обоснование содержания и направленности физической подготовки на начальных этапах профессионального обучения в вузах силовых ведомств»

изменениям (p <0,05-0,001) показателей индексов, характеризующих особенности строения тела студентов экспериментальной группы. Характерно, что у студентов контрольной группы статистически достоверное улучшение произошло только в беге на 100 м и челночном беге 4 х 9 м (p <0,05-0,001).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию разработанной нами методики обучения студентов применению силовой нагрузки произошло статистически достоверное улучшение большинства антропометрических, функциональных показателей и результатов двигательных тестов студентов экспериментальной группы. В результате реализации в учебном процессе по физическому воспитанию нашей методики значительно повысилось мотивационное отношение студентов к физкуль-турно-спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежова, А.В. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физического воспитания в вузе / А.В. Ежова, С.С. Артемьева, О.Н. Крюкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Проблемы высшего образования. - 2017. - № 3. - С. 37-39.

2. Организация занятий оздоровительной направленности со студентками 18-22 лет / Я.В. Сираковская, О.В. Ильичева, А.В. Ежова, Н.В. Чекалина, Л.В. Яковлева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (180). - С. 300-303.

3. Потовская, Е.С. Формирование силовых способностей и выносливости в процессе физического воспитания студенток / Е.С. Потовская, А.Е. Кабачкова, В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 13-15.

REFERENCES

1. Yezhova, A.V., Artemyeva, S.S., and Kryukova, O.N. (2017), "Pedagogical support for the effectiveness of the process of physical education in high school", Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.

2. Sirakovskaya, Ya.V., Ilicheva O.V., Yezhova, A.V., Chekalina, N.V. and Yakovleva, L.V. (2019), "Organization of recreational classes with students aged 18-22", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (180), pp. 300-303.

3. Potovskaya, E.S., Kabachkova, A.E. and Shilko, V.G. (2010), "Formation of power abilities and endurance in the process of physical education of students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10. pp. 13-15.

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2019

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Дмитрий Анатольевич Васильев, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии им В.Б. Бобкова

Аннотация

Статья посвящена обоснованию содержания физической подготовки молодых людей, проходящих обучение на начальном этапе в вузах силовых ведомств с учетом их возрастных особенностей. Целью статьи было выделено доказать, что внедрение в педагогический процесс на начальном этапе обучения в вузах силовых ведомств содержания физической подготовки, ориентированного как на

возрастные особенности обучаемых, так и на решение задач, стоящих в начале обучения, обеспечивает повышение эффективности всего педагогического процесса.

Ключевые слова: физические способности человека, возрастные особенности, содержание физической подготовки, экспериментальное исследование.

SUBSTANTIATION OF CONTENTS AND ORIENTATION OF PHYSICAL TRAINING AT THE START STAGES OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE UNIVERSITIES OF SECURITY DEPARTMENTS

Gennady Aleksandrovich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg;

Dmitry Anatolyevich Vasilyev, St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Annotation

The article focuses on the foundation of the contents of the young people physical preparation at the start stages of education in the Universities of security departments. The purpose of the article was to prove that the introduction of the contents of physical training into the pedagogical process at the initial stage of training at higher educational institutions of the Universities of security departments, focused both on the age characteristics of the trainees and on solving the problems at the beginning of training, ensures increase in the effectiveness of the entire pedagogical process.

Keywords: human physical abilities, age features, conjugate impact method, professionally-applied movement fund.

Реформирование образовательного комплекса страны обеспечило кардинальные изменения системы профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств (СВ). Предпринятые в последнее десятилетие шаги по совершенствованию педагогического процесса в вузах СВ продиктованы, также предпринимаемыми усилиями по совершенствованию самих СВ. Полученные за последнее время результаты позволяют утверждать о том, что дальнейшее повышение качества функционирования СВ требует коренного обновления системы профессиональной подготовки кадров и совершенствования образовательной структуры, разработки эффективного ее содержания на всех этапах профессиональной подготовки сотрудников.

Анализ проведенных преобразований в системе профессиональной подготовки сотрудников СВ дает основания утверждать о правильности предпринимаемых шагов по пересмотру целого ряда традиционно применяемых подходов. Так, за последнее время значительной переработке подверглись структурные компоненты и содержательные основы системы профессиональной подготовки сотрудников СВ. Можно с уверенностью констатировать, что происходящие изменения нацелены на обеспечение такого уровня функционирования системы профессионального обучения сотрудников СВ, который в полном объеме соответствовал бы новой структуре ведомств силового блока и задачам, решаемым ими на современном этапе (Кабанов В.А., 2011).

Детальное рассмотрение проводимой реформы позволяет в качестве одной из главных ее задач рассмотреть обеспечение гуманизации педагогического процесса. Практическая реализация этого положения предполагает активное насыщение содержания профессиональной подготовки сотрудников СВ гуманитарными аспектами. По мнению исследователей, гуманизация системы профессиональной подготовки представляет собой основную этапную цель, своего рода, направление движения, в то время как гуманитаризация педагогического процесса рассматривается как наполняющий фактор, как средство обеспечения достижения поставленной цели.

С этой точки зрения, гуманитаризация призвана обеспечить разработку и внедрение нового содержания, способного на практике, возможно полно, раскрыть индивидуальные задатки каждого обучаемого. Согласно современным взглядам, движение в эту сторону должно обеспечить полную реализацию генетически обусловленного потенциала каждого

обучаемого, его задатков и, на этой основе, формирование способностей. Результаты проведенного анализа показывают, что именно в этом направлении ведется работа по совершенствованию образовательных систем, практически во всех развитых странах. В основу такого движения положен тезис о возможно полной реализации индивидуальности каждого обучаемого в интересах, обеспечения повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников СВ (Ильинич В.И., 2005; Гордашников В.А., Осин А.Я., 2009).

Подтверждением выдвинутому предположению являются данные анализа причин крупных техногенных аварий и катастроф, указывающих на то, что подавляющее большинство из них обусловлены человеческим фактором. Таким образом, учет требований к подготовленности сотрудников СВ, объемов и интенсивности поступающей информации, уровней физических и психических нагрузок, нервно-эмоциональных напряжений остро ставит вопрос о назревшей необходимости совершенствования существующей системы их профессиональной подготовки. Результатом такой работы должно стать выведение ее на принципиально новый уровень научного, методического и технологического обеспечения.

Как уже отмечалось, повышение эффективности функционирования системы профессиональной подготовки сотрудников СВ предполагает разработку содержания, обеспечивающего возможно полную реализацию индивидуальных способностей обучаемых. С учетом направленности нашего исследования следует отметить, что одной из основных составляющих всего спектра способностей человека являются его физические способности. Особенно исследователями отмечается то, что на начальных этапах подготовки, когда организм обучаемых находится в стадии активного развития и роста, вопрос направленной реализации физических способностей, должен иметь приоритетное положение.

Наряду с этим, нельзя отдельно не остановиться на уже имеющихся наработках и обоснованных подходах к решению проблемы развития физических способностей с учетом возраста обучаемых. В целом ряде работ показано, что на определенных этапах онтогенеза развитие физических способностей выступает в качестве детерминирующего фактора по отношению ко всему процессу развития личности. Авторами отмечается, что особенного внимания в этом отношении заслуживают применяемые подходы к практической реализации физических способностей на различных этапах онтогенеза. По их мнению, важно четко ориентировать применяемое содержание физической подготовки на возрастные особенности обучаемых (Сальников В.А., 1994; Медведев Ю.И., 2000; Кашин Н.И., 2005; Дасько М.А., 2014 и др.).

Современная точка зрения исследователей на возрастные особенности основывается на том, что человек в жизненном цикле последовательно проходит ряд этапов в развитии, определяющих его возможности. Наряду с этим, важно понимать и то, что применяемое содержание помимо учета возможностей растущего организма на каждом из этапов, должно быть направлено на развитие именно тех физических способностей, которые находятся в активной фазе своего становления и развития. Такой подход способен на практике эффективно обеспечить полное развитие физических способностей личности, посредством максимально возможной реализации ее потенциала (Пугачев А.С., 2012).

С этих позиций, основной целью наших исследований стало обоснование и разработка соответствующего содержания физической подготовки обучаемых на начальном этапе в вузах СВ. Определяющими особенностями разрабатываемого содержания рассматривались его адекватность возможностям организма обучаемых, находящегося еще в фазе активного роста и соответствие этапным задачам профессиональной подготовки. Общеизвестно, что специфика обучаемых на начальном этапе в вузах СВ определяется их возрастом (17-18 лет), предполагающим активное протекание процессов роста и развития органов и систем организма, обеспечивающих двигательные возможности. Согласно имеющимся данным, не все физические способности могут быть эффективно реализованы в этом возрастном периоде. Авторы указывают, что дифференциация в сроках реализации тех или иных физических способностях обусловлена со стороны сроков созревания тех или

иных органов и систем организма. Это обстоятельство и обусловило то, что не любое содержание физической подготовки может быть эффективно применено на начальном этапе обучения в вузе.

В рамках первого этапа наших исследований преследовалась цель выявить факторы, детерминирующие успешность функционирования системы профессиональной подготовки сотрудников СВ на начальном этапе обучения в вузе. В процессе работы, также, проводилось обобщение отечественного и зарубежного опыта, и применяемых подходов к формированию содержания физической подготовки. Результаты исследований показали, что программы по физической подготовке, применяемые на начальном этапе обучения в вузах СВ, практически не имеют принципиальных отличий в зависимости от специфики ведомства. Вместе с тем, полученные данные подтвердили то, что применяемое содержание не предполагает направленной работы по реализации способностей каждого обучаемого и не учитывает их возрастные особенности.

Говоря о содержании, применяемом сегодня на начальном этапе обучения в вузах СВ, следует констатировать направленное повышение уровня общей выносливости и силы. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что, зачастую, применяемое содержание по физической подготовке для обучаемых грешит необоснованно большим включением приемов и действий профессионально-прикладного свойства. Не высокая эффективность такого подхода обуславливается недостаточным уровнем развития у обучаемых физических способностей, детерминирующих возможность освоения профессионально-прикладных приемов и действий. Такое положение дел, по нашему мнению, является следствием влияния существующих традиций, упрощенного подхода и недостаточного теоретико-экспериментального обоснования содержания физической подготовки. Также, следует отметить и то, что применяемое содержание не требуют от преподавательского состава поиска и внедрения в педагогический процесс обоснованных подходов и современных педагогических технологий.

Помимо сказанного, видится необходимым акцентировать внимание и на том обстоятельстве, что применяемое содержание физической подготовки на начальном этапе обучения в вузе должно быть ориентированным на ряд задач, подлежащих решению именно в рамках первого года обучения. В качестве таковых исследователи отмечают как возможно полное развитие физических способностей обучаемых, обусловленных их возрастом, так и формирование двигательного фонда, способствующего дальнейшему освоению всего объема профессионально-прикладных приемов и действий, а также поддержание высокого уровня их работоспособности и оптимизацию процесса адаптации к новым условиям жизнедеятельности (Демьяненко Ю.К., 1982; Костин С.В., 2005; Пугачев И.Ю, Дмитриев Г.Г., 2008 и др.).

В качестве общего вывода по результатам проведенных исследований можно отметить, что применяемое содержание физической подготовки в отношении обучаемых на начальном этапе обучения в вузах СВ не обеспечивает должной эффективности педагогического процесса. Вместе с тем, оно не способствует решению комплекса задач, требующих своего решения в рамках начального этапа обучения в вузе СВ. Здесь важно отметить то, что современная наука обладает необходимыми для этого обоснованными подходами, достаточно разработанными технологиями, способными обеспечить эффективное решение перечисленных выше задач.

Дальнейшим шагом в рамках наших исследований стало всестороннее исследование возрастной структуры физических способностей обучаемых начальном этапе обучения в вузах СВ. Для этого детальной проработке были подвергнуты аспекты возрастного становления систем организма, определяющих формирование, реализацию и проявление физических способностей. В качестве таковых рассматривались сердечно-сосудистая система, опорно-двигательный аппарат, система крови, дыхательная и эндокринная системы. Полу-

ченные данные обеспечили детализацию целого ряда вопросов возрастной специфики становления систем организма, уточнению возрастных периодов их активного развития и степени влияния на реализацию двигательной активности организма в интересующем нас возрастном периоде.

Выявление специфики реагирования организма на влияние различных нагрузок и видов двигательной активности потребовало проведения ряда экспериментов на обучаемых начального этапа обучения в вузе. Основной целью этих исследований стало получение полной информации о возрастных особенностях двигательной сферы молодых людей в возрасте (17-18 лет). Сформированная с этой целью батарея тестов включала в себя более 60 методик, характеризующих различные проявления физических способностей, широкого спектра психомоторики и психофизиологических функций человека.

В результате проведенных исследований были уточнены возрастные периоды формирования физических способностей, специфика их реализации в интересующем нас возрасте и степень влияния средств физической подготовки на развитие этих способностей. Важно отметить то, что физические способности обучаемых вузов в возрасте 17-18 лет демонстрируют помимо не одинакового уровня развития еще и различные темы прироста в ответ на педагогические воздействия. Наиболее высокий уровень (по отношению к уровню взрослого человека) в рассматриваемом возрасте показали координационные и частично скоростные способности (в основном те показатели, которые характеризуют собственно скоростные способности и не требуют проявления силовых способностей и выносливости), а также гибкость. Нельзя обойти вниманием и то обстоятельство, что все исследуемые нами показатели психомоторики и психофизиологии соответствовали отмеченной специфике.

Несмотря на достаточно высокую информационную ценность полученных результатов, логика исследований потребовала проведения статистической обработки и анализа полученных данных. Применение такого подхода обусловлено сложной и многоуровневой структурой изучаемого объекта. В нашем случае, структура физических способностей молодых людей 17-18-летнего возраста помимо уже сказанного подвержены влиянию целого ряда факторов. В результате проведенного корреляционного и факторного анализа, была детализирована структура физических способностей обучаемых на начальном этапа обучения в вузе.

Полученные данные обусловили возможность поиска и обоснования адекватного возрастным особенностям обучаемых в вузах СВ на начальном этапе содержания физической подготовки. В дальнейшей работе мы исходили из того, что приоритетными физическими способностями для обучаемых начального этапа вузов являются координационные, скоростные способности и гибкость. Также, мы опирались на мнение исследователей в отношении подходов к разработке содержания физической подготовки для обучаемых вузов, где авторы показывают, что движение в этом направлении должно обеспечивать одновременное решение нескольких задач. Во-первых, такое содержание должно в приоритетном порядке обеспечивать развитие физических способностей обучаемых в соответствии с их возрастом. Во-вторых, способствовать решению проблем, продиктованных спецификой профессиональной подготовки сотрудников СВ (оптимизация процесса адаптации, формирование основ профессионально-прикладного двигательного фонда, формирование интереса обучаемых к занятиям повышение работоспособности и т.д.) (Кастин С.Е.; 2005; Пугачев И.Ю., Дмитриев Г.Г., 2008).

С этой целью нами были проведены исследования, основной целью которых стало выявление наиболее эффективных и адекватных средств физической подготовки возрастным особенностям обучаемых. Наряду с этим был проведен подбор средств физической подготовки, ориентированных на решение профессионально-прикладных задач, стоящих перед начальным этапом обучения в вузах СВ. В качестве наиболее адекватных и эффек-

тивных были отобраны приемы и действия из арсенала спортивных единоборств, спортивных и подвижных игр, а также акробатические и гимнастические упражнения. Отдельно следует остановиться и на том обстоятельстве, что активное применение в предложенном нами содержании игрового и соревновательного методов, а также работы в парах эффективно обеспечивает достижение поставленных целей.

Эффективность разработанной методики была проверена в эксперименте, проведенном на обучаемых начального этапа трех вузов различных СВ. В эксперименте приняли участие в общей сложности более 150 человек. Практическая проверка подтвердила правильность сделанных выводов, предложенных подходов и разработанного содержания физической подготовки. Полученные данные подтвердили, что приоритетным для начального этапа обучения в вузах СВ является развитие гибкости, координационных и скоростных способностей, а наиболее эффективными методами выступают игровой и соревновательный, как соответствующих возрастным особенностям обучаемых и обеспечивающих достаточно высокую плотность и эмоциональный фон занятий.

Таким образом, ходе исследований было доказано, что внедрение в педагогический процесс на начальном этапе обучения в вузах СВ содержания физической подготовки, ориентированного как на возрастные особенности обучаемых, так и на решение задач стоящих в начале обучения обеспечивает повышение эффективности всего педагогического процесса. Правильный подбор средств и методов их применения способствует значительному повышению уровня физических способностей, находящихся в сенситивном периоде своего развития (гибкость, координационные и скоростные способности). Применение средств специальной направленности эффективно обеспечивает формирование основ профессионально-прикладного двигательного фонда в соответствии со спецификой вуза. Наряду с этим предложенное содержание позволяет оптимизировать процессы адаптации обучаемых к новым условиям жизнедеятельности (биологический, психологический и социальный аспекты). Полученные результаты показали эффективность разработанной методики и позволяют ее рекомендовать для внедрения в педагогический процесс на начальном этапе вузов СВ РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордашников, В.А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / В.А. Гор-дашников, А.Я. Осин. - М. : Академия Естествознания, 2009. - 395 с.

2. Демьяненко, Ю.К. Теоретическое обоснование рационального построения учебного процесса по физической подготовке на начальном этапе обучения курсантов / Ю.К. Демьяненко // Сборник статей. Вып. 2. - Л., 1982. - С. 66-70.

3. Дасько, М.А. Особенности плавательной подготовки обучаемых старших классов военно-морских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации : дис. ... канд. пед. наук / Дасько М.А. - СПб., 2014. - 225 с.

4. Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2005. -

448 с.

5. Кабанов, В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи : научно-методическое пособие / В.А. Кабанов. - М. : Советский спорт, 2011. - 296 с.

6. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения: на примере вузов МВД : дис. ... канд. пед. наук / Кашин Н.И. - СПб., 2005. - 219 с.

7. Костин, С.Е. Физическая подготовка курсантов высших учебных заведений МВД России в период начального обучения на основе применения однонаправленных тренировочных нагрузок : дис. ... канд. пед. наук / Костин С.Е. - СПб., 2005. - 223 с.

8. Сальников, В.А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах физического совершенствования : дис. ... д-ра пед. наук / Сальников В.А. - СПб., 1994. - 242 с.

9. Медведев, Ю.И. Развитие физических способностей воспитанников военно-учебных заведений довузовского звена с учетом возрастных особенностей : дис. ... канд. пед. наук / Медведев Ю.И. - М., 2001. - 224 с.

10. Дмитриев, Г.Г. Развитие физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения / Г.Г. Дмитриев, И.Ю. Пугачев, А.А. Катков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 25-28.

11. Пугачев, А.С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности / А.С. Пугачев // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 506-510.

REFERENCES

1. Gordashnikov, V.A. and Osin, A.Yu. (2009), Education and health of medical college students, Academy of Natural History, Moscow.

2. Demyanenko, Yu.K. (1982), "Theoretical basis for the rational construction of the educational process in physical training at the initial stage of training of cadets", Collection of articles, Issue 2, Leningrad, pp. 66-70

3. Dasko, M.A. (2014), Features of swimming training of senior high school students of the naval educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, dissertation, St. Petersburg.

4. Ilyinich, V.I. (2005), The physical education of the student, Gardariki, Moscow.

5. Kabanov, V.A. (2011), Professional physical education in the system of continuing education of youth: scientific and methodological manual, Soviet sport, Moscow.

6. Kashin, N.I. (2005), The content and methodology of professionally-applied physical training of cadets of universities of law enforcement agencies at the initial stage of training: On the example of universities of the Ministry of Internal Affairs, dissertation, St. Petersburg.

7. Kostin, S.E. (2005), Physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the period ofprimary education based on the use ofunidirectional training loads, dissertation, St. Petersburg.

8. Salnikov, V.A. (1994), Age and individual characteristics of physical development at various stages of physical improvement, dissertation, St. Petersburg.

9. Medvedev, Yu.I. (2001), The development ofphysical abilities ofpupils of military schools of pre-university level, taking into account age-related characteristics, dissertation, Moscow.

10. Dmitriev, G.G., Pugachev, I.Yu. and Katkov, A.A. (2008), "Development of physical qualities for cadets of military schools on the initial stage of teaching", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (45), pp. 25-28.

11. Pugachev, A.S. (2012), "Age and individual characteristics of personality development", Young scientist, No. 12, pp. 506-510.

Контактная информация: vasen@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2019

УДК 796.07

ДЕТАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МОРСКИХ ЧАСТЕЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ ПРИ ДЕЙСТВИЯХ В ГИДРОСРЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ ОБСТАНОВКИ

Игорь Евгеньевич Кабаев, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича, Владимир Викторович Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Николаевич Цирульников, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы функционального предназначения морских частей войск национальной гвардии РФ при действиях на водных акваториях государства. Выявлены приоритетные военно-прикладные двигательные навыки, необходимые для успешного решения служебно-профессиональных задач вплавь. Предложены структурные компоненты системных функций войск национальной гвардии при реализации служебных задач в водной среде. Представлены результаты исследования, характеризующие специфику служебно-профессиональной деятельности военнослужащих морских частей как основы физической подготовки для действий на водных пространствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.