Научная статья на тему 'Актуальные вопросы совершенствования физической подготовки в вузах силовых ведомств'

Актуальные вопросы совершенствования физической подготовки в вузах силовых ведомств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / PHYSICAL TRAINING / AGE CHARACTERISTICS / PROFESSIONAL TRAINING / CONTENT OF PHYSICAL TRAINING / THE ORIENTATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

В представленной работе рассматриваются современное состояние и обосновываются пути совершенствования физической подготовки в вузах силовых ведомств. Приведенные данные, по мнению авторов, могут быть интересны для специалистов в области физической подготовки, занимающихся разработкой содержания ФК в вузах. В статье наглядно показано, что содержание физической подготовки на начальном этапе обучения в вузе должно быть ориентированно на решение задач, диктуемых как особенностями обучаемых, так и спецификой самого этапа обучения. Предложенный подход к решению проблемы повышения эффективности ФП на начальном этапе обучения в вузах СВ может быть применен в вузах вне зависимости от их ведомственной специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual cases of the improvement of physical training in the universities of power departments

This article shows the actual situation and substantiates the ways to improve physical training in the universities of security agencies. These data, according to the authors, may be of interest to the specialists in the field of physical training, engaged in the development of the content of physical culture at the universities. The article clearly shows that the content of physical training at the initial stage of education at the university should be focused on solving problems dictated by both the characteristics of the trainees and the specifics of the very stage of education. The proposed approach to solving the problem of improving the efficiency of physical training at the initial stage of training in universities of law enforcement agencies can be applied in universities, regardless of their departmental specificity.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы совершенствования физической подготовки в вузах силовых ведомств»

скелетной мускулатуры все-таки наблюдались - у 88% произошло увеличение процента мышц в структуре тела.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основе проведенного мини-исследования можно сделать следующие выводы:

1. Применение кардиоупражнений является эффективным способом организации физического воспитания в рамках образовательного процесса в вузе, в том числе и в пределах одного практического занятия.

2. Доказанность эффективности одного практического занятия открывает новые возможности по формированию интереса к стабильному посещению три раза в неделю практических занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашастин, Б.В. Знание механизмов обменных нарушений - мотив к здоровому образу жизни студенческой молодежи / Б.В. Ашастин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 24-28.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с.

3. Ильинич, В.И. Физическая культура студентов и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2005. - 366 с.

REFERENCES

1. Ashastin, B.V. (2016). "Knowledge of mechanisms of exchange violations - motive to the healthy lifestyle of student's youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 24-28.

2. Vilensky, M.Ya. (2007), Physical culture and healthy lifestyle of the student, Gardariki, Moscow.

3. Ilyinich, V.I. (2005), Physical culture of students and life, Gardariki, Moscow.

Контактная информация: ivanova.nataliya1969@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2019

УДК 796.011.3

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург;

Дмитрий Анатольевич Васильев, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии им В.Б. Бобкова

Аннотация

В представленной работе рассматриваются современное состояние и обосновываются пути совершенствования физической подготовки в вузах силовых ведомств. Приведенные данные, по мнению авторов, могут быть интересны для специалистов в области физической подготовки, занимающихся разработкой содержания ФК в вузах. В статье наглядно показано, что содержание физической подготовки на начальном этапе обучения в вузе должно быть ориентированно на решение задач, диктуемых как особенностями обучаемых, так и спецификой самого этапа обучения. Предложенный подход к решению проблемы повышения эффективности ФП на начальном этапе обучения в вузах СВ может быть применен в вузах вне зависимости от их ведомственной специфики.

Ключевые слова: физическая подготовка, возрастные особенности, профессиональная подготовка, содержание физической подготовки, направленность педагогического процесса.

ACTUAL CASES OF THE IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING IN THE UNIVERSITIES OF POWER DEPARTMENTS

Gennady Aleksandrovich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg;

Dmitry Anatolyevich Vasilyev, St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Annotation

This article shows the actual situation and substantiates the ways to improve physical training in the universities of security agencies. These data, according to the authors, may be of interest to the specialists in the field of physical training, engaged in the development of the content of physical culture at the universities. The article clearly shows that the content of physical training at the initial stage of education at the university should be focused on solving problems dictated by both the characteristics of the trainees and the specifics of the very stage of education. The proposed approach to solving the problem of improving the efficiency of physical training at the initial stage of training in universities of law enforcement agencies can be applied in universities, regardless of their departmental specificity.

Keywords: physical training, age characteristics, professional training, content of physical training, the orientation of the pedagogical process.

Важной составляющей развития государства на всех исторических этапах является уровень его обороноспособности и безопасности, что обеспечивается эффективностью деятельности силовых ведомств (СВ). Не требует доказательств, что достижение этого в значительной степени определяется качеством профессиональной подготовки сотрудников на всех этапах их служебной деятельности. Следует отметить и тот факт, что современная профессиональная деятельность сотрудников СВ требует от них высокого уровня как теоретической, так и практической подготовленности. Практический опыт, данные исследований показывают возрастающее значение физической подготовки (ФП) в служебной деятельности сотрудников вне зависимости от ведомственной принадлежности. С этой точки зрения, возникает вопрос повышения эффективности ФП на этапе обучения вузах СВ, что и рассматривается специалистами в качестве одного из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования всей системы профессиональной подготовки в СВ страны.

Концептуальной основой такого подхода выступают запросы практики в отношении уровня профессиональной подготовленности выпускников вузов СВ, их готовности решать поставленные задачи. Вместе с тем, работа в этом направлении требует детального рассмотрения и решения достаточно большого числа смежных вопросов. В целом ряде работ показано, что эффективность и качество системы профессиональной подготовки сотрудников СВ находится под влиянием ряда факторов внутреннего и внешнего характера. В качестве основных отмечаются организация и специфика педагогического процесса, реальное состояние поступающих на обучение контингентов, содержание применяемых учебных программ и т.п.

Многочисленными исследованиями доказано, что в структуре педагогического процесса, обеспечивающего подготовку обучаемых к любой профессиональной деятельности, начальный этап обучения в вузе играет определяющую роль. В соответствии с современными взглядами, именно начальный этап обучения является определяющим в деле адаптации обучаемых к процессу профессиональной подготовки, формирования необходимого объема знаний и умений, становления и реализации физических способностей обучаемых, основ общего и профессионально-прикладного двигательного фонда. Особо следует отметить то обстоятельство, что начальный этап обучения в вузе сопряжен с протеканием процесса активного роста и развития организма, обусловленных возрастом обучаемых (17-18 лет) [1].

Важно отметить и то, что оптимальность содержательных аспектов педагогического процесса на начальном этапе профессиональной подготовки сотрудников СВ во многом определяет эффективность и целедостижение на всех последующих. Результаты значительного количества исследований последних лет, указывают на то, что учет возрастной

специфики обучаемых при разработке содержания ФП способствует значительному повышению эффективности всего процесса профессиональной подготовки. В работах ряда авторов показано, что поиск и практическое применение адекватного возрастным особенностям обучаемых и специфике учебно-воспитательного процесса содержания ФП, позволяет обеспечить значительный рост целого комплекса показателей, определяющих профессиональную подготовленность обучаемых [2].

Однако, практика обучения в вузах СВ показывает, что на сегодняшний день содержание ФП на начальном этапе обучения обусловлено, в основном, требованиями предстоящей профессиональной деятельности, что необоснованно смещает акцент педагогических воздействий в сторону прикладности. Приходится констатировать, что необоснованно выраженная профессионально-прикладная направленность ФП, выступает в качестве мощного лимитирующего эффективность профессиональной подготовки фактора [3]. Нельзя не отметить и того, что применение рекомендованных комплексов проверочных упражнений, также не способствует решению актуально стоящих перед начальным периодом обучения задач. Зачастую важность получения положительной оценки превращает занятия по ФП в процесс натаскивания на результат в контрольных упражнениях.

Сложившаяся практика ФП в вузах оставляет вне поля зрения целый ряд проблемных вопросов, продиктованных начальным этапом профессиональной подготовки. Здесь следует отметить необходимость оптимизации как процессов адаптации к новым условиям жизнедеятельности молодых людей (биологический, психологический и социальный аспекты), так и продиктованных возрастом активно протекающих процессов физического развития. Также, необходимо отметить, что ФП в контексте процесса профессиональной подготовки сотрудников СВ поэтапно призвана решать целый комплекс задач помимо развития физических способностей и формирования профессионально-прикладного двигательного фонда. Здесь следует отметить формирование межличностных отношений и коллектива, поддержание высокого уровня работоспособности, укрепление здоровья и т.д.

В связи с этим, не вызывает сомнения то, что повышение качества процесса профессиональной подготовки сотрудников СВ находится в прямой зависимости от адекватности содержательных аспектов педагогического процесса, учета в нем особенностей обучаемых контингентов и обоснованность подходов для решения задач на различных этапах обучения в вузах. С этой целью нами были проведены исследования, предполагающие детальное изучение вопросов возрастной специфики физического развития и физической подготовленности молодых людей в возрасте 17-18 лет. Взгляды целого ряда авторов сходятся в том, что такой подход надежно обеспечивает возможность обоснования и разработки адекватного содержания ФП, способного обеспечить решения стоящих задач. В работах отмечается, что движение в этом направлении способствует значительному повышению эффективности функционирования всей системы профессиональной подготовки специалистов СВ как на начальном, так и на всех последующих этапах [4, 5, 6]

На основе полученных данных и их обработки были сформулированы подходы, обеспечивающие дальнейшую разработку содержания ФП обучаемых на начальном этапе вузов СВ. При разработке содержания ФП для обучаемых первых курсов вузов СВ мы исходили из того, что оно должно учитывать возрастные особенности обучаемых и быть направленным на оптимизацию процессов их адаптации (биологической, психической, социальной) к новым условиям жизнедеятельности. Полученные в результате проведенных исследований данные обусловили в качестве основных аспектов практической реализации разработанного содержания концентрированное применения физических упражнений из разделов спортивных и подвижных игр, различных фитнесс программ и восточных практик, предполагающих развитие гибкости, скоростных и координационных способностей, а также повышение активности и работоспособности организма.

Полученные данные в результате внедрения разработанного содержания ФП в педагогический процесс вузов СВ позволяют утверждать о перспективности предложенного

подхода и необходимости дальнейшей работы в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

2. Выдрин, В.М. Системный подход в исследовании физической культуры / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 3. - С. 5-7.

3. Давиденко, Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта / Д.Н. Давиденко. - СПб. : [б.и.], 1996. - 135 с.

4. Дасько, М.А. Особенности методики плавательной подготовки обучаемых старших классов военно-морских довузовских образовательных учреждений МО РФ : дис. ... канд. пед. наук / Дасько Михаил Антонович. - СПб., 2014. - 200 с.

5. Дробот, В.А. Пути совершенствования физической подготовки курсантов на начальном этапе военно-профессионального обучения / В.А. Дробот // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка : сборник статей. - СПб. : [б.и.], 1997. - С. 70-76.

6. Ивахненко, Г.А. Пути повышения эффективности физической культуры в вузах силовых ведомств / Г.А. Ивахненко ; Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова. - СПб. : [б.и.], 2018. - 93 с.

7. Ивахненко, Г.А. Основные направления совершенствования системы физической подготовки на начальном этапе военного образования / Г.А. Ивахненко // Совершенствование физической подготовки офицерских кадров : сборник статей. - М. : [б.и.], 1998. - C. 15-17.

8. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД) : дис. ... канд. пед. наук / Кашин Николай Игоревич. - СПб., 2005. - 219 с.

9. Лобанов, Ю.Я. Физическая подготовка в вузах и перспективы его развития / Ю.Я. Лобанов // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка. - СПб. : [б.и.], 1994. - С. 15-20.

REFERENCES

1. Vygotsky, L.S. (1999), Pedagogical psychology, Pedagogic-Press, Moscow.

2. Vydrin, V.M. (1978), "System approach in the study of physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 5-7.

3. Davidenko, D.N. (1996), Physiological basis of physical culture and sports, St. Petersburg.

4. Dasko, M.A. (2014), Features of the method of swimming training of trainees of senior classes of naval pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, dissertation, St. Petersburg.

5. Drobot, V.A. (1997), "Ways to improve the physical training of cadets at the initial stage of military vocational training", Military training and physical preparation: collection of articles, St. Petersburg, pp. 70-76.

6. Ivahnenko, G.A. (2018), Ways to improve the efficiency of physical culture in universities of law enforcement agencies, Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg.

7. Ivahnenko, G.A. (1998), "The main directions of improving the system of physical training at the initial stage of military education", Improvement of the physical training of the officers ' staff: collection of articles, St. Petersburg, pp.15-17.

8. Kashin, N.I. (2005), The content and methodology ofprofessional-applied physical training of cadets of universities of security agencies at the initial stage of training (on the example of universities of the Ministry of Internal Affairs), dissertation, St. Petersburg.

9. Lobanov, Y. Y. (1994), "Physical training in universities and the prospects for its development", Military training and physical training, St. Petersburg, pp. 15-20.

Контактная информация: vasen@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 07.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.