Научная статья на тему 'Содержание и направленность физической культуры в вузе на начальном этапе обучения'

Содержание и направленность физической культуры в вузе на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

В статье рассматривается современное состояние физической культуры в вузах. На основе полученных результатов авторами формулируются актуальные задачи, стоящие перед физической культурой на начальном этапе обучения. В качестве основных направлений, требующих своего решения обосновываются проблемы адаптации молодых людей, оптимизация возрастного развития организма и поддержания работоспособности. Предложенный подход предполагает комплексное решение этих задач посредством широкого применения спортивных и подвижных игр, а также упражнений на гибкость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents and orientation of physical culture in higher education institution at initial stage of training

The article deals with the current state of physical culture at the universities. On the basis of the results obtained, the authors formulate the actual tasks, faced by the physical culture at the initial stage of training. As the main areas that require the solution there are the problems of adaptation of the young people, the optimization of the age-related development of the organism and maintenance of working capacity. The proposed approach implies the comprehensive solution to these problems through the wide use of sports and outdoor games, as well as exercises for flexibility.

Текст научной работы на тему «Содержание и направленность физической культуры в вузе на начальном этапе обучения»

102, No. 8, pp. 34-39.

3. Bolotin A. E. and Selyukin D.B. (2015), "Structure and contents of the pedagogical concept of physical training of students on the basis of values of a healthy lifestyle", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 32-34.

Контактная информация: docent-07@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.08.2018

УДК 796.011.3

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Дмитрий Анатольевич Васильев, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии им В.Б. Бобкова

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние физической культуры в вузах. На основе полученных результатов авторами формулируются актуальные задачи, стоящие перед физической культурой на начальном этапе обучения. В качестве основных направлений, требующих своего решения обосновываются проблемы адаптации молодых людей, оптимизация возрастного развития организма и поддержания работоспособности. Предложенный подход предполагает комплексное решение этих задач посредством широкого применения спортивных и подвижных игр, а также упражнений на гибкость.

Ключевые слова: физическая культура, адаптация, начальный этап обучения, студент.

CONTENTS AND ORIENTATION OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION AT INITIAL STAGE OF TRAINING

Gennady Aleksandrovich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg,

Dmitry Anatolyevich Vasilyev, St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Annotation

The article deals with the current state of physical culture at the universities. On the basis of the results obtained, the authors formulate the actual tasks, faced by the physical culture at the initial stage of training. As the main areas that require the solution there are the problems of adaptation of the young people, the optimization of the age-related development of the organism and maintenance of working capacity. The proposed approach implies the comprehensive solution to these problems through the wide use of sports and outdoor games, as well as exercises for flexibility.

Keywords: physical culture, adaptation, initial stage of training, student.

Необходимость дальнейшего развития государства с особой остротой ставит вопрос повышения качества подготовки кадров, что требует поиска эффективных путей совершенствования педагогического процесса в вузах. Применяемое содержание диктуется как со стороны предстоящей профессиональной деятельности выпускников вузов, так и самой вузовской практикой. На сегодняшний день, поиск новых подходов способных обеспечить поступательное движение системы профессиональной подготовки актуален для всех дисциплин. В отношении физической культуры (ФК) это выражается в всестороннем обосновании педагогических технологий, обеспечивающих решение стоящего перед дисциплиной комплекса задач. Следует отметить, что в своем подавляющем большинстве, взгляды специалистов, сводятся к необходимости пересмотра содержания дисциплины на всех этапах обучения в вузе.

Важно отметить, что весь процесс обучения в вузе предполагает подготовку обучаемых к выполнению предстоящей профессиональной деятельности в то время, как каждый отдельный этап диктует необходимость решения ряда этапных задач. Общеизвестно, что начальный период обучения в вузе имеет определяющее значение в отношении всего дальнейшего процесса профессиональной подготовки, а также обладает выраженной спецификой. Здесь, в первую очередь следует отметить активно протекающие на всех системных уровнях (физиологический, психологический, социальный) адаптационные процессы. Особая острота проблемы адаптации обусловлена новыми условиями жизнедеятельности, а также значительными объемами учебной нагрузки с первых дней обучения в вузах.

Общеизвестно, что учебная деятельность определяет негативное влияние на организм обучаемых целого комплекса неблагоприятных факторов. По мнению исследователей, наиболее выраженное воздействие оказывают нервно-эмоциональное напряжение и гиподинамия. Необходимо отметить, что обучаемыми в вузах на начальном этапе являются молодые люди в возрасте семнадцати-восемнадцати лет. Всесторонне обосновано, что этот возраст характеризуется активным ростом и развитием организма, что предполагает незавершенность формирования ряда систем и механизмов. Несомненно, что это обстоятельство требует особого внимания при разработке содержательных аспектов ФК (А.Э. Болотин, 2012 и др.).

Полученные данные потребовали проведение исследований в интересах оценки реального положения дел и физической активности обучаемых в вузах на начальном этапе. С этой целью были исследованы параметры их двигательной активности в недельном, месячном и годичном циклах. Полученные результаты позволяют рассматривать уровень двигательной активности обучаемых вузов как критически низкий. Важно обратить внимание на то, что речь идет не только о двигательной активности, сопряженной с физическими нагрузками, но и общем объеме движений в соответствии с возрастными нормами. Данные исследований лишь подтвердили необходимость поиска подходов и обоснования соответствующих решений в отношении содержания ФК.

Решение задачи обоснования содержания и направленности ФК на начальном этапе обучения в вузах потребовала изучения влияния ряда факторов, сопряженных с учебной деятельностью. Во-первых, следует отметить отрицательную, год от года, динамику уровня здоровья поступающих контингентов. Сегодня приходится констатировать, что более 30% поступающих на обучение в вузы имеют различного рода диагнозы, что предполагает ограничения для занятий ФК. Во-вторых, нельзя не отметить негативных последствий отмены вступительных испытаний по ФК при поступлении на обучение в вузы с особыми условиями труда. В-третьих, становится очевидной слабая обоснованность применяемых методик в практике ФК. Речь идет о дефиците методик, обладающих высокой эффективностью и формирующим потенциалом в отношении как юношей, так и девушек, одновременно, востребованных представителями обоих полов и доступных для всех (уровень здоровья и физической подготовленности).

Перечисленные аспекты обусловили необходимость решения сложной комплексной задачи в рамках дефицитного бюджета времени, выделяемого на дисциплину. Речь идет о поиске и обосновании такого содержания ФК на первом курсе обучения в вузе, которое бы, не отменяя профессионально-прикладной направленности (развитие профессионально значимых физических способностей и формирование соответствующего двигательного фонда) одновременное обеспечение активно протекающих процессов развития организма обучаемых (возрастной аспект) и оптимизацию их адаптации. Опыт решения подобных задач показывает сложность в подборе критериев оценки результатов отношении всех одновременно решаемых задач. В нашем случае качестве универсального, объективного и достаточно информативного критерия был принят текущий уровень работоспособности обучаемых (Н.И. Кашин, 2005). Проведение многолетних наблюдений и анализ традиционно применяемого содержания ФК в вузах способствовали выявлению целого

ряда факторов, значительно снижающих эффективность существующего педагогического процесса. Здесь следует отметить недостаточное обоснование и низкую эффективность применяемых методик, необоснованную перегруженность содержания специальными приемами и действиями, отсутствием направленности ФК на решение задач, продиктованных со стороны возраста обучаемых и слабую ориентированность процесса на решение специфических для начального периода обучения в вузах, задач (В .И. Ильинич и др., 2007).

Детальное исследование вопросов возрастной специфики обучаемых начального этапа в вузах по показателям возрастной динамики основных систем организма (движения (опорно-двигательный аппарат), сердечно-сосудистая, дыхательная, крови и эндокринная), способствовали получению ответов на ряд актуальных вопросов. В результате были детализированы вопросы возможностей организма молодых людей, специфики реакции на воздействия физической нагрузки различной направленности, возрастной динамики роста показателей физических способностей. На основе полученных данных и сделанных выводов было установлено, что адекватными в отношении возрастных особенностей обучаемых начального периода обучения в вузах выступают сложнокоординационные, динамические упражнения, обладающие высоким формирующим потенциалом, а также упражнения на гибкость.

Современным исследователями отмечается высокая профессионально-прикладная значимость направленного развития психофизиологических механизмов, обеспечивающих различные виды деятельности и подвижности в суставах. Результаты анализа применяемого сегодня содержания ФК в вузах позволяют утверждать о крайне недостаточном внимании к развитию координационных способностей и гибкости. Причинами сложившейся ситуации является как сложившийся традиционный подход, так и отсутствие обоснованных и постоянно применяемых контрольных упражнений (А.П. Матвеев и др., 2009). В то же время, проведенное анкетирование показало наибольшую популярность среди обучаемых (вне зависимости от пола и состояния здоровья) спортивных и подвижных игр, а также упражнений на гибкость как из содержания различного рода восточных практик, так и современных направлений фитнеса.

Дальнейшие исследования показали, что направленное применение упражнений, активно влияющих на психофизиологические механизмы, обладающих высоким эмоциональным фоном, а также упражнения на гибкость эффективно обеспечивают поддержание работоспособности. Всестороннее рассмотрение теоретических основ и практических рекомендаций по применению спортивных и подвижных игр в различных педагогических процессах и упражнений из различных восточных техник позволило уточнить их содержание с учетом специфики решаемых на начальном этапе обучения в вузе задач и возрастных особенностей обучаемых. Сделанные выводы нашли свое подтверждение в ходе изучения опыта применения подобного рода содержания ФК в рамках профессиональной подготовки обучаемых в целом ряде зарубежных государств.

Экспериментальная проверка эффективности разработанного содержания ФК показала возможность одновременного решения задач по оптимизации процессов их адаптации (количество отчисленных), реализации программы возрастного развития (количество дней, пропущенных по болезни) способствовало повышению уровня их физической подготовленности. Объективным критерием для оценки правильности сделанных выводов являются показатели динамики работоспособности обучаемых первого курса вуза ФТС в годичном цикле, значительно превышающие показатели прошлых лет. Особо, следует отметить, что применение разработанного содержания ФК позволило привлечь к регулярным занятиям (в меру возможного) значительную часть обучаемых, имеющих освобождения от занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студентов вузов / А. Э. Болотин // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : материалы конференции. - 2013. - № 1. - С. 164-165.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2007. - 366 с.

3. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения : на примере вузов МВД : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кашин Н.И. - СПб., 2005. - 24 с.

4. Матвеев, А.П. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения / А.П. Матвеев, Ю.И. Разинов // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 6. - С. 53-57.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. (2013), "Factors negatively affecting the health status of university students", Health - the basis of human potential: problems and ways to solve them, materials of the Conference, No. 1, pp. 164-165.

2. Ilyinich, V.I. (2007), Physical culture of the student and life: textbook, Gardariki, Moscow.

3. Kashin, N.I. (2005), The maintenance and a technique of is professional-applied physical preparation of cadets of high schools of power departments at the initial stage of training (on an example of high schools of the Ministry of Internal Affairs), dissertation, St. Petersburg.

4. Matveev, A.P. and, Razinov, Yu.I. (2009), "To the problems of education on physical culture in the context of the requirements of the second-generation standard", Theory and practice of physical. culture, No. 6, pp. 53-57.

Контактная информация: vasen@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 28.08.2018

УДК 796.077.05

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ

ПУТИ РЕШЕНИЯ

Лилия Евгеньевна Идиатуллина, кандидат педагогических наук, доцент, Яна Владимировна Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования особенностей самоактуализации личности студентов, в числе которых необходимо выделить ценностные ориентации, творческий потенциал, отношение к познанию, взаимодействие, сотрудничество с другими людьми и как они оказывают влияние на становление профессиональной позиции студентов университета физической культуры. Показаны некоторые психологические барьеры, препятствующие становлению профессиональной позиции студентов и значение деятельности преподавателя в профессиональном становлении современной молодежи. На основании полученных результатов диагностики представлены педагогические условия, способствующие становлению профессиональной позиции студентов в учебном процессе университета.

Ключевые слова: профессиональная позиция, психологические барьеры, становление личности, студенты, самоактуализация, педагогическая деятельность.

FORMATION OF PROFESSIONAL POSITION OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE: PROBLEMS AND POSSIBLE WAYS OF

SOLUTION

Liliya Evgenievna Idiatullina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yana Vladimirovna Kirillova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

The article presents the results of the study of the peculiarities of students' self-actualization, including the value orientations, creativity, attitude to cognition, interaction, cooperation with other people and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.