12.04.2018).
3. Доклад «Об итогах трехлетнего этапа внедрения комплекса ГТО в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВФСК "Готов к труду и обороне". - URL : http://www.gto.ru/files/uploads/media/5a7c4c44b10b2.pdf (дата обращения: 13.04.2018).
4. Списки граждан, награждаемых знаками ГТО 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. - URL : http://kfis.spb.ru/razvitie-otrasli/g-t-o/spiski-nagrazhdaemyh-gto/(дата обращения: 13.04.2018).
5. Списки граждан, награждаемых знаками ГТО 2016 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. - URL : http://kfis.spb.ru/razvitie-otrasli/g-t-o/spiski-nagrazhdaemyh-gto/ (дата обращения: 13.04.2018).
6. Списки граждан, награждаемых знаками ГТО. 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. - URL : http://kfis.spb.ru/razvitie-otrasli/g-t-o/spiski-nagrazhdaemyh-gto/ (дата обращения: 13.04.2018).
REFERENCES
1. Official site of the State Budgetary Institution" St. Petersburg Center for Physical Culture and Sports " (2018), City seminar "New requirements for the preparation and implementation of the standards of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex" Ready for Labor and Defense, available at: http://gducfkis.ru/news/8362/ (accessed 8 August 2018).
2. Official website of the WFCS "Ready for labor and defense" (2018), The report "Results of the evaluation of the activities of government bodies of the subjects of the Russian Federation in the field of physical culture and sports in the implementation and implementation of the TRP complex in 2014-2017", available at: www.gto.ru/files/uploads/media/5a9e54bd40834.pdf (accessed 12 April 2018).
3. The official website of the WFCS "Ready for labor and defense " (2018), The report "On the results of the three-year stage of the introduction of the TRP complex in the Russian Federation ", available at: www.gto.ru/files/uploads/media/5a7c4c44b10b2.pdf (accessed 13 April 2018).
4. Official website of the Committee for physical culture and sports of St. Petersburg (2015), Lists of citizens awarded with WFCS "Ready for labor and defense" signs, available at: http://kfis.spb.ru/devel-opment industry/the/lists-award-who/ (accessed 13 April 2018).
5. Official website of the Committee for physical culture and sports of St. Petersburg (2016), Lists of citizens awarded with WFCS "Ready for labor and defense" signs, available at: http://kfis.spb.ru/devel-opment industry/the/lists-award-who/ (accessed 13 April 2018).
6. Official website of the Committee for physical culture and sports of St. Petersburg (2017), Lists of citizens awarded with WFCS "Ready for labor and defense" signs, available at: http://kfis.spb.ru/devel-opment industry/the/lists-award-who/ (accessed 13 April 2018).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.08.2018
УДК 796.015.58
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ БОКСЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Алексей Александрович Ефимов, аспирант, Валерий Петрович Сущенко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения физической подготовленности начинающих боксеров с использованием круговой тренировки. Этими условиями являются: подбор упражнений для круговой тренировки, эффективно развивающих физические качества, необходимые боксерам; соответствие структуры и содержания круговой тренировки параметрам поединка боксеров; выполнение упражнений в ходе круговой тренировки должно быть сопряжено с общими задачами подготовки боксеров; круговая тренировка должна предусматривать реализацию индивидуального
подхода к планированию физической нагрузки у боксеров. Менее значимыми условиями являются: содержание круговой тренировки должно вызывать повышенный интерес у боксеров, а также направленность круговой тренировки на поддержание высокого уровня работоспособности боксеров.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; начинающие боксеры; физическая подготовленность; круговая тренировка.
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF PHYSICAL FITNESS OF BOXERS - BEGINNERS WITH USE
OF CIRCULAR TRAINING
Alexey Aleksandrovich Efimov, the post-graduate student, Valery Petrovich Sushchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Annotation
The article presents the results of researches of authors on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of physical fitness of the beginning boxers with use of the circular training. These conditions are the following: the selection of the exercises for a circular training which effectively develop the physical qualities necessary for boxers; the compliance of structure and content of a circular training to parameters of a duel of boxers; the performance of exercises during the circular training has to be accompanied by the general problems of training of boxers; the circular training has to provide realization of the individual approach to planning of physical activity at boxers. Less significant conditions are the following: the content of the circular training has to attract keen interest of boxers, and also orientation of the circular training on maintenance of high level of efficiency of boxers.
Keywords: psychology and pedagogical conditions, beginning boxers, physical fitness, circular training.
Эффективная соревновательная деятельность боксеров во многом определяется уровнем их физической подготовленности. Физическая подготовленность боксеров формируется во время тренировок. Поэтому проблема поиска содержания оптимальных тренировок боксеров всегда находилась в центре внимания многих исследователей.
В ряде работ предлагается использование круговой тренировки, в зависимости от решаемых задач, в ходе предстоящей соревновательной деятельности. [3]. Несмотря на научную обоснованность круговых тренировок, необходимо отметить, что при разработке содержания большинства из них в должной степени не учитывалось отношение самих спортсменов к предлагаемым средствам и методам тренировки. Это отрицательно сказывалось на результатах их применения.
Практика показывает, что изменение двигательного режима начинающих боксеров положительно сказывается на уровне физической и функциональной подготовленности спортсменов. Результаты ряда работ свидетельствуют о том, что начинающие боксеры, практикующие регулярные занятия физическими упражнениями в ходе круговой тренировки значительно быстрее достигают высокого уровня общей физической подготовленности. Принципиальным основанием использования круговой тренировки служит весьма выраженное изменение характера развития локомоторных систем спортсменов. Биологический смысл занятий в ходе круговой тренировки состоит в накоплении организмом способностей, необходимых для активной соревновательной деятельности. В ходе круговой тренировки осуществляется постепенное приведение биомеханических систем начинающих боксеров в соответствие с реальными требованиями соревновательной деятельности на ринге и изменяющимися внутренними условиями их организма.
Таким образом, развитие физического потенциала начинающих боксеров является определяющим условием применения круговой тренировки для эффективной реализации своих задатков и способностей. Не может быть объективной оценки уровня развития личностных и физических качеств у начинающих боксеров без создания соответствующих
методик, разработки научно-методического аппарата для проведения круговой тренировки.
Использование круговой тренировки предполагает определение упражнений, необходимых для развития физических качеств, их количественного выражения, характеристики нарушения степени стабильности физического состояния при физической нагрузке.
Одной из основных задач круговой тренировки начинающих боксеров является формирование у них устойчивой потребности в систематических занятиях. Излишняя за-организованность тренировочного процесса начинающих боксеров, не только не способствуют формированию у них потребности в занятиях, но и приводят к снижению интереса к боксу, что негативно сказывается на перспективах их физического совершенствования. Здесь важна роль тренера. Он должен обладать соответствующими юридическими знаниями. [1, 2]. Кроме того, он должен обладать соответствующими педагогическими навыками и умениями.
Таким образом, следует отметить, что проблема повышения уровня физической подготовленности начинающих боксеров остается не решенной.
Повысить интерес начинающих боксеров к занятиям может правильно организованная круговая тренировка. Для обоснования психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения физической подготовленности начинающих боксеров с использованием круговой тренировки, нами был проведен опрос 83 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения физической подготовленности начинающих боксеров с использованием круговой тренировки (п=83)__
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Подбор упражнений для круговой тренировки, эффективно развивающих физические качества, необходимые боксерам 28,2
2 Соответствие структуры и содержания круговой тренировки параметрам поединка боксеров 21,8
3 Выполнение упражнений в ходе круговой тренировки должно быть сопряжено с общими задачами подготовки боксеров 17,7
4 Круговая тренировка должна предусматривать реализацию индивидуального подхода к планированию физической нагрузки у боксеров 12,3
5 Содержание круговой тренировки должно вызывать повышенный интерес у боксеров 10,4
6 Направленность круговой тренировки на поддержание высокого уровня работоспособности боксеров 9,6
Было установлено, что основными условиями являются: подбор упражнений для круговой тренировки, эффективно развивающих физические качества, необходимые боксерам, а также соответствие структуры и содержания круговой тренировки параметрам их поединков. Респонденты отметили, что выполнение упражнений в ходе круговой тренировки должно быть сопряжено с общими задачами подготовки боксеров, а сама круговая тренировка должна предусматривать реализацию индивидуального подхода к планированию физической нагрузки у боксеров. Менее значимыми условиями являются: содержание круговой тренировки должно вызывать повышенный интерес у боксеров, а также направленность круговой тренировки на поддержание высокого уровня работоспособности боксеров.
На наш взгляд, подбор упражнений для круговой тренировки, эффективно развивающих физические качества, необходимые боксерам является достаточно сложной педагогической задачей. Тренеру следует продумать, не только какие упражнения использовать для круговой тренировки, но и их последовательность, а также возможность варьирования ими в ходе круговой тренировки.
Важным психолого-педагогическим условием, необходимым для улучшения физической подготовленности начинающих боксеров с использованием круговой тренировки
является соответствие структуры и содержания круговой тренировки параметрам их поединков. Желательно, чтобы круговая тренировка состояла из двенадцати станций, а время нахождения на станции составляло три минуты. Интервал отдыха составлял одну минуту. Такие параметры соответствовали бы поединку боксеров, состоящему их 12-ти раундов по три минуты с интервалом отдыха между раундами в одну минуту. Такая круговая тренировка приучала бы начинающих боксеров к реальным условиям ведения поединка на ринге.
Респонденты также отметили, что выполнение упражнений в ходе круговой тренировки должно быть сопряжено с общими задачами подготовки боксеров. Выполнение данного психолого-педагогического условия будет способствовать решению общих тренировочных задач, стоящих перед начинающими боксерами.
Респонденты также обратили внимание на тот факт, что сама круговая тренировка должна предусматривать реализацию индивидуального подхода к планированию физической нагрузки у начинающих боксеров. Начинающие боксеры, как правило, имеют разный уровень физической подготовленности. Поэтому очень важно чтобы круговая тренировка предусматривала возможность реализации индивидуального подхода к планированию физической нагрузки у начинающих боксеров.
В ходе исследования было установлено, что значимым психолого-педагогическим условием, необходимым для улучшения физической подготовленности начинающих боксеров с использованием круговой тренировки является ее эмоциональность. Необходимо, чтобы содержание круговой тренировки вызывало повышенный интерес у начинающих боксеров. Только в этом случае круговая тренировка принесет значительно больший тренировочный эффект, чем обычное тренировочное занятие.
Респонденты также обратили внимание на направленность круговой тренировки. По их мнению, круговая тренировка должна быть направлена на поддержание высокого уровня работоспособности боксеров.
ВЫВОД. Развитие физического потенциала начинающих боксеров является определяющим условием применения круговой тренировки для эффективной реализации двигательных способностей в ходе соревновательной деятельности. Основной смысл занятий в ходе круговой тренировки состоит в накоплении организмом способностей, необходимых для активной соревновательной деятельности. При полной реализации обоснованных нами психолого-педагогических условий в ходе круговой тренировки осуществляется постепенное приведение всех систем организма начинающих боксеров в соответствие с реальными требованиями соревновательной деятельности на ринге. Все вышесказанное вызывает необходимость использования выявленных психолого-педагогических условий в процессе организации круговой тренировки начинающих боксеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-35.
2. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.
3. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни / А.Э. Болотин, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 32-34.
REFERENCES
1. Bolotin A.E. and Bityutskaya O.V. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-35.
2. Bolotin A.E. and Bityutskaya O.V. (2013), "Technology of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.
102, No. 8, pp. 34-39.
3. Bolotin A. E. and Selyukin D.B. (2015), "Structure and contents of the pedagogical concept of physical training of students on the basis of values of a healthy lifestyle", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 32-34.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.08.2018
УДК 796.011.3
СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Дмитрий Анатольевич Васильев, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии им В.Б. Бобкова
Аннотация
В статье рассматривается современное состояние физической культуры в вузах. На основе полученных результатов авторами формулируются актуальные задачи, стоящие перед физической культурой на начальном этапе обучения. В качестве основных направлений, требующих своего решения обосновываются проблемы адаптации молодых людей, оптимизация возрастного развития организма и поддержания работоспособности. Предложенный подход предполагает комплексное решение этих задач посредством широкого применения спортивных и подвижных игр, а также упражнений на гибкость.
Ключевые слова: физическая культура, адаптация, начальный этап обучения, студент.
CONTENTS AND ORIENTATION OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION AT INITIAL STAGE OF TRAINING
Gennady Aleksandrovich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg,
Dmitry Anatolyevich Vasilyev, St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy
Annotation
The article deals with the current state of physical culture at the universities. On the basis of the results obtained, the authors formulate the actual tasks, faced by the physical culture at the initial stage of training. As the main areas that require the solution there are the problems of adaptation of the young people, the optimization of the age-related development of the organism and maintenance of working capacity. The proposed approach implies the comprehensive solution to these problems through the wide use of sports and outdoor games, as well as exercises for flexibility.
Keywords: physical culture, adaptation, initial stage of training, student.
Необходимость дальнейшего развития государства с особой остротой ставит вопрос повышения качества подготовки кадров, что требует поиска эффективных путей совершенствования педагогического процесса в вузах. Применяемое содержание диктуется как со стороны предстоящей профессиональной деятельности выпускников вузов, так и самой вузовской практикой. На сегодняшний день, поиск новых подходов способных обеспечить поступательное движение системы профессиональной подготовки актуален для всех дисциплин. В отношении физической культуры (ФК) это выражается в всестороннем обосновании педагогических технологий, обеспечивающих решение стоящего перед дисциплиной комплекса задач. Следует отметить, что в своем подавляющем большинстве, взгляды специалистов, сводятся к необходимости пересмотра содержания дисциплины на всех этапах обучения в вузе.