culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp 3-5 УДК 796.011
В.В. Бакаев1, Д.А. Осипов2, В.В. Дмитриев3
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ АФФЕРЕНТНОГО СИНТЕЗА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У БОКСЕРОВ1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 2 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова;3Санкт-Петербургский Технический колледж управления и коммерции, [email protected]
Резюме.
Высокая динамичность соревновательной деятельности; предельное нервно-мышечное напряжение, вызванное реальной возможностью получения мощного удара в болевую зону, нокдауна или нокаута, не позволяют единоборцу с недостаточным опытом ведения боя с сильным противником адекватно оценивать эффективность выполняемых соперником технических приемов. Методика формирования навыков, афферентного синтеза двигательных действий квалифицированных боксеров 13-14 лет предусматривает выполнение специальных упражнений, заданий в сочетании с разъяснением их направленности, значимости для повышения результативности соревновательной деятельности.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, боксеры, специальные упражнения, двигательные действия.
Summary.
High dynamism of competitive activity; the limit neuromuscular tension caused by a real possibility of receiving a powerful blow to a painful zone, a knockdown or a knockout, do not allow the single wrestler with insufficient experience of conducting fight with the strong opponent to adequately estimate efficiency of the technical receptions carried out by the rival. The method of formation of skills, afferent synthesis of motor actions of qualified boxers 13-14 years provides for the implementation of
1 Bakayev V.V., Osipov D.A., Dmitriev V.V. A method of improving the skills of afferent synthesis
of motive actions in boxers
special exercises, tasks, combined with an explanation of their orientation, significance for improving the effectiveness of competitive activity.
Key words: competitive activity, boxers, special exercises, motor actions.
В спорте и физической подготовке результат определяется правильным выполнением различных двигательных действий. Это важно и в боксерском поединке. В ходе боксерского поединка выполняются разнообразные технические приемы различной сложности и другие моторные акты с различной скоростью, амплитудой, величиной нервно-мышечного напряжения. При этом происходит постоянное изменение направления движений, распределение и перераспределение мышечного напряжения, что обусловлено двигательными действиями противника. Выбор наиболее эффективного для конкретной ситуации атакующего удара и серии защитных приемов обусловлены способностью спортсмена к прогнозированию моторных актов соперника; сформированностью навыков афферентного синтеза его двигательных действий. [3,4,12].
Отсутствие обратной связи затрудняет объективный анализ его моторных актов в процессе противоборства, что подчеркивает актуальность использования афферентного синтеза двигательных действий и разработки методики формирования данных навыков. [3,4,12].
В спортивной деятельности боксеров ведущими условиями совершенствования навыков афферентного синтеза двигательных действий являются:
- формирование устойчивой социально значимой мотивации занятий боксом;
- целевая установка на выявление и реализацию кинезиологического потенциала единоборца, его возможностей и способностей, соответствующих требованиям данного вида спорта;
- опора на предшествующий двигательный опыт, способствующий созданию четкого образа изучаемого двигательного действия;
- применение комплекса наглядных методов, обеспечивающих максимальную конкретизацию и уточнение двигательного образа;
- установление оптимального количества повторений усваиваемого технического приема, необходимого для сохранения творческой активности, ясности восприятия и точности воспроизведения данного моторного акта;
- формирование навыков самоконтроля соответствия формы и содержания
569
технического действия заданному образцу.
В соответствии с разновидностями памяти в методике были предусмотрены соответствующие комплексы двигательных заданий:
- в ходе наблюдения за принятием основной боксерской стойки единоборцев разного возраста и уровня спортивного мастерства выявить индивидуальные особенности ее выполнения;
- в заключительной части тренировочного занятия воспроизвести детали, обеспечивающие различия выполнении основной стойки боксерами разной квалификации;
- определить главный элемент техники основной стойки и ее детали;
- воспроизвести основную стойку боксера с ее характерными особенностями для единоборцев разного возраста и стиля боксерского поединка через неделю;
- установить характер взаимосвязи особенностей выполнения стойки боксера со способом проведения технического приема;
- в ходе наблюдения за поединком единоборцев выявить: виды применяемых атакующих действий каждым боксером, количество и разновидности используемых защитных действий; установить их эффективность;
- во время анализа боксерского поединка назвать сильные и слабые стороны технико-тактической подготовленности спортсменов; перечислить основные ошибки, предложить возможные способы их исправления;
- на следующих соревнованиях, по результатам наблюдения за ходом поединков, выявить боксеров со сходной манерой ведения боя;
В процессе развития и совершенствования памяти боксерам ЭГ предлагалось:
- воспроизвести подготовительные и подводящие упражнения, усвоенные две недели назад в заданной последовательности и с оптимальным количеством повторений;
- установить рациональное количество и сочетание различных защитных действий в зависимости от применяемого противником атакующего приема; воспроизвести это задание через месяц;
- через месяц после окончания соревнований перечислить основные виды атакующих действий; обосновать необходимость разных вариантов их выполнения, с учетом особенностей возникавших ситуаций;
- доказать целесообразность применения не менее трех защитных приемов
570
при проведении конкретного вида ударного действия через две недели после окончания соревнований;
- перечислить условия наиболее выгодного использования соревновательных дистанций в конкретных ситуациях;
- в конце тренировки воспроизвести в деталях атакующий прием, показанный тренером в начале занятия;
- назвать факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности и др.
Роль обстановочной информации заключается в формировании способности боксера к дифференцированию внешних раздражителей; например, реакции зрителей, необъективному судейству должны в сознании единоборца значительно уступать таким раздражителям, как вид и способ проведения атакующего приема соперника; степени агрессивности его поведения на ринге, настрой на достижение победы любыми средствами [12].
Упрочение навыков четкого прогнозирования технических приемов соперника связано с управлением пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами двигательных действий, позволяющими установить структуру, направление и мощность планируемого соперником ударного действия. Большое значение имеют такие параметры моторных актов как амплитуда движений, используемая стойка боксера и позиция для проведения ударного действия. Данные ориентиры позволяют с высокой степенью точности определить не только вид атакующего технического приема, способ его выполнения, но и индивидуальные особенности соперника, что требует специфического реагирования на его атаку. [3,4,12].
Для формирования навыка прогнозирования двигательных действий противника использовалась система специальных упражнений:
- выявить из какого положения стойки боксера и какими способами можно выполнить прямой удар левой в туловище при атаке с шагом вперед;
- определить подготовительные упражнения для проведения прямого удара правой в голову из левосторонней стойки;
- указать отличия при выполнении прямого удара правой в туловище от удара снизу в голову перечислить особенности проведения длинных и коротких ударов;
- назвать и показать отличия при нанесении удара левой снизу в туловище и удара левой снизу в голову;
- рассказать, в каких случаях может быть эффективным удар правой снизу
571
в голову;
- указать сходство и различие техники выполнения ударов правой снизу в туловище и удара правой снизу в голову и т.д.
Для определения скорости проявления сенсомоторного реагирования у боксеров ЭГ использовался прибор «Электроника-2», позволивший установить:
- время простой двигательной реакции на световой и звуковой раздражители;
- время сложной двигательной реакции в условиях выбора на три равновероятностных сигнала;
- время сложной двигательной реакции в условиях выбора на три равновероятностных сигнала и один звуковой.
В ходе спортивной подготовки в ЭГ использовались специальные упражнения, направленные на укорочение времени простых и сложных двигательных реакций. Так, в содержание тренировочных занятий в начале основной части включались следующие задания:
- в соответствии со скоростью появления звукового и светового сигналов, выполнить несколько пробных попыток атакующего ударного действия;
- тоже одновременно, с появлением светового и звукового сигналов;
- синхронное выполнение моторных актов;
- опережение светового и звукового сигналов на основе прогнозирования времени их появления.
При использовании трех равновероятностных световых сигналов формируется навык четкого определения одного, путем мгновенного реагирования. Данный навык имеет особое значение при взаимодействии с противником, так как позволяет своевременно уйти от атакующего удара; для его упрочения использовались следующие упражнения:
- во время маневрирования при появлении светового сигнала проведение прямого удара левой в туловище с шагом вперед; точность попадания в болевую зону свидетельствует о своевременном реагировании на данный раздражитель. Подобные задания выполнялись с применением других видов атакующих действий (снизу, сбоку); с использованием боксерского мешка и боксерской груши с предварительным нанесением специальных разметок.
Наиболее сложным вариантом сенсомоторного реагирования является
определение времени реакции в условиях выбора на 3 равновероятностных
световых и одного звукового сигнала. Формирование соответствующих навыков
проводилось с использованием специальных боксерских снарядов. Для
572
постепенного усложнения двигательных заданий световые и звуковые сигналы подавались тренером в замедленном темпе, с постепенным увеличением скорости их включения. По мере повышения показателей тренированности скорость выполнения двигательных заданий достигала предельных значений.
Развитие и совершенствование способности к опережению моторных актов противника осуществлялось путем применения системы двигательных заданий:
- стоя перед боксерским мешком (со схемой строения человеческого тела), боксер на счет тренера: раз-два выполняет подготовительные движения и одновременно со счетом три - проводит ударное действие в указанную точку;
- тоже, с опережением команды тренера;
- стоя перед боксерским мешком рядом с партнером (на расстоянии одного метра), спортсмены выполняют синхронно подготовительные действия, а финальный атакующий удар проводят одновременно на счет тренера «три»!
- тоже, с опережением команды педагога;
- тоже, с опережением действий партнера;
- выполнение последнего задания подряд два-три раза;
- во время учебного боя, зная заранее о проведении условным противником прямого удара правой в голову из левосторонней стойки, заметив по первым подготовительным действиям начало атаки, использовать контрудар с применением серии защитных приемов;
- при использовании трех и более световых сигналов, появляющихся с одинаковым интервалом времени, выполнить опережающие ударные действия на третий и пятый сигналы;
- после первого светового сигнала провести опережающие ударные действия до возникновения всех последующих.
Анализ научно-методической литературы[1-18], материалы наших собственных исследований позволили выявить структурные элементы пусковой информации афферентного синтеза двигательных действий, имеющих важное значение для повышения результативности соревновательной деятельности:
1 - одиночный пусковой сигнал (в боксе им является гонг, сигнализирующий о начале боевых действий);
2 - ситуация определенного характера, обусловленная слиянием пускового сигнала и обстановочной информации;
3 - обстановка, требующая многократного начинания
573
запрограммированной атаки;
4 - проведение атакующего или контратакующего действия при значительном дефиците времени, что предъявляет высокие требования к согласованности двигательных и вегетативных функций.
Реализация данных структурных элементов пусковой информации требует условий, обеспечивающих эффективность двигательной деятельности в процессе взаимодействия с противником. Такими условиями, как показали результаты наших исследований, являются:
- обеспечение готовности боксера к своевременному реагированию на пусковой сигнал, что позволяет опередить действия противника;
- своевременное получение информации о начале атаки противником благодаря которой, импульсы поступают в центральную нервную систему и являются соответствующими сигналами для возникновения ответной реакции;
- формирование навыков вариативности выполнения двигательных действий для начала новой атаки;
- упрочение навыков эффективных действий в условиях острого дефицита времени. Формирование «чувства времени» способствует адекватной оценке скорости моторных актов, выполняемых соперником, что позволяет лучше ориентироваться в пространственно-временных параметрах двигательных действий.
Для эффективного использования пусковой информации афферентного синтеза двигательных действий боксера разработана методика, включающая в свое содержание: двигательные задания, систему педагогических условий и педагогических воздействий, обеспечивающих формирование навыков применения данных элементов в процессе взаимодействия с противником. Так, перед началом учебного боя, боксеры по звуковому сигналу тренера начинали первые двигательные действия с опережением моторных актов партнеров. Скорость их движений определялась с помощью сенсомоторного реагирования. При работе со специальными снарядами: боксерский мешок и боксерская груша, они приводились в движение, и по сигналу тренера спортсмен выполнял встречное движение до прохождения снарядом вертикального положения. В качестве одиночного пускового сигнала использовались подготовительные действия противника к проведению атакующего удара. Для формирования навыка своевременной реакции на данный сигнал, боксеры ЭГ выполняли следующие двигательные задания:
- в процессе учебного боя, партнер проводит прямой удар правой в голову
574
из левосторонней стойки с шагом вперед. Атакующий боксер, сосредоточив внимание на подготовительных движениях условного противника (перемещение тела вперед с поворотом туловища справа-налево для усиления ударного действия), выбирает эффективную защиту (шаг влево с уклоном влево или подставка левого плечевого сустава) и проводит контрприем: боковой удар правой в голову. Адекватное реагирование на атакующие действия противника формируется по мере усвоения подготовительных действий к каждому наиболее часто употребляемому единоборцами удару. При этом важно знать используемые способы их выполнения, что позволяет лучше ориентироваться в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах моторных актов противника.
Своевременная реакция, обеспечивающая опережающее действие атакующего боксера, в значительной мере определяется способностью к восприятию. Необходимая информация о ходе боксерского поединка поступает через зрительную, двигательную, вестибулярную и др. сенсорные системы. К зрительному анализатору предъявляются особые требования, обусловленные:
- необходимостью воспринимать, анализировать и оценивать информацию по мере ее поступления;
- их значимостью для реализации индивидуальной программы действий, включающей в свое содержание:
- способы передвижения;
- виды защитных действий и особенности их использования;
- подготовительные действия и скорость их выполнения;
- разновидности финтов последующих атакующих действий;
- способы распределения веса тела на правую и левую ногу и т.д.
Последовательное усвоение атакующих и защитных приемов; умение
выделить основные звенья техники и ее деталей, не допускать пауз в ходе поединка, использовать оптимальную продолжительность и скорости маневрирования; своевременность принятия боксерской стойки - составляют базис, обеспечивающий успешное сенсорное реагирование на одиночный пусковой сигнал афферентного синтеза двигательного действия. Ситуация определенного характера, обусловленная слиянием пускового сигнала и обстановочной информации, как один из стережнеобразующих компонентов пусковой информации, требует максимальной сосредоточенности внимания атакующего боксера. Быстрая смена моторных актов противника, направления движений, непрерывные попытки проведения атаки, сопровождающиеся
575
поддержкой зрителей; соответствующей реакцией судейского аппарата, требуют четкого реагирования на каждый раздражитель, выбора наиболее эффективных действий для сохранения контроля ситуации. Формирование навыков успешного выполнения моторных актов в быстроменяющихся ситуациях осуществляется под воздействием следующих специальных упражнений:
- во время выполнения атакующих приемов на боксерских снарядах, по одному сигналу тренера, спортсмен меняет направление движений; после двух, следующих один за другим звуковым сигналам - увеличивает темп двигательных действий; после трех коротких сигналов - должна возрастать мощность удара.
- то же, при чередовании звуковых сигналов свистком и голосом, комментирующим процесс выполнения движений: сильный удар!; точнее; быстрее; обгоняй! и др.;
-то же, в ходе учебного боя со сменой дистанций, по одному звуковому сигналу происходит смена способа передвижения; после двух коротких сигналов выполняется маневрирование; после трех звуковых сигналов боксер принимает и проводит стойку и быстрый атакующий удар с разрывом дистанции. Сигналы, используемые в разной последовательности, заставляют единоборца постоянно менять характер двигательной деятельности.
Одной из особенностей бокса является разработка программы соревновательной деятельности на отдельные части поединка, что связано с высоко динамичным характером действий единоборцев, постоянной изменчивостью ситуаций, применением разных моделей и образов двигательных действий; стилей ведения боя, обусловленных различными фено- и морфофункциональными особенностями боксеров.
В связи с этим, особую значимость приобретает использование такого
структурного компонента пусковой информации афферентного синтеза
двигательных действий как учет обстановки, требующей многократного
начинания запрограммированной атаки. Перед встречей с противником на ринге
боксер разрабатывает свою программу ведения боя, предусматривающую
проведение конкретных одиночных и серийных ударов, использование
коронного атакующего приема, различных финтов, тактических действий и т.д.
Однако противодействие соперника не позволяет выполнить программу в
задуманной последовательности, так как у противника есть собственная
программа ведения поединка. Стремясь к реализации своей цели, каждому
боксеру необходимо выполнить собственную программу соревновательной
576
деятельности. Формирование навыков реализации своей программы в изменяющейся обстановке осуществлялось путем выполнения специальных заданий:
- ведение учебного боя с партнером другого стиля с комментариями тренера о своевременном изменении позиции, смене дистанции, выборе вида и способа выполнения атакующего действия и т.д.;
- учебный бой одновременно с двумя единоборцами разного стиля; с постановкой задачи использования коронного приема против каждого условного противника;
- противоборство с партнером с использованием ложных движений, каждое из которых необходимо провести с высокой степенью достоверности и др.
Спортсмену важно уйти от атакующего удара и самому наносить противнику точные, прицельные атакующие ударные действия, опережения его движения. Увеличение скорости моторных актов приводит к дефициту времени, при принятии решений обдумыванию наиболее эффективного способа решения сложной двигательной задачи.
С целью формирования навыков проведения атакующего или контратакующего действия при значительном дефиците времени использовались следующие упражнения:
- выполнение каждого атакующего приема с постепенным увеличением скорости;
- проведение атаки с использованием звуковых сигналов, задающих скоростной режим моторных актов;
- учебный бой с более опытным партнером, выполняющим действия в опережающем темпе;
- работа с боксерскими снарядами с ускорением по сигналу тренера;
- выполнение атакующих действий с поэтапным увеличением скорости: по первому звуковому сигналу на 50%; по второму сигналу - на 75%; по третьему сигналу - на 100% и т.д.
Таким образом, методика формирования навыков, афферентного синтеза двигательных действий квалифицированных боксеров 13-14 лет предусматривает выполнение специальных упражнений, заданий в сочетании с разъяснением их направленности, значимости для повышения результативности соревновательной деятельности. Применялись комментарии, указания, пояснения, беседы и другие словесные методы для совершенствования
577
мотивационной сферы путем преобразования личностно-ориентированных мотивов в социально-значимые; развития логической, долговременной и двигательной памяти. Использовались задания для усвоения обстановочной информации путем адекватного реагирования на проявление ее структурных компонентов (расположение ринга, реакция зрителей, изменение часового пояса и др.), а также пусковой информации, обусловленной пусковым сигналом, необходимостью многократного начинания одной и той же комбинации и ее элементов. При этом важно обеспечить условия совершенствования данных навыков.
Таким образом, разрабатываемая методика тренировки боксеров предусматривает соблюдение основных ее закономерностей, а также применение пусковой информации, обусловленной пусковым сигналом, необходимостью многократного начинания одной и той же комбинации и ее элементов.
Литература
1. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни/ А.Э. Болотин, Д.Б. Селюкин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2015. - № 7 - С.32-34.
2. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки/А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.
3. Каргапольцев, А.В. Оценка эффективности модели подготовки единоборцев к соревнованиям с учетом уровня их тревожности / А.В. Каргапольцев, А.С. Дзюба, А.Э. Болотин // Научно-практический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России». - 2018. - № 1 (77).
- С. 163-168.
4. Парамзин, В.Б. Педагогическая технология развития координационных способностей у бойцов рукопашного боя и оценка ее эффективности / В.Б. Парамзин, В.З. Яцык, А.Э. Болотин, А.И. Новиков // Научно-методический журнал «Физическая культура, спорт - наука и практика». - 2018. - № 2. - С.24-33.
5. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия необходимые для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания
578
населения России / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2015. - № 7 - С.97-99.
6. Токарева, А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В.Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2016. - № 9 - С.12-15.
7. Bakayev V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion / V. Bakayev, A. Bolotin // Proceedings of Faculty of Kinesiology, University of Zagreb (8th International Scientific Conference on Kinesiology). - 2017. - P.763-767.
8. Bolotin A. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A. Bolotin, V. Bakayev // Journal of Physical Education and Sport. -2016. - №216(4). - P.1177-1185.
9. Bolotin, A.E. Educational technology of using the system of Pilates for the prevention of spine disorders of female students / А.Е. Bolotin, V.V. Bakaev, S.A. Vazhenin // Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - №15 (4). - P.724-729.
10. Bolotin, A.E. Factors that determine the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training / A.E. Bolotin, V.V. Bakayev, S.A. Vazhenin // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - №16 (1). - P.102-108.
11. Bolotin A. Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdlers / A. Bolotin, V. Bakayev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - №16 (3). - P.910-913.
12. Bolotin A. Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency / A. Bolotin, V. Bakayev // Journal of Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE) 2018, №13(1), pp. 72-88.
13. Schegolev V.A., Novoseltsev O.V. (2015). "Professional development of management entities of physical education of students using interactive technologies", Theory and Practice of Physical Culture, No 2, pp. 5.
14. Schyogolev V.A. (2014). "Physical training in US military educational systems". Theory and Practice of Physical Culture, № 9, pp. 15.
15. Shchegolev V.A., Sivak A.N., Kochin A.A., Egorov V.Yu. (2016). "Military sports specialist training in armed forces of NATO lead nations (based on public foreign sources)". Theory and Practice of Physical Culture, № 2, pp. 21.
16. Shchegolev, V.A., Lipovka, A.Yu., Korshunov, A.V. (2016). "Applied service
579
physical education and sports classes to prepare students for GTO tests". Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 21-23
17. Shchegolev, V.A., Sushchenko, V.P., Piskun, O.E. (2017). "Students' attitudes toward all-Russian physical culture and sports GTO complex (ready for labor and defence)", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 57-59.
18. Sushchenko V. P., Shchegolev V. A., Korshunov A.V. (2016). "Features of personal and professional development of various professional categories in physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp 3-5
УДК 796.011
А.Э. Болотин1, А. Б. Тинюков2
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК2
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 2 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, [email protected]
Резюме.
В ходе исследований установлено, что применение щитов с отверстиями различной конфигурации создают условия для формирования разнообразных двигательных навыков, способствующих совершенствованию показателей физической и технической подготовленности волейболисток. В ходе такой тренировки происходит улучшение пространственно-силовой и пространственно-временной ориентировки; своевременной коррекции характеристик моторного акта; согласованности движений верхних и нижних конечностей, а также развитие мышечной силы плечевого пояса, верхних конечностей, укрепление мелких мышц кистей пальцев; специальной ловкости, точности движений; концентрации внимания; прыгучести.
Ключевые слова: тренировка, волейболистки, педагогическая модель, специальная физическая и техническая подготовленность.
1 Bolotin A.E., Tinykov A.B. The conditions of increasing of special physical and technical
preparedness of the volleyball players