Научная статья на тему 'Структурная модель по развитию профессионально важных психофизических качеств у студентов средствами физической культуры и спорта'

Структурная модель по развитию профессионально важных психофизических качеств у студентов средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деверинская Александра Тимофеевна

В статье обосновывается структурная модель развития психофизических качеств у студентов средствами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деверинская Александра Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурная модель по развитию профессионально важных психофизических качеств у студентов средствами физической культуры и спорта»

УДК 796.012.2; 378.016

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

STRUCTURAL MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT MENTAL AND PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

А. Т. Деверинская А. T. Deverinskaya

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье обосновывается структурная модель развития психофизических качеств у студентов средствами физической культуры и спорта.

Abstract. The article explains the structural model of mental and physical qualities of the students by means of physical culture and sports.

Ключевые слова: модель, система, принципы, формы, методы, психофизические и нравственные качества.

Keywords: model, system, principles, forms, methods, psychophysical and moral qualities.

Актуальность исследуемой проблемы. Сложившаяся в нашем обществе социально-экономическая ситуация требует совершенствования системы профессионального образования, в том числе и процесса формирования профессионально важных психофизических качеств личности будущего специалиста. Таковыми выступают: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность, смелость, готовность к саморазвитию, преодолению трудностей, коллективизм, патриотизм и др.

Значительным потенциалом для развития этих качеств располагает физкультурноспортивная деятельность, организуемая в рамках образовательного пространства вуза.

Материал и методика исследований. Систему работы вуза по развитию у будущих специалистов профессионально важных качеств личности в физкультурноспортивной деятельности мы представили в виде структурной модели. При ее разработке учитывались рекомендации В. Л. Матросова, В. А. Трайнева, И. В. Трайнева [9], А. А. Вербицкого [2]. Также нами были проанализированы работы других ученых по данной теме. Для создания модели использовались такие ее параметры, как цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебного процесса, методы и средства обучения, результат.

Результаты исследований и их обсуждение. При разработке модели системы нам представлялось необходимым учитывать воздействие различных (психологических, педагогических, филологических, социальных и эргономических) факторов на эффективность ее функционирования [5]. Центральным, системообразующим компонентом разработанной модели является цель, которая при этом выступает как идеальный результат и уровень достижений. Цель сформулирована нами следующим образом: совершенствование процесса развития у будущих специалистов профессионально важных психофизических качеств средствами физкультурно-спортивной деятельности.

Реализация данной цели предполагает решение следующих основных задач:

- вооружение студентов системой специальных теоретических знаний, в т. ч. про-фессиоведческой и физической направленности;

- выработка у них прикладных физических умений и навыков;

- формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультуре и спорту, а также потребности в физическом совершенствовании;

- формирование коммуникативных способностей личности;

- формирование у будущих специалистов нравственно-волевых качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

- развитие физических качеств личности.

В своем исследовании мы руководствовались общими принципами профессиональной подготовки специалистов, принципами, лежащими в основе контекстного обучения, и специфическими принципами физического воспитания.

При выборе педагогических принципов руководствовались следующими критериями: научности, объективности, системности, дополнительности и др. [1, 315].

Формирование профессионально важных психофизических качеств является частью общей системы профессиональной подготовки и, следовательно, опирается на ее основные принципы, а именно:

- единство обучения и воспитания, целостность учебно-воспитательного процесса;

- непрерывность, последовательность и преемственность учебно-воспитательного процесса;

- учет специфики факультета, года обучения, уровня профессионального и физического развития студентов;

- дифференцированный подход в работе со студентами;

- взаимосвязь личной заинтересованности и общественной необходимости;

- целеустремленность в выборе средств и методов обучения и воспитания [3, 79].

Мы считаем, что из основных принципов контекстного подхода к обучению в русле

темы нашего исследования необходимо основываться на принципах:

- контекстности или детерминированности будущим;

- последовательного перехода от учебной деятельности академического типа к учебно-профессиональной деятельности;

- активизации познавательной деятельности студентов и методов обучения [2, 207].

В основу разработанной нами модели легли также принципы физического воспитания студентов. Это такие принципы, как:

- единства общей и специальной подготовки;

- систематичности и последовательности тренировочных нагрузок;

- постепенности наращивания тренировочных нагрузок;

- волнообразности динамики нагрузок;

- цикличности построения процесса физического воспитания [7, 105].

Именно этими принципами пронизано все содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине «Физическая культура».

Разрабатывая содержание деятельности вуза по развитию профессионально важных психофизических качеств будущих специалистов средствами физической культуры и спорта, мы проанализировали содержание государственного стандарта ВПО по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

В соответствии с Г осстандартом в высших учебных заведениях физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины» [4].

Свои образовательные, формирующие и развивающие функции курс «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания будущих специалистов. Он призван выполнять важную социальную роль, способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов для различных отраслей хозяйства и сфер человеческой деятельности.

Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

- социально-биологические основы физической культуры;

- основы здорового образа и стиля жизни;

- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основными направлениями деятельности вуза по развитию у будущих специалистов профессионально важных психофизических, нравственных качеств являются теоретическая и практическая подготовка студентов, а также осуществление контроля за ходом самого учебно-воспитательного процесса и результатами физкультурно-спортивной деятельности.

В ходе теоретической подготовки на занятиях по физической культуре у студентов:

- формируются мировоззренческие взгляды и отношение к физической подготовке как составной части профессионального мастерства специалиста и гражданина своей страны;

- обеспечивается овладение ими знаниями о социально-биологических основах физической культуры, здоровом образе жизни, оздоровительных системах и спорте и т. п.;

- осуществляется их вооружение знаниями об основных физических (сила, быстрота, выносливость, гибкость и др.) и нравственных (дисциплинированность, ответственность, патриотизм, коллективизм и др.) качествах личности и достижение студентами должного уровня своего физического, нравственного и функционального развития;

- воспитываются положительные чувства и переживания, связанные с двигательной деятельностью, и на этой основе формируются интересы и потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом и т. д.

Практическая подготовка будущих специалистов ориентирована на:

- овладение ими способами и методами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;

- содействие приобретению опыта деятельности прикладного и спортивного характера;

- формирование у них умений и навыков, необходимых для успешного осуществления физкультурно-спортивной деятельности, являющихся важными средствами успешного выполнения основных профессиональных функций;

- развитие у студентов самостоятельности в овладении физической культурой в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей;

- формирование профессионально важных нравственных, психических и физических качеств личности и др.

Процесс развития профессионально важных психофизических, нравственных качеств у будущих специалистов может осуществляться в три этапа.

На первом этапе преобладают традиционные обучающие процедуры - общефизическая подготовка, общая специальная подготовка, способствующая развитию основных физических качеств, формированию тактических, игровых, двигательных умений, освоению социально-биологических, теоретических, методических основ физической культуры. На втором этапе студент выполняет деятельность, имеющую как черты учения, так и черты труда, т. е. осуществляется профессионально ориентированная физическая подготовка к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которой развиваются профессионально значимые физические, психические, нравственные качества, повышается функциональная устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней и профессиональной среды, доводятся до уровня навыка двигательные умения, действия, движения, наиболее часто повторяемые в конкретной профессиональной деятельности; усваивается система знаний, необходимая для дальнейшего личностного и профессионального совершенствования. На третьем этапе развиваются способности к освоению потенциальной профессиональной деятельности за счет укрепления здоровья, формирования знаний и способов деятельности, подготовки к реализации основных функций компонентов базовых родов деятельности, а также через игровые формы происходит включение в реальные процессы и производственные отношения.

В настоящее время учеными определен широкий круг организационных форм обучения и воспитания студенческой молодежи (лекции, практические занятия, секции, занятия ЛФК, подвижные игры, спортивные соревнования, спортивные вечера и праздники, туристические походы и слеты).

Для нашего исследования представляется интересным подход В. И. Ильинича, который к формам физической подготовки в высшем учебном заведении относит: учебные занятия (обязательные и факультативные); самостоятельные занятия; физические упражнения в режиме учебного процесса; массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия [5, 11].

Основными формами организации процесса развития у будущих специалистов профессионально значимых психофизических качеств, на наш взгляд, являются: фронтально-групповая, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в динамических парах, массовые оздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия.

Решая проблему выбора методов обучения, мы опирались на цель, задачи, закономерности и принципы обучения, возрастные особенности и уровень подготовленности обучающихся, а также внешние условия. Под методом обучения мы вслед за Я. И. Лернером и М. Н. Скаткиным понимаем систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучающегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения.

В физической подготовке будущих специалистов применяются две группы методов: общепедагогические и специальные. Общепедагогические представлены словесными методами и методами наглядного воздействия.

К словесным методам мы вслед за рядом авторов (Ю. В. Кузнецовым, В. С. Кше-виным, А. М. Максименко, В. В. Морозовым, В. П. Усенко и др.) относим дидактический рассказ, описание, объяснение, беседу, лекцию, инструктирование - точное, конкретное изложение предлагаемого задания, комментарии, замечания, распоряжения, указания [8].

К наглядным ученые относят следующие методы:

- непосредственной наглядности, обеспечивающий создание правильного представления о технике выполнения двигательного действия;

- опосредованной наглядности, создающий дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения (наглядные пособия, учебные видеофильмы, использование муляжей и др.);

- направленного прочувствования двигательного действия, нацеленный на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела;

- срочной информации, предназначенный для ее получения по ходу выполнения двигательных действий с целью их коррекции либо для сохранения заданных параметров

[7, 19].

Специфические методы представлены методами упражнения, которые включают в себя три типа: методы строго регламентированного упражнения, игровые и соревновательные методы. В группу первого типа также входят методы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.

Ученые выявили, что обучение двигательным действиям осуществляется с помощью трех методов: целостного, расчлененного и метода сопряженного воздействия.

Целостный метод применяется для овладения структурно несложными движениями и характеризуется тем, что техника двигательного действия осваивается с самого начала целостной структуры, типичной для данного упражнения.

Расчлененный метод применяется для обучения движениям со сложной структурой на начальных этапах обучения и заключается в вычленении, разучивании и дальнейшем объединении в целостное действие отдельных его элементов.

При применении метода сопряженного воздействия человек проявляет свои максимальные физические способности, происходит сопряжение техники движений и технических способностей [7].

По мнению М. Я. Виленского и Р. С. Сафина, для воспитания физических качеств в условиях высшей школы применяют в основном следующие методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой, игровой, соревновательный.

Равномерный метод характеризуется непрерывной работой с относительно постоянной интенсивностью.

Переменный метод представляет собой непрерывную физическую работу с изменяющейся интенсивностью (изменение скорости, темпа, ритма, длительности, амплитуды движений, величины усилий).

Повторный метод характеризуется многократным повторением двигательного действия.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго нормированными интервалами отдыха.

Круговой метод связан со специально подобранными физическими упражнениями. Они выполняются по типу непрерывной или интервальной работы.

Игровой метод направлен на развитие физических качеств в процессе игры, где существуют постоянное изменение ситуации, эмоциональность. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических качеств человека, а также применяется для развития, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. Он основывается на стремлении человека к опережению другого и, следовательно, стремлении к самосовершенствованию [6, 75].

В процессе развития профессионально важных психофизических качеств у будущих специалистов мы считаем необходимым использовать следующие средства: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

Физические упражнения - двигательные действия и их совокупности, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Существует целый ряд классификаций физических упражнений: по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания; по анатомическому признаку; по признаку биомеханической структуры движений; по признаку физиологических зон мощности; по признаку спортивной специализации. Каждое из них обладает относительно постоянными признаками и эффектом воздействия на выполняющего упражнение.

Оздоровительные силы природы оказывают влияние на относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма или как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физической подготовки.

Гигиенические факторы, содействующие укреплению здоровья и повышающие эффект воздействия физических упражнений, стимулирующие развитие адаптивных свойств организма, включают в себя личную и общественную гигиену (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.), соблюдение режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна [7, 13]. Важное значение имеет нравственное просвещение студентов в процессе занятий физической культурой и спортом.

И, наконец, заключающим компонентом разработанной нами модели процесса развития у будущих специалистов профессионально важных психофизических качеств является его результат - достаточно высокий уровень их сформированности.

Резюме. Внедрение в учебно-воспитательный процесс высшей школы представленной модели, на наш взгляд, создает благоприятные условия для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих специалистов и развития у них профессионально важных психофизических, нравственных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Казанский государственный университет, 1996. - 567 с.

2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.

3. Виленский, М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. - М. : Высшая школа, 1989. - 158 с.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 080502 - Экономика и управление на предприятии. - М., 2000. - 31 с.

5. Ильинич, В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Иль-инич. - М. : Высшая школа, 1978. - 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кузнецов, Ю. В. Педагогические основы физического воспитания студентов нефизкультурного профиля педвузов / Ю. В. Кузнецов, О. Г. Максимова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. - 128 с.

7. Кшевин, В. С. Физическая подготовка / В. С. Кшевин, В. В. Морозов, В. П. Усенко. - М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 288 с.

8. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры / А. М. Максименко. - М. : Воениздат, 2001. - 316 с.

9. Матросов, В. Л. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением / В. Л. Матросов, В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - М. : Прометей, 2000. - 354 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.