Научная статья на тему 'Педагогические условия развития у студентов психофизических качеств'

Педагогические условия развития у студентов психофизических качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деверинская Александра Тимофеевна, Павлов Владимир Иванович

В статье раскрывается содержание воспитательной работы по развитию психофизических качеств у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деверинская Александра Тимофеевна, Павлов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития у студентов психофизических качеств»

УДК 378.034+378.037.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

У СТУДЕНТОВ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' PSYCHO-PHYSICAL QUALITIES

А. Т. Деверинская, В. И. Павлов A. T. Deverinskaya, V. I. Pavlov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Аннотация. В статье раскрывается содержание воспитательной работы по развитию психофизических качеств у студентов.

Abstract. The article reveals the essence of the educational work on the development of professionally important psycho-physical and moral qualities of students.

Ключевые слова: физическое здоровье, психофизические качества, педагогические условия.

Keywords: physical health, psycho-physical qualities, pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время в вузах Чувашской Республики заметен рост количества студентов с низким уровнем психофизического развития и общей физической подготовки. Как показали наши исследования, около 35 % студентов имеют ослабленное здоровье, часть из них страдает хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной систем, опорнодвигательного аппарата.

В связи с этим одной из важнейших задач высшей школы является укрепление здоровья и снижение заболеваемости, развитие психофизических качеств у студентов путем создания научно обоснованной системы физического воспитания.

Целью исследования стало выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий развития у студентов психофизических качеств.

Материал и методика исследований. Исследование проводилось с 2007 по 2010 г. на базе экономического факультета Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации и технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. В нем приняли участие 98 студентов (за три года обучения в вузе с 1 по 3 курс), 6 преподавателей физического воспитания. В экспериментальную группу (ЭГ) входили 48 студентов, в контрольную (КГ) - 50. На начальном этапе исследования нами было изучено состояние здоровья у студентов. Определение уровня сформированности пси-

хофизических качеств проводилось методом анкетирования, бесед со студентами и преподавателями, а также с использованием тестов, опросника профессиональных предпочтений (Дж. Холланда).

Изучалась учебно-нормативная документация (государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по физической культуре, учебные планы и рабочие программы по основным курсам данной специальности). Параллельно с этим проводилась работа по изучению мотивации и отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Определенная работа велась с преподавателями курса «Физическая культура» в целях подготовки их к формирующему этапу эксперимента.

Для проверки качества выполняемых студентом рекомендаций педагогов по физическому саморазвитию было предусмотрено ведение дневника самоконтроля за выполнением индивидуального плана физического самосовершенствования. При изучении учебного материала программы использовались различные упражнения, задачи и ситуации, содействующие развитию психофизических качеств личности студента. Важное место в содержании работы занимала систематическая и целенаправленная работа медицинской и психологической служб вузов: проведение консультаций и бесед, чтение лекций, организация встреч с соответствующими специалистами и т. п.

Результаты исследований и их обсуждение. Одним из направлений нашей экспериментальной деятельности была реализация задачи, связанной с созданием соответствующей образовательно-спортивной среды на факультетах, обеспечением педагогического процесса учебно-методическими пособиями, вовлечением студентов в занятия физической культурой и спортом, пропагандой здорового образа жизни.

В вариативной части учебной программы по курсу «Физическая культура», во-первых, нами был расширен объем материала по легкой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу и другим подвижным играм; во-вторых, разработан комплекс физических упражнений аэробной направленности, способствующих повышению и поддержанию высокого уровня функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; упражнений силовой направленности, способствующих укреплению двигательного аппарата - мышечной системы, костной системы, соединительной ткани -связок, сухожилий; упражнений, направленных на развитие гибкости и способствующих улучшению состояния мышечной, соединительной и костной тканей, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата; в-третьих, отведено больше времени на приобщение к здоровому образу жизни, двигательной активности с использованием возможностей всех основных ее видов: подвижных игр, соревновательного спорта, коррекционнооздоровительного спорта, оздоровительной двигательной активности, профессионально ориентированной двигательной активности, бытовой двигательной активности и др.; в-четвертых, уделено особое внимание выработке умений и навыков физического саморазвития и самосовершенствования.

В процессе исследования проводилась диагностика изучаемых психофизических качеств. Так, например, нами были изучены мотивы, потребности, склонности, интересы и ценностные ориентации студентов в сфере физкультурной деятельности в начале и в конце эксперимента. Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели сформированности мотивационно-ценностного компонента психофизического потенциала студентов

Основные показатели груп пы Уровни(%)

очень высокий высокий средний низкий

2007 г. 2010 г. 2007 г. 2010 г. 2007 г. 2010 г. 2007 г. 2010 г.

Осознание необходимости изучения теоретических основ курса «Физическая культура» ЭГ 4,1 6,6 10,3 12,3 55,9 37,4 29,7 18,5

КГ 3,0 4,1 7,8 9,4 55,1 56,8 34,1 29,7

Интерес к информации, связанной с профессиональной направленностью физической подготовки ЭГ 9,3 14,5 16,4 19,8 63,2 57,4 11,1 8,3

КГ 10,1 12,2 13,2 14,1 59,3 57,6 17,4 16,1

Желание быть включенным в двигательную активность ЭГ 14,2 25,5 19,3 21,9 48,1 38,0 18,4 14,6

КГ 13,9 27,1 21,2 24,4 44,7 30,6 20,2 17,9

Понимание важности поддержания здорового образа жизни самим студентом ЭГ 12,7 23,2 18,1 19,7 45,1 36,2 29,1 20,9

КГ 10,8 14,3 17,3 18,9 41,7 39,4 30,2 27,4

Осознание места и роли физкультурной деятельности в системе подготовки к профессиональной деятельности ЭГ 6,7 8,9 11,1 17,2 63,1 65,0 13,1 8,9

КГ 6,9 8,0 10,2 13,4 70,2 65,5 12,7 13,1

Осознание ценности здоровья и ЗОЖ ЭГ 8,0 9,6 10,4 12,6 61,5 63,7 20,1 14,1

КГ 10,1 11,2 11,3 16,2 58,0 55,3 20,6 17,3

Осознание личной значимости физкультурной активности для своего профессионального становления и личной карьеры ЭГ 8,4 18,2 9,3 14,1 62,6 51,3 19,7 16,4

КГ 8,2 11,1 9,7 12,6 57,5 54,0 24,6 22,3

Понимание места физической культуры в системе профессиональных ценностей ЭГ 8,1 12,3 10,4 13,1 58,1 58,4 23,4 16,2

КГ 8,7 9,9 10,8 12,4 50,8 51,6 29,7 26,1

Как видно из приведенных в табл. 1 данных, колебания исходного уровня показателей мотивационно-ценностного компонента у КГ и ЭГ групп в среднем одинаковые, по экспериментальной группе по итогам формирующего этапа увеличивается значение по всем показателям: у студентов сгладилось противоречие между пониманием важности поддержания здоровья самим студентом как абсолютной ценности (42,9 и 47,4 % соответственно) и практической деятельности по его поддержанию; существенно возрос интерес к информации, связанной с различными аспектами физической культуры (немедикаментозные способы оздоровления, самодиагностики, коррекции телосложения, социально-биологические основы физической культуры, оздоровительные и релаксационные технологии). 84,1 % студентов экспериментальной группы и 71,0 % - контрольной хотели бы повысить уровень знаний в этих областях физической культуры (в констатирующем эксперименте данную группу составляли соответственно 56,6 и 44,8 % студентов) и т. д.

В ходе эксперимента произошли изменения в развитии психофизических качеств у студентов. Сводные данные по итогам трехлетней работы представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели сформированности психофизических качеств у студентов

Основные показатели Группы Уровни(%)

очень высокий высокий средний низкий

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

Целенаправленность ЭГ 12,3 15,1 18,2 22,4 53,1 53,0 16,4 9,5

КГ 12,1 13,3 15,2 17,5 54,6 52,4 18,1 16,8

Решительность ЭГ 13,1 15,6 18,3 21,1 56,8 43,1 17,8 14,2

КГ 11,6 13,2 14,5 17,3 54,8 52,0 19,1 17,5

Настойчивость ЭГ 14,4 17,2 19,7 24,5 47,3 43,1 18,6 15,2

КГ 12,2 14,1 17,5 19,1 41,1 45,2 23,2 21,6

Самостоятельность ЭГ 16,9 19,7 23,1 26,4 43,6 41,2 16,4 12,7

КГ 13,4 14,6 17,9 19,3 50,1 50,8 18,6 15,3

Дисциплинирован- ность ЭГ 17,3 21,1 24,1 29,6 46,9 40,1 11,7 9,2

КГ 16,9 19,4 21,7 24,8 47,8 45,5 13,6 10,3

Готовность к волевому напряжению и преодолению трудностей ЭГ 14,6 16,8 18,3 24,1 54,8 48,6 12,3 10,5

КГ 13,7 15,1 17,8 19,2 54,8 54,3 13,7 11,4

Выдержка ЭГ 15,8 17,4 19,2 25,2 52,2 46,8 12,8 10,6

КГ 14,3 16,2 18,7 19,6 53,6 52,7 13,4 11,5

Анализ показателей сформированности у студентов психофизического потенциала будущих специалистов показал, что в целом за три года обучения в вузе (с 1 по 3 курс) наблюдается определенная положительная динамика в развитии у них психофизических качеств (в данном случае нравственно-волевого порядка). В ходе эксперимента наиболее ярко она проявилась в характеристике таких качеств у студентов ЭГ, как дисциплинированность (21,0 %), самостоятельность (16,9 %) и выдержка (16,2 %). Отрадно отметить, что заметные положительные изменения по этим показателям имеются и у студентов КГ. Изучение факторов, способствовавших этим изменениям в лучшую сторону, показало, что к ним следует прежде всего отнести психологический климат на факультетах, доброжелательные отношения, сложившиеся между преподавателями и студентами, профессиональное мастерство преподавателей (большинство из них в недалеком прошлом -мастера спорта, победители республиканских и всероссийских соревнований).

В ходе эксперимента у студентов произошли заметные изменения и физических показателей (табл. 3).

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что, положительная динамика исследуемых показателей на формирующем этапе эксперимента была установлена у студентов ЭГ. По индивидуальным данным у 18,0 % студентов обнаружен высокий уровень развития общей выносливости (на констатирующем этапе эксперимента - 11,0 %); не изменились показатели в группе, характеризующейся уровнем развития выше среднего; 57,0 % относятся к группе со средним уровнем (ранее 23,0 %). У студентов КГ за этот же период уровень развития общей выносливости по среднегрупповым данным практически не изменился. Наблюдались несущественные внутригрупповые изменения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В ЭГ в среднем снизились тестовые показатели в беге на 100 м (с 14 до 13,3 с), что характеризует увеличение уровня развития скоростносиловых качеств; в КГ эти показатели - с 14,3 до 13,9 с и т. д.

Таблица 3

Показатели уровня развития физических качеств у студентов

Основные показатели Группы Уровни(%)

очень высокий высокий средний низкий

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

Бег на 3000 м (общая выносливость) ЭГ 9,1 16,4 10,7 14,5 24,9 40,3 55,3 28,8

КГ 0,8 7,9 8,4 10,6 38,7 42,7 46,1 38,8

Челночный бег (скорость в сочетании с ловкостью) ЭГ 1,2 4,1 12,4 20,1 55,7 69,5 30,7 6,3

КГ 0,8 2,4 16,5 17,2 53,3 67,7 29,4 12,7

Бег на 100 м (скоростносиловая подготовленность) ЭГ 14,3 28,3 40,4 48,7 27,0 10,3 18,3 12,7

КГ 16,1 17,3 39,7 42,8 25,1 21,5 19,1 18,4

Подтягивание (силовая выносливость в/п пояса) ЭГ 4,3 8,9 6,2 13,1 44,1 56,3 45,4 21,7

КГ 1,1 2,3 4,7 6,9 32,6 44,7 61,6 46,1

Гибкость позвоночника ЭГ 2,9 10,4 12,5 21,4 53,7 60,1 16,3 8,1

КГ 2,3 4,7 25,9 27,8 53,7 49,5 18,1 17,0

Координация - равновесие ЭГ 1,8 12,1 16,5 20,7 42,2 51,7 37,5 15,5

КГ 1,6 5,4 12,9 14,3 36,8 39,1 48,7 41,2

Подводя итоги, можно сделать вывод, что позитивная динамика в развитии всех физических качеств, характеризующих физическую подготовленность студентов, обусловлена профессиональной и личностной ориентацией рабочей программы курса «Физическая культура», включающей учебно-тренировочный (содержательный) и методикопрактический разделы. В ходе формирующего этапа эксперимента нами был использован широкий круг физических упражнений, которые классифицировались следующим образом: а) упражнения, избирательно воздействующие на мышечные группы, несущие основную мышечную нагрузку в период прохождения учебно-производственных практик; б) упражнения, адекватно воздействующие на мышечные группы с целью снятия производственного утомления; в) упражнения, по характеру нервно-мышечных усилий и двигательной структуре сходные с основными движениями профессионала; г) спортивная тренировка с использованием специфических комплексов, способствующих развитию ведущих двигательных качеств в сочетании с формированием у студентов психофизиологических функций; д) специальные виды спорта, интенсифицирующие воспитание профессионально важных психофизических качеств будущего специалиста и др.

Повышению эффективности процесса развития у будущих специалистов профессионально важных психофизических качеств, как показало наше теоретическое исследование и проведенная экспериментальная работа, способствует создание в рамках современной высшей школы следующих педагогических условий:

- гуманизация образовательно-спортивной среды факультетов, вуза в целом;

- дифференциация процесса обучения, организуемого на занятиях по физической культуре и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности;

- вовлечение студентов в различные виды спортивных занятий;

- постоянная активизация физического саморазвития будущих специалистов средствами физкультурно-спортивной деятельности;

- организация систематической диагностики уровня развития у будущих специалистов профессионально важных психофизических качеств.

Резюме. Проведенная нами экспериментальная работа показала, что реализация педагогических условий развития у студентов 1-3 курсов психофизических качеств способствует повышению эффективности подготовки специалистов к их будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.