Научная статья на тему 'Квалификационная характеристика специалиста по оздоровительной физической культуре'

Квалификационная характеристика специалиста по оздоровительной физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1348
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СПЕЦИАЛИСТ / НАЗНАЧЕНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ОЗДОРОВЧА ФіЗИЧНА КУЛЬТУРА / КВАЛіФіКАЦіЙНА ХАРАКТЕРИСТИКА / ФАХіВЕЦЬ / ПРИЗНАЧЕННЯ / ВИМОГИ / ЗНАННЯ / УМіННЯ / USE / REQUIREMENTS / KNOWLEDGE / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурманов А. Г.

В статье изложена квалификационная характеристика специалиста по оздоровительной физической культуре, являющаяся стержнем его высшего профессионального образования. Она устанавливает профессиональное назначение специалиста, квалификационные требования, а также что он должен знать и уметь. Структура, состав и содержание компонентов квалификационной характеристики обоснованы, апробированы и явились основополагающими при разработке образовательного стандарта, учебной программы и изданного учебника «Оздоровительная физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурманов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health oriented physical culture specialist's qualification testimonial

The article contains qualification testimonial for a specialist in health oriented physical culture which is the pivot of his higher education. It determines specialist's professional use, qualification requirements as well as those it must know and be able to do. The structure, composition and content of qualification testimonial components are substantiated, approbated and became basic in education standard for the educational programme working out and publication of text-book «Health oriented physical culture».

Текст научной работы на тему «Квалификационная характеристика специалиста по оздоровительной физической культуре»

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Фурманов А.Г.

Белорусский государственныйуниверситет физической культуры, Минск

Аннотация. В статье изложена квалификационная характеристика специалиста по оздоровительной физической культуре, являющаяся стержнем его высшего профессионального образования. Она устанавливает профессиональное назначение специалиста, квалификационные требования, а также что он должен знать и уметь. Структура, состав и содержание компонентов квалификационной характеристики обоснованы, апробированы и явились основополагающими при разработке образовательного стандарта, учебной программы и изданного учебника «Оздоровительная физическая культура).

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура квалификационная характеристика, специалист, назначение, требования, знания, умения.

Анотація. Фурманов О.Г. Кваліфікаційна характеристика фахівця з оздоровчої фізичної культури. У

статті викладена кваліфікаційна характеристика фахівця з оздоровчої фізичної культурі, яка є стрижнем його вищої професійної освіти. Вона установлює професійне призначення фахівця, кваліфікаційні вимоги, а також що він повинен знати та вміти. Структура, склад і зміст компонентів кваліфікаційної характеристики обґрунтовані апробовані та з'явились складаними при розробленні освітнього стандарту, навчальної програми та надрукованогопідручника «Оздоровча фізична культура).

Ключові слова: оздоровча фізична культура кваліфікаційна характеристика, фахівець, призначення, вимоги, знання, уміння.

Annotation. Furmanov A.G. Health oriented physical culture specialist’s qualification testimonial. The article contains qualification testimonial for a specialist in health oriented physical culture which is the pivot of his higher education. It determines specialist’s professional use, qualification requirements as well as those it must know and be able to do. The structure, composition and content of qualification testimonial components are substantiated, approbated and became basic in education standard for the educational programme working out and publication of text-book «Health oriented physical culture).

Keywords: use, requirements, knowledge, skills.

Введение.

В основу разработки квалификационной характеристики специалиста по оздоровительной физической культуре (ОФК) положена профессиограмма, в которой отображены различные аспекты его профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика устанавливает профессиональное назначение специалистов (Преподавателей физического воспитания, Методистов по оздоровительной физической культуре), а также квалификационные требования, предъявляемые к ним. Она учитывается при планировании подготовки и прогнозирования потребности в специалистах [4-6], обосновании состава специальностей и специализаций, организации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, распределении, расстановке и изучении профессионального использования выпускников вуза.

Работа выполнена по плану НИР Белорусскогогосударственногоуниверситета физической культуры.

Формулирование целей работы.

Цель работы - анализ квалификационных характеристик специалиста по оздоровительной физической культуре Рассмотрены структура состав и содержание компонентов квалификационной характеристики

Результаты исследования.

Назначение специалиста. Специалист готовится для педагогической, тренерской, методической, организационно-управленческой, исследовательскойи агитационно-пропагандистской деятельности в области оздоровительной физической культуры Он предназначен для работы на предприятиях (объединениях), в организациях, научных учреждениях, учебных заведениях, коллективах физической культуры, в физкультурнэ спортивных клубах, по месту жительства, на спортивных сооружениях, в физкультурно-оздоровительных центрах, клубах по интересам, в местах массового отдыха населения, в лечебно-профилактических и восстановительных центрах, в группах физкультурно-оздоровительной направленности для людей различного возраста, пола и физической подготовленности

Квалификационные требования к специалисту. Специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели государства, быть убежденным патриотом и интернационалистом, достойным представителем общенародной интеллигенции.

Специалист обязан активно проводить в жизнь государственную политику, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно относиться к порученному делу.

Специалист должен иметь широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, глубоко овладеть профессиональной подготовкой, непрерывно пополнять свои знания, расширять общественнополитический кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления, навыками политико-воспитательной работы среди населения.

Специалист должен знать:

- основы общественных дисциплин в объеме, необходимом для успешного освоения изучаемого материала;

- теоретические и практические основы медико-биологического цикла, в том числе: анатомию, физиологию и гигиену, биохимию и биомеханику спортивную медицину и лечебную физическую культуру, а также психоло-педагогические дисциплины психологию педагогику, методику преподавания и спортивной тренировки по основным видам спорта в физкультурнооздоровительных группах; историю физической культурыи спорта; теорию физической культурыи вопросы управления физкультурнымдвижением; функции и методику управленческой деятельности; специальные дисциплины, раскрывающие методологию и методику физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

- содержание работы по охране окружающей среды, основные положения Закона о физической культуре правовые основы в сфере физической культуры; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, нормативные и другие руководящиедокументы по физкультурнооздоровительной работе;

- основы общей психологии и особенности процесса формирования мировоззрения и ценностных ориентаций личности; психологию молодых людей, зрелого, среднего и пожилого возраста; психологию коллективных действий и особенности формирования коллектива; социальную психологию, общую педагогику;

- возрастные особенности людей, показания и противопоказания к занятиям конкретным видом спорта и различными физическими упражнениями, в т.ч. нетрадиционными; принципы и приемы массажа, лечебной физкультуры, профилактики заболеваний и травм; основы рационального питания, режима труда и отдыха;

- методику изучения трудовой деятельности и основу научной организации труда; особенности двигательной активности людей; эффективность физических нагрузок разной интенсивности и физиотерапевтических средств в реабилитации и профилактике;

- основу и методику производственной физкультурыв рабочее и нерабочее время;

- средства, формы и методы агитационно-пропагандистской работы, механизмы формирования мотивов, интересов и потребностей в занятиях ОФК;

- основы трудового законодательства; составление установленной отчетности, правила и технику безопасности при занятиях физическими упражнениями;

- методику обучения различным видам физических упражнений, планирование и методику учебнотренировочных занятий с оздоровительным, общеразвивающим и лечебным эффектом воздействия на занимающихся;

- направление развития физкультурно-оздоровительной деятельности в современном обществе; основы рационального двигательного режима, средства, методы и формы физкультурно-оздоровительной работы и реабилитации, в том числе с лицами с ослабленным здоровьем, инвалидами;

- теорию и практику общенародных и национальных видов спорта; содержание принципа оздоровительной направленности, факторы, влияющие на него, основные компоненты здорового образа жизни;

-основы диагностики состояния человека, методы контроля и самоконтроля, морфофункциональные характеристики опорно-двигательного аппарата, деятельность основных жизнеобеспечивающих систем при физических нагрузках, показатели тренированности, утомления, а также факторы, влияющие на двигательную активность человека;

- методы исследования физического развития и физической подготовленности человека, медикопедагогических наблюдений, гигиену питания, труда и быта;

- средства, методы и формы физкультурнэоздоровительной и спортивно-массовой работы в коллективах физической культуры по месту жительства, в местах массового отдыха населения, на спортивных сооружения?, в физкультурнооздоровительных центрах;

- требования к строительству и оборудованиюобъектов спортивного и физкультурнооздоровительного назначения;

- основы организации и методику оздоровительного туризма и спортивного ориентирования

Специалист должен уметь:

- применять на практике полученные знания для решения педагогических, методических, организационно-управленческих, исследовательских и других задач, планировать, организовать и вести педагогическую, учебно-воспитательную, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, а также учебно-тренировочные занятия по видам спорта и в группах физкультурно-оздоровительной направленности, определять степень и глубину усвоения учебного материала, разрабатывать и осуществлять методики физкультурно-оздоровительной работы, анализировать, обобщать и распространять передовой опыт педагогической исследовательскойи учебно-методической деятельности;

- осуществлять агитационно-пропагандистскую и лекционную работу в области ОФК и спорта;

- проводить работу по формированию групп по видам спорта и физкультурнооздоровительной направленности в учебных заведениях и учреждениях, вести как групповые, так и индивидуальные занятия;

-разрабатывать комплексные физкультурнооздоровительные мероприятия с целевой ориентацией на профессиональную реабилитацию и адаптацию, устранение недостатков двигательной подготовки дефектов опорно-двигательного аппарата, осуществление профилактики наиболее часто встречающихся и производственно обусловленных заболеваний, улучшение психического физического здоровья; обучать

правильному составлению различных оздоровительных комплексов физических упражнений, разрабатывать программы по регулированию веса тела;

- давать рекомендации по соблюдению здорового образа жизни, используя национальные и культурные традиции, климато-географические, экономические, экологические особенности региона;

- составлять методическую документацию с акцентом на разработку многолетних программ режимов двигательной активности, учитывая индивидуальные особенности человека;

- владеть простейшими методами медицинского и педагогическогоконтроля, оценивать функциональное состояние и общую физическую работоспособность человека, обеспечить первую медицинскую помощь при травмах, функциональных расстройствах;

- обеспечивать эффективное использование технических средств и оборудования в оздоровительной и профилактической работе;

- обосновывать направленность средств и методов ОФК в профилактико-реабилитационной работе;

- на практике применять знания и навыки, приобретенные в области научной организации и охраны труда, организации и проведении производственной физкультуры в режиме труда и отдыха трудящихся физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий, смотров-конкурсов на лучшую постановку оздоровительной работы, туристские слеты, походы выходного дня;

- осуществлять подготовку общественников по физкультурно-оздоровительной работе, учебу и аттестацию общественных кадров, организовывать работу общественных организаций по профилактике наиболее распространенных заболеваний методами ОФК, систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

- проводить педагогические и социологические исследования среди населения, определяющие ту и иную группу риска для здоровья;

- проводить работу по анализу эффективности физкультурнвоздоровительной работы с опосредованным влиянием на экономические показатели предприятия, учреждения;

- обеспечить административное управление по руководству ОФК в коллективах; осуществлять учет финансово-хозяйственной деятельности

Квалификационная характеристика является документом, которым руководствуютсякафедры, ведущие подготовку кадров по данной специальности (специализации), и органы управления, использующие ее для постоянного обучения воспитания и совершенствования специалистов широкого профиля в соответствии с потребностями и перспективами социально-экономическогои научно-технического прогресса.

Выводы.

Рекомендуемая квалификационная характеристика научно обоснована, апробирована и положена в основу образовательного стандарта [1] и учебной программы [2], а также изданного учебника «Оздоровительная физическая культура[3].

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем квалификационных характеристик специалиста по оздоровительной физической ку ль туре

Литература

1. Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность П.02.02.00 Физическая культураи спорт, Министерство образования Республики Беларусь. - Минск. - 55 с.

2. Оздоровительная физическая культура Учебная программа для факультета оздоровительной физической культурыи туризма. Курс специализации. Под ред. А.Г.Фурманова - Минск, 2002. - 60 с.

3. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура Учеб. для студентов вузов / А.Г.Фурманов, И.Б.Юспа, - Минск: Тесей, 2003. - 528 с.

4. Зайцев В.П., Бондаренко Т.В., Панина Е.Л. Использование спортивных игр и единоборств как средства психофизической регуляции профессиональной работоспособности будущих специалистов //Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. научнтр.под ред. проф. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2008. - №1. - С. 71-77.

5. Романчук С.В., Старчук А.А., Романчук В.Н., Гусак А.Д., Радкевич О.М. Место и значение физической подготовки в системе подготовки военных специалистов //Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. научнтр.под ред. проф. Ермакова С.С. - Харьков: ХГ АДИ (ХХПИ), 2007. - №6. - С. 123-131.

6. Овчарук И.С. Структура изменений физической подготовленностибудущихспециалистов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций под влиянием действующего содержания физического воспитания //Физическое воспитание студентовтворческих специальностей : сб.научнтр.под ред. проф. Ермакова С.С.

- Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2007. - №5. - С. 78-87.

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.