Научная статья на тему 'К вопросу исследования мотивации спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вузов'

К вопросу исследования мотивации спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1606
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИНАМИКА ИЕРАРХИИ МОТИВОВ У СТУДЕНТОВ / МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / THE DYNAMICS OF STUDENTS'' MOTIVES HIERARCHY / MOTIVATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / MOTIVATINF STUDENTS FOR HEALTH ACTIVITIES / STUDY METHODS OF MOTIVATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туренков Анатолий Николаевич, Скотникова Лариса Николаевна, Сидоров Евгений Сергеевич

В работе представлены результаты исследования мотивации студентов в сфере физической культуры и спорта, в частности в спортивной деятельности, в физическом воспитании, в физической рекреации, оздоровительной деятельности. Приводится динамика структуры мотивации студентов вузов к оздоровительной деятельности за последние 18 лет на примере Кемеровского госуниверситета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туренков Анатолий Николаевич, Скотникова Лариса Николаевна, Сидоров Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STUDYING THE MOTIVATION FOR SPORTS AND PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDENTS

The paper presents the results of the study of students' motivation in the sphere of physical culture and sports, in particular in sports activities, physical education, physical recreation, health activities. The paper reflects the dynamics in the structure of motivating higher educational institutions students for health activities over the past 18 years, as revealed by the example of Kemerovo State University.

Текст научной работы на тему «К вопросу исследования мотивации спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вузов»

УДК 37.037.1.:316.628.5

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

А. Н. Туренков, Л. Н. Скотникова, Е. С. Сидоров

ON STUDYING THE MOTIVATION FOR SPORTS AND PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDENTS A. N. Turenkov, L. N. Skotnikova, E. S. Sidorov

В работе представлены результаты исследования мотивации студентов в сфере физической культуры и спорта, в частности в спортивной деятельности, в физическом воспитании, в физической рекреации, оздоровительной деятельности. Приводится динамика структуры мотивации студентов вузов к оздоровительной деятельности за последние 18 лет на примере Кемеровского госуниверситета.

The paper presents the results of the study of students' motivation in the sphere of physical culture and sports, in particular in sports activities, physical education, physical recreation, health activities. The paper reflects the dynamics in the structure of motivating higher educational institutions students for health activities over the past 18 years, as revealed by the example of Kemerovo State University.

Ключевые слова: мотивация в сфере физической культуры и спорта; мотивация студентов в оздоровительной деятельности; динамика иерархии мотивов у студентов; методики изучения мотивации в сфере физической культуры и спорта.

Keywords: motivation in the sphere of physical culture and sports; motivatinf students for health activities; the dynamics of students' motives hierarchy; study methods of motivation in the sphere of physical culture and sports.

Улучшение здоровья населения является проблемой государственной важности. Здоровье студентов неотделимо от здоровья нации. Тем не менее, исследователи мотивации в сфере физической культуры и спорта отмечали в 2002 году, что «структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным историческим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-бальной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6)» [3, с. 117 - 120]. В 2006 году Россия значительно отставала от развитых стран по показателям регулярных занятий физической культурой. На западе ею постоянно занимались 50 % населения, а в России - всего 11,6 % [1, с. 112 - 117].

По мнению специалистов, такой цифровой результат получен из-за многолетней недооценки роли физической культуры и спорта на всех уровнях, из-за финансирования сферы физической культуры по остаточному принципу, из-за отсутствия мотивации у населения.

Если говорить о проблемах студенческой физической культуры и спорта, то необходимо помнить, что в вузы приходят выпускники средних школ, колледжей, училищ, в которых проходит физическая подготовка по государственным программам. А до учебы в учебных заведениях основы физического развития и определенную мотивацию к использованию физических упражнений в своей жизни будущие студенты получали в детских садах и семье. Но и в настоящее время в вузы поступает много абитуриентов с хроническими заболеваниями, с ослабленным здоровьем, низкой физической подготовленностью, а самое главное с несформированным положительным отношением к физической культуре и спорту, т. е. мотивацией. Между тем, формирование мотивации является одним

из основных условий обеспечения высокой результативности любого образовательного процесса.

Структура любой деятельности состоит из цели -мотива - способа достижения - результата. Пусковым механизмом структуры служат мотивы при наличии определенной цели. Поэтому очень важно на всех этапах жизни человека формировать сильную и положительную мотивацию и знать содержательную структуру мотивов, побуждающих к занятиям.

Реально человека побуждает к деятельности не один, а несколько взаимосвязанных мотивов, совокупность которых называется мотивацией. Обычно понятие мотивация употребляется в двух смыслах: 1) мотивация - как система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как мотивы, потребности, намерения, цели, интересы, стремления; 2) мотивация - как характеристика процесса, обеспечивающая поведенческую активность на определенном уровне или мотивирование.

В мотивации какой-либо деятельности мотивы обычно выстраиваются в ряд. Это структура мотивации. В структуре мотивации всегда имеются доминирующие мотивы, а также мотивы второстепенные -ведущие, значимые, негативные, сугубо негативные.

В сфере физической культуры, как части культуры нашего общества, обычно выделяют спорт (спортивная деятельность), физическое воспитание и физическую рекреацию.

Спортивная деятельность для спортсменов - это соревновательная деятельность, которая проявляется в соревнованиях и сопровождается часто предельными физическими и психическими нагрузками.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными

знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Физическая рекреация подразумевает восстановление организма, выздоровление. В нее входят массовая физическая культура, активный отдых, сбор грибов, ягод, рыбалка, работа в саду и другое.

Все три составляющие сферы физической культуры включают в себя оздоровительную деятельность, под которой понимается сознательная, целевая активность, направленная на развитие, совершенствование и поддержание на оптимальном для конкретного человека уровне двигательных навыков, физических качеств, функциональных возможностей на основе индивидуальных потребностей и мотивов с учетом пола и возраста [2].

Основой мотивации спортивной деятельности является оценка общества через моральные и материальные стимулы. Существует несколько классификаций мотивов спортивной деятельности (А. Ц. Пуни [10], П. А. Рудик [11], Ю. Ю. Палайма [9] и другие). Так, например, психолог Ю. Ю. Палайма выделяет 13 групп мотивов спортивной деятельности: мотивы морального порядка (долг, коллективизм, патриотизм); стремление к самоутверждению; мотивы, связанные с отношением к сопернику, тренеру, зрителям; собственно-соревновательные мотивы (желание помериться силами, азарт); мотивы эстетического порядка; мотивы, связанные с желанием добиться определенных привилегий, материальных благ и другие. При этом им было установлено, что среди спортсменов высокого класса достаточно четко выделяются две группы, различающиеся по доминирующему мотиву. К первой группе, которую автор условно назвал «коллективистами», относятся спортсмены, в системе мотивов которых доминирующее место занимают общественные, моральные мотивы и с ними связаны мотивы самоутверждения личности или мотивы любви к спорту. У второй группы спортсменов («индивидуалисты») доминирующими являются мотивы, связанные с самоутверждением, с самовыражением личности, а коллективистические мотивы выступают как подчиненные (второстепенные).

Возможны и другие подходы при анализе особенностей мотивации в спорте. Так, например, мотивы спортивной деятельности могут быть сведены к двум типам по доминированию процессуальной или результативной мотивации. Результативные мотивы являются доминирующими у спортсменов, ориентированных на достижение высокого результата. Обычно это спортсмены высокого класса.

Мотивация в физкультурно-спортивной деятельности определяется, как правило, наличием двух разнополярных направлений:

1) укрепление здоровья;

2) достижение высоких спортивных результатов.

В физкультурно-спортивной деятельности преобладают процессуальные мотивы. Процессуальные мотивы характерны для лиц, ориентированных на занятия физической культурой, на участие в массовой спортивной деятельности. Мотивы достижения высоких спортивных результатов у этих лиц отсутствуют или носят подчиненный характер. К ним относится большинство участников внутривузовских студенче-

ских соревнований. Мотивы физкультурно-спортивной деятельности исследованы в меньшей степени.

В процессе физического воспитания, где занятия носят обязательный характер, источником мотивации служат как внутренние побуждения, так и внешние факторы (совет родителей, друзей, необходимость оценки, зачета, стремление следовать моде и другое). Мотивы в этой области изучены достаточно хорошо.

По вопросу мотивации студентов к учебным занятиям по предмету «физическая культура» исследователи считают, что результативность физического воспитания существенно повысится, если будет разработан алгоритм привлечения студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом в современных социально-экономических условиях. Для этого необходимо определить, что делать на различных этапах становления человека, чтобы выработать потребность заниматься физическими упражнениями и спортом всю жизнь. Существенным аспектом этого процесса является связь мотивов с потребностями и целями, а последних с реальными социальными условиями жизни. Так как мотивация формируется под влиянием возникающих потребностей, то мотивация студентов призвана довести до их сознания значимость, необходимость и ценность приобретаемых знаний, умений и навыков. И в этом случае мотивация зависит от многих факторов: материально-технической базы вуза, личности преподавателя физической культуры, его педагогического мастерства, особенностей воспитательной работы вуза, традиций семьи, социального окружения, физической и технической подготовленности студентов и других факторов [1, с. 112 - 117; 4, с. 214 - 219; 5, с. 219 - 225; 8, с. 188 - 192; 14, с. 134 - 135].

Из вышесказанного следует, что потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы студентов. При удовлетворении потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом формируется положительная мотивация к занятиям, что, в свою очередь, вызывает потребность в занятиях физической культурой. Иными словами, главным в формировании положительной мотивации студентов вузов к регулярным занятиям физической культурой является реализация потребностей студентов в двигательной активности.

В этом аспекте, говоря о физическом воспитании студенческой молодежи, выделяют первичные и вторичные мотивы в сфере физической культуры. Первичный мотив (особенно у студентов младших курсов) аккумулируется потребностью в занятиях физическими упражнениями, и он еще очень узок для формирования содержательной деятельности. Первичная мотивация связана с первыми, начальными физическими нагрузками. Затем, по мере адаптации к изменяющим нагрузкам, формируется внутренний побудитель деятельности - устойчивые вторичные мотивы, образующие мотивационную сферу и устойчивые интересы [4, с. 214 - 219].

При изучении мотивации у конкретной студенческой личности в сфере физической культуры можно условно выделить 5 типов физкультурной деятельности:

1) тип ярко выраженной спортивной направленности;

2) тип полуспортивной направленности;

3) тип рекреационной (оздоровительной, развлекательной) направленности;

4) тип раздвоенной направленности, когда в основном ставятся спортивные по характеру цели, а мотивы объясняются оздоровительной направленностью;

5) тип двигательной реабилитации и адаптивной физической культуры [7, с. 124 - 126].

Мотивации перечисленных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта взаимосвязаны. Так, например, мотивы оздоровительной деятельности у студентов тесно связаны с мотивами физического воспитания, а мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности связаны с мотивами оздоровительной деятельности и так далее.

Студенческому коллективу в целом присущи все виды деятельности в сфере физической культуры и спорта, однако при исследовании мотивации целого коллектива (группы, курса, факультета и вуза в целом) преобладающей деятельностью нужно считать деятельность оздоровительную.

Мотивация оздоровительной деятельности студентов исследована в меньшей степени. Если опираться на исследования А. А. Касаткина [2], то мотивы оздоровительной деятельности рассматриваются как относительно устойчивые личностные характеристики. Исходя из существующих классификаций мотивов, автор предложил новый вариант классификации, состоящий из 16 мотивов. Каждый мотив оценивается пятью утверждениями. Предложенный автором тест-опросник содержит 80 непрямых утверждений, поэтому истинная цель анкетирования маскируется. Оценка мотива может быть от -15 до +15, а общая оценка мотивации по всем мотивам для студента колеблется от -240 до +240 баллов, где минус показывает отрицательное отношение к оздоровительной деятельности. Автор использует мотивы адекватные для оздоровительной деятельности студентов

- игры и развлечения, двигательной активности, общения, положительных эмоций, самосохранения здоровья, совершенствования, интереса к противоположному полу, удовольствия от движения, долженствование - воспитательный аспект, физкультурно-спортивных интересов, долженствования - внутренний аспект, доминирования, долженствования - внешняя стимуляция, привычки, соперничества, подражания.

С 90-х годов прошлого века мы эпизодически изучали мотивацию оздоровительной деятельности студентов Кемеровского госуниверситета (КемГУ) и студентов других вузов города Кемерово. Для получения количественных оценок мотивов (сила мотива, место мотива в иерархии мотивов) использовали тест опросник А. А. Касаткина. К исследованиям привлекались студенты разных факультетов преимущественно педагогических специальностей. В данной работе мы не только приводим структуру мотивов оздоровительной деятельности студентов КемГУ и определяем ее изменение (динамику), но и делаем сравнительный анализ с данными, полученными коллегами из Саратова, Москвы, Ростова-на-Дону [3,

с. 117 - 120]. Так в структуре мотивации студентов Саратовских и Московских вузов были определены мотивы: доминирующие (игры и развлечения), ведущие (двигательной активности, общения, получения положительных эмоций), значимые (физкультурноспортивных интересов, самосохранения здоровья, интереса к противоположному полу и другие) и сугубо негативный неактуальный (мотив подражания) (см. табл.).

В Кемеровском госуниверситете иерархия мотивов студентов педагогических специальностей в целом совпадала с вышеназванной (выборка 120 чел.), но по ряду мотивов были отклонения. Так, мотив интереса к противоположному полу вошел в разряд ведущих, а мотивы двигательной активности, положительных эмоций попали в разряд значимых.

Мы уже отмечали, что изменение мотивации (динамика) связано с изменением социальных условий жизни, качества преподавания, личности преподавателя и других факторов.

За годы наших исследований в стране усилилась агитация и пропаганда различных составляющих форм физической культуры через средства массовой информации, появилось множество секций по нетрадиционным для России видам физической культуры и спорта, увеличилась материальная база для занятий, усилилось внимание руководителей к развитию детско-юношеского спорта, усилилось внимание преподавателей физической культуры к использованию принципа индивидуализации при проведении учебных занятий, возросло понимание преподавателей о необходимости формирования у учащихся и студентов положительной мотивации к физкультурнооздоровительной деятельности [12, с. 526 - 529].

За счет перечисленных факторов у современных студентов показатели мотивации к физкультурнооздоровительной деятельности значительно изменились в положительную сторону.

Посмотрим динамику структуры мотивации студентов КемГУ на примере математического факультета, анкетные срезы были проведены в марте 1993, 2006, 2012 годов. Цифры показывают, что у студентов математиков происходит увеличение суммарной мотивации к оздоровительной деятельности, т. е. увеличилась сила мотивов: у девушек от +8 баллов в 1993 году до +46 баллов в 2006 г. и +92 балла в 2012 году, соответственно у юношей от -46,5 балла до +59,4 и +111 баллов. Так как наибольшая цифра суммарной мотивации может быть +240 баллов, то полученные в 2012 году показатели говорят о том, что в студенческой среде еще имеются студенты с явно отрицательной мотивацией к использованию оздоровительной деятельности в своей жизни.

За эти годы у студентов математиков менялась и иерархия мотивов. Так у девушек, (табл. 1) мотив общения с третьего места в иерархии переместился на 6

- 8. Это указывает на то, что занятия оздоровительной направленности уже не связаны в большей мере с желанием общаться с друзьями.

Доминирующий мотив игры и развлечения стабильно удерживается на 2 - 3 месте в ряду мотивов.

У студенток математиков уже стал неактуальным У современных студенток повысился рейтинг мо-

мотив интереса к противоположному полу на заняти- тива физкультурно-спортивных интересов. Он зани-

ях физической культурой (2, 1, 13 места в динамике). мает в 2012 году первое место (ранее был на 13 мес-

те).

Таблица 1

Динамика мотивации оздоровительной деятельности у студенток математического факультета

с 1993 по 2012 годы

№ п/п Наименование мотива Иерархия мотивов у студентов вузов г. Саратова и г. Москвы 1988 -1992 гг. Годы исследования в КемГУ

1993 | 2006 | 2012

иерархия мотивов

1 Самосохранения здоровья (значимый) 9 10 6 12

2 Совершенствования (значимый) 11 12 7 4 - 5

3 Двигательной активности (ведущий) 2 5 - 6 2 2 - 3

4 Долженствования - внутренний аспект (значимый) 10 11 11 6 - 8

5 Долженствования - внешняя стимуляция (негативный) 14 7 - 8 15 9

6 Долженствования - воспитательный аспект (значимый) 7 14 - 15 14 14

7 Общения (ведущий) 3 3 8 6 - 8

8 Доминирования (негативный) 12 4 4 4 - 5

9 Физкультурно-спортивных интересов (значимый) 8 13 13 1

10 Соперничество (негативный) 13 7 - 8 12 6 - 8

11 Удовольствия от движения (значимый) 5 5 - 6 9 10 - 11

12 Игры и развлечения (доминирующий) 1 1 3 2 - 3

13 Подражания (сугубо негативный) 16 16 16 16

14 Привычки (негативный) 15 14 - 15 10 15

15 Положительных эмоций (ведущий) 4 9 5 10 - 11

16 Интереса к противоположному полу (значимый) 6 2 1 13

Студентки перестали получать большое удовлетворение от физкультурных упражнений (движений).

Этот мотив с 5 - 6 места переместился на 10 - 11 места. Очевидно, при проведении оздоровительной деятельности, проводящие не подбирают оптимальные и адекватные средства и методы.

Остается постоянным у студенток на протяжении этих лет мотив доминирования (4 - 5 место).

Повысился рейтинг ведущего мотива двигательная активность с 5 - 6 места в 1993 году до 2 - 3 места в последующие годы.

Динамика мотива совершенствование (значимый) за эти годы была положительная (с 12 места до 4 - 5), т. е. этот мотив уже является почти ведущим.

Высокую позицию в ряду мотивов у студенток математиков за все годы исследования занимает мотив доминирования - четвертое место.

Мотив соперничества у наших студенток также занимает высокое место - 7 - 8 в 1993 г. и 6 - 8 место в 2012 г.

Замыкают иерархию мотивов у студенток математиков все эти годы мотив подражания - 16 место, привычки - 15 место, долженствования (воспитательный аспект) - 14 место.

В целом, структура мотивации физкультурнооздоровительной деятельности у студенток имеет тенденцию к изменению, причем улучшается или остается постоянным ранг мотивов, которые отражают потребности в укреплении здоровья и совершенствовании.

У юношей математиков динамика иерархии мотивов за эти годы также положительная и в целом совпадает с показателями у девушек. Например, мотив интереса к противоположному полу 1 место (1993 г.), 1 - (2006 г.), 8 - (2012 г.); физкультурно-спортивных интересов соответственно тем же годам 15, 7 - 8, 1 -2; доминирования - 2, 4 - 5, 3 - 4; самосохранения здоровья - 7, 4, 10 места.

Однако юноши математики не потеряли интереса к общению на оздоровительных занятиях. У них динамика этого мотива 3, 9 - 11, 1 - 2 места, в то время как у девушек 3, 8, 6 - 8 места.

В 2012 г. впервые нами было проведено исследование мотивации оздоровительной деятельности у студентов младших курсов нового для нас факультета политических наук и социологии.

Средняя сила мотивации у студентов данного факультета к оздоровительной деятельности составила 66,9 балла (это гораздо меньше, чем у студентов математического факультета).

Доминирующим мотивом у студентов данного факультета явился мотив совершенствования (1 место), к ведущим мотивам студенты отнесли мотив положительных эмоций, двигательной активности и самосохранения здоровья. Ранее бывший в студенческой среде доминирующим мотив игры и развлечения занимает у политологов пятое место, т. е. является неактуальным. Ранее бывший в студенческой среде ведущим мотив общения на седьмом месте, т. е. стал нейтральным. Замыкают таблицу иерархии мотивов, как и положено негативные мотивы подражания

(16 место), долженствования - внешняя стимуляция (15 место). Мотив долженствования (воспитательный аспект) не присущ студентам данного факультета, т. к. они не собираются быть преподавателями, и занимает он соответственное 14 место.

В целом мотивы оздоровительной деятельности студентов факультета политических наук и социологии показывают их положительное отношение к оздоровительной деятельности.

Мы уже отмечали ранее, что оздоровительная деятельность является составной частью спортивной деятельности. Нас интересовала иерархия мотивов оздоровительной деятельности у спортсменов-студен-тов. Проведенное среди студентов факультета физической культуры и спорта исследование с использованием тест-опросника А. В. Касаткина показало, что мотивация оздоровительной деятельности студентов и студенток факультета физической культуры и спорта имеет существенное отличие по рангу ведущих мотивов от студентов других факультетов [13, с. 132 - 133].

У студентов спортсменов ведущими мотивами являются доминирование (1 место), соперничество (2), совершенствование (3), общение (4). У студенток

- долженствование (воспитательный аспект) (1 место), общение (2), доминирование (3), совершенствование (4), мотив игры и развлечения (5), соперничество (6).

На последних местах в иерархии у студентов и студенток находятся негативные мотивы привычки и подражания.

На наш взгляд, полученная иерархия мотивов у студентов и студенток факультета физической культуры и спорта отражает их отношение к спортивной и учебной деятельности.

Выводы

1. Студенческому коллективу в целом присущи все виды деятельности в сфере физической культуры и спорта - спортивная, физкультурно-спортивная, физкультурно-оздоровительная, оздоровительная, физическое воспитание. Однако при исследовании мотивации целого коллектива (группы, курса, факультета и вуза в целом) преобладающей деятельностью стоит считать оздоровительную.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Анализ мотивационных показателей студентов к оздоровительной деятельности в динамике многих лет позволяет утверждать, что суммарная мотивация студенческих коллективов к оздоровительной деятельности постоянно повышается, а в структуре мотивации (иерархии) имеется тенденция к повышению ранга мотивов, которые отражают потребности в укреплении здоровья и в самосовершенствовании.

3. Эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вузов существенно повысится, если при разработке планов физкультурноспортивных мероприятий будут учитываться реальные социальные условия жизни - материально-техническая база вуза, личность преподавателя (тренера) физической культуры, педагогическое и профессиональное мастерство преподавателя, особенности воспитательной работы в вузе, социальное окружение студента, его физическая и техническая подготовленность, мотивы и интересы.

Литература

1. Иванова, С. Ю. Формирование положительной мотивации студентов вуза к регулярным занятиям физической культурой и спортом / С. Ю. Иванова, Е. В. Апухтина // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009.

2. Касаткин, А. А. Структура мотивации оздоровительной деятельности студенток: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. А. Касаткин. - М., 1992. - 21 с.

3. Касаткин, А. А. Структура мотивации оздоровительной деятельности студентов Поволжской академии государственной службы / А. А. Касаткин, О. В. Якубовская, В. Р. Развина // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: матер. Межд. конф. - М.: МГУ, 2002. - Ч. II.

4. Коледа, В. А. Двигательный режим и мотивация к занятиям физическими упражнениями / В. А. Коледа // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: матер.

VI Междун. конф. - Ч. I. - М.: МГУ, 2000.

5. Ларионова, Н. И. О мотивах оздоровительной деятельности студенток Ростовского государственного университета / Н. И. Ларионова // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: матер. Межд. конф. - М.: МГУ, 2000. - Ч. I.

6. Лесникова, С. Л. Выработка положительной мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания студентов технического вуза как одно из условий успешной профессиональной подготовки / С. Л. Лесникова, О. А. Заплатина // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: матер. Всерос. научно-практ. конф. - Омск: СибГУФК, 2005. - С. 85 - 88.

7. Мотивация студентов в физкультурной деятельности / А. В. Лотаненко, А. В. Плешаков, С. В. Гусев [и др.] // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: материалы VII Межд. научно-методической конф. - Ч. 2. - М.: Изд-во МГУ, 2002.

8. Мелешкова, Н. А. Мотивационно-потребностная сфера студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Н. А. Мелешкова, Г. А. Унжаков, А. И. Шульгин // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: матер. Всерос. научно-практич. конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006.

9. Палайма, Ю. Ю. Общая психология / Ю. Ю. Палайма; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

10. Пуни, А. Ц. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для институтов физической культуры / А. Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1974. - 143 с.

11. Рудик, П. А. Психология: учебник / под ред. П. А. Рудик. - М.: ФИС, 1974. - 510 с.

12. Туренков, А. Н. Влияние социальных условий жизни и некоторых факторов на изменение мотивации студентов к оздоровительной деятельности / А. Н. Туренков, В. М. Калинин // Стратегия и пути развития национального образования в России: сб. науч. трудов по матер. Межд. конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.

13. Туренков, А. Н. Исследование мотивации оздоровительной деятельности у студенток факультета физической культуры и спорта / А. Н. Туренков // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работ: мат. VII Межд. научно-методической конф. - Ч. 2. - М.: МГУ, 2002.

14. Хорева, Ю. А. Мотивация учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности / Ю. А. Хорева // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: мат. VII Межд. научно-методической конф. - Ч. 2. - М.: МГУ, 2002.

Информация об авторах:

Туренков Анатолий Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой зимних видов спорта и единоборств факультета физической культуры и спорта КемГУ, zws@kemsu.ru.

Anatoly N. Turenkov - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Winter Sports and Martial Arts, Kemerovo State University.

Скотникова Лариса Николаевна - старший преподаватель кафедры зимних видов спорта и единоборств факультета физической культуры и спорта КемГУ.

Larisa N. Skotnikova - Senior Lecturer at the Department of Winter Sports and Martial Arts, Kemerovo State University.

Сидоров Евгений Сергеевич - преподаватель кафедры зимних видов спорта и единоборств факультета физической культуры и спорта КемГУ.

Evgeny S. Sidorov - Lecturer at the Department of Winter Sports and Martial Arts, Kemerovo State University..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.