Научная статья на тему 'Проблема мотивации и посещения занятий по физической культуре вузе'

Проблема мотивации и посещения занятий по физической культуре вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигманов Бори Бахтиярович, Тангриев Абдукарим Тошевич

Проблема мотивов и мотивации физкультурно-спортивной деятельности и посещения занятий по физической культуре является одной из актуальных, что требует поиска новых путей повышения эффективности занятий по физической культуре в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нигманов Бори Бахтиярович, Тангриев Абдукарим Тошевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема мотивации и посещения занятий по физической культуре вузе»

эффективно реализовать свою миссионерскую функцию относительно представителей общественного и частного секторов, осуществлять действенное регулирование рыночных отношений; совершенствование нормативно-правовой базы функционирования и развития сферы физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Ахматов М.С. Управление физической культурой и спортом в новой модели образования Узбекистана. // Халк таълими. Народное образование, 2002, № 1, с. 111.

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ И ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВУЗЕ Нигманов Б.Б.1, Тангриев А.Т.2

1Нигманов Бори Бахтиярович - старший преподаватель, Ташкентский государственный педагогический университет, им.Низоми;

2Тангриев Абдукарим Тошевич - старший преподаватель, Ташкентский государственный экономический университет, г.Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: проблема мотивов и мотивации физкулътурно-спортивной деятельности и посещения занятий по физической культуре является одной из актуальных, что требует поиска новых путей повышения эффективности занятий по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: мотивация, физическая культура, студенты, эффективность занятий.

В условиях реформы узбекского образования приоритетным являются такие формы и методы обучения, и воспитания, использование которых с наибольшей эффективностью формируют ценностное отношение студентов к средствам физической культуры, создают предпосылки физического саморазвития и самореализации. Образовательный процесс по физическому совершенствованию студентов должен базироваться на принципах индивидуализации и дифференициализации, которые создают условия для проявления способностей студентов в избранных формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учётом их состояния здоровья, мотивации, интересов и потребностей, что обуславливает вариативность содержания и разнообразие форм физического воспитания в вузе.

Процесс занятий физической культуры предусматривает обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств и психомоторных способностей.

Наблюдается несоответствие между значением мотивационного фактора в деле улучшения физического совершенствования, и содержанием образовательного процесса по физическому воспитанию студенческой молодежи, на что обращено внимание специалистов [3]. Вместе с тем в последние годы многие ученые относят эту проблему к числу главных в процессе физического совершенствования студентов.

Проблема мотивов и мотивации физкультурно-спортивной деятельности и посещения занятий по физической культуре является одной из актуальных, поскольку студенты, особенно 1 курса, считают данный предмет необязательным, что требует

поиска новых путей повышения эффективности занятий по физической культуре в вузе [1]. Наличие ведущей мотивации придает активности человека более деятельный характер. В нашем случае, это то, ради чего и почему студенты посещают занятия по физической культуре, которые из-за высоких учебных и психоэмоциональных нагрузок, недостатка времени и дороговизны фитнес-услуг остаются практически единственной формой двигательной активности для большинства студентов [2]. Академические занятия 2 раза в неделю призваны обеспечить лишь минимум двигательной активности. Несмотря на это студенты часто прогуливают и их. Мы решили провести исследование и выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре у студентов экономического факультета, которые помогут преподавателям физического воспитания в поиске путей повышения эффективности процесса физического воспитания в вузе.

Цель исследования — выявить ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре студентов экономического вуза.

Выявлено, что у студентов 1 курса ведущей мотивацией является внешнеорганизованная, так как и девушки и юноши поставили наибольший балл за мотивацию «получение зачёта». Среди внутреннеорганизованных мотиваций наиболее значимой для студентов 1 курса является мотивация «для здоровья» (3,0). Однако считать её ведущей нельзя, так как оценка ниже 4-х баллов.

Таблица 1. Мотивации посещения занятий по физической культуре студентов 1 экономического факультета

Мотивации Девушки (п = 25) Юноши (п = 25) Ср. оценка

Получение зачёта 4,9 4,6 4,5

«Для здоровья» 3,2 2,1 3,0

Совершенствование физических качеств 1,8 2,0 2,0

Развлечение 1,5 1,4 1,2

Повышение

спортивного 1,2 1,3 1,5

мастерства

Совершенствование

двигательных 2,5 2,1 2,3

умении и навыков

Анализ мотиваций девушек по возрастному признаку показал, что с увеличением возраста ведущие мотивации меняются. Так, у девушек 1 курса (средний возраст 17— 21 год) ведущей является единственная мотивация «получение зачёта» (4,9).

Анализ мотиваций юношей по возрастному признаку подтвердил выводы специалистов, что мотивации физкультурно-спортивной деятельности изменяются с возрастом [8; 10]. Так, у юношей 1 курса (средний возраст 17—21год) ведущей является одна — «получение зачёта» (4,6).

Выводы:

1. Ведущей мотивацией посещения занятий по физической культуре у студентов экономического факультета является внешнеорганизованная — «получение зачёта». У студентов 1 курса она является единственной. Мотивацией, имеющей самую низкую оценку у девушек, является «совершенствование физических качеств», у юношей — «общение».

2. У девушек, студенток экономического факультета в возраст 17—21 года ведущей является единственная мотивация «получение зачёта». У студенток в возрасте 19—21 года ведущими являются 6 мотиваций — «получение зачёта», «общение», «развлечение», «для здоровья», «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков».

3. У юношей, студентов экономического факультета в возрасте 17—18 лет ведущей мотивацией является «получение зачёта». У юношей в возраст 19—20 лет ведущими являются 6 мотиваций — «повышение спортивного мастерства», «совершенствование двигательных умений и навыков», «получение зачёта», «развлечение», «для здоровья», «совершенствование физических качеств».

Список литературы

1. Гаврилов Д.Н. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях / Д.Н. Гаврилов и др. // Теория и практика физической культуры. 2008. № 3. С. 27—30.

2. Гуреева А.М. Определение значимых мотивов к занятиям физическим воспитанием у студенток вуза / А.М. Гуреева, Р.В. Клопов // Физическое воспитание студентов. 2011. № 2. С. 27-30.

3. Набиев Т.Э. Исследование мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности у студентов //Мат. межд. научно-метод. конф. посвященной 45-летию кафедре физического воспитания Владимирского государственного университета. - Владимир, 2009. С. 191-195.

ИННОВАЦИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ У

СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО ГАНДБОЛУ

1 2 Разуваева И.Ю. , Кострикова И.В.

1Разуваева Ирина Юрьевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, факультет международного туризма Ташкентский государственный экономический университет;

2Кострикова Ирина Васильевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский фармацевтический институт, г.Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: введение новых разработок в тренировочный процесс студентов позволяет оптимизировать тренировочный процесс, сделать его эффективным. Спрогнозировать будущие результаты. Пробуждают интерес спортсменов к профессиональным и любительским видам спорта. Внедрение новых разработок в учебный процесс также положительно влияет на физическое развитие студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: тренировочный процесс, инновации, гандбол, эффективность занятий.

Современный гандбол требует высокого уровня владения техническими приемами: броски по воротам, обводка соперника, передачи мяча, поэтому учебно -тренировочный процесс на всех этапах подготовки должен базироваться на возможности детального анализа индивидуальной техники спортсменов [2]. Для этого уже недостаточно просто визуального анализа техники каждого игрока в связи с тем, что высокая скорость выполнения технических приемов гандболиста часто не позволяет достаточно точно уловить отдельные нюансы их индивидуального выполнения. Для этого требуется более широкое применение информационных технологий на всех этапах подготовки, особенно - при совершенствовании технических приемов и тактических действий, что и определило цель исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.