Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации методики оздоровительной физической культуры на предприятии в современных экономических условиях'

Педагогические условия реализации методики оздоровительной физической культуры на предприятии в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
695
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ / ЗДОРОВЬЕ ЛИЦ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА / METHODOLOGY OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL TRAINING / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION / HEALTH OF ABLE-BODIED PERSONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Густомясова Е. В.

В данной статье представлены педагогические условия реализации методики оздоровительной физической культуры, внедряемой в современных экономических условиях для работников полиграфического предприятия. Методика повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья лиц трудоспособного возраста имеет специфические особенности и комплекс средств, форм, условий реализации, обеспечивающих ее оздоровительную, социальную и экономическую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Густомясова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF METHODOLOGY OF HEALTH-IMPROVING PHISICAL TRAINING ON AN ENTERPRISE IN MODREN ECONOMICAL CONDITIONS

This article represents pedagogical conditions of realization of methodology of health-improving physical training; this methodology introduces for printer workers in modern economical conditions. Methodology of increasing of capacity for work, saving and strengthening of ablebodied persons' health, has specific peculiarities and a complex of means, forms and conditions of realization, witch are ensured health-improving, social and economic effectiveness of the methodology.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации методики оздоровительной физической культуры на предприятии в современных экономических условиях»

Таким образом, выделение и характеристика организа-ционно-педагогичес-ких условий эффективного развития профессиональной конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования было осуществлено нами с учетом социального заказа общества к профессиональной тттколе по уровню подготовки будущих специалистов; особенностей учебно-профессиональной деятельности как компонента процесса профессиональной подготовки.

Сформулированные нами условия обеспечивают наи-больтттий эффект при комплексной реализации. Организаци-

онно-педагогические условия развития профессиональной конкурентоспособности студентов на основе учебно-профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки являются необходимыми и достаточными. Без комплекса обозначенных условий не сможет эффективно функционировать методическая модель организации процесса профессиональной подготовки студентов учреждения профессионального образования.

Библиографический список

1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: моногр. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование». 2006.

2. Котлярова, И.О. Становление профессионально-педагогической квалификации. - Челябинск. 1998.

3. Найн, А.Я. Проблемы развития профессионального образования; региональный аспект /А.Я. Найн, Ф.Н. Клюев. - Челябинск: изд-во ин-та

разв. проф. обр., 1998.

4. Батышев, С.Я. Реформа профессиональной школы. - М.: Высш. шк., 1987.

5. Беляева, А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб.: НИИ ПТП РАО, 1997.

6. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) // Вестник образования. - 1995. - № 2.

7. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий // Вестник образования. - 1996. - № 10.

Статья поступила в редакцию 20.03.10

УДК 796.4

Е.В. Густомясова, ст. преп. УралГУФК, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В данной статье представлены педагогические условия реализации методики оздоровительной физической культуры, внедряемой в современных экономических условиях для работников полиграфического предприятия. Методика повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья лиц трудоспособного возраста имеет специфические особенности и комплекс средств, форм, условий реализации, обеспечивающих ее оздоровительную, социальную и экономическую эффективность.

Ключевые слова: методика оздоровительной физической культуры, педагогические условия реализации, здоровье лиц трудоспособного возраста.

Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала в нашей стране. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6). Общая динамика смертности населения страны характеризуется повышенной смертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Это создаст резкий дисбаланс трудоспособного и пенсионного населения, негативно отражается на всех социально-экономических факторах развития общества. Научно-техническая революция с каждым этапом изменяет наше общество в технологическом отношении, делает его все более сложным. Такое общество, чтобы успешно функционировать, нуждается в универсально подготовленном работнике, виртуозно владеющем своей профессией и обладающем широким мировоззрением. Но главное - он должен обладать трудоспособностью, а это обеспечивается в первую очередь состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности работника, как основой профессиональной работоспособности.

В стране возникла крупная государственной значимости проблема: как в относительно короткие сроки приостановить ухудшение здоровья населения, поднять его уровень и качество. Объективная реальность, данные науки свидетельствуют о том, что здоровье населения можно повысить и укрепить, только приведя в действие целую систему факторов.

Ведущее место в решении этих проблем играет оздоровительная физическая культура. Оздоровительная физическая культура (ОФК) - это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление

сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды [1]. Оздоровительная физическая культура в настоящее время используется как действенное и эффективное средство формирования развития, социализации личности, успешной социально-биологической адаптации человека к новым меняющимся условиям, в том числе к трудовым и учебным критериям. Ее относительно самостоятельными подсистемами являются: производственная (специальное направление) и оздоровительно-рекреативная (общеоздоровительное направление) физическая культура [2].

В Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года», а так же в резолюции Всероссийского форума «Россия - спортивная держава» (г. Казань, 2009) указано, что расширение спортивно-массовой работы, укрепление здоровья работников и членов их семей должно обеспечиваться внедрением новых научнометодических разработок и современных технологий в сфере спортивной и физкультурно-оздоровительной работы, а также организацией внедрения производственной физической культуры в режим рабочего дня трудящихся.

Одной из характерных черт современного производства является сокращение двигательной активности из-за уменьшения удельного веса физического труда в системе высокотехнологичного производства, однако интенсификация труда вызывает увеличение трудовой нагрузки, функционального напряжения ключевых физиологических систем и всего организма в целом, рост утомления и снижение работоспособности. Это, в свою очередь, ведет к увеличению заболеваемости и снижению эффективности труда в годичном цикле. Ликви-

дировать воздействие неблагоприятных факторов во время работы сложно из-за специфики производства. В связи с этим повышение эффективности восстановления профессиональной работоспособности трудящихся в рабочее и внерабочее время в современный период является важным социальным заказом общества при поддержке государства специалистам по физической культуре.

В педагогической теории и практике возникает необходимость в разрешения явно выраженных противоречий между следующими факторами:

- повышающимся социально-экономическим значением физической культуры и фактическим состоянием производственной и оздоровительно-рекреативной физической культурой;

- возрастающими потребностями общества в повышении массовости занимающихся физической культурой и недостаточной научной разработанностью вопросов ее организации;

- бурным развитием полиграфического производства и слабым вниманием руководителей к здоровью своих сотрудников, сохранению и укреплению трудовых ресурсов своих предприятий;

- возрастающим интересом к сохранению и укреплению собственного здоровья людей трудоспособного возраста и отсутствием у них знаний и умений в области использования средств оздоровительной физической культуры.

Отмеченные противоречия создают необходимость в поиске эффективных организационных средств, современных методик и технологий, позволяющих адаптировать оздоровительную физическую культуру на предприятиях к новым условиям хозяйствования.

Проблема проведенного нами исследования: каковы педагогические условия и особенности методики оздоровительной физической культуры для лиц трудоспособного возраста (на примере работников полиграфического предприятия)?

Целью данного научного исследования являлось: разработать и экспериментально обосновать методику организации оздоровительной физической культуры на полиграфическом предприятии в современных экономических условиях.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) изучить особенности профессиональной деятельности, выявить факторы производственной среды, отрицательно влияющие на здоровье работников полиграфического производства;

2) на основе профессиограммы исследовать влияние физических упражнений на сохранение физической работоспособности и двигательной активности в режиме труда и в период отдыха работников полиграфического предприятия.

3) разработать и обосновать методику занятий физическими упражнениями в режиме труда и в период отдыха рабочих полиграфического предприятия.

4) разработать практические рекомендации по организации оздоровительной физической культуры на предприятиях полиграфической промышленности в современных условиях.

Предметом исследования являлись формы организации оздоровительной физической культуры для работников полиграфического предприятия, объектом - работники полиграфического предприятия.

Научная новизна исследования.

1. В современных экономических условиях разработано и сформировано содержание методики оздоровительной физической культуры для работников полиграфического предприятия, обеспечивающей оптимальный уровень их двигательной активности и способствующей получению нескольких эффектов: оздоровительного, социального и экономического, что отражает социальный заказ общества в решении поставленных в исследовании проблем - здоровье лиц трудоспособного возраста (на примере работников полиграфического предприятия).

2. Определены педагогические условия реализации методики оздоровительной физической культуры для работников полиграфического предприятия, которые представлены в комплексе.

Экспериментальной базой исследования являлся малый полиграфический комплекс: полиграфическое предприятие «Стандарт» (г. Челябинск) и полиграфическое предприятие «Трехгорный печатный двор» (г. Трехгорный Челябинской области).

Экспериментальная методика была разработана и реализована на основании анализа результатов анкетирования, мониторинга условий труда и двигательного режима полиграфистов, заболеваемости, работоспособности, уровня функциональных возможностей организма полиграфистов и уровня их физической подготовленности, а также при создании на полиграфическом производстве педагогических условий, т. е. совокупности объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

В разработанный и адаптированный нами к условиям полиграфического производства комплекс педагогических условий входят нижеследующие положения.

I. Осуществляется положительная мотивация полиграфистов к занятиям физическими упражнениями с учетом их интересов и потребностей, обеспечивается минимальное физкультурное образование с формированием устойчивой потребности в регулярных занятиях оздоровительной физической культурой, которая была сформирована путем осуществления образовательно-про-пагандистской работы - это групповые лекции-беседы, индивидуальные консультации, методические занятия, наглядная и печатная пропаганда.

II. Обеспечивается организация физкультурно-оздоровительных занятий на основе диагностики индивидуальных особенностей работников полиграфического предприятия и в связи с этим индивидуализация физической нагрузки с учетом особенностей трудовой деятельности, а также с учетом половозрастных особенностей, уровня физической подготовленности и состояния здоровья. Формы занятий - групповые.

2.1. Физкультурная пауза. Проводилась для снижения утомления в процессе труда. Физкультурная пауза состояла из 5 - 7 упражнений и проводилась в течение 5 - 7 минут. По классификации профессий, применительно к производственной гимнастике полиграфисты относятся к II (второй) группе труда [3]. На полиграфическом предприятии в виду невозможности остановки технологического процесса, физкультурные паузы были организованы в установленные ранее технологические перерывы: первая - после двух часов работы, на фоне слаборазвитого производственного утомления вторая -обеденный перерыв, после пяти часов работы, третья - после восьми часов работы, на фоне достаточно выраженного утомления. Это позволило создать условия для ускорения процессов восстановления и сохранения работоспособности. В первую и третью физкультурные паузы применялся комплекс динамических упражнений, подобранный таким образом, чтобы они не являлись дополнительной нагрузкой на мышцы, которые участвовали в предшествующей производственной деятельности. Во вторую физкультурную паузу (во время обеденного перерыва) с целью активизации отдыха и восстановительных процессов применялись легкие двигательные упражнения, которые выполнялись в медленном темпе в сочетании с глубоким дыханием и с расслаблением крупных мышечных групп. Выполнялся комплекс, как правило, после спокойного сидения за 5 - 10 минут до начала работы. При наступлении теплой погоды, в активный отдых в обеденный перерыв была включена оздоровительная ходьба по прилегающей к зданию полиграфического комплекса территории (лесопарковая зона). Ходьба применялась для улучшения деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшения пищеварения и энергообмена. Оздоровительная ходьба еще более усилила эффект активного отдыха, а также повысила оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями в течение рабочего дня полиграфистов. Выполнение физкультурной паузы проходило под руководством инструк-

тора физической культуры (исследователя), всей бригадой организованно.

Комплексы упражнений в трех физкультурных паузах в течение рабочей смены между собой отличались разнообразием, общим моментом было использование в середине комплекса упражнений общего воздействия, которые дают наибольшую физическую нагрузку на организм. В физкультурных паузах использовались приемы самомассажа (глаз, рук, воротниковой зоны). Еще существенный момент, который учитывался при выполнении физических упражнений в физкультурной паузе, это предшествующая рабочая поза. Если предшествовало в основном, выполнение работы в позе стоя, физические упражнения выполнялись сидя, если выполнение работы осуществлялось в основном в позе сидя, то упражнения выполнялись в позе стоя.

2.2. Восстановительная гимнастика. Проводилась сразу после рабочего дня в дневные смены, в форме организованных занятий (урока, состоящего из трех частей) всей бригадой одновременно. Восстановительная гимнастика включала в себя комплекс из 20 - 30 физических упражнений в сочетании с приемами самомассажа. В после рабочей восстановительной гимнастике присутствовал повышенный эмоциональный фон, она выполнялась под музыку, в специально оборудованном помещении в течение 30 минут. С наступлением летнего периода восстановительная гимнастика проводилась на улице, на территории лесопарковой зоны, примыкающей к зданию полиграфического предприятия. Цель восстановительной гимнастики - снятие утомления и профилактика отрицательных последствий производственной гипокинезии, а также ускорение процессов после трудовой реабилитации. Развившееся у полиграфистов утомление по характеру смешанное: физическое и нервно-психическое. Поэтому в комплексах после трудовой восстановительной гимнастики мы использовали комбинацию следующих физических упражнений:

а) первая часть включает упражнения «антинагрузоч-ного» характера - упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, пассивные движения;

б) вторая часть включает динамические упражнения, которые задействуют в активную деятельность весь опорно-двигательный аппарат, функциональные системы;

в) для снятия локального утомления использовались специальные восстановительные упражнения для рук, глаз, воротниковой зоны в виде корригирующей гимнастики и приемы самомассажа указанных зон. Заканчивали комплекс упражнений полиграфисты оздоровительной ходьбой в течение 15-20 минут и принятием душа.

2.3. Активный отдых выходного дня (второго в двухдневном отдыхе полиграфистов) по типу «Дня здоровья» -это комплексное оздоровительно-рек-реативное занятие, проводился в основном на природе, в лесопарковой зоне (кроме бассейна) в течение не менее 60 минут и включало в себя комбинацию вариантов:

а) подвижные и спортивные игры (волейбол, футбол);

б) прогулки: пешие, лыжные, велосипедные, туристические;

в) плавание (в бассейне);

г) физкультурно-оздоровительные мероприятия и праздники для работников полиграфического предприятия и их семей по типу «Дня здоровья», «Папа, мама, я - спортивная семья».

Эффект от подобного активного отдыха, организуемого для работников полиграфического предприятия и их семей был опосредован включением в их процесс природных факторов, как сопутствующих условий занятий и как организация специальных процедур - солнечные ванны, общее закаливание, фитовоздействие. Все вышеуказанные мероприятия способствовали снятию накопившегося утомления после трех рабочих смен, восстановлению сил, затраченных в процессе труда, организации познавательного досуга, оптимизации двигательного режима полиграфистов, повышению настроения, формированию положительного настроя на по-следую-щее выполнение рабочих операций, формированию положительного микроклимата в коллективе, установлению нефор-

мального общения и дружеских связей. Пребывание полиграфистов на свежем воздухе, закаливание повышает их сопротивляемость простудным заболеваниям, тренирует его терморегуляционные механизмы, способствует укреплению здоровья. «Отставленный» эффект активного отдыха мы наблюдали и при сравнении степени восстановления к началу рабочего дня у полиграфистов накануне занимавшихся различной двигательной активностью. Показатели функциональных систем, время фазы «врабатывания», эмоционально-психическое состояние - все эти показатели у лиц накануне занимавшихся физическими упражнениями отмечались на порядок выше.

Приоритет активного досуга выходного дня нами был обеспечен за счет большой привлекательности, разнообразия, инноваций в области двигательной активности и положительно сказывался не только на повышении физических и психофизиологических качеств работников полиграфического предприятия, но и способствовал вовлечению в регулярные занятия физическими упражнениями членов их семей.

III. Обеспечивается дифференцированный подход в комплексном применении средств и форм оздоровительной физической культуры в неоднородных группах занимающихся. При построении системы занятий с работниками полиграфического производства предусматривалось как создание оптимального двигательного режима, так и обеспечение коррекционной и оздоровительно-профи-лактической направленности занятий. Микроцикл занятий строился на основании рабочего графика смен полиграфистов, в дневные смены выполнялись физкультурные паузы и после трудовая гимнастика, которые в совокупности составляли 60 минут. Во второй день отдыха полиграфистов проводилось оздоровительнорекреативное занятие - 60 минут. Таким образом, недельный объем двигательной активности полиграфистов увеличился за счет выполнения физических упражнений на 4 часа 30 минут. Занятия проводились в соответствии с рекомендуемого К. Купером показателем оздоровительного эффекта ЧСС - 130 ударов в минуту и положения о том, что оптимальными физическими нагрузками считаются те, которые мобилизуют 60 -75% резерва ЧСС (А.Г. Фурманов). Ведущим педагогическим приемом являлось применение всех вышеуказанных особенностей в неоднородных группах, занимающихся при поточном методе выполнения упражнений.

IV. Обеспечивается создание материально-технических условий занятий оздоровительной физической культурой по месту работы полиграфистов: организация мест занятий непосредственно на полиграфическом производстве и разработанная нами система поощрений занимающихся оздоровительной физической культурой полиграфистов материальными выплатами. Данные педагогические условия обеспечили эффективность внедрения оздоровительной физической культуры на полиграфическом производстве:

- оздоровительная: нормализация ЧСС полиграфистов в течение рабочей смены и во время выполнения физических упражнений, улучшение физической подготовленности полиграфистов на 23 %, снижение общей заболеваемости полиграфистов на 50 %. В целом объем двигательной активности увеличился на 75 %, увеличилось число занимающихся (полиграфистов) физической культурой регулярно на 69 %;

- социальная: сплочение трудового коллектива, повышение эффективности командной работы, повышение мотивации на достижение коллективных целей, а также повышение имиджа руководства и предприятия в целом, уменьшение случаев нарушений трудовой дисциплины на 38 %, уменьшение текучести кадров на 27 %;

- экономическая: снижение заболеваемости способствовало уменьшению расходов по оплате листов временной нетрудоспособности; уменьшение случаев производственного брака, нарушений трудовой дисциплины и текучести кадров произвело минимизацию издержек и экономию средств по данным статьям; повышение работоспособности повлекло повышение производительности труда полиграфистов на 20 -30 %, в связи с чем, по данным статьям предприятие получило дополнительную прибыль. Экспериментальная методика явилась частью социальной политики, корпоративной культуры и стратегического развития предприятия.

Библиографический список

1. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: Понятие, структура / А.Г. Фурманов, Л.Н. Кривцун-Левшина: Тез. докл. Респ. науч.-практ. конф. «Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях». - Мн., 1996.

2. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Мн., Тесей, 2003.

3. Мусаелов, Н.А. Производственная физическая культура в трудовом коллективе / Н.А. Мусаелов, Л.Н. Нифонтова. - М.: Профиздат, 1985.

Статья поступила в редакцию 20.03.10

УДК 371. 376.2

Н.Ю. Корнеева, доц. ЧГПУ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье предоставлена система социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями в деятельности педагогов профессионального обучения. Раскрывается содержательный аспект данной системы, который представлен как совокупность компонентов: когнитив-ного, мотивационного и практического.

Ключевые слова: система, цель, социально-педагогическая поддержка учащихся с ограниченными физическими возможностями, профессиональная направленность, критерии и показатели эффективности социально-педагоги-ческой поддержки.

Осуществляемый в стране процесс модернизации образования призван обеспечить благоприятные условия для дальнейшего развития позитивных тенденций, наметившихся в образовании, в том числе и в процессе социально-педаго-ги-ческой поддержки. В Конвенции ООН о правах детей, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, говорится о необходимости создания благоприятных условий для физического, умственного, нравственного, духовного развития, самоопределения и становления личности.

В Российской Федерации сложился механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечения полноценного развития и поддержки учащихся, имеющих нарушения в развитии. Ведется профессиональная подготовка специалистов, работающих с детьми с различными нарушениями. Вводятся новые специальности, постоянно обновляются программы обучения, раскрывающие специфику работы с такими учащимися. Изучение отечественного и зарубежного опыта, профилактика и поддержка учащихся инвалидов осуществляется в рамках Федеральной программы «Дети России» и подпрограммы «Дети инвалиды». Данный вопрос находится под постоянным контролем Правительства Российской Федерации, а так же структур при Президенте и Государственной Думе.

Процесс гуманизации отношения общества к лицам с отклонением в развитии и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни в условиях социально-экономического кризиса в России побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой одной из самых уязвимых категорий населения.

В современном философском словаре понятие «система» рассматривается как целостный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях. Отношения между элементами формируют структуру.

Ю. А. Конаржевский под системой понимает «некоторую совокупность взаи-мосвязанных, взаимодействующих элементов, спроектированных для достижения определенной цели, представляющих целостное образование...».

К исследованию специфики педагогических систем в разное время обращались педагоги и психологи С.И. Архагельский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина,

Ю.А. Конаржевский, В.А. Сластенин и др. Так, если в исследованиях Ю.К. Бабан-ского, В.П. Беспалько и Ю.А. Конаржевского в большей степени нашел отражение управленческий аспект педагогических систем, то в исследованиях Н. В. Кузьми-ной, В. А. Сластенина и др. основное внимание уделяется характеру связей, возникающих, функционирующих и развивающихся в условиях педагогической системы во взаимодействии педагогов и воспитанников.

Разработка системы социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможно-

стями предполагает выделение главного системообразующего звена. Как показывают исследования, выбор системообразующего фактора влияет на стратегию и тактику подготовки специалиста. В психолого-педагогической литературе выявлены и описаны две стратегии поведения педагога в процессе проектирования: содержательная и динамическая.

Содержательная стратегия взаимодействия педагога с учащимся берет за основу цели и задачи и, сохраняя их неизменными, варьирует лишь содержание, методы и формы. Цели и задачи при этом берутся как исходные и объективно заданные. Педагог в этом случае ищет такие способы влияния на личность, которые побудили бы ее развиваться именно в соответствии с поставленными целями [1].

Динамическая стратегия в качестве системообразующих компонентов определяет возможности личности и педагога. Логика мышления в данной стратегии состоит в том, что нужно исходить из объективно заданных возможностей участников систем, процессов и ситуаций и далее двигаться к определению целей, принципов, содержания, методов, средств и форм.

Система социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями в условиях профессионального образования представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на процесс формирования готовности к профессиональной деятельности.

Для того чтобы успешно решить проблему эффективности процесса социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями, необходимо представить конечную цель процесса. Под целью понимается «сознательно планируемый результат образовательной деятельности, сформулированный в конкретном перечне личностных качеств, которыми должен обладать подросток через некоторый отрезок времени» (В.И. Андреев).

Построение системы социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями в условиях профессионального образования потребовало определения конечной цели - готовности учащихся к профессиональной деятельности.

Сегодняшняя социальная действительность объективно требует формирования личности профессионально компетентной, с диалектическим мышлением, глубоким образованием, знанием культуры, конкурентоспособной. В связи с этим мы считаем, что содержание социально-педагогической поддержки должно предполагать: формирование универсальной системы знаний и умений, необходимой для осуществления данного вида деятельности; специализированные курсы, организацию непрерывной практики, закрепление за квалифицированными специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.