Научная статья на тему 'Современные подходы к созданию концепции и обновлению структуры и содержания оздоровительного физического воспитания студентов вузов'

Современные подходы к созданию концепции и обновлению структуры и содержания оздоровительного физического воспитания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ / STUDENTS / ADDITIONAL CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов Геннадий Яковлевич, Кузьмин Владимир Андреевич, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Копылов Юрий Анатольевич, Гаськов Алексей Владимирович

Статья посвящена теоретическим изысканиям в области разработки обновленного научно-методического обеспечения структуры и содержания занятия, методики обучения студентов оздоровительнореабилитационным упражнениям и современной концепции физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов Геннадий Яковлевич, Кузьмин Владимир Андреевич, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Копылов Юрий Анатольевич, Гаськов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO CREATION A CONCEPT AND RENEWAL A STRUCTURE AND CONTENT OF HEALTH IMPROVING PHYSICAL EDUCATION AT UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to theoretical investigations in the field of development of the updated scientific and methodological support structure and content of classes, methods of teaching students the recreational and rehabilitative exercises and the modern concept of physical education.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к созданию концепции и обновлению структуры и содержания оздоровительного физического воспитания студентов вузов»

Высовень Галина Ивановна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта факультета водных видов спорта ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского», г. Владивосток, e-mail: [email protected].

Vysoven Galina Ivanovna, senior lecturer, department of physical education and sport, faculty of watersports, Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelskoy, Vladivostok, e-mail: [email protected].

УДК: 796.093.8

© Г. Я. Галимов, В. А. Кузьмин, М. Д. Кудрявцев, Ю. А. Копылов, А. В. Гаськов

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КОНЦЕПЦИИ И ОБНОВЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Статья посвящена теоретическим изысканиям в области разработки обновленного научно-методического обеспечения - структуры и содержания занятия, методики обучения студентов оздоровительно-реабилитационным упражнениям и современной концепции физкультурного образования.

Ключевые слова: студенты, дополнительные занятия физической культурой, физкультурное образование в вузе.

G. Ya. Galimov, V. A. Kuzmin, M. D. Kudryavtsev, Yu. A. Kopylov, A. V. Gaskov

MODERN APPROACHES TO CREATION A CONCEPT AND RENEWAL A STRUCTURE AND CONTENT OF HEALTH IMPROVING PHYSICAL EDUCATION AT UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to theoretical investigations in the field of development of the updated scientific and methodological support - structure and content of classes, methods of teaching students the recreational and rehabilitative exercises and the modern concept of physical education.

Keywords: students, additional classes of physical education, physical education in university.

Актуальность исследования. Накопившиеся проблемы и противоречия сегодняшнего образования студентов в области физической культуры не могут быть решены лишь за счет заполнения отдельных пустот в сложившейся системе физического воспитания или добавления нового программного материала в учебный предмет «физическая культура» [1]. Данные проблемы должны и могут разрешаться лишь на основе создания новой теоретической концепции, которая, становясь базовым ориентиром в развитии вузовского физкультурного образования, будет определять последующую разработку инструктивно-нормативных, программно-методических и организационно-правовых материалов и документов.

В связи с этим переход на использование дополнительного занятия физической культурой открывает возможности не только создания новой концепции, но и эффективного и относительно быстрого внедрения ее основных идей и положений в практику вузовского образования. Анализ вектора развития образования по учебному предмету «физическая культура» показал, что до настоящего времени студенты овладевали «спортизированными» навыками и умениями в двигательной сфере, и это была преимущественная конечная цель и практически единствен-

ный критерий эффективности физического воспитания. Сейчас обнаруживается другой ориентир. Студенты должны не заучивать готовые «образцы» движений, а, творчески осмыслив их, дополнить в соответствии со своими индивидуальными особенностями с целью решения «двигательных» задач в различных нестандартных ситуациях.

Основные противоречия. Приоритетное развитие физических качеств на занятиях физической культурой не решает проблемы укрепления здоровья студентов, повышения уровня их физической подготовленности [2]. Избежать негативных явлений возможно при условии активного включения студентов в физкультурную деятельность, в самостоятельно организуемые занятия оздоровительными физическими упражнениями. Однако этот путь при существующей практике физического воспитания затруднен, так как:

- содержание занятий оздоровительными физическими упражнениями, особенно в их традиционных формах, мало учитывает потребности, мотивы и ценностные ориентации студентов, их индивидуальные возможности и способности;

- программный материал учебного предмета физической культуры не обеспечивает готовность студентов перейти к самостоятельной ор-

ганизации целесообразных форм занятий оздоровительными физическими упражнениями, использовать их для решения личностных, жизненных и профессионально ориентированных задач и укрепления здоровья;

- преподаватели физической культуры не проявляют должной компетенции в использовании новых технологий образования, владении индивидуализированными и нетрадиционными системами физических упражнений, пользующихся популярностью среди современных студентов, а также новыми перспективными средствами, методами и формами организации работы со студентами.

Основные научные и практические противоречия физкультурного образования в вузе заключаются в том, что:

1. Научно-методическое раскрытие основ процесса физического воспитания отражает постоянно присутствующую дилемму в определении функциональной направленности учебного предмета физической культуры: приоритет на биологическое или социальное развитие, акцент на обучение двигательным действиям или воспитание физических качеств, формирование потребностей заниматься спортом или самостоятельными формами физической культуры.

2. Недостаточно полная разработанность возрастного подхода в освоении студентами ценностей физической культуры, что определяет ориентацию практических методик в первую очередь на «паспортный», частично на «биологический», но не на «социальный» возраст.

3. Студенческим учебным программам присуща дискретность и разрозненность содержания учебного материала, отсутствие целостности в поэтапном его овладении в разные возрастные периоды, слабая ориентация на развитие познавательной и творческой активности студентов.

4. Целевая ориентация на выполнение студентами нормативов физической подготовки задает структуру и содержание занятий физической культуры по типу тренировочных занятий, которые характеризуются однообразием учебного содержания, используемых средств и методов педагогических воздействий, увеличенным объемом физических нагрузок, подчас негативно сказывающимся на функциональном состоянии студентов.

5. Строго заданная ориентированность педагога и содержания учебного процесса на нормативы физической подготовки оставляет без внимания наличие у студентов их индивидуально ценностных ориентаций и установок на занятия

оздоровительными физическими упражнениями, мало учитывает возможность воспроизведения осваиваемого учебного материала в их повседневной жизни, в организации самостоятельных форм занятий.

6. На фоне ухудшающегося состояния здоровья студентов, увеличения учебной нагрузки и сокращения необходимого объема двигательной активности все меньше используются физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, снижается эффективность работы с ослабленными студентами, недостаточно реализуется дифференциация содержания образования в зависимости от групп здоровья.

7. Педагогическая практика педагогов физического воспитания, осуществляемая без целевой установки на активное усвоение студентами ценностей физической культуры, определяет смысл его педагогической деятельности не развитием личности студента в единстве ее физического, психического и социального, а развитием физических качеств, необходимых для выполнения норм и требований физической подготовки.

Гипотеза исследования заключается в том, что освоить весь арсенал двигательных действий, которые могут встретиться студенту, на стандартных двух занятиях физической культурой в вузе практически невозможно. Можно предположить, что крайне необходима новая принципиальная возможность научить студента самостоятельно осваивать различные модификации оздоровительных двигательных действий - реабилитационных упражнений. Данная перспектива связывается с возможностью внедрения дополнительного (оздоровительно-реабилитационного) занятия физической культуры в учебный план высшей школы. Внедрение дополнительного занятия физической культурой продиктовано следующими предположениями: 1) совершенствование содержания и методики проведения занятий физической культурой дошло до своего логического завершения, и дальнейшее улучшение в этом направлении представляется сомнительным; 2) учебная перегрузка студентов, нарушение здоровья в различных формах требуют проведения реабилитационных мероприятий, чего невозможно добиться в полной мере на стандартном занятии физической культурой, перегруженном разнонаправленными задачами, или в системе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Целью исследования является специальная разработка научно-методического обеспечения -структуры и содержания занятия, методики обу-

чения студентов оздоровительно-реабилитационным упражнениям, системы контроля за успешностью учебного процесса (с реализаций идеи «индивидуально оценочной шкалы» учебного процесса), регламентации нагрузок.

Задачи исследования:

1. Обосновать основные современные подходы к составлению содержания дополнительных занятий физической культурой студентов.

2. Разработать содержание педагогического процесса в рамках дополнительных оздоровительных занятий физической культурой, представляющего собой целостную конструкцию и включающего в себя единство процессов обучения, воспитания и образования.

3. Сформировать основные принципы, определяющие требования к формированию содержания дополнительного занятия в области оздоровительной физической культуры.

4. Представить первоначальный перечень знаний, навыков и умений, которым необходимо овладеть студентам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие и спортивно-рекреационные задачи.

Сформулированные актуальность, цель, задачи и гипотеза исследования показывают и диктуют необходимость введения нового сектора в системе физического воспитания - дополнительного занятия физической культурой с оздоровительной направленностью.

Результаты теоретического исследования.

Дополнительные занятия физической культурой с преимущественной оздоровительно-реабилитационной направленностью строятся на основе следующих положений:

а) целенаправленность и непрерывность оздоровительных упражнений;

б) индивидуальность и адресность оздоровительных средств;

в) сочетание двигательного и интеллектуального развития студента.

Основные современные подходы к составлению содержания дополнительных занятий физической культурой студентов.

Первый подход - увеличение количества часов на занятия физической культурой.

Второй подход, также используемый при разработке содержания дополнительного занятия физической культурой, - применение так называемого «спортизированного» принципа, когда студенты выполняют несложные упражнения, при использовании нагрузок малой интенсивности.

Третий подход - обучение студентов навыкам самостоятельного выполнения оздорови-

тельных упражнений, которые доказали свою эффективность для улучшения функционального состояния систем организма и управления эмоциональным состоянием.

Педагогический процесс в рамках дополнительных оздоровительных занятий физической культурой представляет собой целостную конструкцию, включающую в себя единство процессов обучения, воспитания и образования. Каждый из этих структурных компонентов характеризуется своей функциональной направленностью, своим содержанием и своей собственной технологией воздействия на физическую, психическую и социальную сферы студента:

- обучение - раскрывается через целенаправленную передачу общественно-исторического опыта, накопленного в оздоровительной физической культуре, и отражается в присвоении студентами соответствующих знаний, умений и навыков;

- воспитание - рассматривается как целенаправленное воздействие на сознание студентов и отражается в сформированности у них установок и понятий здорового образа жизни, принципов и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни, способов межличностного общения;

- образование - характеризуется активным овладением студентами основ оздоровительной физкультурной деятельности и сформированно-сти мировоззрения в сфере оздоровительной физической культуры.

В условиях дополнительного занятия физической культурой, ориентированного на овладение содержанием оздоровительной физкультурной деятельности, происходит поэтапное развитие физической культуры личности студентов:

- в специальной медицинской группе: идентификация - усвоение знаний и способов физкультурной деятельности, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, оздоровительными физическими упражнениями, позволяющими студенту активно включаться в разнообразные формы занятий оздоровительными физическими упражнениями;

- в подготовительной медицинской группе: индивидуализация - усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий в условиях целесообразно организованных занятий оздоровительными физическими упражнениями, где двигательная деятельность выполняется в соответствии с совокупностью индивидуальных физических, психических и нравственных качеств и способностей, приобретенных студента-

ми на предшествующем этапе своего личностного развития;

- в основной медицинской группе: актуализация - овладение, воспроизведение и целенаправленное использование средств, методов и форм организации оздоровительной физкультурной деятельности, формирование собственного индивидуального опыта и создание образцов и ценностей, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Оздоровительная физкультурная деятельность в рамках дополнительного занятия физической культуры имеет сложную структурную организацию, включающую в себя информационный (знания), операциональный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты:

- информационный компонент объединяет в себе знания о физической психической и социальной природе человека, о возможностях ее преобразования в процессе оздоровительной физкультурной деятельности;

- операциональный компонент включает средства, методы и формы деятельности, способы контроля над физическим развитием, двигательной подготовленностью, функциональным состоянием организма;

- мотивационный компонент включает в себя образцы движений и двигательных действий, представления о формах «телесности» и уровнях физической подготовленности, ценностные ориентации на удовлетворение социально значимых, культурных и личностных потребностей.

Отличительной чертой нового подхода к разработке содержания дополнительного занятия физической культурой является его оздоровительная направленность, насыщенная конкретным материалом, который позволит повлиять на системы организма, в большей мере ослабленные у данного конкретного студента. При этом предлагается использовать оздоровительные упражнения, направленные не только на формирование физического здоровья. Здоровье рассматривается как единство физической, психической и социальной составляющих.

Здоровье - не самоцель занятий физической культурой. Занятия физической культурой, прежде всего, это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера в соответствии с индивидуальными интересами каждого студента.

В числе основных принципов, определяющих требования к формированию содержания

дополнительного занятия в области оздоровительной физической культуры, выступают:

- культуросообразность, которая отражает оздоровительную физическую культуру как социальное явление, ее связь с другими видами и формами культуры; как условие и результат развития личности студента в единстве формирования его физического, интеллектуального и нравственного здоровья;

- личностная ориентация, проявляющаяся в освоении студентами упражнений физической культуры, обеспечивающая познание индивидуальных особенностей развития собственного организма и целенаправленного совершенствования физических способностей;

- фундаментальность, позволяющая формировать мировоззрение студентов в сфере оздоровительной физической культуры на каждом этапе дополнительного занятия, раскрывать существо таких отношений, как природа - культура, активность - труд, существование - развитие и т.п.;

- медико-биологическая и психолого-педагогическая периодизация, ориентирующая на соответствие учебного материала физическим и психическим возможностям студентов, состоянию их здоровья, возрастно-половым особенностям индивидуального развития, динамике основных физических качеств и интересам к занятиям оздоровительными физическими упражнениями;

- креативность, создающая возможность студентам разрабатывать собственное индивидуализированное содержание для разных форм занятий оздоровительной физической культурой или тренировок с личностно ориентированной направленностью, организовывать и проводить эти занятия в самостоятельных формах.

Данные принципы, отражающие подходы к разработке содержания дополнительного занятия по физической культуре, позволяют конкретизировать его цель - формирование навыков использования оздоровительной физической культуры и целенаправленного использования специальных упражнений для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интересам, стабилизация показателей здоровья студентов.

Структура оздоровительного занятия, в соответствии с приведенными целью, задачами, принципами формирования содержания, имеет следующий вид: дыхательные упражнения и упражнения для укрепления дыхательной системы организма и профилактики заболеваний сердеч-

но-сосудистой и дыхательной системы; упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения и простудных заболеваний; упражнения для формирования черт характера и социально значимых качеств личности; психофизические упражнения для контроля эмоционального состояния; комплексы упражнений для коррекции индивидуальных недостатков телосложения с использованием различных систем и методов; упражнения, способствующие совершенствованию двигательной подготовленности; закаливающие мероприятия; знания по основам выполнения упражнений оздоровительного, общеприкладного и спортивно-рекреационного характера, используемых на дополнительном занятии.

Особенностями дополнительного оздоровительного занятия физической культуры в специальной медицинской группе являются знакомство с основными понятиями физической культуры и овладение доступными упражнениями оздоровительного и общеразвивающего характера

[3].

В специальной медицинской группе основной целью учебно-педагогического процесса является формирование интереса к данному виду деятельности, введение студентов в мир оздоровительной физической культуры и демонстрация его значимости. Для этой цели, опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности, ставятся задачи обучения студентов тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию. К наиболее часто встречающимся отклонениям в состоянии здоровья студентов специальной медицинской группы относятся простудные заболевания, стрессы, связанные с незнакомой обстановкой в начале вузовского обучения, нарушения осанки, недостаточная двигательная активность.

Основными умениями, которыми нужно овладеть студентам специальной медицинской группы на дополнительном оздоровительном занятии физической культурой, являются: основы дыхательной гимнастики; навыки мышечной релаксации; комплексы психической регуляции; упражнения на концентрацию внимания; комплексы для профилактики нарушений осанки; игры и общеразвивающие упражнения для формирования основных двигательных качеств; упражнения для профилактики простудных заболеваний и закаливающие мероприятия; знания по основам оздоровительной и развивающей физической культуры.

В подготовительной медицинской группе

цель и задачи дополнительного оздоровительного занятия меняются. Цель ориентирована не только на знакомство с основами физической культуры, но, прежде всего, на активное ее формирование, адаптированное к индивидуальным особенностям студентов. В число основных задач входит обучение студентов использованию упражнений, ориентированных преимущественно на общеприкладное их использование. Студентам подготовительной медицинской группы уже не только «дают задания», но и показывают, как применять оздоровительные и реабилитационные упражнения в различных ситуациях, с которыми может на практике столкнуться студент. Например, для быстрого восстановления после умственной или физической работы, при возникновении стрессовых ситуаций или снижении эмоционального потенциала, при подготовке к выполнению ответственной работы, требующей повышенного внимания и/или сложной координации. При этом практические знания должны опираться на четкие и доступные студентам теоретические знания.

На этом этапе подготовки студенты подготовительной медицинской группы овладевают следующими компонентами дополнительного занятия физической культурой: комплексы дыхательной гимнастики для укрепления дыхательной системы; навыки мышечной релаксации в процессе выполнения физической работы силового, скоростного и выносливостного характера; комплексы для регуляции эмоционального состояния и противодействия неблагоприятным физическим и психологическим факторам внешней среды; упражнения на концентрацию внимания при выполнении двигательной деятельности различного характера - на силу, быстроту и выносливость; элементы атлетической гимнастики для устранения недостатков телосложения; комплексы для профилактики простудных заболеваний и закаливающие процедуры; основы спортивной деятельности - цели занятий спортом, виды и способы спортивной деятельности, элементарные технические навыки и умения разных видов спорта (по выбору); основы самозащиты - самостраховка, основные захваты и освобождение от них, основные удары рукой и защита от них; упражнения для формирования двигательных качеств и начальной технической подготовленности в избранном виде спорта; знания по основам оздоровительной физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью.

Приоритет в развитии физкультурно-оздоровительных форм для студентов основной медицинской группы отдается пользующимся популярностью среди студентов видам физической активности - шейпингу, ритмической и атлетической гимнастике, различным видам спортивных единоборств, спортивным играм. Цель дополнительного оздоровительного занятия в основной медицинской группе ориентирована на формирование физической культуры студентов посредством овладения знаниями и умениями физкультурной деятельности со спортивно-рекреационной направленностью -формирование так называемого «опыта творческой деятельности». Для этой группы студентов задачи дополнительного занятия существенно расширяются.

Студенты должны познакомиться с историей возникновения оздоровительной физической культуры, ее основными направлениями, различными оздоровительными системами, накопленными в мировой культуре. Студенты не только осваивают знания и умения использования средств оздоровительной физической культуры, применение ее в различных ситуациях. В первую очередь акценты смещаются в сторону познания процессов, которые происходят в организме при выполнении физкультурной оздоровительной деятельности. Это позволяет в том числе осмысленно подбирать и самостоятельно выполнять оздоровительные упражнения, оценивать их тренировочное влияние на разные системы организма. Студенты основной медицинской группы выполняют физкультурно-оздоровительную деятельность в спортивных формах организации дополнительного занятия физической культуры. Это требование вводится потому, что элементы спорта с его относительно жестко регламентированной деятельностью, необходимостью проявлять многие качества личности, возможностью принимать самостоятельные решения наиболее полно отвечают психическим и физическим возрастным особенностям, а также эффективно способствуют социализации учащихся высшей школы [3].

Содержание дополнительного занятия физической культуры студентов основной медицинской группы: элементы разных видов спорта - тяжелой атлетики, стретчинга, спортивной гимнастики, статические напряжения мышц, гиревого спорта, шейпинга, спортивных единоборств и спортивных игр; комплексы дыхательной гимнастики; аутогенная тренировка; элементы медитации; психофизические комплексы для формирования черт характера; уп-

ражнения на формирование навыков управления эмоциональной сферой; упражнения для развития двигательных качеств с использованием элементов видов спорта - легкой атлетики, единоборств, спортивных игр, гимнастики, спортивных танцев; основы единоборств - самостраховка при падениях; захваты за руки, туловище, ноги и освобождение от них; уязвимые точки тела человека; удары рукой и ногой и защита от них; техника борьбы лежа; знания по основам методики применения физкультурных средств различных оздоровительных систем.

Предложенная схема отбора содержания дополнительного занятия физической культуры позволяет охватить наиболее «острые» проблемы, касающиеся физического, психического и социального здоровья студентов высшей школы. Основываясь на предложенном материале, педагоги физической культуры смогут самостоятельно «насытить» дополнительное занятие конкретным содержанием и методикой его проведения. Это важно еще и потому, что каждый педагог и тренер будет подбирать учебный материал в соответствии со своим видением проблемы, уровнем собственной подготовленности и подготовленности студентов, материальным обеспечением и другими особенностями, в которых работает каждое высшее учебное заведение.

Выводы исследования:

1. Основополагающим принципом в формировании структуры и содержания дополнительного оздоровительного занятия физической культуры является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов. В основе этого принципа лежат идеи Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний. При этом учитывается решение проблем активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физической активности, использование методов самообразования.

2. Методические аспекты дополнительного занятия раскрываются при учете поливариантности и многообразия учебного материала, основанном на индивидуализации и дифференциации, создающих условия для проявления способностей студентов в избранных ими формах физкультурно-оздоровительной деятельности, организуемой исходя из состояния здоровья, ценностными ориентациями и физкультурными интересами, а также необходимости разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем подготовленности студентов.

3. Таким образом, содержание дополнительного (оздоровительного) занятия физической культурой предполагает перечень знаний, навыков и умений, которым необходимо овладеть студентам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие и спортивно-рекреационные задачи. При этом приоритетное внимание уделяется формированию физического, психического и социально-нравственного здоровья, личностно-ориентиро-ванному подходу в системе индивидуального выбора способов физкультурной деятельности. Важно использовать принцип универсальности, позволяющий применять знания и способы деятельности дополнительного оздоровительного занятия физической культурой в различных регионах страны и для студентов с различной степенью физкультурной грамотности и подготовленности [4]. С учетом существенной ограниченности в возможностях проведения оздоровительных физкультурных мероприятий в специа-

лизированных гимнастических залах и на спортивных площадках содержание дополнительного оздоровительного занятия физической культурой подобрано таким образом, чтобы максимально проводить занятия в автономных условиях, на открытых площадках, независимо от их местонахождения, наличия тренажеров и оборудования.

Литература

1. Галимов Г.Я. Опережающий подход к организации физического воспитания учащихся младших классов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. 13. - С. 26-30.

2. Гаськов А.В. Моделирование тренировочно-соревновательной деятельности в боксе. - Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2010. - 155 с.

3. Едешко Е.И., Садовская Т.Н. Комплексная система физического воспитания студентов специальных медицинских групп по нозологическим типам заболеваний: учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 140 с.

4. Морозова Г.С., Морозов С.Н. Организация практических занятий по физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем // Образовательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.Л. Кислицина. - М.: РУНД, 2006. - С. 38-46.

5. Тимошенко В.В. Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья: учеб. пособие. - Минск, 1995. - 178 с.

6. Ширковец А.Ю. Физическая активность и возрастная динамика факторной структуры работоспособности // Теория и практика физической культуры: науч.-метод. журнал. - 2003. - № 10. - C. 56-59.

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теоретических основ физического воспитания ФФКСиТ БГУ, мастер спорта по лыжам. Тел. 269146, е-mail: [email protected]

Кузьмин Владимир Андреевич, доцент военной кафедры Военно-инженерного института, доцент кафедры валеологии Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск. E-mail: [email protected]

Кудрявцев Михаил Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск; 8 904 898 7547; 8-3912652763; e-mail: [email protected]

Копылов Юрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва.

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории физической культуры, Бурятский государственный университет. Тел. 216989, 8-902-564-53-22; е-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundations of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sports in skiing. Tel.: (8301-2) 216989; е-mail: [email protected]

Kuzmin Vladimir Andreevich, associate professor, military department, Military Engineering Institute, associate professor, department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; е-mail: [email protected]

Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of valeology, Trade and Economic Institute, Siberian Federal University, 8 904 898 7547, 8-3912652763. E-mail: [email protected], Krasnoyarsk; e-mail: [email protected]

Kopylov Yuri Anatolevich, candidate of pedagogical sciences, leading researcher, Russian Academy of Education, Institute of Developmental Physiology, Moscow.

Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory physical culture, Buryat State University. Tel. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22; е-mail: [email protected]

УДК: 796

© Г. Я. Галимов, В. А. Кузьмин, М. Д. Кудрявцев, Ю. А. Копылов, А. В. Гаськов

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ХАТХА-ЙОГИ

Статья посвящена исследованию динамики показателей сердечно-сосудистой системы студентов на выполнение антиортостатических поз системы хатха-йога.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, антиортостатические позы системы хатха-йога, тренировка с использованием нетрадиционных средств.

G. Ya. Galimov, V. A. Kuzmin, M. D. Kudryavtsev, Yu. A. Kopylov, A. V. Gaskov

EFFICIENCY OF THE USE OF UNCONVENTIONAL MEANS ON THE EXAMPLE OF HATHA YOGA IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article investigates the dynamics of students' cardiovascular system indicators to perform antiorthostatic poses of Hatha Yoga system.

Keywords: physical education of students, antiorthostatic poses of Hatha Yoga system, workout with the use of unconventional means.

Актуальность исследования. В последние годы наметилась тенденция к использованию в системе физического воспитания нетрадиционных средств, в том числе системы хатха-йога, использующей статические позы («асаны») [2]. Полученные данные выявили высокую эффективность их использования для повышения функционального состояния дыхательной системы, мышечного аппарата, управления психической сферой [5].

Вместе с тем до настоящего времени остаются относительно малоисследованными вопросы улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы в процессе занятий по системе хатха-йога со студентами высших учебных заведений. По мнению специалистов, существенный тренировочный эффект для сердечнососудистой системы оказывают антиортостати-ческие (вверх ногами) позы системы хатха-йога [4]. В этой связи целью исследования было выявление реакции сердечно-сосудистой системы студентов высших учебных заведений на выполнение антиортостатических поз системы хатха-йога.

Исследования проведены с участием студентов высших учебных заведений I (31 человек), II (34 человека) и III (30 человек) курса. Все испы-

туемые по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе.

Методы исследования. В исследовании изучали показатели сердечно-сосудистой системы: частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое, время восстановления ЧСС после работы, время восстановления артериального давления после тренировочной нагрузки, коэффициент выносливости (КВ), который вычислялся по следующей формуле:

ЧСС х 10 Пульсовое давление

а также среднее артериальное давление (АД средн.), которое вычислялось по формуле:

(АД диаст + АД 2

.пульсовое.

)

ЧСС и АД определяли при помощи электронного тонометра. Все исследованные показатели тестировались до начала тренировочного периода (исходный уровень), а также после его окончания (итоговый уровень). Длительность тренировочного периода составила 12 недель. Занятия проводились 3 раза в неделю по 20 минут каждое, всего проведено 36 занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.