Научная статья на тему 'Повышение эффективности физической культуры обучаемых начального этапа вузов силовых ведомств'

Повышение эффективности физической культуры обучаемых начального этапа вузов силовых ведомств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

В работе показаны направления совершенствования профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств на современном этапе. Рассмотрен вопрос значения начального этапа обучения в вузах. Сформулированы основные проблемы, снижающие эффективность подготовки сотрудников силовых ведомств на начальном этапе. Обосновано, что основной целью физической подготовки на первом курсе является оптимизация процессов возрастного развития организма и адаптации к обучению в вузе, а качественное решение этих вопросов требует наличия высокого уровня работоспособности обучаемых на протяжении всего годичного цикла. Основываясь на результатах исследований возрастных особенностей обучаемых первого курса авторами разработана и внедрена в педагогический процесс экспериментальная методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents and orientation of physical culture at higher education military and security institutions at initial stage of training

The article deals with the current state of physical culture at the universities. On the basis of the results obtained, the authors formulate the actual tasks, faced by the physical culture at the initial stage of training. As the main areas that require the solution there are the problems of adaptation of the young people, the optimization of the age-related development of the organism and maintenance of working capacity. The proposed approach implies the comprehensive solution to these problems through the wide use of sports and outdoor games, as well as exercises for flexibility.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности физической культуры обучаемых начального этапа вузов силовых ведомств»

Захарова, А. А. Захаров // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137).

- С. 31-36.

6. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - Москва : Советский спорт, 2009. - 200 с.

7. Подбор упражнений специально-силовой подготовки в мас-рестлинге / П.И. Кривошап-кин, Е.П. Кудрин, Н.С. Филиппов, В.Г. Старостин // Теория и практика физической культуры. - 2015.

- № 9. - С. 78-82.

8. Черкашин, А.В. Общая физическая подготовка юношей, занимающихся мас-рестлингом / А.В. Черкашин, М.И. Борохин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2012. - № 5. - С. 46-48.

REFERENCES

1. Borokhin, M.I. (2012), "The use of motor means of indigenous peoples of Yakutia in physical education of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 30-32.

2. Zakharov, A.A. and Zakharova, Ya.Yu., (2010), "Ways of improving the methods of power training of athletes in mas-wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69, No. 11, pp. 39-42.

3. Zakharov, A.A., Zakharova, Ya.Yu. and Kudrin, E.P. (2013), "Definition of the informational content and reliability of the test exercise "hanging on the special twisting beam" for controlling the local power endurance of grasp", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 63-66.

4. Zakharov, A.A. (2017), The development of strength and endurance of the muscles of the hands of skilled mas-wrestlers using technical means, dissertation, Malakhovka.

5. Zakharova, Ya.Yu. and Zakharov, A.A., (2016), "Determination of the reliability and informational content for the repeated test "hang position on the rotating crossbar (VISKP60)" to control muscular endurance of hands of mas-wrestlers", Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 31-36.

6. Zasiorskiy, V.M. (2009), The physical qualities of an athlete. Fundamentals of the theory and methodology of education, Soviet Sport, Moscow.

7. Krivoshapkin, P.I., Kudrin, E.P., Filippov, N.S. and Starostin, V.G. (2015), "Exercises for special strength training in mas-wrestling", Theory and practice ofphysical culture, No 9, pp. 78-82.

8. Cherkashin, A.V. and Borokhin, M.I., (2012), "General physical training of senior schoolchildren engaged in mass wrestling", Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka, № 5, pp. 4648.

Контактная информация: twinkle-c@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЕМЫХ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ВУЗОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Дмитрий Анатольевич Васильев, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии им В.Б. Бобкова

Аннотация

В работе показаны направления совершенствования профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств на современном этапе. Рассмотрен вопрос значения начального этапа обучения в вузах. Сформулированы основные проблемы, снижающие эффективность подготовки сотрудников силовых ведомств на начальном этапе. Обосновано, что основной целью физической подготовки на первом курсе является оптимизация процессов возрастного развития организма и адаптации к обучению в вузе, а качественное решение этих вопросов требует наличия высокого уровня работоспособности обучаемых на протяжении всего годичного цикла. Основываясь на результатах исследований возрастных особенностей обучаемых первого курса авторами разработана и внедрена в педагогический процесс экспериментальная методика.

Ключевые слова: физическая культура, адаптация, начальный этап обучения, студент.

CONTENTS AND ORIENTATION OF PHYSICAL CULTURE AT HIGHER EDUCATION MILITARY AND SECURITY INSTITUTIONS AT INITIAL STAGE OF

TRAINING

Gennady Aleksandrovich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg,

Dmitry Anatolyevich Vasilyev, St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Annotation

The article deals with the current state of physical culture at the universities. On the basis of the results obtained, the authors formulate the actual tasks, faced by the physical culture at the initial stage of training. As the main areas that require the solution there are the problems of adaptation of the young people, the optimization of the age-related development of the organism and maintenance of working capacity. The proposed approach implies the comprehensive solution to these problems through the wide use of sports and outdoor games, as well as exercises for flexibility.

Keywords: physical culture, adaptation, initial stage of training, student.

Уровень развития государства в значительной степени обусловлен со стороны эффективности деятельности всей структуры государственных органов. Силовые ведомства РФ представляют собой один из наиболее важных блоков государственных органов исполнительной власти. Основные задачи их деятельности заключаются в обеспечении различных аспектов безопасности государства, общества и граждан, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, охране общественного порядка, обеспечении законных прав и интересов и т.д. Общеизвестно, что профессиональная деятельность сотрудников силовых ведомств (СВ) предъявляет самые высокие требования к уровню их профессиональной и физической подготовленности. Не секрет, что их профессиональная деятельность сопряжена с влиянием больших физических нагрузок и нервно-эмоциональных напряжений. Обеспечение необходимого уровня подготовленности сотрудников СВ определяет запрос к эффективности функционирования системы профессиональной подготовки.

Современный этап развития государства, сложившаяся международная обстановка, структура преступной деятельности с особой остротой ставят вопрос о кардинальном повышении качества деятельности всех СВ. Движение в этом направлении потребовало полного их переоснащения, что выразилось в поступлении принципиально новых видов вооружения, техники, оборудования. Это определило значительные изменения характера и условий труда сотрудников вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Решение задач по обеспечению высокого уровня профессиональной, физической подготовленности, психоэмоциональной устойчивости и морально-волевых качеств сотрудников требует пересмотра содержательных аспектов на всех этапах профессиональной подготовки.

Рассмотрение современного состояния и анализ тенденций дальнейшего развития системы профессиональной подготовки СВ позволили определить наиболее эффективные подходы. В качестве одно из основных, следует выделить наметившееся активное смещение акцентов системы профессиональной подготовки в сторону возможно полной реализации потенциала каждой конкретной личности. По мнению исследователей и практиков именно такой подход является наиболее оправданным и способен обеспечить повышение эффективности подготовки сотрудников в ответ на качественные изменения содержания и структуры их профессиональной деятельности.

Как показывает уже имеющийся опыт, движение в этом направлении весьма сложно и требует детальной проработки целого ряда вопросов с целью снятия противоречий и поиска оптимальных путей. Имеющийся опыт освоения самых современных образцов техники, внедрения в структуру профессиональной деятельности телекоммуникационных технологий обусловили кардинальные изменения как в характере профессиональной деятельности, так и в требованиях к самому деятелю, его возможностям. Результаты

исследований показывают назревшую необходимость проведения поиска и обоснования принципиально новых, научно обоснованных решений в отношении содержания их профессиональной подготовки. Важно отметить, что все изменения, происходящие в профессиональной деятельности сотрудников СВ, не отменяют, а наоборот, повышают запрос в отношении уровня их физической подготовленности.

Проведенные в последние несколько лет исследования содержания профессиональной деятельности сотрудников СВ, способствовали выявлению наиболее актуальных аспектов в структуре профессиональной подготовки, требующих активной разработки. Го -воря о физической подготовке, как одном из наиболее значимых компонентов системы профессиональной подготовки, авторами отмечается целый ряд аспектов, требующих своего совершенствования. Обращает на себя внимание тот факт, что содержание физической подготовки, особенно начальном этапе обучения в вузах, практически всех СВ, не способствует решению задач, продиктованных особенностями самого процесса обучения.

Приходится констатировать, что вопросы профессионально-прикладного характера на начальном периоде обучения в вузах решаются достаточно эффективно, но, как показывают результаты исследований, за счет решения «общих» вопросов. Под «общими» принято понимать оптимизацию активно протекающих процессов физического развития в соответствии с возрастом обучаемых, их адаптации к новым условиям жизнедеятельности, обеспечение работоспособности, повышение уровня здоровья и т.п. Опыт показывает, что решение перечисленных задач в дальнейшем, на последующих этапах обучения и службы, способствует значительному повышению их качества и эффективности.

Общеизвестно, что адаптация к обучению в вузе предполагает целый ряд активно протекающих приспособительных процессов на самых различных уровнях. Так, в работах отечественных и зарубежных исследователей показано, что адаптационные перестройки одновременно протекают как на физическом, так и на психическом и социальном уровнях. Детальное изучение их специфики, системной обусловленности и взаимовлияния позволит обеспечить рост качества всего процесса профессионального обучения. Следует отдельно отметить и то обстоятельство, что направленная оптимизация адаптационных процессов находит свое выражение и в таком важном показателе каким является уровень здоровья обучаемых вузов.

Все сказанное дает общее понимание в отношении необходимого объема ресурсов организма, обеспечивающего решение задач актуальных для начального этапа обучения. С этой позиции следует обратить внимание на мнение исследователей, согласно которому применяемое сегодня содержание физической подготовки на начальном этапе обучения в вузах СВ не предполагает направленного обеспечения высокого уровня работоспособности, как основы для решения проблем, продиктованных начальным этапом обучения в вузе. В ряде работ показано, что именно поддержание высокой работоспособности обучаемых позволяет обеспечить оптимизацию процессов развития организма и его адаптации как приоритетных в отношении дальнейшей профессиональной подготовки и последующей служебной деятельности сотрудников СВ.

Таким образом, основной целью наших исследований являлось обоснование подходов и разработка содержания физической подготовки для обучаемых начального этапа вузов СВ России. В качестве особенности разработанного содержания рассматривалась возможность одновременного обеспечения оптимизации возрастного развития организма молодых людей, а также их адаптации к обучению в вузе (физический, психический и социальный уровни) посредством поддержания высокого уровня работоспособности. Достижение этой цели потребовало формулирования гипотезы, в соответствии с которой оптимизация процессов возрастного развития организма и повышение качества адаптации обучаемых начального этапа вузов СВ посредством поддержания высокого уровня работоспособности предполагает концентрированное внедрение в процесс упражнений на гибкость и развитие координационных способностей как наиболее адекватных этапным задачам

обучения и их возрастным особенностям.

С этой целью были проанализированы современное состояние педагогического процесса в вузах СВ на начальном этапе, выявлены неблагоприятные факторы учебной деятельности и определены основные направления совершенствования физической подготовки. Основываясь на результатах исследований была детально рассмотрена возрастная специфика обучаемых начального этапа вузов СВ, выявлена структура их физических способностей и, на этой основе, уточнено содержание физической подготовки.

В рамках проведенных исследований детальному анализу были подвержены данные о влиянии различных физических упражнений на организм молодых людей (17-18 лет). Результатом проделанной работы стало формирование содержания физической подготовки для обучаемых начального этапа в вузах СВ, основанного на концентрированном применении упражнений на гибкость, развитие координационных способностей. В первую очередь, были отобраны упражнения из содержания спортивных и подвижных игр, различных восточных единоборств и двигательных практик. Эффективность разработанной, на этой основе, экспериментальной методики была проверена на обучаемых первого курса вуза, готовящего специалистов для таможенных органов. Полученные результаты позволяют рекомендовать разработанную методику для широкого внедрения в педагогический процесс вузов различных СВ России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 01.10.2018).

2. Колбинская, А.А. Физическая культура в образовательной системе студентов / А.А. Колбинская, А.Е. Шевцова // Символ науки. - 2016. - № 12-2. - С. 185-187.

3. Корольков, А.Н. Методика обучения физической культуре. Гольф : учебное пособие / А.Н Корольков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2018. - 113 с.

4. Кочин, А.А. Инновационные подходы к образованию в вузах силовых ведомств / А.А. Кочин, О.Ю. Ефремов, Д. Л. Осипов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 1 (57). - С. 166-169.

5. Физическая культура в вузе и мотивация студентов / М.Ю. Точигин, С.Ю. Витько, И.Н. Моторин, И.М. Точигин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 105-110.

6. Эрдонов, О.Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования / О.Л. Эр-донов // Молодой ученый. - 2015. - № 2. - С. 113-117.

REFERENCES

1. Federal law of 04.12.2007 No. 329-FZ (edition of 29.06.2015). About physical culture and sport in the Russian Federation'."December 4, 2007. No. 329-FZ, available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_73038/

2. Kolbinskaya, A.A. and Shevtsova A.E. (2016), "Physical culture in the educational system of students", Symbol of science, No. 12-2, pp. 185-187.

3. Korolkov, AN. (2018), Teaching methods of physical education. Golf, Publishing house Yurayt, Moscow.

4. Kochin, A.A., Efremov, O.Yu. and Osipov, D.L. (2013), "Innovative Approaches to Education in Higher Education Institutions of Security Services", Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No 1 (57), pp. 166-169.

5. Tochigin, M.Yu., Vitko, S.Yu., Motorin, I.N. and Tochigin, I.M. (2017), 'Thysical culture in high school and the motivation of students", News of Tula State University. Physical education. Sport, pp.105-110.

6. Erdonov, O.L. (2015), "Physical culture and sport in higher education", Young scientist, No 2, pp. 113-117.

Контактная информация: vasen@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.