Научная статья на тему 'Обоснование подходов к повышению эффективности физической культуры обучаемых первых курсов вузов'

Обоснование подходов к повышению эффективности физической культуры обучаемых первых курсов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЕМЫЕ ВУЗОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PEDAGOGICAL PROCESS / STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PHYSICAL TRAINING / PERFORMANCE / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

Работа посвящена поиску подходов, обоснованию содержания и разработке методики, обеспечивающей поддержание высокого уровня работоспособности обучаемых первого курса вузов. Авторы наглядно показали остро стоящие перед начальным этапом обучения проблемы и пути их решения. Предложенная в статье методика внедрена прошла экспериментальную проверку, показала свою эффективность и внедрена в педагогический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationale for approaches to improve efficiency of physical culture of the trainees of the first courses at universities

This article is about the search for approaches, substantiation of the contents and development of the methods that ensure the maintenance of high level of efficiency of the first-year students of higher educational institutions. The authors clearly showed the acute problems of the initial stage of learning and the ways to solve them. The methodology proposed in the article was tested and tested, proved its effectiveness and was introduced into the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Обоснование подходов к повышению эффективности физической культуры обучаемых первых курсов вузов»

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЕМЫХ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВУЗОВ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Дмитрий Анатольевич Васильев, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии им В.Б. Бобкова

Аннотация

Работа посвящена поиску подходов, обоснованию содержания и разработке методики, обеспечивающей поддержание высокого уровня работоспособности обучаемых первого курса вузов. Авторы наглядно показали остро стоящие перед начальным этапом обучения проблемы и пути их решения. Предложенная в статье методика внедрена прошла экспериментальную проверку, показала свою эффективность и внедрена в педагогический процесс.

Ключевые слова: педагогический процесс, обучаемые вузов, физическая подготовка, работоспособность, двигательная активность.

RATIONALE FOR APPROACHES TO IMPROVE EFFICIENCY OF PHYSICAL

CULTURE OF THE TRAINEES OF THE FIRST COURSES AT UNIVERSITIES

Gennady Aleksandrovich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg;

Dmitry Anatolyevich Vasilyev, St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Annotation

This article is about the search for approaches, substantiation of the contents and development of the methods that ensure the maintenance of high level of efficiency of the first-year students of higher educational institutions. The authors clearly showed the acute problems of the initial stage of learning and the ways to solve them. The methodology proposed in the article was tested and tested, proved its effectiveness and was introduced into the pedagogical process.

Keywords: pedagogical process, students of higher educational institutions, physical training, performance, physical activity.

Необходимость повышения эффективности процесса подготовки сотрудников силовых ведомств (СВ) страны диктуется как развитием самих ведомств, так и реалиями сегодняшнего дня. Парадоксально, но не смотря на глобальную компьютеризацию, автоматизацию и информатизацию практически всех видов профессиональной деятельности роль, и значение физической подготовки (ФП) на современном этапе развития общества только возрастает. Данное обстоятельство предполагает необходимость проведения активной работы по совершенствованию ФП в вузах с целью выведения ее на новый качественный уровень, соответствующий запросам профессиональной деятельности. С этой целью исследователями ведется постоянный мониторинг состояния педагогического процесса в вузах и детальное исследование полученных результатов.

В последнее время особое внимание как исследователей, так и практиков уделяется содержанию ФП в вузах СВ на начальном этапе обучения. Специфику начального этапа определяет ряд стоящих задач, требующих своего решения именно в течение первых месяцев обучения в вузах. Так, результаты многочисленных исследований текущего состояния педагогического процесса в вузах СВ и дальнейший их анализ позволили выявить ряд несоответствий. В работах [1, 2] отмечается, что на начальном этапе обучения в вузах процесс должен быть направлен на оптимизацию процессов адаптации молодых людей к принципиально новым условиям жизнедеятельности. Также, вполне обоснованным видится мнение о том, что ФП должна решать ряд задач по обеспечению процессов возрастного развития организма обучаемых. Ведь общеизвестно, что процессы формирования

организма молодых людей в возрасте 17-18-ти лет далеки от своего завершения, что предполагает необходимость направленной работы в этом направлении. Вместе с тем не секрет то, что решение обозначенных задач предполагает наличие высокого уровня физической активности и работоспособности.

С этой целью были всесторонне рассмотрен ряд вопросов, характеризующих процесс возрастного становления и развития систем организма, обеспечивающих двигательную активность (система движения, сердечно-сосудистая, дыхательная, крови и эндокринная системы). В эксперименте были исследованы особенности физических способностей молодых людей в возрасте семнадцати-восемнадцати лет, что соответствует возрасту обучаемых первого курса вузов СВ. Полученные в результате экспериментальных исследований данные были подвергнуты математической обработке, что позволило уточнить структуру физических способностей обучаемых на первом курсе в вузах.

В то же время, нельзя игнорировать факт необходимости обеспечения профессионально-прикладной направленности педагогического процесса с учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности. Здесь важно отметить жесткую ограниченность временного бюджета, отводимого на ФП в вузах и не высокую эффективность применяемых методик. Нельзя не остановиться и на том, что в результаты целого ряда проведенных исследований указывают на неблагоприятное влияние учебной деятельности на организм обучаемых. Особую остроту эта проблема приобретает при ее рассмотрении в отношении обучаемых начального этапа профессиональной подготовки [1]. По мнению исследователей, имеющая место слабая взаимосвязь применяемого в вузах СВ содержания ФП с задачами, подлежащими решению на начальном этапе обучения, остро ставит вопрос о необходимости проведения активной работы в этом направлении.

Рассматривая негативное влияние учебной деятельности на организм обучаемых авторами, в качестве имеющих наиболее выраженное воздействие отмечаются гиподинамия и нервно-эмоциональное напряжение. Детальное исследование влияния выявленных факторов на организм обучаемых и вопросов обеспечения их работоспособности позволило определить в качестве путей решения поиск адекватного возрасту обучаемых и стоящим перед начальным этапом задач, содержания ФП. Результаты активной разработки вопросов влияния учебной деятельности на организм обучаемых предпринятой в последние два десятилетия обусловили то, что этот вид человеческой деятельности отнесен к наиболее опасным для здоровья. В качестве наглядного примера может быть рассмотрено то обстоятельство, что более двух третей диагнозов, с которыми человек живет всю жизнь, формируется в процессе и результате учебной деятельности [2].

Поиск решения проблемы повышения работоспособности (РС) обучаемых первого курса вузов СВ потребовал уточнения ряда вопросов, описывающих влияние двигательной активности (ДА) на организм обучаемых. В частности, было установлено, что РС находится в прямой зависимости от таких параметров ДА как объем и интенсивность. Дальнейшие исследования были направлены на получение информации о степени влияния осуществляемой учебной деятельности на организм обучаемых на начальном этапе в вузах СВ. Также, были получены данные характеризующие компенсаторное влияние ДА в ответ на воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности на организм молодых людей. В результате проведенных экспериментальных исследований были получены данные позволяющие оценить реальные объемы ДА (суточный и недельный) обучаемых первого курса вузов СВ как крайне низкие.

Также, исследованию была подвергнута динамика уровней РС (физическая и умственная), как наиболее важный показатель, характеризующий протекание процессов адаптации обучаемых вузов. В результате были выявленные обучаемые с высокой и низкой устойчивостью показателей РС. На основании чего и были сформированы две группы. В первую вошли обучаемые показавшие достаточно высокую устойчивость РС, а во вторую обучаемые, показатели РС которых проявили выраженную тенденцию к снижению.

Проведенный сравнительный анализ между представителями сформированных групп позволил выявить достоверные отличия в целом ряде показателей, характеризующих различные стороны и специфику их ДА. Многомерность и разнородность полученных данных обусловили необходимость проведения факторного исследования показателей РС обучаемых первого курса вуза МВД с высокой и низкой устойчивостью РС. В результате факторизации было выявлено, что отличительной особенностью представителей группы с высоким уровнем РС является активное применение в повседневной жизни упражнений имеющих сложную координационную структуру (спортивные и подвижные игры, спортивные единоборства и упражнения из арсенала восточных практик, например, йога). В то время как показатели обучаемых с низким уровнем РС не имеют выраженной направленности и обусловлены в большей мере индивидуальной реакцией.

Дальнейшие исследования были направлены на детализацию вопросов ДА обучаемых первого курса вузов СВ, что позволило обосновать подходы к решению задачи повышения их РС. В результате проведенных исследований установлено, что направленное применение упражнений, активно влияющих на психофизиологические механизмы, обладающих высокой эмоциональным воздействием эффективно обеспечивает повышение РС. Основываясь на полученных данных и выводах целого ряда исследователей, в качестве наиболее эффективных в этом отношении средств были определены приемы и действия из арсенала спортивных и подвижных игр, а также активно применяемые в восточных практиках.

Всестороннее рассмотрение теоретических основ и практических рекомендаций по применению отобранных средств в различных педагогических процессах способствовало уточнению их содержания с учетом особенностей решаемых задач и возраста обучаемых. Сделанные выводы были подтверждены в ходе изучения опыта их применения в рамках различных педагогических процессов, с целью повышения тренированности, качества обучения и профессиональной подготовки. Также, в целом ряде работ показано положительное влияние этих упражнений на оптимизацию процессов возрастного развития организма, повышения активности молодых людей и их РС [3].

Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики, направленной на поддержание РС обучаемых первого курса вузов СВ и одновременно, повышения уровня их физической подготовленности и профессионально-прикладной обученности, доказала возможность решения подобной комплексной задачи в отведенных временных рамках. Основой полученных результатов, по нашему мнению, является концентрированное включение в содержание ФП обучаемых первого курса вузов СВ адекватного их возрастным особенностям содержания ФП и, одновременно, эффективного в решении задач объективно продиктованных начальным этапом обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алансори, A.M. Совершенствование школьных программ по физической культуре на основе исследования физического развития и физической подготовленности школьников 12-18 лет Ливии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алансори A.M. - СПб., 2000. - 20 с.

2. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26.

3. Власов, A.A. Организационно-педагогические основы физического воспитания студентов в. высших учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Власов Александр Александрович. - Малаховка, 1983. - 22 с.

4. Ивахненко, Г.А. Пути повышения эффективности физической культуры в вузах силовых ведомств / Г.А. Ивахненко ; Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова. - СПб. : [б.и.], 2018. - 93 с.

5. Корнилова, В.Н. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе через средства физической культуры и спорта / В.Н. Корнилова, Л.А. Прокопенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 (часть 1). - С. 50-51.

6. Решетников, Н.В. К вопросу об обосновании программных нормативов и оценок физической подготовленности студентов вузов / Н.В. Решетников // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 9. - С. 53-55.

7. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.

8. Хабарова, С.М. Повышение эффективности подготовки абитуриентов на основе использования технических средств / С.М. Хабарова, A.A. Логинов // Проблемы биомеханики спорта : материалы научной конференции. - Пенза, 2001. - С. 114-117.

REFERENCES

1. Aansori, A.M. (2000), Improving school programs in physical culture based on the study of physical development and physical fitness of schoolchildren 12-18 years old, dissertation, St. Petersburg.

2. Balsevich, V.K., (1999), "Prospects for the development of a general theory and technology of sports training and physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 21-26.

3. Vlasov, A.A., (1983), Organizational and pedagogical foundations of students' physical education, dissertation, Malakhovka.

4. Ivahnenko, G.A. (2018), Ways to improve the efficiency of physical culture in universities of law enforcement agencies, Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg.

5. Kornilov, V.N. and Prokopenko, L.A. (2014), "Adaptation of first-year students to study at the university through the means of physical culture and sports", International Journal of experimental education,, No. 7 (part 1), pp. 50-51

6. Reshetnikov, N.V. (1979), "On the issue of substantiation of program standards and assessments of physical preparedness of university students", Theory and practice ofphysical culture, No.7, pp. 53-55.

7. Stolyarov, V.I., Bykhovskaya, I.M. and Lubysheva, L.I., (1998), "The concept of physical culture and physical education (innovative approach)", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 11-15.

8. Khabarova, S.M. and Loginov, A.A. (2001), "Improving the efficiency of training applicants through the use of technical means", The problem of sports biomechanics: materials of scientific conference, pp.114-117.

Контактная информация: vasen@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 07.06.2019

УДК 799.311.4

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ ИЗ ВИНТОВКИ ПО ДВИЖУЩЕЙСЯ МИШЕНИ К

СОРЕВНОВАНИЯМ

Оксана Юрьевна Иляхина, соискатель, преподаватель, Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина, Белгород; Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Артем Алексеевич Бессонов, соискатель, Максим Сергеевич Семоненко, соискатель, Череповецкое высшее военное инженерное училище

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию факторов, определяющих необходимость улучшения качества подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени к соревнованиям. Этими факторами являются: высокая техническая сложность подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени; нестандартные особенности в технике выполнения меткого выстрела по движущейся мишени; необходимость проявления синхронизации навыков дыхания и прицеливания, а также выбора средств и методов тренировки при реализации программы тренировки. Важными факторами являются: множество этапов обучения и подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени, а также необходимость обеспечения контроля над ростом спортивного мастерства и результатов в стрельбе у спортсменов.

Ключевые слова: факторы; стрелки из винтовки по движущейся мишени; навыки меткой стрельбы; улучшение качества подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.