Научная статья на тему 'О некоторых особенностях построения физической подготовки на начальном этапе профессионального обучения'

О некоторых особенностях построения физической подготовки на начальном этапе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В ВУЗАХ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / TRAINING IN UNIVERSITIES / PHYSICAL TRAINING / AGE FEATURES / PHYSICAL ABILITIES / CONTENT OF PHYSICAL TRAINING / INITIAL STAGE OF TRAINING AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич, Журавлев Роман Сергеевич

В статье приводятся данные анализа актуальных проблем, стоящих перед начальным этапом обучения в вузах силовых ведомств и эффективности традиционно применяемого содержания физической подготовки. Выявленные несоответствия обусловили необходимость проведения исследований по обоснованию содержания физической подготовки на начальном этапе обучения в вузе, адекватного особенностям обучаемых (возрастным) и стоящим задачам. На основе детального изучения возрастной специфики обучаемых (17-19 лет) и с учетом специфических этапных задач, авторами разработана методика для внедрения в педагогический процесс вузов силовых ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Васильев Дмитрий Анатольевич, Журавлев Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of physical training at the initial stage of professional training

The article presents data on the analysis of actual problems, being faced at the initial stage of training at the universities of law enforcement agencies and the effectiveness of the traditionally used contents of the physical training. The identified inconsistencies have necessitated the need to conduct research to substantiate the contents of physical training at the initial stage of study at the higher educational institution that is adequate to the characteristics of the trainees (age) and the tasks involved. Based on a detailed study of the age specificity of students (17-19 years old) and taking into account specific milestone tasks, the authors developed a methodology for introducing security agencies into the pedagogical process of universities.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях построения физической подготовки на начальном этапе профессионального обучения»

p1ai/catalog/000224_000128_0000178271_20180328_U1_RU/ (дата обращения: 01.09.2018).

REFERENCES

1. Ivanova N.G., Goltsov, A.P. and Alekseeva, A.A. (2017), "Solution of the problem of forming of a correct posture and saving of visual acuity of younger school students", International journal of application and basic researches, No. 4 (1), pp. 118-119.

2. Ivanova N.G. and Lyalyuk, A.V. (2018), "Some constructive solutions of safety of the educational environment", Baltic humanitarian journal, Vol. 7, No. 2 (23), pp. 243-246.

3. Ivanova, N.G. and Alekseeva, A.A. (2018), "Introduction of health-saving technologies into the educational environment of schools for children of initial classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 126-129.

4. Dolgov, S.I. (2004), The patent of the Russian Federation No. 42173, 27.11.2004, "Table corrector of posture and vision", available at: http://bankpatentov.ru/node/430879.

5. Thoma A.I., Norkin A.I., Thoma N.S., Ediyev M.S. (2010), Patent of the Russian Federation No. 101914, 27.05.2010, "Device for correction and fixation of spine", available at: http://bankpaten-tov.ru/node/64688.

6. Goltsov, A.P., Goltsov, S.A., Ivanova, N.G. and Alekseeva, A.A. (2017), The patent of the Russian Federation No. 178271, March 28, 2017, "Trainer for the formation of correct posture and preservation of visual acuity of younger schoolchildren", available at: https://xn--90ax2c.xn--p1ai/cata-log/000224_000128_0000178271_20180328_U1_RU/.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2019

УДК 796.011.3

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОСТРОЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Дмитрий Анатольевич Васильев, Роман Сергеевич Журавлев, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии им В.Б. Бобкова

Аннотация

В статье приводятся данные анализа актуальных проблем, стоящих перед начальным этапом обучения в вузах силовых ведомств и эффективности традиционно применяемого содержания физической подготовки. Выявленные несоответствия обусловили необходимость проведения исследований по обоснованию содержания физической подготовки на начальном этапе обучения в вузе, адекватного особенностям обучаемых (возрастным) и стоящим задачам. На основе детального изучения возрастной специфики обучаемых (17-19 лет) и с учетом специфических этапных задач, авторами разработана методика для внедрения в педагогический процесс вузов силовых ведомств.

Ключевые слова: обучение в вузах, физическая подготовка, возрастные особенности, физические способности, содержание физической подготовки, начальный этап обучения в вузе.

SOME FEATURES OF PHYSICAL TRAINING AT THE INITIAL STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

Gennady Aleksandrovich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Dmitry Anatolyevich Vasilyev, Roman Sergeevich Zhuravlev, St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Annotation

The article presents data on the analysis of actual problems, being faced at the initial stage of training at the universities of law enforcement agencies and the effectiveness of the traditionally used contents of the physical training. The identified inconsistencies have necessitated the need to conduct research to

substantiate the contents of physical training at the initial stage of study at the higher educational institution that is adequate to the characteristics of the trainees (age) and the tasks involved. Based on a detailed study of the age specificity of students (17-19 years old) and taking into account specific milestone tasks, the authors developed a methodology for introducing security agencies into the pedagogical process of universities.

Keywords: training in universities, physical training, age features, physical abilities, content of physical training, initial stage of training at the university.

Современный этап реформирования образовательного комплекса страны обусловил необходимость совершенствования педагогического процесса и в учебных заведениях силовых ведомств (СВ). Помимо общей тенденции развития системы образования, поиск новых решений определяется активно идущим обновлением самих ведомств. Происходящие преобразования в системе профессиональной подготовки СВ призваны обеспечить достижение значительно более высокого уровня подготовленности специалистов, который в полном объеме соответствовал бы новой структуре и задачам СВ.

Одной из главных задач, решаемых в настоящее время, является обеспечение гуманитаризации всех компонентов системы профессиональной подготовки в СВ. Имеющиеся на сегодняшний день данные наглядно показывают, что гуманитаризация педагогического процесса в СВ рассматривается в качестве важного аспекта в деле совершенствования образовательных систем. Эта тенденция просматривается, практически, во всех экономически развитых странах. Основу гуманитаризации составляет смещение акцентов с технических аспектов и технологичности процессов на человеческий фактор, на возможно полное раскрытие способностей обучаемых, всего потенциала каждой конкретной личности.

Современная наука говорит, что в основу такого подхода должно быть положено всестороннее развитие человека, в интересах обеспечения раскрытия его возможностей, с целью повышения уровня профессиональной подготовленности. В качестве обоснования такого подхода можно привести факт того, что в последние десятилетия подавляющее большинство произошедших аварий и катастроф техногенного характера обусловлены, в той или иной степени, человеческим фактором. Опыт показывает, что современные объемы и уровни интенсивности поступающей информации, необходимый уровень работоспособности человека, обуславливают потребность поиска и внедрения принципиально новых подходов в систему профессиональной подготовки.

В целом ряде работ показано, что уровень профессиональной подготовленности в значительной степени детерминирован степенью реализации способностей. Не требует доказательств, что одной из главных составляющих всего спектра способностей человека являются его физические способности. Также, следует отметить, что на определенных этапах онтогенеза физические способности, особенно процессы их становления и реализации, выступают в качестве определяющего фактора по отношению ко всему процессу развития личности [1]. Наше исследование предполагало поиск эффективных решений в деле оптимизации существующего педагогического процесса в вузах СВ на начальном этапе. В основу был положен тезис о том, что применяемое содержание по физической подготовке в учебных заведениях СВ должно учитывать, как возрастные особенности обучаемых, так и специфические задачи, диктуемые начальным этапом обучения.

В рамках первого этапа исследований были обобщены отечественный и зарубежный опыт, выявлены факторы, определяющие успешность функционирования системы профессиональной подготовки сотрудников СВ на начальном этапе, а также проанализированы применяемые подходы к решению стоящих задач. С этой целью детальному анализу были подвергнуты действующие программы по физические подготовки в вузах СВ, а полученные результаты и сделанные на их основе выводы способствовали уточнению направления дальнейшего поиска. В качестве одного из наиболее актуальных аспектов исследований были определены возрастные особенности развития организма молодых людей в возрасте от 17 до 19 лет, а также структура их физических способностей.

В этой связи особенно следует отметить, что, результаты проведенных исследований показали практическое игнорирование вопросов возрастной специфики обучаемых на начальном этапе в вузах СВ. Анализ содержания действующих программ по физической подготовке начального этапа обучения в вузах СВ, вне зависимости от ведомственной принадлежности, показал приоритет развития физических способностей, формирования прикладных навыков и «натаскивание» на результат по упражнениям подлежащих проверке. Приходится констатировать тот факт, что существующий процесс физической подготовки на начальном этапе профессиональной подготовки в вузах СВ слабо ориентирован на решения целого актуальных задач. Таким образом, применяемые программы не обеспечивают необходимую эффективность педагогического процесса, так как не предполагают решения вопросов, обусловленных возрастом обучаемых, а также задач, продиктованных спецификой начального этапа обучения в вузе [2].

Не секрет, что направленное решение таких задач способствует значительному повышению качества освоения программ на всех последующих этапах профессиональной подготовки сотрудников СВ. Полученные данные показывают, что практически не обеспечены содержанием такие задачи как обеспечение становления и развития организма молодых людей, оптимизация процесса адаптации обучаемых к новым условиям жизнедеятельности, поддержание высокого уровня их работоспособности, а также, повышение эффективности физической подготовки посредством придания процессу индивидуальной направленности.

С целью поиска оптимального решения проблемы, были проведены исследования, в результате чего были детально рассмотрены базовые положения становления и развития способностей человека. На этой основе, уточнены место и роль физических способностей, уточнено значение педагогических воздействии в деле реализации задатков в способности, а также влияние различных периодов онтогенеза на этот процесс. Полученные данные способствовали детализации ряда вопросов о значении педагогически оправданной деятельности на развитие физических способностей в периоды активного роста организма. Результатом проделанной работы стал вывод о том, что педагогически оправданная деятельность осуществляемая обучаемыми требует детального обоснования с учетом специфики процесса становления и развития физических способностей обучаемых [3].

Дальнейшая работа предполагала выявление возрастной специфики физических способностей молодых людей посредством анализа особенностей становления и возрастного развития систем организма, определяющих проявление физических способностей. В качестве таких систем нами были определены сердечно-сосудистая система, система движения или опорно-двигательный аппарат, система крови, дыхательная и эндокринная системы. Полученные данные способствовали уточнению целого ряда вопросов возрастной специфики становления и реализации физических способностей у молодых людей 17-19-летнего возраста, что соответствует возрасту обучаемых начального этапа профессиональной подготовки в вузах СВ.

В интересах получения возможно полной картины была разработана батарея тестов (более 60 показателей), всесторонне характеризующих проявления физических способностей человека, его психомоторику и психофизиологические функции. Полученные данные позволили выявить и детально рассмотреть возрастную специфику физических способностей у молодых людей в интересующем нас возрасте. В результате проведенных исследований было установлено, что в рассматриваемом возрастном периоде у молодых людей отмечается приоритетное развитие показателей, характеризующих проявление координационных и скоростных способностей при невысоком уровне реализации силовых способностей и выносливости.

Однако, полученные результаты с целью уточнения сделанных на их основе выводов потребовали математической обработки и анализа. Необходимость такого подхода продиктована еще и тем обстоятельством, что исследуемый объект обладает сложной,

многоуровневой и многокомпонентной структурой. В результате корреляционного и факторного анализов была определена и изучена структура физических способностей молодых людей в возрасте от 17-19 лет.

Полученные данные обеспечили возможность всестороннего рассмотрения объекта педагогического воздействия. С этих позиций следующим шагом стал поиск адекватного и эффективного содержания физической подготовки. Отправной точкой являлось понимание того, разрабатываемое содержание должно обеспечивать одновременное решение вопросов, обусловленных как возрастными особенностями обучаемых, так и способствовать эффективному решению всего комплекса задач, стоящих перед начальным этапом обучения в вузах СВ. С этой целью были изучены основные положения деятельности человека как формирующего фактора, уточнены ее основные аспекты в отношении развития физических способностей. Результатом проведенного исследования стало определение сферы способностей вообще и физических способностей, в частности, находящихся под влиянием педагогически оправданной деятельности [4].

Необходимо отметить и то, что в ходе проведения анализа была выявлена возможность селекции различных видов деятельности. Это позволило рассмотреть деятельность, как результат применения содержания в интересах акцентированного развития тех или иных физических способностей. В итоге, в качестве наиболее эффективных и, в то же время, адекватных в отношении обучаемых в вузах СВ на начальном этапе, средств физической подготовки были определены приемы и действия из арсенала спортивных и подвижных игр, единоборств (в основном из дзюдо и восточных систем) и преодоления нестандартных препятствий. Применение такого содержания способствовало значительному росту скоростных и координационных показателей и отдельных параметров силы.

Вместе с тем, следует отметить и важность правильного подбора методов применения подобранных средств физической подготовки. Так, проведенные дальнейших исследования способствовало рассмотрению деятельности в качестве фактора, призванного обеспечить сопряженное развитие различных составляющих физических способностей. С учетом этого наиболее обоснованным и эффективным является метод сопряженного воздействия [5]. Всесторонняя разработка, которую получил метод, обусловила даже появления самостоятельного направления в теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Опыт показал, что это направление оказалось наиболее востребованным со стороны не только практики спорта, но и физической подготовки. Актуальность и востребованность метода сопряженного воздействия обусловлены тем, что в его основу положено природное единство сенсорного и моторного компонентов любой человеческой деятельности. Нельзя не отметить, что этот метод является наиболее предпочтительным на начальных этапах обучения, так дифференцированное развитие отдельных составляющих, предпочтительно на последующих этапах обучения.

Сделанные выводы получили практическое подтверждение в процессе экспериментальной проверки. В ходе проведения исследований были показаны адекватность применяемых средств возрастным особенностям обучаемых и эффективность их применения в деле решения всего комплекса задач, продиктованных спецификой начального этапа обучения в вузе. Полученные данные подтвердили сделанное ранее заключение о том, что эффективность физической подготовки на начальном этапе обучения в вузах СВ может быть повышена посредством разработки содержания адекватного возрастным особенностям обучаемых и обеспечивающего решение всего комплекса специфических задач.

Таким образом, можно констатировать, что внедрение в педагогический процесс обучаемых первого курса вузов СВ разработанной методики позволило повысить уровень развития физических способностей обучаемых (соответственно их возрастным особенностям), сформировать у них основы профессионально прикладного двигательного фонда (основы преодоления препятствий и рукопашного боя), а также одновременно оптимизировать процесс их адаптации (биологический, психологический и социальный уровни) к

новым условиям жизнедеятельности. Полученные результаты показали эффективность разработанной методики и позволяют ее рекомендовать для внедрения в педагогический процесс на начальном этапе обучения в вузах СВ РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демьяненко, Ю.К. Теоретическое обоснование рационального построения учебного процесса по физической подготовке на начальном этапе обучения курсантов / Ю.К. Демьяненко, Л.Ф. Евсеева // Сборник статей ВДКИФК. - Л., 1982. - Вып. 2. - С. 66-70.

2. Ивахненко, ГА. Пути повышения эффективности физической культуры в вузах силовых ведомств / Г.А. Ивахненко ; Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова. - СПб. : [б.и.], 2018. - 93 с.

3. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД) : дис. ... канд. пед. наук / Кашин Николай Игоревич. - СПб., 2005. - 219 с.

4. Пугачев, И.Ю. Развитие физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения / И.Ю. Пугачев, Г.Г. Дмитриев, А.А. Катков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 25-28.

5. Гнездилов, М.А. Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза / М.А. Гнездилов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4441-4445. - URL : https://e-kon-cept.ru/2014/55153.htm (дата обращения: 01.12.2018).

REFERENCES

1. Demyanenko, Yu.K. (1982), "Theoretical substantiation of the rational construction of the educational process on physical training at the initial stage of training of cadets", Collection of articles of VDKIFK, Leningrad, pp. 66-70

2. Ivahnenko, G.A. (2018), Ways to improve the efficiency of physical culture in universities of law enforcement agencies, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg.

3. Kashin, N.I. (2005), The content and methodology ofprofessional-applied physical training of cadets of universities of security agencies at the initial stage of training (on the example of universities of the Ministry of Internal Affairs, dissertation, St. Petersburg.

4. Pugachev, I.Yu., Dmitriev, G.G. and Katkov, A.A. (2008), "The development of physical qualities of the cadets of military schools at the initial stage of training", Uchenye zapiski universiteta imeni PF. Lesgafta, Vol. 45, No. 3, pp. 25-28.

5. Gnezdilov, MA. (2014), "The expediency of applying the method of conjugate influence in the process of preparing basketball players in a university setting", Scientific-methodical electronic journal Concept, Vol. 20, pp. 4441-4445, available at: https://e-koncept.ru/2014/55153.htm.

Контактная информация: vasen@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2019

УДК 376.64

КУРАТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения

Аннотация

В статье представлена впервые подготовленная и успешно используемая в профессиональном образовательном процессе модель готовности куратора по физической культуре к управлению процессом периодизации постинтернатного сопровождения студентов-сирот в спортивно-ориентированном физическом воспитании.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, спортивно-ориентированное физическое воспитание, куратор по физической культуре, профессиональное образование, студенты-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.