Научная статья на тему 'Исследование уровня развития социальной составляющей здоровья студентов-психологов'

Исследование уровня развития социальной составляющей здоровья студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ЗАВИСИМОСТИ / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH / BAD HABITS AND ADDICTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Шакиров Марат Ринатович, Малышев Андрей Валентинович

Введение. На текущий момент развития системы высшего образования в РФ в области физкультурно-спортивной деятельности перед кафедрами стоит острая необходимость формирования компетенций общекультурного плана, которые должны способствовать возможности использования в будущей профессиональной деятельности выпускниками двигательной активности для социальной и профессиональной жизнедеятельности. Естественным образом, возникает необходимость в изучении социальной составляющей здоровья будущих профессионалов. Цель исследования выявление уровней развития трех компонентов социальной составляющей здоровья у студентов вуза преимущественно психологической направленности. Методика и организация исследования. В представленной статье по исследованию уровня развития социальной составляющей здоровья студентов-психологов (N=511, юноши 104, девушки 407), которое проводилось на базе ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, изучены уровни проявления этой составляющей по трем направлениям: двигательная активность студентов-психологов во время учебных и внеучебных занятий в рамках вузовской компетенции, соблюдение ими здорового образа жизни и самостоятельная двигательная активность, а, так же, наличие или отсутствие у них вредных привычек и зависимостей. Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведения исследования обнаружилось наличие достаточно высокого уровня физкультурной активности студентов-психологов, с низким уровнем спортивной внеучебной составляющей. Также, выявлено наличие высокого уровня самостоятельных занятий студентов-психологов наряду с достаточно высоким уровнем самостоятельного активного участия их в собственной оздоровительной деятельности. Однако, вместе с тем, выявлено наличие высокого уровня наличия вредных привычек и зависимостей в табакокурении и употреблении алкоголя. Выводы. В заключительной части исследования можно сделать достоверный вывод, что двигательная активность студентов-психологов находится на достаточно высоком уровне, как учебная, так и внеучебная в рамках университета. Профессорско-преподавательскому составу кафедры необходимо уделить большее внимание профилактике вредных привычек и зависимостей среди студенческой молодёжи, а также формированию готовности студентов к ведению здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Шакиров Марат Ринатович, Малышев Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of social component of health development level among the psychology students

Introduction. At the moment of development of the higher education system in the Russian Federation in the field of sports and athletic activities, the departments are faced with an urgent need to form competencies of the general cultural plan, which should contribute to the possibility for the graduates to use the physical activity for the social and professional life activities in future professional activities. Naturally, there is a need to study the social component of the health of future professionals. The purpose of this study was to identify the levels of development of these three components of the social component of health among the university students of the predominantly psychological orientation. Methodology and organization of research. In the presented article, covering the study of the level of development of the social component of the health of psychology students (N = 511, boys 104, girls 407), which was carried out on the basis of the Moscow State University of Psychology and Education, the levels of manifestation of this component in three areas are the following: the motor activity of psychology students during educational and extracurricular activities within the framework of the university competence, their observance of a healthy lifestyle and independent motor activity, as well as the presence or absence of the bad habits and addictions. Research results and discussion. As a result of the study, the presence of the sufficiently high level of physical activity of the psychology students with a low level of sports extracurricular component was found. Also, the presence of a high level of independent studies of the psychology students along with a fairly high level of independent active participation in their own recreational activities was revealed. However, at the same time, the presence of a high level of the bad habits and addictions, such as smoking and drinking alcohol, was revealed. Conclusions. In the final part of the study, we can draw a reliable conclusion that the motor activity of psychology students is at a fairly high level, both educational and extracurricular at the university, but the faculty must pay great attention to the prevention of bad habits and addictions among the students.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня развития социальной составляющей здоровья студентов-психологов»

технологий обучения, забота о социальной адаптации после завершения спортивной карьеры, осуществляется связь с органами государственной и муниципальной власти и организациями различной формы собственности по вопросам совершенствования деятельности в сфере физической культуры и спорта. Не менее важное значение в повышении публикационной активности имеет проводимая в вузе политика научно-исследовательской деятельности. В большинстве вузов физическая культура и спорт представляет общеуниверситетские кафедры (66%) основной целью которых является организация и осуществление учебной, научной, спортивной, воспитательной и методической работы, сохранение и улучшение здоровья студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии : монография / М.А. Акоев, В.А. Маркусова, О.В. Москалева, В.В. Писляков. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2014. - 250 с.

2. Анисимова, В.А. Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие : дис. ... д-ра пед. наук / Анисимова Вера Александровна. -Челябинск, 2009. - 360 с.

3. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России : монография / С.В. Алексеев, М.Я. Виленский, Р.Г. Гостев, С.Р. Гостева, А.В. Лотоненко, С.И. Филимонова. - Москва : Еврошкола, 2017. - 500 с.

REFERENCES

1. Akoev, M.A., Markusova, V.A., Moskaleva, O.V. and Pislyakov, V.V. (2014), Guide to scien-tometrics: indicators of the development of science and technology, Publishing House Ural University, Yekaterinburg.

2. Anisimova, V.A. (2009), Research activities of students of the university ofphysical education: formation, formation, development, dissertation, Chelyabinsk.

3. Alekseev, S.V., Vilensky, M.Ya., Gostev, R.G., Gosteva, S.R, Lotonenko, A.V. and Filimonova, S.I. (2017), Physical education and sport in the educational space of Russia, Research Center Euroshkola, Moscow.

Контактная информация: sci2019@list.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2020

УДК 796.01:316.728

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Андрей Валентинович Малышев, кандидат технических наук, доцент, Сочинский государственный университет

Аннотация

Введение. На текущий момент развития системы высшего образования в РФ в области физ-культурно-спортивной деятельности перед кафедрами стоит острая необходимость формирования компетенций общекультурного плана, которые должны способствовать возможности использования в будущей профессиональной деятельности выпускниками двигательной активности для социальной и профессиональной жизнедеятельности. Естественным образом, возникает необходимость в изучении социальной составляющей здоровья будущих профессионалов. Цель исследования - выявление уровней развития трех компонентов социальной составляющей здоровья у студентов вуза преимущественно психологической направленности. Методика и организация исследования. В

представленной статье по исследованию уровня развития социальной составляющей здоровья студентов-психологов (N=511, юноши - 104, девушки - 407), которое проводилось на базе ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, изучены уровни проявления этой составляющей по трем направлениям: двигательная активность студентов-психологов во время учебных и внеучебных занятий в рамках вузовской компетенции, соблюдение ими здорового образа жизни и самостоятельная двигательная активность, а, так же, наличие или отсутствие у них вредных привычек и зависимостей. Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведения исследования обнаружилось наличие достаточно высокого уровня физкультурной активности студентов-психологов, с низким уровнем спортивной внеучебной составляющей. Также, выявлено наличие высокого уровня самостоятельных занятий студентов-психологов наряду с достаточно высоким уровнем самостоятельного активного участия их в собственной оздоровительной деятельности. Однако, вместе с тем, выявлено наличие высокого уровня наличия вредных привычек и зависимостей в табакокурении и употреблении алкоголя.

Выводы. В заключительной части исследования можно сделать достоверный вывод, что двигательная активность студентов-психологов находится на достаточно высоком уровне, как учебная, так и внеучебная в рамках университета. Профессорско-преподавательскому составу кафедры необходимо уделить большее внимание профилактике вредных привычек и зависимостей среди студенческой молодёжи, а также формированию готовности студентов к ведению здорового образа жизни.

Ключевые слова: студенты, физкультурно-спортивная деятельность, здоровый образ жизни, здоровье, вредные привычки и зависимости.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p39-45

RESEARCH OF SOCIAL COMPONENT OF HEALTH DEVELOPMENT LEVEL AMONG THE PSYCHOLOGY STUDENTS

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education; Andrey Valenti-novich Malyshev, the candidate of technical science, senior lecturer, Sochi State University

Abstract

Introduction. At the moment of development of the higher education system in the Russian Federation in the field of sports and athletic activities, the departments are faced with an urgent need to form competencies of the general cultural plan, which should contribute to the possibility for the graduates to use the physical activity for the social and professional life activities in future professional activities. Naturally, there is a need to study the social component of the health of future professionals. The purpose of this study was to identify the levels of development of these three components of the social component of health among the university students of the predominantly psychological orientation. Methodology and organization of research. In the presented article, covering the study of the level of development of the social component of the health of psychology students (N = 511, boys - 104, girls - 407), which was carried out on the basis of the Moscow State University of Psychology and Education, the levels of manifestation of this component in three areas are the following: the motor activity of psychology students during educational and extracurricular activities within the framework of the university competence, their observance of a healthy lifestyle and independent motor activity, as well as the presence or absence of the bad habits and addictions. Research results and discussion. As a result of the study, the presence of the sufficiently high level of physical activity of the psychology students with a low level of sports extracurricular component was found. Also, the presence of a high level of independent studies of the psychology students along with a fairly high level of independent active participation in their own recreational activities was revealed. However, at the same time, the presence of a high level of the bad habits and addictions, such as smoking and drinking alcohol, was revealed.

Conclusions. In the final part of the study, we can draw a reliable conclusion that the motor activity of psychology students is at a fairly high level, both educational and extracurricular at the university, but the faculty must pay great attention to the prevention of bad habits and addictions among the students.

Keywords: students, physical culture and sports activities, healthy lifestyle, health, bad habits and addictions.

ВВЕДЕНИЕ

Перед кафедрами физической культуры, физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях стоит проблема формирования компетенций обучающихся студентов в области физкультурно-спортивной деятельности, привития им умений и навыков самостоятельной двигательной активности, формирования жизненно значимых двигательных умений и навыков, и корректировка уровня основных физических качеств [6]. Такая постановка вопроса формирования компетенций подводит профессорско-преподавательский состав к необходимости использования всего арсенала научных методов диагностики различных составляющих здоровья будущих бакалавров и специалистов в различных областях народно-хозяйственной деятельности. В этом ряду стоит и необходимость отслеживания так называемой социальной составляющей здоровья студентов, в частности студентов-психологов, в преломлении этой составляющей через предлагаемые Министерством науки и высшего образования РФ компетенции Федеральных стандартов по направлениям и специальностям подготовки.

Формирование этих компетенций сопряжено с необходимостью привития привычек будущим бакалаврам и специалистам к самостоятельной двигательной активности и соблюдению здорового образа жизни (ЗОЖ) [1,10], дальнейшего формирования большего фонда двигательных умений и навыков [8], особенно в спортивных дисциплинах, и профилактики с помощью двигательной активности, физической культуры и спорта, тех возможных, вредных привычек и зависимостей [2], которые будут снижать работоспособность и качество жизни будущих профессионалов в том или ином виде деятельности. Помимо этого, профессорско-преподавательскому составу кафедр физической культуры, физического воспитания и спорта необходимо учитывать специфичные проявления и предпочтения [3, 4, 9] в двигательной активности различных групп профессиональной направленности, их интерес к тому или иному виду физкультурной или спортивной деятельности [5, 7], и материально-техническим обеспечением кафедральных фондов. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, нами была предпринята попытка выяснения уровня развития социальной составляющей здоровья студенческой молодежи, в частности студентов-психологов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование уровня развития социальной составляющей здоровья студентов-психологов проводилось на базе ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) в течение 2-х лет (2016/2017 и 2017/2018 учебных годов). В исследовании приняли участие 511 студентов (407 девушек и 104 юноши). Методика исследования была разработана на кафедре ФК и ОБЖ МГППУ и заключалась в социологическом опросе студентов по 14 вопросам, отражающим их отношение к учебной, секционной работе кафедры, удовлетворенности этой работой, а, так же их самостоятельной двигательной активности и соблюдение здорового образа жизни, как в предыдущий обучению период, так и в настоящий момент. Кроме этого, в опрос были включены вопросы, относящиеся к наличию у них вредных привычек и зависимостей, и их личного отношения к ним. Шкалирование ответов респондентов предусматривало наличие, в основном, закрытых вопросов с тремя вариантами ответов, в зависимости от смысловой наполненности (да/положительно; нет/отрицательно; затрудняюсь ответить). Единственным открытым вопросом был вопрос о наличии у респондентов спортивных разрядов/званий, в связи с большой возможной вариативностью ответов. Все ответы респондентов были структурированы в три компонента социальной составляющей здоровья студентов-психологов:

1. Двигательная активность и удовлетворенность ею в рамках обязательных учебных и секционных занятий.

2. Самостоятельная двигательная активность и соблюдение здорового образа

жизни.

3. Наличие вредных привычек и зависимостей, отношение к ним. Полученные результаты исследования обрабатывались при помощи программного комплекса IBM SPSS Statistic Grad Pack 26.0 PREMIUM.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования трех компонентов социальной составляющей здоровья студентов-психологов представлены в таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 2 - Результаты исследования уровня двигательной активности и удовлетворенности_

Девушки (N=407) Юноши (N=104)

Показатели (%-ное отношение) Да Нет Затрудняюсь Да Нет Затрудняюсь

(+) (-) ответить (+) (-) ответить

Учебные занятия (УЗ) 67,6 24,6 7,9 67,3 26 6,7

Удовлетворенность (УЗ) 68,3 10,3 21,4 66,3 14,4 19,2

Общий % 6,4 87 6,6 3,8 89,4 6,7

3-й разряд 1,2 1,2 0 1 1 0

Секционные занятия (СЗ) 2-й разряд 0 2,5 0 0 1,9 0

1-й разряд 0 2,9 0 0 1,9 0

КМС 1,2 10,1 0 1 7,7 0

Мастер 0 0 0 0 1 0

Нет разряда 3,9 70,3 8,2 1,9 76 6,7

Общий % 21 16 62,4 19,2 17,3 63,5

3-й разряд 0 0 2,5 0 0 1,9

Удовлетворенность (СЗ) 2-й разряд 0 0 2,5 0 0 1,9

1-й разряд 0 0 2,9 0 0 1,9

КМС 3,3 0 7,4 2,9 0 5,8

Мастер 0 0 0 0 0 1

Нет разряда 17,7 16 47,2 16,3 17,3 51

Согласно таблице 1, студенты-психологи достаточно активно посещают практические учебные занятия по физической культуре в университете (67,6% девушек; 67,3% юношей). Тем не менее, 24,6% девушек и 26% юношей по той или иной причине эти занятия не посещают, что может быть результатом либо их самостоятельной двигательной активности (посещение фитнес-клубов, действующей спортивной деятельности), либо наличием ограничений в состоянии собственного здоровья, подтвержденных медицинскими справками. Количество респондентов, затруднившихся ответить на данный вопрос у девушек, составило 7,9%, а у юношей - 6,7%, что говорит нам о наличии студентов-психологов, имеющих отставания в освоении практических занятий по физической культуре, хотя такой процент и очень мал. По степени удовлетворенности учебными занятиями, в рамках расписания, процентное соотношение выглядит следующим образом: 68,3% девушек и 66,3% юношей учебные занятия по физической культуре нравятся; 10,3% девушек и 14,4% юношей они не нравятся; 21,4% девушек и 19,2% юношей затруднились с ответом. Такое процентное отношение говорит нам о том, что большая совокупность студентов-психологов, независимо от пола, активно участвует в физкультурно-спортивной деятельности университета, хотя и присутствует некоторый, достаточно большой процент негативно воспринимающих учебную физкультурную деятельность, а так же не имеющих привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В отношении посещающих секционные занятия в университете, картина складывается следующим образом - большинство студентов психологов, независимо от возраста, не посещают секционные занятия (87% - девушки, 89,4% - юноши). В то же время, 6,4% девушек и 3,8% юношей такие занятия посещают, а затруднившихся ответить, что в женском, что в мужском контингенте, практически одинаковое количество (6,6% -девушки, 6,7% -юноши). Такая картина ответов респондентов говорит нам о том, что спортивная составляющая в физкультурно-спортивной деятельности студентов-психологов находится в

непопулярной зоне студенческих предпочтений. При чем, если обратиться к статистическим данным, ранжированным по наличию/отсутствию спортивных званий в том или ином виде спорта, мы увидим ещё более удручающую картину - только 2,4% девушек (по 1,2% с 3-м разрядом и КМС) и 2% юношей (по 1% с 3-м и КМС), имеющих спортивные звания, посещают спортивные секции. Удовлетворены этими занятиями только 3,9% (КМС) у девушек и 2,9% (КМС) у юношей. Большинство разрядников, что у девушек (1,2%; 2,5%; 2,9%; 10,1% в соответствии с ранжиром), что у юношей (1%; 1,9%; 1,9%; 7,7%; 1% в соответствии с ранжиром), эти занятия не посещают в силу разных причин, что отразилось на степени их удовлетворенностями этими занятиями - большинство затруднилось с ответом (девушки - 2,5%; 2,5%; 2,9%; 7,4% и юноши - 1,9%; 1,9%; 1,9%; 5,8%; 1% в соответствии с ранжиром). В то же время, студенты-психологи, не имеющие спортивных разрядов, используют возможности в повышении своего спортивного мастерства по предоставляемым видам спорта в университете (футбол, волейбол, баскетбол, атлетическая и оздоровительная гимнастика, настольный теннис), что отражается в их посещении - 3,9% девушек постоянно занимаются, а 8,2% - эпизодически; 1,9% и 6,7% юношей соответственно. Удовле -творенность такими занятиями у них находится на более высоком уровне (17,7% -девушки; 16,3% - юноши), при том, что большинство затруднились с ответом (47,2% девушек и 51% юношей), однако и довольно высок процент неудовлетворенных (16% девушек и 17,3% юношей), что может объясняться их предпочтениями [3, 4].

Таблица 2 - Результаты исследования уровня самостоятельной двигательной активности студентов-психологов (%-ное отношение/данные описательной статистики)_

Показатели (%-ное отношение) Девушки (N=407) Юноши (N=104)

Да (+) Нет (-) Затрудняюсь ответить Да (+) Нет (-) Затрудняюсь ответить

Самостоятельные занятия (СамЗ) 63,9 28,7 7,4 59,6 32,7 7,7

Отслеживание питания 54,5 23,1 22,4 57,7 19,2 23,1

Наличие фитнес-трекера 59 41 0 54,8 45,2 0

Среднесуточное количество шагов Х Ме Ех As Х Ме Ех As

7337 8000 -1,32 0,2 6663,9 8000 -1,26 0,34

Согласно результатам, представленным в таблице 2, большинство студентов-психологов имеют достаточно большую самостоятельную двигательную активность, что подтверждается процентовкой соотношения занимающихся или не занимающихся самостоятельными занятиями (63,9% девушек и 59,6% юношей), наличием у них индивидуальных фитнес-трекеров (59% девушек и 54,8% юношей), а также, среднестатистическими значениями показателей этих фитнес-трекеров (девушки - Х=7337, Ме=8000 при Ех=-1,32 и Аз=0,2; юноши - Х=6663,9, Ме=8000 при Ех=-1,26 и Лз=0,34). Только 1/3 опрошенных ответила, что они не занимаются самостоятельно (28,7% девушек и 32,7% юношей), либо затруднились с ответом (7,4% девушек и 7,7% юношей), что может нам говорить о наличии у них эпизодической самостоятельной структурированной двигательной активности.

Так же, большинство студентов-психологов, независимо от гендерной принадлежности, самостоятельно следят за своим питанием (режим, калорийность и т.д.), причем, что удивительно, наибольший процент такого отслеживания принадлежит юношам (57,7%), нежели девушкам (54,5%), равно как и отказ в таком отслеживании (23,1% к 19,2%). Количество респондентов, затруднившихся в ответе на данный вопрос, было приблизительно равным (22,4% девушек и 23,1% юношей). Согласно таблице 3, большинство студентов-психологов отрицательно относятся к вредным привычкам и зависимостям - 51,6% девушек и 53,8% юношей не нравится курение, 89,9% девушек и 90,4% юношей не нравится употребление наркотических средств, однако, только 31% девушек и 33,7% юношей не нравится употребление алкоголя. Как выявило исследование, достаточно большое количество студентов-психологов имеют положительное отношение к употреблению алкоголя (35,1% девушек и 32,6% юношей), а употребляют его ещё больший процент (59,2% девушек и 55,8% юношей).

Таблица 3 - Результаты исследования наличия вредных привычек и зависимостей у студент^_

Студентки (N=407) Студенты (N=104)

Показатели (%-ное отношение) Да Нет Затрудняюсь Да Нет Затрудняюсь

(+) (-) ответить (+) (-) ответить

Отношение к курению 28,5 51,6 19,9 26 53,8 20,2

Наличие зависимости от курения 49,4 44,2 6,4 50 44,2 5,8

Отношение к алкоголю 35,1 31 33,9 32,6 33,7 33,7

Употребление алкоголя 59,2 28,5 12,3 55,8 32,7 11,5

Отношение к наркотикам 3,7 89,9 6,4 3,8 90,4 5,8

Употребление наркотиков 0 96,3 3,7 0 96,2 3,8

Испытывали затруднения с ответом в вопросе личного отношения к употреблению алкоголя также достаточно большой процент (33,9% девушек и 33,7% юношей), тогда как в отношении его самостоятельного употребления этот процент меньше (12,3% девушек и 11,5% юношей), что может нам говорить о возможном эпизодическом его употреблении (по праздникам, значимым датам и т.д.) или равнодушном отношении. К сожалению, особенно в сравнении с положительным отношением к табакокурению (только 28,5% девушек и 26% юношей), очень большой процент респондентов указали наличие у себя данной зависимости (49,4% девушки и 50% юноши) или затруднились с ответом (6,4% девушек и 5,8% юношей). Все респонденты, независимо от гендерной принадлежности, выявили отсутствие наркотической зависимости (96,3% девушек и 96,2% юношей), хотя и наличествовали студенты, которые имеют положительное отношение к наркотикам (3,7% девушек и 3.8% юношей) и в такой же пропорции затруднившиеся с ответом на вопрос о наличии наркотической зависимости.

ВЫВОДЫ

Большинство студентов-психологов, независимо от гендерной принадлежности, посещают учебные занятия по практической физической культуре в вузе и эти занятия их удовлетворяют в достаточной степени, хотя и существуют некоторый процент неудовлетворенности. Спортивная составляющая студенческой внеучебной жизни находится в отсталом состоянии, хотя запрос на нее находится на достаточно высоком уровне в студенческой среде.

Студенты-психологи ведут достаточно активный образ жизни, имея большое количество самостоятельной двигательной активности вне физкультурно-спортивной деятельности вуза. В то же время, достаточно большое количество студентов-психологов имеют вредные привычки и зависимости в табакокурении и употреблении алкоголя, хотя практически полностью отсутствует наркозависимость, даже на уровне привычки. Тем самым, основываясь на полученных данных, возникает насущная необходимость для кафедры ФК и ОБЖ уделить больше внимания профилактике вредных привычек и зависимостей в студенческой среде, а также формированию готовности студентов к ведению здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев, А.В. Повышение эффективности формирования культуры здорового образа жизни студентов / А.В. Гусев, В.И. Шарагин // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 2 - С. 140-147.

2. Еремин, М.В. Средства физической культуры и спорта в профилактике наркомании детей и подростков / М.В. Еремин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 60-62.

3. Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 350-356.

4. Исследование отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности вуза управленческой направленности / А.С. Болдов, С.А. Фирсин, Л.Ю. Климова, М.Р. Шакиров, Д.А. Иванов // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 1 (69). - С. 36-41.

5. Пантюхина, Л.В. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений / Л.Е. Пантюхина, А.С. Махов // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2015. - № 4. - С. 54-64.

6. Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.

7. Климова, Л.Ю. Формирование ценностных ориентаций, мотивов и интересов учащейся молодежи к занятиям физической культурой и спортом / Л.Ю. Климова, Г.С. Афонина, О.Б. Парамонова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2016. - № 1. - С. 34-39.

8. Степанова, О.Н. Концептуальный подход и алгоритм педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий / О.Н. Степанова, Н.Н. Венгерова, С.Н. Погодин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 60-62.

9. Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций студентов с различным уровнем физической подготовленности / В.Н. Феофанов, М.В. Некрасова, А.С. Болдов, А.В. Гусев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 20-21.

10. Физическая культура личности в структуре индивидуального социального опыта студента / Ф. Д. Джирикова Р.С. Джириков, А-З.Х.-М. Узденов, О.В. Мащенко, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 67-71.

REFERENCES

1. Gusev, A.V. and Sharagin, V.I. (2017), "Improving the effectiveness of the formation of a culture of a healthy lifestyle of students ", News of Tula State University. Pedagogy, No. 2, pp. 140-147.

2. Eremin, M.V., Karpov, V.Yu. and Makhov, A.S. (2015), "Means of physical culture and sport in prevention of drug addiction of children and teenagers", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 60-62.

3. Boldov,A.S., Gusev,A.V., Karpov, V.Yu., Sharagin, V.I. and Klimova, L.Yu. (2018), "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution student's relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350-356.

4. Boldov,A.S., Firsin, S.A., Klimova, L.Yu., Shakirov, M.R. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of the attitude of students to physical education and sports activities of the university managerial orientation", Physical culture and health, Vol.69, No.1, pp. 36-41.

5. Pantyukhina, L.V. and Makhov, A.S. (2015), "Psycho-pedagogical research of the importance of motivation for physical exercise and sports activities of university students", Scientists notes Russian State Social University, No. 4, pp. 54-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Karpov, V.Yu., Okolelova, V.A. and Abramishvili, G.A. (2009), "Healthy lifestyle as global problem of the present", News of Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.

7. Klimova, L.Yu., Afonina, G.S. and Paramonova, O.B. (2016) "The formation of value orientations, motives and interests of students to physical education and sports", Physical education and youth sports, No.1, pp. 34-39.

8. Stepanova, O.N., Vengerova, N.N. and Pogodin, S.S. (2015), "Conceptual approach and pedagogical design algorithm for health and fitness classes", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 60-62.

9. Feofanov, V.N., Nekrasova, M.V., Boldov, A.S. and Gusev, A.V. (2019) "Gender features of aggressive and hostile reactions of students with different physical fitness levels", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 20-21

10. Djirickova, F.D., Chirikov, R.S., Uzdenov, A-Z. Kh.-M., Mashchenko, O.V. and Romanov, D.A., (2015) "Physical culture of personality in the structure of individual social experience of the student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (125), pp. 67-71.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.