Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Левушкин Сергей Петрович, Косихин Виктор Петрович

Рассмотрен вопрос влияния снижения двигательной активности в условиях распространения коронавирусной инфекции на физическую подготовленность и показатели морфофункционального развития студентов. Выявлено, что больше всего снизился уровень общей физической подготовленности у юношей по сравнению с девушками. У юношей достоверно ухудшились результаты таких двигательных тестов как бег на 100 м и 1000 м и подтягиваний на высокой перекладине. У девушек выявлено достоверное негативное изменение результатов бега на 100 м и наклона туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Наряду с этим произошло ухудшение большинства показателей морфофункционального развития у студентов обоих полов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Левушкин Сергей Петрович, Косихин Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON PHYSICAL FITNESS AND MORPHOFUNCTIONAL DEVELOPMENT CRITERIA OF STUDENTS

The paper aims to find out the influence of physical activity decrease in the conditions of the coronavirus infection communication on physical fitness and criteria of morphological and functional development of students. We found that the level of general physical fitness decreased the most among young males compared to females. As for the boys, the results of such motor skills tests as running at the distance of 100 m and 1000 m and pull-ups on a high bar significantly worsened. The girls showed a significant negative change in the results of 100-meters dash and tilting the body forward from a standing position on a gymnastic bench. There was also a decline in most morphological and functional development criteria in students of both sexes.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ»

вателям вузов определить приоритетные задачи физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко Е.В. Условия эффективного физического воспитания студентов специальных медицинских групп педагогического вуза / Е.В. Андриенко, И.В. Палаткин // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 1. - С. 67-71.

2. Бородулина О.В. Показатели физической кондиции как ориентиры для проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.В. Бородулина // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 7. - С. 17-20.

REFERENCES

1. Andrienko, E.V. and Palatkin, I.V. (2010), "Conditions of effective physical education students of special medical groups of the pedagogical University", Physical Culture and health, No. 1, pp. 67-71.

2. Borodulina, O.V. (2014), "Indicators of physical condition as guidelines for the design of sports and recreational activities with students of special medical groups", Pedagogical education in Russia, No. 7, pp. 17-20.

Контактная информация: tan4ik-82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2020

УДК 378.147:796.015.62

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, Самарский государственный аграрный университет; Сергей Петрович Ле-вушкин, доктор биологических наук, профессор, Институт Возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Виктор Петрович Косихин, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный аграрный университет - МСХА

имени К.А. Тимирязева, г. Москва

Аннотация

Рассмотрен вопрос влияния снижения двигательной активности в условиях распространения коронавирусной инфекции на физическую подготовленность и показатели морфофункциональ-ного развития студентов. Выявлено, что больше всего снизился уровень общей физической подготовленности у юношей по сравнению с девушками. У юношей достоверно ухудшились результаты таких двигательных тестов как бег на 100 м и 1000 м и подтягиваний на высокой перекладине. У девушек выявлено достоверное негативное изменение результатов бега на 100 м и наклона туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Наряду с этим произошло ухудшение большинства показателей морфофункционального развития у студентов обоих полов.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, морфофункцио-нальное развитие, студенты, юноши, девушки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p54-59

INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON PHYSICAL FITNESS AND MORPHOFUNCTIONAL DEVELOPMENT CRITERIA OF STUDENTS

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored Teacher of the Russian Federation, Samara State Agrarian University; Sergey Petrovich Le-vushkin, the doctor of biological sciences, professor, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Victor Petrovich Kosikhin, the doctor ofpeda-

gogical sciences, professor, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Abstract

The paper aims to find out the influence of physical activity decrease in the conditions of the coro-navirus infection communication on physical fitness and criteria of morphological and functional development of students. We found that the level of general physical fitness decreased the most among young males compared to females. As for the boys, the results of such motor skills tests as running at the distance of 100 m and 1000 m and pull-ups on a high bar significantly worsened. The girls showed a significant negative change in the results of 100-meters dash and tilting the body forward from a standing position on a gymnastic bench. There was also a decline in most morphological and functional development criteria in students of both sexes.

Keywords: physical fitness, physical qualities, morphofunctional development, students, boys,

girls.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовленность и морфофункциональное развитие являются важными компонентами человеческого капитала и неотъемлемым показателем соматического здоровья человека [1]. В связи с изменением и расширением цели и задач физического воспитания в сторону подготовленности для обеспечения хорошего физического здоровья обучающейся молодежи и взрослого населения на протяжении всей жизни [3-5 и др.] необходимо заботиться об оптимизации двигательной активности учащейся молодежи. Вместе с тем вызывает беспокойство неуклонное снижение уровня общей физической подготовленности, как школьников, так и студентов [2]. В настоящее время предпринимаются попытки повышения уровня двигательной активности учащейся молодежи, правительством ставится задача значительного повышения количества лиц, регулярно занимающихся физическими упражнениями. Однако реализация выполнения данной задачи остается в основном на уровне риторики, а цифры занимающихся физической культурой учащейся молодежи далеки от желаемых значений. Негативное влияние на уровень двигательной активности учащейся молодежи оказал переход на дистанционное обучение в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. В период с марта по май в рамках предмета физическая культура в образовательных учреждениях двигательная активность обучающихся была значительно сокращена. В этот же период в образовательных организациях и учреждениях была также «свернута» секционная работа по видам спорта, вводились ограничения выхода на улицу. Можно предположить, что ограничение двигательной активности в обозначенный период могло негативно повлиять на уровень физической подготовленности, показатели морфофункционального развития и физической работоспособности обучающихся. В связи с этим нами в сентябре 2019 и 2020 годов было проведено тестирование физической подготовленности и исследование морфофункционального развития студентов и выполнен анализ полученных показателей.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В выполненном исследовании приняли участие 47 девушек и 25 юношей в возрасте 17-18 лет. В ходе исследования тестировалась физическая подготовленность, проводилась биоимпедансометрия (содержание общего жира и общей жидкости в организме) и антропометрия (длина и масса тела); определялись показатели центральной гемодинамики (частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное систолическое давление (АДС), артериальное диастолическое давление (АДД)); использовалась нагрузочная проба с 20 приседаниями за 30 секунд и методы математической статистики. Тестирование показателей двигательной подготовленности проводились нами в период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года. Использовались следующие двигательные тесты: бег на 100

метров; бег на 1000 метров; челночный бег 3х10 метров; прыжок в длину с места; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье; поднимание туловища из положения руки за головой за 30 секунд; подтягивания на высокой перекладине (юноши); отжимания от пола (девушки).

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный анализ изменения показателей физической подготовленности 18-летних студентов мужского пола за период с сентября 2019 по сентябрь 2020 года показал, что величины в шести двигательных тестах из семи изменились в сторону ухудшения. По результатам в трех двигательных тестов произошли достоверные изменения (р<0,01): увеличение времени бега на 100 метров (на 8,65%), бега на 1000 метров оказалось почти в два раза больше (15,83%). В челночном беге 3х10 метров достоверных изменений выявлено не было (таблица 1).

Таблица 1 - Изменение показателей физической подготовленности студентов мужского пола за период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года (М±т) ^__

№ п/п Показатели физической подготовленности 2019 год 2020 год Изменения, в %

1 Бег на 100 м, с 14,21±0,23 15,44±0,29 8,65**

2 Бег на 1000 м, с 251,3±18,5 291,1±20,8 15,83*

3 Челночный бег 3х10 м, с 7,57±0,12 7,45±0,08 -1,5

4 Прыжок в длину с места 224,08±6,35 216,59±5,0 -3,34

5 Подтягивания из виса на высокой перекладине, к-во раз 13,24±1,63 9,1±1,08 -31,26**

6 Поднимание туловища за 30 сек. из положения лежа на спине, руки за головой, к-во раз 23,38±1,24 22,16±0,79 -5,22

7 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см 7,92±1,95 6,39±1,49 -19,32

Примечание : * - достоверно при р<0,05; ** -- достоверно при р<0,01

Аналогичные изменения произошли и в уровне общей физической подготовленности (ОФП) студентов. Так, если осенью 2019 года уровень «ниже среднего» был выявлен у 29,17% юношей, то осенью 2020 года такой уровень ОФП был выявлен у 48,65%. В 2020 году по сравнению с 2019 годом также увеличилось количество студентов со средним уровнем ОФП (29,17% и 38,43% соответственно). Почти в четыре раза уменьшилось в 2020 году (по сравнению с 2019 годом) количество студентов, имеющих уровень ОФП «выше среднего» (8,11% и 33,33% соответственно). Таким образом, большое количество студентов перешли из среднего уровня ОФП на уровень в «ниже среднего», а из уровня «выше среднего» переместились в средний уровень. Как показали результаты исследования в 2019 году юношей с высоким уровнем ОФП было 4,17%, то в 2020 году не было выявлено ни одного студента с таким уровнем (рисунок 1).

60

50

£

540

е

о 30

л

н е

ове20 р

10 0

низкий ниже средний выше высокий низкий ниже средний выше высокий среднего среднего среднего среднего

□ Девушки 2019 г. □ Девушки 2020 г. □ Юноши 2019 г. = Юноши 2020 г.

Рисунок 1 - Уровни физической подготовленности студентов в период с сентября 2019 г. по сентябрь 2020 год

Изучение физической подготовленности девушек за период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года показало, что наиболее заметно уменьшилось время выполнения челночного бега 3х10 метров на 3,1% (таблица 2).

Таблица 2 - Изменение показателей физической подготовленности студенток за период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года (М±т) ___

№ п/п Показатели физической подготовленности 2019 год 2020 год Изменения, в %

1 Бег на 100 м, с 18,32±0,25 18,77±0,25 2,45*

2 Бег на 1000 м, с 391,3±21,6 381,1±20,8 -2,6

3 Челночный бег 3х10 м, с 8,69±0,18 8,42±0,14 -3,1

4 Прыжок в длину с места 166,71±3,24 169,5±3,07 1,67

5 Подтягивания из виса на высокой перекладине, к-во раз 9,91±1,06 9,4±0,85 -5,14

6 Поднимание туловища за 30 сек. из исходного положения лежа, руки за головой, кол-во раз 18,86±0,68 19,33±0,65 2,49

7 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см 10,55±1,18 8,52±0,89 -19,24*

Примечание: * - достоверно при р<0,05

Вместе с тем, произошло достоверное (р<0,05) увеличение времени в беге на 100 метров - на 2,45%. Также достоверно (р<0,05) уменьшился результат в наклона туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамье (на 19,24%), свидетельствующий об уровне развития гибкости позвоночного столба. В ходе тестирования не было выявлено достоверных изменений в результатах выполнения таких двигательных тестах, как отжимания от пола, поднимание туловища из исходного положения руки за головой за 30 секунд и прыжок в длину с места, характеризующих соответственно уровень развития силовой выносливости мышц разгибателей плеча, мышц брюшного пресса и скоростно-силовые качества мышц нижних конечностей.

Анализ динамики уровней ОФП в период с сентября 2019 года до сентября 2020 года показал, что в два раза уменьшилось число студенток с низким уровнем ОФП. Вместе с тем выявлено увеличение (на 2,0%) количества девушек с уровнем ОФП ниже среднего. Наряду с этим произошло уменьшение количества студенток со средним и выше среднего уровнями ОФП (на 1,54% и на 3,99% соответственно). Данный факт указывает на то, что у девушек в течение года произошло заметное снижение физической подготовленности, хотя необходимо отметить, что снижение физической подготовленности у девушек было меньше, чем у юношей (рисунок 1).

В таблице 3 представлена динамика показателей морфофункционального развития студенток в период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года, из которой видно, что достоверно (р<0,01) увеличились величины массы тела, индекса массы тела и общей жировой массы (на 13,46%, на 12,04% и на 41,25% соответственно). Одновременно с этим произошло достоверное (р<0,01) уменьшение общей жидкости в организме (на10,88%), что указывает на уменьшение активной (мышечной) клеточной массы испытуемых. По таким физиометрическим параметрам физического развития как сила правой и левой кисти, а также по гемодинамическим показателям (АДС, АДД и ЧСС) достоверных различий выявлено не было. Вместе с тем, произошло достоверное (р<0,05) увеличение времени восстановления после физической пробы с 20 приседаниями за 30 секунд - на 9,94%, что косвенно свидетельствует об ухудшении физической работоспособности.

Таблица 3 - Изменение показателей морфофункционального развития студенток в период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года (М±т)_

№ п/п Показатели 2019 г. 2020 г. Изменение показателей (в%)

1 Длина тела, см 164,56±1,38 166,32±1,23 1,07

2 Масса тела, кг 54,35±1,6 61,67±2,5 13,46**

3 ИМТ, кг/м2 20,01±0,33 22,42±0,51 12,04**

4 Сила правой кисти, кг 32,91±0,48 32,87±1,45 - 0,12

5 Сила левой кисти, кг 30,87±0,63 31,13±1,31 0,84

6 ЖМ,% 12,58±0,9 17,77±1,88** 41,25**

7 Общая жидкость,% 62,63±0,85 55,81±1,08 - 10,88**

8 АДС, мм рт. ст. 112,6±3,23 113,54±2,36 0,86

9 АДД, мм рт. ст. 72,4±2,71 75,84±2,1 4,75

10 ЧСС, уд. мин 80,73±3,0 83,19±2,53 3,04

11 Время восстановления после 20 приседаний за 30 с, с 102,5±3,4 112,69±4,16 9,94*

Примечание : * - достоверно при р<0,05; ** - достоверно при р<0,01

Анализ динамики показателей морфофункционального развития студентов в изучаемый период (таблица 4) показал, что достоверно (р<0,05) увеличились величины массы тела и индекса массы тела (на 5,76% и на 5,13% соответственно), выросли показатели силы мышц правой и левой кисти (на 6,0% и на 9,81% соответственно). Одновременно с этим достоверно (р<0,01) увеличилось (на 14,33%) время восстановления после стандартной физической нагрузки с 20-ю приседаниями за 30 секунд, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей организма студентов.

Таблица 4 - Изменение показателей морфофункционального развития студентов в период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года (М±т) __

№ п/п Показатели 2019 г. 2020 г. Изменение показателей (в%)

1 Длина тела, см 177,8±1,3 178,3±1,21 0,28

2 Масса тела, кг 68,7±2,59 72,66±2,9 5,76*

3 ИМТ, кг/м2 21,8±0,31 22,92±0,45 5,13*

4 Сила правой кисти, кг 46,6±0,3 49,41±2,15 6,0*

5 Сила левой кисти, кг 43,3±0,39 47,55±1,87 9,81*

6 ЖМ,% 18,35±1,3 19,43±2,19 5,88

7 Общая жидкость,% 56,8±1,0 54,73±1,01 -3,64*

8 АДС, мм рт. ст. 126,32±2,17 125,73±2,73 -0,46

9 АДД, мм рт. ст. 77,06±1,6 76,82±1,51 -0,31

10 ЧСС, уд. мин 79,41±1,45 80,0±1,85 0,74

11 Время восстановления после 20 приседаний за 30 с, с 89,5±5,9 102,33±5,94 14,33**

Примечание : * - достоверно при р<0,05; ** - достоверно при р<0,01

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что режим самоизоляции в весенний период, связанный с пандемией коронавирусной инфекции СОУГО-19, сопровождающийся ограничением объема двигательной активности привел к снижению большинства показателей физической подготовленности студентов как мужского, так и женского пола. Причем больше всего снизился уровень физической подготовленности у юношей по сравнению с девушками. Наряду с этим как у девушек, так и у юношей произошло значительное увеличение массы тела, повышение общего жира в организме, уменьшение содержания воды в организме и снижение функциональных возможностей организма юношей и девушек по результатам функциональной пробы с 20 приседаниями за 30 секунд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Взаимосвязь системы физкультурно-оздоровительной работы с развитием человеческого капитала сельских школьников / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 34-39.

2. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 60-62.

3. Киреева, А.В. Состояние физкультурно-оздоровительной работы в организации как фактор, определяющий интерес сотрудников к занятиям физической культурой / А.В. Киреева, И.В.

Антипенкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 138-141.

4. Лях, В.И. Мировые тенденции развития системы физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях, С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - № 1 (22). - С. 12-19.

5. Столяров, В. И. Современная теория физического воспитания / В. И. Столяров // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 1 (10). - С. 13-25.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. (2014), "Correlation of system of sports and health-improving work with development of the human capital of the rural school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 34-39.

2. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of physical fitness monitoring of students during academic year", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 60-62.

3. Kireeva, A.V. and Antipenkova, I.V. (2019), "The State of physical culture and health work in the organization as a factor determining the interest of employees in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 138-141.

4. Liakh V.I., Levushkin S.P and Sonkin V.D. (2019), "Global trends in the development of physical education system at secondary school", Science and sport: current trends, Vol. 22, No. 1, pp. 1219.

5. Stolyarov, V.I. (2016), "Modern theory of physical education", Science and sport: current trends, Vol. 10, No. 1, pp. 13-25.

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2020

УДК 796.011.3

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва; Роман Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Гжельский государственный университет; Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

Мониторинг физического состояния студенческой молодежи имеет важное значение в выявлении недостатков и своевременной коррекции дидактического материала дисциплин физкультур-но-спортивной направленности. Цель исследования заключалась в выявлении уровня физического развития студентов. Методика и организация исследования: Мониторинг физического состояния проводился на спортивной базе ГБОУ ВО МО Академия социального управления, в нем приняли участие студенты 4 курса факультета образовательных программ в количестве 78 человек (65 девушек и 13 юношей). Нами проводилась оценка антропометрических индексов: Кетле, Брока-Беккерта, ИКМТ, тучности, Пинье, талия/бедро. Полученные данные были ранжированы согласно стандартизированным методикам. Результаты исследования и их обсуждение: Проведенное исследование выявило тенденцию к излишней массе тела у юношей при преобладающем гиперстениче-ском телосложении, тогда как в женской гендерной группе достоверно выявлен недостаток массы тела при нормостеническом телосложении. Наличие этой тенденциозности подтверждается практически по всем антропометрическим индексам, особенно в мужском гендерном контингенте. Выводы: Выявлена необходимость коррекции педагогических воздействий в физкультурно-спортивной деятельности на кафедре физической культуры Академии социального управления. Рекомендовано включение в учебные занятия двигательной активности аэробной направленности у юношей для корректировки избыточного веса и дополнительных упражнений для девушек по увеличению мышечной массы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.