Научная статья на тему 'ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Илькевич Константин Борисович, Гусев Алексей Витальевич, Шакиров Марат Ринатович, Афонина Галина Семеновна

Социальная составляющая здоровья студентов в заключительном этапе формирования будущих профессиональных специалистов перманентно находится в поле зрения физкультурноспортивных подразделений ВУЗов, как одна из задач формирования компетенций дисциплин здоровьесберегающего блока. Цель исследования - изучение и оценивание уровня развития социальной составляющей здоровья у студентов творческих специальностей и направлений подготовки с учетом профессиональных деформаций личности. Методы и организация исследования: Исследование проводилось с 61 студентом творческих специальностей и направлений подготовки на базе кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности ГГУ. Применялись методики социального опроса, индекс рефлексии (ИР), описательная математическая статистика. Результаты исследования и их обсуждение: В ходе исследования установлен достаточно высокий уровень социальной составляющей здоровья в части структурированной двигательной активности в рамках учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, а также в самостоятельной, мотивированной собственными потребностями студентов. Отмечен высокий уровень по самостоятельному контролю не только двигательной активности, но и пищевых привычек. Кроме этого, выявлена ярко выраженная положительная тенденция к позитивной рефлексии к физкультурно-спортивной деятельности в ВУЗе и резко отрицательная тенденция рефлексии студентов к вредным привычкам и зависимостям. Выводы: Несмотря на выявленный в результате исследования высокий уровень социальной составляющей здоровья, некоторые студенты подвержены влиянию вредных привычек и зависимостей, что говорит о насущной необходимости профессорско-преподавательскому составу усилить просветительскую работу в области профилактики вредных привычек и зависимостей средствами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Илькевич Константин Борисович, Гусев Алексей Витальевич, Шакиров Марат Ринатович, Афонина Галина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE HEALTH’ SOCIAL COMPONENT AT STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES AND EDUCATIONAL DIRECTIONS

The social component of students' health in the final stage of the formation of future professional specialists is permanently in the field of view of the physical culture and sports departments of universities, as one of the tasks of forming the competencies of the disciplines of the health-saving unit. The purpose of the study is to study and evaluate the level of development of the social component of health among students of creative specialties and areas of training, considering professional personality deformations. Methods and organization of the study: The study was conducted with 61 students of creative specialties and areas of training based on the Department of Physical Culture and Life Safety of GSU. Methods of social survey, reflection index (RI), descriptive mathematical statistics were used. Results of the study and discussion: During the study, a sufficiently high level of the social component of health was established in terms of structured motor activity within the framework of educational and extracurricular physical culture and sports activities, as well as in independent, motivated by students' own needs. A high level of independent control of not only motor activity, but also eating habits was noted. In addition, a pronounced positive trend towards positive reflection on physical culture and sports activities in the university and a sharply negative trend of students' reflection on bad habits and addictions were revealed. Conclusions: Despite the high level of the social component of health revealed as a result of the study, some students are affected by bad habits and addictions, which indicates the urgent need for the teaching staff to strengthen educational work in the field of prevention of bad habits and addictions through physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

3. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2015), "Сошрагайуе analysis of physical fitness of rural and sity school students 7-17 years old of the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 38-43.

4. Levushkin, S.P., Zhukov, О.Е, Blinkov, S.N., Kodolova, F.M. (2006), "The use of computer technology in the professional activity of a specialist in physical culture", Human Ecology, No. 52, pp. 65-66.

5. Levushkin, S. P. and Blinkov, S.N. (2007), Standards ofphysical fitness of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.

6. Levushkin, S.P., Blinkov S.N. and Smolenskaya, I.M. (2007), Standards of morphofunctional development of school students of the Ulyanovsk region of different types of the constitution, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

7. Liakh V.I., Levushkin S.P and Sonkin V.D. (2019), "Global trends in the development of physical education system at secondary school", Science and sport: current trends, Vol. 22, No. 1, pp. 12- 19.

Контактна информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.01.2022

УДК 796.011.3

ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Галина Семеновна Афонина, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

Социальная составляющая здоровья студентов в заключительном этапе формирования будущих профессиональных специалистов перманентно находится в поле зрения физкультурно-спортивных подразделений ВУЗов, как одна из задач формирования компетенций дисциплин здоро-вьесберегающего блока. Цель исследования - изучение и оценивание уровня развития социальной составляющей здоровья у студентов творческих специальностей и направлений подготовки с учетом профессиональных деформаций личности. Методы и организация исследования: Исследование проводилось с 61 студентом творческих специальностей и направлений подготовки на базе кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности ГГУ Применялись методики социального опроса, индекс рефлексии (ИР), описательная математическая статистика. Результаты исследования и их обсуждение: В ходе исследования установлен достаточно высокий уровень социальной составляющей здоровья в части структурированной двигательной активности в рамках учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, а также в самостоятельной, мотивированной собственными потребностями студентов. Отмечен высокий уровень по самостоятельному контролю не только двигательной активности, но и пищевых привычек. Кроме этого, выявлена ярко выраженная положительная тенденция к позитивной рефлексии к физкультурно-спортивной деятельности в ВУЗе и резко отрицательная тенденция рефлексии студентов к вредным привычкам и зависимостям. Выводы: Несмотря на выявленный в результате исследования высокий уровень социальной составляющей здоровья, некоторые студенты подвержены влиянию вредных привычек и зависимостей, что говорит о насущной необходимости профессорско-преподавательскому составу усилить просветительскую работу в области профилактики вредных привычек и зависимостей средствами физической культуры и спорта.

Ключевые слова: студенты, физкультурно-спортивная деятельность, социальная составляющая здоровья, инклюзия, высшее образование, образовательная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p24-30

ASSESSMENT OF THE HEALTH' SOCIAL COMPONENT AT STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES AND EDUCATIONAL DIRECTIONS

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Alexey Vi-talievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Galina Semenovna Afonina, the senior teacher, Moscow State University

of Psychology and Education, Moscow

Abstract

The social component of students' health in the final stage of the formation of future professional specialists is permanently in the field of view of the physical culture and sports departments of universities, as one of the tasks of forming the competencies of the disciplines of the health-saving unit. The purpose of the study is to study and evaluate the level of development of the social component of health among students of creative specialties and areas of training, considering professional personality deformations. Methods and organization of the study: The study was conducted with 61 students of creative specialties and areas of training based on the Department of Physical Culture and Life Safety of GSU. Methods of social survey, reflection index (RI), descriptive mathematical statistics were used. Results of the study and discussion: During the study, a sufficiently high level of the social component of health was established in terms of structured motor activity within the framework of educational and extracurricular physical culture and sports activities, as well as in independent, motivated by students' own needs. A high level of independent control of not only motor activity, but also eating habits was noted. In addition, a pronounced positive trend towards positive reflection on physical culture and sports activities in the university and a sharply negative trend of students' reflection on bad habits and addictions were revealed. Conclusions: Despite the high level of the social component of health revealed as a result of the study, some students are affected by bad habits and addictions, which indicates the urgent need for the teaching staff to strengthen educational work in the field of prevention of bad habits and addictions through physical culture and sports.

Keywords: students, physical culture and sports activities, social component of health, inclusion, higher education, educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование здорового образа, стиля жизни у подрастающего поколения перманентно является одной из главных задач не только государственной политики всех стран мира, но и насущной необходимостью образовательной среды высшего образования [6]. Структурированная двигательная деятельность в виде физкультурно-спортивной деятельности как в рамках сферы высшего образования, так и в общественной жизни, является одной и составляющих здорового образа, стиля жизни человека. Кроме того, занятия физической культурой и спортом способствуют профилактике вредных привычек [4], асоциального поведения [3], содействуют социализации студенческой молодежи [7], воздействуя на потребностно-мотивационную сферу [9], таким образом формируя профессиональную физическую культуру личности [2].

На заключительном этапе физиологического и физического развития человека, в котором находится студенческая молодежь [6, 7] не только практически здоровая, но и с особыми образовательными потребностями (ООП), есть насущная необходимость перманентного отслеживания не только отдельных элементов здоровья, связанных с физическим развитием и подготовленностью, но и социальной составляющей здоровья - аксиологическим компонентом физкультурно-спортивной деятельности ВУЗов [2]. Когнитивно-аксиологические воззрения людей на здоровый образ жизни, относящихся к разным профессиональным группам, могут, под воздействием множества различных, в том числе и профессиональных, факторов, иметь в своей структуре определенные деформации, которые в повседневной социальной и профессиональной деятельности проявля-

ются по-разному [6]. Данное понимание и сформировало цель нашего научного исследования - изучение и оценивание уровня развития социальной составляющей здоровья у студентов творческих специальностей и направлений подготовки с учетом профессиональных деформаций личности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Гжельский государственный университет и в нем участвовали 61 студент (N„=61) различных специальностей и направлений подготовки: «Народная художественная культура», «Социально-культурная деятельность» и «Дизайн». Гендерное разделение не учитывалось в исследовании в виду незначительного факторного влияния, но имело следующее распределение - 6 студентов-юношей, 55 студентов-девушек. В период обучения студенты проходили социальный опрос «Социальная составляющая здоровья» [5], в котором анкета была построена из 3-х блоков: вопросы о двигательной активности и рефлексия процесса в учебное и внеучеб-ное время в рамках физкультурно-спортивной деятельности кафедры Физической культуры и безопасности жизнедеятельности; вопросы самостоятельного контроля здоровья (двигательная деятельность, пищевые привычки); вредные привычки и отношение к ним (рефлексия). Анкета предусматривала 3-и варианта ответов (да/положительно; нет/отрицательно; затрудняюсь с ответом/индифферентно) в зависимости от семантического наполнения [8]. Индекс рефлексии вычислялся по авторской формуле [1]

Математическая обработка результатов проводилась с помощью программного пакета IBM SPSS Statistics 28 Premium. Кодирование данных осуществлялось в следующем отношении: цифровому значению «1» соответствовала детерминанта «да/положительно»; значению «2» соответствовала детерминанта «нет/отрицательно»; значению «3» - детерминанта «затрудняюсь ответить/индифферентно».

Результаты исследования и их обсуждение

Показатели процессной деятельности студентов творческих специальностей и направлений подготовки представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели процессной деятельности студентов по освоению компетенций ФК и С (описательная статистика и индекс рефлексии)_

Показатели Статистические данные (N„=61)

% As Ex m ИР

(+) (-) (+/-)

Занятия ФК по расписанию 88,5 8,2 3,3 3,14 9,61 0,06 0,48

Рефлексия занятий по расписанию 67,2 19,7 13,1 1,25 0,12 0,09

Внеучебные секционные занятия 39,3 60,7 0 -0,45 -1,86 0,06 0,39

Рефлексия секционных занятий 45,9 6,6 47,5 -0,03 -1,99 0,13

Согласно данным таблицы 1, большинство студентов (88,5%) занимаются на учебных занятиях в рамках расписания, что подтверждается данными описательной статистики (А$=3,14 и Ех=9,61 при т=0,06). Только 8,2% студентов в таких занятиях не участвуют, а у 3,3% - учебные занятия эпизодичны. Относительно внеучебной деятельности студентов (секционной работе по видам спорта) можно отметить, что только 39,3% студентов участвуют в ней, а большинство предпочитает практические занятия по расписанию, при чем совершенно отсутствует процент неопределившихся (0%). Подтверждение данного распределения видно из описательной статистики (Аб=-0,45 и Ех=-1,86 при т=0,06), где распределение смещено вправо и сильно сглажено. Значение индекса рефлексии (ИР) на практические занятия в рамках расписания находится на достаточно высоком уровне (ИР=0,48), что подтверждается как %-ным отношением (67,2% студентов высказали положительное отношение), так и данными описательной статистики (Аб=1,25 и Ех=0,12 при т=0,09). Однако, стоит отметить достаточно большие проценты отрицательного и индифферентного отношения (19,7% и 13,1% соответственно). Значения индекса рефлексии по внеучебным секционным занятиям еще меньше (ИР=0,39), хотя и

находятся в положительной тенденции, но распределение уплощено (А$=-0,03 и Ех=-1,99 при т=0,13), так как большая доля студентов индифферентны к ним (47,5%). Тем не менее, только 6,6% относятся отрицательно и наблюдается превышение положительного отношения к секционным занятиям со стороны студентов (45,9% положительно относящихся при 39,3% занимающихся), что можно объяснить наличием положительного потенциала развития внеучебной составляющей физкультурно-спортивной деятельности в ГГУ

Данные самостоятельности в физкультурно-спортивной деятельности студентов ГГУ представлены на рисунках 1, 2 и 3.

Следите ли вы за своим питанием?

25% _

25% _

I

_ 50%

Занимаетесь ли вы физической культурой и спортом самостоятельно?

13%

, _57%

Есть ли у вас индивидуальный фитнес-трекер, который отслеживает вашу двигательную активность?

Да

■ Нет

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 1 - Самоконтроль пищевых привычек студентов ГГУ

30% _

Да

■ Нет

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 2 - Самостоятельная двигательная активность студентов ГГУ

51%_

I

■ Да ■ Нет

Рисунок 3 - Самоконтроль двигательной активности студентами ГГУ

_ 49%

Согласно рисунку 1, большинство студентов (50,82%) отслеживают свое питание, что может говорить о достаточно высоком уровне сформированности когнитивно-аксиологической сферы собственной личности в области самостоятельного понимания значимости данного компонента. К сожалению, достаточно большое количество студентов либо не имеют такого уровня развития, либо находятся в стадии его становления (по 24,59% соответственно).

В соответствии с рисунком 2, очень большой процент студентов ГГУ (57,38%) имеют необходимость в личных дополнительных занятиях по физической культуре и спорту, соответствующий их желаниям и потребностям. По всей видимости 13,11% неопределившихся имеют лишь эпизодические нагрузки в самостоятельной двигательной активности, а 29,51% не занимающихся самостоятельно либо довольствуются учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельностью в ГГУ, либо вынуждены отказываться в силу ряда причин (двигательный нигилизм, ограничения в состоянии здоровья и т.д.).

Исходя из данных рисунка 3, можно констатировать практически равное распределение студентов, у которых существует потребность отслеживать уровень своей ежедневной двигательной активности структурированного и фонового характера (49,18%) и которым такое отслеживание не доступно или не представляет для их потребностно-мотивационной сферы существенной важности (50,82%). По нашему мнению, ввиду доступности на внутреннем рынке большого выбора фитнес-трекеров, можно констатировать превалирование двигательного нигилизма, тем более, что это подтверждается достаточно большим процентом отсутствия самостоятельной двигательной активности студентов ГГУ (29,51%).

Показатели распределения наличия вредных привычек и отношения (рефлексия) к ним у студентов творческих специальностей и направлений подготовки представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели распределения наличия вредных привычек у студентов ГГУ и отношение к ним

Показатели Статистические данные (N„.=61)

% As Ex m ИР

(+) (-) (+/-)

Употребление табака 23 73,8 3,3 -0,55 0,41 0,06 -0,44

Отношение к курению 11,5 55,7 32,8 -0,21 -0,57 0,08

Употребление алкоголя 34,4 54,1 11,5 0,25 -0,62 0,08 -0,22

Отношение к алкоголю 16,4 39,3 44,3 -0,49 -0,98 0,09

Употребление наркотиков 0 95,1 4,9 -4,28 16,8 0,03 -0,91

Отношение к наркотикам 3,3 93,4 3,3 0,001 0,31 0,03

Статистические данные таблицы 2 выявили отсутствие у большинства студентов привычек табакокурения (73,8%), употребления алкоголя (54,1%) и наркомании (95,1%), что подтверждается распределением в данных описательной статистики - табакокурение (Аб=-0,55 и Ех=0,41 при т=0,06); употребление алкоголя (Аб=0,25 и Ех=-0,62 при т=0,08); употребление наркотиков (Аб=-4,28 и Ех=16,8 при т=0,03). К сожалению, существует достаточно большой процент студентов, которые еще занимаются табакокурением (23%) и употреблением алкоголя (34,4%), при чем эпизодическое табакокурение и употребление наркотиков наблюдается только у 3,3% и 4,9% соответственно, а употребление алкоголя «по праздникам» - у 11,5%. Отношение (рефлексия) студентов творческих специальностей и направлений подготовки к вредным привычкам имеет ярко выраженную негативную тенденцию, согласно соответствующим индексам рефлексии - ИРтабак=-0,44; ИРалкоголь=-0,22; ИРнаркотики=-0,91 - подтверждаемое как достаточно большими значениями данных отрицательному отношению (55,7%; 39,3% и 93,4% соответственно), так и около нулевыми данными распределения по табакокурению (Аб=-0,21 и Ех=-0,57 при т=0,08), употреблению алкоголя (Аб=-0,49 и Ех=-0,98 при т=0,09) и наркомании (Аб=0,001 и Ех=0,31 при т=0,03). Кроме того, при наличии отрицательных тенденций отношения студентов творческих специальностей направлений подготовки к вредным привычкам и зависимостям, мы вынуждены констатировать, что 32,8% не считают табакокурение чем-то плохим, а 11,5% даже положительно относятся к данной вредной привычке; 44,3% студентов не имеют отрицательного отношения к употреблению алкоголя, а 16,4% имеют положительное отношение; 3,3% - положительно относятся к употреблению наркотиков или индифферентны к употреблению их.

ВЫВОДЫ

Опираясь на данные проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

- у студентов творческих специальностей и направлений подготовки наличествует достаточно высокий уровень развития аксиологического и праксиологического компонента физической культуры личности, выражающееся не только в их непосредственном их участии в учебной, внеучебной и самостоятельной двигательной деятельности, но и в положительной ярко выраженной тенденции рефлексии на составные части этих компонентов;

- несмотря на ярко выраженную тенденцию рефлексии к вредным привычкам и зависимостям у студентов творческих специальностей и направлений подготовки, в среде студенческой молодежи остается еще некоторое количество не только индифферентных к ним, но положительно относящихся, выражающееся в использовании их в повседневной жизнедеятельности.

Данные факты позволяют нам рекомендовать профессорско-преподавательскому составу кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности ГГУ усилить просветительскую работу в области профилактики вредных привычек и зависимостей средствами физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов А.С. Методика определения уровня рефлексии на занятиях физической культурой и спортом / А. С. Болдов, В. Ю. Карпов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 9(199). - С. 23-26.

2. Болдов, А. С. Возможности применения системы key performance indicators в педагогической деятельности кафедр физической культуры и спорта вузов / А. С. Болдов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 40-47.

3. Болдов А.С. Роль физической культуры в профилактике асоциального поведения / А.С. Болдов // Материалы XI всероссийской научно-практической конференции «Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. - Нижневартовск : Изд. НВГУ, 2021. - С. 58-62.

4. Еремин М.В. Средства физической культуры и спорта в профилактике наркомании детей и подростков / М. В. Еремин, В. Ю. Карпов, А. С. Махов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 60-63.

5. Исследование уровня развития социальной составляющей здоровья студентов-психологов / А. С. Болдов, А. В. Гусев, М. Р. Шакиров, А. В. Малышев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2(180). - С. 39-45.

6. Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 2(8). - С. 161-169.

7. Карпов, В.Ю. Физическая культура и спорт как факторы социализации студенческой молодежи / В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. - 2004. - No.12. - С. 215-218.

8. Отношение студентов творческих специальностей и направлений подготовки к физической культуре и спорту / А. С. Болдов, К. Б. Илькевич, А. В. Гусев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10(200). - С. 445-449.

9. Пантюхина, Л.Е. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений / Л. Е. Пан-тюхина, А.С. Махов // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2015. - Т. 14, № 4(131). - С. 151-159.

REFERENCES

1. Boldov, A.S. and Karpov, V.Yu. (2021), "Methodology for determining the level of reflexia at physical education and sport exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 23-27.

2. Boldov, A.S. (2021) "Possibilities of the key performance indicators system in the pedagogical activity of the universities' departments of physical culture and sport", Science and sport: current trends, Vol. 9, No.2, pp.40-47.

3. Boldov, A.S. (2021) "Role of physical culture in prevention of asocial behavior", Materials of XI Russian science and practice conference "Perspective directions in area of physical culture, sport and tourism", Nizhnevartovsk, Publishing house of NVSU, pp.58-62.

4. Eremin, M.V., Karpov V.Yu. and Makhov, A.S. (2015), "Physical culture and sport in the prevention of drug addiction of children and adolescents", Physical culture: upbringing, education, training, Vol. 2, pp. 60-63.

5. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Shakirov, M.R. and Malyshev, A.V. (2020) "Research of social component of health development level among the psychology students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 39-45.

6. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, GA (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", Proceedings of The Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.

7. Karpov, V.Yu., Shchedrin, Yu.N. and Shchegolev, V.A. (2004) "Physical culture and sport as a students' youth socialization factors", Science and technical herald of Saint-Petersburg state university of information technologies, mechanics and optics, No.12, pp.215-218.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Boldov, A.S., Ilkevich, K.B., Gusev, A.V., Shakirov, M.R. and Ivanov, D.A. (2021) "Attitudes of students o creative specialties and directions of preparation to physical education and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 200, No. 10, pp. 445-449.

9. Pantyukhina, L.V. and Makhov, A.S. (2015), "Psycho-pedagogical research of the importance of motivation for physical exercise and sports activities of university students", Scientists notes Russian State Social University, No. 4, pp. 54-64.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.01.2022

УДК 796.011:378.146

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Наталья Михайловна Лапина, кандидат педагогических

наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет; Константин Константинович Скоросов, кандидат педагогических наук, профессор, Пензенский государственный университет

Аннотация

Проблематика преподавания и оценивания теоретической подготовки по дисциплинам физ-культурно-спортивной и оздоровительной направленности для формирования общекультурных и универсальных компетенций будущих специалистов различных областей профессиональной деятельности имеет огромное значение в данный момент развития высшей школы в Российской Федерации. Цель исследования - оценить возможность применения тестирования в мониторинге освоения компетенций по теоретической дисциплине «Физическая культура и спорт» и выявить её результирующую эффективность. Методика и организация исследования: В исследовании приняли участие студенты МГППУ в количестве 141 человека, которые проходили тестирование по 6-ти вариантам с 5-ю вопросами в каждом в течение второго семестра обучения дисциплине «Физическая культура и спорт». Оценивание освоения компетенций студентами проводилось по 5-ти бальной шкале. Результаты исследования и их обсуждение: Экспериментальное исследование выявило преимущественное преобладание средних значений правильных ответов в вариантах над неправильными, достаточно высокий уровень освоенности компетенций по совокупным средним значениям, однако в 1-м и 5-м у респондентов возникли затруднения в прохождении тестирования. Выводы: Применение авторской методики тестирования в качестве целевых показателей системы KPI (Key Performance Indicators) у студентов возможно в практической деятельности профессорско-преподавательского состава Вузов, однако требует перманентной корректировки педагогических воздействий.

Ключевые слова: студенты, теоретическая подготовка, тестирование, общекультурные компетенции, универсальные компетенции, дисциплина «физическая культура и спорт», ФГОС, физическая культура личности, инклюзия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p30-34

TESTING AS A MEANS OF EVALUATION STUDENTS' THEORETICAL TRAINING AT THE DISCIPLINE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical science, professor, Russian State Social University, Moscow; Natalia Mi-khailovna Lapina, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Samara State University of Social Science and Education, Samara; Konstantin Konstantinovich Skorosov, the candidate of pedagogical science, professor, Penza State University, Penza

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.