Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ МОТИВАЦИИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов А.С., Илькевич К.Б., Карпов В.Ю., Гусев А.В.

Цель исследования - выявление причин отсутствия мотивации к посещению академических занятий по физической культуре в рамках расписания у студентов, проходящих обучение по творческим специальностям и направлениям подготовки. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Гжельского государственного университета (ГГУ), в нем приняли участие студенты (N=49) специальностей «Народная художественная культура», «Декоративно-прикладное искусство и народное творчество», «Дизайн». Проводилось анкетирование по 30 утверждениям (психологические, социальные и медико-биологические группы причин), ранжирование ответов проводилось по 5-балльной шкале степеней влияния: 1 - очень низкая степень; 2 - низкая степень; 3 - средняя степень; 4 - высокая степень; 5 - очень высокая степень. Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования наибольшая степень влияния на отсутствие мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки выявлена в группе социальных причин, а именно: отсутствие приемлемых социальных условий сопровождения физкультурно-спортивной деятельности и недостаточный уровень профессионализма преподавателя по физической культуре. Меньшая степень влияния выявлена в группе психологических причин и заключается в содержательной части дидактической наполняемости занятий, не отвечающей интересам студентов, а также в их однообразности. Наименьшая степень влияния отмечена в группе медико-биологических причин, указано на отсутствие условий для гигиенических процедур после занятий. Заключение. Студенты творческих специальностей и направлений подготовки могут не посещать занятия по физической культуре из-за несоответствия социальных условий для комфортного пребывания и реализации физкультурно-спортивной деятельности в ГГУ, что заставляет организаторов и участников образовательного процесса обратить внимание на улучшение спортивной базы и условий проведения занятий, обеспечение современным инвентарем, регулярное прохождение преподавателями курсов повышения квалификации для соответствия современным требованиям ФГОС и обязательный учет личных интересов и индивидуальных особенностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов А.С., Илькевич К.Б., Карпов В.Ю., Гусев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MOTIVATION FOR PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES EXPERIENCED BY CREATIVE ARTS STUDENTS

The purpose of the study is to reveal the reasons for the lack of motivation to attend academic physical education classes as part of the schedule experienced by Creative Arts students. Methods and organization of the research. The study was carried out at Gzhel State University (GSU). The research involved students (N = 49) studying "Folk Art Culture", "Arts and Crafts", and "Design" degree programs. The questionnaire included 30 statements (psychological, social and biomedical groups of reasons), the ranking of responses was based on a 5-point scale of influence degrees: 1 - very low degree; 2 - low degree; 3 - medium degree; 4 - high degree; 5 - very high degree. Results and discussion. The research revealed that the group of social reasons had the highest degree of influence on the lack of motivation for physical and sports activities experienced by Creative Arts students. The study revealed the absence of acceptable social conditions for the maintenance of physical and sports activities, as well as the insufficient competence of PE teachers. The study revealed a lower degree of influence in the group of psychological reasons, where it focuses on the content of mentoring programs that does not meet students' interests and the monotony of classes. The group of biomedical reasons demonstrated the lowest degree of influence. The only statement was the lack of conditions for hygienic procedures after PE classes. Conclusion. Creative Arts students may not attend PE classes due to inappropriate social conditions for comfortable living and sports activities at GSU. Consequently, organizers and participants of the educational process have to draw attention to the development of sport and academic infrastructure, provision of sport equipment, regular advanced training for educators in accordance with modern requirements of the Federal Education Standard, and the obligatory consideration of students' personal interests and individual characteristics.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796.011.3:378.14 DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-86-92

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

А.С. Болдов1, К.Б. Илькевич1, В.Ю. Карпов2, А.В. Гусев1

1 Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия

2 Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

Аннотация

Цель исследования - выявление причин отсутствия мотивации к посещению академических занятий по физической культуре в рамках расписания у студентов, проходящих обучение по творческим специальностям и направлениям подготовки.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Гжельского государственного университета (ГГУ), в нем приняли участие студенты (N=49) специальностей «Народная художественная культура», «Декоративно-прикладное искусство и народное творчество», «Дизайн». Проводилось анкетирование по 30 утверждениям (психологические, социальные и медико-биологические группы причин), ранжирование ответов проводилось по 5-балльной шкале степеней влияния: 1 - очень низкая степень; 2 - низкая степень; 3 - средняя степень; 4 - высокая степень; 5 - очень высокая степень. Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования наибольшая степень влияния на отсутствие мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки выявлена в группе социальных причин, а именно: отсутствие приемлемых социальных условий сопровождения физкультурно-спортивной деятельности и недостаточный уровень профессионализма преподавателя по физической культуре. Меньшая степень влияния выявлена в группе психологических причин и заключается в содержательной части дидактической наполняемости занятий, не отвечающей интересам студентов, а также в их однообразности. Наименьшая степень влияния отмечена в группе медико-биологических причин, указано на отсутствие условий для гигиенических процедур после занятий.

Заключение. Студенты творческих специальностей и направлений подготовки могут не посещать занятия по физической культуре из-за несоответствия социальных условий для комфортного пребывания и реализации физкультурно-спортивной деятельности в ГГУ что заставляет организаторов и участников образовательного процесса обратить внимание на улучшение спортивной базы и условий проведения занятий, обеспечение современным инвентарем, регулярное прохождение преподавателями курсов повышения квалификации для соответствия современным требованиям ФГОС и обязательный учет личных интересов и индивидуальных особенностей обучающихся. Ключевые слова: студенты, физическая культура, мотивация, причины отсутствия мотивации, удовлетворенность, высшее образование.

PROBLEMS OF MOTIVATION FOR PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES EXPERIENCED BY CREATIVE ARTS STUDENTS

A.S. Boldov1, boldovas@gmail.com, ORCID 0000-0003-3370-9860 K.B. Ilkevich1, ilk_kb@mail.ru, ORCID 0000-0002-1385-5695 V.Yu. Karpov2, vu2014@mail.ru, ORCID 0000-0002-4337-4112 A.V. Gusev1, gusevav@mgppu.ru, ORCID 0000-0002-3750-8145

1 Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia

2 Russian State Social University, Moscow, Russia Abstract

The purpose of the study is to reveal the reasons for the lack of motivation to attend academic physical education classes as part of the schedule experienced by Creative Arts students.

Methods and organization of the research. The study was carried out at Gzhel State University (GSU). The research involved students (N = 49) studying "Folk Art Culture", "Arts and Crafts", and "Design" degree programs. The questionnaire included 30 statements (psychological, social and biomedical groups of reasons), the

ranking of responses was based on a 5-point scale of influence degrees: 1 - very low degree; 2 - low degree; 3 - medium degree; 4 - high degree; 5 - very high degree.

Results and discussion. The research revealed that the group of social reasons had the highest degree of influence on the lack of motivation for physical and sports activities experienced by Creative Arts students. The study revealed the absence of acceptable social conditions for the maintenance of physical and sports activities, as well as the insufficient competence of PE teachers. The study revealed a lower degree of influence in the group of psychological reasons, where it focuses on the content of mentoring programs that does not meet students' interests and the monotony of classes. The group of biomedical reasons demonstrated the lowest degree of influence. The only statement was the lack of conditions for hygienic procedures after PE classes. Conclusion. Creative Arts students may not attend PE classes due to inappropriate social conditions for comfortable living and sports activities at GSU. Consequently, organizers and participants of the educational process have to draw attention to the development of sport and academic infrastructure, provision of sport equipment, regular advanced training for educators in accordance with modern requirements of the Federal Education Standard, and the obligatory consideration of students' personal interests and individual characteristics.

Keywords: students, physical education, motivation, reasons for the lack of motivation, satisfaction, higher education.

ВВЕДЕНИЕ

Мотивационно-ценностная составляющая физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи в высших учебных заведениях имеет очень большое значение при формировании общей культуры личности будущего специалиста [2]. Изучением этой составляющей занимались ученые-психологи, социологи-педагоги как в Российской Федерации [1-3, 5-7], так и за рубежом [10-14]. Однако большинство ученых занимаются изучением проявления положительной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности и лишь немногие из них обращают внимание на отрицательные моменты в проявлении мотивации [4, 8, 9].

На современном этапе будущий специалист имеет право выбора направления личной двигательной активности [5], а формирование привычки к здоровому образу жизни (ЗОЖ) обретает все большую популярность в свете экономической целесообразности [2]. Раннее начало профессиональной трудовой деятельности будущих специалистов способствует получению практического опыта или обеспечению социальных условий существования на определенном социальном уровне [7]. В связи с этим проявляется огромный пласт проблем образовательной деятельности в области академической физической культуры и спорта, таких как отсутствие мотивации к посещению регламентированных учебных занятий в сетке академического расписания. К тому же, с точ-

ки зрения психики студента, существуют внутренние и внешние психологические [4, 11], социальные и медико-биологические причины [9], которые имеют достаточно большое влияние на посещаемость практических занятий, причем направление профессиональной подготовки и материально-техническая база вуза также оказывают непосредственное влияние на проявление тех или иных причин [4, 9, 12]. Исходя из всего вышесказанного, выявление причин непосещения практических занятий или отсутствие мотивации к физкультурно-спортивной деятельности в рамках академической нагрузки составляет актуальность темы исследования. Цель исследования — выявление причин отсутствия мотивации к посещению академических занятий по физической культуре в рамках расписания у студентов, проходящих обучение по творческим специальностям и направлениям подготовки.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности Гжельского государственного университета (ГГУ) в 2018-2019 учебном году. В исследовании принимали участие студенты 1-го курса, обучающиеся по направлениям подготовки и специальностям «Народная художественная культура», «Декоративно-прикладное искусство и народное творче-

ство», «Дизайн», в количестве 49 человек. Тендерная принадлежность в исследовании не учитывалась, хотя и имела большую женскую составляющую в силу специфики направлений подготовки.

Для проведения анкетирования была использована анкета [4, 9], где причины отрицательной мотивации были ранжированы по 3 подгруппам: психологические, социальные и медико-биологические причины. В каждой подгруппе было представлено по 10 причин соответственно. Каждая из причин могла быть оценена студентом по степени влияния по 5-балльной шкале Ликерта: 1 — очень низкая степень; 2 — низкая степень; 3 — средняя степень; 4 — высокая степень; 5 — очень высокая степень. Анкетирование проводилось во время теоретических занятий по физической культуре во втором семестре, что было обусловлено необходимостью релевантности получения статистических данных. Математическая обработка статистических данных исследования проводилась в программном пакете IBM SPSS Statistic Grad Pack 26.0 PREMIUM.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты выявления причин отсутствия мотивации к физкультурно-спортивной дея-

тельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки представлены в таблицах 1,2 и 3.

Согласно таблице 1, по медианному распределению ни одна из психологических причин не имеет очень высокой (Ме=5) или высокой (Ме=4) степени влияния на посещаемость студентами занятий по физической культуре. Большинство причин: «Скучно на занятиях, однообразная программа», «Одновременно занимается много групп», «Отсутствует индивидуальный подход к студенту», «Нет музыкального сопровождения на занятиях» и «Нет учета личных интересов студента» — характеризуется наличием средней степени влияния (Ме=3), что подтверждается значениями среднеарифметических показателей (Х±т=2,67±0,19; Х±т=2,82±0,19; Х±т=2,67±0,2; Х±т=2,86±0,21 и Х±т=2,8±0,2 соответственно). При обращении к значениям эксцесса и асимметрии распределения в причинах мы видим явное подтверждение, тенденцию к снижению степени влияния (Аэ=0,3 при Ех=-1,1; Аб=0,1 при Ех=-1,1; Аэ=0,21 при Ех=-1,2; Аэ=0,26 при Ех=-1,1 и Аз=0,06 при Ех=-1,2 соответственно). В таких причинах, как «Физическая культура и спорт — это не моё», «Не посещаю занятия, так как лень везти форму и переодеваться», «Из-за физкультуры портится макияж» и «Не

Таблица 1 - Психологические причины отрицательной мотивации студентов Table 1 - Psychological reasons for negative motivation of students

Причины (N=49) Reasons (N=49) Статистические данные (ед.) Statistics (val.)

Х±т Ме Ех As

Физическая культура и спорт - это не моё Physical education and sport is not my field of interest 1,76±0,15 1 1,75 1,47

Не посещаю занятия, так как лень везти форму и переодеваться I don't attend classes, because I'm too lazy to take sportswear and chanqe clothes 1,78±0,14 1 1,37 1,3

Скучно на занятиях, однообразная программа Bored in class, monotonous proqram 2,67±0,19 3 -1,1 0,3

Одновременно занимается много групп Many qroups are enqaqed at the same time 2,82±0,19 3 -1,1 0,1

Преподаватели слишком строги Teachers are too strict 2,14±0,18 2 -0,3 0,89

Из-за физкультуры портится макияж Physical classes spoil make-up 2,06±0,2 1 -0,4 0,97

Не занимаюсь, так как нет спортивной одежды I don't do it, because I don't have sportswear 1,43±0,15 1 5,4 2,47

Отсутствует индивидуальный подход к студенту There is no individual approach to the student 2,67±0,2 3 -1,2 0,21

Нет музыкального сопровождения на занятиях No musical accompaniment at classes 2,86±0,21 3 -1,1 0,26

Нет учета личных интересов студента There is no consideration of students' personal interests 2,8±0,2 3 -1,2 0,06

занимаюсь, так как нет спортивной одежды» большинство респондентов показали очень низкую степень влияния (Ме=1), что подтверждается среднеарифметическими значениями баллов (Х±т=1,76±0,15; Х±т=1,78±0,14; Х±т=2,06±0,2 и Х±т=1,43±0,15 соответственно). По показаниям эксцесса и асимметрии распределения в данных причинах тенденция к уменьшению баллов у респондентов еще более выражена за счет преимущественно положительных значений (Лб=1,47 при Ех=1,75; Лэ=1,3 при Ех=1,37; Л8=0,97 при Ех=-0,4 по трем причинам соответственно), особенно в причине «Не занимаюсь, так как нет спортивной одежды» (Л8=2,47 при Ех=5,4). Единственной причиной, выявившей низкую степень влияния (Ме=2), оказалась причина «Преподаватели слишком строги», что подтверждается среднеарифметическими значениями (Х±т=2,14±0,18) и такой же тенденцией к снижению баллов в показателях эксцесса и асимметрии распределения (Лз=0,89 при Ех=-0,3). Из этого можно сделать предварительный вывод об очень небольшой степени влияния всего блока психологических причин на посещаемость студентами занятий по физической культуре. В отличие от психологического блока, согласно таблице 2, социальные причины в совокупности имеют большую степень влияния на посещае-

мость студентами творческих специальностей и направлений подготовки занятий по физической культуре. В частности, такая причина, как «Нет шкафчиков для личных вещей» показала очень высокую степень влияния (Ме=5), что подтверждается среднеарифметическими значениями (Х±т=4,08±0,21) и сильной тенденцией к увеличению баллов по асимметрии и эксцессу (Лб=-1,3 при Ех=0,1). Высокую степень влияния в социальных причинах показали такие причины, как «Уровень профессионализма преподавателя» и «Необорудованные раздевалки» (Ме=4), что подтверждается среднеарифметическими значениями (Х±т=3,9±0,17 и Х±т=3,69±0,22). Здесь также прослеживается тенденция к увеличению баллов, согласно асимметрии и эксцесса распределения (Лб= -1,1 при Ех=0,44 и Л8= -0,8 при Ех= -0,9 соответственно). Среднюю степень влияния (Ме=3) на посещаемость показали такие причины, как «Неудобное расписание занятий», «Отсутствует альтернатива занятиям в виде секций» и «Занимаюсь самостоятельно в фитнес-клубе», что в достаточной мере подтверждается среднеарифметическими значениями показателей (Х±т=3,12±0,19; Х±т=2,45±0,2 и Х±т=2,88±0,26 соответственно). Причем, согласно асимметрии и эксцессам распределения по данным причинам, сильной тенденции к увеличению или уменьшению баллов не прослеживается (Лб=-0,3 при Ех=-

Таблица 2 - Социальные причины отрицательной мотивации студентов Table 2 - Social reasons of negative motivation of students

Причины (N=49) Reasons (N=49) Статистические данные (ед.) Statistics (val.)

Х±т Ме Ех As

Уровень профессионализма преподавателя Teachers' competence level 3,9±0,17 4 0,44 -1,1

Неудобное расписание занятий Inconvenient class schedule 3,12±0,19 3 -0,8 -0,3

Отсутствует альтернатива занятиям в виде секций There is no alternative to PE classes (no sports classes) 2,45±0,2 3 -1,1 0,36

Занимаюсь самостоятельно в фитнес-клубе Doinq it myself at the fitness club 2,88±0,26 3 -1,9 0,08

Нет шкафчиков для личных вещей No lockers for personal items 4,08±0,21 5 0,1 -1,3

Необорудованные раздевалки Unequipped locker rooms 3,69±0,22 4 -0,9 -0,8

Неудобное расположение спортзалов Inconvenient qym location 1,88±0,17 1 0,48 1,15

Отсутствует хороший спортивный инвентарь Lack of proper sports equipment 2,29±0,19 2 -0,9 0,49

Не посещаю занятия, так как работаю I don't attend PE classes because I have a job 2,37±0,23 1 -1,2 0,63

Физкультура в вузе - вчерашний день Physical education at the university is something old-fashioned 2,33±0,22 2 -1,1 0,64

0,8; As=0,36 при Ех=-1,1 и As=0,08 при Ех=-1,9 соответственно). Низкую степень влияния (Ме=2) блока социальных причин отрицательной мотивации показали такие причины, как «Отсутствует хороший спортивный инвентарь» и «Физкультура в вузе — вчерашний день», что подтверждается среднеарифметическими значениями (X±m=2,29±0,19 и X±m=2,33±0,22) и небольшой тенденцией к снижению баллов в асимметрии и эксцессах (As=0,49 при Ех=-0,9 и As=0,64 при Ех=-1,1 соответственно). Самую низкую степень влияния (Ме=1) обнаружили причины «Неудобное расположение спортзалов» и «Не посещаю занятия, так как работаю», относительно подтверждаемые среднеарифметическими показателями (X±m=1,88±0,17 и X±m=2,37±0,23), также с небольшой тенденцией к уменьшению баллов по асимметрии и эксцессам распределения (As=1,15 при Ех=0,48 и As=0,63 при Ех=-1,2). Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что блок социальных причин имеет наибольшую степень влияния на студентов творческих специальностей и направлений подготовки в посещении ими занятий по физической культуре в вузе. В таблице 3 представлен блок медико-биологических причин отсутствия мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у большинства респондентов. Данные таблицы показывают очень низкую степень

влияния (Ме=1) в таких причинах, как «У меня плохая физическая подготовленность», «Я стесняюсь своего лишнего веса», «У меня освобождение по уважительной причине», «Частые занятия на улице при плохой погоде», «Непосильные контрольные нормативы», «Некачественные спортплощадки» и «Нестандартные размеры спортзалов». Причем по асимметрии и эксцессам распределения наибольшая тенденция к уменьшению баллов прослеживается у причин «Я стесняюсь своего лишнего веса» (Лб = 1,92 при Ех=2,66), «У меня освобождение по уважительной причине» (Лб = 1,99 при Ех=2,63) и «Некачественные спортплощадки» (Лб = 1,57 при Ех=1,58). Меньший уровень тенденции к уменьшению баллов наблюдается в причинах «Нестандартные размеры спортзалов» (Лб=1,3 при Ех=0,53), «Непосильные контрольные нормативы» (Лб = 1,17 при Ех=0,25), «Частые занятия на улице при плохой погоде» (Лб = 1,02 при Ех=0,02) и «У меня плохая физическая подготовленность» (Аз=0,84 при Ех=-0,7). Низкая степень влияния (Ме=2) обнаружилась в двух причинах — «Отсутствует гигиена спортзала» при маловыраженной тенденциозности к увеличению или уменьшению баллов по асимметрии и эксцессу (Аз=0,46 при Ех=-1,2) и «Отсутствуют научные исследования по физкультуре в вузе» при та-

Таблица 3 - Медико-биологические причины отрицательной мотивации студентов Table 3 - Biomedical reasons of negative motivation of students

Причины (N=49) Reasons (N=49) Статистические данные (ед.) Statistics (val.)

Х±т Ме Ех As

У меня плохая физическая подготовленность I have a poor physical fitness 2,16±0,2 1 -0,7 0,84

Я стесняюсь своего лишнего веса I am overweiqht 1,59±0,17 1 2,66 1,92

У меня освобождение по уважительной причине I have a PE exemption for qood reason 1,61±0,18 1 2,63 1,99

Отсутствует гигиена спортзала Poor hyqiene of a qym 2,27±0,18 2 -1,2 0,46

Частые занятия на улице при плохой погоде Frequent outdoor activities in bad weather 1,92±0,17 1 0,02 1,02

Непосильные контрольные нормативы Excessive control standards 1,84±0,17 1 0,25 1,17

Некачественные спортплощадки Poor quality of sports qrounds 1,78±0,18 1 1,58 1,57

Нет условий для гигиенических процедур Poor conditions for hyqiene procedures 3±0,21 3 -1,2 0,01

Нестандартные размеры спортзалов Unconventional sizes of qyms 1,78±0,17 1 0,53 1,3

Отсутствуют научные исследования по физкультуре в вузе No PE scientific researches at the university 2,29±0,18 2 -0,5 0,61

кой же малой выраженности тенденциозности (Аб=0,61 при Ех=-0,5). Подтвержденная средняя степень влияния (Ме=3) присутствует в единственной причине — «Нет условий для гигиенических процедур», с явным полным отсутствием тенденций по асимметрии и эксцессу (Аб=0,01 при Ех=-1,2). Ни одна из причин не выявила степеней высокого (4 балла) или очень высокого (5 баллов) влияния. Соответственно, предварительно можно говорить о еще меньшей степени совокупного влияния медико-биологических причин на отсутствие мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по совокупности предварительных выводов в группах причин от-

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурахманова, А. А. Факторы, влияющие на качество физического воспитания студентов высших учебных заведений / А. А. Абдурахманова, В. С. Ко-симова // Проблемы науки. - 2019. - № 4(40). - С. 83-85.

2. Гусев, А. В. Повышение эффективности формирования культуры здорового образа жизни студентов / А. В. Гусев, В. И. Шарагин // Известия тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 2 - С. 140-147.

3. Илькевич, Б. В. Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования / Б. В. Илькевич, К. Б. Илькевич // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 1. - С. 8-18.

4. Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе / А. С. Болдов, А. В. Гусев, К. Б. Илькевич, В. И. Шарагин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2017. - № 4 (146). - С. 275-281.

5. Карпов, В. Ю. Физическая культура и спорт как факторы социализации студенческой молодежи / В. Ю. Карпов, Ю. Н. Щедрин, В.А. Щеголев // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий. механики и оптики. - 2004.- № 12. - С. 215-218.

6. Карпов, В. Ю. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи / В. Ю. Карпов, В. А. Голов // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2008. - № 3. - С. 9-11.

7. Мухамедьяров, Н. Н. Проблема формирования физической культуры студентов высших учебных заведений / Н. Н. Мухамедьяров // Инновации в науке. - Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга» : Новосибирск, 2017. -С. 18-22.

сутствия мотивации, непосещения занятий по физической культуре в рамках академического расписания можно констатировать, что большое значение для студентов творческих специальностей и направлений подготовки имеют социальные условия реализации двигательной активности в ГГУ. Административному и профессорско-преподавательскому составу кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности ГГУ следует обратить пристальное внимание на профессиональную подготовку преподавателей, повышение их квалификации, а также корректирование социальных условий проведения физкультурно-спортивной деятельности, методическую реорганизацию самого процесса реализации двигательной активности в рамках академического расписания.

8. Сопов, В. Ф. Детерминанты демотивации в спортивной деятельности / В. Ф. Сопов, Б. Х. Мнаца-канян // Спортивный психолог. - 2014. - № 1. - С. 14-18.

9. Характеристика отрицательной мотивации к занятиям по физической культуре у студентов вузов неспортивного профиля / А. С. Махов, А. С. Болдов, Е. Э. Ивашкова, Е. Е. Колесникова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2016. - Т. 15, № 2 (135). - С. 170178.

10. Ntoumanis, N. Motivation in physical education classes: a self-determination theory perspective / N. Ntoumanis, M. Standaqe // Theory and research in education. - 2009. - vol.7(2). - P. 194-202.

11. Sierra-Diaz MJ, Gonzalez-Villora S, Pastor-Vicedo JC and Lopez-Sanchez GF Can We Motivate Students to Practice Physical Activities and Sports Throuqh Models-Based Practice? A Systematic Review and Meta-Analysis of Psychosocial Factors Related to Physical Education. Front. Psychol. - 2019. -10:2115. doi: 10.3389/fpsyq.2019.02115

12. Harmandeep, S. Prevalence, patterns and associated factors of physical activity in Indian university students / S. Harmandeep, S. Sukhdev // European journal of physical education and sport science. -2017. - vol.3(10). - P. 76-87.

13. Abdullah, A.S. Factors related to non-participation in physical activity amonq the students in Honq Konq / A.S. Abdullah, C.M. Wonq, H.K. Yam, R. Fieldinq // International journal of sport medicine. - 2005. -no. 26(7). - P. 611-615.

14. Fontes A.C.D. Prevalence and factors related to low level physical activity amonq university students in a public university in the northeast reqion of Brazil / A.C.D. Fontes, R.P.T. Vianna // Revista Brasileira de Epidemioloqia. - 2009. - no. 12(1). - P. 20-29.

REFERENCES

1. Abdurakhmanova, A.A., Kosimova, V.S. [Factors affecting the quality of physical education of university students], Problemy nauki, [Science problems], 2019, vol.40, no.4, pp. 83-85. (in Russ.).

2. Gusev, A.V., Sharagin, V.I. [Improving the effectiveness of the development of a healthy lifestyle culture of students], Izvestiia tulskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Pedagogika., [News of Tula State University. Pedagogy.], 2017, no.2, pp. 140-147. (in Russ.).

3. Ilkevich, B.V. and Ilkevich, K.B. [Goals of professional motivating art and industrial education], Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2014, no.1, pp 8-18. (in Russ.).

4. Boldov A.S., Gusev A.V., Ilkevich K.B., Sharagin V.I. [Study of the external and internal psychological reasons for the lack of motivation of students to attend physical education classes in higher education institution], Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Academic notes of Lesgaft University], 2017, vol. 146, no. 4, pp. 275-281. (in Russ.).

5. Karpov, V.Yu., Schedrin, Yu.N., Schegolev, V.A. [Physical culture and sport as factors of students' socialization]. Nauchno-tekhnicheskii vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta informatsionnykh tekhnologii, mekhaniki i optiki, [Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics], 2004, no.12, pp. 215-218. (in Russ.).

6. Karpov, V.Yu. and Golov, V.A. [Children and youth sport in the development of physical culture of schoolchildren and students], Fizicheskaia kultura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice], 2008, No. 3, pp. 9-11. (in Russ.).

7. Mukhamedyarov, N.N. [Problem of the development of physical culture of students in higher educational institutions]. Innovatsii v nauke, - Assotsiatsiia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nauchnykh sotrudnikov «Sibirskaia akademicheskaia kniga», [Innovations in Science, - Association of Scientific Researchers "Siberian Academic Book"], 2017, pp. 18-22. (in Russ.).

8. Sopov, V.F., Mnatsakanyan, B.H. [Demotivating determinants in sports activity], Sportivnii psikholog [Sport psychologist], 2014, no. 1, pp. 14-18. (in Russ.).

9. Makhov, A.S., Boldov A.S., Ivashkova E.E., Kolesniko-va E.E. [Characteristics of a negative motivation for physical education experienced by non-sports university students], Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsialnogo universiteta [Academic notes of Russian State Social University], 2016, vol. 15, no. 2(135), pp. 170-178. (in Russ.).

10. Ntoumanis, N., Standage, M. Motivation in physical education classes: a self-determination theory perspective. Theory and research in education. 2009. vol.7(2). pp. 194-202.

11. Sierra-Diaz MJ, Gonzalez-Villora S, Pastor-Vicedo JC and Lopez-Sanchez GF Can We Motivate Students to Practice Physical Activities and Sports Through Models-Based Practice? A Systematic Review and Meta-Analysis of Psychosocial Factors Related to Physical Education. Front. Psychol. 2019. 10:2115. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02115

12. Harmandeep, S., Sukhdev, S. Prevalence, patterns and associated factors of physical activity in Indian university students. European journal of physical education and sport science, 2017. Vol.3(10), pp. 76-87.

13. Abdullah, A.S., Wong, C.M., Yam, H.K., Fielding, R. Factors related to non-participation in physical activity among the students in Hong Kong. International Journal of Sports Medicine, 2005. No.26(7), pp. 611-615.

14. Fontes, A.C.D., Vianna, R.P.T. Prevalence and factors related to low level physical activity among university students in a public university in the northeast region of Brazil. Revista Brasileira de Epidemiologia, 2009. No.12(1), pp. 20-29.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Болдов Александр Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент; Московский государственный психолого-педагогический университет; 127051, Москва, ул. Сретенка, 29; e-mail: boldovas@qmail.com; ORCID 0000-00033370-9860

Илькевич Константин Борисович - кандидат педагогических наук, доцент; Московский государственный психолого-педагогический университет; 127051, Москва, ул. Сретенка, 29; e-mail: ilk_kb@mail.ru; ORCID 00000002-1385-5695

Карпов Владимир Юрьевич - доктор педагогических наук, профессор; Российский государственный социальный университет; 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 4; e-mail: vu2014@mail.ru; ORCID 0000-0002-4337-4112 Гусев Алексей Витальевич - кандидат педагогических наук, доцент; Московский государственный психолого-педагогический университет; 127051, Москва, ул. Сретенка, 29; e-mail: qusevav@mqppu.ru; ORCID 0000-00023750-8145

Поступила в редакцию 13 марта 2020 г. Принята к публикации 26 октября 2020 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Проблемы мотивации в физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки / А.С. Болдов, К.Б. Илькевич, В.Ю. Карпов и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 4. - С. 86-92. 001: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-86-92

FOR CITATION

Boldov A.S., Ilkevich K.B., Karpov V.Yu., Gusev A.V. Problems of motivation for physical and sports activities experienced by creative arts students. Science and sport: current trends, 2020, vol. 8, no. 4, pp. 86-92 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-86-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.