Научная статья на тему 'СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / СПОРТСМЕНЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНКЛЮЗИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Аленуров Эльдар Асафович, Маринина Наталья Николаевна, Назарова Ирина Викторовна

Изучение влияния огромного потенциала физкультурно-спортивной деятельности на саморегуляцию поведения человека в различных ситуациях и профилактики различных девиаций представляет собой одну из важнейших задач научного сообщества не только в нашей стране, но и во всем мире. Цель исследования - изучение влияния различных уровней двигательной активности студентов на формирование уровней саморегуляции их поведения. Методы и организация исследования: исследование проводилось на базе кафедры ФК и ОБЖ МГППУ с 34 студентами различных направлений подготовки и специализаций. На начальном этапе, на основе данных предварительного тестирования, студенты были распределены на 3 группы уровней двигательной активности: низкий, средний и высокий. В исследовании применялась методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения». Результаты исследования и их обсуждение: в результате исследования выявилась прямая корреляция уровней саморегуляции поведения с возрастающими значениями данных фитнес-трекеров и предыдущего двигательного опыта студентов, которая подтверждалась соответствующим увеличением значимости. Студенты с низким и средним уровнем двигательной активности незначительно отличались между собой в сформированности персональной саморегуляции, а высокий уровень выявил и высокий уровень сформированности личной саморегуляции. Выводы: Исходя из данных исследования можно сделать вывод, что студенты с высоким уровнем двигательной активности достоверно более успешно регулируют свою собственную деятельность не только в области физической культуры и спорта, но и в бытовой жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Аленуров Эльдар Асафович, Маринина Наталья Николаевна, Назарова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' BEHAVIORAL SELF-REGULATION DEPENDING ON THE MOTOR ACTIVITY LEVEL

The study of the influence of the huge potential of physical culture and sports activities on the selfregulation of human behavior in various situations and the prevention of various deviations is one of the most important tasks of the scientific community not only in our country, but throughout the world. The purpose of the study is to study the influence of different levels of motor activity of students on the formation of levels of self-regulation of their behavior. Methods and organization of the study: the study was conducted on the Department of Physical and Life Safety of the Moscow State University of Psychology and Education with 34 students of various areas of training and specializations. At the initial stage, based on the preliminary testing data, students were divided into 3 groups of physical activity levels: low, medium and high. The study used the methodology of V.I. Morosanova "The style of self-regulation of behavior." The results of the study and their discussion: as a result of the study, a direct correlation of the levels of self-regulation of behavior with increasing values of fitness trackers data and previous motor experience of students was revealed, which was confirmed by a corresponding increase in significance. Students with a low and medium level of physical activity differed slightly from each other in the formation of personal self-regulation, and a high level revealed a high level of personal self-regulation formation. Conclusions: based on the research data, we can conclude that students with a high level of motor activity are significantly more successful in regulating their own activities not only in the field of physical culture and sports, but also in everyday life.

Текст научной работы на тему «СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Addiction Psychiatry, No. № 1 (90), pp. 9-14.

5. Leontev, D. A. (2015), "The challenge of uncertainty as a central problem of personality psychology", Psihologicheskie issledovaniya, V. 40, No. 8, p. 2.

6. Leontev, D. A. (2002), "Personality in personality: personal potential as the basis of self-determination", Uchenye zapiski kafedry obshchej psihologii MGU imeni M. V. Lomonosova. Issue. 1, Smysl, Moscow, pp. 56-65.

7. Leontev, D. A., Ovchinnikova, E. Yu, Rasskazova, E. I. and Fam A. H. (2015), Psychology of choice, Smysl, Moscow.

8. Lupulyak, P. V. and Grishina, N. V. (2020), "Factors of negative self-perception of migrants in a new country", Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, V. 10, No. 2, pp. 128-141.

9. Ovchinnikov, A. A., Sultanova, A. N., Lazurina, A. S. and Sycheva, T. Yu. (2018), "Features of socio-psychological adaptation of migrants (literature review)", Siberian Herald of Psychiatry and Addiction Psychiatry, No. 2 (98), pp. 89-96.

10. "Population migration in Russia: trends, problems, solutions" (2018), Social'nyj byulleten', No. 11 (may), available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a/16766.pdf (date of treatment 25/01/2022)

11. Tatarko, A. N. (2012), "Individual values and socio-psychological capital: cross-cultural analysis", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, V. 9, No. 2, pp. 71-88.

12. Tereshchenko, Zh. A. (2011), "Factors of migration processes in modern Russia", Scientific Journal "Society: Sociology, Psychology, Pedagogics", No. 1-2, pp. 28-30.

13. Shamionov, R. M. (2014), "Characteristics of the subjective well-being of the individual in terms of migration", Socio-psychological adaptation of migrants in the modern world: materials of the 2nd international scientific and practical conference, Pero, Moscow, pp. 193-199.

14. Maddi, S. R. (1971), "The Search For Meaning", Nebraska Symposium on Motivation, University of Nebraska Press, Lincoln, NE, pp. 137-186.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.01.2022

УДК 796.011.3:159.9

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Эльдар Асафович Алену-ров, кандидат социологических наук, доцент, Наталья Николаевна Маринина, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Ирина Викторовна Назарова, доцент, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация

Изучение влияния огромного потенциала физкультурно-спортивной деятельности на саморегуляцию поведения человека в различных ситуациях и профилактики различных девиаций представляет собой одну из важнейших задач научного сообщества не только в нашей стране, но и во всем мире. Цель исследования - изучение влияния различных уровней двигательной активности студентов на формирование уровней саморегуляции их поведения. Методы и организация исследования: исследование проводилось на базе кафедры ФК и ОБЖ МГППУ с 34 студентами различных направлений подготовки и специализаций. На начальном этапе, на основе данных предварительного тестирования, студенты были распределены на 3 группы уровней двигательной активности: низкий, средний и высокий. В исследовании применялась методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения». Результаты исследования и их обсуждение: в результате исследования выявилась прямая корреляция уровней саморегуляции поведения с возрастающими значениями данных фитнес-трекеров и предыдущего двигательного опыта студентов, которая подтверждалась соответствующим увеличением значимости. Студенты с низким и средним уровнем двигательной активности незначительно отличались между собой в сформированности персональной саморегуляции, а высокий уровень выявил и высокий уровень сформированности личной саморегуляции.

Выводы: Исходя из данных исследования можно сделать вывод, что студенты с высоким уровнем двигательной активности достоверно более успешно регулируют свою собственную деятельность не только в области физической культуры и спорта, но и в бытовой жизнедеятельности.

Ключевые слова: студенты, саморегуляция поведения, спортсмены, физкультурно-спортивная деятельность, инклюзия, адаптивная физическая культура, высшее образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p484-488

FORMATION OF STUDENTS' BEHAVIORAL SELF-REGULATION DEPENDING ON THE MOTOR ACTIVITY LEVEL

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Natalia Nikolaevna Marinina, the senior teacher, Russian State Social University, Moscow; Irina Viktorovna Nazarova, the senior lecturer, Russian State University of Justice, Moscow

Abstract

The study of the influence of the huge potential of physical culture and sports activities on the self-regulation of human behavior in various situations and the prevention of various deviations is one of the most important tasks of the scientific community not only in our country, but throughout the world. The purpose of the study is to study the influence of different levels of motor activity of students on the formation of levels of self-regulation of their behavior. Methods and organization of the study: the study was conducted on the Department of Physical and Life Safety of the Moscow State University of Psychology and Education with 34 students of various areas of training and specializations. At the initial stage, based on the preliminary testing data, students were divided into 3 groups of physical activity levels: low, medium and high. The study used the methodology of V.I. Morosanova "The style of self-regulation of behavior." The results of the study and their discussion: as a result of the study, a direct correlation of the levels of self-regulation of behavior with increasing values of fitness trackers data and previous motor experience of students was revealed, which was confirmed by a corresponding increase in significance. Students with a low and medium level of physical activity differed slightly from each other in the formation of personal self-regulation, and a high level revealed a high level of personal self-regulation formation. Conclusions: based on the research data, we can conclude that students with a high level of motor activity are significantly more successful in regulating their own activities not only in the field of physical culture and sports, but also in everyday life.

Keywords: students, self-regulation of behavior, athletes, physical culture and sports activities, inclusion, adaptive physical culture, higher education.

ВВЕДЕНИЕ

Саморегуляция поведения человека в различных ситуациях, уровни сформированное™ индивидуальной системы саморегуляции его произвольной активности [4, 8] в той или иной деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, физкультурно-оздоровительной и двигательно-бытовой, имеет большое значение для самого человека [3, 7], его реализации в окружающем жизненном пространстве и профессиональной деятельности.

В образовательной социальной среде высших учебных заведений студенты, как непосредственные участники образовательного процесса, в постоянном режиме контактируют не только с профессорско-преподавательским и административным составом ВУЗа, но и между собой. Особенно ярко такое взаимодействие проявляется на практических занятиях по физической культуре и спорту в рамках учебной и внеучебной деятельности [7]. В таком взаимодействии происходит становление студентов, как будущих профессионалов [3], развивается их личностный потенциал [1] и возможности по самостоятельному регулированию своего психофизиологического статуса через корректировку своих функциональных состояний [5]. К сожалению, в таком взаимодействии могут происходить различного рода отклонения в поведении (девиации) [2], приводящие к тем или иным по-

веденческим стратегиям избегания стрессовых ситуаций [6]. Исходя из этого, существует насущная необходимость использовать огромный потенциал физической культуры и спорта в профилактике девиаций имея научно-обоснованное подтверждение влияния уровня двигательной активности на сформированность личной индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности. Данный постулат актуализирует тему нашего исследования - изучение влияния различных уровней двигательной активности студентов на формирование уровней саморегуляции их поведения.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет со студентами различных направлений подготовки и специальностей («Психология», «Режиссура кино и телевидения», «Социальные коммуникации», «Экстремальная психология», «Психолого-педагогическое образование»). На начальном этапе проводилось предварительное анкетирование и опрос студентов с целью выяснения их уровня двигательной активности на текущий момент (усредненные данные фитнес-трекеров), предыдущего двигательного опыта (спортивные звания, достижения), наличие медицинских ограничений в состоянии здоровья перманентного характера (специальная медицинская группа). На основе данных предварительного анкетирования были сформированы три группы студентов с различным уровнем двигательной активности: низкий, средний и высокий. В группе с низким уровнем двигательной активности присутствовали ограничения двигательной активности (специальная медицинская группа по различным нозологиям, студенты с особыми образовательными потребностями); в группе со средним уровнем студенты были отнесены к основной или подготовительной группе и не имели спортивных достижений; в группе с высоким уровнем двигательной активности студенты относились к основной или подготовительной группе, но имели достижения в различных видах спорта или значки ГТО различных достоинств. Студенты всех групп прошли психологическое тестирование по методике опросника «Стиль саморегуляции поведения» (В .И. Моросанова) [4]. Математическая обработка результатов осуществлялась в программном комплексе Excel от компании Microsoft.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования стилей саморегуляции поведения у студентов с различным уровнем двигательной активности представлены в таблице.

Таблица - Статистические данные опросника «Стиль саморегуляции поведения» (В .И. Моросанова)__

Показатели шкал (Х+т) Уровень двигательной активности студентов

Низкий (N„.=11) R Средний (N„.=14) R Высокий (N„.=9) R

шкала (Пл) 5,2±0,4 0,2 3,2±0,3 0,4 5,6±0,4 0,9

шкала (М) 2,5±0,2 0,7 5,1±0,4 0,5 7,7±0,5 0,7

шкала (Пр) 4,5±0,4 0,4 4,1±0,4 -0,2 7,4±0,4 0,8

шкала (Ор) 4,1±0,3 0,1 5,1±0,3 0,1 8,2±0,5 0,7

шкала (Г) 2,4±0,2 0,6 3,9±0,4 -0,2 6,7±0,2 0,7

шкала (С) 5,3±0,3 -0,1 4,4±0,3 0,2 6,0±0,4 0,9

шкала (ОУ) 21,9±0,5 0,3 26,2±0,5 0,5 35,9±0,4 0,7

Фитнес-трекер (Ыср.шагов) 5018±272,6 8571,4±611,2 11666,7±968,2

Согласно таблице, по средним значениям общего уровня саморегуляции поведения студентов выяснилось, что студенты низкого уровня двигательной активности (^р.шагов=5018+272,6) отличаются неадекватной оценкой внутренних и внешних условий своей жизнедеятельности (шкала (М)=2,5+0,2 при Я=0,7) и не способны быстро адаптироваться к изменениям (шкала (Г)=2,4+0,2 при Я=0,6). Самостоятельное планирование деятельности (шкала (Пл)=5,2+0,4 при Я=0,2), обдумывание её последствий (шкала

(Пр)=4,5+0,4 при Я=0,4) и результатов (шкала (Ор)=4,1+0,3 при Я=0,1) находятся на среднем уровне развития, ситуативны, что подтверждается и средним уровнем самостоятельности в принятии решений (шкала (С)=5,3±0,3 при Я=-0,1). При этом корреляция уровня двигательной активности к общему уровню саморегуляции (шкала (ОУ)=21,9+0,5) достаточно слабая (Я=0,3), что свидетельствует о практически полном отсутствии потребностей таких студентов в двигательной активности как таковой - она воспринимается ими индифферентно.

Студенты со средним уровнем двигательной активности (Кср.шагов=8571,4±б11,2) отличаются более высокими баллами в оценке внешних и внутренних условий жизнедеятельности (шкала (М)=5,1+0,4 при Я=0,5) и результативности своих действий (шкала (Ор)=5,1+0,3 при Я=0,3), однако планирование её (шкала (Пл)=3,2+0,3 при Я=0,4) и адаптация к происходящим изменениям в процессе самой деятельности (шкала (Г)=3,9+0,4 при Я=-0,2) у них более низкие - студенты достаточно спонтанны и инвариативны. Тем не менее, такие студенты достаточно активно обдумывают последствия своих действий (шкала (Пр)=4,1+0,4 при Я=-0,2) и достаточно самостоятельны в принятии решений (шкала (С)=4,4±0,3 при Я=0,2). По значениям полученных баллов общего уровня саморегуляции поведения студентов (шкала (ОУ)=26,2±0,5) видна более значимая его корреляция (Я=0,5) с уровнем их двигательной активности, и в совокупности все шкалы имеют средние значения.

Студенты с высоким уровнем двигательной активности (Мср.шагов=11ббб,7+9б8,2) показали высокие уровни саморегуляции поведения в моделировании (шкала (М)=7,7+0,5 при Я=0,7), программировании (шкала (Пр)=7,4+0,8 при Я=0,8) и оценивании результатов своей деятельности (шкала (Ор)=8,2+0,7 при Я=0,7). При этом, данный контингент студентов не всегда умеет планировать свои действия (шкала (Пл)=5,б+0,4 при Я=0,9) и подвержен внешнему влиянию в достаточной степени при принятии решений (шкала (С)=б,0+0,4 при Я=0,9), к тому же конфликтен (шкала (Г)=б,7+0,2 при Я=0,7). Корреляция уровня двигательной активности к общему уровню саморегуляции поведения (шкала (ОУ)=35,9+0,4) у них еще более значимая (Я=0,7).

ВЫВОДЫ

Студенты с низким и средним уровнем двигательной активности незначительно отличаются друг от друга по показателям шкал уровня саморегуляции поведения. Студенты с высоким уровнем двигательной активности достоверно более успешно регулируют свою собственную деятельность не только в области физической культуры и спорта, но и в бытовой жизнедеятельности.

Прослеживается тенденция положительной корреляции уровней саморегуляции поведения студентов с увеличением значений уровня двигательной активности и предыдущего двигательного опыта (спортивные звания и достижения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов А.С. Развитие личностного потенциала студента в образовательном процессе физической культуры / А.С. Болдов, А. Л. Волобуев, Е. Э. Ивашкова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2016. - № 1. - С. 100-105.

2. Гендерные особенности агрессивных и враждебных реакций студентов с различным уровнем физической подготовленности / В.Н. Феофанов, М.В. Некрасова, А.С. Болдов, А.В. Гусев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 20-21.

3. Карпов В.Ю. Воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов средствами физической культуры и спорта / В.Ю. Карпов, Е.А. Белоцерковец // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 1. - С. 46-50.

4. Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) : Руководство / В.И. Моросанова. - Москва : Издательство Когито-Центр, 2004. - 41 с.

5. Основы психофизиологии функциональных состояний: прикладной аспект / Д.Н. Дави-денко, В.Ю. Карпов, Е.А. Митин, М.М. Филиппов. - Самара : Самарский государственный педагогический университет, 2006. - 328 с.

6. Особенности проявления копинг-стратегий у спортсменов, занимающихся поингом (предметным манипулированием) / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.И. Шарагин [и др.] // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 91-95.

7. Пантюхина Л.Е. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений / Л.Е. Пантюхина, А.С. Махов // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2015. - Т. 14, № 4 (131). - С. 151-159.

8. Черкашина О.А. Формирование механизмов саморегуляции студентов в процессе учебной деятельности / О.А. Черкашина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - № 3(79). - С. 181-185.

REFERENCES

1. Boldov, A.S., Volobuyev, A.L. and Ivashkova, E.E. (2016),, "The development of personal potential of students in the educational process of physical culture", Physical education and youth sport, No.1, pp. 100-105.

2. Feofanov, V.N., Nekrasova, M.V., Boldov, A.S. and Gusev, A.V. (2019), "Gender features of aggressive and hostile reactions of students with different physical fitness levels", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 20-21.

3. Karpov, V.Yu. and Belotserkovets, E.A. (2009), "Education of interpersonal communication and professional interaction of students means of physical culture and sport", Physical culture, sport - science and practice, No. 1, pp 46-50.

4. Davydenko, D.N., Karpov, V.Yu., Mitin, E.A. and Filipov, M.M. (2006), Fundamentals of psychophysiology of functional states: applied aspect, Publishing house of SSPU, Samara.

5. Morosanova, V.I. (2004), Questionnaire "Style of self-regulation of behavior" (SMSS) : Manual, Psychological toolkit, Publishing house "Kogito-Centre", Moscow.

6. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, V.I., Ilkevich, K.B. and Afonina, G.S. (2019), "Features of coping-strategies manifestation among athletes involved in poi ball sport (the subject manipulation)", Physical culture, sport - science and practice, No. 2, pp. 91-95.

7. Pantyukhina, L.V. and Makhov, A.S. (2015), "Psycho-pedagogical research of the importance of motivation for physical exercise and sports activities of university students", Scientists notes of the Russian State Social University, No. 4, pp. 54-64.

8. Cherkashina, O.A. (2010), "Formation of students' self-regulation mechanisms at the studying process", Scientific Notes of the Russian State Social University, No. 3 (79), pp. 181-185.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.02.2022

УДК 159.923

САМООТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С РАЗНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

Анна Васильевна Катасонова, кандидат психологических наук, доцент, Анастасия Владимировна Шматова, студент, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

Аннотация

Статья посвящена проблеме самоотношения людей с нарушением зрения с разным эмоциональным интеллектом, так как люди с сенсорными нарушениями оказываются в группе риска формирования неадекватного отношения к своей личности, а эмоциональная сфера характеризуется дефицитарностью и своеобразием эмоциональных реакций, что осложняет процесс социализации и межличностного взаимодействия. В работе представлены результаты эмпирического исследования посвященного самоотношению людей с нарушением зрения с разным эмоциональным интеллек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.