Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ / ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Илькевич Константин Борисович, Климова Людмила Юрьевна, Афонина Галина Семеновна

Пандемия Covid-19 внесла значительные коррективы в педагогическую деятельность вузов по всему миру и в Российской Федерации, что вынудило кафедры физической культуры и спорта, как практико-ориентированные подразделения, изыскивать варианты продолжения физкультурноспортивной деятельности в новых условиях полных или частичных запретов на очные посещения спортивных и тренировочных баз. Целью исследования было изучение возможностей реализации практических занятий по физической культуре в период пандемической опасности и полных или частичных запретов на очную педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий и принципов психолого-педагогического подхода. Методика и организация исследования: Исследование проходило на базе кафедры ФК и ОБЖ МГППУ в течение 3 пандемических семестров, в котором приняли участие студенты всех специальностей и направлений подготовки. В исследовании использовались дистанционные технологии, методики организации самостоятельной подготовки студентов, методики мониторинга процессных и целевых показателей системы KPI (Key Performance Indicators), методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение: В ходе исследования выяснилось, что ситуационная пандемическая обстановка имеет большое влияние на физическую подготовленность студентов и их физиологические показатели только в начальной стадии своего развития, которое отражается на значениях контрольных нормативов позже из-за эффекта отставленной инерционности, а в процессе применения предложенного варианта педагогических воздействий происходит их надлежащая положительная корректировка. Выводы: В терминальной фазе исследования было выявлено, что применение дистанционных технологий, методик организации самоподготовки студентов с учетом принципов психологопедагогического подхода в совокупности может быть использовано в период пандемических вызовов. Предложенный вариант реализации практических занятий по физической культуре может быть использован в педагогической практике кафедр физической культуры и спорта в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Илькевич Константин Борисович, Климова Людмила Юрьевна, Афонина Галина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATIONS’ POSSIBILITIES OF PRACTICAL PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS DURING THE PANDEMIC PERIOD

The Covid-19 pandemic has made significant adjustments to the pedagogical activities of universities around the world and in the Russian Federation, which forced the departments of physical culture and sports, as practice-oriented units, to seek options for continuing physical culture and sports activities in the new conditions of complete or partial bans on face-to-face visits sports and training bases. The aim of the study was to study the possibilities of implementing practical physical culture lessons during a period of pandemic danger and full or partial prohibitions on full-time pedagogical activity using distance technologies and the principles of a psychological and pedagogical approach. Research methodology and organization: the research was carried out on the basis of the Department of Physical Culture and Life Safety of the Moscow State University of Psychology and Education for 3 pandemic semesters, which was attended by students of all specialties and areas of training. The study used distance technologies, methods of organizing independent students’ training, methods of monitoring process and target indicators of the KPI system (Key Performance Indicators), methods of mathematical statistics. Research results and discussion: during the study, it was found that the situational pandemic situation has a great influence on the physical fitness of students and their physiological indicators only at the initial stage of their development, which is reflected in the values of control standards later due to the effect of delayed inertia, and in the process application of the proposed version of pedagogical influences, their proper positive adjustment takes place. Conclusions: in the terminal phase of the study, it was revealed that the use of distance technologies, methods of organizing self-training of students, taking into account the principles of the psychological and pedagogical approach, in aggregate, can be used during the period of pandemic challenges. The proposed version of the implementation of practical exercises in physical culture can be used in the pedagogical practice of the departments of physical culture and sports at universities.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

10. Устинова К.А. Человеческий капитал как фактор развития региона / К.А. Устинова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3 (43). - С. 252-257.

REFERENCES

1. Blinkov S.N. (2014), "The relationship of the system of physical culture and health work with the development of human capital of rural schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (114), pp. 34-39.

2. Galeeva, E.I. and Gafiyatov, I.Z. (2013), "On the issue of assessing the value of human capital", Problems of the modern economy, No. 2 (46), pp. 48-51.

3. Bobylev, S.N. (2010), Russian Federation Human Development Report 2010 "Millennium Development Goals in Russia: A Look into the Future ", Moscow.

4. Leontyeva A.N. (2012), "Human Capital in the Sustainable Development of the Region's Economy", Problems of the Modern Economy, No. 3 (43), pp. 247-252.

5. National educational initiative "Our New School", available at: https://www.sinncom.ru/content/reforma/index6.htm (date of access 23.08.2021).

6. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2012), "On the approval of the federal state educational standard of secondary (complete) general education", Order of the dated May 17, 2012 N 413, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088902/ (date of access August 17, 2021).

7. Government of the Russian Federation (2011), "On the approval of the Strategy for innovative development of the Russian Federation for the period until 2020", Order of the dated December 8, 2011 No. 2227-r, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (date of access 08.21.2021).

8. Soboleva, I.V. (2009), Paradoxes of measuring human capital. Scientific report, Institute of Economics RAS, Moscow.

9. President of the Russian Federation (2018), "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024", Decree of the dated May 7, 2018 No. 204, available at: https://base.garant.ru/71937200/ (date of access 08.21.

10. Ustinova K.A. (2012), "Human capital as a factor in the development of the region", Problems of the modern economy, No. 3 (43), pp. 252-257.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.09.2021

УДК 796.011.3

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Галина Семеновна Афонина, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

Пандемия Covid-19 внесла значительные коррективы в педагогическую деятельность вузов по всему миру и в Российской Федерации, что вынудило кафедры физической культуры и спорта, как практико-ориентированные подразделения, изыскивать варианты продолжения физкультурно-спортивной деятельности в новых условиях полных или частичных запретов на очные посещения спортивных и тренировочных баз. Целью исследования было изучение возможностей реализации практических занятий по физической культуре в период пандемической опасности и полных или частичных запретов на очную педагогическую деятельность с использованием дистанционных технологий и принципов психолого-педагогического подхода. Методика и организация исследования: Исследование проходило на базе кафедры ФК и ОБЖ МГППУ в течение 3 пандемических семестров, в котором приняли участие студенты всех специальностей и направлений подготовки. В исследовании использовались дистанционные технологии, методики организации самостоятельной под-

готовки студентов, методики мониторинга процессных и целевых показателей системы KPI (Key Performance Indicators), методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение: В ходе исследования выяснилось, что ситуационная пандемическая обстановка имеет большое влияние на физическую подготовленность студентов и их физиологические показатели только в начальной стадии своего развития, которое отражается на значениях контрольных нормативов позже из-за эффекта отставленной инерционности, а в процессе применения предложенного варианта педагогических воздействий происходит их надлежащая положительная корректировка. Выводы: В терминальной фазе исследования было выявлено, что применение дистанционных технологий, методик организации самоподготовки студентов с учетом принципов психолого-педагогического подхода в совокупности может быть использовано в период пандемических вызовов. Предложенный вариант реализации практических занятий по физической культуре может быть использован в педагогической практике кафедр физической культуры и спорта в вузах.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, пандемия, Covid-19, организация занятий, дневник самоконтроля, эффективность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p15-23

IMPLEMENTATIONS' POSSIBILITIES FOR PRACTICAL PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS DURING THE PANDEMIC

PERIOD

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chair,

Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Lyudmila Yurievna Klimova, the senior teacher, Galina Semenovna Afonina, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Abstract

The Covid-19 pandemic has made significant adjustments to the pedagogical activities of universities around the world and in the Russian Federation, which forced the departments of physical culture and sports, as practice-oriented units, to seek options for continuing physical culture and sports activities in the new conditions of complete or partial bans on face-to-face visits sports and training bases. The aim of the study was to study the possibilities of implementing practical physical culture lessons during a period of pandemic danger and full or partial prohibitions on full-time pedagogical activity using distance technologies and the principles of a psychological and pedagogical approach. Research methodology and organization: the research was carried out on the basis of the Department of Physical Culture and Life Safety of the Moscow State University of Psychology and Education for 3 pandemic semesters, which was attended by students of all specialties and areas of training. The study used distance technologies, methods of organizing independent students' training, methods of monitoring process and target indicators of the KPI system (Key Performance Indicators), methods of mathematical statistics. Research results and discussion: during the study, it was found that the situational pandemic situation has a great influence on the physical fitness of students and their physiological indicators only at the initial stage of their development, which is reflected in the values of control standards later due to the effect of delayed inertia, and in the process application of the proposed version of pedagogical influences, their proper positive adjustment takes place. Conclusions: in the terminal phase of the study, it was revealed that the use of distance technologies, methods of organizing self-training of students, taking into account the principles of the psychological and pedagogical approach, in aggregate, can be used during the period of pandemic challenges. The proposed version of the implementation of practical exercises in physical culture can be used in the pedagogical practice of the departments of physical culture and sports at universities.

Keywords: students, physical education, pandemic, Covid-19, organization of classes, self-control diary, efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Общемировая ситуация пандемии, возникшая из-за быстрого распространения нового смертельного вируса Covid-19, повлияла на все сферы жизни нашего общества, как в мировом пространстве, так и отдельно взятой стране - Российской Федерации. В образо-

вательной сфере это влияние стало ощутимо в результате повсеместного полного запрета на осуществление очной педагогической деятельности, в особенности физкультурно-спортивной деятельности, как наиболее практико-ориентированной. Возникло состояние вакуума образовательного пространства из-за невозможности осуществления практических, очных занятий по физической культуре и спорту в вузах, и большинство профессорско-преподавательского состава кафедр физической культуры и спорта начали изыскивать альтернативные способы реализации такой высоко энергоёмкой дисциплины, как «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в единственно доступном формате - формате дистанционных технологий [1, 2, 5]. Кафедра физической культуры и ОБЖ МГППУ естественным образом, чтобы не отставать от общероссийского процесса перестройки организации образования в дистанционный режим, также предприняла попытку реорганизации деятельности в данном направлении, естественно, с учетом не только материально-технических возможностей самой кафедры и обучающихся студентов, но и современных, научно-обоснованных методических подходов [3, 4, 6]. Целью данного исследования было изучение возможностей практического применения в дистанционной реализации практических занятий по физической культуре с учетом принципов психолого-педагогического подхода в период полного или частичного запретов на очную педагогическую, физкультурно-спортивную деятельность в период пандемической опасности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе кафедры физической культуры и ОБЖ Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) с марта 2020 по июль 2021 года. В исследовании приняли участие студенты всех специальностей и направлений подготовки, проходящие обучение в ВУЗе, в количестве 2367 человек (1946 девушек, 421 юноша) во 11-м семестре 2019/2020 уч. года; 2432 человек (1968 девушек и 464 юноши) в 1-м семестре 2020-2021 уч. года; 2423 человек (1962 девушек и 461 юноша) во 11-м семестре 2020/2021 уч. года. Практические занятия, в зависимости от наличия полного или частичного запрета на посещаемость спортивных залов МГППУ, проводились в дистанционном (самостоятельном) или смешанных режимах. В периоде полного запрета на посещаемость учебных зданий вуза применялась методика самостоятельной подготовки в соответствии с модифицированной программой обучения (дидактической наполненностью занятий). В период частичного запрета занятия проводились в соотношении 50/50 с обязательным еженедельным чередованием очных и дистанционных занятий, причем на неделе самостоятельных занятий студенты получали задания в соответствии с программой обучения, модифицированные в соответствии с их материально-техническими и когнитивными возможностями. Эффективность достижений студентов в дистанционных занятиях оценивалась по результатам еженедельных «Дневников самоконтроля» и фото-видео-презентационных материалов, как процессных показателях эффективности, а видеоматериалы сдачи модифицированных контрольных нормативов или очное их выполнение - как целевые показатели эффективности [3]. «Дневник самоконтроля», как батарея процессных показателей, был структурирован из двух блоков -блок субъективных показателей эффективности по 5-ти бальной шкале (самочувствие, сон, аппетит) и блок объективных показателей (описание тренировочных нагрузок, длительность тренировочных нагрузок, ЧСС до занятия, ЧСС в середине занятия, ЧСС после занятия, масса тела утром, масса тела вечером). Целевые показатели эффективности в период полного запрета посещений модифицировались для максимальной унификации, что привело к уменьшению их количества и трансформации (с 14 до 6), а в итоговом оценивании учитывались принципы психолого-педагогического подхода в нормативной диагностике физической подготовленности [4]. В соответствии с данными принципами студентам была дана возможность выбирать не только итоговые контрольные нормативы целевых показателей, но и варьировать длительность тренировочных нагрузок в зависи-

мости от своих возможностей и когнитивных предпочтений (без жесткой привязки к академическому расписанию, но с учетом времени недельных тренировочных нагрузок - 180 минут). Математическая обработка статистических данных (Х, Д, процентное отношение) проводилось при помощи пакета программных продуктов компании Microsoft Office.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты статистических данных по процессным показателям эффективности двигательной активности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Процессные показатели эффективности двигательной активности студентов в пандемию соу1^19_

Показатели 2 семестр 2019-2020 1 семестр 2020-2021 2 семестр 2020-2021

Хд±А (N=1946) Хю±А (N=421) Хд±А (N=1968) Хю±А (N=464) Хд±А (N=1962) Хю±А (N=461)

Субъективные Самочувствие (баллы) 4,3±0,2 4,4±0,5 4,1±0,1 4,3±0,6 4,6±0,2 4,4±0,2

Сон (баллы) 4,2±0,7 3,9±0,9 3,9±0,7 4,3±0,2 4,4±0,3 4,1±0,3

Аппетит (баллы) 4,5±0,3 4,2±0,3 4,2±0,4 3,9±0,8 4,2±0,2 4±0,4

Объективные Длительность тренировочных нагрузок (мин.) 47,3±5,7 52,4±8,2 37,5±7,3 32,8±9,2 53,8±9,1 58,9±5,6

Количество дней в неделе с тренировочными нагрузками (ед.) 3,2±0,7 3,1±0,9 3,9±0,3 4,1±0,6 2,3±0,5 2,1±0,6

ЧСС До занятий 79,3±2,8 69,3±1,7 80,2±6,3 76,2±5,9 79,2±7,3 77,1±2,9

В середине занятий 115,3±4,3 108,7±5,9 124,2±9,8 132,2±10,4 119,1±8,3 124,1±8,9

После занятий 97,3±4,8 96,6±9,8 100,2±10,3 99,3±12,3 100,1±9,7 100,2±7,8

Масса тела Утро 49,4±5,4 78,2±9,7 50,3±10,2 81,2±8,1 51,1±7,2 80,3±9,3

Вечер 48,9±5,3 78,1±9,4 50,1±9,8 79,8±12,3 51,4±6,6 79,9±8,2

Согласно таблице 1, батарея субъективных процессных показателей эффективности была представлена тремя шкалированными показателями: самочувствие, сон, аппетит. По всем трем показателям в женском контингенте респондентов выявлена следующая динамика - в 1-м пандемийном семестре (2-й семестр 2019/2020 уч. год), при полном запрете на посещение, показатели «самочувствие», «сон», «аппетит» находились на достаточно высоком уровне (4,3±0,2; 4,2±0,7; 4,5±0,3 соответственно); далее, во 2-м пандемийном семестре (1-й семестр 2020/2021 уч. год), при частичном запрете посещений, наблюдалось уменьшение значений показателей (4,1±0,1; 3,9±0,7; 4,2±0,4 соответственно); в 3-м пандемийном семестре (2-й семестр 2020/2021 уч. год) с частичным запретом посещений, показатели превысили значения первого семестра (4,6±0,2; 4,4±0,3 соответственно), кроме показателя «аппетит», который остался в значениях 2-го семестра (4,2±0,2). У мужского контингента респондентов такая тенденция не прослеживается -изменения значений показателей более сглажены. Так, по показателям «самочувствие» и «аппетит» наблюдается лишь небольшое снижение во 2-м пандемийном семестре (4,3±0,6 и 3,9±0,8 соответственно) по сравнению с 1-м (4,4±0,5 и 4,2±0,3 соответственно), и неполное восстановление значений показателей в 3-м пандемийном семестре (4,4±0,2 и 4±0,4 соответственно). По показателю «сон» в мужском контингенте выявилось, что наименьшие значения были в 1-м семестре (3,9±0,9), во 2-м они достаточно значимо выросли (4,3±0,2), а в 3-м семестре незначительно снизились (4,1±0,3), но не достигли значений 1-го семестра. Данный эффект, по нашему мнению, связан с перераспределением во 2-м семестре таких объективных процессных показателей, как «длительность тренировочных нагрузок (мин)» и «количества дней в неделе с тренировочными нагрузками» (32,8±9,2 и 4,1±0,6 соответственно) в сравнении с 1-м семестром (52,4±8,2 и 3,1±0,9 соответственно) и 3-м семестром (58,9±5,6 и 2,1±0,6 соответственно). В женском контингенте

тенденция к перераспределению на неделе двигательных нагрузок в сторону уменьшения их длительности и увеличения количества дней так же прослеживается - во 2-м семестре длительность составила меньшие значения от 1-го семестра (37,5±7,3 и 47,3±5,7 соответственно) и увеличилась в 3-м семестре (53,8±9,1), тогда как количество дней в неделе с наличием двигательной активности соответственно увеличилось во 2-м семестре по отношению к 1-му семестру (3,9±0,3 и 362±0,7 соответственно) и уменьшилось в 3-м семестре (2,3±0,5). По нашему мнению, такие изменения были вызваны отставленным эффектом инерционного влияния включения режима частичного запрета в посещении академических занятий, когда студенты имели право выбора очного или самостоятельного (дистанционного) режима посещений.

В процессном показателе эффективности двигательной активности «ЧСС» (до занятия, в середине занятия, после занятия) мы выявили такую же явную инерционную составляющую - ухудшения значений показателей наблюдалось во 2-м пандемийном семестре у всех гендерных контингентов (80,2±6,3; 124,2±9,8; 100,2±10,3 у девушек и 76,2±5,9; 132,2±10,4; 99,3±12,3 у юношей соответственно) по отношению к 1-му панде-мийному семестру (79,3±2,8; 115,3±4,3; 97,3±4,8 у девушек и 69,3±1,7; 108,7±5,9; 96,6±9,8 у юношей соответственно). Относительное выравнивание значений показателей «ЧСС» произошло лишь в 3-м пандемическом семестре (79,2±7,3; 119,1±8,3; 100,1±9,7 у девушек и 77,1±2,9; 124,1±8,9; 100,2±7,8 у юношей соответственно).

В процессном показателе «масса тела» (утро/вечер) наблюдалось ярко выраженное увеличение утренних значений от семестра к семестру что в женском контингенте (49,4±5,4; 50,3±10,2; 51,1±7,2 соответственно), что в мужском (78,2±9,7; 81,2±8,1; 80,3±9,3 соответственно), хотя в мужском контингенте данная тенденция была более сглажена. Вечерние значения так же увеличивались пропорционально в каждом гендер-ном контингенте от семестра к семестру. По нашему мнению, такая тенденция к увеличению утренней и вечерней массы тела связана либо с недостаточностью фоновой (бытовой) двигательной активности, либо с некоторым процентом декларированных данных в предоставляемых студентами еженедельных отчетах.

Значения статистических данных целевых показателей эффективности двигательной активности студентов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Целевые показатели эффективности двигательной активности студентов в пандемию соу1^19_

Контрольные нормативы 2 семестр 2019-2020 1 семестр 2020-2021 2 семестр 2020-2021

Хд±А Хю±А Хд±А Хю±А Хд±А Хю±А

(N=1946) (N=421) (N=1968) (N=464) (N=1962) (N=461)

н Подъем туловища (1мин.) 28±5 32±4 24±6 24±9 23±4 25±5

& « с я Подъем ног (1мин.) 16±4 12±3 18±6 19±3 17±8 17±4

п ¡3 « д 3 ^ Отжимания (1мин.) 9±3 34±8 8±4 32±9 11±6 34±3

Приседания (1мин.) 42±7 39±9 41±9 39±5 44±7 46±6

3 § о 1= Планка (сек.) 118±14 93±12 126±20 97±9 136±14 101±18

С Пистолетик (раз) 11±3 8±2 14±4 9±2 15±3 8±2

Бег 60 м (сек.) Х Х 10,2±0,7 9,8±0,3 10,2±0,9 9,4±0,6

« Бег 1 км (мин.) Х Х 5,1±2,1 4,15±1,9 4,4±1,1 4,2±0,7

и ^ Прыжок в длину с места (см) Х Х 167±18 241±37 172±21 247±23

3 Челночный бег 10х10 (сек.) Х Х 33,3±0,9 26,3±0,9 32,1±1,2 24,9±1,1

о с н Подтягивание (раз) Х Х Х 8±2,3 Х 9±2,5

Пресс (1мин) Х Х 39±5,7 Х 42±5,4 Х

& с Отжимание (1 мин) Х Х Х 53±4,7 Х 48,9±8

Пистолетик (раз) Х Х 15±3,1 Х 15±2,4 Х

Скакалка (1мин) Х Х 101±16 98±23 110±21 100±14

Уголок 90° (раз) Х Х 14,9±3 10±4 15±2 12±4

н СТ В/б передача (раз) Х Х 21±8 19±9 24±6 21±5

В/б прием (раз) Х Х 14±7 24±5 18±6 26±7

В/б подача (из 5 попыток) Х Х 3,4±0,3 4,7±0,6 3,3±0,3 4,8±0,7

Б/б бросок (из 5 попыток) Х Х 3,1±0,7 3,6±0,3 3,2±0,9 4,1±0,4

Б/б атака кольца (из 5 попыток) Х Х 3,7±0,6 4,5±0,5 3,6±0,4 4,6±0,4

Б/б ведение 300м (ошибки) Х Х 2,3±0,1 1,1±0,3 2,1±0,3 0,9±0,6

Согласно таблице 2, целевые показатели эффективности двигательной активности студентов (контрольные нормативы) варьировались в зависимости от режимов полного или частичного запрета на посещения академических занятий по практической дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Практика применения модифицированных целевых показателей эффективности периода полного запрета на посещение академических занятий продолжалась в течение всех 3-х пандемических семестров в связи с вариативностью материально-технических и когнитивных потребностей студентов. Исходя из принципов психолого-педагогического подхода в нормативной диагностике физической подготовленности студентов [4], во время 2-го и 3-го пандемических семестров у студентов был выбор в сдаче контрольных нормативов в очном или дистанционном формате.

Значения показателей модифицированных контрольных нормативов, которые студенты записывали на видео и присылали ведущему преподавателю, выявили следующую тенденцию - в показателе «подъем туловища (1мин)» у девушек значения уменьшались от семестра к семестру (28±5; 24±6; 23±4 соответственно), у юношей имели синусоид образную структуру (32±4; 24±9; 25±5 соответственно); в показателе «подъем ног (1мин)» у девушек (16±4; 18±6; 17±8 соответственно) и у юношей (12±3; 19±3; 17±4 соответственно) структура так же была синусоид образной; в показателе «отжимания» и у девушек (9±3; 8±4; 11±6 соответственно), и у юношей (34±8; 32±9; 34±3 соответственно) при синусоид образной структурной динамике, уменьшение показателей наблюдается в пресловутом 2-м пандемийном семестре (эффект инерции); в показателе «приседания (1мин)» отмечено достоверное увеличение значений как у девушек (42±7; 41±9; 44±7 соответственно), так и у юношей (39±9; 39±5; 46±6 соответственно); в значениях показателя «планка (сек.)» достоверность увеличения еще более выражена что у девушек (118±14; 126±20; 136±14 соответственно), что у юношей (93±12; 97±9; 101±18 соответственно); в значениях показателя «пистолетик (раз)» у девушек тенденция к росту показателей достаточно очевидна (11±3; 14±4; 15±3 соответственно), тогда как у юношей она синусоид образная (8±2; 9±2; 8±2 соответственно). По нашему мнению, такое поэтапное увеличение значений отдельных показателей связано с целевыми предпочтениями самих студентов в выборе тех или иных контрольных нормативов (рисунок 1).

Значения показателей контрольных нормативов, предусмотренных в фонде оценочных средств дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» можно было реализовывать лишь во время режима частичного запрета на посещение академических занятий, вследствие чего данные показатели использовались только во 2-м и 3-м пандемических семестрах. Тем не менее, данные показатели выявили следующую динамику - в показателе «бег 60м (сек.)» у девушек значения стабильны (10,2±0,7 и 10,2±0,9 соответственно) от семестра к семестру, а у юношей наблюдается небольшое снижение (9,8±03 и 9,4±0,6 соответственно); в показателе «бег 1км (мин.)» значения снижаются (5,1±2,1 и 4,4±1,1 соответственно), а у юношей небольшое увеличение значений (4,15±1,9 и 4,2±0,7 соответственно); в показателе «прыжок в длину (см.)» у всех тендерных групп произошло увеличение значений (у девушек - 167±18 и 172±21 и юношей -241±37 и 247±23 соответственно); в показателе «челночный бег 10х10 (сек.)» так же значения улучшились ( у девушек - 33,3±0,9 и 32,1±1,2 и юношей - 26,3±0,9 и 24,9±1,1 соответственно); аналогичная динамика в показателе «скакалка (1мин)» - у девушек (101±16 и 110±21 соответственно) и юношей (98±23 и 100±14 соответственно); в показателе «уголок 90° (раз)» - аналогичное улучшение (девушки - 14,9±3 и 15±2 соответственно, а юноши - 10±4 и 12±4 соответственно); в показателях «в/б передача (раз)» и «в/б прием

(раз)» также увеличились значения от семестра к семестру (девушки - 21±8 и 24±6; 14±7 и 18±6 соответственно; юноши - 19±9 и 21±5; 24±5 и 26±7 соответственно); в показателях «б/б бросок (из 5 попыток)» и «б/б ведение 300м (ошибки)» динамика положительная от семестра к семестру - девушки (31±0,7 и 32±0,9; 2,3±0,1 и 2,1±0,3 соответственно), а юноши (3,6±0,3 и 4,1±0,4; 1,1±0,3 и 0,9±0,6 соответственно); в показателях «в/б подача (из 5 попыток)» и «б/б атака кольца (из 5 попыток)» разнонаправлена - у девушек произошло снижение значений (3,4±0,3 и 3,3±0,3; 3,7±0,6 и 3,7±0,4 соответственно), а у юношей увеличение (4,7±0,6 и 4,8±0,7; 4,5±0,5 и 4,6±0,4 соответственно).

Подъем Подъем ног Отжимания Приседания Планка (сек.) Пистолетик

туловища (1мин.) (1мин.) (1мин.) (раз)

(1мин.) 2 семестр 2019/2020 2 семестр 2019/2020 1 семестр 2020/2021

1 семестр 2020/2021 2 семестр 2020/2021 2 семестр 2020/2021

Рисунок 1 - Процент предпочтений в выборе целевых показателей эффективности при полном запрете посещений академических занятий

Согласно рисунку 1, наибольшее предпочтение в модифицированных целевых показателях эффективности (контрольных нормативов), при условии самостоятельного выбора студентами к сдаче из 6-ти показателей только 3-х, согласно принципам психолого-педагогического подхода в нормативной диагностике физической подготовленности [4], отдавалось студентами таким показателям, как «подъем туловища (1 мин.)», «приседания (1 мин.)» и «планка (сек.)» (от 69,3% до 88,7% соответственно по семестрам в обеих ген-дерных группах). В меньшей степени студенты отдавали предпочтение показателю «пистолетик (раз)» (от 56,4% до 65,3% соответственно). Наименьшим предпочтением, особенно в мужской гендерной группе, пользовался такой показатель, как «подъем ног (1 мин.)» (от 10,3% до 14,3% соответственно), а женской наоборот, был востребован (от 76,3% до 77,3% соответственно). Точно так же было выявлено достаточно большое предпочтение мужской гендерной группы такого показателя, как «отжимания (1 мин.)» (от 48,5% до 56,9% по возрастающей соответственно), и уменьшение предпочтений женского гендерного контингента к его сдаче (от 17,2% до 12,1% по убывающей от семестра к семестру соответственно).

Наибольшее предпочтение в обеих гендерных группах студентов пользовались такие показатели, как «прыжок в длину с места (см.)», «челночный бег (сек.)» и «скакалка (1мин)», где процентное отношение предпочтений колебалось в пределах 73,2% до 89,9% по семестрам. Все другие показатели (контрольные нормативы) были востребованы к сдаче в гораздо меньшей степени - от 14,2% до 54,1% с разнонаправленной динамикой. Отдельно стоит отметить такие показатели, как «подтягивание (раз)», «отжимание (1мин)» и «пресс (1мин)», «пистолетик (раз)», принадлежность которых была гендерно-ориентирована - первые два показателя относились к мужскому контингенту, а вторые два - к женскому. В мужских гендерных целевых показателях эффективности (контрольных норматива) наиболее востребован к сдаче был показатель «отжимание (1мин)»

(78,6% и 80,3% по возрастающей соответственно), нежели показатель «подтягивание (раз)» (23,1% и 25,7% по возрастающей соответственно). В женских тендерных целевых показателях эффективности (контрольных нормативах) наиболее популярен был показатель «пресс (1мин)» (86,2% и 88,3% по возрастающей соответственно), тогда как показатель «пистолетик (раз)» даже выявил небольшую понижательную динамику предпочтений к сдаче (от 56,1% к 55,6% соответственно).

ВЫВОДЫ

Основываясь на приведенных данных, можно сделать следующие выводы:

1. Применение дистанционных технологий, методик организации самостоятельных занятий студентов с применением основных принципов психолого-педагогического подхода возможны к реализации в период пандемии.

2. В большинстве субъективных и объективных процессных показателях эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов прослеживалась синусоидо-образная динамика, где наихудшие значения приходились на 2-й пандемический семестр (отставленный инерционный эффект).

3. Большинство модифицированных целевых показателей эффективности (контрольных нормативов) в 1-м пандемийном семестре показали отрицательную динамику из-за сильного снижения фоновой двигательной активности и отсутствия доступа к материально-технической базе физкультурно-спортивной деятельности.

4. По большинству целевых показателей эффективности (контрольных нормативов) во 2-м и 3-м пандемийных семестров студенты обеих гендерных групп выявили положительную динамику значений, что обусловлено было как «эффектом низкой базы» после режима полного запрета посещений, так и непосредственным положительным влиянием смешанного режима частичного запрета посещений ввиду возможности консультативной помощи ведущего преподавателя и доступности материально-технических ресурсов для осуществления физкультурно-спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова А.Н. Мониторинг показателей физической подготовленности и физической работоспособности студентов за период дистанционного обучения / А.Н. Аксенова, А.А. Ильин, М.А. Токмашева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 18-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белецкий С.В. Цифровое сопровождение дистанционных занятий по физической культуре и спорту в вузе / С.В. Белецкий, Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 25-29.

3. Болдов А.С. Возможности применения системы key performance indicators в педагогической деятельности кафедр физической культуры и спорта ВУЗов / А.С. Болдов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, - № 2. - С. 40-47.

4. Использование психолого-педагогического подхода в нормативной диагностике физической подготовленности студенческой молодежи / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.И. Шарагин, Г.С. Афонина // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 4( 68). - С.60-66.

5. Волкова Л.М. Организация образовательной деятельности при применении дистанционных образовательных технологий по программе физической культуры / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. - № 11 (189). - С. 89-91.

6. Карпов В.Ю. Управление воспитанием студентов с использованием средств физической культуры и спорта : дис. ... д-ра пед. наук / Карпов Владимир Юрьевич. - Самара, 2005. - 427 с.

REFERENCES

1. Aksenova, A.N., Ilyin, A.A. and Tokmasheva, M.A. (2021) "Monitoring of indicators of physical fitness and physical performance of students during the period of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 18-22.

2. Beletsky, S.V. and Shutova, T.N. (2021) "Digital support of distance classes in physical culture and sports at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 25-29.

3. Boldov, A.S. (2021) "Possibilities of the key performance indicators system in the pedagogical activity of the universities' departments of physical culture and sport", Science and sport: current trends, Vol. 9, No.2, pp.40-47.

4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, V.I. and Afonina G.S. (2018), "Using psychological and pedagogical approach in standard diagnostics of physical readiness of students youth", Culture Physical and Health, Vol. 68, No. 4, pp.60-66.

5. Volkova, L.M. (2020), "Organization of educational activities in the application of distance educational technologies for the program of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 89-91.

6. Karpov, V.Yu. (2005), Raising management of students by means of physical culture and sports, dissertation, Samara.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.09.2021

УДК 796.011:159.9.072.53

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный

университет, г. Москва

Аннотация

Данное исследование является абстрактным аналитическим исследованием, цель которого заключалась в модифицировании методики подсчета степени рефлексивной удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом по общепринятой методике цветовой дифференциации «Светофор», научном обосновании использования авторской математической формулы и ее интерпретации. В исследовании использована абстрактная группа респондентов без учета гендерной, возрастной и иных критериальных составляющих в количестве 15 респондентов (N=15), приведены все возможные сочетания условий распределения респондентов по 3-м группам (положительная, отрицательная, индифферентная), составлена гипотетическая вариативная матрица абстрактного аналитического эксперимента, научно обоснованы возможности использования данной математической формулы индекса рефлексии (ИР) и критерии интерпретации результатов. Обосновано применение данной формулы индекса рефлексии (ИР) в различных областях научного знания - в педагогике, психологии, социологии, маркетинговых исследованиях и т. д.

Ключевые слова: методика «Светофор», физическая культура, спорт, рефлексия, аналитический эксперимент, индекс рефлексии, метрология.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p23-27

METHODOLOGY FOR DETERMINING THE LEVEL OF REFLEXIA AT PHYSICAL EDUCATION AND SPORT EXERCISES

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical science, professor, Russian State Social University, Moscow

Abstract

This study is abstract analytical study, the purpose of which was to modify the method for calculating the degree of reflexive satisfaction with physical culture and sports activities according to the generally accepted method of color differentiation "Traffic light", scientific substantiation of the use of the author's mathematical formula and its interpretation. The study used an abstract group of respondents without taking into account the gender, age and other criterion components in the amount of 15 respond-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.