Научная статья на тему 'Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом'

Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОНОСЕМАНТИКА / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ЭССЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Карпов Владимир Юрьевич, Шарагин Виктор Иванович, Климова Людмила Юрьевна

Проблема двигательной активности студенческой молодежи и её отношение к физкультурно-спортивной деятельности на сегодняшний день имеет большую значимость для общества. Она является предметом изучения специалистами физической культуры с использованием различных подходов и методик смежных с педагогикой наук, унифицированных тестирований и социологических опросов. Авторами предпринята попытка нивелирования влияния исследователей на ответы респондентов и снижения уровня декларируемости посредством фоносемантического анализа текстов студенческих эссе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Карпов Владимир Юрьевич, Шарагин Виктор Иванович, Климова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researching of the psycho-pedagogical higher education institution students relation to the occupation of physical culture and sport

The problem of youth student’s physical activity and its relations to sports and sports activity is the big importance for society nowadays. It is a subject of studying by experts of physical culture with using of various approaches and techniques of the sciences adjacent to pedagogics, the unified testing’s and sociological polls. In article authors made an attempt of researcher’s influence leveling on respondents’ answers and decrease level of a declarativity by means of the student's essays text phonosemantic analysis.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом»

УДК 796.011:159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Владимир Юрьевич Карпов,

доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент; Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-

педагогический университет

Аннотация

Проблема двигательной активности студенческой молодежи и её отношение к физкультурно-спортивной деятельности на сегодняшний день имеет большую значимость для общества. Она является предметом изучения специалистами физической культуры с использованием различных подходов и методик смежных с педагогикой наук, унифицированных тестирований и социологических опросов. Авторами предпринята попытка нивелирования влияния исследователей на ответы респондентов и снижения уровня декларируемости посредством фоносемантического анализа текстов студенческих эссе.

Ключевые слова: физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность, фоносемантика, студенты-психологи, студенческие эссе.

RESEARCHING OF THE PSYCHO-PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION STUDENTS RELATION TO THE OCCUPATION OF PHYSICAL

CULTURE AND SPORT

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Vladimir Yuryevich Karpov, the doctor ofpedagogical science, professor, Russian State Social University, Moscow; Viktor Ivanovich Shar-agin, the candidate of military science, senior lecturer, Ludmila Yurievna Klimova, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Annotation

The problem of youth student's physical activity and its relations to sports and sports activity is the big importance for society nowadays. It is a subject of studying by experts of physical culture with using of various approaches and techniques of the sciences adjacent to pedagogics, the unified testing's and sociological polls. In article authors made an attempt of researcher's influence leveling on respondents' answers and decrease level of a declarativity by means of the student's essays text phonosemantic analysis.

Keywords: physical culture, sports and sports activity, phonosemantics, students psychologists, student's essays.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях многоуровнего образования вопросы организации и постановки физического воспитания в вузе, как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса являются первостепенными. Многие ученые изучают проблемы мотивации учащейся молодежи к занятиям физическими упражнениями [6, 8, 11]. Для изучения мотивационно-цен-ностного отношения современной молодежи к физкультурно -спортивной деятельности, используются различные виды и методики психологических тестирований, социальных опросов, студентам предлагается сделать выбор из заранее подготовленных и четко структурированных ответов, тем самым сужая возможность респондентов выразить свое мнение по тому или иному вопросу. [4, 6, 10].

Данная "однобокость" приводит к тому, что за теми или иными утверждениями, выбранными студентами, у исследователей создается неполная картина мотивационно-цен-ностной ориентации студентов по отношению к физической культуре в рамках вуза, самостоятельной двигательной активности. Большинство авторов, проводящих исследования мотивационной составляющей отношения студентов к физкультурно- спортивной деятельности отмечают положительное влияние применяемых методик, направленных на повышение значимости предмета "физическая культура" [2, 3, 6, 11]. При этом авторы не всегда задумываются над вопросом валидности данных своих исследований в результате влияния эффекта "декларируемости" ответов респондентов [7]. Выявление "декларируе-мости" сопряжено с некоторыми трудностями, не говоря уже о том, что применение результатов этих исследований в коррекции педагогических воздействий на практических занятиях по физическому воспитанию может усугублять отрицательное отношение к физ-культурно-спортивной деятельности в интегральном ее аспекте. В связи с этим, возникает необходимость поиска дополнительных возможностей более расширенной диагностики уровня отношения студенческой молодежи к двигательной активности, опирающееся не только на четко структурированные психологические тестирования и социальные опросы с закрытыми или открытыми ответами, которые более корректны, но более сложны в обработке, но и на более интегративные, объемные методики диагностических процедур, дающие более обширную, глубокую оценку такого отношения [1, 9].

В средине 20-го века, появился новый метод психологической оценки отношения респондентов к исследуемым проблемам, основоположником которого стал Ч. Осгуд и его коллеги, заключающийся в фоносемантическом значении употребляемых слов. Этот метод использовался советскими учеными-лингвистами, филологами, психологами и социологами, которые не только изучили фоносемантическое значение русских слов и букв, но и разработали "семантический дифференциал" для более глубокого изучения написанных респондентами текстов [5].

Актуальность исследования заключается в применении диагностических процедур фоносемантического анализа текстов эссе, посвященных двигательному опыту студентов для наиболее научно-обоснованной корректировки педагогических воздействий.

Задачи исследования:

1. Обосновать использование фоносемантического анализа текстов студенческих эссе «Моё личное отношение к физической культуре и спорту», как наиболее информативную диагностическую процедуру, исключающую «декларируемость» ответов респондентов, посредством которой обращение исследователей осуществляется к бессознательному.

2. Выявить личностное отношение студенческой молодежи к физкультурно-спор-тивной деятельности, с учетом их предыдущего двигательного опыта и его психологического влияния на личность студентов-психологов, их предпочтений в двигательной активности.

3. Обосновать коррекцию педагогических воздействий в рамках урочных занятий, методической наполненности дидактических единиц «Физическая культура», «Прикладная физическая культура», «Элективные курсы по физической культуре», как практико-ориентированным дисциплинам, на основе полученных результатов исследования.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В педагогическом эксперименте по вопросу изучения отношения студенческой молодежи к физической культуре приняли участие студенты 1-4 курсов Московского государственного психолого-педагогического университета в количестве 450 человек в течение 2015-2017 годов. Написание эссе на тему «Мое личное отношение к физической культуре и спорту» проводилось в начале учебного года. В эссе студентам предлагалось описать свое личное отношение к двигательной активности, физической культуре и спорту, во время обучения в вузе, во внеучебной и досуговой деятельности. Студентам

предоставлялась полная свобода в написании эссе, как в количественных (объем, структура и т.д.), так и в качественных (направленность, правописание и т.д.) характеристиках, о чем, перед написанием проводилась разъяснительная беседа. Обработка полученных результатов проводилась методами математической статистики программного комплекса Excel от компании Microsoft, программного комплекса фоносемантической обработки текстов Vaal-mini и интернет-сайта www.miratext.ru.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень отношения студентов к физической культуре и спорту исследовался по студенческим эссе, в которых изучалось достаточно большое количество показателей. Первоначально были изучены статистические данные студенческой эссеистики, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Статистические данные эссе студентов

№ п/п Показатели X m Mo Me 5 Ex As

1 Количество слов 118 6,22 108 100 71,8 3,04 1,62

2 «Тошнота» текста (N=3-4) 2,85 0,04 2,6 2,6 0,51 7,93 2,67

3 «Водянистость» текста (%) 8,08 0,61 0 6 7,08 0,85 0,92

4 «Естественность» текста по закону Ципфа (%) 66,1 1,45 63 64 16,8 4,28 -0,8

Как следует из представленных данных, усредненные статистические показатели по параметру «количество слов» имеют достаточно хорошие значения (Х=118, Мо=108, Ме=100), что может сказать о том, что студенты, в основной своей массе, имеют достаточное желание для написания эссе по заданной теме, подтверждая тем самым наличие достаточного предыдущего двигательного опыта. Если человек не знает и не пробовал участвовать в физкультурно-спортивной деятельности, то ему будет сложно подбирать достаточное количество слов для описания того, в чем он не участвовал. К сожалению, при взгляде на значения эксцесса и асимметрии по показателю «количество слов» мы отметили, что в общей выборке есть достаточно большая группа респондентов, которые оперировали малым количеством слов в своих эссе (Ех=3,04 и Аб=1,62), гораздо меньшим, нежели усредненные показатели.

Усредненные статистические показатели по параметру «Тошнота» текста» показали нам отсутствие перебора в использовании ключевых тематических слов при написании эссе (Х=2,85, Мо=2,6, Ме=2,6, при нормальности N=3-4), что подтверждается островершинным распределением (Ех=7,93) и правосторонней асимметрией (Аб=2,67) имеющим тенденцию к более низким показателям от усредненных. Точно такая же картина по усредненным показателям представлена и по параметру «Водянистость» текста (%)» (Х=8,08, Мо=0, Ме=6 при нормальности ^до 30%) и это подтверждается островершинностью распределения (Ех=0,85) и маленькой, но правосторонней асимметрией (Аб=0,92). Мало того, усредненные статистические показатели по параметру «Естественность» текста по закону Ципфа (%)» выявили аналогичную картину: среднеарифметическое, мода и медиана находятся в пределах хороших значений - более 60% (Х=66,1, Мо=63, Ме=64). Подтверждается это большим положительным эксцессом (Ех=4,28) и относительно небольшой левосторонней асимметрией (Аб=-0,8), говорящей о тенденции к увеличению статистических показателей относительно средних.

Эти статистические показатели (тошнота, водянистость и естественность), в совокупности своих значений, дают нам право утверждать, что студенты были искренни при написании эссе и не пытались наполнять его большим количеством бесполезных и декларированных слов.

Однако, одними статистическими данными студенческих эссе невозможно охватить полную картину личного отношения и предыдущего опыта студентов в области их личной двигательной активности и физкультурно-спортивной деятельности. Исходя из этого

постулата, нами был проведен фоносемантический анализ текстов студенческих эссе, результаты которого представлены в таблицах 2, 3, 4, 5 и 6.

Основными и ярко выраженными характеристиками в фоносемантической оценке текстов студенческих эссе являются (яркий, пассивный, медленный, медлительный, веселый, горячий, сильный, женственный, нежный, светлый, злой, округлый, шероховатый, безопасный, красивый и хороший). На первый взгляд, распределение таких характеристик текста может вводить в заблуждение исследователей и требует осмысления. Для такого осмысления мы распределили шкалы показателей по пяти факторам, три из которых («Сила», «Активность», «Оценка») являются «Осгудовским базисом», показывающим влияние физической культуры и спорта на студентов и оценку этого влияния с их точки зрения, а два («Эмоциональность» и «Комфортность») - «Коррегирующей надстройкой», показывающей эмоционально-личностное восприятие студентов в области физической культуры и спорта. Обратимся к таблицам 2, 3, 4, 5, 6.

Таблица 2 - Показатели фактора «Сила»

№ Показатели X т Мо Ме 5

1 Тяжелый-легкий -1,17 0,36 0,5 -1 4,2

2 Сильный-слабый 0,94 0,59 2,5 1,3 6,82

3 Большой-маленький -0,5 0,64 8,2 -0,5 7,36

Согласно усредненным показателям таблицы 2 «Фактор «Сила»» (Х, Мо, Ме) мы можем видеть, что студенты тяжело воспринимают силу влияния на них физкультурно-спортивной деятельности (Х=-1,17, Мо=0,5, Ме=-1), так как это влияние достаточно сильное (Х=0,94, Мо=2,5, Ме=1,3), вследствие чего физкультурно-спортивная деятельность имеет для них довольно маленькое значение (Х=-0,5, Мо=8,2, Ме=-0,5). Эти данные достаточно полно подтверждаются в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели фактора «Активность»

№ Показатели X т Мо Ме 5

1 Храбрый-трусливый -0,73 0,47 1,2 -0,2 5,38

2 Подвижный-медлительный -6 0,4 -8,2 -5,8 4,6

3 Быстрый-медленный -4,58 0,4 -3,6 -4,6 4,62

4 Активный-пассивный -2,95 0,37 -7,1 -3 4,23

Согласно усредненным показателям таблицы 3 «Фактор «Активность»» (Х, Мо, Ме) мы можем четко проследить последствия влияния физкультурно-спортивной деятельности на активность студентов-психологов в самостоятельной двигательной активности, вернее пассивности (Х=-2,95, Мо=-7,1, Ме=-3), обусловленной достаточным уровнем страха (Х=-0,73, Мо=1,2, Ме=-0,2), что приводит к их нерешительности при выборе двигательной активности (Х=-4,58, Мо=-3,6, Ме=-4,6) и естественному выбору в пользу более спокойных и рефлексивных ее видов (Х=-6, Мо=-8,2, Ме=-5,8).

Таблица 4 - Показатели фактора «Оценка»

№ Показатели X т Мо Ме 5

1 Хороший-плохой 0,8 0,49 4 1,2 5,66

2 Добрый-злой -3,2 0,47 -0,9 -3,3 5,39

3 Светлый-темный 2,29 0,45 3,5 2,4 5,14

4 Грубый-нежный -2,41 0,61 -8,9 -2,3 7,06

5 Холодный-горячий 1,44 0,43 2,1 1,2 4,9

6 Громкий-тихий -0,34 0,58 -4,7 0,4 6,66

7 Яркий-тусклый 0,9 0,51 3,2 1,3 5,92

Согласно усредненным показателям таблицы 4 «Фактор «Оценка»» (Х, Мо, Ме) оценивание студентами влияния физкультурно-спортивной деятельности весьма неоднозначное. С одной стороны, для них двигательная активность представляет собой что-то светлое (Х=2,29, Мо=3,5, Ме=2,4) и горячее (Х=1,44, Мо=2,1, Ме=1,2), нежное (Х=-2,41, Мо=-8,9, Ме=-2,3), достаточно яркое (Х=0,9, Мо=3,2, Ме=1,3) и хорошее (Х=0,8, Мо=4, Ме=1,2), а так же тихое (Х=-0,34, Мо=-4,7, Ме=0,4), но, с другой стороны, очень злое (Х=-

3,2, Мо=-0,9, Ме=-3,3). По всей видимости, интерпретировать такие результаты возможно только опираясь на данные факторов «Сила» и «Активность», с их четко выраженной направленностью на спокойное и рефлексивное отношение студентов-психологов к физической культуре и спорту с довлеющим влиянием на них физкультурно-спортивной деятельности как таковой.

Таблица 5 - Показатели фактора «Эмоциональность»

№ Показатели X т Мо Ме 5

1 Красивый-отталкивающий 1,2 0,4 3,5 1,1 4,8

2 Величественный-низменный -0,08 0,57 1 0,3 6,54

3 Мужественный-женственный -3,08 0,66 -3,7 -3,2 7,56

4 Могучий-хилый -1,81 0,62 -0,1 -1,8 7,15

5 Веселый-грустный 3,43 0,34 5,1 3 3,86

6 Радостный-печальный -0,05 0,46 -2,3 0,6 5,3

Согласно усредненным данным эмоционального отношения студентов к физической культуре и спорту таблицы 5 «Фактор «Эмоциональность»» это отношение имеет явно выраженный женственный вектор (Х=-3,08, Мо=-3,7, Ме=-3,2), объясняющийся пре-валируемым гендерным контингентом гуманитарного ВУЗа. Физическая культура для студентов-психологов являет собой что-то очень веселое (Х=3,43, Мо=5,1, Ме=3) и красивое (Х=1,2, Мо=3,5, Ме=1,1), достаточно величественное (Х=-0,08, Мо=1, Ме=0,3) и радостное (Х=-0,05, Ме=0,6), с примесью некоторого явно печального опыта (Мо=-2,3), что, по всей видимости и исходя из показателя «могучий-хилый», некоторым образом омрачает общую положительную эмоциональную оценку (Х=-1,81, Мо=-0,1, Ме=-1,8).

Таблица 6 - Показатели фактора «Комфортность»

№ Показатели X т Мо Ме 5

1 Безопасный-страшный 0,46 0,55 1,9 0,7 6,35

2 Простой-сложный 0,05 0,37 3 -0,4 4,32

3 Гладкий-шероховатый -2,44 0,53 -4,9 -2,2 6,14

4 Округлый-угловатый 2,03 0,41 3,8 2 4,7

Согласно усредненным показателям комфортности на занятиях физической культурой и спортом таблицы 6 «Фактор «Комфортности»» можно с полной уверенностью сказать о том, что физкультурно-спортивная деятельность студентами воспринимается как безопасная (Х=0,46, Мо=1,9, Ме=0,7), с обширными возможностями (Х=2,03, Мо=3,8, Ме=2) и достаточно простой (Х=0,05, Мо=3, Ме=-0,4), но с большим количеством препятствий, т.е. шероховатой (Х=-2,44, Мо=-4,9, Ме=-2,2), внутреннего или внешнего характера.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статистические данные показали отсутствие так называемой «декларируемости» в отношении к физкультурно-спортивной деятельности у студентов, что отражено в краткости изложения студенческих эссе (тенденция к уменьшению количества слов по отношению к средним показателям), в малой «водянистости» и «тошноте» показателей, а, так же, высоким показателем качества текстов по закону Ципфа (более 66%, с тенденцией к увеличению).

Глубокое понимание структуры отношения студентов-психологов к физической культуре и спорту дает нам фоносемантическое исследование студенческих эссе, где явно прослеживается тенденция довлеющего и сильного влияния физкультурно-спортивной деятельности на студентов - по всей видимости, из-за обязательности школьной и вузовских программ по физической культуре. Вследствие чего занятия по физической культуре и спорту имеют для студентов весьма низкое значение, подтверждаемое их пассивностью в самостоятельных занятиях или предпочтению или полного отсутствия двигательной активности, либо более спокойным, рефлексивным ее видам - йога, «партерная» гимнастика, корригирующие комплексы упражнений и т.д., обусловленное присутствием достаточного

уровня страха перед двигательной деятельностью, по видимому, предыдущего негативного двигательного опыта. Тем не менее, студенты-психологи имеют очень положительную оценку физкультурно-спортивной деятельности, как субъективную - согласно данным фактора «Оценка» «Осгудовского базиса», так и субъектную - согласно данным факторов «Эмоциональность» и «Комфортность» «Корригирующей надстройки».

Единственные параметры, мешающие студентам использовать в своей двигательной активности весь спектр средств и методов физической культуры и спорта, по нашему мнению, подтвержденному фоносемантическими данными факторов «Корригирующей надстройки», является наличие некоторого негативного опыта предыдущей физкультурно-спортивной деятельности и препятствий внутреннего и/или внешнего характера (к примеру, недостаточный багаж двигательных умений и навыков, уровень необходимых физических качеств). Это подтверждается наличием довольно больших групп студентов с наличием понимания их плохой физической подготовки и желающих большей комфортности при осуществлении физкультурно-спортивной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У студентов вуза психологической направленности присутствует наличие негативного опыта предыдущей двигательной активности, недостаточного набора умений и двигательных навыков, и достаточно низкий уровень развития физических качеств, что отражается на их предпочтении более простой и менее координированной двигательной активности. Использование фоносемантической диагностики студенческой молодежи к физ-культурно-спортивной деятельности на основе эссе "Мое личное отношение к физической культуре" выглядит более предпочтительным, нежели строго регламентированные психологические и социологические тестирования.

Педагогам необходимо выполнить отслеживание сложнокоординационной нагрузки в дидактических единицах по дисциплине «Прикладная физическая культура» для недопущения ухудшения в отношения к физкультурно-спортивной деятельности со стороны обучающихся студентов, в результате отсутствия психологически положительного подкрепления от запредельных высоко-координированных упражнений, опирающихся на недостаточный двигательный опыт и совокупность недостаточно развитых физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. из результатов методического эксперимента / С. Л. Журавлева // Современное состояние, проблемы и перспективы развития российской экономики. Вторые Кондратьевские чтения : материалы научно-практической конференции. - Иваново, 1998. -С. 231-235.

2. Иванов, В. Д. Отношения студентов к занятиям по дисциплине «физическая культура» в вузе / В. Д. Иванов, М.В. Козырин // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования : материалы научно-практической конференции. - Пенза : Социосфера, 2012.

- С. 161-163.

3. Исследование психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе / А.С. Болдов, А.В. Гусев, К.Б. Илькевич, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 275-281.

4. Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Sochi Journal of Economy. - 2009. - № 2 (8). - С. 161169.

5. Карпов, В.Ю. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи / В.Ю. Карпов, В.А. Голов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 3.

- С. 9-11.

6. Мягков, А.Ю. Искренность респондентов в массовых опросах : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 / Мягков А.Ю. - Иваново, 2003. - 401 с.

7. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф. Петренко. — М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983. — 175 с.

8. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Г. Логинов, А. Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.

9. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : коллективная монография / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов. - Москва : Перспектива, 2017. - 131 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Характеристика отрицательной мотивации к занятиям по физической культуре у студентов вузов неспортивного профиля / А.С. Махов, А.С. Болдов, Е.Э. Ивашкова, Е.Е. Колесникова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2016. - Т. 15. - № 2 (135). - С. 170-178.

11. Эффективность усвоения дисциплины «Прикладная физическая культура» студентами-психологами в рамках реализации рабочей программы образовательного стандарта 3+ / А.С. Болдов, Г.С. Афонина, А.В. Гусев, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 18-22.

REFERENCES

1. Zhuravleva, S.L. (1998), "Influence of data collection method on the sincerity of the respondents' answers: Analysis of the results of methodological experiment", Modern condition, problems and prospects of the Russian economic development. The second Kondratieff's readings: Materials of scientific and practical conference, Ivanovo: Publishing house of the ISPU, pp. 231-235.

2. Ivanov, V.D. and Kozyrin, M.V. (2012), "The relations of students to classes in discipline "physical culture" in higher education institution", Training of the competitive expert as the purpose of modern education. Materials of scientific and practical conference, Sotsiosfera, Penza, pp. 161-163/

3. Boldov A.S., Gusev A.V., Ilkevich K.B. and Sharagin V.I. (2017), "Research of the external and internal psychological reasons of absence of motivation of students to classes in physical culture in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 275281.

4. Karpov V. Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili G.A. (2009), "Healthy lifestyle as global problem of present", Sochi Journal of Economy, No. 2 (8). pp. 161-169.

5. Karpov, V. Yu., Golov V.A. (2008), "Youth and Kids sports in development of physical culture at studying youth", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 9-11.

6. Myagkov A.Yu. (2003), Sincerity of respondents in mass surveys, dissertation, Ivanovo.

7. Petrenko V.F. (1983), Introduction to experimentalpsychosemantic: a study of forms of representation in ordinary consciousness, Publishing house of MSU, Moscow.

8. Loginov O.N., Volobuev A.L., Karpov, V.Yu. and Romanov V.A. (2015), "Physical education and sports in the formation of psychological resistance of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 144-149.

9. Boldov A.S., Gusev A.V. and Karpov V.Yu. (2017), Formation of interest to sports and sports activity at students of special medical groups, collective monograph, Perspective, Moscow.

10. Makhov, A.S., Boldov A.S., Ivashkova E.E. and Kolesnikova E.E. (2016), "Characteristics of a negative motivation for physical education of non-sports university students", Scientific notes of Russian State Social University, V. 15, No. 2 (135), pp. 170-178.

11. Boldov A.S., Afonina G.S., Gusev A.V. and Klimova L.Yu. (2017), "Efficiency of assimilation "Applied physical culture" by psychologists students within implementation of the working program of the educational standard 3+", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 18-22.

Контактная информация: boldovas@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.