Научная статья на тему 'Взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов'

Взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБОБЩЕННЫЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TRAINING AND PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибаева Гульсасак Мубараковна, Махмутов Юнир Мидхатович

В статье раскрыта взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов через опыт реализации комплекса педагогических условий формирования обобщенных учебно-профессиональных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибаева Гульсасак Мубараковна, Махмутов Юнир Мидхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES AND PERSONAL DEVELOPMENT FOR FUTURE EDUCATORS

The article revealed the relationship of teaching and professional activities and personal development through the experience of future teachers implement a set of pedagogical conditions of formation of generalized training and professional skills.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов»

Педагогика

УДК 377.8

кандидат педагогических наук, доцент Сибаева Гульсасак Мубараковна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай); кандидат педагогических наук, доцент Махмутов Юнир Мидхатович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай)

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье раскрыта взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов через опыт реализации комплекса педагогических условий формирования обобщенных учебно-профессиональных умений.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, обобщенные учебно-профессиональные умения, педагогические условия.

Annotation. The article revealed the relationship of teaching and professional activities and personal development through the experience of future teachers implement a set of pedagogical conditions of formation of generalized training and professional skills.

Keywords: educational and professional activities, training and professional skills, pedagogical conditions.

Введение. В условиях глобальных преобразований в обществе возникает необходимость осмысления новых тенденций развития профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Одним из положительных преобразований является направленность образования на личность будущего специалиста. В связи с этим пересматриваются взгляды к взаимосвязи учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов в образовательном процессе вуза.

На наш взгляд, при любых изменениях содержание образования должно обеспечивать развитие личности будущих специалистов, обладающих профессионально значимыми характеристиками и умеющих работать в условиях развивающегося общества.

Изложение основного материала статьи. В современном образовательном процессе деятельность субъекта занимает центральное место во всей логической цепочке: фундаментальная научная подготовка -субъектная деятельность учения по научной дисциплине - освоение видов и способов социальной и профессиональной деятельности в различных отраслях материального производства и культуры [10, c. 27].

Исследователи признают, что широкое распространение в решении рассматриваемой нами проблемы получила концепция, согласно которой профессиональное образование в первую очередь должно обеспечивать развитие личности путем организации его учебно-профессиональной деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

На наш взгляд, успешность учебно-профессиональной деятельности студентов определяется уровнем сформированности учебно-профессиональных умений. Ученые-исследователи подчеркивают значимость практической направленности профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, многоуровневый характер формирования умений (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.). При этом сформированность обобщенных учебно-профессиональных умений исследователями рассматривается как мощный фактор профессионально-личностного развития специалистов, который создает предпосылку для полного применения их творческих сил, способностей. Следовательно, обобщенные учебно-профессиональные умения будущих педагогов раскрываются как важнейший компонент квалификационной характеристики и личностного роста, а их формирование как составная часть системы профессионально-педагогической подготовки. Нам представляется важным формирование обобщенных учебно-профессиональных умений как профессионально-личностного составляющего будущих педагогов.

При рассмотрении особенностей учебно-профессиональной деятельности студентов следует уточнить понятия «деятельность», «учебная деятельность», «профессиональная деятельность» и «учебно-профессиональная деятельность».

«Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [12, c. 68].

«Деятельность - это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека»[9, c. 37]. В данных определениях подчеркивается важный признак деятельности - взаимодействие субъекта и объекта.

Мы согласны с исследователями, что невозможно решать вне деятельности обучающегося такие актуальные задачи как трансформирование приобретаемых знаний в профессиональную инновационную деятельность, приобщение к глобальным источникам знаний, формирование навыков к самостоятельному повышению квалификации, поддержание интереса к новому и передовому на протяжении всей жизни, умение адаптироваться к переменам.

Понятие «учебная деятельность» трактуется исследователями достаточно широко.

А.А. Вербицкий [5] считает, что содержание учебной деятельности будущего специалиста определяется моделью будущей профессиональной деятельности, которая придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. По его мнению, основной единицей содержания профессиональной деятельности является профессионально-подобная ситуация, которая позволяет развертывать содержание образования в динамике.

В работе В.В. Давыдова и А.У. Варданян [6] понятие «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип деятельности, так как распространяется на все возрасты. В связи с этим ими учебная деятельность рассматривается как деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Интеграция профессиональной деятельности определяет особенности учебной деятельности. В связи с этим изменяется целевая ориентация учебной деятельности, её направленность на развитие личности будущих педагогов и формирование обобщенных учебно-профессиональных умений.

Для решения поставленной нами проблемы интерес представляет определение учебной деятельности И.А. Зимней, которая рассматривает учебную деятельность как «деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий» [8, с. 193]. Данное определение позволяет нам ориентировать учебную деятельность на развитие личности будущих педагогов через процесс формирования обобщенных учебно-профессиональных умений. Поэтому в нашем исследовании мы будем опираться именно на такое понимание учебной деятельности.

Рассмотрим составляющую учебно-профессиональной деятельности - «профессиональную деятельность».

В связи с тем, что нас интересует профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов, считаем необходимым остановиться на определении профессиональной деятельности С.Ф. Зеера, который рассматривает ее как «социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности» [7, с. 38]. Данное определение отражает требования современного специалиста и указывает на наличие личностной составляющей учебно-профессиональной деятельности. В.А. Сластёнин рассматривает учебно-профессиональную деятельность «как специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого (как её субъекта) с целью развития, формирования его личности как профессионала» [11, ^ 57-59].

В.С. Безрукова акцентирует некоторые личностные составляющие учебно-профессиональной деятельности и определяет учебно-профессиональную деятельность студентов как «особый вид активной деятельности студентов, который направлен на самоизменение, на преобразование студентов самих себя как объектов обучения» и замечает, что она «протекает в условиях соединения с профессионально-производственным трудом» [3, с. 253-254].

А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева полагают, что организация учебного процесса должна обеспечить переход студента в позицию специалиста. В свою очередь «трансформация учебной деятельности в профессиональную предполагает смену предметов деятельности» [5, ^ 79]. В связи с этим необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа деятельности (учебной) в другой (профессиональный).

Таким образом, опираясь на анализ теоретической психолого-педагогической литературы, научных трудов и диссертационных исследований, мы пришли к следующему пониманию понятия «учебно-профессиональной деятельности» как развивающегося психолого-педагогического процесса, суть которого заключается в овладении профессиональными компетенциями, формировании обобщенных учебно-профессиональных умений, навыков и личностной субъектной позиции, обретении опыта эмоционально-ценностных отношений.

В процессе формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов мы учитывали основные требования компетентностного (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторский и др.), личностно-ориентированного (В.А. Беликов, В.Я. Ляудис, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и деятельностного (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходов.

На основе выделенных методологических подходов нами выявлен комплекс педагогических условий формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов. В нашей работе условия мы рассматриваем как комплекс мер, которые предпринимаются нами для развития личности будущих педагогов в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Раскроем содержание и опыт реализации педагогических условий формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Первое педагогическое условие формирования обобщенных учебно-профессиональных умений предполагает нацеленность учебно-профессиональной деятельности на саморазвитие будущих педагогов.

Проблема личностного саморазвития человека разносторонне представлена в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, В.Г. Маралова, А. Маслоу, Б.А. Мастерова, Р. Мэя, К. Роджерса, В.И. Слободчикова, В. Франкла, Г.А. Цукерман, И.И. Чесноковой и др.

Исследователи рассматривают учебно-профессиональную деятельность как непрерывный процесс самопроектирования личности будущего педагога.

Идея о личности как субъекте собственного развития в настоящее время прочно утвердилась в науке. Признается, что для развитой личности собственное развитие является высшей потребностью, а саморазвитие понимается как фундаментальная способность; провозглашается, что посредством сознания человек может влиять на свою эволюцию и становится личностью постольку, поскольку участвует в собственном развитии.

Для реализации первого педагогического условия формирования обобщенных учебно-профессиональных умений нами был разработан комплекс мер образовательного характера, который включает в себя:

- управление учебно-профессиональной деятельностью с позиций интересов, потребностей, способностей, возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей будущих педагогов;

- постоянная поддержка и проявление веры в перспективы развития будущих педагогов;

- признание индивидуальности будущих педагогов;

- стимулирование стремлений будущих педагогов стать лучше в учебно-профессиональной деятельности.

Студент в процессе профессиональной подготовки выступает в качестве субъекта саморазвития. Организация учебно-профессиональной деятельности предполагает не просто передачу и усвоение знаний, а совместный рост, личностное развитие преподавателей и будущих педагогов и формирование обобщенных учебно-профессиональных умений. В процессе обучения в вузе происходит взаимовлияние и взаимообогащение преподавателей и студентов. Они проектируют свое развитие, отношения как участники образовательного процесса. При этом важным является признание уникальности и индивидуальности опыта самого студента.

В ходе организации учебно-профессиональной деятельности мы старались актуализировать и стимулировать тенденцию будущих педагогов к личностному росту. В этих целях на занятиях нами были созданы условия для самореализации и самовыражения будущих педагогов. При этом на основе выявления и развития интересов, потребностей, общих и специальных способностей будущих педагогов нами были выбраны адекватные возрастным и индивидуальным возможностям содержание, формы и методы обучения.

Необходимым педагогическим условием формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов является активизация деятельности будущих педагогов в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Г.А. Балл утверждает, что «самым различным процессам, начиная с элементарного двигательного акта и кончая жизненным путем личности - ставятся конкретные задачи, детерминирующие их протекание» [2].

О.К. Тихомиров [15] полагает, что « иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности человека».

В своем исследовании мы придерживаемся той точки зрения, что учебно-профессиональная задача - это заданная в определенных условиях цель, направленная на развитие личности и формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов. Мы считаем, что в процессе применения учебно-профессиональных задач необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента и находить пути оптимального сочетания форм работы с ними. Учебно-профессиональные задачи, используемые преподавателями для формирования обобщенных учебно-профессиональных умений, должны активизировать деятельность будущих педагогов. Деятельность по решению учебно-профессиональных задач должна быть организована как процесс решения заданных ситуаций и формирования обобщенных учебно-профессиональных умений. При этом основное назначение учебно-профессиональной задачи заключается в постепенном введении будущих педагогов в профессиональную деятельность и организации их ориентировки в ней.

Для реализации второго педагогического условия нами был разработан комплекс мер образовательного характера, который включает в себя:

- создание положительной мотивации при решении учебно-профессиональных задач;

- создание ситуаций успеха и инициативы при решении учебно-профессиональных задач;

- знание положительных качеств будущих педагогов и опора на них при организации процесса формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности;

- предоставление будущим педагогам в ходе учебно-профессиональной деятельности определенной свободы.

Активизация деятельности будущих педагогов в процессе решения учебно-профессиональных задач, на наш взгляд, обеспечивает постепенное вхождение, освоение и активные действия будущих педагогов как субъекта данной деятельности.

Управление мотивацией будущих педагогов требует нахождения в соответствующей ситуации правильного метода её активизации. Мотивация является источником активности личности. Возникновение познавательного интереса является предпосылкой создания положительной мотивации. Именно возникновение познавательного интереса способствует правильной постановке учебно-профессиональных задач.

На создание положительной мотивации влияют способности будущих педагогов правильно принимать решения. Это зависит не только от потребностей будущих педагогов, побуждающих к действию, но и от степени сложности самой задачи. При этом трудность задачи может снижать интерес к учебно-профессиональной деятельности в случае её незначимости для студента. Повышению интереса и активности будущих педагогов способствуют лично значимые задачи. В таком случае процесс преодоления трудности выступает дополнительным стимулом активизации деятельности.

Следующим педагогическим условием формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов является ориентация содержания учебно-профессиональной деятельности на сотрудничество преподавателей и будущих педагогов.

Учебное взаимодействие педагога и студентов, общающихся между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении.

В.Я. Ляудис пишет, что «сотрудничество означает новый тип познавательного развития обучающихся, который характеризуется помимо успешного овладения системой познавательных действий, адекватных структуре усваиваемого предметного содержания, появлением более глубинных психологических новообразований личности» [16].

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Ю.К. Бабанский в этой связи писал, что «цель обучения заключается в изменении и развитии человека, усваивающего знания, для чего необходимо поставить ученика в позицию полноправного участника процесса обучения, в позицию субъекта» [1].

Анализ вышеназванных исследований и педагогической практики позволил нам сделать вывод о необходимости ориентации содержания учебно-профессиональной деятельности на сотрудничество преподавателей и будущих педагогов.

Для реализации третьего педагогического условия нами был разработан комплекс мер образовательного характера, который включает в себя:

- вовлечение будущих педагогов в различные виды учебно-профессиональной деятельности;

- развитие равнопартнерских отношений между преподавателями и будущими педагогами;

- обеспечение взаимного уважения между преподавателями и будущими педагогами;

- принятие будущих педагогов такими, какими они являются в реальности.

Ориентация содержания учебно-профессиональной деятельности на сотрудничество преподавателей и будущих педагогов предусматривает качественно иное взаимодействие. Такое взаимодействие возможно на основе готовности выстраивать межличностные отношения в форме диалога.

В.А. Сластенин [14]отмечает, что диалогизация предполагает совместный личностный рост, личностное развитие обучающих и обучающихся. Основным условием обеспечения диалогизации в педагогическом процессе является безусловное принятие личности студента, отношение к нему как к уникальной личности, персонализации профессиональной подготовки. Такое педагогическое взаимодейстивие требует включения личностного опыта в диалог студентов и преподавателей. Диалогизация педагогического взаимодействия связана с атмосферой доброжелательности и доверительности, с равноправными позициями сообучающихся, совоспитывающихся и сотрудничающих личностей.

Разработанный нами комплекс педагогических условий представляется нам необходимым и достаточным для формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Выводы. Таким образом, овладение учебно-профессиональной деятельностью является условием социально-профессиональной адаптации будущих педагогов. Мы полагаем, что в процессе формирования обобщенных учебно-профессиональных умений обеспечивается взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

2. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М., 1990. - 204с.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.

4. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). - Челябинск. - 1995. - 141 с.

5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М., 2000.

6. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: ЕрГПИ, 1981. - 113 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: УГППИ, 2000. - 380 с.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. для вузов. Изд. второе, доп., исправ. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 176 с.

10. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. - №10. - 2005. - С. 27-33.

11. Педагогика профессионального образования. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издат. Центр «Академия»,2000. - С. 57-59.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.: ил.

13. Сибаева Г.М., Хасанова Г.Г. Модель формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. -С. 93-100.

14. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

15. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 304 с.

16. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 240 с.

Педагогика

УДК 796.894

доктор педагогических наук, профессор Сидоров Леонид Константинович

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени

академика М. Ф. Решетнева, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Кондратюк Татьяна Александровна

Красноярский государственный педагогический университет

имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);

старший преподаватель Жуйко Дарья Анатольевна

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск)

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ДВИЖЕНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Система физического воспитания должна основываться на исследованиях предметов первой необходимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда следует основа целей и задач физической культуры. Структура системы физического воспитания, гарантирующая развитие и реализацию потребности в движении, делится на 2 части:

1. Первая часть - «начальная школа», Дети 3-11.

2. Вторая часть - «средняя школа - институт дополнительного педагогического образования - колледж», дети и молодежь 12-22.

В первой части решается проблема возникновения движения; на втором этапе - совершенствование и реализация потребностей движения.

Формирование движущих потребностей важно учитывать первую часть, потому что это самый важный шаг в развитии движения. На этом этапе формируется движение и техника движения и мышечной работы в соответствии с возрастом молодежи.

Статья определяет концепцию современной физической культуры и решает ее важнейшую задачу -формирование потребности в движении среди детей и молодежи.

Ключевые слова: методология, концепция, двигательная потребность, система физического воспитания, структура, содержание, методическое обеспечение.

Annotation. The system of physical training should be based on studies about human necessities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.