Научная статья на тему 'Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов: принципы и условия'

Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов: принципы и условия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRINCIPLES OF PROFESSIONAL EDUCATION / ОБОБЩЕННЫЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / GENERALIZED EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL SKILLS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибаева Гульсасак Мубараковна, Махмутов Юнир Мидхатович

В статье представлены основные принципы образования и обозначены педагогические условия, характеризующие процесс формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибаева Гульсасак Мубараковна, Махмутов Юнир Мидхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION GENERALIZED EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL SKILLS FUTURE TEACHERS: PRINCIPLES AND CONDITIONS

The article presents the basic principles of education and outlines the pedagogical conditions that characterize the process of formation of generalized educational and professional skills of future teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов: принципы и условия»

3. Капелевич Михаил Самуилович. Концептуальные основы довузовской подготовки: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Калининград, 2001 206 с. РГБ ОД, 61:02-13/417-9.

4. Мурзагаянова, Л.Ю. Послевузовская подготовка учителей в ИПК к организации социально-профессионального самоопределения школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Мурзагаянова Лидия Юнусовна. - Брянск, 1998. - 132 с.

5. Сазонов, И.Е. Социально-профессиональное самоопределение школьников в трудовых объединениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сазонов Игорь Евгеньевич. - Оренбург 1999. - 129

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сибаева Гульсасак Мубараковна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай); кандидат педагогических наук, доцент Махмутов Юнир Мидхатович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННЫХ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ: ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

Аннотация. В статье представлены основные принципы образования и обозначены педагогические условия, характеризующие процесс формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Ключевые слова: принципы профессионального образования, обобщенные учебно-профессиональные умения, педагогические условия.

Annotation. The article presents the basic principles of education and outlines the pedagogical conditions that characterize the process of formation of generalized educational and professional skills of future teachers.

Keywords: principles of professional education, generalized educational and professional skills, pedagogical conditions.

Введение. Важнейшим требованием к развитию современного образования является обеспечение качества профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, их конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности. Одним из способов решения данной проблемы мы рассматриваем реализацию комплекса принципов и педагогических условий формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Изложение основного материала статьи. Особенность предмета нашего исследования составляет вопрос о формировании обобщенных учебно-профессиональных умений студентов. В связи с этим нам необходимо рассмотреть принципы и педагогические условия формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов в образовательном процессе вуза.

В процессе формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов мы учитывали основные требования компетентностного (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторский и др.), личностно-ориентированного (В.А. Беликов, В.Я. Ляудис, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и деятельностного (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходов.

Организация учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов предполагает выполнение принципов профессионального образования.

Ю.А. Конаржевский выделяет ведущие принципы любого образовательного процесса:

- аналитичность;

- целесообразность;

- гуманистичность;

- демократичность;

- готовность руководителей к различным видам управленческой деятельности [4]. Исследователями признается необходимость выполнения следующих принципов образования:

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- свободное развитие личности;

- общедоступность образования;

- бесплатность общего образования;

- всесторонняя защита потребителя образования;

- единство образовательного пространства;

- демократический государственно-общественный характер управления образованием;

- светский характер образования;

- возможность получения образования на родном языке;

- связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

- преемственность образовательных программ;

- вариативность образования;

- разграничение компетенций субъектов системы образования [3].

Определенный интерес с точки зрения управления представляют принципы, которые предлагает В.А. Сластенин:

- демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;

- системность и целостность;

- рациональное сочетание централизации и децентрализации;

- единство единоначалия и коллегиальности;

- объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами [7].

В педагогике и практике образования активно реализуется следующий комплекс принципов: 1. Принцип демократизации требует распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса образования.

2. Принцип гуманизации предполагает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями; переориентация образовательного процесса на личность обучающихся.

3. Принцип гуманитаризации образовательных программ предлагает такое соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применения таких дидактических подходов, методов и технологий образования, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер образования.

4. Принцип дифференциации, мобильности и развития представляет собой многоуровневость, многопрофильность, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают по мере взросления, социального становления и самоопределения обучающихся возможности передвижения по горизонтали (смена групп, факультетов, программ, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

5. Принцип открытости образования представляет возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

6. Принцип многоукладности образовательной системы обеспечивает качественный рост и развитие государственной средней и высшей школы, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.

7. Принцип стандартизации требует соблюдения федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона [9].

Таким образом, сравнивая принципы современного профессионального образования и учитывая требования выделенных методологических подходов, мы считаем, что для решения поставленной нами проблемы значимым является следующий комплекс принципов:

1) принцип диалогизации, который предполагает равноправные позиции преподавателя и будущих педагогов в учебно-профессиональной деятельности, т.е. позиции соразвития, сотрудничества, сотворчества.

2) принцип проблематизации, на наш взгляд, должна быть направлена на актуализацию и стимулирование процесса формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов, создание условий для их исследовательской активности, познавательной самостоятельности, личностно-профессионального и творческого развития.

3) принцип индивизуализации в нашем исследовании означает выбор адекватных индивидуальным возможностям, способностям будущих педагогов методов и форм организации учебно-профессиональной деятельности.

Педагогические условия являются существенным компонентом процесса формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Раскроем содержание и опыт реализации педагогических условий формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Первое педагогическое условие формирования обобщенных учебно-профессиональных умений предполагает нацеленность учебно-профессиональной деятельности на саморазвитие будущих педагогов.

Проблема личностного саморазвития человека разносторонне представлена в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, В.Г. Маралова, А. Маслоу, Б.А. Мастерова, Р. Мэя, К. Роджерса, В.И. Слободчикова, В. Франкла, Г.А. Цукерман, И.И. Чесноковой и др.

Исследователи рассматривают учебно-профессиональную деятельность как непрерывный процесс самопроектирования личности будущего педагога. Признается, что для развитой личности собственное развитие является высшей потребностью, а саморазвитие понимается как фундаментальная способность; провозглашается, что посредством сознания человек может влиять на свою эволюцию и становится личностью постольку, поскольку участвует в собственном развитии.

Для реализации первого педагогического условия формирования обобщенных учебно-профессиональных умений нами был разработан комплекс мер образовательного характера, который включает в себя:

- управление учебно-профессиональной деятельностью с позиций интересов, потребностей, способностей, возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей будущих педагогов;

- постоянная поддержка и проявление веры в перспективы развития будущих педагогов;

- признание индивидуальности будущих педагогов;

- стимулирование стремлений будущих педагогов стать лучше в учебно-профессиональной деятельности.

Студент в процессе профессиональной подготовки выступает в качестве субъекта саморазвития. Организация учебно-профессиональной деятельности предполагает совместный рост, личностное развитие преподавателей и будущих педагогов и формирование обобщенных учебно-профессиональных умений. В процессе обучения в вузе происходит взаимовлияние и взаимообогащение преподавателей и студентов. Они проектируют свое развитие, отношения как участники образовательного процесса. При этом важным является признание уникальности и индивидуальности опыта самого студента.

В ходе организации учебно-профессиональной деятельности мы старались актуализировать и стимулировать тенденцию будущих педагогов к личностному росту. В этих целях на занятиях нами были созданы условия для самореализации и самовыражения будущих педагогов. При этом на основе выявления и развития интересов, потребностей, общих и специальных способностей будущих педагогов нами были выбраны адекватные возрастным и индивидуальным возможностям содержание, формы и методы организации образовательного процесса.

Необходимым педагогическим условием формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов является активизация деятельности будущих педагогов в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Г.А. Балл утверждает, что «самым различным процессам, начиная с элементарного двигательного акта и кончая жизненным путем личности - ставятся конкретные задачи, детерминирующие их протекание» [2].

0.К. Тихомиров [8] полагает, что « иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности человека».

В своем исследовании мы придерживаемся той точки зрения, что учебно-профессиональная задача - это заданная в определенных условиях цель, направленная на развитие личности и формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов. Мы считаем, что в процессе применения учебно-профессиональных задач необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента и находить пути оптимального сочетания форм работы с ними. Деятельность по решению учебно-профессиональных задач должна быть организована как процесс решения заданных ситуаций и формирования обобщенных учебно-профессиональных умений. При этом основное назначение учебно-профессиональной задачи заключается в постепенном введении будущих педагогов в профессиональную деятельность и организации их ориентировки в ней.

Для реализации второго педагогического условия нами был разработан комплекс мер образовательного характера, который включает в себя:

- создание положительной мотивации при решении учебно-профессиональных задач;

- создание ситуаций успеха и инициативы при решении учебно-профессиональных задач;

- знание положительных качеств будущих педагогов и опора на них при организации процесса формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности;

- предоставление будущим педагогам в ходе учебно-профессиональной деятельности определенной свободы.

Активизация деятельности будущих педагогов в процессе решения учебно-профессиональных задач, на наш взгляд, обеспечивает постепенное вхождение, освоение и активные действия будущих педагогов как субъекта данной деятельности.

Управление мотивацией будущих педагогов требует нахождения в соответствующей ситуации правильного метода её активизации. Возникновение познавательного интереса является предпосылкой создания положительной мотивации. Именно возникновение познавательного интереса способствует правильной постановке учебно-профессиональных задач.

Повышению интереса и активности будущих педагогов способствуют лично значимые задачи. В таком случае процесс преодоления трудности выступает дополнительным стимулом активизации деятельности.

Следующим педагогическим условием формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов является ориентация содержания учебно-профессиональной деятельности на сотрудничество преподавателей и будущих педагогов.

Учебное взаимодействие педагога и студентов, общающихся между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении.

В.Я. Ляудис пишет, что «сотрудничество означает новый тип познавательного развития обучающихся, который характеризуется помимо успешного овладения системой познавательных действий, адекватных структуре усваиваемого предметного содержания, появлением более глубинных психологических новообразований личности» [10].

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Ю.К. Бабанский в этой связи писал, что «цель обучения заключается в изменении и развитии человека, усваивающего знания, для чего необходимо поставить ученика в позицию полноправного участника процесса обучения, в позицию субъекта» [1].

Для реализации третьего педагогического условия нами был разработан комплекс мер образовательного характера, который включает в себя:

- вовлечение будущих педагогов в различные виды учебно-профессиональной деятельности;

- развитие равнопартнерских отношений между преподавателями и будущими педагогами;

- обеспечение взаимного уважения между преподавателями и будущими педагогами;

- принятие будущих педагогов такими, какими они являются в реальности.

Ориентация содержания учебно-профессиональной деятельности на сотрудничество преподавателей и будущих педагогов предусматривает качественно иное взаимодействие. Такое взаимодействие возможно на основе готовности выстраивать межличностные отношения в форме диалога.

В.А. Сластенин [6]отмечает, что диалогизация предполагает совместный личностный рост, личностное развитие обучающих и обучающихся. Основным условием обеспечения диалогизации в педагогическом процессе является безусловное принятие личности студента, отношение к нему как к уникальной личности, персонализации профессиональной подготовки. Такое педагогическое взаимодейстивие требует включения личностного опыта в диалог студентов и преподавателей. Диалогизация педагогического взаимодействия связана с атмосферой доброжелательности и доверительности, с равноправными позициями сообучающихся, совоспитывающихся и сотрудничающих личностей.

Таким образом, разработанный нами комплекс педагогических условий представляется нам необходимым и достаточным для формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Выводы. В условиях инновационных преобразований в сфере образования меняется стратегия профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Мы полагаем, что реализуемые нами принципы и педагогические условия формирования обобщенных учебно-профессиональных умений способствуют подготовке компетентных и самостоятельных педагогов, готовых к творческой и продуктивной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

2. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М., 1990. - 204 с.

3. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: Монография. - М., 2004. - 357 с.

4. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993. - 140 с.

5. Сибаева Г.М., Махмутов Ю.М. Взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - Вып. 59. - Ч.4. - С. 247-250.

6. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. - 160 с.

7. Сластенин В.А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя / Под ред. З.И. Равкина. - М., 1995.

8. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. - М., 1969. - 304 с.

9. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташникова, 1986. - 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. - М., 1989. - 240 с.

Педагогика

УДК 378.026 /.091.322

аспирант Смирнова Оксана Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта), ассистент

Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрены: дидактические условия организации самостоятельной работы обучающихся; структура способностей обучающихся, виды учебной деятельности; требования к дидактическим материалам для самостоятельной работы; соотношение самостоятельной работы с другими видами учебной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, дидактические условия, способность, индивидуальные особенности, компетенции, обучающиеся, образовательная организация высшего образования.

Annotation. The article considers: didactic conditions for organizing independent work of students; structure of abilities of students, types of educational activity; requirements for didactic materials for independent work; interrelation of methods and factors of activation of independent work of students.

Keywords: independent work, didactic conditions, ability, individual features, competences, students, educational organization of higher education.

Введение. Современная психологическая и педагогическая науки рассматривают обучение как процесс стимулирования внешней и внутренней активности обучающегося, в результате которой у него формируются определенные компетенции. Обучение предполагает взаимодействие двух участников этого процесса -преподавателя и обучающегося. Первый прямо или косвенно создает надлежащие условия, стимулирующие активность второго, организуя, направляя и контролируя его деятельность, а также предоставляя необходимые для этого средства и информацию. Формирование компетенций у обучающегося, происходит только в результате его собственной деятельности.

Формулировка цели статьи. Выявить дидактические условия, способствующие эффективной организации самостоятельной работы обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Как значимые элементы процесса обучения с точки зрения обучающегося психологи выделяют целесообразно организованное и направленное приобретение понятий (и их сочетание, отвечающее научным знаниям) мышления, умений.

В. В. Давыдов убедительно доказал, что полноценное усвоение знаний предполагает формирование у обучающегося, тех форм собственной деятельности, адекватных выработке соответствующих теоретических знаний, тесно связанных с систематическим использованием в деятельности, которые открывают согласования всех элементов построения конкретного. Если не понимать роль деятельности, то «искажается сама суть обучения, которое, в конце концов, сводится к простой передачи знаний и не рассматривается как привлечение к деятельности». Согласование элементов конкретности прослеживается в исследовательской деятельности. Обучающиеся находятся в ситуации, когда благодаря ранее проведенному научному исследованию имеют перед собой полное и завершенное изложение «настоящего движения» материала. Поэтому они и начинают усваивать знания на основе такого изложения. Это изложение диктует содержание и порядок выделения тех элементов, согласование которых обучающиеся должны установить за счет определенных видов деятельности. Автор считает нужным перестроить всю «технологию» обучения для переориентации у обучающихся умеренно-эмпирического мышления. Основой формирования понятий должно быть не сравнение внешних свойств предметов, а преобразовательное предметное действие и анализ, устанавливающие существенные связи целостного объекта, его генетическую исходную форму. К тому же открытие и усвоение абстрактно-общего предшествуют усвоению конкретно частичного, и средством восхождения от абстрактного к конкретному положено само понятие, как определенный способ деятельности. Доведя соответствие учебного предмета, выстроенного на основании представленных выше принципов, научном изложения фактического материала, ученый пришел к выводу о необходимости усвоения его содержания обучающимися путем самостоятельной учебной деятельности [3, с. 278].

С этой целью у обучающихся необходимо специально формировать такие предметные действия, благодаря которым они могут в учебном материале выявить и в моделях воспроизвести, существенную связь объекта, а затем изучать его свойства, к тому же обучающиеся должны постепенно и своевременно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.