Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях довузовской подготовки'

Теоретические основы формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRE-UNIVERSITY TRAINING / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергушин Евгений Геннадьевич, Сергушина Елена Сергеевна

Статья раскрывает теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях довузовской подготовки. Особое внимание уделяется закономерностям, принципам и факторам этого процесса. Знание теоретических основ процесса социально-профессионального самоопределения является залогом качественной подготовки старших школьников к сознательному и обоснованному выбору профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергушин Евгений Геннадьевич, Сергушина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF THE SOCIAL-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE OLD SCHOOLS IN THE CONDITIONS OF THE DOVUZOVSKY PREPARATION

The article reveals the theoretical aspects of the formation of socio-professional self-determination of high school students in the conditions of pre-university training. Particular attention is paid to the laws, principles and factors of this process. Knowledge of the theoretical foundations of the process of social and professional self-determination is the key to the qualitative preparation of senior students for a conscious and justified choice of a profession.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях довузовской подготовки»

ориентируется на назначение новых сотрудников только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого вида кадровая политика характерна для образовательных организаций, ориентированных на создание корпоративной атмосферы, что в целом является базой для создания сплоченного педагогического коллектива.

Выводы. Таким образом, училище обеспеченно квалифицированными педагогическими работниками, позволяющим достичь достаточно высокого уровня подготовки обучающихся. Исходя из проведённого анализа, можно сделать вывод, что училище имеет достаточно высокий кадровый потенциал педагогических работников по уровню образования, стажу работы, квалификационной категории.

Литература:

1. Приказ МВД России от 31 марта 2015 года № 389 «Об утверждении Устава федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Читинское суворовское военное училище МВД России»».

2. Приказ МВД России от 14 декабря 2015 года № 1179 «Об организационно-штатных вопросах суворовских военных училищ МВД России».

3. Приказ училища от 29 декабря 2015 года № 370 «Об утверждении штатного расписания работников училища».

Педагогика

УДК 374-053.5

кандидат педагогических наук, доцент Сергушин Евгений Геннадьевич

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск);

аспирант кафедры педагогики Сергушина Елена Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Статья раскрывает теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях довузовской подготовки. Особое внимание уделяется закономерностям, принципам и факторам этого процесса. Знание теоретических основ процесса социально-профессионального самоопределения является залогом качественной подготовки старших школьников к сознательному и обоснованному выбору профессии.

Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, довузовская подготовка, условия формирования социально-профессионального самоопределения.

Annotation. The article reveals the theoretical aspects of the formation of socio-professional self-determination of high school students in the conditions of pre-university training. Particular attention is paid to the laws, principles and factors of this process. Knowledge of the theoretical foundations of the process of social and professional self-determination is the key to the qualitative preparation of senior students for a conscious and justified choice of a profession.

Keywords: socio-professional self-determination, pre-university training, the conditions for the formation of socio-professional self-determination.

Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУВО «ЧГПУ имени И.Я. Яковлева» и ФГБОУ ВО «МГПИ») по теме «Педагогические условия процесса формирования социально-профессионально самоопределения в системе довузовской подготовки»

Введение. Проблема выбора сферы труда и профессии молодым поколением является одним из важнейших направлений деятельности государства.

В условиях своеобразной рыночной экономики России значимость духовных и нравственных ценностей для большинства молодежи неуклонно падает. Они вытесняются проблемами материального обеспечения, стремлением достичь высокого уровня жизни любым путем. Для данной ситуации характерно превращение в самоценность любой деятельности, которая бы обеспечивала высокий уровень материального благосостояния.

Формулировка цели статьи. Цель статьи - охарактеризовать теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях довузовской подготовки, проанализировать проблему социально-профессионального самоопределения старшеклассников, выделить закономерности, принципы и факторы данного процесса, а также подробно рассмотреть довузовскую подготовку как условие эффективного формирования у старшеклассников социально-профессионального самоопределения.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день треть незанятого населения, не востребованного на рынке труда, - это молодёжь. Наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получение работы.

Ещё в более трудном положении находятся молодые люди - выпускники средних школ. По данным органов управления образованием, значительная их часть не имеет сформированных планов профессионального самоопределения, не делает осознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь их освоения, возможности трудоустройства [2].

Поэтому социально-профессиональное самоопределение в условиях развивающегося постиндустриального общества требует не эмпирического усовершенствования отдельных звеньев подготовки подрастающего поколения к выбору профессии, а научно обоснованного преобразования в целом - изменения ее содержания, форм, методов и средств.

Нет сомнений, что самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая философский, социологический, психологический и педагогический аспекты. В силу этого обстоятельства наблюдаются различные подходы к определению понятия. Устойчивый характер приняло словоупотребление «жизненное», «профессиональное», «социальное», «социально-профессиональное» самоопределение, каждое из которых отражает различные явления и нуждается в научном истолковании.

Раскрывая сущность социально-профессионального самоопределения, прежде всего, следует отметить, что объективную основу данного процесса составляют разделение общественного труда и индивидуальные различия между людьми как производителями материальных и духовных благ.

Известно, что социальный характер разделения труда обусловливает неравноценность различных его видов, что в известной степени определяет социальную направленность самого выбора профессии, так как вместе с выбором профессии определяется и будущее социальное положение.

По мнению А. Я. Журкиной, социально-профессиональное самоопределение представляет собой сложный диалектический процесс формирования личностью системы основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде своего развития и самореализации таких, как приложение духовных и физических возможностей, формирование адекватных профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя в профессиональном выборе и образе себя как профессионала и др. [1].

Интересный подход к пониманию социально-профессиональному самоопределению предложил И.Е Сазонов. Он отмечает, что социально-профессиональное самоопределение школьника - специфический этап социализации [5].

Подобной позиции придерживается Л. Ю. Мурзагаянова. По ее мнению социально-профессиональное самоопределение школьника - процесс и результат развития учащихся как субъектов профессиональной социализации и будущей профессиональной деятельности с целью определения своего места в мире труда и профессий данного общества. Социальный компонент - цель и смысл жизни, место жительства, сектор экономики, в котором предполагается работать, характер будущего труда, социальный статус, зарплата, отрасль производства. Профессиональный компонент - тип профессии, профиль трудовой деятельности, профессия, специальность, уровень квалификации [4].

В ходе теоретического анализа нами выявлено содержание социально-профессионального самоопределения старшеклассников, которое включает мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент социально-профессионального самоопределения старшеклассников проявляется в осознании ценностей профессиональной деятельности, выделении профессиональной цели и ее согласованности с другими важными жизненными целями, личностно-значимом желании стать профессионалом.

Когнитивный компонент социально-профессионального самоопределения старшеклассников сводится к личностному смыслу знаний о содержании предполагаемой профессии, знаний о специальностях, знаний требований избранной профессии к личности, знаниях о самих себе, о собственных профессиональных целях и ценностях.

Рефлексивный компонент социально-профессионального самоопределения связан с умениями старшеклассников анализировать правильность постановки целей, их перевода в конкретные задачи, соответствие содержания деятельности поставленным задачам, причины успехов и неудач, уровень самооценки, самосознания, сформированности социально-профессиональных планов и перспектив.

Важным условием формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников выступает довузовская подготовка.

Под довузовской подготовкой мы понимаем самостоятельный вид образования, направленный на формирование образованной личности, ориентированной на получение профессионального образования, на подготовку к созидательной деятельности; предоставляющий возможности саморазвития и самореализации личности старшеклассника; формирующий готовность старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению.

По мнению Пантелеевой О. О., Волгиной Т. Ю., Капелевича М. С., Киселёвой Н. И. довузовская подготовка является пропедевтическим этапом профессионального становления личности, самостоятельным, самоценным, личностно ориентированным видом образования, способным к удовлетворению индивидуальных потребностей, ориентированного на получение школьниками высшего или среднего профессионального образования, на подготовку их к творческой, проектной деятельности, предоставляющим возможности самореализации и саморазвития личности старшеклассника, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств [5, с. 20].

Мы согласны с мнением М. С. Капелевича, что система довузовской подготовки является той организованной средой, в которой проявляются реальные мотивы и интересы школьников, их установки на получение той или иной профессии [3, с. 94].

На наш взгляд, приоритетной задачей довузовской подготовки в современных социально-экономических условиях, являются социально-профессиональное самоопределение и психологическая адаптация абитуриентов.

Задачи, стоящие перед довузовской подготовкой, решаются многими учреждениями высшего образования разными способами. Основной организационной формой довузовской подготовки в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» является факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования.

В ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» довузовская подготовка старшеклассников, способствующая их социально-профессиональному самоопределению, представляет собой:

- взаимодействие старшеклассников, их родителей, учителей и преподавателей вуза;

- целенаправленную последовательную работу вуза по социально-профессиональной ориентации выпускников школ;

- готовность старшеклассников к выбору профессиональной деятельности и расстановке своих жизненных и образовательных приоритетов.

В вузе применяются различные формы довузовской подготовки:

- дополнительные образовательные услуги;

- подготовительные курсы;

- предметные олимпиады;

- вузовское репетиционное тестирование;

- конкурсы научных и исследовательских работ и проектов;

- дни открытых дверей и др.

Важное место в ней занимают олимпиады, тестирования и конкурсы научно-исследовательских работ. Все эти разнообразные формы довузовской подготовки удачно дополняют друг друга, образуя единую, целостную, полноценную систему.

На наш взгляд, результатом довузовской подготовки должен стать осознанный выбор старшеклассниками профессии на основе позитивной образовательной практики старшеклассника в накоплении им нового образовательного опыта и переводе его в стратегии, условия, средства и построение индивидуального плана будущего образования и социально-профессионального самоопределения.

Педагогическое содержание процесса формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников состоит не только в направленности на выбор конкретной профессии, но и в нахождении внутренних, личностных оснований такого выбора.

Выявление особенностей в процессе социально-профессионального самоопределения предполагает анализ взаимодействия двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.

Учитывая, что формирование социально-профессионального самоопределения в условиях довузовской подготовки является содержательным аспектом образовательной деятельности, то оно, бесспорно, подчиняется общим закономерностям и принципам педагогики, которые достаточно полно изучены и описаны. Вместе с тем, в силу специфики этого процесса можно констатировать наличие характерных только для него закономерностей и принципов.

Прежде всего, мы выделяем такую важную закономерность как обусловленность формирования социально-профессионального самоопределения в условиях довузовской подготовки объективными интересами общества.

Другая закономерность процесса формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях довузовской подготовки - единство и взаимосвязь процессов формирования и саморазвития личности.

Еще одна, не менее важная, на наш взгляд, закономерность - зависимость эффективности процесса формирования учащихся к социально-профессиональному самоопределению в условиях довузовской подготовки от их включенности в разнообразные виды деятельности. Только прикладывая свои усилия и действия в приобретении социального опыта и системы социальных ролей, человек может саморазвиваться и приобретать необходимые личностные характеристик.

Следующая, выделяемая нами закономерность формирования СПС у старшеклассников в условиях довузовской подготовки - зависимость ее эффективности от степени осознанности личностью перспективы своего социального и профессионального роста. Не видя перспективы роста, молодой человек вряд ли изъявит готовность к самоопределению в какой-либо социально-профессиональной сфере.

Выявленные закономерности позволяют определить специфику принципов процесса формирования социально-профессиональному самоопределению в условиях довузовской подготовки.

- принцип добровольности и самостоятельности предполагает только одно - старшеклассник должен сделать выбор сам. Задача педагога нам видится в создании необходимых для этого условий;

- принцип системности и последовательности. Реализация этого принципа предполагает соблюдение определенной последовательности формирования сознания и опыта деятельности;

- принцип активности и сознательности. Активность молодых всегда социальна по своей природе. Вместе с тем, старшеклассник должны осознавать необходимость этапного продвижения в выборе сферы деятельности и активно овладевать приемами по усвоению знаний и умений для этого;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Этот известный общепедагогический принцип в процессе формирования социально-профессионального самоопределения играет существенную роль. В своих предпочтениях школьники не однородны, без учета этого сложно говорить об эффективности данного процесса. Бесспорно, что изучение не только возрастных, но и, прежде всего, индивидуальных особенностей школьников является неотъемлемой задачей учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение процесса формирования социально-профессионального самоопределения;

- принцип природосообразности, на наш взгляд, занимает особое место в ряду принципов формирования социально-профессионального самоопределения. Сформулированный еще в XVII веке Я. Каменским принцип получил новое звучание. В русле представленной проблемы он предполагает, что процесс формирования социально-профессионального самоопределения должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.

Выводы. Таким образом, социально-профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях довузовской подготовки - это сознательный и самостоятельный выбор профессии и вуза на основе развития способностей, интересов, профпригодности и других субъективных факторов в условиях специально и целенаправленно организованной системы, построенной на взаимосвязи формального или неформального образования.

Вместе с тем, осознавая актуальность эффективного формирования у старшеклассников социально-профессионального самоопределения в условиях довузовской подготовки, следует акцентировать внимание на соблюдении принципов и учете закономерностей этой деятельности.

Литература:

1. Журкина А. Я, Сергушин Е. Г., Сергушина О. В. Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций // Интеграция образования. -2016. - Т. 20. - № 1. - С. 29-36.

2. Ильина О. Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - С. 38-43.

3. Капелевич Михаил Самуилович. Концептуальные основы довузовской подготовки: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Калининград, 2001 206 с. РГБ ОД, 61:02-13/417-9.

4. Мурзагаянова, Л.Ю. Послевузовская подготовка учителей в ИПК к организации социально-профессионального самоопределения школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Мурзагаянова Лидия Юнусовна. - Брянск, 1998. - 132 с.

5. Сазонов, И.Е. Социально-профессиональное самоопределение школьников в трудовых объединениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сазонов Игорь Евгеньевич. - Оренбург 1999. - 129

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сибаева Гульсасак Мубараковна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай); кандидат педагогических наук, доцент Махмутов Юнир Мидхатович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННЫХ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ: ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

Аннотация. В статье представлены основные принципы образования и обозначены педагогические условия, характеризующие процесс формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Ключевые слова: принципы профессионального образования, обобщенные учебно-профессиональные умения, педагогические условия.

Annotation. The article presents the basic principles of education and outlines the pedagogical conditions that characterize the process of formation of generalized educational and professional skills of future teachers.

Keywords: principles of professional education, generalized educational and professional skills, pedagogical conditions.

Введение. Важнейшим требованием к развитию современного образования является обеспечение качества профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, их конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности. Одним из способов решения данной проблемы мы рассматриваем реализацию комплекса принципов и педагогических условий формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов.

Изложение основного материала статьи. Особенность предмета нашего исследования составляет вопрос о формировании обобщенных учебно-профессиональных умений студентов. В связи с этим нам необходимо рассмотреть принципы и педагогические условия формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов в образовательном процессе вуза.

В процессе формирования обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов мы учитывали основные требования компетентностного (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторский и др.), личностно-ориентированного (В.А. Беликов, В.Я. Ляудис, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и деятельностного (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходов.

Организация учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов предполагает выполнение принципов профессионального образования.

Ю.А. Конаржевский выделяет ведущие принципы любого образовательного процесса:

- аналитичность;

- целесообразность;

- гуманистичность;

- демократичность;

- готовность руководителей к различным видам управленческой деятельности [4]. Исследователями признается необходимость выполнения следующих принципов образования:

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- свободное развитие личности;

- общедоступность образования;

- бесплатность общего образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- всесторонняя защита потребителя образования;

- единство образовательного пространства;

- демократический государственно-общественный характер управления образованием;

- светский характер образования;

- возможность получения образования на родном языке;

- связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

- преемственность образовательных программ;

- вариативность образования;

- разграничение компетенций субъектов системы образования [3].

Определенный интерес с точки зрения управления представляют принципы, которые предлагает В.А. Сластенин:

- демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;

- системность и целостность;

- рациональное сочетание централизации и децентрализации;

- единство единоначалия и коллегиальности;

- объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами [7].

В педагогике и практике образования активно реализуется следующий комплекс принципов: 1. Принцип демократизации требует распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.