Научная статья на тему 'Особенности учебно-профессиональной деятельности в формировании обобщенных умений будущих педагогов'

Особенности учебно-профессиональной деятельности в формировании обобщенных умений будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / ОБОБЩЕННЫЕ УМЕНИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SKILLS / GENERALIZED SKILLS / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибаева Гульсасак Мубараковна, Махмутов Юнир Мидхатович

В статье раскрывается специфика понятия «обобщенные умения» путем выявления особенностей учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибаева Гульсасак Мубараковна, Махмутов Юнир Мидхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR PROPERTIES EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE FORMATION OF GENERALIZED SKILLS FUTURE TEACHER

The article reveals the specifics of the concept of «generalized skills»by identifying the features of the educational and professional activities of future teachers.

Текст научной работы на тему «Особенности учебно-профессиональной деятельности в формировании обобщенных умений будущих педагогов»

Выпускники вузов, обладающие опытом творческой, проектной деятельности, легче адаптируются в современных экономических условиях, имеют более высокий уровень профессиональной компетентности, они конкурентоспособнее на рынке труда.

Литература:

1. Сергеева, Е.В. Развитие математической компетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки по техническим профилям: дис. ... канд. пед. наук/ Е. В. Сергеева. -Екатеринбург, 2017. - 179 с. http://ds.rsvpu.rU/sites/default/files/2017/sergeeva_e.v._dissertaciya.pdf

2. Dewey, J. How we think: a restatement of the relationship of reflecting thinking to the educative process // The later works of John Dewey. Vol. 8. Carbondale, 1933.

3. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике школы / И. Д. Чечель // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М. : Сентябрь, 1998. -С. 83-128.

4. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие./ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М., 2007.

5. Переверзев, Л. Б. Проектный подход и требования к учителю/ Л. Б. Переверзев // Школа и производство. - 2002. - № 1.-С. 14-16.

6. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Н. А. Краля; под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

7. Сергеева, Е. В. Интеграция проектного и компетентностного подходов в математическом образовании студентов технических университетов. / Е. В. Сергеева // Вестник ПГЛУ. - 2010. - № 2, С. 281-285.

8. Сергеева, Е. В. Критерии, определяющие уровень развития математической компетентности студентов. - [Электронный ресурс] / Е. В. Сергеева // Мир науки: Интернет - журнал. - 2016. - Т.4. - № 1.-Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN116.pdf

9. Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. - 2003. -№ 6. - С. 96-111

10. Слободчиков, В. И. Основы проектирования развивающего обучения / В. И. Слободчиков. -Петрозаводск, 1996.

11. Kilpatrick, W. H. Dewey's Influence on Education // P. A. Shipp & L. E. Hahn (eds.) The Philosophy of John Dewey. Illinois, 1989.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сибаева Гульсасак Мубараковна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай); кандидат педагогических наук, доцент Махмутов Юнир Мидхатович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБОБЩЕННЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье раскрывается специфика понятия «обобщенные умения» путем выявления особенностей учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов.

Ключевые слова: умения, обобщенные умения, учебно-профессиональная деятельность. Annotation. The article reveals the specifics of the concept of «generalized skills»by identifying the features of the educational and professional activities of future teachers.

Keywords: skills, generalized skills, educational and professional activities.

Введение. Процесс совершенствования профессиональной психолого-педагогической подготовки непрерывен. Широкое распространение в решении проблемы получила концепция, согласно которой профессиональное образование в первую очередь должно обеспечивать развитие личности путем организации его учебно-профессиональной деятельности.

Сущность и содержание учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов обуславливается современными тенденциями развития образования. На наш взгляд, успешность учебно-профессиональной деятельности студентов определяется уровнем сформированности обобщенных умений.

Изложение основного материала статьи. Особенности учебно-профессиональной деятельности определяют процесс формирования обобщенных умений будущих педагогов.

Одна из особенностей учебной деятельности представлена в определении И.А. Зимней, рассматриваемая как «деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий» [5, с. 193]. Данное определение позволяет нам ориентировать учебную деятельность будущих педагогов на формирование обобщенных учебно-профессиональных умений.

Обобщенные умения мы рассматриваем как умения, основанные на понимании студентами научных основ и структуры деятельности, самостоятельном определении рациональной последовательности выполнения операций и действий, из которых она состоит. Владея обобщенными умениями, будущие педагоги могут использовать их при решении широкого круга учебно-профессиональных задач.

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы и особенности учебно-профессиональной деятельности, мы выделяем три группы обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов:

1) мотивационно-смысловые умения:

- умение понимать значимость своей профессии;

- умение сотрудничать и устанавливать психологический контакт;

- умение понять позицию другого в общении;

2) деятельностные умения:

- умение правильно диагностировать педагогическое явление;

- умение прогнозировать педагогический процесс, развитие личности коллектива;

- умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;

- умение проектировать и организовывать виды профессиональной деятельности педагога;

3) оценочно-контрольные умения:

- умение интерпретировать и адаптировать информацию к целям учебно-профессиональной деятельности;

- умение управлять своим эмоциональным состоянием;

- умение критически анализировать личность и деятельность.

Каждое учебно-профессиональное умение представляет собой совокупность интеллектуальных и практических действий, целенаправленных, взаимосвязанных и выполняемых в определенной последовательности.

Содержание каждого сформированного учебно-профессионального умения является относительно устойчивым, но его реализация в учебно-профессиональной деятельности обусловлена педагогическими условиями.

А.А. Вербицкий [3] считает, что содержание учебной деятельности будущего специалиста определяется моделью будущей профессиональной деятельности, которая придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. По его мнению, основной единицей содержания профессиональной деятельности является профессионально-подобная ситуация, которая позволяет развертывать содержание образования в динамике. Следовательно, овладение учебно-профессиональной деятельностью возможно на основе сформированных обобщенных учебно-профессиональных умений.

Для формирования обобщенных учебно-профессиональных умений ценное значение имеет расширение конкретных представлений будущих педагогов о педагогическом процессе, обогащение их фактами живой действительности. Поэтому привлечение будущих педагогов к сравнению и анализу педагогических фактов способствует актуализации внутренних и внешних мотивов, активизации их включения в учебно-профессиональную деятельность, стимуляции стремления к самостоятельному выбору целей и средств решения осознанных, преднамеренных учебно-профессиональных задач.

Отличительной особенностью обобщенных умений является их широкий перенос с одного вида деятельности на другие. Опираясь на выводы Д.Б. Эльконина [7], исследователи выделяют универсальность учебной деятельности студентов, обеспечивающей в дальнейшем мобильность профессиональной деятельности. Учебная деятельность как универсальная деятельность образует основу овладения любой другой деятельностью.

A.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева полагают, что организация учебного процесса должна обеспечить переход студента в позицию специалиста. В свою очередь «трансформация учебной деятельности в профессиональную предполагает смену предметов деятельности» [3, ^ 79]. В связи с этим необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа деятельности (учебной) в другой (профессиональный).

На наш взгляд, интеграция учебной и профессиональной деятельности определяет особенности, целевую ориентацию и направленность процесса формирования обобщенных учебно-профессиональных умений.

В связи с тем, что нас интересует профессиональная психолого-педагогическая подготовка будущих педагогов, считаем необходимым остановиться на определении профессиональной деятельности С.Ф. Зеера, который рассматривает ее как «социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности» [4, с. 38]. Мы считаем, что данное определение отражает главную особенность и личностную составляющую профессиональной деятельности. Нам представляется важным формирование обобщенных учебно-профессиональных умений как профессионально-личностного качества будущих педагогов.

B.С. Безрукова акцентирует саморазвивающую, самоизменяющую особенности учебно-профессиональной деятельности и определяет учебно-профессиональную деятельность студентов как «особый вид активной деятельности студентов, который направлен на самоизменение, на преобразование студентов самих себя как объектов обучения» и замечает, что она «протекает в условиях соединения с профессионально-производственным трудом» [1, с. 253-254]. Мы считаем, что специально организованная учебно-профессиональная деятельность будущих педагогов позволяет приобщиться к будущей профессиональной деятельности. Если практическая деятельность студентов протекает в педагогических коллективах образовательных учреждений, то она обогащает их социокультурный опыт, способствует формированию обобщенных учебно-профессиональных умений.

Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов является целостным многосторонним процессом.

При организации учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов необходимо учитывать то обстоятельство, что обобщенные умения не формируются стихийно.

Процесс формирования обобщенных учебно-профессиональных умений осуществляется нами непрерывно и поэтапно в течение всех лет профессионально-педагогической подготовки будущего педагога на основе учета их индивидуальных особенностей. При этом происходит постепенное усложнение, расширение и развитие объема и уровня каждого обобщенного учебно-профессионального умения.

Так ориентировочный этап направлен на формирование первоначальных представлений о сущности, содержании каждого учебно-профессионального умения будущих педагогов как определенной совокупности действий и операций и путях их овладения. На этом этапе происходит создание установки на овладение обобщенными учебно-профессиональными умениями, раскрытие их профессиональной и личностной значимости и стимулирование разработки будущими педагогами программы овладения обобщенными учебно-профессиональными умениями.

Основной этап способствует овладению фундаментальными теоретическими знаниями, которые являются основой обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов. Данный этап предполагает теоретическое осмысление сущности учебно-профессиональной деятельности и практическое овладение системой обобщенных учебно-профессиональных умений в процессе использования нами вариативных форм и методов обучения, практической подготовки будущих педагогов, выполнения комплекса упражнений по овладению обобщенными учебно-профессиональными умениями.

Творческий этап призван формировать комплексную систему обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов и их углубить, развить в образовательном процессе, обеспечить целенаправленное накопление опыта самостоятельной работы.

Оценочно-контрольный этап нацелен на расширение, систематизацию и совершенствование формируемых обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов и контроль за уровнем их сформированности.

Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений представляет собой целенаправленный и длительный процесс, который основан на осознании и осмыслении будущими педагогами целей и содержания учебно-профессиональной деятельности.

Поэтому формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов происходит в процессе взаимосвязанной и взаимообусловленной учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, суть развивающейся учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов заключается в формировании обобщенных учебно-профессиональных умений и личностной субъектной позиции, обретении опыта эмоционально-ценностных отношений, овладении профессиональными компетенциями.

Учеными-исследователями подчеркивается ведущая роль теоретических знаний, единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов, многоуровневый характер формирования обобщенных умений (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др.).

Предпринятая попытка рассмотреть ряд ключевых теоретико-методологических аспектов проблемы нашего исследования, позволяет нам сделать вывод о том, что обобщенные умения будущих педагогов раскрываются как важнейший компонент квалификационной характеристики, а их формирование как составная часть системы профессиональной психолого-педагогической подготовки.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие особенности учебно-профессиональной деятельности:

- усиление тенденции к синтезу знаний в единую науку, выражающиеся во взаимопроникновении взаимообогащении различных научных дисциплин;

- формализация науки, проявляющаяся в математизации знаний, важным аспектом которых является сближение естественных и гуманитарных дисциплин;

- рефлексивность, отражающая потребность переосмыслить механизм учебно-профессиональной деятельности в условиях возрастания потоков информации;

- понимание мира как единого целого на основе идеи дополнительности.

Выделенные особенности учебно-профессиональной деятельности определили систему и логику процесса формирования обобщенных умений будущих педагогов.

Литература:

1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. - 344 с.

2. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). - Челябинск: Факел, 1995. - 141 с.

3. Вербицкий, А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М., 2000.

4. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: УГППИ, 2000. - 380 с.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, доп., исправ. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

6. Сибаева Г.М., Махмутов Ю.М. Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов: принципы и условия // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - Вып. 59. - Ч.1. - С. 346-349.

7. Эльконин, Д.Б. Роль мотивов в формировании навыков .-Т. VII. - Одесса, 1941.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент Славкина Инга Анатольевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Аннотация. В статье представлены характеристика общих принципов и описание эффективных приемов организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.

Ключевые слова: самостоятельная работа, принципы организации самостоятельной работы, формы самостоятельной работы.

Annotation. The article presents a description of general principles and a description of effective methods of organizing independent work of students in a pedagogical university.

Keywords: independent work, principles of organization of independent work, forms of independent work.

Введение. Современные образовательные стандарты высшего образования предопределяют организацию учебной деятельности как в форме контактной работы студентов с педагогическими работниками, так и в форме самостоятельной работы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.