Научная статья на тему 'Использование проектного подхода в математической подготовке студентов вузов'

Использование проектного подхода в математической подготовке студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МАТЕМАТИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROJECT / PROJECT METHOD / MATHEMATICS / COMPETENCE / MATHEMATICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна, Грачева Лилия Александровна

Сегодня трудно представить обучение в университете без проектного подхода. Студенты выполняют проекты по всем предметам и на различные темы. Математика довольно абстрактный предмет. Это затрудняет его изучение студентами. В этом вопросе на помощь приходят проекты, показывающие прикладное значение математики, ее связь с другими предметами, с жизнью. Проекты помогают студентам лучше понять тему, проявить свой творческий потенциал. В процессе реализации проектных задач происходит развитие познавательных навыков, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, умения самостоятельно производить и проектировать знания и многое другое. Студенты также осуществляют межпредметные проекты, которые показывают связь математики с повседневной жизнью, с другими предметами. По результатам реализации проектов проводится научно-практическая конференция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна, Грачева Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE PROJECT APPROACH IN THE MATHEMATICAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

Today, it is difficult to imagine studying at a University without a project approach. Students carry out projects in all subjects and diverse topics. Mathematics is a rather abstract subject. This makes it difficult for students to study it. In this matter, projects come to the rescue, showing the applied value of mathematics, its connection with other subjects, with life. Projects help students to better understand the topic, to show their creativity. In the process of implementation of project tasks there is a development of cognitive skills, the ability to independently navigate in the information space, the ability to independently produce and design knowledge and much more. Students also carried out cross-subject projects that showed the connection of mathematics with everyday life, with other subjects. According to the results of the projects, a scientific and practical conference was held.

Текст научной работы на тему «Использование проектного подхода в математической подготовке студентов вузов»

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Сергеева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И.Носова» (г. Магнитогорск); старший преподаватель Грачева Лилия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И.Носова» (г. Магнитогорск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. Сегодня трудно представить обучение в университете без проектного подхода. Студенты выполняют проекты по всем предметам и на различные темы. Математика - довольно абстрактный предмет. Это затрудняет его изучение студентами. В этом вопросе на помощь приходят проекты, показывающие прикладное значение математики, ее связь с другими предметами, с жизнью. Проекты помогают студентам лучше понять тему, проявить свой творческий потенциал. В процессе реализации проектных задач происходит развитие познавательных навыков, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, умения самостоятельно производить и проектировать знания и многое другое. Студенты также осуществляют межпредметные проекты, которые показывают связь математики с повседневной жизнью, с другими предметами. По результатам реализации проектов проводится научно-практическая конференция.

Ключевые слова: проект, метод проектов, математика, компетентность, математическая компетентность.

Annotation. Today, it is difficult to imagine studying at a University without a project approach. Students carry out projects in all subjects and diverse topics. Mathematics is a rather abstract subject. This makes it difficult for students to study it. In this matter, projects come to the rescue, showing the applied value of mathematics, its connection with other subjects, with life. Projects help students to better understand the topic, to show their creativity. In the process of implementation of project tasks there is a development of cognitive skills, the ability to independently navigate in the information space, the ability to independently produce and design knowledge and much more. Students also carried out cross-subject projects that showed the connection of mathematics with everyday life, with other subjects. According to the results of the projects, a scientific and practical conference was held.

Keywords: project, project method, mathematics, competence, mathematical competence.

Введение. Современная промышленность России находится не в лучшем экономическом положении. Большинство российских предприятий выпускают продукцию более низкого качества, чем зарубежные аналоги; поэтому, им трудно конкурировать на отечественном и мировом рынках. Причин такого положения много. Это наличие старых технологий на производстве, слабое использование современных достижений науки и техники. Но, одной из основных причин отставания отечественной промышленности является недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности специалистов.

Современный ведущий специалист производства должен быть широко образованным, профессионально грамотным, мобильным, способным к дальнейшему обучению и творческому росту, к использованию современного новейшего оборудования, готовым самостоятельно принимать важные профессиональные решения [1].

Важнейшей задачей высшего профессионального образования в вузе является обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности выпускников, необходимым элементом которой можно назвать математическую подготовку студентов, высокий уровень их математической компетентности. Проведя анализ научно-педагогической литературы и Государственного образовательного стандарта, мы можем сделать вывод о том, что в процессе математической подготовки создаются объективные условия для повышения эффективности процесса развития математической компетентности студентов университета на основе проектного подхода [1].

Изложение основного материала статьи. Одной из составляющих математической компетентности является личностная, которая включает в себя: коммуникативные качества (коммуникабельность, способность к сотрудничеству, умение вести диалог), качества личности (самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять знания), качества мышления (гибкость, абстрактность мышления, системное и экспертное мышление). Применение проектного подхода в математической подготовке способствует развитию этой личностной составляющей математической компетентности, а значит, способствует развитию математической компетентности студентов в целом.

Теоретическими и методическими основами проектной деятельности посвящены труды Дж. Дьюи [2], И. Д. Чечеля [3], Д. Килпатрика [11], Е. С. Полат [4], Л. Б. Переверзева [5], Н. А. Краля [6], В.И.Слободчикова [10]. Однако, применение проектного подхода к формированию математической компетентности студентов вузов, как части их профессиональной компетентности, находится на стадии формирования и пока является новой образовательной технологией, хотя отдельные аспекты проектного подхода в математической подготовке студентов рассматривались учеными.

Проектный подход предполагает применение большого спектра исследовательских, поисковых и проблемных методов, ориентированных на четко заданный результат - решение поставленной проблемы. Также данный подход помогает разработать проблему целиком, с привлечением знаний из других областей, с учетом различных факторов и условий ее решения [9].

Основу проектного подхода в обучении составлеют:

1) развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,

2) развитие критического мышления.

При проектном подходе в математическом образовании рассматривается применение интегрированных знаний из разнообразных областей науки и техники, экономики, искусства.

Давно доказано учеными, что студенты проявляют больший интерес к изучению предмета, когда решают задачи, похожие на встречающиеся в жизни. Грамотно спланированные проекты стимулируют исследовательские способности студентов.

Проектный подход возник благодаря распространению метода проектов. Метод проектов возник вначале 19 века. Появился он в США, его основоположником является американский философ и педагог Дж. Дьюи, затем этот метод развивался его учениками. В основе метода проектов лежит метод проблем. Одним из учеников Дьюи был В. Килпатрик, обозначивший понятие «проект» как «от души выполняемый замысел». Основная идея данной научной школы: «Выполняемая ребенком учебная деятельность строится по принципу «Все из жизни, все для жизни». Обучение велось на активной основе, учитывая личный интерес ребенка, поэтому дети учились с увлечением [9].

Идеи проектного обучения в России стали разрабатываться примерно в это же время. В 20-х годах прошлого столетия метод проектов привлек внимание советских педагогов. Был сделан большой перегиб с использованием проектов и в итоге от этого метода отказались.

В настоящее время метод проектов актуален, т.к. требуются компетентные специалисты. А компетентный специалист должен понимать смысл и предназначение своей работы, сам ставить профессиональные задачи и их решать, отстаивать свою позицию по данному вопросу. Возникает насущная потребность обучения проектированию. В наши дни в России одним из основных разработчиков этого метода является Е.С.Полат [4, 9].

Ключевым словом понятия «метод проектов» является понятие «проект».

С точки зрения И.Д.Чечеля, работы которого посвящены исследовательским проектам, проект - это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности [3]. Мы проект рассматриваем как самостоятельную творческую работу студента, выполненную по заданной теме самостоятельно или в группе при консультировании педагога [7, 8].

А проектирование - это процесс разработки заданной темы и его фиксации в какой-то форме - в виде буклета, альбома, макета, мультимедийной презентации и т.д [7, 8].

Проектное обучение представляет собой такую организацию образовательного процесса, которая направлена на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по заданным признакам информации, ее интерпретации, обоснования и корректировки полученного продукта, самооценки студентами своей деятельности и презентации результата. При проектном обучении у студентов становится выше мотивация учения, ведь, обучение для них имеет существенный личностный смысл.

Мы выделяем в проектном процессе четыре стадии:

1. Организационный (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования).

2. Деятельностный (выдвижение гипотезы, непосредственная разработка проекта).

3. Рефлексивный (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).

4. Итоговый (корректировка, составление документации).

При проектном подходе в образовании студент самостоятельно получает нужные знания, ищет ответы на поставленные вопросы.

Проектный подход в образовании требует замены одного из давних принципов обучения -инструкционизма на конструкционизм [1]. Вместо действий по инструкции студент самостоятельно находит правильные ответы на поставленные вопросы, он сам ищет пути, способы, средства достижения цели.

Преподаватель при таком подходе в обучении - это разработчик задания, координатор действий студентов, независимый консультант.

В отличие от традиционного обучения при проектном подходе в обучении студенты не выполняют конкретные указания деятельности, а осуществляют самостоятельную деятельность; не просто получают «готовое знание», а сами добывают его, следовательно, понимают сущность изучаемого; студенты видят практическое применение теории.

Основными принципами проектного подхода в математической подготовке студентов мы видим:

- принцип самоорганизации учебной деятельности студентов;

- принцип практической направленности математической подготовки;

- принцип интеграции знаний из различных областей науки и техники;

- принцип систематичности, последовательности и целостности разработки проблем (задач) в процессе математической подготовки (с учетом различных факторов и условий их решения);

- принцип «сотрудничества»;

- принцип индивидуализации;

- конструкционизм в обучении (т.е. необходимые знания и правильные ответы студент добывает самостоятельно; преподаватель лишь консультирует студента).

Приведем примеры студенческих проектов, связанных с решением профессиональных задач, в которых математика выполняет прикладную функцию. Студентам в процессе изучении темы «Кривые второго порядка и пространственные тела» предлагалась тема: «Необычные фигуры в нашем мире». По этой теме студенты выполнили макеты фигур, геометрических тел, подготовили мультимедийные презентации, рефераты. Самые удачные проекты («Невозможные фигуры», «Треугольник Пенроуза», «Невозможный треугольник Реутерсварда», «Лента Мебиуса») были творческими, выполненными с фантазией.

С интересом студенты выполняют проекты, отражающие связь математики с обычной жизнью. Например, изучая математическую статистику, студенты выполняли групповые проекты по теме «Связь спорта и математики». Особый интерес в группах вызвала тема «Жизнь и математика». По ней были представлены групповые проекты создания собственного дома, дачи, будущего уличного кафе, проекты по связи математики и законов природы, связи математики и пчеловодства. По результатам создания проектов проводились семинары и конференции [1].

Выводы. Учебным результатом осуществления проектного подхода в процессе математической подготовки студентов выступает опыт приобретения проектировочной деятельности, способность и готовность создавать и защищать собственный продукт, вообще, опыт самостоятельного сбора и обработки информации по нужной тематике, а также полученные теоретические знания по разделам математики, экономики, др. дисциплин, способность и готовность применять и совершенствовать знания на практике, т.е. формирование и развитие математической компетентности студента [1].

Выпускники вузов, обладающие опытом творческой, проектной деятельности, легче адаптируются в современных экономических условиях, имеют более высокий уровень профессиональной компетентности, они конкурентоспособнее на рынке труда.

Литература:

1. Сергеева, Е.В. Развитие математической компетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки по техническим профилям: дис. ... канд. пед. наук/ Е. В. Сергеева. -Екатеринбург, 2017. - 179 с. http://ds.rsvpu.ru/sites/default/files/2017/sergeeva_e.v._dissertaciya.pdf

2. Dewey, J. How we think: a restatement of the relationship of reflecting thinking to the educative process // The later works of John Dewey. Vol. 8. Carbondale, 1933.

3. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике школы / И. Д. Чечель // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М. : Сентябрь, 1998. -С. 83-128.

4. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие./ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М., 2007.

5. Переверзев, Л. Б. Проектный подход и требования к учителю/ Л. Б. Переверзев // Школа и производство. - 2002. - № 1.-С. 14-16.

6. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Н. А. Краля; под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

7. Сергеева, Е. В. Интеграция проектного и компетентностного подходов в математическом образовании студентов технических университетов. / Е. В. Сергеева // Вестник ПГЛУ. - 2010. - № 2, С. 281-285.

8. Сергеева, Е. В. Критерии, определяющие уровень развития математической компетентности студентов. - [Электронный ресурс] / Е. В. Сергеева // Мир науки: Интернет - журнал. - 2016. - Т.4. - № 1.-Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN116.pdf

9. Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. - 2003. -№ 6. - С. 96-111

10. Слободчиков, В. И. Основы проектирования развивающего обучения / В. И. Слободчиков. -Петрозаводск, 1996.

11. Kilpatrick, W. H. Dewey's Influence on Education // P. A. Shipp & L. E. Hahn (eds.) The Philosophy of John Dewey. Illinois, 1989.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сибаева Гульсасак Мубараковна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай); кандидат педагогических наук, доцент Махмутов Юнир Мидхатович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБОБЩЕННЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье раскрывается специфика понятия «обобщенные умения» путем выявления особенностей учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов.

Ключевые слова: умения, обобщенные умения, учебно-профессиональная деятельность. Annotation. The article reveals the specifics of the concept of «generalized skills»by identifying the features of the educational and professional activities of future teachers.

Keywords: skills, generalized skills, educational and professional activities.

Введение. Процесс совершенствования профессиональной психолого-педагогической подготовки непрерывен. Широкое распространение в решении проблемы получила концепция, согласно которой профессиональное образование в первую очередь должно обеспечивать развитие личности путем организации его учебно-профессиональной деятельности.

Сущность и содержание учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов обуславливается современными тенденциями развития образования. На наш взгляд, успешность учебно-профессиональной деятельности студентов определяется уровнем сформированности обобщенных умений.

Изложение основного материала статьи. Особенности учебно-профессиональной деятельности определяют процесс формирования обобщенных умений будущих педагогов.

Одна из особенностей учебной деятельности представлена в определении И.А. Зимней, рассматриваемая как «деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий» [5, с. 193]. Данное определение позволяет нам ориентировать учебную деятельность будущих педагогов на формирование обобщенных учебно-профессиональных умений.

Обобщенные умения мы рассматриваем как умения, основанные на понимании студентами научных основ и структуры деятельности, самостоятельном определении рациональной последовательности выполнения операций и действий, из которых она состоит. Владея обобщенными умениями, будущие педагоги могут использовать их при решении широкого круга учебно-профессиональных задач.

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы и особенности учебно-профессиональной деятельности, мы выделяем три группы обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов:

1) мотивационно-смысловые умения:

- умение понимать значимость своей профессии;

- умение сотрудничать и устанавливать психологический контакт;

- умение понять позицию другого в общении;

2) деятельностные умения:

- умение правильно диагностировать педагогическое явление;

- умение прогнозировать педагогический процесс, развитие личности коллектива;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.