Научная статья на тему 'Дистанционное обучение при изучении математики'

Дистанционное обучение при изучении математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1190
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИКА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / ПРОЕКТ / DISTANCE EDUCATION / MATHEMATICS / E-LEARNING PORTAL / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

Дистанционное образование по математике новая, современная востребованная технология, которая помогает сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально, имеет широкое практическое значение. Дистанционное образование появилось уже во многих вузах страны. Сегодня элементы дистанционного обучения необходимо вводить и на очном обучении, поэтому в вузах сейчас появились образовательные порталы, где преподаватели выкладывают лекционный и практический материал для студентов, проводят онлайн-консультации, общаются со студентами по изученным темам в чатах. Современное дистанционное образование имеет много преимуществ, но есть и недостатки. Самый существенный из них заключается в том, что дистанционное образование подойдет только для целеустремленных, мотивированных на учебу молодых людей, так как им приходится много самостоятельно заниматься.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISTANCE LEARNING IN THE STUDY OF MATHEMATICS

Distance education in mathematics is a new, modern, popular technology that helps to make learning more qualitative and affordable. The creation of distance learning mathematics is relevant, has a wide practical value. Distance education has already appeared in many universities of the country. Today, the elements of distance learning should be introduced in full-time education, so the universities now have educational portals, where teachers spread lecture and practical material for students, conduct online consultations, communicate with students on the topics studied in chat rooms. Modern distance education has many advantages, but there are also disadvantages. The most significant of them is that distance education is suitable only for purposeful, motivated young people, because they have a lot of self-study.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение при изучении математики»

У детей с ОНР вместо синонимов чаще наблюдаются повторы заданного слова, слова связанные со словом - стимулом синтагматическими связями, или просто отказы ответа.

Большинство ошибочных ответов у детей с ОНР III уровня и у детей с нормальным речевым развитием имеют сходный характер. Это указывает на общность формирования парадигматических отношений у детей.

Поэтому необходима разработка и реализация системы коррекционной работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР Iii уровня с учётом структуры речевого дефекта.

Литература:

1. Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. - М.: Наука, 1990. - С. 150-249.

2. Жулина Е.В. Рысина Н.С. Авторские логостихи в дифференцированной коррекции лексических нарушений у старших дошкольников с ОНР // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. С. 120-123.

3. Лесун Е.Л. Отечественные подходы к проблеме изучения и развития семантических полей у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Новокузнецк: Изд. ИПК, 2003. С. 83-85

4. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективные исследования динамики семантических систем // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. - М.: Наука, - 1971. - С. 27-63.

5. Медведева Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением речи // Вестник Мининского университета. - 2014. - №3. - С. 21-24.

6. Медведева Е.Ю., Ольхина ЕА. Своеобразие семантического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология.-сборник научных трудов. - Ялта., 2018. Вып. 59-4, С. 68-71.

7. Свиридова Д.В., Медведева Е.Ю. Особенности лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. - Ялта, 2018. Вып. 59-4, С. 234-237.

8. Серебрякова Н. В., Парамонова Л. Г. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение Межвузовский сборник. - Л., - 1986. - С. 41-47.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, ст. преподаватель Сергеева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Дистанционное образование по математике - новая, современная востребованная технология, которая помогает сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально, имеет широкое практическое значение. Дистанционное образование появилось уже во многих вузах страны. Сегодня элементы дистанционного обучения необходимо вводить и на очном обучении, поэтому в вузах сейчас появились образовательные порталы, где преподаватели выкладывают лекционный и практический материал для студентов, проводят онлайн-консультации, общаются со студентами по изученным темам в чатах. Современное дистанционное образование имеет много преимуществ, но есть и недостатки. Самый существенный из них заключается в том, что дистанционное образование подойдет только для целеустремленных, мотивированных на учебу молодых людей, так как им приходится много самостоятельно заниматься.

Ключевые слова: дистанционное образование, математика, электронный образовательный портал, проект.

Annotation. Distance education in mathematics is a new, modern, popular technology that helps to make learning more qualitative and affordable. The creation of distance learning mathematics is relevant, has a wide practical value. Distance education has already appeared in many universities of the country. Today, the elements of distance learning should be introduced in full-time education, so the universities now have educational portals, where teachers spread lecture and practical material for students, conduct online consultations, communicate with students on the topics studied in chat rooms. Modern distance education has many advantages, but there are also disadvantages. The most significant of them is that distance education is suitable only for purposeful, motivated young people, because they have a lot of self-study.

Keywords: distance education, mathematics, e-learning portal, project.

Введение. Всем известно со школьной скамьи, что "Математика - царица всех наук...". Это знаменитое высказывание принадлежит известному немецкому ученому 18—19 веков Карлу Фридриху Гауссу. Математика во все времена была, есть и будет, основополагающей наукой и ее роль в обществе будет лишь расти.

В современном обществе образование проходит красной нитью через всю жизнь человека: садик -школа - вуз (колледж) - курсы повышения квалификации, самообразование. Без базовой математической подготовки ни на одном из этих этапов не обойтись. Особенно актуальна хорошая качественная математическая подготовка для будущих специалистов в области математики, физики, экономики, финансов, информатики, техники и т.д.

Если рассмотреть современные образовательные стандарты для технических и экономических специальностей вузов, то мы увидим, что количество аудиторных часов, отводимых на изучение математики, снижено, по сравнению с предыдущими образовательными стандартами. Как же быть, каким образом студенты вузов должны получить качественную математическую подготовку за минимальное количество аудиторных часов? Как быть, если человек хочет учиться в вузе, но не может посещать каждый день занятия в силу проблем со здоровьем или потому что работает? Здесь на помощь приходит дистанционное

образование. До настоящего времени в нашей стране была очень популярна заочная форма обучения, когда студенты и преподаватель встречались два раза в год на сессиях. Студенты прослушивали небольшой курс установочных лекций, получали от преподавателя печатный материал по рассмотренным темам для дальнейшего изучения, а дальше по полгода учились самостоятельно. Сейчас с развитием компьютерных технологий, распространением сети Интернет наряду с заочным обучением появилось дистанционное обучение.

Изложение основного материала статьи. Система дистанционного обучения в вузе — это форма обучения, базирующаяся преимущественно на самостоятельном получении студентами знаний, компетенций по различным темам, преподаватель лишь направляет студентов и консультирует. Взаимодействие преподавателя и студентов осуществляется с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Дистанционное обучение предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий.

А для чего, где и когда возникло дистанционное обучение?

Сначала в конце 18 века в странах Европы возникает "корреспондентское обучение", связано это с развитием почтовой связи. При этом обучении ученики получали учебные материалы по почте, самостоятельно обучались, а затем сдавали экзамены педагогу или писали научную работу. В России такое дистанционное обучение появляется значительно позже, к концу 19 века.

Эпоха радио и телевидения вносит много усовершенствований в дистанционное обучение. При их использовании аудитория обучающихся возрастает во много раз. Но, у такого обучения было 2 существенных недостатка: во-первых, учащийся был привязан ко времени выхода передачи, и поэтому в силу ряда обстоятельств не всегда мог ее посмотреть, а во-вторых, отсутствовала обратная связь учащегося и педагога.

Первый в мире университет дистанционного образования появился в Великобритании в конце шестидесятых годов двадцатого века. Это был Открытый Университет Великобритании, который сразу завоевал популярность среди студентов за счет невысокой цены и наличия большого количества свободного времени у студентов. Немного позже подобные университеты появились во многих странах Европы [4].

С появлением персональных компьютеров в 80-х годах началась новая эра дистанционного обучения студентов. Первые компьютерные обучающие программы были выполнены в виде различных игр. В 1988 был запущен советско-американский проект «Школьная электронная почта», в котором участвовали американские школьники и школьники экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга. Но, официальной датой появления дистанционного обучения в России принято считать 30 мая 1997 года, после выхода приказа № 1050 Минобразования России, разрешающего осуществлять дистанционное обучения в сфере образования [4].

С развитием компьютерных технологий и сети Интернет дистанционное обучение опять выходит на новый уровень. В наши дни, наверное, нет ни одной школы, ни одного вуза, где дистанционно не изучаются хотя бы отдельные темы, отдельные задания. Благодаря Интернету появились огромные возможности использования дистанционного обучения, значительно большие, чем при использовании радио и телевидения. Интернет технологии позволяют общаться и получать обратную связь от любого студента, как далеко от преподавателя он бы ни находился. Появилась возможность, благодаря «быстрому Интернету» проводить онлайн семинары (вебинары) для обучающихся.

При дистанционном образовании в вузе необходимо создание доступной информационной и учебно-научно-образовательной среды; формирования «самообучающихся» электронных образовательных модулей, ориентированных на использование информационных технологий.

Дистанционное образование по математике - новая, современная востребованная технология, которая помогает сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально, имеет широкое практическое значение. Дистанционное образование появилось уже во многих вузах страны. Сегодня элементы дистанционного обучения необходимо вводить и на очном обучении, поэтому в вузах сейчас появились образовательные порталы, где преподаватели выкладывают лекционный и практический материал для студентов, проводят онлайн консультации, общаются со студентами по изученным темам в чатах. В случае пропуска занятия по болезни или по другим уважительным причинам, студент выходит на образовательный портал и изучает самостоятельно материал, пропущенный на занятии, проверяет полученные знания в ходе выполнения контрольных и тестовых заданий на портале.

Современное дистанционное образование имеет много преимуществ, например такие как:

1) индивидуализация учебного процесса по максимуму,

2) дифференцированный подход к каждому студенту,

3) разнообразие образовательных услуг, которые обеспечивает дистанционная форма обучения,

4) гибкость организационной структуры дистанционного обучения дает возможность совмещения образования с другими видами деятельности,

5) самостоятельный выбор темпа обучения; и многое другое.

При дистанционном обучении происходит ориентация студентов на процесс самообразования, и здесь кроется самая большая проблема. Не все студенты готовы к процессу самообразования. Многие студенты лучше посмотрят интересный для них фильм, проведут свободное время с друзьями, родственниками и т.д., чем займутся самообразованием. Дистанционное образование подойдет только для целеустремленных, мотивированных на учебу молодых людей, и вот в этом заключается большой существенный недостаток дистанционного образования.

Еще одной проблемой дистанционного образования в вузе является низкий уровень школьной подготовки по предмету. Хорошо подготовленным студентам достаточно объяснить основы темы, даже если им не совсем ясна картина нового знания в целом, то в процессе работы по образцам они, опираясь на развитую интуицию, логическое мышление, информацию в Интернете, могут разобраться с непонятными вопросами. Слабые студенты часто самостоятельно разобраться с новым материалом не могут, у них не получается самим найти ответы на возникающие вопросы, они справляются с работой только если есть четкий алгоритм выполнения действий и абсолютно похожие разобранные задания.

Если студент, приходя в вуз, имеет слабую математическую подготовку, то ему непонятно на занятии, а значит и не интересно, и при этом неважно, в какой форме проходит обучение: очно или дистанционно. Для

того, чтобы заинтересовать студента математикой, показать ее практическое применение мы используем в дистанционном обучении проекты.

Мы под проектом понимаем самостоятельную творческую работу студента, выполненную по заданной теме самостоятельно или в группе при консультировании педагога [1, 2].

А проектирование - это процесс разработки заданной темы и его фиксации в какой-то форме - в виде буклета, альбома, макета, мультимедийной презентации и т.д. [1, 2].

По нескольким крупным темам, изучаемым за семестр, студенты получают задание по выполнению проекта. Часто эти проекты нацелены на то, чтобы показать применение изученного материала по математике в жизни и смежных дисциплинах. При работе над проектом у студентов есть тема проекта, перечень основных моментов, которые должны быть отражены в проекте, а дальше они свободны в выборе формы и содержания проекта. Проекты могут быть выполнены лично или в группе. Перед началом работы над проектом, студентам должны быть известны четкие критерии оценивания проекта. Применяя проекты при изучении математики, мы мотивируем студентов на учебный процесс, заинтересовываем их в получении знаний, ведь, учеба для них тогда имеет существенный личностный смысл. Выполненные проекты студенты присылают на образовательный портал, для предварительного ознакомления преподавателю. Возможно, преподаватель посоветует внести какие-либо коррективы в проект. Затем у студентов есть время доработать свой проект. По результатам работы над проектами проводятся онлайн-семинары, на которых студенты защищают свою работу.

Выводы. Дистанционное образование очень разнообразно по способам реализации содержания обучения, соответствующего учебным программам. Многообразие форм занятий, методов и средств обучения, использующихся при дистанционном курсе математики, помогает достигать поставленных целей обучения. При дистанционной системе обучения можно использовать следующие формы занятий: лекции, «он-лайн» семинары (вебинары), лабораторные занятия, контрольные работы, тесты, «он-лайн» зачеты и экзамены, консультации (в чате), самостоятельные работы и др. Мы считаем, что в будущем дистанционное обучение будет востребовано еще больше, чем сейчас.

Для того, чтобы математика не воспринималась студентами абстрактно, чтобы заинтересовать студентов заниматься математикой, мы среди заданий еще используем проекты, тем более, что специалисты, вышедшие из стен вузов, знакомые с творческой, проектной работой, легче находят «свое место» в современном мире, более компетентны на профессиональном уровне, имеют выше конкурентоспособность на рынке труда.

Литература:

1. Сергеева, Е. В. Интеграция проектного и компетентностного подходов в математическом образовании студентов технических университетов. / Е. В. Сергеева // Вестник ПГЛУ. - 2010. - № 2, С. 281-285.

2. Сергеева, Е. В. Критерии, определяющие уровень развития математической компетентности студентов. - [Электронный ресурс] / Е. В. Сергеева // Мир науки: Интернет - журнал. - 2016. - Т.4. - № 1.-Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN116.pdf

3. Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. - 2003. -№ 6. - С. 96-111

4. Хуторский, А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов /А.В. Хуторской // Современная дидактика. Учебник для вузов серия: учебник нового века. - М., 2017.

5. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике школы / И. Д. Чечель // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. -С. 83-128.

6. Dewey, J. How we think: a restatement of the relationship of reflecting thinking to the educative process // The later works of John Dewey. Vol. 8. Carbondale, 1933.

7. Kilpatrick, W. H. Dewey's Influence on Education // P. A. Shipp & L. E. Hahn (eds.) The Philosophy of John Dewey. Illinois, 1989.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИЛОВОГО ТРОЕБОРЬЯ

Аннотация. Статья посвящена методическим аспектам, связанным с трудностями подготовки обучающихся по силовому троеборью, в связи с отсутствием тщательно проработанной методики процессов овладевания и оттачивания техники упражнений. Рассматриваются общие принципы на которых строится тренировочный процесс в силовом троеборье и делается остановка на каждом. Описываются различные основные методы применяемые в учебно-тренировочном процессе по силовому троеборью и создают правильное представление у обучающихся о технике выполнения упражнений. Определено, что выбор методов и приемов подготовки в силовом троеборье зависит от мастерства обучающихся, квалификации тренера-преподавателя и его творческой активности. Говорится, что двигательные навыки занимают в человеческой жизни серьезное место. Доказывается, что понятия двигательных умений и навыков, имеют непосредственное отношение к практическим сторонам способностей совершения двигательных действий. Сделаны выводы, что от характера и особенностей двигательных действий, а также специфики и необходимого уровня проявления физических качеств, зависят главные задачи обучения в силовом троеборье.

Ключевые слова: обучающиеся, спортивное мастерство, силовое троеборье, принципы обучения, методы обучения, двигательные действия.

Annotation. The article is devoted to the methodological aspects associated with the difficulties of training students in power triathlon, due to the lack of a well-developed methods of mastering and honing the technique of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.