того, чтобы заинтересовать студента математикой, показать ее практическое применение мы используем в дистанционном обучении проекты.
Мы под проектом понимаем самостоятельную творческую работу студента, выполненную по заданной теме самостоятельно или в группе при консультировании педагога [1, 2].
А проектирование - это процесс разработки заданной темы и его фиксации в какой-то форме - в виде буклета, альбома, макета, мультимедийной презентации и т.д. [1, 2].
По нескольким крупным темам, изучаемым за семестр, студенты получают задание по выполнению проекта. Часто эти проекты нацелены на то, чтобы показать применение изученного материала по математике в жизни и смежных дисциплинах. При работе над проектом у студентов есть тема проекта, перечень основных моментов, которые должны быть отражены в проекте, а дальше они свободны в выборе формы и содержания проекта. Проекты могут быть выполнены лично или в группе. Перед началом работы над проектом, студентам должны быть известны четкие критерии оценивания проекта. Применяя проекты при изучении математики, мы мотивируем студентов на учебный процесс, заинтересовываем их в получении знаний, ведь, учеба для них тогда имеет существенный личностный смысл. Выполненные проекты студенты присылают на образовательный портал, для предварительного ознакомления преподавателю. Возможно, преподаватель посоветует внести какие-либо коррективы в проект. Затем у студентов есть время доработать свой проект. По результатам работы над проектами проводятся онлайн-семинары, на которых студенты защищают свою работу.
Выводы. Дистанционное образование очень разнообразно по способам реализации содержания обучения, соответствующего учебным программам. Многообразие форм занятий, методов и средств обучения, использующихся при дистанционном курсе математики, помогает достигать поставленных целей обучения. При дистанционной системе обучения можно использовать следующие формы занятий: лекции, «он-лайн» семинары (вебинары), лабораторные занятия, контрольные работы, тесты, «он-лайн» зачеты и экзамены, консультации (в чате), самостоятельные работы и др. Мы считаем, что в будущем дистанционное обучение будет востребовано еще больше, чем сейчас.
Для того, чтобы математика не воспринималась студентами абстрактно, чтобы заинтересовать студентов заниматься математикой, мы среди заданий еще используем проекты, тем более, что специалисты, вышедшие из стен вузов, знакомые с творческой, проектной работой, легче находят «свое место» в современном мире, более компетентны на профессиональном уровне, имеют выше конкурентоспособность на рынке труда.
Литература:
1. Сергеева, Е. В. Интеграция проектного и компетентностного подходов в математическом образовании студентов технических университетов. / Е. В. Сергеева // Вестник ПГЛУ. - 2010. - № 2, С. 281-285.
2. Сергеева, Е. В. Критерии, определяющие уровень развития математической компетентности студентов. - [Электронный ресурс] / Е. В. Сергеева // Мир науки: Интернет - журнал. - 2016. - Т.4. - № 1.-Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN116.pdf
3. Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. - 2003. -№ 6. - С. 96-111
4. Хуторский, А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов /А.В. Хуторской // Современная дидактика. Учебник для вузов серия: учебник нового века. - М., 2017.
5. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике школы / И. Д. Чечель // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. -С. 83-128.
6. Dewey, J. How we think: a restatement of the relationship of reflecting thinking to the educative process // The later works of John Dewey. Vol. 8. Carbondale, 1933.
7. Kilpatrick, W. H. Dewey's Influence on Education // P. A. Shipp & L. E. Hahn (eds.) The Philosophy of John Dewey. Illinois, 1989.
Педагогика
УДК 377
доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт
Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИЛОВОГО ТРОЕБОРЬЯ
Аннотация. Статья посвящена методическим аспектам, связанным с трудностями подготовки обучающихся по силовому троеборью, в связи с отсутствием тщательно проработанной методики процессов овладевания и оттачивания техники упражнений. Рассматриваются общие принципы на которых строится тренировочный процесс в силовом троеборье и делается остановка на каждом. Описываются различные основные методы применяемые в учебно-тренировочном процессе по силовому троеборью и создают правильное представление у обучающихся о технике выполнения упражнений. Определено, что выбор методов и приемов подготовки в силовом троеборье зависит от мастерства обучающихся, квалификации тренера-преподавателя и его творческой активности. Говорится, что двигательные навыки занимают в человеческой жизни серьезное место. Доказывается, что понятия двигательных умений и навыков, имеют непосредственное отношение к практическим сторонам способностей совершения двигательных действий. Сделаны выводы, что от характера и особенностей двигательных действий, а также специфики и необходимого уровня проявления физических качеств, зависят главные задачи обучения в силовом троеборье.
Ключевые слова: обучающиеся, спортивное мастерство, силовое троеборье, принципы обучения, методы обучения, двигательные действия.
Annotation. The article is devoted to the methodological aspects associated with the difficulties of training students in power triathlon, due to the lack of a well-developed methods of mastering and honing the technique of
exercises. The General principles on which the training process is based in the power triathlon and stops at each. Describes the various basic methods used in the training process for power triathlon and create the correct understanding of the students about the technique of exercise. It is determined that the choice of methods and techniques of training in the power triathlon depends on the skill of students, the qualification of the trainer-teacher and his creative activity. It is said that motor skills occupy a serious place in human life. It is proved that the concepts of motor skills are directly related to the practical aspects of the ability to perform motor actions. It is concluded that the main tasks of training in power triathlon depend on the nature and features of motor actions, as well as the specifics and the necessary level of manifestation of physical qualities.
Keywords: students, sports skills, power triathlon, principles of training, teaching methods, motor actions.
Введение. Для обучающихся, находящихся на начальных этапах и путях повышения спортивного мастерства, где тренировки содержат в себе изучение нового и оттачивания усвоенного, используют определение учебно-тренировочное занятие. Обучение и тренировка - являются неотъемлемыми сторонами учебно-тренировочного процесса. Обучающиеся, добившиеся высоких уровней спортивного мастерства, тренируются в рамках уровня профессиональной подготовки [5].
Слабыми звеньями технической подготовки силовых троеборцев являются овладевание и оттачивание техники упражнений, в связи с тем, что отсутствует важная, глубоко проработанная методика данных процессов.
Приобретение умений и их преобразование в прочный навык - является главным направлением обучения в силовом троеборье. Двигательный навык в силовом троеборье охарактеризовывается осознанием, прочностью, автоматизмом, подвижностью, а также вариативностью. Прочность двигательных навыков в силовом троеборье основана условно-рефлекторными связями, упроченными большим количеством повторений. Исходя из целей, вариативность позволяет менять по ходу форму отточенных движений и связанные с ними психо-физиологические качества в пределах конкретной тематики [9].
В силовом троеборье обучение технике выполнения упражнений сопряжено с изучением различных двигательных действий, а учебно-тренировочный процесс строится основываясь на главных принципах спортивной деятельности и базируется на общебиологических принципах происхождения двигательных умений и навыков, имея свою специфику.
Оттачивание правильной техники выполнения движений в силовом троеборье осуществляется во всем тренировочном процессе обучающихся и является важной составляющей роста его тренировочного мастерства.
Изложение основного материала статьи. Педагогической основой в обучении и тренировках являются дидактические принципы, выражающие методические аспекты педагогического процесса, являющиеся при реализации образовательных и воспитательных вопросов, обязательными [1, 6].
К ним относятся принципы:
- осознанности и активности;
- наглядности;
- доступности и индивидуального подхода;
- системности;
- динамичности.
Принцип осознанности и активности. Результат учебно-тренировочного процесса в силовом троеборье, определяется во многом тем, как осознанно и как активно сами обучающиеся относятся к делу. Понимание смысла поставленных задач и нестандартное отношение к ним ускоряют обучение, а также благоприятствуют результативности. Чрезвычайно важно, для воплощения данного принципа, уметь тренеру-преподавателю силового троеборья, через слово, заинтересовать обучающихся предметом, изучаемый материал объяснять доходчиво, научить пониманию его целей и задач, запустить процесс самообучения и самовоспитания.
Принцип наглядности. Наглядность в силовом троеборье конкретно относится к обучению, она способна ускорить о чем-либо представление и облегчить усвоение материалов. Она подразумевает широкое применение зрительных и звуковых анализаторов. В силовом троеборье зрительное восприятие играет важную роль при обучении. В сознании обучающихся оно дает объективное представление техники. Важным среди методов наглядности является образцовое выполнение движений самим тренером-преподавателем силового троеборья или лучшим обучающимся. Выполнение осуществляется в целом, далее по элементам, затем вновь полностью. Элементы техники, зачастую, лучше воспринимаются с использованием рисунков, плакатов, фото и видео съемки, макетов.
Наглядность, играет крайне серьезную роль в силовом троеборье, при изучении соревновательных упражнений, так как деятельность обучающихся в основном носит практический характер. Основными средствами, обеспечивающими соблюдение данного принципа являются: рисунки, плакаты, фотографии, схемы, показ упражнений и краткое объяснение, просмотр различных видео и фильмов с выступлениями чемпионов по силовому троеборью.
Принцип доступности и индивидуального подхода. Данный принцип в силовом троеборье показывает правильное распределение изучаемых материалов во всем периоде обучения новых технических приемов и тренировочных нагрузок.
Учитывая данный принцип следует выстраивать обучение и воспитание в зависимости от возможностей и особенностей обучающихся, их пола и возраста, уровня их мастерства. Важное значение данного принципа объясняется тем, что в силовом троеборье интенсивным воздействиям, подвержены жизненно-важные функции организма. Следует распределять изучаемый материал так, чтобы для усвоения и без угроз для здоровья, он был посилен. Непосредственно от длительности усилий, координационной сложности и интенсивности, зависит доступность физических упражнений. Оптимальная мера доступности, означает полное соответствие возможностей с трудностями.
В данном случае, под индивидуальным подходом следует понимать такой процесс тренировок и такое применение его форм, средств и методов занятий, при которых воплощается индивидуальный подход к обучающимся. Индивидуальные особенности обучающихся не исключают общих свойств с другими атлетами. Поэтому принцип индивидуального подхода возможно совместить с общими требованиями к педагогическому процессу в силовом троеборье [4].
Суть принципа системности в силовом троеборье в регулярных, последовательных и взаимосвязанных тренировках и чередованием нагрузок и отдыха. Регулярные тренировки обеспечивают несоизмеримо больше эффекта, чем периодические. Небольшого перерыва достаточно, для начала угасания наработанных условно-рефлекторных связей, снижения уровня функциональных возможностей обучающихся и возможно регресс некоторых морфологических показателей. Бессистемное, хаотичное преподнесение материалов затрудняет и замедляет обучение. Следует выстраивать учебно-тренировочные занятия таким образом, чтобы технические основы выполнения соревновательных упражнений изучались на начальном этапе, а далее необходимо обучать по элементам, продвигаясь от более значительных к менее важным заданиям. Данная система позволяет рационально готовить обучающихся к соревнованиям и повышать их техническое мастерство [2].
Принцип динамичности является главным в системе подготовки по силовому троеборью. Он построен на накопленных количественных изменениях, которые предшествуют качественным сдвигам. Применение максимальных нагрузок, если следовать этому принципу обучения, проходит безболезненно, что в итоге положительно сказывается на результате. Интенсивно при этом развиваются сила, выносливость и скорость.
В силовом троеборье, не применяя на тренировках больших и максимальных нагрузок, невозможно добиться высоких результатов. В том случае когда нагрузки не выходят за пределы меры, когда наступает переутомление, то чем выше объемность нагрузки, тем более прочны и значительнее адаптационные процессы [7, 10]. Интенсивные нагрузки в данном случае содействуют восстановительным и сверхвосстановительным процессам.
Освоение вышеуказанных принципов обучения в силовом троеборье, тем самым, идет в процессе овладения знаниями теории, практических умений и навыков и составляет комплексный тренерско-педагогический процесс.
В ходе изучения практических навыков и техники в силовом троеборье используют всевозможные методы, целевая задача которых заключается в создании правильного и запоминающегося представления о выполнении упражнений. В силовом троеборье, из указанных и применяемых методов ни один не может в отдельном порядке обеспечить эффективное обучение техническим нюансам.
Основные методы обучения, применяемые в силовом троеборье: словесный, наглядных средств, упражнений, целостных упражнений, расчлененных упражнений, комбинированного и программированного обучений, применения технических средств, сопряженный, игровой, соревновательный, проверки мастерства [8, 13].
Словесный метод. При обучении технике в силовом троеборье, слово используется для оказания помощи в ходе выполнения упражнений, сопровождая разъяснениями, указаниями, заданиями, оценками, обсуждениями и отчетами. Слова нужны для того, чтобы показать обучающимся правильность соотношения между элементами упражнений. Разбор выполняемых упражнений при беседе, позволяет оценивать результаты обучения и ставить задачи на дальнейшие занятия. Слова обязаны являться точными и понятными. Нельзя проводить тренировки в силовом троеборье не объясняя упражнений тренером-преподавателем, не делая словесных замечаний по устранению ошибок в техническом выполнении упражнений [11, 16]. Подсказки и напоминания во время выполнения упражнений способны помочь сделать движения более правильными, проявлению мышечной силы или расслаблению. Наряду с обычным объяснением, тренер-преподаватель силового троеборья может применять и образное объяснение, используя ранее приобретенные навыки для этого.
Метод наглядных средств. Зрительное восприятие в силовом троеборье и зрительно-двигательные ощущения, создают в сознании обучающихся наиболее объективное представление о технике. Сюда относится показ видео, показ упражнений обучающимися более высокого мастерства, применение наглядных пособий, в виде рисунков, фотографий, схем, и т.д.
Воздействовать на двигательную сферу обучающихся главным образом позволяет метод упражнений. Он позволяет постепенно формироваться двигательным образам упражнений, двигательному умению, а вследствие навыку. Данный метод применяют в совокупности с вышеизложенными методами. Метод упражнений применяется как в целостном виде, так и расчлененного выполнения упражнения.
Метод целостных упражнений. По возможности изучаются действия в цельном виде с выделением деталей. Он актуален при обучении простым упражнениям.
Метод расчлененных упражнений применяют при разучивании двигательных действий в разобранном виде. К примеру, упражнение разделяется по фазам и обучающиеся отрабатывают каждую фазу отдельно, а затем в целом. Метод применим в обучении, в тренировках, при улучшении техники упражнений.
Применение комбинированного метода позволяет более целесообразнее регулировать нагрузки и отдых. Он позволяет поддерживать физическую работоспособность, положительные эмоции, психологический настрой. Данный метод является наиболее эффективным, объединяющим методы целостных и расчлененных упражнений.
При применении метода программированного обучения, обучающиеся занимаются по оптимальным программам годовых, месячных и недельных тренировочных планов с конкретно программированными упражнениями и точно дозированной нагрузки по объему и направленности.
Метод применения технических средств, позволяет методически грамотно показывать упражнения и нюансы их выполнения. Наиболее ценно например, использовать видео или фото камеры с дальнейшей демонстрацией обучающимся их исполнения техники упражнений. Важность данного метода в силовом троеборье заключена в возможности воспроизводить движения в динамике и в замедленном темпе, останавливаясь на отдельных фазах.
В различных вариантах подготовки, в силовом троеборье, сопряженный метод характеризуется решением нескольких тренировочных задач, к примеру улучшение физических качеств и оттачивание двигательных действий.
От сочетаний различных видов подготовки, зависят варианты сопряженного метода: физическо-техническая подготовка; тактико-техническая подготовка; физическо-тактическая подготовка и так далее. Ключевая особенность сопряженного метода в силовом троеборье заключена во всестороннем подходе к решению тренировочных задач [3].
Игровой метод используется в силовом троеборье в начале изучения движений и для развития отдельных способностей. Позволяет совершенствовать ловкость, самостоятельность, быстроту ориентировки,
инициативность, а также способствует повышению эмоциональности занятий. Главной особенностью игрового метода в силовом троеборье является переключение мотивационных и двигательных установок.
Соревновательный метод в силовом троеборье заключается в выполнении упражнений в приближенных к соревнованиям условиях. Он воспитывает морально-волевые и физические качества обучающихся, для подготовки к соревнованиям. В совершенствовании всех сторон мастерства обучающихся заключаются нюансы соревновательного метода [3].
И наконец метод проверки мастерства в силовом троеборье, применяют при проходках, прикидках, соревнований, повседневных наблюдений, зачетов по теории спорта.
Выбор методов и приемов в силовом троеборье зависит от мастерства обучающихся, квалификации тренера-преподавателя и его творческой активности.
Двигательные навыки и умения занимают в человеческой жизни серьезное место. На этот счет, говорил основоположник отечественной педагогики К. Д. Ушинский (1867), что человек без способностей к навыкам, не продвигался бы в своем развитии. Главное в двигательных умениях заключается в активном творческом мышлении, которое направлено на производство и анализ движений. Степенью освоенности, главным образом а также вариантами управления со стороны сознания обучающихся, различны между собой умения и навыки.
Двигательные умения - отражают уровень владения двигательными действиями, когда управление движениями ведется при активной мыслительной роли [17].
В силовом троеборье сущность двигательных умений различна:
- когда умения превращают в навыки (при необходимости достижения совершенства техники владения двигательными действиями);
- когда двигательные умения выработаны без превращения в навыки, являясь вспомогательными [19].
Первоначальные двигательные умения возникают в процессе формирования двигательных действий.
Понятия двигательные умения и двигательные навыки, имеют непосредственное отношение к
техническим сторонам способностей совершения двигательных действий.
Двигательные навыки являются базой новым умениям. Если двигательная деятельность базируется на разнообразных и крепко закрепленных навыках, она может быть успешна. В силовом троеборье это определяет мастерство обучающихся [18]. В связи с этим, двигательные умения и навыки прежде всего зависят в силовом троеборье от степени владения действиями.
Двигательные навыки отражают степень владения действиями, когда управление движениями ведется автоматизировано, не требуя прицельного на них внимания [17].
Знание естественных закономерностей, которые формируют двигательные умения и навыки, способствует эффективному обучению. Двигательные умения являются типичными формами реализации двигательных возможностей обучающихся, которые выражаются способностями осуществления двигательных действий основываясь на неавтоматизированных конкретно-направленных операциях [18]. Диапазон двигательных навыков ограничен и разнообразен в упражнениях. Правильность движений может быть нарушена если забыть какую-то деталь, а умение может исчезнуть совсем, при перерыве всего в несколько недель. Отсюда качество навыков будет зависеть от способностей обучающихся и условий, где эти навыки были сформированы.
Двигательные умения и навыки в силовом троеборье в определенном значении обоюдно перетекают друг в друга. Наряду с этим стоит иметь в виду их специфику, их несводимость друг с другом и их различную значимость в повседневной жизни и в силовом троеборье. Двигательные навыки, как высшая стадия владения двигательными действиями, носят исключительное значение в силовом троеборье.
От характера и особенностей двигательных действий, а также специфики и необходимого уровня проявления физических качеств, зависят главные задачи обучения в силовом троеборье. Двигательные умения и двигательные навыки проявляются как в процессе, так и в результате изучения двигательных действий [14, 15]. В связи с тем, что двигательные действия, сформированные многократными повторениями и доведенные до автоматизма, превращаются в двигательные навыки, в цнс друг за другом проходят три фазы течения нервных процессов.
- в первой соединяются в цельное действие отдельные элементы движения.
- вторая характеризуется улучшением координации, концентрацией возбуждения, ликвидацией излишка движений.
- третья характеризуется высокой степенью координации, стабилизацией и автоматизма движений.
В обучении двигательным действиям значительную роль имеют взаимодействие и перенос, выработанных или формируемых одновременно навыков. В силовом троеборье проявляются положительные и отрицательные переносы навыков:
• положительный - когда уже сформированный навык благоприятствует, облегчению и ускорению процесса формирования нового навыка;
• отрицательный - когда уже имеющийся навык мешает процессу формирования нового двигательного навыка.
Выводы. Обучение и овладение двигательными навыками в силовом троеборье являются важной составляющей подготовки обучающихся и ведутся в нескольких этапах. Работа на этих этапах имеет определенные черты, которые отражаются в особенностях освоения задач, а также применяемых средствах и методах.
Процесс обучения в силовом троеборье можно подразделить на самостоятельные и одновременно связанные между собой и взаимовлияющие звенья.
Три этапа подготовки обучающихся выделяет В. Н. Платонов:
- первый - начальное изучение (создаются общие представления о двигательных действиях и формируются установки на овладение ими, устраняются грубые ошибки);
- второй - углубленное изучение (уточняется представление о закономерностях двигательных действий, совершенствуются координационные структуры элементов движений, обеспечивается соответствие личным особенностям обучающихся);
- третий - фиксирование и последующее оттачивание (навык устаканивается, улучшается целесообразная изменчивость действий согласно личных особенностей обучающихся, в том числе и при максимальном проявлении двигательных качеств) [12].
В свою очередь разделить подготовку обучающихся на пять стадий рекомендуют Г. Штарк и Schnabel [12].
❖ стадия формирования первых представлений о двигательных действиях и установок на их обучение;
❖ стадия заложения первоначальных умений, соответствующая первым этапам изучения действий;
❖ стадия где двигательные действия выполняются совершенно;
❖ стадия стабилизирования навыков, соответствующая этапу закрепления двигательных действий;
❖ стадия в которой достигается вариативный навыка и его воплощение захватывает полный период.
Так как невозможно в большинстве случаев, выполнять сложные двигательные действия с первой
попытки, следует применять метод расчлененных упражнений. Данный метод однако применяется только в тех случаях, когда возможно выделить относительно самостоятельные части движений на основе грамотного анализа их техники с использованием частной задачи. Метод расчлененных упражнений помогает на начальных этапах обучения преодолевать психологические барьеры, уменьшить физические затраты и избежать закрепления существенных двигательных ошибок.
Литература:
1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. №1(31). С. 5-11.
2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. №5. - 2013 - С. 38-41.
3. Виноградов Г. П. Атлетизм: Теория и методика тренировки: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Советский спорт, 2009. - 328 с.: ил.
4. Дворкин А. С. Силовые единоборства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 382 с.
5. Дворкин Л. С. Тяжелая атлетика: Учебник для вузов / К. С. Дворкин; 1-я и 2-я главы - Л. С. Дворкин, А. П. Слабодян. - М.: Советский спорт, 2005. - 600 с.
6. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.
7. Клычков К.Е. Профессиональные особенности деятельности тренера-преподавателя // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 1. - С. 151-154
8. Клычков К.Е. Сущностная характеристика понятия профессиональное совершенствование тренера-преподавателя силового троеборья // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 3. - С. 387-390
9. Назаренко Ю. Ф. Методика обучения соревновательным упражнениям в силовом троеборье (пауэрлифтинг) / Ю. Ф. Назаренко, С. Ю. Те, С. В. Матук; Сибирский ГУФК. - Омск, 2003. - 44 с.
10. Мухин М.И. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования взрослеющей личности // Воспитание школьников. 2014. № 7. С. 3-12.
11. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования // Профильное обучение: вопросы теории и практики Сборник статей. Москва, 2005. С. 5-21.
12. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: изд-во Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
13. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.
14. Скворцов В. Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина / В. Н. Скворцов. - 2017. - № 2. -С. 157-161.
15. Скворцов В. Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург -Улан-Удэ, 2016. - С. 19-25.
16. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. С. 47-50.
17. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е изд. -М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
18. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. - Изд. 2-е, испр. и доп. (в 2-х т.). - М.: ФиС, 1976. - Т. I. - 304 с.: ил.
19. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. Д. Дашинорбаева. - 2-е изд. перераб. - Улан-Удэ: изд. ВСГТУ, 2007. - 229 с.