Научная статья на тему 'Сущностная характеристика понятия профессиональное совершенствование тренера-преподавателя силового троеборья'

Сущностная характеристика понятия профессиональное совершенствование тренера-преподавателя силового троеборья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PROFESSIONAL IMPROVEMENT / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СИЛОВОЕ ТРОЕБОРЬЕ / TRAINER-TEACHER / POWERLIFTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клычков Кирилл Евгеньевич

В статье рассматриваются профессиональная деятельность и профессиональное совершенствование тренера-преподавателя силового троеборья. Определена роль этих понятий в жизни и деятельности тренера-преподавателя. Выявлено что отличает профессионала от специалиста. Отмечено требование комплексного подхода в решении проблем профессионального совершенствования тренера-преподавателя силового троеборья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF THE CONCEPT PROFESSIONAL IMPROVEMENT OF TRAINER-TEACHER OF POWERLIFTING

The article deals with the professional activity and professional development of the trainer-teacher of power triathlon. The role of these concepts in the life and activity of the trainer-teacher is defined. It is revealed that distinguishes a professional from a specialist. Noted the requirement for a comprehensive approach in addressing the problems of professional development of the coach of powerlifting.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика понятия профессиональное совершенствование тренера-преподавателя силового троеборья»

там гргд|—I выслан

аЭишернипзшвипцтаР Клапршыширута

Рисунок 2. Показатели уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов по результатам итогового тестового контроля (в %)

(Профессиональный язык)

Следует отметить, что описанные выше основы построения, структура, преимущества предлагаемой тестовой диагностической системы контроля, а также результаты проведенного нами эксперимента, позволяют рекомендовать её использование в процессе обучения иностранному языку преподавателями неязыковых вузов, внеся необходимые дополнения и изменения в её структуру и содержание.

Литература:

1. Клименко Е.В. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих финансистов. // Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Калуга, 2004. - С. 11.

2. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.

3. Иванова Л.В. Современные подходы к контролю обученности учащихся. // Дидакт. - 2002. -№2. - С. 47-53.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. - М. Педагогика, 1991. - 240 с.

5. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. М.: МГТА, 1995. - 95 с.

6. Раннева Н.А. Дидактические основы построения тестовой системы контроля (на примере начального этапа обучения русскому языку как иностранному): Дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2002. - 192 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Клычков Кирилл Евгеньевич

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва)

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИЛОВОГО ТРОЕБОРЬЯ

Аннотация. В статье рассматриваются профессиональная деятельность и профессиональное совершенствование тренера-преподавателя силового троеборья. Определена роль этих понятий в жизни и деятельности тренера-преподавателя. Выявлено что отличает профессионала от специалиста. Отмечено требование комплексного подхода в решении проблем профессионального совершенствования тренера-преподавателя силового троеборья.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное совершенствование, тренер-преподаватель, силовое троеборье.

Annotation. The article deals with the professional activity and professional development of the trainer-teacher of power triathlon. The role of these concepts in the life and activity of the trainer-teacher is defined. It is revealed that distinguishes a professional from a specialist. Noted the requirement for a comprehensive approach in addressing the problems of professional development of the coach of powerlifting.

Keywords: professional activity, professional improvement, trainer-teacher, powerlifting.

Введение. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает особенно большое место как с точки зрения совокупности времени, отданного ей, с одной стороны, и ее смыслообразующего значения с другой [16]. В рамках современности профессиональная деятельность является основным и единственный способом самосовершенствования личности человека. Без отождествления с профессией будет затруднена ее культурно-социальная самоопределенность [7]. Поэтому профессиональное совершенствование является не только индивидуальным аспектом развития человека, но и главным его средством [14].

Анализ характерных определений профессионализма позволяет провести качественное различение между понятием высококлассного специалиста и профессионала.

Изложение основного материала статьи. Различие специалиста и профессионала не совсем очевидно, так как у разных исследователей понятие профессионализма имеет разное содержание. Довольно часто профессионала и высококвалифицированного специалиста определяют в качестве синонимов. В основном

встречаются термины такие как: специалист (профессиональная компетентность, квалификация), профессионал (профессионализм), мастер (мастерство). У Н.В. Кузьминой кроме определения профессионализма, как наличия знаний, умений и навыков, которые позволяют вести деятельность учитывая современные требования, вводится термин мастерства, как способности к разрабатыванию и осуществлению алгоритмов эффективного решения профессиональных вопросов, формулированию профессиональной задачи, исходя из этой ситуации, и довольно успешно выполнять их в соответствии с поставленными целями [2, стр. 49].

Профессионал отличается от специалиста существенным образом именно тем, что он способен самостоятельно вести свою профессиональную деятельность полноценно не зависимо от внешних условий, используя их в качестве исходных данных для проектирования своей деятельности, не повторяя при этом усвоенные прежде образцы этой деятельности, а всякий раз проектируя ее заново, перестраивая при необходимости. А.Р.Фонарев утверждает, что профессионал в отличие от специалиста, всецело владеет деятельностью, удерживая ее предметность в многообразии практических ситуаций, способен не только воспроизводить её усвоенные образцы, не всегда хорошие, но и самостоятельно вести свою целостную деятельность, перестраивать ее и в случае необходимости проектировать заново» [15, с. 461]. Профессиональная компетентность представляет собой необходимую составляющую. Однако главное отличие профессионала от специалиста состоит как в позиции отношения к деятельности так и к себе самому. Выводы по исследованиям вопросов профессионализма позволяют выделить в разных трактовках профессионализма две главные составляющие. Первая из них указывает на высокий уровень профессиональности. Вторая с одной стороны определяет профессионала как специалиста, который достиг высокого уровня мастерства или творчества, с другой сконцентрирован на ярко выраженной профессиональной позиции, проявляющейся в устремленности к достижению в своей сфере социально выраженного результата, развития высокой продуктивности собственной личности всеми средствами профессии, преобразовании своей профессиональной сферы деятельности в средство личного нравственного совершенствования [10].

Проблема профессионального совершенствования тренера-преподавателя силового троеборья требует комплексного психолого-педагогического подхода, который учитывает, кроме психолого-педагогических, культурные, социологические и другие закономерности становления личности, которые предопределяют принципы воплощения такого совершенствования.

Развитие личности как известно мотивированно внутренней мотивацией - мотивы самосовершенствования, достижение поставленных целей, и внешней - под действием общения, воспитания, кумиров, социума, требований объективно предъявляемых человеку в течение жизни. Переплетаясь с логикой развития личности, профессиональное совершенствование осуществляется под действием мотивации «снаружи» и «изнутри» [11].

Был определен ряд факторов развития мотивации к профессиональной деятельности:

1) получение удовольствия от процесса обеспечения самой деятельности;

2) полученние результата от профессиональной деятельности (получаемые знания, и т.д.);

3) награда за профессиональную деятельность (денежное обеспечение, слава и т.д.);

4) стремление в избежании ограничений, грозящих в случаях уклонения от профессиональной деятельности или недобросовестности её исполнения;

5) вероятность успешности в профессиональной деятельности [5].

Тренер-преподаватель силового троеборья, как и спортсмен, является ключевым субъектом профессиональной спортивной деятельности, и оценить успешна ли она на современном уровне развития в мире - довольно трудная задача как с прагматичной точки зрения, так и руководства основными жизненными принципами [1]. Данные принципы осуществляются в спортивной деятельности через психолого-педагогические технологии практического характера, предмет в которых является соревновательная составляющая и ее главный компонент - достижение результата, победы.

Учитывая вышеизложенные соображения, изучение психолого-педагогических критериев профессиональной деятельности тренера-преподавателя силового троеборья, является особо важным, учитывая её специфические особенности, специфичность спорта вообщем и вида в частности, а также крайнюю разносторонность отдельных структур его работы. Анализ деятельности тренера-преподавателя силового троеборья в решении поставленных задач повышения спортивного уровня мастерства своих обучающихся, двигаясь по жизни вместе с ними, указывая направления и помогая взрослению, важно отметить, что успех их деятельности во всех этих направлениях подразумевает наличие высокого психолого-педагогического мастерства и личных качеств [12].

Одним из главных факторов успеха в спортивной деятельности, как, и в любом виде деятельности человека, являются, безусловно, достаточно глубокие знания тренером-преподавателем силового троеборья своего вида спорта. Серьёзные, глубокие знания технических и тактических правил в виде спорта, где работает тренер-преподаватель силового троеборья, невозможно заменить ничем. Эти правила верны и как для тренировки новичков, и в работе с квалифицированными спортсменами [9].

Незначительные или недостаточно глубокие знания тренером-преподавателем силового троеборья своего вида спорта и умения обучать спортсменов необходимым навыкам могут повысить риск их травматизации, это в большей степени касается спортсменов навичков, что может приводить к их отказам в выполении необходимых, но возможно опасных упражнениях. Чем больше и шире тренер-преподаватель осведомлён об основных навыках в силовом троеборье и порядке их обучения и правильной отработке, тем успешнее и безопаснее будет этот процесс. Также важно, что углубленные познания тренера-преподавателя и умение научить тактико-техническим навыкам вызывает огромное уважение его спортсменов к нему [6].

Довольно распространенным и достаточно эффективным способом, которым тренер-преподаватель силового троеборья может получить знания о тактико-технических навыках и спортивных правилах, является его самостоятельные занятия силовым троеборьем, но, это все же не даст ему в полной мере всех необходимых знаний и умений, которые ему неоходимы как тренеру. Но с другой стороны медали, отсутствие у тренера-преподавателя высокой личной спортивной квалификации вовсе не означает того, что он не способен обзавестись знаниями и навыками, необходимыми чтобы достаточно успешно тренировать [17]. Профессиональные успешные тренеры-преподаватели любят быть так сказать в качестве «студента» в спорте и рассматривают получение знаний о тренировках и методиках в спортивной деятельности как

философию жизни. Их профессиональная практика многих лет подсказывает им, что этому необходимо учиться на протяжении всей жизни потому, что наступают новые времена, появляются новые соперники, изменяются правила и технологии и, что самое главное, приходят новые современные спортсмены [13].

Очень многое даёт общение с другими тренерами-преподавателями силового троеборья, совместное обсуждение проблем тренерского и жизненного характера, эти возможности нельзя упускать. В то же время, общаясь с коллегами и проводя наблюдения за их работой, тренеру-преподавателю важно помнить, что следует досконально анализировать и определять, что из того что было увиденно и услышанно возможно применять для его подопечных, на каких этапах и в разделах подготовки, эти методы буду уместны и совместимы с личными целями и методами тренера-преподавателя. Получая новые знания о средствах, методах и возможностях спортивной тренировки, не стоит торопиться и необдуманно рисковать, применяя чужой опыт, даже если он был позаимствован у довольно известных тренеров-преподавателей и из практики спортсменов высокого класса [18, с. 38]. На основании проблем о которых говорилось выше представляется совершенно обоснованным при исследовании профессионального мастерства тренера-преподавателя силового троеборья сделать конкретный упор на его углублённых знаниях, умениях и владении современными психолого-педагогическими технологиями. Успешность в решении довольно сложных и многогранных задач в профессиональной деятельности тренера-преподавателя возможно достичь, с одной стороны, сочетанием его личных качеств с ответственной и стойкой гражданской позицией, а также высокими морально-волевыми принципами, с учётом которых сформировывается высокое профессиональное мастерство. А с другой стороны, практической его основой являются: знания своего вида спортивной деятельности со всеми его особенностями и спецификой, стойкой мотивации на применение в тренировочном и соревновательном циклах современных технологий и методик подготовки спортсмена с учётом индивидуальных физиологических и психологических особенностей личности его спортсмена и, безусловно, на умении совместно со своими спортсменами достигать высоких спортивных результатов [8].

Большое количество сил и эмоций необходимо тренеру-преподавателю силового троеборья и в соревновательном периоде на всех его этапах: подготовительном, во время самих соревнований и переходном т.е. после них [18, с. 39]. Вся деятельность тренера-преподавателя в соревновательных период осуществляется на крайне повышенном уровне интенсивности, да ещё и требует молниеносности принятия серьёзных срочных решений, которые довольно часто определяют исход соревнований. Цена этим решениям тренера-преподавателя особенно высока - победить либо проиграть. Естественно, это всё довольно сильно изнуряет тренера-преподавателя как в физическом, так и эмоциональном плане. Но для того, чтобы успешно переносить все эти требования профессиональной спортивной деятельности и довольно напряженно работать от межсезонья до соревнований, на протяжении практически всей жизни, необходимо очень "гореть" желанием работать тренером-преподавателем.

Достаточно важная особенность работы тренера-преподавателя силового троеборья заключается в том, что к тренеру-преподавателю может придти особо уникальный и талантливый спортсмен но, однако у которого, еще отсутствует явное желания достичь уровню превосходного атлета и понимания того, как важна для достижения этого личная стойкая мотивация. В данном случае, если тренер-преподаватель сам не будет иметь мотивацию к довольно напряженному тренировочной процессу, то его обучающиеся это поймут очень быстро. Из этого следует, что тренер-преподаватель не сможет вдохновить и сильно смотивировать своих спортсменов проводить тренировки и соревнования усерднее и лучше, с полным выкладыванием всех сил, достигая успеха, который он хочет получить. В итоге, если тренер-преподаватель намерен успешно выполнять профессиональную деятельность, ему необходимо в полной мере прикладывать все свои возможности, чтобы его спортсмены следовали его примеру.

Для того чтобы добиваться успеха, довольно важной чертой в характере и поведении тренера-преподавателя силового троеборья как педагога и лидера для своих спортсменов, обязана быть его готовность и способность понимать желания и возможности своих обучающихся и естественно самому передавать им свой опыт. Профессиональные и востребованные тренеры-преподаватели умеют сочувствовать очень сильно, они абсолютно искренне и непринужденно готовы понимать и разделять все эмоции своих обучающихся. Тренеры-преподаватели, которые умеют сочувствовать, готовы выслушивать своих спортсменов и выражают им понимание. Они ни в коем случае не должны ругать и занижать самооценку своих обучающихся, поскольку знают, как это может приводить к достаточно значительному снижению их самооценки. Профессиональные тренеры-преподаватели с сопереживанием и большим вниманием проявляют уважение к своим спортсменам что вознаграждается от них уважением и признательностью.

В ряде исследований [3, 5] были обозначены определённые положения профессиональной деятельности тренеров, психологические и педагогические вопросы профессиональной спортивной деятельности, а также правила, которые выстроены на конкретном посыле: первым делом - спортсмен, результаты и победа -второе. В мировой спортивной практике в настоящее время и различных иностранных научно-методических разработках [17] данная философия обусловлена и трактуется в различных Национальных стандартах для тренеров-преподавателей, которые разрабатываются составом Национальных и региональных федераций спорта и физической культуры во многих странах [19].

Данные стандарты состоят из двух основных пунктов:

• Развитие и осуществление тренерской философии, которая сосредоточена на обучающихся.

• Идентифицикация, моделирование и преподавание позитивных составляющих, изучаемых средствами участия в спортивной профессиональной деятельности.

В настоящее время во всём мире работа тренером-преподавателем силового троеборья уважаемая и респектабельная профессия, поэтому многие различные организации и федерации, которые участвуют в этой профессиональной деятельности, а особенно на высшем этапе развития спорта, создают морально-этические требования для тренеров-преподавателей. Такие руководящие требования, предназначены для тренеров-преподавателей и спортивных организаторов, определяют им допустимые и недопустимые виды их поведения [19].

Выводы. Профессиональное совершенствование тренеров-преподавателей силового троеборья подразумевает наличие определенных условий:

• тренер-преподаватель должен относиться к обучающимся честно и внимательно;

• быть справедливым и заслуживать доверия;

• ответственно относиться к обучающимся и к себе;

• быть компетентным в своей профессиональной деятельности и постоянно совершенствовать свои знания;

• обеспечивать безопасность при осуществлении профессиональной деятельности;

• быть образцом для своих обучающихся;

• внимательно относиться к культурным и индивидуальным различиям обучающихся;

• препятствовать использованию спортсменами допинга, алкоголя, наркотиков, табака и т.д.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Психология личности. Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2013. - Т. 2. - 544 с.

2. Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970. - С. 47 - 61.

3. Ломакина Т.Ю., Фирсов Г.А., Сергеева М.Г., Соколова А.С., Огородникова Е.И., Щербакова Н.И., Платонова Т.И. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности: Монография. - М., ИТИП РАО, 2008. - 125 с.

4. Марков К.К. Тренер - педагог и психолог .-Иркутск: ИрИИТ, 1999. - 252 с.

5. Марков К.К., Николаева О.О., Янов В.В. Специальная силовая подготовка в современном волейболе: монография. - Красноярск: КГПУ, 2008. - 186 с.

6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / под ред. Е.А. Климова. - Воронеж: Модэк, 2010. - 543 с.

7. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики: монография: В 4т. 12 кн. / науч. ред. В. И. Подобед. Т. 2. Кн. 2. Культурологические проблемы образования взрослых / под ред. канд. пед. наук Е. И. Добринской. СПб.: ИОВ РАО, 2000.

8. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2007. - 196 с.

9. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. 2013. № 1. С. 48- 55.

10. Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 39- 40.

11. Сергеева М.Г., Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.

12. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование профессиональной компетентности педагога в рыночных условиях: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2010. - 237 с.

13. Сергеева М.Г. Обучающая технология «Учебная Фирма» в системе профессионального образования // Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Сборник работ победителей Всероссийского конкурса современных технологий обучения/М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. С. 69-78.

14. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

15. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р. Фонарев. М.; Воронеж, 2005 - 558 с.

16. Csikszentmihalyi M. Finding Flow: The Psychology of Engagement with Everyday Life. New York: Harper & Row Publishers, 1997.

17. High-performance training for sport / D. Joyce, D. Lewindon, editors. - Human Kinetics, 2014. - 377 p.

18. Martens R. Successful coaching. - 4th ed. - Human Kinetics, 2012. - 443 р.

19. United States Olympic Committee Coaches Code of Ethics. - URL: http://tinyurl.com/USOC- Ethics.

Педагогика

УДК: 378.2

преподаватель Князева Инна Владимировна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. Статья посвящена формам работы с одаренными детьми в урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании детей.

Ключевые слова: одаренность, образовательная область «Технология» , олимпиада, проектная деятельность, выставка.

Annotation. The article is devoted to the forms of work with gifted children in the classroom, after-hours activities and additional education.

Keywords: giftedness, educational area "Technology", оlympiad, project activity, exhibition

Введение. Обучение и воспитание одаренных детей - целостный педагогический процесс, направленный на комплексное развитие общих и специальных способностей, личностных качеств. Выбор методов работы с одаренными детьми определяется концепцией одаренности. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей, а также родителей для формирования у них современных представлений о феномене «одаренный ребенок», методах сопровождения и развития детской одаренности.

В педагогике сформировался целый ряд образовательных моделей работы с одаренными детьми. Эти модели, как правило, носят интегративный характер, объединяя идеи, формы и технологии различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.