Наши наблюдения показывают, что развитию креативности способствует и активная внеучебная деятельность студентов. В ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» широко представлены студенческие организации: «Студенческое научное общество», «Профком студентов и аспирантов МГТУ», «Отдел по молодежной политике МГТУ», «Спортивный клуб «Стальные сердца»», «Студенческий пресс-центр МГТУ», «Студенческий отряд им. С.С. Уваровского», «Волонтерский центр «По зову сердца»», «Студенческий КВН» и т.д. Цели данных организаций многоплановы, от создания условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала студентов МГТУ, повышения исследовательской активности студентов университета, выявления их научного и организационного потенциала, привлечения студентов к участию в научных мероприятиях различного уровня («Студенческое научное общество») до обеспечения оптимальных условий для становления и самореализации личности студента, будущего высококвалифицированного специалиста, обладающего высокой культурой, гражданской ответственностью и качествами лидера, способного внести весомый вклад в развитие российской промышленности, науки, образования и культуры («Отдел по молодежной политике МГТУ»).
Как показал наш опыт, исходя из разнообразия предложенных студенческих организаций каждый обучаемый, исходя из собственных пожеланий и возможностей, может выбрать ту, которая для него, как будущего специалиста будет моделировать среду, максимально стимулирущую развитие его креативности, что позволит адаптироваться в новой социальной среде, облегчит процесс становления личности, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения.
Выводы. Исходя из того, что преподаватели современных высших учебных заведений обязаны учитывать, что студенты в будущем столкнутся в работе с практическими проблемами (преподавание в вузе не может учесть в силу их новизны), то одной из задач высшей школы становится развитие креативности обучаемых. Учитывая сущностный смысл креативности, которая выступает фактором социализации студентов, обеспечивающей оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой, целесообразно использовать не только учебную, но и внеучебную деятельности в вузе.
Литература:
1. Гилфорд Джой Три стороны интеллекта: Психология мышления / Дж. Гифорд. - М.: Прогресс, 1999. - 437 с.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальные исследования формирующего влияния микросреды на креативность / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 14.- №4. - С. 83-93.
3. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылева. - СПб.: Изд-во «Речь», 2015. - 222 с.
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
5. Оринина Л.В. К вопросу о формировании адаптивных стратегий поведения у представителей современной молодежи / Л.В. Оринина // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Оренбург, 2017. -С. 156-158.
6. Социология: Учебник для вузов / В.Н. авриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
7. Халифаева О.А. Реализация психологических условий развития креативности в подростковом возрасте как перспектива развития образования в современном мире / О.А. Халифаева // Человек в поиске духовности: ориентиры и установки. Общечеловеческие ценности в проблемном поле межэтнических отношений: труды и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань: Новая линия, 2005. - С. 109-113.
Педагогика
УДК 378
преподаватель Клычков Кирилл Евгеньевич
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация. В статье проанализированы психолого-педагогические источники, рассматривающие особенности профессиональной деятельности тренера-преподавателя. Выявлены специфические черты, лежащие в основе тренерско-преподавательской деятельности. Определено, что профессиональная деятельность тренера-преподавателя схожа с другими педагогическими специальностями, но имеет определенные специфические особенности, выявлению которых и посвящена статья.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, тренер-преподаватель, педагогическая деятельность, обучающиеся, профессиональная специфика.
Annotation. This article analyzes many sources, and discusses the various features of the professional activities of the trainer-teacher. It is noted that it relates to the peculiarities of pedagogical activity. A number of specific features characterizing the coaching and teaching activity are identified. It is determined that the professional activity of the trainer-teacher is similar to other pedagogical specialties, but has specific features that distinguish it from them.
Keywords: professional activity, trainer-teacher, pedagogical activity, trainees, professional specifics.
Введение. В мире существует множество различных профессий и специальностей, которые подчинены своим правилам, специфике и структуре, а также в рамках истории отражают процесс разделения труда в обществе.
В отечественной психологии, многими исследователями, отмечалось высокое значение категории деятельности, и довольно часто встречались утверждения, характеризующие деятельность как категорию важнейшего значения [1, 14, 19]. Невзирая на «значимость» категории деятельности, до сих пор в психологии и педагогики не существует конкретного определения данного понятия. При формулировке определений деятельности, разные исследователи отталкиваются от нескольких аспектов: взаимосвязи (между человеком и окружающим миром; осуществление сознательно поставленной цели); функциональности (обозначение
функций деятельности; удовлетворение человеческих потребностей); отношения (активное отношение субъекта деятельности к действительности) [3, 6, 17].
По определению А.Н. Николаева: деятельность - это осознанная, целесообразная, конкретная и продуктивная активность человека, выражающаяся в его отношении к окружающей действительности и направленная на удовлетворение его потребностей. К основным характеристикам деятельности, исходя из данного определения, можно отнести: сознательность; целесообразность; активность [11].
Изложение основного материала статьи. Для детального изучения профессиональной деятельности следует рассмотреть её психологическую структуру (строение). Единства мнений, касаемых структуры профессиональной деятельности, в настоящее время не существует и у разных авторов свой взгляд на её компоненты. К примеру, В.Д. Шадриков выделил: цели, мотивы, принятие решений, программы, подсистему деятельностно - важных качеств, информационную основу деятельности [8]. Л.И. Анцыферова выделяла: цель, приемы, умения и навыки, инструменты, предмет деятельности и средства воздействия на него, орудия труда, условия, результат деятельности [10]. И.И. Сулейманов выделил такие компоненты как: процесс деятельности, средство деятельности, результат деятельности, объект и субъект деятельности [15]. В психологической структуре тренера-преподавателя А.Н. Николаев выделяет три главных блока: мотивация; средства; результат [9]. Н.Б. Стамбулова, многое обобщая, говорит о мотивации как совокупности побуждений к активности, порождающих, стимулирующих и регулирующих её. Тем самым, в мотивационный блок необходимо включать как потребность в деятельности, так и все явления, побуждающие человека к деятельности [2]. Многие исследователи говорят, что деятельность имеет цель, т.е. то, чего хочет добиться или создать человек [7, 18]. Существует мнение, что цель или цели профессиональной деятельности четко определенны и заданны извне, а также являются центральными, системообразующими компонентами психологической системы деятельности [5]. Одни авторы говорят, что мотив и цель - явления различающиеся, другие - что возможно их "слияние" [4].
Все явления, а также виды деятельности человека, за счет которых реализуются цели и задачи образуют "блок средств деятельности" [13], к которым относятся: условия деятельности (объективные характеристики деятельности, такие как: организация труда, материальная база, санитарно-гигиенические условия, и т.д.); психологические средства деятельности: качества субъекта, которые определяют его способность к деятельности (индивидуальные особенности личности, мастерство (знания, умения, навыки) и, профессионально важные качества личности; способы практического осуществления деятельности (внешние предметные действия субъекта: операции, действия, движения).
Оценка продукта деятельности, заключающаяся в степени его соответствия цели, относится к "результативному" блоку деятельности. Принято считать, что результатом является и продукт деятельности, и изменения в личности, т.е. результат в более широком смысле. Оценивая результативность деятельности необходимо учитывать ее успешность и удовлетворенность ею [12].
Профессиональная деятельность тренера-преподавателя - это педагогическая деятельность (профессия) и педагогический характер является её главной особенностью.
К особенностям педагогической деятельности относится [16]:
1. Педагогическая деятельность тренера-преподавателя характеризуется повышенной нормативностью, социальной ответственностью и моральным долгом, отвечает государственным образовательным стандартам, нормам морали в обществе. Миссия тренера-преподавателя, состоит в формировании личности обучающихся и постоянно подразумевает его высокую личную ответственность.
2. Педагогическая деятельность тренера-преподавателя достаточно разнообразна: по объектам (обучающийся, учебная группа, их родители, коллеги, сам тренер-преподаватель и характеристики и его деятельности и т.д.), предметам (знания, умения, навыки обучающихся а также их физические и личностные качества), формам (плановые, инициативные, вынужденные и т.д. занятия, коммуникации, и мероприятия), а также способам (технологии, техники, методические приемы и творческие, импровизационные и нестандартные решения) ее осуществления.
3. Объект деятельности тренера-преподавателя - это человек, а продукт его деятельности воплощается в знаниях, умениях, навыках и особенностях личности обучающихся.
4. Педагогическая деятельность тренера-преподавателя не подводится под определенный алгоритм и имеет творческий характер.
Тренер-преподаватель - это педагог, так как "деятельность в спорте это частный случай учебной деятельности" [11]. Отсюда следует, что задачами его деятельности являются обучение и воспитание обучающихся. На основе этой особенности можно обозначить ряд специфических черт, характеризующих тренерско-преподавательскую деятельность:
1. Тренер-преподаватель имеет ведущую роль в воздействии на личность обучающихся. Тренер-преподаватель проводит много времени со своими обучающимися, знает их лучше и это предъявляет как к его личности, так и к профессионализму, высокие требования.
2. Деятельность тренера-преподавателя охарактеризована повышенной ответственностью за физическое и психологическое состояние его обучающихся. Тренер-преподаватель должен исполнять: роль опекуна (на ранних этапах, замещая родителей); роль наставника (позднее); роль руководителя (на этапе спорта высших достижений).
3. Специфика деятельности тренера-преподавателя - относительно неустойчивая система "тренер-преподаватель - обучающийся". Тренеру-преподавателю важно внушение доверия к уровню своего профессионализма и вызов у своих обучающихся симпатии, чтобы их не потерять. Отношение обучающихся к тренеру-преподавателю связано с ростом их результатов. Успешность развития и воспитания обучающихся, зависит от умения тренеров-преподавателей с ними общаться.
4. Еще одна особенность тренерско-преподавательской деятельности - это высокая стрессогенность, которая приводит к серьезным нервным перегрузкам.
Высокая стрессогенность деятельности тренера-преподавателя обусловливается следующими факторами:
• часто деятельность тренера-преподавателя проходит в условиях соревнований, на выезде;
• тренер-преподаватель часто контактирует с большим кругом лиц, которые причастны к учебно-тренировочному и соревновательному процессу;
• успех деятельности тренера-преподавателя зависит от результата обучающихся и таких факторов как личность руководителей, состояние материального обеспечения и т.п.;
• деятельность тренера-преподавателя охарактеризована повышенным профессиональным риском, так как постоянно присутствует вероятность напрасной многолетней работы по причине прекращения занятий или наличия травм и временного отсутствия обучающихся и т.д.;
• профессиональный статус тренера-преподавателя неустойчив, он находится на пике в моменты успешных выступлений обучающихся и падает вследствие неудач, а также отличается повышенной конкурентностью;
• деятельность тренера-преподавателя имеет публичный характер. В ситуации соревнований тренер-преподаватель испытывает переживания, как и обучающиеся, но сдерживает или скрывает их, имея, ко всему ограничения в возможностях влиять на ситуацию;
• тренерско-преподавательская деятельность не исключает возможность получить травму при показе, страховке и иных случаях, особенно, когда физические возможности снижаются, к чему он бывает не подготовлен психологически.
Деятельность тренера-преподавателя существенно отличается к примеру от деятельности учителя физической культуры, имея свою профессиональную специфику. Выделим некоторые моменты:
1. Тренер-преподаватель имеет более выраженную специализацию спорта при сравнении с учителем физической культуры.
2. Тренер-преподаватель более зависим от результата своего труда, так как он зависит от спортивных достижений обучающихся.
3. Тренер-преподаватель имеет нерегламентированный характер своей деятельности (он часто может работать в выходные и праздничные дни, в вечерне время и т.д.).
4. Тренер-преподаватель должен уметь заинтересовывать и привлекать новых лиц к занятиям спортом.
5. Тренер-преподаватель осуществляет реальный прогноз для роста результативности у обучающихся.
6. Тренер-преподаватель и его обучающиеся вынуждены постоянно концентрироваться на текущих и ближайших целях.
7. Тренер-преподаватель отвечает за сохранность здоровья обучающихся. В тренерско-преподавательской деятельности, при стремлении к максимальным достижениям, важно не растратить здоровье.
8. Тренер-преподаватель на протяжении своей профессиональной деятельности должен поддерживать хорошую спортивную форму, поскольку спорт, которым он занимается и он сам, создают мотивацию для привлечения новых лиц к занятиям, а также в состав педагогических умений тренера-преподавателя входит самостоятельный показ различных элементов при их разучивании.
Выводы. Профессиональная деятельность тренера-преподавателя имеет как схожие черты с другими педагогическими специальностями, так и специфические, существенно отличающие ее от них.
Литература:
1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. №1 (31). С. 5-11.
2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. №5. - 2013 - С. 38-41.
3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №1. С. 43-47.
4. Караванова Л.Ж., Сергеева М.Г. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.
5. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.
6. Королева Г.Э., Сергеева М. Г. Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников [Текст] / Г. Э. Королева, М.Г. Сергеева; Региональный финансово -экономический институт. — Курск, 2016. — 202 с.
7. Орешкина А.К., Сергеева М.Г. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.
8. Орешкина А.К., Сергеева М.Г., Е. Б. Горягина. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.
9. Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Психологические аспекты профессионального самосознания профконсультантов: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. - 242 с.
10. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2007. - 196 с.
11. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4. С. 68-69.
12. Сергеева М.Г. Педагогическая технология «Учебная фирма» и ее роль в профессиональном становлении учащихся // Образовательные технологии: Журнал для организаторов и специалистов обучения в системе высшего и среднего профессионального образования. 2013. № 2. С. 116- 139.
13. Сергеева М.Г. Построение инновационной модели образовательного процесса в вузе при подготовке специалистов // Инновационное образование: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции / ГУО «Академия последипломного образования». Минск, 2011. С. 236-240.
14. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3 - 15.
15. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.
16. Сергеева М.Г. Социальное партнерство как фактор инновационного развития профессионального образования. // В мире научных открытий. Серия «Экономика и инновационное образование». 2011. № 3.1 (15). С. 609-616.
17. Скворцов В. Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина / В. Н. Скворцов. - 2017. - № 2. -С. 157-161.
18. Скворцов В. Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург -Улан-Удэ, 2016. - С. 19-25.
19. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. С. 47-50.
Педагогика
УДК:378.2
доктор педагогических наук профессор Кокаева Ирина Юрьевна
Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)
УСЛОВИЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Современный темп жизни, информационная нагрузка детей и молодежи становятся причиной беспокойства и эмоциональной напряженности, которые приводят человека к психоэмоциональным расстройствам и заболеваниям.
В своем исследовании автор рассматривает различные способы психоэмоционального оздоровления младших школьников и проверяет их эффективность среди первоклассников.
Ключевые слова: младшие школьники, комфортная образовательная среда, эмоциональное здоровье.
Annоtation: The modern pace of life, the information load of children and youths cause anxiety and emotional tension, which lead a person to psychoemotional disorders and diseases.
In his study, the author examines various ways of psychoemotional sanitation of younger schoolchildren and tests their effectiveness among first-graders.
Keywords: junior schoolchildren, comfortable educational environment, emotional health.
Введение. Эмоции могут активизировать поведение и деятельность человека, повышать продуктивность, но могут и тормозить, рассогласовывать его деятельность [1]. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на нашем здоровье. Эмоциональное здоровье является показателем общего состояния детей. Эмоциональное здоровье обеспечивает своевременную адаптацию и социализацию младших школьников, повышает их работоспособность, укрепляет успешность обучающихся. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» учитель должен обеспечивать обучение школьников в эмоционально комфортной и доброжелательной среде [2].
Известно, что младшему школьному возрасту, принадлежит особое значение в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Но в педагогических исследованиях последних лет, ученые с тревогой констатируют об ухудшении эмоционального состояния учащихся [3]. Поэтому поиск эффективных способов эмоционального развития детей младшего школьного возраста является актуальной задачей педагогики, ориентированной на гуманно-культурологическую, личностно-ориентированную парадигмы образования.
Следует признать, что вопросами эмоционального развития детей занимались многие психологи и педагоги (В.К. Вилюнас, JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, С.А. Курносова, Е.М. Торошилова). Н.С. Ульянова, например, признает, что эффективным средством эмоционального развития детей является изобразительное искусство [4]. Большинство ученых (А.Е. Олыпанниковой, С.В. Паршина, Е.М. Торшилова) считают, что все уроки в начальной школе должны быть эмоционально насыщены. А чтобы урок был насыщенным - необходимо эмоционально наполнить его содержанием, формами, методами, средствами обучения и воспитания.
Наблюдения за учителями начальной школы во время педагогической практики свидетельствуют о том, что большинство учителей не используют возможность эмоционального оздоровления младших школьников, не достаточно развивают эмоциональную культуру. Учителя осознают значимость развития эмоциональной сферы младших школьников в повышении качества образования, однако слабо владеют умениями и навыками эмоционального развития обучающихся, поскольку не владеют содержательной и процессуальной стороной развития эмоциональности как личностного качества.
Множество эмоциональных чувств дети черпают из содержания курса «Окружающий мир» и внеклассных занятий. Восприятие природных объектов и иллюстраций на уроках, экскурсии на природу, наблюдения природных явлений, посещение зоопарка, чтение художественной литературы о природе способствуют развитию у детей различных эмоций.
Яркие эмоции у ребенка формируются в процессе знакомства с окружающей природой. Экскурсии помогают увидеть прекрасное в природе, а природа учит ребят лучше видеть, слышать и понимают красоту. Тридцатилетний опыт работы с детьми, в последнее время возросло число тревожных, агрессивно и -враждебно настроенных детей с симптомами эмоциональной неустойчивости. Это серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми. Известно, что младшему школьному возрасту, принадлежит особое значение в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Поэтому поиск эффективных способов эмоционального оздоровления детей младшего школьного возраста является актуальной задачей педагогики, ориентированной на гуманно-культурологическую, личностно-ориентированную парадигмы образования [5].