Научная статья на тему 'Личностное становление и развитие тренера-преподавателя силового троеборья в профессии'

Личностное становление и развитие тренера-преподавателя силового троеборья в профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СИЛОВОГО ТРОЕБОРЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PROFESSION / TRAINER-TEACHER OF POWERLIFTING / PROFESSIONAL FORMATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PERSONALITY / PERSONAL QUALITIES / PEDAGOGICAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клычков Кирилл Евгеньевич

В статье говорится о профессиональном личностном становлении тренера-преподавателя силового троеборья, как сложном процессе, зависящим от различных факторов и его собственной активности. Выявлены возникающие разногласия в процессе становления тренера-преподавателя силового троеборья. Проводился анализ различных исследований и моделей становления профессиональной деятельности. Выделено, что у тренера-преподавателя силового троеборья и его обучающихся существуют свои представления касаемые его личности. Определено какими факторами выражается значение педагогического мастерства тренера-преподавателя силового троеборья, а также требование постоянного его самосовершенствования в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL FORMATION AND DEVELOPMENT TRAINER-TEACHER OF POWERLIFTING IN THE PROFESSION

The article talks about the professional personal formation of the trainer-teacher of powerlifting, as a complex process, depending on various factors and his own activity. The emerging disagreements in the process of becoming a trainer-teacher of powerlifting were revealed. The analysis of various studies and models of the formation of professional activity was carried out. It is emphasized that the trainer-teacher of powerlifting and his students have their own ideas concerning his personality. It is determined by what factors the importance of pedagogical skill of the trainer-teacher of powerlifting is expressed, and also the requirement of his constant self-improvement in the profession.

Текст научной работы на тему «Личностное становление и развитие тренера-преподавателя силового троеборья в профессии»

Студенческая вовлеченность

Исходные характеристики (input)

-индивидуальный характер

- индивидуальная студенческая вовлеченность

- ин ституци ональный хар аксер

- ин ституци ональные условия для повлеченного осучения

- социальная вовлеченность

Обр азовательные результаты (output)

-удовлетворенность ооучением

- академическая успеваемость

- изменения в знаниях и компетенциях

Рисунок 1. Концептуальная модель исследования

Мы соотнесли шкалы мотивации с моделью студенческой вовлеченности, предложенной Н.Г. Малошонок [3], которая включает в себя три составляющие: исходные характеристики, студенческую вовлеченность и образовательные результаты.

Шкала 3 (мотивы престижа) и шкала 7 (социальные мотивы) соотносятся с исходными характеристиками вовлеченности, т.к. характеризуются желанием добиться одобрения со стороны родителей и социального окружения; шкала 1 (коммуникативные мотивы), шкала 2 (мотивы избегания) и шкала 5 (мотивы творческой самореализации) соотносятся со студенческой вовлеченностью, т.к. характеризуются желанием быть вовлеченным в учебный процесс и жизнь университета; шкала 4 (профессиональные мотивы) и шкала 6 (учебно-познавательные мотивы) соотносятся с образовательными результатами, т.к. нацелены на углубление и расширение знаний студентов.

Выводы. Изменение парадигмы высшего образования с «преподавания» на «учение» делает вызов всей системе организации образовательного процесса. Ответом на этот вызов становится переход от формирования и развития учебной мотивации к формированию студенческой вовлеченности в образовательный процесс.

1. Гордашников, В.А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа [Текст] / В.А. Гордашников, А.Я. Осин. М.: Академия Естествознания, 2009.

2. Киуру, К.В. Проблема студенческой вовлеченности в процесс обучения в условиях онлайн-образования [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - №. 59 (3). - 2018. - С. 380-383.

3. Малошонок, Н.Г. «Студенческая вовлеченность как социальное явление: теория и методология исследования. [Текст]. Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2014

4. Astin A. Student involvement: a developmental theory for higher education // Journal of College Student Development. 1984. Vol. 25. No 4. P. 297-308.

5. Barr R.B., Tagg J. From Teaching to Learning —A New Paradigm for Undergraduate Education // Change. 1995. Vol. 27. No 6. P. 13-25.

6. Heidegger M. What is called thinking? L.: Harper & Row, 1968.

7. Scardamalia M., Bereiter C. Higher Levels of Agency for Children in Knowledge Building: A Challenge for the Design of New Knowledge Media // Journal of the Learning Sciences. 1991. Vol. 1. No 1. P. 37-68.

УДК 378

преподаватель Клычков Кирилл Евгеньевич

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (г. Москва)

ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИЛОВОГО

ТРОЕБОРЬЯ В ПРОФЕССИИ

Аннотация. В статье говорится о профессиональном личностном становлении тренера-преподавателя силового троеборья, как сложном процессе, зависящим от различных факторов и его собственной активности. Выявлены возникающие разногласия в процессе становления тренера-преподавателя силового троеборья. Проводился анализ различных исследований и моделей становления профессиональной деятельности. Выделено, что у тренера-преподавателя силового троеборья и его обучающихся существуют свои представления касаемые его личности. Определено какими факторами выражается значение педагогического

Литература:

Педагогика

мастерства тренера-преподавателя силового троеборья, а также требование постоянного его самосовершенствования в профессии.

Ключевые слова: профессия, тренер-преподаватель силового троеборья, профессиональное становление, профессиональная деятельность, личность, личностные качества, педагогическое мастерство.

Annotation. The article talks about the professional personal formation of the trainer-teacher of powerlifting, as a complex process, depending on various factors and his own activity. The emerging disagreements in the process of becoming a trainer-teacher of powerlifting were revealed. The analysis of various studies and models of the formation of professional activity was carried out. It is emphasized that the trainer-teacher of powerlifting and his students have their own ideas concerning his personality. It is determined by what factors the importance of pedagogical skill of the trainer-teacher of powerlifting is expressed, and also the requirement of his constant self-improvement in the profession.

Keywords: profession, trainer-teacher of powerlifting, professional formation, professional activity, personality, personal qualities, pedagogical skill.

Введение. От определенности с профессией и ее освоения происходят изменения в личности тренера-преподавателя силового троеборья: формируются и развиваются различные компетенции и профессионально значимые качества, появляется и совершенствуется опыт и т.д. [1, 9].

Изложение основного материала статьи. Профессиональное становление тренера-преподавателя силового троеборья - является сложным процессом, включающим в себя как положительные так и отрицательные (профессиональные деформации, конфликты, простои и т.д.) стороны. Направление и скорость этого процесса зависят от личностных, биологических, социальных факторов и собственной активности тренера-преподавателя силового троеборья [2, 10].

Профессиональное становление - является большой частью человеческого онтогенеза, охватывающей период от начала зарождения и формирования профессиональных идей до завершения и окончания профессиональной жизни [7].

Профессиональное становление в целом - это развитие и совершенствование личности в процессе определенности с профессией, профессиональной подготовки и образования, а также эффективного осуществления профессиональной деятельности [11].

В процессе профессионального становления тренера-преподавателя силового троеборья возникают личностные разногласия:

- между собственно личностью тренера-преподавателя и внешними обстоятельствами в жизни;

- внутриличностные.

Главным диссонансом, раскрывающим развитие личности тренера-преподавателя силового троеборья, является разногласие требований предъявляемых к профессионально-важным качествам для его профессиональной деятельности с собственными психологическими особенностями его личности. Важно также отметить, что многое находится в зависимости и от самой личности тренера-преподавателя силового троеборья и от его отношения к своему профессиональному труду.

Две модели становления профессиональной деятельности выделяет Л.М. Митина:

1. адаптивную - которая заключает, что в человеческом самосознании главенствует тенденция подчинять профессиональный труд внешним обстоятельствам: следование правилам, предписаниям, нормам, задачам, алгоритмам решения профессиональных вопросов и т.д.;

2. профессионального развития - способности личности выходить за пределы устоявшейся практики, превращения своей профессиональной деятельности в содержание практического преобразования и преодолевания пределов своих профессиональных возможностей [14].

Проведя анализ этих моделей скажем, что первая охарактеризовывает личность - специалистом, а вторая - профессионалом. Разногласие между опытом который уже наработан и усложнением (постоянное переучивание, подстраивание под требования профессиональной деятельности и т.д.) выполняемой работы -характерно для специалиста. У профессионала же возможно появление внутриличностного противоречия в виде неудовлетворения трудом и поиска новых способов работы и их реализации [8].

Система высшего спортивного образования находится в активном развитии, из чего следует повышение требований касаемых личности тренеров-преподавателей силового троеборья, их профессионализма, а также физической, психологической и нравственной готовностей относящихся к их профессиональной деятельности [12, 15].

Тренер-преподаватель силового троеборья - это специалист который работает в сфере физической культуры и спорта, выполняющий функции педагога, тренера, инструктора по силовому троеборью в образовательных учреждениях, в высших учебных заведениях и специализированных спортивных центрах [3].

Если исходить из предположений таких исследователей как А.А. Деркач и А.А. Исаев, то идеальный тренер-преподаватель силового троеборья должен быть разумно агрессивным и эмоциональным, энергичным, а также достаточно чётко выражающим свои мысли.

Б.Дж. Кретти по результатам самооценки тренеров-преподавателей и опроса обучающихся, дает характеристику идеальной личности тренера-преподавателя. Тренер-преподаватель по его мнению, должен быть общительным, открытым и эмоционально - устойчивым человеком, обладающим довольно высоким интеллектом, развитым чувством реальности, уверенным в себе, практичным, склонным к новаторству, самостоятельным (предпочитающим самостоятельно предпринимать ответственные решения), предприимчивым [4].

Проведенный анализ многих исследований показывает, что как у обучающихся, так и у тренера-преподавателя силового троеборья существуют свои представления касаемые личности тренера. Так же отмечается, что успешность в профессии зависит больше всего от уже имеющихся знаний и сложившихся взаимоотношений между тренером-преподавателем силового троеборья и его обучающимися, а также в умении передавать им эти знания доступным языком.

А.Я. Корх предложил давать оценку индивидуальным свойствам личности тренера-преподавателя по таким качествам как: личностно-профессиональные, идейно-политические, нравственные, волевые, отношение к работе, поведение в коллективе [3].

Проведенный анализ этих исследований, позволяет сделать заключение, что особенности и личностные качества тренера-преподавателя силового троеборья определяют во многом успех в его профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность тренера-преподавателя силового троеборья направлена на:

- развитие и совершенствование физических, функциональных и психических возможностей обучающихся;

- сохранение состояния здоровья обучающихся и приобщение их к здоровому образу жизни;

- формирование и воспитание общечеловеческих ценностей;

- реализацию физкультурно-спортивных принципов в силовом троеборье.

Деятельность тренера-преподавателя силового троеборья предполагает:

- уметь оценивать физическое и функциональное состояния обучающихся, их пригодность к занятиям силовым троеборьем;

- уметь определять дозировку и величину нагрузки, адекватную возможностям обучающихся, оценивать эффективность применяемых в учебно-тренировочном процессе методов и средств;

- наличие способностей в процессе занятий силовым троеборьем формировать личность обучающихся;

- уметь выделять и формировать актуальные проблемы в силовом троеборье, формировать логику и методологию научных исследований;

- уметь проводить работу с результатами исследований, активно применяя компьютерную технику и программы (КТиП).

По мнению Е.П. Ильина, умения специалистов в физкультурно-спортивной области можно разделить на:

- конструктивные (осуществление планирования своей профессиональной деятельности);

- организаторские (воплощение в жизнь поставленных целей и планов);

- коммуникативные (умения общения и нахождение рациональных путей взаимодействия с обучающимися);

- гностические (познание своих обучающихся как индивидуально так и в целом, анализирование учебно-тренировочных ситуаций с результатами своей деятельности;

- двигательные (правильный показ физических упражнений).

Профессиональная деятельность тренера-преподавателя силового троеборья определяется во многом его следующими способностями:

• дидактическими - способностями на доступном языке доводить необходимый учебный материал.

• академическими - способностями к соответствующей научной области.

• перцептивными - способностями к наблюдательности, эмпатии, понимания других.

• речевыми - способностями выражения своих мыслей и чувств ясно и четко, при помощи речи и мимики.

• организаторскими - умение организовать обучающихся, создание мотивации для решения поставленных задач.

• авторитарными - способностями добиваться авторитета и непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучающихся.

• коммуникативными - способностями нахождения правильного подхода ко всем участникам его профессиональной деятельности (обучающиеся, их родители, судьи, административный персонал и др.).

• педагогического воображения - способности предвидения результатов своей профессиональной деятельности.

• аттестационными - способностями к распределению своего внимания между несколькими видами деятельности одновременно.

Подытоживая отметим, что профессиональная деятельность тренера-преподавателя силового троеборья включает в себя большое количество компонентов и требования к его личностно-индивидуальным особенностям, очень высоки.

Тренер-преподаватель силового троеборья - является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен своим обучающимся уметь передавать [13]. Чтобы быть в своей области профессионалом, требуется обладать большим арсеналом средств и методов обучения и воспитания, спортивно-практической и учебно-тренировочной подготовленностью, быть довольно незаурядной личностью, которая способна привести обучающихся к достижению высоких результатов в спорте [6].

Все вышеизложенное предъявляет серьезные требования к профессионально-педагогической культуре тренера-преподавателя силового троеборья, одной составляющей стороной которой, будет являться его педагогическое мастерство [16, 18].

Значение педагогического мастерства тренера-преподавателя силового троеборья выражается следующими факторами:

• педагогическое мастерство представляет собой носитель профессионально-педагогической культуры;

• педагогическое мастерство развивает профессиональные знания, способности и технику (культуру речи, культуру общения, умение управления собой);

• педагогическое мастерство гарантирует высокий уровень самостоятельной организации профессионально-педагогической деятельности, выражающийся в индивидуально-собственном стиле учебно-тренировочной деятельности и педагогическом творчестве [6].

В своей работе А.А. Деркач отмечал, что мастерство тренера-преподавателя выражается умением владеть средствами педагогической техники, т. е. быть выразительным эстетически, уметь своё дурное настроение при необходимости скрывать, а в подходящий момент - показывать свою радость, взволнованность и страстность. Он говорил, что конкретно педагогическая техника способна позволить тренеру-преподавателю контролировать своё поведение, управлять своими эмоциями, что является для успешной организации педагогического процесса, неотъемлемым условием [6].

Введенное А.С. Макаренко понятие «педагогической техники», принято понимать в широком смысле как «научно организованную систему всех влияний на личность и коллектив - главный объект воспитания». В

узком смысле педагогическая техника - это средство воплощения внешних проявлений педагогического мастерства.

А.С.Макаренко выделял следующие компоненты педагогической техники:

- постановку голоса, необходимую выражать чувства и мысли точно;

- мимику и пантомимику для точной реакции на различные ситуации или действия, позволяющие в целесообразных границах проявлять любовь, радость, гнев, негодование и т.д.;

- умение смотреть на обучающегося и видеть в нём происходящие процессы [5].

Одни авторы говорят, что педагогическая техника находится рядом с педагогическим тактом по значению, вторые ее определяют, формой организации поведения тренера-преподавателя силового троеборья, третьи, практическим опытом воплощения его мастерства. Так же, как умение в процессе профессиональной деятельности пользоваться эмоционально-выразительными средствами, рассматривается педагогическая техника [17].

Тренеру-преподавателю силового троеборья владение умениями педагогической техники которые непосредственно с ней связаны, позволяет свои функции выполнять на высшем уровне. А именно:

- функция культурного воспитания (тренер-преподаватель силового троеборья должен уметь воспитывать обучающихся в вопросах общечеловеческих ценностей, прививать основы этики и морали);

- учебно-тренировочная функция (тренеру-преподавателю силового троеборья надлежит применять различные способы, методы и формы обучения, формирования и совершенствования физических, психических и личностных качеств, объяснения доступным языком упражнений, использованием визуальных техник, четкого формулирования задач и целей для обучающихся);

- функция самосовершенствования (заключающаяся в постоянном пополнении и расширении тренером-преподавателем силового троеборья запаса своих знаний и их практического применения, а также постоянное личностное самосовершенствование).

Таким образом, сделаем вывод, что педагогическое мастерство тренера-преподавателя силового троеборья воплощается в его профессиональной деятельности через применение компонентов педагогической техники. На основании чего выделяются четыре аспекта, по которым тренеру-преподавателю силового троеборья следует формировать умения: речевой техники; невербального общения; словесной коммуникации; психической саморегуляции [7].

Профессия тренера-преподавателя силового троеборья многогранна и трудна. Она предъявляет высокие требования как к индивидуально-психологическим особенностям личности, так и к ней самой. Тренер-преподаватель силового троеборья обязан не только научить выполнению упражнений, но и просто и доходчиво объяснить для чего и зачем, как они выполняются, что потребуется для этого. Тренер-преподаватель силового троеборья так же прививает своим обучающимся общечеловеческие ценности, умение вести контроль над своим поведением, проводить грамотный анализ своих результатов, формирует их моральный облик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессия тренера-преподавателя силового троеборья предполагает, для достижения высоких результатов у своих обучающихся, эффективное владение и использование современных форм и средств обучения. Данное требование выдвигается нашими государством и обществом. По этому и не только показателям, можно оценивать профессионализм.

Активное общение и взаимодействие тренера-преподавателя силового троеборья со всеми участниками спортивно-учебно-тренировочного процесса подразумевает наличие умения доносить до другого человека на понятном языке информацию, а также уметь применять вербальные и невербальные формы общения.

От тренера-преподавателя силового троеборья требуется постоянное самосовершенствование, которое заключается в приобретении, освоении, углублении и расширении новых знаний и умений, умение контроля и рефлексирования своего психического состояния, заниматься также профилактикой и коррекцией деятельности, направленной предотвратить возникновение эмоционального выгорания и профессиональных деформаций.

Выводы. Профессия тренера-преподавателя силового троеборья, является в современном обществе очень востребованной, открываются новые специализированные спортивные центры и школы, поэтому профессиональное личностное становление тренера-преподавателя силового троеборья должно активно и пристально изучаться. Следует проводить различные исследования, которые будут направлены на поиск оптимальных условий обучения этой профессии, систематизирования требований и компонентов для обучающихся, которые хотят стать тренерами-преподавателями силового троеборья.

Литература:

1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск.2015.№1(31). С. 5-11.

2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. №5. - 2013 - С. 38-41.

3. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие / О.Л.Жукова, Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 122 с.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. - 123 с.

6. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: «Физкультура и спорт», 1981. - 375 с.

7. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. - 231 с.

8. Караванова Л.Ж. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.

9. Клычков К.Е. Профессиональные особенности деятельности тренера-преподавателя // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 1. - С. 151-154

10. Клычков К.Е. Сущностная характеристика понятия профессиональное совершенствование тренера-преподавателя силового троеборья // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 3. - С. 387-390

11. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности // «Вопросы психологии», 1983. - №2. - С. 51-60

12. Орешкина А.К., Горягина Е.Б. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

13. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И.А.Зязюна. - М.: «Просвещение», 1989. - 302 с.

14. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. Спб.: Питер, 2003. - 224с .

15. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

16. Скворцов В. Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания//Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина / В. Н. Скворцов. - 2017. - № 2. -С. 157-161.

17. Скворцов В. Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург -Улан-Удэ, 2016. - С. 19-25.

18. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. С. 47-50.

Педагогика

УДК: 796.8

кандидат педагогических наук, доцент Коваленко Владимир Николаевич

Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского»

Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург);

старший преподаватель кафедры боевой, физической

и тактико-специальной подготовки Янченков Юрий Александрович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский

институт повышения квалификации работников ФСИН России» (г. Санкт-Петербург);

старший преподаватель кафедры боевой, физической

и тактико-специальной подготовки Селькин Филипп Евгеньевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский

институт повышения квалификации работников ФСИН России» (г. Санкт-Петербург)

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К РУКОПАШНОМУ БОЮ

Аннотация. Возникновение проблемы научного обоснования системы и оценки физической подготовки военнослужащего обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования его профессиональной подготовки при разработке новых, современных требований к ней, в том числе, к рукопашному бою. Проверка и оценка физической подготовки является важнейшим компонентом управления учебно-познавательным процессом и играет роль механизма «обратной связи», позволяющего получать информацию о степени достижения поставленных целей в этом процессе.

Несмотря на то, что вопросам проверки и оценки уделялось много внимания при разработке предыдущих Наставлений, тем не менее, многие вопросы носят всё ещё проблематичный характер и в настоящее время. Например, до сих пор не удалось разработать достоверные способы проверки и оценки технико-тактических действий рукопашного боя в условиях, приближенных к боевым.

Ключевые слова: рукопашный бой, навыки рукопашной схватки, психические процессы, боевые навыки, физические качества, психомоторные качества.

Annotation. Emergence of a problem of scientific justification of system and assessment of physical training of the serviceman is caused by need of further improvement of his vocational training when developing new, modern requirements to her, including, to hand-to-hand fight. Check and assessment of physical training is the most important component of management of educational and informative process and plays a role of the mechanism of "feedback" allowing to obtain information on extent of achievement of goals in this process.

In spite of the fact that to questions of check and assessment it was paid much attention when developing the previous Manuals, nevertheless, many questions have still problematic character and now. For example, still it wasn't succeeded to develop reliable ways of check and assessment of technical and tactical actions of hand-to-hand fight in the conditions which are brought closer to fighting.

Keywords: hand-to-hand fight, skills of a hand-to-hand fight, mental processes, fighting skills, physical qualities, psychomotor qualities.

Введение. Анализ и обобщение данных специальной литературы по развитию системы проверки и оценки, различных подходов к обоснованию критериев нормативных требований позволил нам выявить ряд причин низкой эффективности действующей системы проверки и оценки подготовки к рукопашному бою.

Первая причина - в том, что содержание проверочных упражнений оторвано от требований боевой подготовки и не отвечает критерию адекватности: проверочные упражнения по рукопашному бою как бы «подогнаны» под стандартные ситуации и всегда запрограммированы на положительное решение, без учёта сбивающих факторов [6]. Такой подход облегчает сам процесс обучения (достаточно ведь изучить только проверочные упражнения) и снимает психологический фон опасности, что не позволяет оценить степень реальной готовности военнослужащих к столкновению с противником в бою [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.