Научная статья на тему 'Модель деятельности и личности современного тренера-преподавателя'

Модель деятельности и личности современного тренера-преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3932
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕЛОВЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДіЯЛЬНіСТЬ / ОСОБИСТіСТЬ / СУЧАСНИЙ ТРЕНЕР-ВИКЛАДАЧ / ПіДГОТОВКА СПЕЦіАЛіСТА / ТВОРЧА АКТИВНіСТЬ / ДіЛОВі ТА ОСОБИСТіСНі ЯКОСТі МАЙБУТНЬОГО СПЕЦіАЛіСТА / МОТИВАЦіЯ ПРОФЕСіЙНОї ДіЯЛЬНОСТі / MODEL / ACTIVITY / PERSON / MODERN TRAINER TEACHER / SPECIALIST TRAINING / CREATIVE ACTIVITY / BUSINESS AND PERSONAL QUALITIES OF FUTURE SPECIALIST / PROFESSIONAL ACTIVITY MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяк А. Н.

В данной статье автор изучает теоретические основы модели деятельность тренера-преподавателя в современных условиях. Обнаружены основные современные функции в структуре деятельности и личности тренера-преподавателя. Определены оптимальные соотношения рассмотренных функций. Системообразующим фактором, определяющим специфику профессиональной деятельности специалиста, является объект, на который направлена эта деятельность. Объектом является не спортивный результат, техника двигательного действия или уровень развития определенного физического качества, а человек с различной степенью мотивации к занятиям спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of activity and personality of trainer teacher

In this article an author studies theoretical bases of model activity of trainer teacher in modern terms. The basic modern functions in structure of activity and the person of the trainer teacher are found out. Optimum parities of the considered functions are determined. Object is not the sports result, technical equipment of impellent action or a level of development of the certain physical quality, and the person with a various degree of motivation to employment by sports.

Текст научной работы на тему «Модель деятельности и личности современного тренера-преподавателя»

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Третьяк А.Н.

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. В данной статье автор изучает теоретические основы модели деятельность тренера-преподавателя в современных условиях. Обнаружены основные современные функции в структуре деятельности и личности тренера-преподавателя. Определены оптимальные соотношения рассмотренных функций. Системообразующим фактором, определяющим специфику профессиональной деятельности специалиста, является объект, на который направлена эта деятельность. Объектом является не спортивный результат, техника двигательного действия или уровень развития определенного физического качества, а человек с различной степенью мотивации к занятиям спортом.

Ключевые слова: модель, деятельность, личность, современный тренер-преподаватель, подготовка специалиста, творческая активность, деловые и личностные качества будущего специалиста, мотивация профессиональной деятельности.

Анотація. Третяк А.М. Модель діяльності і особистості сучасного тренера-викладача. У даній статті автор вивчає теоретичні основи моделі діяльність тренера-викладача в сучасних умовах. Виявлено основні сучасні функції в структурі діяльності й особистості тренера-викладача. Визначено оптимальні співвідношення розглянутих функцій. Системообразующим фактором, що визначає специфіку професійної діяльності фахівця, є об'єкт, на який спрямована ця діяльність. Об'єктом є не спортивний результат, техніка рухової дії або рівень розвитку певної фізичної якості, а людина з різним ступенем мотивації до занять спортом.

Ключові слова: модель, діяльність, особистість, сучасний тренер-викладач, підготовка спеціаліста, творча активність, ділові та особистісні якості майбутнього спеціаліста, мотивація професійної діяльності.

Annotation. Tretyak A. N. Model of activity and personality of trainer — teacher. In this article an author studies theoretical bases of model activity of trainer - teacher in modern terms. The basic modern functions in structure of activity and the person of the trainer - teacher are found out. Optimum parities of the considered functions are determined. Object is not the sports result, technical equipment of impellent action or a level of development of the certain physical quality, and the person with a various degree of motivation to employment by sports.

Keywords: model, activity, person, modern trainer - teacher, specialist training, creative activity, business and personal qualities of future specialist, professional activity motivation.

Введение.

В современной педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений идут интенсивные поиски и разработки концепций, в пределах которых станет возможным новый подход к организации профессиональной деятельности тренера-преподавателя, повышения качества их подготовки, развития и реализации личностного потенциала, формированию и становлению позитивного образа педагога [1, 2]. За последние годы в Украине осуществился переход на многоуровневую структу -

ру высшего образования. Главные цели настоящей реформы: повышение культурно-образовательной, научной и профессионально-практической подготовки специалистов по физической культуре с учетом меняющихся запросов практики, приведение содержания образования в соответствие с международным стандартом. В связи с этим возникли новые проблемы, такие, как создание эффективной системы физической, психологической, психофизиологической подготовки специалистов по физической культуре и профессиональной подготовки в целом, разработка государственных образовательных стандартов и профессионально-образовательных учебных программ.

Современные профессионально-квалифи-

кационные характеристики не отражают всех требований к подготовке тренеров-преподавателей, что препятствует решению проблем профессиональнопсихологического отбора, разработке

организационно-технологических основ профессиональной подготовки, научному обоснованию дидактики профессиональной подготовки (виды, содержание, принципы, методы, формы организации, ТСО и др.) (1, 3).

Анализ исследований, посвященных проблемам высшего физкультурного образования, показывает, что процесс подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре представляет собой сложную многоаспектную и многоуровневую систему профессиональной деятельности (3, 5). Поэтому конструировать педагогическую систему профессиональной подготовки возможно только при наличии четко очерченной цели - модели специалиста.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования:

1) обнаружить основные современные функции в структуре деятельности и личности тренера-преподавателя;

2) определить оптимальные соотношения рассмотренных функций.

Результаты исследования.

Много тренеров-преподавателей ищут ответ на вопрос, как стать красивым тренером-преподавателем, что необходимо осуществить, чтобы добиться высоких результатов своих учеников. Ответ на этот вопрос сложен и неоднозначен. Готовых рецептов не существует. Но научные исследования и обобщения передового опыта работы известных отечественных и зарубежных тренеров-преподавателей.

Чтобы достичь ее, необходимо представить себе модель деятельности и личности идеального тренера-преподавателя. Такая модель характеризуется соответствующими умениями, навыками и творческой активностью тренера-преподавателя, что базируются на общественно-политических, психолого-педагогических, медико-биологических

© Третьяк А.Н., 2009

и специальных знаниях.

26З

Для этого тренеру-преподавателю необходимо, в первую очередь, очень хорошо знать: специфику вида спорта, перечень и содержание должностных обязанностей (функций), деловые и личностные качества, которыми он должен владеть, чтобы исполнять свои профессиональные обязанности; стили деятельности (руководства), наиболее оптимальные для построения деловых и личностных взаимоотношений; объективные и субъективные трудности, которые встречаются в работе и методы их преодоления; критерии, по которым оцениваются его деловые и личностные качества.

В наше время профессиональной подготовке личности тренера должно быть уделено первостепенное внимание, потому что тренер-преподаватель - главная фигура в подготовке ученика-спортсмена.

Системообразующим фактором, определяющим специфику профессиональной деятельности специалиста, является объект, на который направлена эта деятельность. Объектом является не спортивный результат, техника двигательного действия или уровень развития определенного физического качества, а человек с различной степенью мотивации к занятиям спортом.

Сегодня функции и нормы профессиональной спортивной деятельности, реализуемые в тренерской работе приходят в противоречие с новыми условиями, ориентированными на реализацию принципа развития. Нынешний этап развития сферы физической культуры и спорта, а значит и сознание каждого тренера, оказывается ареной острого соперничества двух тенденций: авторитарных репродуктивных установок и стереотипов, процветающих в сфере физической культуры и спорта, и ценностей педагогического гуманизма, творчества и профессионализма. В ситуации первой тенденции тренер выполняет существующие должностные инструкции, живет по их законам. Личностно-профессиональная позиция тренера редуцируется до функционально-исполнительской. В режиме воспроизводства старых норм и образцов деятельности, замещающих рефлексивные процессы особенностей мышления, понимания, развития, не может происходить ее качественное преобразование. Центральной фигурой осуществления кардинальных изменений, столь необходимых во всех областях профессиональной деятельности, в том числе и деятельности тренера, должна быть личность. Признание человека в качестве главной ценности дает возможность осуществлять спортивную профессиональную деятельность на принципиально иных основаниях, главным из которых является принцип развития. Перестройка профессиональной деятельности тренера, должна начинаться с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления, деятельности. Реализация субъектно-личностного характера деятельности означает умение тренера вычленять осмысливать социокультурную проблему и строить свою деятельность в этих условиях. В данном случае речь

идет не о триаде «знания-умения-навыки», ограничивающей сознание тренера и позволяющих осуществлять лишь узконормативную деятельность, а о формировании управленческого мышления, раскрывающего границы сознания личности и его индивидуальные способности. Появление в науке ориентаций, направленных на актуализацию личностного потенциала, - важное достижение.

Важное значение в профессиональной деятельности имеет и установление связи с мотивационной сферой личности, начиная с поступления в ВУЗ.

Мотивы вступления в современный педагогический ВУЗ спортивного профиля и выбора профессии педагога разнообразны. Причем большинство из них не отвечают педагогической деятельности. Это обстоятельство не может не тревожить общественность. По данным опросов только от 30 до 45% абитуриентов, которые поступили в педагогические ВУЗы положительно относятся к профессии учителя. Около 40% поступают в ВУЗы в связи с интересом к тому или иному предмету, не имея интереса к педагогической деятельности. От 13 до 22% студентов не относятся положительно ни к деятельности учителя ни к профилирующему предмету [2, 3, 4]. Основные мотивы трудовой деятельности тренера-преподавателя, можно разделить на такие категории: мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы, которые характеризуются побуждениями общественного характера, престижа, оценки своих возможностей но др.

Высшее профессиональное образование базируется на фундаментальных и современных достижениях науки, практики и культуры.

Труд современного тренера-преподавателя, нуждается в переработке большого количества информации, которая поступает из разных каналов, ее декодирование, обработка, выработка и принятие решения, а также реализация решений в сложных условиях деятельности.

Следовательно, деятельность тренера-

преподавателя является не только педагогической, но и интеллектуальной.

Хотелось бы выразить свою точку зрения на вопрос, связанный с методами научных исследований в отрасли физической культуры и спорту. Среди многих научных методов исследования одной из ведущих есть метод обобщения передового опыта. Мы нередко пытаемся открывать то, что уже давно известно (изобретаем велосипед), тратя на это много сил и времени, в то время, когда тренеру-преподавателю стоит чаще обращаться к чтению и анализу соответствующей общей и специальной литературы и изучение опыта работы ведущих тренеров - преподавателей в непосредственном практическом общении с ними. А при знакомстве с литературой встаёт вопрос не о том, что может автор данной книги мне раскрыть, а что интересного я узнаю из этой книги.

Нацеливаясь на оптимальную организацию, учебно-тренировочных занятий, тренер-

преподаватель должен четко понимать профессиональные обязанности, то есть иметь соответствующие знания, умения, навыки и творческую активность которые основаны на принципе интеграции.

Через учебную деятельность дисциплины специализации выполняют функцию интеграции знаний, навыков и умений, приобретенных в результате освоения учебного материала гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин учебных планов. Межпредметные связи усиливаются на более высоких ступенях образования.

Структура новой организации учебновоспитательного процесса обеспечивает многопрофильную непрерывную подготовку будущих специалистов от неполного высшего профессионально ориентированного образования, через общее высшее физкультурно-педагогическое образование к специальному высшему профессиональнопедагогическому образованию, ориентированному на научно-исследовательскую и научнопедагогическую деятельность. Каждая ступень образования обеспечивает определенный уровень профессионально-практической деятельности специалиста: от инструктора детского сада, тренера школьной секции или тренера групп начальной подготовки ДЮСШ к тренеру-исследователю, преподавателю новых технологий, видов и систем видов спорта.

Сегодня высокий эмоциональный фон, работа на грани возможностей человека, негативные действия факторов среды нуждаются от тренера-преподавателя в высокой психофизиологической надежности профессиональной деятельности. Значительно выросли потребности к моральнопсихологических и специальных психофизиологических профессиональных качеств, которые в значительной степени определяют надежность преподавательского состава. В результате этого возникла потребность в специальной психофизиологической подготовке под которой понимается комплексный педагогический процесс, направленный на формирование стойкой психики и физиологичных механизмов тренера-преподавателя, что обеспечивают высокую адаптационную надежность к условиям профессиональной деятельности в обычных и экстремальных условиях.

Другими словами, психофизиологическая подготовка направлена на совершенствование механизма интеграции психической и физиологичной целеустремленной комплексной учебы тренерско-преподавательского состава.

Проблема психофизиологической подготовки связана с процессом учебы и воспитания вообще. Более того, формирование психофизиологической надежности является одним из важных заданий в профессиональной учебе специалистов разных профилей. Однако наиболее значимой надежность человеческого фактора выступает в работе тренеров-преподавателей. Поскольку психофизиологическая

подготовка тренера-преподавателя представляет собой педагогический процесс, с конечной целью - формирование высокой надежности человека в экстремальных условиях - то, по-видимому, организация такого процесса соотносится с теми педагогическими процессами, которые выполняют другие цели, но относятся к единственному объекту влияния - человека.

Оценка уровня профессиональной подготовленности.

Профессиональные знания, умения и навыки:

Будущий тренер-преподаватель по окончании ВУЗа должен знать:

основные исторические этапы, направления и проблемы развития физической культуры и спорта, как органической части социальной системы и общечеловеческой культуры; социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе; политические, социальные, экономические, юридические, этические, эстетичные, психолого - педагогические аспекты современной физкультурно-спортивной деятельности; основные законы развития природы и всех сфер деятельности; сущность человека, роль личности в историческом процессе и общественных отношениях, характерных для современной цивилизации; украинский и иностранный язык на уровне, который обеспечивает общение и работу с документами.

Специальная подготовленность:

Будущий тренер-преподаватель по окончании ВУЗа должен иметь:

уровень общей физической подготовки, достаточный для выживания в экстремальных условиях; навыки предоставления первой медицинской помощи при разных травмах и повреждениях; навыки преодоления негативных последствий стресса разными, в том числе, состязательными ситуациями; навыки организации тренировочной, состязательной, педагогической работы, отдыха разных групп населения, преодоления критических ситуаций. Практическая профессиональная подготовленность:

Будущий тренер-преподаватель по окончании ВУЗа должен:

• знать методы проведения, организации занятий по физической культуре, спортивных тренировках, рекреационных и реабилитационных занятиях, врачебно-педагогического контроля при проведении занятий, тренировок, соревнований;

• уметь по самым простым функциональным показателям в полевых условиях определить степень готовности учеников, и спортсменов к занятиям, признаку перетренерованости, усталости и перенапраженности; подготовить индивидуальный график занятий для каждого ученика, спортсмена с учетом состояния здоровья, возраста, пола, уровня тренированности;

• организовывать соревнования и судейство, обеспечить их безопасное проведение; вести: планирующую и отчетную документацию за

всеми видами своей профессиональной деятельности.

Одним из главных заданий педагогической деятельности спортивных ВУЗов является подготовка будущих тренеров-преподавателей, наличия у них достаточного уровня здоровья, физической и умственной работоспособности, гуманитарных и профессиональных знаний, навыков, умений, что во многом зависит от квалификации типологических особенностей и свойств нервной системы, способностей, интересов, мотивов, самоактуализации, самовыражения, получения определенных материальных благ и социальных гарантий [2, 3].

Выводы.

Деятельность тренера-преподавателя условно можно разделить на выполнение отдельных функций, которые на практике не отделены одна от другой.

В итоге профессионально-психологического отбора систематического медицинского обследования, реабилитационных мероприятий и целеустремленного процесса теоретической, физической, психологической, психофизиологической, тренерской, специальной и непосредственно профессиональной подготовки современный тренер - преподаватель должен владеть: высокой мотивацией на профессиональную деятельность; высоким уровнем профессиональных знаний, умений, навыков, ко -торые основаны на принципе интеграции, уровнем психологической надежности; социальной активностью; моральной стойкостью и чистотой; развитым эстетичным вкусом; этикой поведения и языка; функциональной и психологической готовностью к профессиональной деятельности; стремлением к профессиональному совершенствованию; организаторскими и лидерскими способностями; коммуникативными способностями; общей эрудицией; профессиональной компетентностью; оперативной памятью и мышлением; способностью творчески решать проблемные задания и тому подобное.

Перспективы исследований. Особую актуаль -ность приобретает проблема изучения индивидуализации профессиональной тренерской деятельности, разработки эффективных форм ее организации и средств, обеспечивающих проявление индивидуального стиля личности тренера-преподавателя, что может быть проблемой дальнейших исследований.

Литература:

1. Григоренко В.Г Профессионально педагогическая мотивация и технология ее формирования. Одесса, Издательство ЮУГАУ им. К.Д. Ушинского, 2003. - 148 с.

2. Деминский А.Ц. Развитие способностей спортивной деятельности. - Донецк, 1996. - 352 с.

3. ЗаяринГЮ.,КривецИ. Г. Профессионально-ориентированная психофизическая подготовка в вузе: Учебно-методическое пособие. Донецк: Дон Г/У, 2001. - 215 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с.

5. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. - Калуга, 1998. - 274 с.

Поступила в редакцию 23.04.2009 г.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.