Научная статья на тему 'Как заинтересовать студента заниматься математикой?'

Как заинтересовать студента заниматься математикой? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПРИЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ / METHODS OF ACTUALIZATION / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ / PROJECT TASKS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / PROJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

Мотивы человеческой деятельности изучали и продолжают изучать многие отечественные и зарубежные исследователи, ученые, педагоги. Определения понятия мотив различны, мы определяем мотив как внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, т.е. это источник активности человека, то, что побуждает, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Деятельность всегда связана с мотивом, т.к. деятельности без мотива не бывает. Мы на занятиях по математике используем проектное обучение, которое в значительной мере изменяет мотивацию учащихся, побуждает их осознанно изучать предмет. Проектная деятельность является связующим звеном между теоретическим изучением математики и их будущей профессиональной деятельностью. В статье рассматриваем приемы актуализации, способствующие развитию мотивации студентов в процессе изучения математики заключаются в создании проблемности в обучении, условий для проявления творческих, исследовательских способностей и самовыражения студента. При проведении анкетирования студентов в конце эксперимента мы убедились что, интерес к математике вырос, изменилось отношение к самому предмету, студенты увидели важность его изучения, многогранность применения математики в жизни, творческий характер математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO INTEREST A STUDENT IN MATHEMATICS?

Many Russian and foreign researchers, scientists and teachers have studied and continue to study the motives of human activity. The definitions of motive are different, we define the motive as the internal motivation of the person to a particular type of activity, that is, it is the source of human activity, what encourages, stimulates the person to commit any action. Activity is always associated with a motive, because activities without a motive does not happen. We use project-based learning in math classes, which significantly changes the motivation of students, encourages them to consciously study the subject. Project activity is a link between theoretical study of mathematics and their future professional activity. In the article we consider the methods of actualization that contribute to the development of student motivation in the process of learning mathematics are to create problems in learning, conditions for the manifestation of creative, research abilities and self-expression of the student. During the survey of students at the end of the experiment, we made sure that the interest in mathematics grew, changed the attitude to the subject, students saw the importance of its study, the versatility of the application of mathematics in life, the creative nature of mathematics.

Текст научной работы на тему «Как заинтересовать студента заниматься математикой?»

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Сергеева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И.Носова» (г. Магнитогорск)

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ СТУДЕНТА ЗАНИМАТЬСЯ МАТЕМАТИКОЙ?

Аннотация. Мотивы человеческой деятельности изучали и продолжают изучать многие отечественные и зарубежные исследователи, ученые, педагоги. Определения понятия мотив различны, мы определяем мотив как внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, т.е. это источник активности человека, то, что побуждает, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Деятельность всегда связана с мотивом, т.к. деятельности без мотива не бывает.

Мы на занятиях по математике используем проектное обучение, которое в значительной мере изменяет мотивацию учащихся, побуждает их осознанно изучать предмет. Проектная деятельность является связующим звеном между теоретическим изучением математики и их будущей профессиональной деятельностью.

В статье рассматриваем приемы актуализации, способствующие развитию мотивации студентов в процессе изучения математики заключаются в создании проблемности в обучении, условий для проявления творческих, исследовательских способностей и самовыражения студента. При проведении анкетирования студентов в конце эксперимента мы убедились что, интерес к математике вырос, изменилось отношение к самому предмету, студенты увидели важность его изучения, многогранность применения математики в жизни, творческий характер математики.

Ключевые слова: мотив, мотивация, деятельность, приемы актуализации, проект, проектные задания, проектная деятельность, проектное обучение, математика.

Annotation. Many Russian and foreign researchers, scientists and teachers have studied and continue to study the motives of human activity. The definitions of motive are different, we define the motive as the internal motivation of the person to a particular type of activity, that is, it is the source of human activity, what encourages, stimulates the person to commit any action. Activity is always associated with a motive, because activities without a motive does not happen.

We use project-based learning in math classes, which significantly changes the motivation of students, encourages them to consciously study the subject. Project activity is a link between theoretical study of mathematics and their future professional activity.

In the article we consider the methods of actualization that contribute to the development of student motivation in the process of learning mathematics are to create problems in learning, conditions for the manifestation of creative, research abilities and self-expression of the student. During the survey of students at the end of the experiment, we made sure that the interest in mathematics grew, changed the attitude to the subject, students saw the importance of its study, the versatility of the application of mathematics in life, the creative nature of mathematics.

Keywords: motivation, activity, methods of actualization, project, project tasks, project activity, project training, mathematics.

Введение. Мотивы человеческой деятельности изучали и продолжают изучать многие отечественные и зарубежные исследователи, ученые, педагоги, например: Е.П. Ильин [1], А.Н. Леонтьева [2], К.К. Платонова [3], Х. Хекхаузена [6], П.М. Якобсона [7] и др. Но и на сегодняшний день проблема развития потребностей и мотивов человека актуальна.

Определения понятия мотив различны, мы определяем мотив как внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, т.е. это источник активности человека, то, что побуждает, стимулирует человека к совершению какого-либо действия.

Деятельность всегда связана с мотивом, т.к. деятельности без мотива не бывает [3]. Организуя деятельность студентов, будем считать мотивом:

- желание удовлетворения собственной потребности;

- внешние и внутренние условия деятельности;

- предмет деятельности;

- причину деятельности.

Изложение основного материала статьи. Мы на занятиях по математике используем проектное обучение, которое в значительной мере изменяет мотивацию учащихся, побуждает их осознанно изучать предмет. Проектная деятельность является связующим звеном между теоретическим изучением математики и их будущей профессиональной деятельностью.

Учеными давно сделан вывод, что студенты в большей степени проявляют интерес к предмету, когда им самим приходится решать интересные сложные задачи, похожие на встречающиеся в жизни. С умом подобранные проекты стимулируют исследовательские способности учащихся и развивают у них новый тип мышления. Исследование процесса мышления доказывает важность описываемого подхода в процессе обучения. Студенты лучше понимают изучаемые предметы, когда они сами разбираются в решении каждой проблемы, а преподаватель их только наталкивает на нужные мысли.

В основе метода проектов лежит:

1) развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие познавательных навыков, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно добывать и конструировать знания и т.д.),

2) развитие критического мышления.

Метод проектов предусматривает использование интегрированных знаний из разных областей науки, техники, технологий, искусства.

Требования, предъявляемые к методу проектов:

- значимость в исследовательском и творческом плане проблемы (замысла);

- соответствие замысла интересам и возможностям студента;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов;

- использование исследовательских методов для решения проблемы (гипотеза, анализ, корректировка);

- свободный выбор методов достижения цели, литературных источников, структуры презентации проекта.

Ключевым словом понятия «метод проектов» является понятие «проект».

Мы под проектом будем понимать самостоятельную творческую работу студента, выполненную по заданной теме (проблеме) самостоятельно под контролем и при консультировании педагога.

Под проектированием, мы понимаем, процесс разработки заданной темы (проблемы) и его фиксации в какой-то внешне выраженной знаковой форме - буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, мультимедийной презентации, объемном макете и т.д.

Мы выделяем в проектном процессе четыре основных этапа:

1. Организационный (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования).

2. Деятельностный (выдвижение гипотезы, непосредственная разработка проекта).

3. Рефлексивный (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).

4. Итоговый (корректировка, составление документации).

При использовании в обучении метода проектов студент должен самостоятельно добывать необходимые знания, искать ответы на поставленные вопросы, сам найти, изобрести способы, средства достижения цели.

Метод проектов в образовании требует замены принципа обучения - инструкционизма (когда непрерывно даются ученику инструкции и указания, все «разжевывается») на конструкционизм. Теперь необходимые знания и правильные ответы ученику нужно добывать собственными силами. При проектном подходе в обучении пути, способы, средства заранее студентам не сообщаются, каждый студент должен сам их найти, открыть, изобрести, а потом логически построить или сконструировать.

Преподавателю при проектном подходе в профессиональной подготовке студентов отводится роль разработчика задания, координатора, независимого консультанта.

Рассмотрим примеры студенческих проектов, связанных с решением профессиональных задач, в которых математика выполняет прикладную функцию. Студентам в процессе изучении темы «Кривые второго порядка и пространственные тела» предлагалась тема: «Необычные фигуры в нашем мире». По этой теме студенты изготовили макеты фигур, геометрических тел, подготовили мультимедийные презентации, рефераты. Самые удачные проекты («Невозможные фигуры», «Треугольник Пенроуза», «Невозможный треугольник Реутерсварда», «Лента Мебиуса») были творческими, выполненными с фантазией.

Студентами выполнялись также межпредметные проекты, которые показывали связь математики с повседневной жизнью, с другими предметами. В межпредметных проектах с математикой объединяются еще два-три предмета, например, физика, или дисциплины направления подготовки или профиля.

Выполнение проектных заданий стимулирует мотивацию студентов к изучению математики. Любое проектное задание предполагает выявление и поиск оптимального решения проблемы. В сознании студента, при выявлении и осознании проблемной ситуации, формируется мотив овладения знаниями.

В начале изучения курса математики в вузе мы провели диагностику студентов и выявили, что больше половины из них имеют низкий уровень развития мотивации изучения математики.

В связи с низкой мотивацией студентов к изучению математики были разработаны приемы актуализации, стимулирующие эту мотивацию.

Приемы актуализации, способствующие развитию мотивации студентов в процессе изучения математики заключаются в создании проблемности в обучении, условий для проявления творческих, исследовательских способностей и самовыражения студента.

1.Использование обобщающего повторения.

Обобщающее повторение проводится в конце изучения любой большой темы, например: «Аналитическая геометрия», «Функция нескольких переменных» и т.д. Студенты представляют свой личный или групповой проект (это зависит от часов, отводимых на изучение темы и от уровня подготовки студентов)

2.Выполнение заданий максимальной для студента трудности (решение задач, выполнение проектов).

Этот прием используется для активизации самостоятельной работы студентов в процессе решения задач

и выполнения проектов. Для студентов составляются индивидуальные задания различного уровня сложности (домашние и контрольные работы). Так же, уровень сложности заданий учитывается в студенческих проектах. При этом мы разрабатываем и для выполнения в домашних условиях, и для контрольных работ задания трех уровней, то есть задания, которые условно соответствуют выполнению на оценки «3», или «4», или «5», а студент имеет право выбрать тот уровень задания, который, по его мнению, соответствует уровню его готовности. Этот прием выполняет несколько функций. Во-первых, он является диагностическим. Так, если преподаватель видит, что студент идет по пути наименьшего сопротивления и выбирает задания легкого для себя уровня, это служит основанием для применения к данному студенту метода убеждения с тем, чтобы он взялся за выполнение более трудных заданий. Во-вторых, этому приему присуща стимулирующая функция: выбирая задания максимальной для себя трудности, студенты учатся преодолевать неудачи, проводить самоанализ как внешних причин возникновения трудностей (в виде трудности задачи), так и внутренних (то есть своих способностей). В результате у таких студентов повышается самооценка, уровень притязаний и мотивация к изучению математики. Кроме того, как показывает наш опыт, в ситуации возможности выбора трудности задания большинство студентов стремятся выполнять задания уровня «4» и «5».

3. Формирование и развитие у студентов следующих компетентностей, относящихся к деятельности человека:

а) компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, составление плана работы, выбор наиболее оптимальных вариантов решений, анализ, синтез, классификация материала, перестройка своей деятельности в случае необходимости, анализ и контроль за результатами своей деятельности;

б) компетентность информационных технологий: самостоятельный сбор информации (Интернет, литература, лекции, др. источники) по заданной проблеме (теме), подбор и переработка необходимой информации, выводы и оформление результатов своей проектной деятельности в виде реферата, опорного конспекта, мультимедийной презентации, макета изученного объекта;

в) компетентность деятельности: средства и способы деятельности (планирование, прогнозирование, рефлексия деятельности), исследовательская деятельность;

г) компетентность общения: порождение и восприятие текста, дискуссия, диалог, владение грамотной математической речью, отстаивание своей позиции, выступление с сообщениями, защита и отстаивание своего продукта.

Все перечисленные компетентности формируются и развиваются у студентов в процессе работы над проектом, на каждом этапе проектирования: на организационном этапе (когда студентом анализируется поставленная передним проблема, выявляются существенные требования к будущему проекту, рассматриваются различные проектные идеи); на деятельностном этапе (когда студентом выдвигается гипотеза, идет непосредственная разработка проекта); на рефлексивном этапе (происходит сравнение планируемых с реальными результатами); на итоговом этапе (происходит корректировка результатов, составление документации).

4. Сообщение студентам только темы проекта, не ограничивая их в полноте изложения материала, в выборе средств и форм изложения. Этим, мы побуждаем их к самостоятельному поиску, сбору, обработке информации по заданной теме, для разработки и создания проекта. Студенты учатся анализировать полученную информацию, вычленять главное, обобщать и делать выводы.

5. Использование элементов математического моделирования.

Для развития математической компетентности студентов необходимо показывать прикладную направленность математики. Студенты должны уметь средствами математики решать практические и профессиональные задачи. А так как в основе их решения лежит математическое моделирование, то для реализации прикладной направленности необходимо организовать обучение студентов элементам моделирования.

Процесс математического моделирования состоит из трех этапов:

1) формализации,

2) решения задачи внутри модели,

3) интерпретации полученного решения.

При обучении математическому моделированию особое значение мы уделяли работе над этапами формализации и интерпретации, поскольку именно эти два этапа вызывали у студентов наибольшие затруднения. Важным средством обучения элементам моделирования являются сюжетные задачи. Например, при изучении темы «Последовательности. Ряды» рассматривали задачу про двух стрелков (опытного и малоопытного) в тире. Затем, на этом примере рассмотрели критерий сходимости последовательности (критерий Коши).

Выводы. Используя данные приемы актуализации, мы меняем представление студентов о математике, о применении творчества в ней, повышаем интерес к её изучению, усиливаем значимость новых знаний по математике, а как следствие у студентов развивается мотивация к изучению математики.

При проведении анкетирования студентов в конце эксперимента мы убедились что, интерес к математике вырос, изменилось отношение к самому предмету, студенты увидели важность его изучения, многогранность применения математики в жизни, творческий характер математики.

Результаты диагностики развития мотивации изучения математики на конечном этапе эксперимента показали, что мы работаем в верном направлении, так как низкий уровень развития мотивации остался лишь у 8%студентов, а остальные перешли на средний и высокий уровень.

Литература:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб: «Питер», 2000. - 512 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1997. - 304 с.

3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М: Высшая школа, 1977.

4. Сергеева Е.В. Интеграция проектного и компетентностного подходов в математическом образовании студентов технических университетов / Е.В.Сергеева // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2010. - №2.

- С. 281-285.

5. Сергеева, Е. В. Критерии, определяющие уровень развития математической компетентности студентов. - [Электронный ресурс] / Е. В. Сергеева // Мир науки :Интернет - журнал. - 2016. - Т.4. - № 1.-Режим доступа :http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN116.pdf

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986. - Т.1 Пер с нем. / Под ред. Б.М. Величковского.

- М.: Педагогика, 1986. - 408 с.

7. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.

Педагогика

УДК 377.8

кандидат педагогических наук, доцент Сибаева Гульсасак Мубараковна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай); кандидат педагогических наук, доцент Махмутов Юнир Мидхатович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) (г. Сибай)

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье раскрыта взаимосвязь учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов через опыт реализации комплекса педагогических условий формирования обобщенных учебно-профессиональных умений.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, обобщенные учебно-профессиональные умения, педагогические условия.

Annotation. The article revealed the relationship of teaching and professional activities and personal development through the experience of future teachers implement a set of pedagogical conditions of formation of generalized training and professional skills.

Keywords: educational and professional activities, training and professional skills, pedagogical conditions.

Введение. В условиях глобальных преобразований в обществе возникает необходимость осмысления новых тенденций развития профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Одним из положительных преобразований является направленность образования на личность будущего специалиста. В связи с этим пересматриваются взгляды к взаимосвязи учебно-профессиональной деятельности и развития личности будущих педагогов в образовательном процессе вуза.

На наш взгляд, при любых изменениях содержание образования должно обеспечивать развитие личности будущих специалистов, обладающих профессионально значимыми характеристиками и умеющих работать в условиях развивающегося общества.

Изложение основного материала статьи. В современном образовательном процессе деятельность субъекта занимает центральное место во всей логической цепочке: фундаментальная научная подготовка -субъектная деятельность учения по научной дисциплине - освоение видов и способов социальной и профессиональной деятельности в различных отраслях материального производства и культуры [10, c. 27].

Исследователи признают, что широкое распространение в решении рассматриваемой нами проблемы получила концепция, согласно которой профессиональное образование в первую очередь должно обеспечивать развитие личности путем организации его учебно-профессиональной деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

На наш взгляд, успешность учебно-профессиональной деятельности студентов определяется уровнем сформированности учебно-профессиональных умений. Ученые-исследователи подчеркивают значимость практической направленности профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, многоуровневый характер формирования умений (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.). При этом сформированность обобщенных учебно-профессиональных умений исследователями рассматривается как мощный фактор профессионально-личностного развития специалистов, который создает предпосылку для полного применения их творческих сил, способностей. Следовательно, обобщенные учебно-профессиональные умения будущих педагогов раскрываются как важнейший компонент квалификационной характеристики и личностного роста, а их формирование как составная часть системы профессионально-педагогической подготовки. Нам представляется важным формирование обобщенных учебно-профессиональных умений как профессионально-личностного составляющего будущих педагогов.

При рассмотрении особенностей учебно-профессиональной деятельности студентов следует уточнить понятия «деятельность», «учебная деятельность», «профессиональная деятельность» и «учебно-профессиональная деятельность».

«Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [12, c. 68].

«Деятельность - это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека»[9, c. 37]. В данных определениях подчеркивается важный признак деятельности - взаимодействие субъекта и объекта.

Мы согласны с исследователями, что невозможно решать вне деятельности обучающегося такие актуальные задачи как трансформирование приобретаемых знаний в профессиональную инновационную деятельность, приобщение к глобальным источникам знаний, формирование навыков к самостоятельному повышению квалификации, поддержание интереса к новому и передовому на протяжении всей жизни, умение адаптироваться к переменам.

Понятие «учебная деятельность» трактуется исследователями достаточно широко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.А. Вербицкий [5] считает, что содержание учебной деятельности будущего специалиста определяется моделью будущей профессиональной деятельности, которая придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. По его мнению, основной единицей содержания профессиональной деятельности является профессионально-подобная ситуация, которая позволяет развертывать содержание образования в динамике.

В работе В.В. Давыдова и А.У. Варданян [6] понятие «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип деятельности, так как распространяется на все возрасты. В связи с этим ими учебная деятельность рассматривается как деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Интеграция профессиональной деятельности определяет особенности учебной деятельности. В связи с этим изменяется целевая ориентация учебной деятельности, её направленность на развитие личности будущих педагогов и формирование обобщенных учебно-профессиональных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.