Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза по дисциплинам лингвистического цикла'

Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза по дисциплинам лингвистического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / INDEPENDENT WORK / PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK / FORMS OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славкина Инга Анатольевна, Шмульская Лариса Степановна

В статье представлены характеристика общих принципов и описание эффективных приемов организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славкина Инга Анатольевна, Шмульская Лариса Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОRGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY ON THE DISCIPLINES OF THE LINGUISTIC CYCLE

The article presents a description of general principles and a description of effective methods of organizing independent work of students in a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза по дисциплинам лингвистического цикла»

Творческий этап призван формировать комплексную систему обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов и их углубить, развить в образовательном процессе, обеспечить целенаправленное накопление опыта самостоятельной работы.

Оценочно-контрольный этап нацелен на расширение, систематизацию и совершенствование формируемых обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов и контроль за уровнем их сформированности.

Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений представляет собой целенаправленный и длительный процесс, который основан на осознании и осмыслении будущими педагогами целей и содержания учебно-профессиональной деятельности.

Поэтому формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов происходит в процессе взаимосвязанной и взаимообусловленной учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, суть развивающейся учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов заключается в формировании обобщенных учебно-профессиональных умений и личностной субъектной позиции, обретении опыта эмоционально-ценностных отношений, овладении профессиональными компетенциями.

Учеными-исследователями подчеркивается ведущая роль теоретических знаний, единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов, многоуровневый характер формирования обобщенных умений (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др.).

Предпринятая попытка рассмотреть ряд ключевых теоретико-методологических аспектов проблемы нашего исследования, позволяет нам сделать вывод о том, что обобщенные умения будущих педагогов раскрываются как важнейший компонент квалификационной характеристики, а их формирование как составная часть системы профессиональной психолого-педагогической подготовки.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие особенности учебно-профессиональной деятельности:

- усиление тенденции к синтезу знаний в единую науку, выражающиеся во взаимопроникновении взаимообогащении различных научных дисциплин;

- формализация науки, проявляющаяся в математизации знаний, важным аспектом которых является сближение естественных и гуманитарных дисциплин;

- рефлексивность, отражающая потребность переосмыслить механизм учебно-профессиональной деятельности в условиях возрастания потоков информации;

- понимание мира как единого целого на основе идеи дополнительности.

Выделенные особенности учебно-профессиональной деятельности определили систему и логику процесса формирования обобщенных умений будущих педагогов.

Литература:

1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. - 344 с.

2. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). - Челябинск: Факел, 1995. - 141 с.

3. Вербицкий, А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М., 2000.

4. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: УГППИ, 2000. - 380 с.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, доп., исправ. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

6. Сибаева Г.М., Махмутов Ю.М. Формирование обобщенных учебно-профессиональных умений будущих педагогов: принципы и условия // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - Вып. 59. - Ч.1. - С. 346-349.

7. Эльконин, Д.Б. Роль мотивов в формировании навыков .-Т. VII. - Одесса, 1941.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент Славкина Инга Анатольевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Аннотация. В статье представлены характеристика общих принципов и описание эффективных приемов организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.

Ключевые слова: самостоятельная работа, принципы организации самостоятельной работы, формы самостоятельной работы.

Annotation. The article presents a description of general principles and a description of effective methods of organizing independent work of students in a pedagogical university.

Keywords: independent work, principles of organization of independent work, forms of independent work.

Введение. Современные образовательные стандарты высшего образования предопределяют организацию учебной деятельности как в форме контактной работы студентов с педагогическими работниками, так и в форме самостоятельной работы обучающихся.

В практике подготовки педагогических кадров в последние десятилетия наметилась тенденция роста доли самостоятельной работы студентов в общем объеме изучения учебной дисциплины и смещение акцента с преподавания на учение. В этой связи становится очевидным, что с переходом на компетентностный подход в образовании необходимо формировать систему умений и навыков самостоятельной работы, воспитывать культуру самостоятельной деятельности студентов.

Целью представленной статьи является характеристика общих принципов и описание эффективных приемов организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.

Изложение основного материал статьи. Понятие «самостоятельная работа» в педагогической методологии не получило однозначного осмысления. Так, этот вид учебной деятельности представляется как самостоятельный поиск необходимой информации, получение знаний, их применение для решения образовательных, исследовательских и профессиональных задач [2]; как деятельность, складывающаяся из многих компонентов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе контактной аудиторной работы преподавателя и студента, подготовки к занятиям, промежуточной аттестации, выполнения индивидуальных исследовательских проектов, выпускных работ [6]; как различные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности обучающихся под непосредственным или опосредованным наблюдением преподавателя [7]. Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается в качестве системы мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков рационально приобрести полезную информацию. Данное явление понимается также рядом авторов как система организации педагогических условий, которые обеспечивают управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствии преподавателя [1]. Как видно из приведенных выше дефиниций и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - в качестве системы мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов. П.И. Пидкасистый характеризует самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации деятельности, указывает, что в ее основе лежит индивидуальное познание. «В самостоятельной деятельности, рассматриваемой как целостное педагогическое образование, всегда сочетаются два рода учебно-познавательного поиска: исследовательский, информационный» [5, 227].

Таким образом, самостоятельная работа в современном образовательном процессе рассматривается как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда.

К задачам самостоятельной работы в рамках образовательного процесса в вузе возможно отнести следующее: закрепление и расширение знаний, умений, полученных студентами во время аудиторных и внеаудиторных занятий, превращение их в навыки; приобретение дополнительных знаний и навыков по дисциплинам учебного плана; формирование и развитие знаний и умений, связанных с ведением научно-исследовательской деятельности; развитие ориентации и установки на качественное освоение образовательной программы; развитие навыков самоорганизации и самообразования; формирование самостоятельности и критичности мышления; развитие способности к самосовершенствованию и самореализации. Для реализации задач самостоятельной работы студентов и ее осуществления необходим ряд условий, которые обеспечивает высшее учебное заведение: наличие материально-технической базы (доступ к библиотечным и электронным ресурсам; наличие помещений для выполнения конкретных заданий и т.п.); обоснованность содержания заданий, входящих в самостоятельную работу студентов; сопровождение преподавателями всех этапов выполнения самостоятельной работы студентов, текущий и конечный контроль ее результатов.

Специфическими принципами организации самостоятельной работы в рамках современного образовательного процесса являются: принцип интерактивности обучения (обеспечение интерактивного диалога и обратной связи, которая позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий студента); принцип развития интеллектуального потенциала студента (формирование алгоритмического, наглядно-образного, теоретического стилей мышления, умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию); принцип обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах темы, раздела, модуля).

Самостоятельная работа в вузе включает в себя следующие виды работ: подготовка ко всем видам аудиторных занятий; работа над отдельными темами учебного предмета в соответствии с рабочей программой дисциплины; подготовка к разным типам практик (учебной, производственной и др.); работа в предметных кружках; участие в работе факультативов, научных семинаров; участие в работе конференций. Практика организации самостоятельной работы по лингвистическим дисциплинам студентов разных курсов и направлений педагогического вуза позволила выявить наиболее продуктивные типы заданий, которые условно можно объединить в следующие группы: задания репродуктивного характера; задания, направленные на анализ языковых единиц разного уровня; задания, направленные на работу с текстами разных стилей и жанров; задания, направленные на поиск информации и материала; задания, направленные на создание вторичных текстов; творческие задания; задания, направленные на презентацию итогов самостоятельной работы. Далее представлены задания, апробированные в ходе изучения различных лингвистических дисциплин. Предложенная классификация заданий носит несколько условный характер, поскольку многие из них можно отнести одновременно к разным типам. Дадим общую характеристику каждой группе заданий.

Задания репродуктивного характера используются для формирования умений и навыков у студентов, способствуют воспроизведению знаний и их применений по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. Преподаватель с помощью системы заданий организует самостоятельную работу студентов по неоднократному воспроизведению ими знаний или показанных способов деятельности. Задания подобного типа предполагают организационную, мотивирующую деятельность педагога.

Задание. Обработайте лекционный материал по теме «Речевая деятельность». Заполните пустые ячейки таблицы.

? Виды речевой деятельности Разновидности видов речевой деятельности

Продуктивные виды речевой деятельности ? - спонтанное -частично-спонтанное - подготовленное

письмо ?

?

? слушание ?

? - ознакомительное - изучающее

Задание. Найдите неверные утверждения:

А) Язык абстрактен, формален, тогда как речь материальна, в ней конкретизируется всё, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом. Б) Речь стабильна, пассивна и статична, она устойчива и долговечна, язык же активен и динамичен, для него характерна высокая вариативность. В) Язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа, тогда как речь индивидуальна, она отражает лишь опыт индивида, который не может ни создать, ни изменить язык, ибо язык как социальный продукт усваивается им уже в готовом виде, т.е. язык социален, а речь индивидуальна. Данные задания могут быть использованы как на этапе самопроверки при подготовке к аудиторным занятиям, так и на практических занятиях на этапе контроля за самостоятельной работой студентов.

Задания, направленные на анализ языковых единиц разного уровня. Основной задачей дисциплин лингвистического цикла является выработка умения рассматривать языковые единицы с точки зрения их функционирования, образования, структуры. Для студентов-филологов навык анализа языковых единиц является одним из основных и способствует пониманию сущности языка как системы. Особенности языковой единицы с точки зрения синтагматики и парадигматики проявляются прежде всего в тексте. Поэтому педагогу следует обращать внимание на те контексты, которые предусматривают анализ конкретной языковой единицы на разных уровнях.

Задание. Можно ли считать знаками следующие предметы: а) дорожные знаки; б) табличку на двери подъезда; в) пирсинг; г) татуировка; д) географическая карта? Аргументируйте свой ответ.

Задание. Решите парадигматические пропорции: высокий : низкий = мягкий : ? = ?: короткий; биться : хрупкий = пачкаться : ?

Задание. Определите, по каким причинам - внутриязыковым или внеязыковым - появились в современном русском языке следующие слова: айпад, гламур, домофон, конгрессмен, АТО, бежевый.

Задание. Дайте характеристику слов с точки зрения их социально-функциональной принадлежности. Отчизна, вояж, лексикон, степуха, индустрия, рифмоплет, фонд, пара (в значении «двойка»), дармоед, констатировать, ихний, телепаться, хвост (долг), бессрочный, элемент, вляпаться, функция, шушукаться, хата, стереотип, фингал, листва, клево.

Задание. Соотнесите слова с их значениями. Установите типы устаревших слов.

Лексические единицы: дефилей, деять, забайбачиться, забрить, злец, казусник, камердине, карла и карло, китаизм, кладезь, кучиться, кутафья, куралеска и куролеска, кроаты, коллекта, канун, фактор, фейерверкер, халатность, фурман, удоволить, рутина, позор, отписка.

Значения: Домашний слуга барина, лакей; сдать в солдаты; усиленно просить о чем-либо, докучать кому-либо; исполнить чье-либо желание; безобразно одетая, неуклюжая женщина; узкий, тесный проход на труднодоступной местности (между лесами, болотами, горами и т.п.); хозяин постоялого, заезжего двора; острота, шутка, меткое словцо, сказанное неожиданно и к месту; приют для престарелых и инвалидов (обычно из низшего сословия); здание этого учреждения; злой, сердитый человек; выразить неудовольствие; 1)невысокий ящик, обтянутый сверху и снизу холстом, предназначенный для содержания только что пойманного соловья, 2) (перен.) о месте заключения, тюрьме; посредник при купле или продаже; сбор денег (обычно в чью-либо пользу); лень, косность, бездеятельность; установившийся порядок, обычай; донесение, письмо с каким-либо сообщением; воинский чин в артиллерии, равный унтер-офицеру; лицо, имевшее такой чин; мастер по стрельбе из орудий; южнославянский народ, хорваты; 1) специальный столик в церкви, на который ставили поминальную еду, питьё и у которого служили панихиду по умершим, 2)обрядовое песнопение; совершать что-либо, делать; вид, зрелище; владелец или возчик фуры; 1) колодец, 2) сокровищница, неиссякаемый источник.

Задания подобного типа целесообразно применять в работе факультативов, научных семинаров, так как эти формы организации учебного процесса предполагают углубленное изучение тех или иных дисциплин. В отличие от традиционных аудиторных занятий кружки и семинары предусматривают обсуждение проблем общелингвистического характера, выходящих за рамки того или иного языкового раздела. Например, при анализе языкового знака на уровне морфологии необходимо учитывать его фонетические, лексические и синтаксические свойства.

Задания, направленные на работу с текстами разных стилей и жанров. В отличие от заданий, предполагающих анализ языковых единиц разного уровня, текстовые упражнения способствуют развитию коммуникативных навыков, фокусируют внимание на речежанровых и композиционных особенностях текстов, формируют умения создавать тексты, редактировать, оценивать их с точки зрения уместности, ясности, логичности, правильности, эстетичности, определять культурологическую составляющую текста.

Задание. Определите, какие стереотипы женского речевого поведения отражены в паремиях. Бабий кадык не заткнешь ни рукавом, ни рукавицей. Бабий язык - чертово помело. Бабы бранятся, так платки с голов валятся. Бьет языком баба, что шерстобой струной жильной. Где баба - там рынок, где две бабы -там базар. Женское слово, что стрела. Знала б наседка, узнает и соседка. Иван был в орде, а у Марьи вести.

Задание. Изучите языковые и композиционные особенности описания в книге Михальской А.К. Русский язык. Риторика (Глава «Риторические традиции расположения содержания в описании: рекомендации старых риторик» С. 207-215), ответьте на вопросы: Какова функция описательных текстов? Что значит фактографическое описание? Назовите его основные признаки. Что представляет собой образное описание? Назовите структурные особенности описания. На что стоит обратить внимание в начале, середине и конце описания? [3].

Текстоориентированные упражнения и задания являются универсальными и могут быть рекомендованы для самостоятельной работы при подготовке ко всем видам аудиторных занятий. Подбор текстов должен быть не случайным, они должны обладать не только лингвистической, но и культурологической, социальной, эстетической ценностью.

Задания, направленные на поиск информации и материала. Одним из требований, предъявляемых к современным обучающимся, по праву является умение ориентироваться в современном информационном пространстве, выбирать релевантные средства поиска информации, опираться на авторитетные источники. Формируя задания подобного типа, необходимо акцентировать внимание обучающихся на критичное восприятие той или иной точки зрения, нацеливать на умение соотносить теоретические положения с реальными жизненными ситуациями, делать самостоятельные выводы, обобщая уже имеющийся в литературе теоретический и методический опыт.

Задание. Дополните примерами таблицу «Гендерные стереотипы», опираясь на свой жизненный опыт.

№ Группа стереотипов Мужские стереотипы Женские стереотипы

1. Психические и поведенческие свойства Сдержанность Эмоциональность

2. Профессиональные роли Шахтер Секретарь-машинистка

3 Семейные роли

Задание. Изучите генеалогическую классификацию языков и решите следующие лингвистические задачи. Какие источники информации буду вам необходимы для выполнения задания. 1. Русские туристы, не знающие иностранных языков, побывали сначала в Праге, а затем в Будапеште. В каком из этих городов туристы имели меньше проблем при общении с местными жителями? Почему? 2. Русские туристы, не знающие иностранных языков, побывали сначала в Кишиневе, а затем в Бухаресте. В каком из этих городов туристы имели меньше проблем при общении с местными жителями? Почему?

Задание. Решите предложенные задачи. Какие словари вам необходимы для выполнения задания. 1) Что общего между рыбкой дорадо и овощем помидором с точки зрения лингвистики? Возможно, Вам помогут надписи на бирках в ювелирном магазине: esmeralda, oro, plata, platino, diamante. 2) У каждого в детстве были свои любимые игрушки. У каждого есть свои интересы. Это иностранное слово буквально означает «лошадка-игрушка на карусели».

Принцип и логика предложенных выше заданий может быть применена для моделирования самостоятельной работы при подготовке выступлений на научно-практических конференциях, практических занятиях, научных кружках. Выполняя задания подобного типа, студент приобретает умения поиска, отбора источников необходимой информации, критического осмысления теоретических положений, поиска аргументов для обоснования собственной позиции.

Задания, направленные на создание вторичных текстов (схематизация материала, алгоритмы и т.д.).

Обработка первичных текстов достаточно важный этап в процессе самостоятельной работы, поскольку от него зависит эффективность и прочность усвоения материала. Результатом «сжатия» первоначального варианта текста должен явиться текст-опора, качество которого определяется возможностью создания на его основе развернутого ответа с сохранением ключевых положений темы. Этот вторичный текст помогает «развернуть» обучающемуся обработанную информацию, качественно усвоить ее. Создание вторичных текстов развивает умения выделять главное, видеть причинно-следственные связи, переводить информацию в различные знаковые системы.

Задание. Изучите научную, учебную, методическую литературу по теме «Слова категории состояния как часть речи». Представьте информацию на листе сжатия. Лист сжатия - это вторичный текст, представленный в формате А5 в виде схем, таблиц, алгоритмов с использованием любых графических символов с обязательным отображением причинно-следственных связей между выделенными элементами.

Задание. Изучите литературу по теме «Происхождение языка». Представьте изученные в виде схемы «Фишбоун». Схема включает в себя четыре блока, схематично представленные в виде скелета рыбы: голова, хвост, верхние и нижние косточки. Хребет рыбы вступает связующим звеном всех блоков. Голова -это ключевой вопрос, подлежащий анализу. Верхние косточки, расположенные справа от хребта, отражают основные понятия темы, причинно-следственные связи; нижние косточки, расположенные слева от хребта, фиксируют аргументы, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - представляет собой выводы, обобщения. Прием Фишбоун предполагает систематизацию понятий, поэтому наиболее значимые в аспекте избранной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть содержательными, но в то же время краткими и отображать лишь суть понятий.

Упражнения на создание вторичных текстов являются действенным приемом, поскольку развивают критическое мышление студента, дают возможность визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями, позволяют ранжировать факторы и факты по степени их значимости. Применяя указанные выше задания, преподаватель имеет возможность организовать самостоятельную работу студентов в парах или группах, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Творческие задания. Творческие задания - это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание студентов для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта.

Задание. Как можно объяснить тот факт, что носители русского языка дни недели распределяют на мужские и женские ("женские" дни: среда, пятница, суббота, считается, что именно эти дни более благоприятны для посадки).

Задание. Попробуйте описать свой речевой портрет как индивидуальной языковой личности.

Задание. Мы просто заменили в пословицах некоторые слова на их иностранные аналоги. Узнаете? Что инновация, то и кривизна. Не буди форс мажор, пока он тих. Всяк правду гуглит, да не всяк её креативит. Попробуйте и вы создать образцы языковой игры, заменяя некоторые слова в пословицах их иностранными аналогами.

Применение творческих заданий вызывает определенную трудность как на этапе выполнения, так и на этапе проверки. Преподавателю стоит продумать способы представления обучающимися итогов и критерии оценивания результатов творческой деятельности студентов.

Задания, направленные на презентацию итогов самостоятельной работы. Студентов педагогических вузов в силу специфики будущей профессии необходимо ориентировать на развитие умения публичного представления результатов своей деятельности с учетом просодических особенностей речи, вербальных и невербальных средств. Предложенные ниже задания направлены формирование именно этих риторических навыков.

Задание. Произнесите фразы с разными интонациями.

1. Здравствуйте! (официальность, радость, угроза, упрек, доброжелательность, равнодушие, гнев, восторг). 2. Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев).

Задание. Прочитайте каждое предложение быстро, а затем, отделяя однородные члены предложения, выразительными паузами. Как влияют паузы на выразительность текста? Какой смысл подчеркивают паузы?

1. В истории педагогики было много замечательных деятелей: Ян Амос Каменский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, Константин Дмитриевич Ушинский. 2. Все-таки как богата Россия на талантливых артистов! Ведь именно на русской сцене зрители могли видеть Комиссаржевскую, Качалова, Раневскую, Яншина, Ефремова, Евстигнеева, Леонова...

Риторическое мастерство студента необходимо при прохождении различных видов производственных практик, в процессе выступления на научных конференциях и семинарах.

Выводы. Таким образом, самостоятельная работа способствует развитию необходимых профессиональных, общекультурных компетенций, формирует у студента мотивацию на систематическое пополнение знаний и выработку информационных умений; становится важнейшим условием самоорганизации обучающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования. -Волгоград, 1994.

2. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. -2000. - №1. - С. 114-125.

3. Михальская А.К. Русский язык. Риторика. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - Москва, 2011.

4. Попков В.А. Коржуев А.В Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. - М., 2000.

5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980.

6. Самостоятельная деятельность студентов в условиях негосударственных и государственных вузов / Под ред. С.М. Годника, В.И. Хлоповских. - Воронеж, 1996.

7. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки / Под ред. А.В. Меренкова, С.В. Куньщикова. - Екатеринбург, 2016.

Педагогика

УДК 343.9

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Списивцев Степан Александрович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КИБЕРТЕРРОРИЗМУ КАК РЕСУРС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме современного высокотехнологичного терроризма, способного продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой, при этом он весьма значимо отличается от традиционного терроризма, который не угрожал обществу как таковому и не затрагивал основ его жизнедеятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: социальные сети, кибертерроризм, кибератаки, проблемы противоборства террористическим угрозам в киберпространстве, информационные технологии. Психологические манипуляции.

Annotation. The article examines approaches to the problem of modern high-tech terrorism, capable of producing a systemic crisis in any state with a highly developed information infrastructure, while it is very different from traditional terrorism, which did not threaten society as such and did not affect the basis of its life activity.

Keywords: social networks, cyberterrorism, cyberattacks, problems of confrontation with terrorist threats in cyberspace, information technology, рsychological manipulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.