Научная статья на тему 'Виды и формы самостоятельной работы при изучении русского жестового языка сотрудниками ОВД России'

Виды и формы самостоятельной работы при изучении русского жестового языка сотрудниками ОВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОТРУДНИКИ ОВД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / SIGN LANGUAGE / PROFESSIONAL TRAINING / OFFICERS OF INTERIOR AGENCIES / INDEPENDENT WORK / FORMS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Майя Ивановна, Лисецкая Ирина Анатольевна

В статье определены наиболее эффективные формы организации самостоятельной работы при освоении программ по изучению русского жестового языка в рамках профессионального обучения сотрудников ОВД в образовательных организациях системы МВД России. Описываются виды самостоятельной работы, наиболее адекватные для формирования комплекса теоретических знаний о дактилологии, жестовом языке и развития практических навыков и умений их использования в профессиональной деятельности сотрудниками ОВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Майя Ивановна, Лисецкая Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES AND FORMS OF INDEPENDENT WORK IN THE STUDY OF RUSSIAN SIGN LANGUAGE BY EMPLOYEES BY THE OFFICERS OF INTERIOR AGENCIES OF RUSSIA

The article defines the most effective forms of organization of independent work in mastering the programs for the study of the Russian sign language within the framework of professional training of officers of Interior Agencies in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It describes the types of independent work that are most appropriate for the formation of a complex of theoretical knowledge about dactylology, sign language and the development of practical skills for their use in professional activities by the officers of Interior Agencies of Russia.

Текст научной работы на тему «Виды и формы самостоятельной работы при изучении русского жестового языка сотрудниками ОВД России»

- участие в деятельности организации «Красный крест», посещение больных и пожилых людей в больницах совместно с прихожанами храмов;

- организация волонтерами концертных программ и мероприятий в рамках проведения религиозных праздников и общегородских просветительских мероприятий «Рождественские чтения»; «Дни славянской письменности и культуры» и др.

- просветительские мероприятия по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Это далеко не полный перечень нравственных действий, добрых дел и душевных откликов, предопределяющих формирование нравственных ценностей будущего педагога.

Студенты 1-5 курсов участвуют в социальных проектах и акциях для детей-сирот, детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии, детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый студент, участвуя в волонтерских акциях, не только приобретает новый социальный, эмоциональный, жизненный и профессиональный опыт взаимодействия с различными категориями населения, но и растет в нравственном отношении.

Вовлечённый в различные виды социально-значимой деятельности, в том числе гражданско-патриотической, досугово-развивающей, профессионально-ориентированной, будущий педагог принимает как ценное гражданственность и человечность, уважительное отношение к нравственным качествам другого человека, к его индивидуальности, осознаёт социальную значимость коллектива, общества, усваивает нормы нравственно-значимого поведения - поведения под контролем совести.

Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.

Выводы. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для любого человека, тем более для педагога, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Только формируясь как духовная личность, будущий педагог способен относится к педагогической деятельности не как к заработку, а как к особой миссии - Служения себе, семье, близким, детям, окружающим людям, Отечеству. Идея служения питала живительными силами многие поколения россиян и была мощным созидательным мотивом. Именно её следует вновь призвать на службу России.

Отсюда бесспорно, будущее нашей страны в значительной степени зависит от качественной подготовки будущих педагогов. Поэтому высшее педагогическое образование должно быть направлено на подготовку не только компетентного профессионала, но и духовно развитой личности, человека высокой культуры, творца и гражданина, который чувствует свою духовно-моральную ответственность «за мир и себя в мире» [5].

Литература:

1. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. - № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации -www.vestnik.edu.ru/proect.html

2. Скударёва Г.Н. Современные родители как субъекты формирования социального заказа и эксперты качества образования.Семейное воспитание в отечественном образовании: монография. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. 148 с. С. 100 -114.

3. Скударёва Г.Н. Формирование профессиональной компетентности учителя общественно - активной школы. Учебно - методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого - педагогическое образование», педагогов - слушателей факультета повышения квалификации / Москва, 2015.

4. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: философский и социокультурный аспекты. Современное общественно-ориентированное образование: диалог концепций: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 6 -24.

5. Скударёва Г.Н., Осинина Т.Н. Социальный заказ на непрерывное педагогическое образование // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57-1.Ч. 1. С. 200-209.

6. Скударёва Г.Н., Павлова О.Г. Цифровое образование: от теоретического осмысления к реализации социального заказа // Современные здоровьесберегающие технологии. №4. 2017. С. 150-157.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Майя Ивановна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Лисецкая Ирина Анатольевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО

ЯЗЫКА СОТРУДНИКАМИ ОВД РОССИИ

Аннотация. В статье определены наиболее эффективные формы организации самостоятельной работы при освоении программ по изучению русского жестового языка в рамках профессионального обучения сотрудников ОВД в образовательных организациях системы МВД России. Описываются виды самостоятельной работы, наиболее адекватные для формирования комплекса теоретических знаний о дактилологии, жестовом языке и развития практических навыков и умений их использования в профессиональной деятельности сотрудниками ОВД России.

Ключевые слова: жестовый язык, профессиональное обучение, сотрудники ОВД, самостоятельная работа, формы организации самостоятельной работы.

Annotation. The article defines the most effective forms of organization of independent work in mastering the programs for the study of the Russian sign language within the framework of professional training of officers of Interior Agencies in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It describes the types of

independent work that are most appropriate for the formation of a complex of theoretical knowledge about dactylology, sign language and the development of practical skills for their use in professional activities by the officers of Interior Agencies of Russia.

Keywords: sign language, professional training, officers of Interior Agencies, independent work, forms of organization of independent work.

Введение. В России при активной государственной поддержке процесс социальной реабилитации лиц с нарушением слуха является приоритетным направлением в решении проблем социальной защиты инвалидов, обеспечения их безопасности, реализации их гражданских и лингвистических прав [1]. Так, 30 декабря 2012 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ», в соответствии с которым жестовый язык стал одним из официальных языков Российской Федерации и получил государственную поддержку. В этом же году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой они имеют право наравне с другими гражданами страны на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовый язык и культуру глухих.

Необходимость социализации глухих и слабослышащих граждан, их социальной и правовой защиты обусловила появление программы «Доступная среда», предусматривающей обучение основам русского жестового языка специалистов, оказывающих государственные услуги населению, в том числе - сотрудников правоохранительных органов [2], что подтверждено Приказом Министерства внутренних дел России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» [3], а также Приказом Министерства внутренних дел России, Минобрнауки России от 15 июня 2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» [4].

Данные обстоятельства существенно изменили характер требований, предъявляемых к уровню профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Одним из основных и важных показателей профессионализма сотрудников полиции является их умение использовать в конкретной ситуации те языковые средства, которые будут наиболее эффективными в достижении коммуникативных задач, способность наладить надлежащий контакт с разными группами населения, в том числе с лицами с нарушениями слуха [5].

Высокий уровень сформированности речевой компетентности становится важнейшим профессионально-личностным качеством сотрудника органов внутренних дел, что дает возможность сотруднику выступать в различных профессиональных ролях, корректировать ход межличностного общения, эффективно проявлять свои профессиональные качества, что обеспечит результативность его деятельности.

С 2016 года в рамках профессионального обучения сотрудников ОВД в образовательных организациях системы МВД России реализуются программы по изучению русского жестового языка, в ходе освоения которых происходит последовательное совершенствование профессиональных компетенций посредством формирования у обучающихся комплекса теоретических знаний о дактилологии, жестовом языке, об особенностях общения с инвалидами с нарушениями функции слуха, а также формирования умений и навыков выстраивать с ними диалогическое общение при помощи дактильного и жестового языка.

Ход и результаты реализации вышеназванных программ напрямую коррелируются с выбором соответствующей стратегии познавательной лингвистической деятельности [6], уровнем организации самостоятельной работы обучающихся, поскольку система ведомственного высшего образования призвана не только обеспечить освоение программного материала, но и сформировать профессионально необходимые компетенции.

Множество аспектов самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций высшего образования рассмотрены в исследованиях ученых: И.В. Горлинского, А.А. Дорофеева, Б.П. Есипова, Н.В. Кузьминой, В.Я. Макашова, Е.И. Мещеряковой, Д.Д. Невирко, П.И. Образцова, П.И. Пидкасистого. В то же время анализ научных исследований показал, что вопросы организации самостоятельной работы при изучении русского жестового языка остаются неисследованными.

Научно-педагогическая литература трактует термин «самостоятельная работа» по-разному. В широком смысле самостоятельная работа рассматривается как процесс формирования самостоятельности личности, способной ставить и решать учебные и профессиональные задачи самостоятельно, работать творчески. В узком смысле это работа в аудитории и за ее пределами, осуществляемая на всех видах учебных занятий [7]. В нашей статье самостоятельная работа обучающихся образовательных учреждений МВД России рассматривается как практическая деятельность по решению разноплановых познавательных и практических задач, имеющая целью подготовку к самостоятельному выполнению профессиональных задач, в ходе которой обучаемые проявляют сознательность, самостоятельность и активность.

Формулировка цели статьи. Цель статьи - определить наиболее эффективные виды и формы организации самостоятельной работы при освоении программ по изучению русского жестового языка в рамках профессионального обучения сотрудников ОВД в образовательных организациях системы МВД России.

Изложение основного материала статьи. Для реализации задач самостоятельной работы обучающихся и ее осуществления необходим ряд условий, которые обеспечивает образовательная организация: наличие материально-технической базы; обоснованность содержания заданий, входящих в самостоятельную работу обучающихся; связь самостоятельной работы с рабочей программой; развитие преподавателями у обучающихся навыков самоорганизации, универсальных учебных компетенций; сопровождение преподавателями выполнения самостоятельной работы обучающихся, текущий и конечный контроль ее результатов.

Традиционно самостоятельная работа обучающихся занимает значительный объем в процессе изучения любого языка, особенно при освоении лексического, грамматического материала, при отработке речевых навыков. Учебная, справочная литература, компьютерные и мультимедийные технические средства, сеть Интернет предоставляют обучающимся широкие возможности самостоятельно осваивать материал,

совершенствовать теоретические знания и практические навыки, однако нужно учитывать важнейшую роль преподавателя при организации самостоятельной работы обучающихся. В поле ответственности преподавателя находится не только правильная организация и планирование самостоятельной работы, но и формирование стойкой мотивация к усвоению учебного материала, которая в значительной мере является залогом успешного освоения программы.

Современная высшая школа классифицирует самостоятельную работу по разным критериям. С учетом места и времени проведения, характера и способа осуществления контроля со стороны преподавателя выделяют аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа по изучению русского жестового языка осуществляется под его методическим, организационным руководством и контролем и предполагает самостоятельное выполнение обучающимися групповых или индивидуальных заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа, являясь логическим продолжением аудиторной, направлена на развитие и углубление знаний, умений и навыков. Она менее регламентирована, чем аудиторная, вследствие чего планирование, организация и контроль такой работы вызывают некоторые затруднения.

Анализ педагогических исследований по проблеме [8, 9, 10] дает возможность определить, что рациональная организация внеаудиторной самостоятельной работы при изучении русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел должна включать следующие рекомендуемые формы.

Для овладения знаниями: изучение основной и дополнительной учебной литературы; составление конспекта; работа с жестовыми словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, возможностей сети Интернет и др.

Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка рефератов, докладов, составление тематических текстов, диалогов и др.

Закрепление знаний теоретического материала происходит посредством использования необходимого инструментария практическим путем (отработка упражнений для овладения устойчивыми навыками дактилирования и жестовой речи, выполнение контрольных заданий, тестов для самопроверки). Учитывая ограниченный объем часов, отведенных на освоение программ по изучению русского жестового языка, задания целесообразно подбирать таким образом, чтобы задействовать долгосрочную память, ассоциативное запоминание и мышление. Задания для самостоятельного выполнения должны создавать возможности для экстенсивной работы, тренировки рецептивных навыков запоминания новых речевых жестов. Такими заданиями могут быть упражнения по поиску и употреблению в словосочетаниях и предложениях новых речевых жестов, необходимых для дальнейшей работы, повторение и систематизация грамматического материала.

Для формирования умений: подготовка к практическим занятиям, включающая освоение теоретического материала по теме (темы в целом, отдельных вопросов и положений темы и т. д.). Умения формируются в процессе изучения дактильных знаков и речевых жестов, многократного воспроизведения и отработки лексических единиц в различных сочетаниях в предложенных упражнениях. В ходе выполнения упражнений новые жесты вводятся в словосочетания, предложения, диалоги и тексты. Уровень сложности упражнений постепенно повышается. Происходит последовательный переход от выполнения упражнений репродуктивного характера к продуктивному и творческому, предполагающему составление диалогических и монологических высказываний самими обучающимися.

Подготовку к занятиям следует начинать с упражнений на развитие кистей и пальцев рук, после чего рекомендуется отрабатывать дактилирование по установленным правилам. С целью повышения скорости дактилирования упражнения с применением пальцевой азбуки следует выполнять на протяжении всего курса изучения русского жестового языка.

Необходимым условием формирования самостоятельности является использование упражнений с постепенным усложнением учебных и коммуникативных задач, что сопровождается проявлением инициативности при их выполнении.

Среди форм работы, обеспечивающих коммуникативную практику, целесообразно использовать следующие: исполнение и узнавание речевых жестов, перевод подготовленного текста на русский жестовый язык, практика прямого и обратного перевода, и т. д. Данные формы работы могут осуществляться в парах, группах и индивидуально.

С учетом приведенного описания многообразия форм внеаудиторной самостоятельной работы отметим, что разъяснение целей, контроль их понимания на каждом из этапов обучения - необходимые условия формирования умения самостоятельной постановки целей и определения задач. Контроль может быть осуществлен преподавателем непосредственно или опосредовано. Взаимоконтроль позволит активизировать как аудиторную, так и внеаудиторную самостоятельную работу.

Самостоятельная работа при изучении русского жестового языка требует систематического подхода. Учебный материал должен использоваться с учётом индивидуальных особенностей и возможностей: степени подвижности кисти рук, моторики пальцев, уровня развития зрительной памяти и языковых навыков. Изучение нового материала следует начинать только после усвоения пройденного, неоднократного закрепления и повторения уже знакомых жестов.

Выводы. В условиях реализации программ по изучению русского жестового языка в рамках профессионального обучения сотрудников ОВД в образовательных организациях системы МВД России многократно возросла роль самостоятельной работы обучающихся. Для активизации самостоятельной познавательной деятельности и повышения ее эффективности целесообразно использовать разнообразные формы и виды самостоятельной работы, учитывая индивидуальные способности и особенности обучающихся, характер познавательной деятельности и вид управления ею, полноту и степень самостоятельности при выполнении разных по сложности и содержанию заданий, вовлекая обучающихся в разносторонние формы общения и контроля.

Литература:

1. Смирнова М.И. Реализация языковых прав лиц с нарушением слуха в контексте обеспечения безопасности личности // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи,

проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23 июня 2017 г.) Том II. Краснодар, 2017. С. 313-319.

2. Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 297 (ред. от 19 февраля2015 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Доступная среда на 2011 - 2015 гг.» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 17. Ст. 2060.

3. Приказ Министерства внутренних дел России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» // Текст документа официально опубликован не был.

4. Приказ Министерства внутренних дел России, Минобрнауки России от 15 июня2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» // Текст документа официально опубликован не был.

5. Смирнова М.И., Лисецкая И.А. Русский жестовый язык как предмет изучения сотрудниками органов внутренних дел России // Проблемы современного педагогического образования. Серия Педагогика и психология. №56 (2). Ялта. 2017. С. 219 -226.

6. Смирнова М.И., Коршунова И.Г. Стратегии познавательной лингвистической деятельности. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. 310-1 (64). С. 193-195.

7. Смирнова М.И., Коршунова И.Г. Виды и формы самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2015. №11 (53): в 3-х ч. ЧЛ. С. 155-160.

8. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. М.: ИКЦ «Академкнига». 815 с.

9. Зайцева Г. Л. Жест и слово: научные и методические статьи. М.: ВОГ. 2006. 631 с.

10. Зайцева Г. Л. Методы изучения системы жестового общения глухих // Дефектология. № 1. С. 3-11.

Педагогика

УДК 378. 1

ассистент Смирнова Оксана Юрьевна

Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы подходы (системно-деятельностный подход, инновационный подход, индивидуально-творческий), которые позволяют формировать готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности; вопросы качества подготовки современного выпускника образовательной организации высшего образования педагогического направления, уровень его готовности к решению функциональных задач профессиональной деятельности.

Ключевые слова готовность, педагог, образовательная организация высшего образования, профессиональная деятельность, системно-деятельностный подход, инновационный подход, индивидуально-творческий подход.

Annotation. In the article, approaches (system-activity approach, innovative approach, individual-creative approach) that allow to form the readiness of future teachers for professional activity are considered and analyzed; questions of the quality of the training of a modern graduate of an educational organization of higher education in the pedagogical area, the level of his readiness to solve the functional problems of professional activity.

Keywords readiness, teacher, educational organization of higher education, professional activity, system-activity approach, innovative approach, an individually creative approach.

Введение. «Единственная возможность заставить человека сделать что-либо - это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это» (Д. Карнеги).

В эпоху инноваций, современная школа нуждается в компетентных психолого-педагогических кадрах, способных обеспечить успешную и эффективную реализацию образовательного процесса с позиции субъект-субъектной парадигмы, в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Модернизация российского образования и, как следствие, переход от сложившейся отечественной системы образования, коренное преобразование принципов построения образовательного процесса и взаимодействия субъектов этого процесса: преподавателя и обучающегося, являются сегодняшней реальностью. В значительной степени организационно-методические проблемы этого взаимодействия в условиях модернизации обусловлены отказом от субъект-объектной образовательной парадигмы (преподаватель - субъект, обучающийся - объект) и переходом к субъект-субъектной парадигме, при осуществлении которой обучающийся и преподаватель - полноправные субъекты, причём функция преподавателя сводится к обеспечению запросов и потребностей обучающегося посредством оказания помощи, консультаций и т.п. [7, с. 16]. Остается открытым вопрос о качестве подготовки современного выпускника образовательной организации высшего образования (ООВО) педагогического направления, об уровне его готовности к решению функциональных задач профессиональной деятельности [3].

Формулировка цели статьи. Проанализировать подходы, позволяющие сформировать готовность к профессиональной деятельности обучающихся педагогических специальностей.

Изложение основного материала статьи. В современных образовательных преобразованиях достаточно высокие требования предъявляются к уровню знаний по теоретическим дисциплинам и практической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности. Педагогу необходимо направлять учебно-воспитательный процесс на личность обучающегося, организовывать свою профессиональную деятельность, таким образом, чтобы каждый обучающийся располагал неограниченными возможностями для самостоятельного и творческого развития. Все это в различных измерениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.