Научная статья на тему 'Теоретические аспекты организации самостоятельной работы студентов'

Теоретические аспекты организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / ИНФОКОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK / STUDENTS / INFOKOMMUNIKATIVNYE TECHNOLOGY / PRINCIPLES / CONDITIONS FOR ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаев Владимир Петрович, Шибаева Людмила Михайловна

В статье рассмотрены современные подходы к организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены основные принципы и условия организации самостоятельной работы студентов, при соблюдении которых она будет эффективна. В процессе применения самостоятельной работы студентов происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS of the ORGANIZATION of INDEPENDENT WORK of STUDENTS

This article examines modern approaches to organization of independent work of students. The main principles and conditions of organization of independent work of students under which it will be effective. The application of independent work of students, increasing motivation of the parties of the educational process and the intensification of training as a whole.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты организации самостоятельной работы студентов»

1. Обучающиеся упражняются только в чтении вопросов (стимулов) и ответов (реакций), данных в учебнике или подготовленных самим учителем. Для подготовительных этапов могут быть использованы доска или раздаточный дидактический материал. На доске пишется диалог, и учащиеся читают его по ролям.

2. Затем учитель читает его сам или дает прослушать аудиозапись. После чтения образцов нужно объяснение обучающимся о том, когда, при каких жизненных обстоятельствах какой из вариантов подходит, какие комбинации элементов еще возможны, какой интонацией нужно сопровождать высказывания, какие жесты могут применяться в данной реплике (например, кивнуть или покачать головой, развести руками, пожать плечами), какие соответствующие этому выражению средства имеются на родном языке (например: учунэ - шумно, дэмэре - надоело) и т.д.

3. Упражнения относительно самостоятельного использования усвоенного материала в речи. Сюда могут быть включены задания на составление диалогов по заданной ситуации и разговор учащихся об известных им факторах.

В контрольной группе данные вторичной диагностики по сравнению с первичным не поменялись. Это обусловлено тем, что обучающиеся проходят тему: «Местность», изучают эвенкийские названия городов, поселков, гор, рек и т.д. По разговорной речи у них в этот период нет практики, занятия проходят только в письменном характере.

Результаты вторичной диагностики среди учащихся четвертого класса в экспериментальной группе улучшились на 11,68 процентов, учащиеся отвечали на вопросы и рассказывали о себе намного увереннее, стали более открытыми для диалога.

В конце каждого занятия обучающиеся оценивали свою работу выбором одной карточки из трех разноцветных кружков, которые означали: разноцветный кружок - урок понравился и я все понял; цветной однотонный кружок - урок прошел на хорошо, но есть некоторые детали, которые я не понял; черный кружок

- урок не понравился, я много чего не понял. По результатам рефлексии каждого занятия изготовили национальный летний головной убор, что является приобщением к культуре эвенков.

Выводы. В результате работы по формированию первоначальных навыков общения на эвенкийском языке в младшем школьном возрасте повышается уровень владения самим языком, мотивация к учебной деятельности, интерес к овладению родным языком и практическому их применению. Все это способствует повышению качества знаний учащихся, развитию способностей каждого ученика, активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся, формированию личностных качеств ученика, умению организовать сбор информации и правильно ее использовать.

Таким образом, нами практически доказана выдвинутая гипотеза исследования, согласно которой формирование первоначальных навыков общения и развитие общения на эвенкийском языке учащихся младших школьников будет эффективным при условии, если на уроках эвенкийского языка систематически и целенаправленно использовать устный диалог, разнообразные текстовые и речевые упражнения и расширять словарный запас посредством технологии интеллект-карты.

Литература:

1. Берелтуева Д.М. Книга для учителя эвенкийской начальной школы. - СПб.: Изд-во «Дрофа», 2006 - 95 с.

2. Бойцова А.Ф. Книга для учителя эвенкийской начальной школы / А.Ф. Бойцова, Н.Я. Булатова, З.И. Ковалева, А.А. Кудря, З.Н. Пикунова и др. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние. 1997-191 с.

3. Бьюзен Т. Интеллект-менеджмент. Практикум лидера.: Минск.: Попурри, 2003

4. Горецкий В.Г. Обучение грамоте 1-3; 1-4 классы. В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько / - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.

5. Марфусалова В.П. Проблема сохранения родного языка в регионах Севера в условиях многоязычия.

- Вестник ЯГУ, том 6, №3. 2009

6. Марфусалова В.П. Эвенкийский язык: учебное пособие / В.П. Марфусалова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. - 132 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Шибаев Владимир Петрович

Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Шибаева Людмила Михайловна

Северо- Кавказский Федеральный университет (г. Ставрополь)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены основные принципы и условия организации самостоятельной работы студентов, при соблюдении которых она будет эффективна. В процессе применения самостоятельной работы студентов происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом.

Ключевые слова: самостоятельная работа; студенты; инфокоммуникативные технологии; принципы; условия организации самостоятельной работы студентов.

Annotation. This article examines modern approaches to organization of independent work of students. The main principles and conditions of organization of independent work of students under which it will be effective. The application of independent work of students, increasing motivation of the parties of the educational process and the intensification of training as a whole.

Keywords: independent work; students; infokommunikativnye technology; principles; conditions for organization of independent work of students.

Введение. Самостоятельную работу студентов в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами можно подразделить на следующие виды:

• самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

• самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов;

• внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентами домашних заданий учебного и творческого характера [3].

И хотя границы между этими видами самостоятельной работы достаточно размыты, а сами виды работ пересекаются и наибольший эффект даст не оптимизация отдельных видов работ, а комплексное решение проблемы, в докладе рассматривается третий - внеаудиторный вид самостоятельной работы студентов.

Изложение основного материала статьи. Анализ ФГОС нового поколения, профессиональных программ, квалификационных характеристик и требований к современному специалисту показывает, что эффективность подготовки студентов в университете обеспечивается системным подходом и гуманистической направленностью содержания, методов и форм высшего образования.

Системный подход обеспечивается не только соотношением теоретического и практического материала, но и комплексным подходом к отбору средств обучения, предполагающим использование как традиционных, так и современных педагогических технологий. Среди последних особое место занимают информационные технологии разного уровня и направленности.

На разных этапах образовательного процесса университета информационные педагогические технологии занимают разное место. При организации самостоятельной работы студентов они играют ключевую роль, так как в этом случае оптимально используются возможности реализации таких принципов обучения, как активность и доступность.

Кроме того, развиваются такие мыслительные операции и общие умения, как анализ, синтез, аналогия и моделирование, причем в таких формах, которые не дублируют формы традиционного обучения. На этой основе формируется поисковая активность личности при отборе и структурировании информации.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке. Содержание самостоятельной работы студентов представлено в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному курсу, на усвоение межпредметных связей.

Кроме того, СРС будет эффективна при соблюдении и ряда других принципов:

1. Самостоятельная работа должна в первую очередь развивать умение студентов учиться, совершенствовать навыки работы с информацией, ее поиска из различных источников, в том числе их Интернет, компиляции и последующего использования, а не механическое выполнение заданий, определенных преподавателем. Иначе, искажается сама суть самостоятельной работы, и из самостоятельной работы она превращается в дополнительное и порой очень объемное домашнее задание, смысла которого студенты зачастую не понимают.

2. Внеаудиторная работа должна быть индивидуальной, ведь это единственная возможность поработать над тем навыками и умениями, которые развиты не достаточно хорошо. Таким образом, необходимо позволить студенту самому определять формы самостоятельной работы. Роль преподавателя в этом случае заключается в выявлении "слабых мест", консультации и последующей оценке прогресса.

3. Самостоятельная работа не должна выполняться студентами "из под палки", иначе она теряет всякую привлекательность для студентов, а, следовательно, и эффективность.

4. Самостоятельная работа должна быть интересной и позволять обучающимся возможность сделать что-то, что они не делают на практических занятиях.

5. Внеаудиторная работа должна быть связана с аудиторной тематически и расширять знания, полученные на практических занятиях [2].

По нашему мнению, только при соблюдении вышеперечисленных принципов работа студентов вне аудитории дает ожидаемые заметные результаты. При организации самостоятельной работы по конкретной дисциплине необходимо обеспечить полную информированность студентов о ее целях и задачах, сроках выполнения, формах контроля и самоконтроля, трудоемкости.

Формы самостоятельной работы определяются кафедрами и преподавателями на основе рабочей программы по учебной дисциплине с учетом курса обучения, степени подготовленности студентов и других факторов.

Можно сформулировать пять объективных педагогических закономерностей организации самостоятельной работы студентов:

1. По мере продвижения студентов от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы растут;

2. Творческая составляющая в самостоятельной работе студентов имеет тенденцию к увеличению на старших курсах;

3. В процессе организации самостоятельной работы студентов возрастает потребность в тьютерской роли педагогов. Тьютер - это педагог, всегда готовый помочь, каждому студенту его группы, преодолеть индивидуальные затруднения при изучении учебных дисциплин;

4. Возникла необходимость специального повышения педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава в вопросах научной организации самостоятельной работы студентов.

5. Компьютерная поддержка организации самостоятельной работы студентов становится абсолютно необходимой - как для оперативной выдачи учебных материалов, так и для автоматизированного учета учебных достижений студентов. [1].

Для эффективной организации самостоятельной учебной деятельности с использованием средств информационных компьютерных технологий необходимо выполнять ряд условий.

1) Правильно сочетать объем аудиторной и самостоятельной работ, что выражается в оптимальном структурировании учебного плана. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких, как реферативные работы, курсовые и дипломные проекты и другие задания. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой, электронными учебными материалами и возможностей свободного доступа к средствам информационных компьютерных технологий, а также учет традиций в

системе образования.

2) Необходимо постепенно изменять соотношение совместной деятельности студента и преподавателя. Если на первых курсах преподавателю принадлежит более активная позиция, а студент чаще всего «ведомый», то по мере продвижения к старшим курсам необходимо побуждать студента работать более самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение самостоятельных учебных заданий должно способствовать выработке таких мыслительных навыков, как анализ, синтез, постановка и решение возникающих проблем. Иначе говоря, процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь средства современных информационных компьютерных технологий.

3) Своевременно обеспечивать студента соответствующей учебно-методической литературой и электронными учебными материалами. Сложившаяся ситуация в современной высшей школе не позволяет пока полностью обеспечить каждого студента всей необходимой литературой. Учитывая это, следует использовать электронные издания, а также мощный информационный ресурс - Интернет.

4) Осуществлять систематический контроль за организацией и ходом самостоятельной учебной деятельности с помощью разнообразных мер поощрения студента за ее качественное выполнение. Такой контроль должен быть не столько административным, сколько дидактическим условием, положительно влияющим на эффективность учебной деятельности в целом. Наличие имеющихся в виде стандартизированных и доступных для студентов электронных тестовых материалов обеспечит результативность такого контроля.

В мировой практике системы образования существуют различные подходы по обучению самостоятельной деятельности учащегося. Для этой цели наиболее подходит информационная учебная среда (ИУС) как комплекс программных средств представления знаний, обеспечивающий самостоятельную учебную деятельность обучаемого и управляющий работой компьютера.

Существуют три типа учебных информационных сред, применяемых на практике[1]:

1. Интегрированная среда и формальная интеграция, когда комьютер применяется в учебном процессе только на основании включения в расписание. Метод и содержание обучения не затрагиваются, не эксплицируются и остаются прерогативой преподавателя. При этом используются программы старого образца, где содержание не согласуется с изучаемым материалом и с содержанием учебной деятельности обучаемого.

2. Частично интегрированная среда и частичная содержательная интеграция, когда содержание используемых программ частично состыковано с используемым учебником и курсом. Однако понятие метода и содержания обучения системно не затрагиваются. При этом используются раздельные программы, не объединенные общим интерфейсом.

3. Интегрированная среда и содержательно-деятельностная интеграция, когда содержание и метод обучения полностью интегрированы в ИУС, объединенную общим интерфейсом. В этом случае информация о содержании и методе становится для обучаемого объектом осознанного выбора, изучения, усвоения и контроля.

Именно такой тип информационной среды, построенной на полном эксплицитном представлении информации о содержании и методе обучения, дает обучаемому свободу в осуществлении самостоятельного изучения, делает обучаемого объектом индивидуального педагогического воздействия и тщательного контроля со стороны преподавателя. Информационная учебная среда для самостоятельного изучения должна включать информацию о содержании и методе обучения, о способах организации работы, а также средства обучения, контроля и обратной связи с преподавателями.

Компьютерный учебник или электронный учебник представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж и самостоятельную творческую работу, помогающее студентам и преподавателю оценить уровень знаний в определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию [4]. Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для самостоятельной работы студентов - компактность, большие выразительные возможности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения - анимации, виртуальная реальность), интерактивность, низкая стоимость. Электронный учебник может интегрировать в себе возможности различных педагогических программных средств: обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ. Электронный учебник обеспечивает проведение занятий различного типа, а также самостоятельное изучение учебного курса. Ориентировка конкретной учебной деятельности определяется предметными знаниями, имеющимися в электронном учебнике. Общей ориентации учебной деятельности способствуют сведения из педагогического мониторинга. Учебник не навязывает жесткой структуры и методики изучения учебного материала.

В тех учебных курсах, где образовательная информация содержит большое количество текстового материала, использование электронного представления информации позволяет лучше структурировать учебное содержание с целью предоставления студентам альтернативных путей его изучения. Обучающийся может выбрать путь и темп изучения материала в зависимости от имеющегося уровня знаний, сложившихся приемов работы и психологических особенностей личности. Кроме того, имеется возможность организации быстрого и эффективного поиска нужных сведений в огромных массивах информации.

Существует целый ряд учебных пособий, которые снабжены специализированными мультимедиа компакт-дисками, что облегчает изучение предмета. Представления в электронной форме на CD-ROM заслуживают учебные курсы, содержащие большое количество визуальной информации и иллюстративных материалов. Главной особенностью учебно-методических материалов для обучения в высшей школе является их ориентированность на самостоятельную деятельность обучающихся по своему обучению. Этот принцип предопределяет следующие характеристики учебно-методических материалов:

• достаточную полноту изложения учебных материалов;

• учебные материалы должны содержать систему опорных ориентиров [1].

Таким образом, актуальным становится разработка педагогических методов организации самостоятельной деятельности студентов (СДС) в работе с электронными образовательными ресурсами. Иными словами, речь идет о грамотном построении электронных образовательных материалов нового поколения, позволяющих на технической, научной и методической базе организовывать эффективную внеаудиторную деятельность студентов по освоению учебного материала. В данном контексте под

эффективной самостоятельной деятельностью студентов будем понимать высокую степень познавательной активности, самостоятельное (без помощи педагога) достижение образовательных целей и задач, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени (планирование), целенаправленное и систематическое осуществление контроля, оценки и коррекции. С точки зрения дидактического назначения, эффективность самостоятельной проработки электронного материала будет обеспечиваться структурированием электронного материала всех образовательных блоков: теоретического, иллюстративного, справочного контролирующего [2].

Значимая роль в рамках каждого блока отводится формулированию дидактической цели, обеспечивающей целенаправленное изучение материала.

Как отмечают В.И. Горовая и А. Диканский [3], обобщённо дидактический потенциал информационных компьютерных технологий можно представить следующими возможностями:

• способность хранить, выдавать и структурировать информацию;

• поддержка работы с гипермедийной информацией;

• возможность вставлять графические изображения и гиперссылки в любой документ, что позволяет выйти на связь с любым электронным адресом или сервером Internet;

• поддержка копирования расширенного текста из одного программного средства в другое;

• способность осуществлять поиск необходимой информации в сети;

• способность передавать полученную информацию по указанному электронному адресу и др.

Обобщённо возможности информационных технологий в организации самостоятельной работы

студентов представлены в Приложении 1.

Задача преподавателя при организации самостоятельной учебной деятельности студентов с использованием средств информационных компьютерных технологий сводится к тому, чтобы подобрать индивидуальные задания с учетом сложности изучаемого материала и возможностей студентов; обеспечить доступ к информационным образовательным ресурсам и к «папке » преподавателя, где содержатся тексты лекций, практические задания и примеры решения задач; обеспечить всех списком обязательной и дополнительной литературы; дать консультацию отдельному студенту или группе студентов.

В настоящее время создается большое количество образовательных ресурсов в сети Интернет. Набирают популярность системы тестирования по различным областям, виртуальные лекции, лаборатории, когда пользователю достаточно иметь компьютер и подключение к Интернет для того, чтобы связаться с преподавателем, решать вычислительные задачи и получать знания.

Использование сетей усиливает роль самостоятельной работы студента и позволяет кардинальным образом изменить методику преподавания. Студент может получать все задания и методические указания через сервер, что дает ему возможность привести в соответствие личные возможности с необходимыми для выполнения работ трудозатратами. Студент имеет возможность выполнять работу дома или в аудитории.

Таким образом, в данный момент технологическая база современных информационно-коммуникационных технологий может дать многое для различных инновационных решений в области образования, позволяет повысить заинтересованность студентов в изучении предмета, развить и обеспечить самостоятельность студентов в изучении материала, предоставить студентам гибкий личный график выполнения лабораторных работ при сохранении преподавателем контроля над ходом выполнения работы, закрепить навыки использования современных информационных технологий параллельно с изучением учебной информации.

Неотъемлемый атрибут современного человека - электронная почта (e-mail), которая является средством не просто общения, а возможностью получать различные рассылки, в том числе учебные. Очевидно, что и методика проведения консультаций со стороны преподавателя может включать обмен электронными сообщения посредством серверной почты студентов с целью подачи соответствующих рекомендаций. Здесь помимо всего прочего у студента воспитывается культура общения, вырабатывается умение коротко и ясно формулировать свою мысль.

Самое доступное и простое средство самотестирования с применением информационно-коммуникационных технологий - это ряд тестов «on-line», которые позволяют в режиме реального времени определить свой уровень владения предметным материалом, выявить свои ошибки и получить рекомендации по самосовершенствованию. На некоторых сайтах также содержится масса другой полезной информации: о международных экзаменах, обучении «on-line» и т.д. Демонстрируются мультимедийные презентации учебников.

Важным для профессионального образования является овладение специальной терминологией и умение ею оперировать, аргументировано выражать свое мнение, анализировать факты, оппонировать и вести дискуссию. В связи с этим большую значимость приобретает самостоятельная работа с дополнительными источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями, базами данных), обеспечивающих возможность сопоставления материала, его обобщение, сравнение, анализ, классификацию и др. С этой точки зрения значимым является явный и скрытый справочный блок построения электронных материалов, позволяющий работать не только с текстовой и графической информацией (таблицы, диаграммы, схемы и др.) базового использования, но и с информацией в сети Интернет. Осуществлять поиск необходимой информации, обрабатывать ее в электронном виде и включать в содержание электронных материалов (в специально отведенные разделы), обеспечивая тем самым их открытость.

Выводы. Таким образом, в современных условиях непрерывно ускоряющегося научно-технического прогресса постоянно растет объем знаний, которыми должен владеть специалист. При этом неизбежно обостряются противоречия между стремительно растущим объемом актуальной информации, которую должен усвоить обучаемый, и ограниченным промежутком времени, отведенным на обучение. Очевидно, что ведущим методическим принципом решения этой проблемы является использование в процессе профессиональной подготовки студентов информационных технологий обучения во время их самостоятельной работы. При этом средства информационных технологий выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов. Происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом, возрастают возможности организации самостоятельной работы студентов.

Литература:

1. Абайханов А.Р., Абайханов Р.С., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхристюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р., Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р., Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография - М., 2018

2. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова В.А., Киргуева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. // Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография - М., 2018

3. Горовая В., Диканский А. ИКТ и самостоятельная учебная деятель-ность // Высшее образование в России. - № 6. - 2005.

4. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2014. - 432 с.

Педагогика

УДК: 371.24

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, теории и методики обучения математике Шилова Любовь Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье описывается опыт подготовки будущего учителя математики к формированию логической культуры обучающихся на основах личностной ориентации изучения дисциплин вариативного цикла. Предлагаются варианты специально разработанных упражнений, направленных на формирование рассматриваемой культуры школьников на различных этапах обучения.

Ключевые слова: логическая культура, профессионально-педагогическая подготовка, будущий учитель математики.

Annotation. In this article the experience of logical culture development based on student-centered learning of the optional subjects curricula within the professional training of the Mathematics teacher. The variety of specially designed tasks in order to form and develop the given culture of the students at different learning stages are suggested in this article.

Keywords: logical culture, professional pedagogical training, future Mathematics teacher.

Введение. Концепция развития математического образования в Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости подготовки «учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся» [2, с. 3]. По нашему глубоком убеждению решение поставленной задачи по плечу только думающему, увлечённому своим трудом, творческому педагогу. Для этого необходима такая организация профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики, которая построена на принципах личностной ориентации. Реализация этих принципов позволяет сделать обучение математике -основной предмет деятельности её субъекта - учителя математики -личностно-значимым, формирует стойкую потребность творческого преобразования предмета.

Формирование логической культуры обучающихся является одной из важнейших задач математической подготовки школьников. Обучающийся 9 класса с недостаточным уровнем сформированности логической культуры с большими усилиями переходит к изучению систематических курсов алгебры и начал математического анализа, а также геометрии для любого профиля обучения в старшей школе. Поэтому процесс её формирования должен быть под пристальным вниманием учителя математики в предпрофильной математической подготовке обучающихся основной школы.

Цель статьи - представить опыт подготовки будущих учителей математики к формированию логической культуры обучающихся основной школы на кафедре математики, теории и методики обучения математики нашей академии.

Изложение основного материала статьи. Включённая в вариативную часть учебного плана профессиональной подготовки выпускников нашей академии по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (Математика) элективная дисциплина «Развитие математической культуры учащихся основной школы при изучении математики» был построена с учётом результатов проведённого ранее исследования.

В процессе изучения дисциплины и в работе проблемной группы, «Методическая подготовка учителя математики в условиях вариативности образовательной среды» будущим учителям математики было предложено в качестве проекта провести собственное исследование с соблюдением всех правил проведения научной работы. Таким образом, будущие учителя выполнили научно-исследовательскую работу по предложенной проблеме. Экспериментальный блок работы был реализован в период практики в МБОУ «ЯУВК «Школа-лицей №9», в которой действует базовая кафедра ГПА.

Результаты проведённого исследования были оформлены соответствующим образом и представлены на занятии проблемной группы. Представим их.

Анализ отмеченной научной проблемы осуществлялся на разных методологических уровнях -философском, общенаучном, конкретно- научном.

Исходными при этом были следующие методологические положения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.