Научная статья на тему 'К вопросу организации самостоятельной работы студентов'

К вопросу организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОБУЧЕНИЕ / САМООБУЧЕНИЕ / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / EDUCATION / SELF-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клыгина Елена Владимировна

Рассматриваются виды самостоятельной работы студента, ее организация в процессе обучения, приведены примеры организации самостоятельной работы студентов младших курсов при изучении информатики и программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клыгина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK

The types of the independent work of a student, its organization in process of the education are considered, the examples of organization of the independent work of younger course students during studying informatics and programming are cited.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации самостоятельной работы студентов»

УДК 370.187

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

© Е.В. Клыгина

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; обучение; самообучение.

Рассматриваются виды самостоятельной работы студента, ее организация в процессе обучения, приведены примеры организации самостоятельной работы студентов младших курсов при изучении информатики и программирования.

Одной из важных составляющих любого учебного процесса, в ходе которой происходит усвоение, углубление, закрепление знаний умений и навыков, получаемых на аудиторных занятиях и во время внеаудиторной деятельности, является самостоятельная работа студентов.

Структурно самостоятельную работу студентов можно разделить на две части: первая организуется преподавателем, вторая организовывается самим студентом по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, контрольным работам, зачетам, коллоквиумам и т. д.).

Самостоятельную работу студента в зависимости от места и времени проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами можно представить следующими видами:

- самостоятельную работу во время аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных и практических работ);

- самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачетов, экзаменов;

- внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера [4].

Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50 % часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов. Поэтому обучение в вузе включает в себя как процесс обучения, так и процесс самообучения.

Для того чтобы организовать самостоятельную работу студентов, преподавателю необходимо создать целый комплекс методического обеспечения: методические и учебные пособия, разработки лекционных курсов, методические пособия к практическим занятиям, тематические сборники задач и тестов, пособия по самоконтролю и т. д.

Создание электронных учебных материалов и средств поддержки образовательного процесса является одним из направлений информатизации образования. В процессе обучения целесообразно использовать электронные издания, которые частично или полностью могут заменить или дополнить учебник. В настоящее время широко используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса: электронные учебные пособия, электронные учебники, электронные задачники, компьютерная тестирующая система и т. д. Электронные учебные пособия (ЭУП) позволяют преподавателю индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий, а каждому студенту, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль [2, 5].

1960

Наибольшую сложность в организации своей самостоятельной внеаудиторной работы испытывают студенты-первокурсники. Преподаватели должны оказывать соответствующую помощь студентам в организации, руководстве и контроле их самостоятельной работы.

Очень важное условие эффективности самостоятельной работы - это её контроль. Психологически для студентов младших курсов имеет смысл только та работа, которая будет проконтролирована и оценена. Изучение информатики подразумевает подготовку к каждой лабораторной работе и защиту ее результатов, проведение контрольных работ и зачетных тестов.

Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, а также сформировать у обучающихся навыки для самостоятельной работы при изучении курса. Читая лекции на первом курсе, необходимо постоянно удерживать внимание студентов. Например, постоянно вести диалог со студентами, задавая им вопросы как по новому учебному материалу, так и по пройденному. Так, на лекциях по программированию вопросы в основном носят прикладной характер: указать ошибку в приведенном фрагменте программы, или вставить пропущенный фрагмент, или применить рассмотренный подход решения одной задачи для решения другой подобной задачи и т. д. Таким образом, по ответам студентов можно определить, насколько понятен или нет изучаемый материал. При изучении некоторых тем на лекции может быть дано домашнее задание (индивидуальное или одно на всех), решение которого проверяется на лабораторных работах. Такая работа на лекциях позволяет приучать студентов обращать внимание на ключевые моменты во время объяснения, конспектировать лекционный материал.

Часть учебного материала студенты осваивают самостоятельно, используя любую доступную учебную и научную литературу. Анализ студенческих работ, связанных с переработкой учебного материала, показывает, что в основном эта работа сводится к переписыванию текста (особенно это относится к студентам младших курсов). Редко собранный материал из нескольких источников структурирован. В рамках курса по информатике каждому студенту-первокурснику дается задание по сбору дополнительного материала по изучаемым темам. Затем на практических и лабораторных занятиях студенты выступают по своим тематикам.

При изучении программирования эффективной является работа, связанная с систематизацией полученной информации и решением практических задач. Большое количество задач по разным темам поможет организовать как индивидуальную работу со студентами, так и самостоятельную работу студентов. Сначала предлагается решать достаточно простые задачи, затем более сложные, требующие творческого подхода и нетривиального мышления.

В процессе обучения нередко возникает ситуация, когда студент достаточно быстро усваивает материал, и ему становится на занятии малоинтересно. С другой стороны, у многих студентов очень слабая подготовка по программированию, поэтому преподавателю необходимо иметь в «запасе» как простые задачи, так и задачи повышенной сложности.

На кафедре информатики и информационных технологий ведется работа по созданию электронных учебных изданий для использования в учебном процессе. Например, разработано электронное учебное пособие «Задачник по программированию на языке Ра8са1», который предназначен для студентов 1 курса института математики, физики и информатики при изучении курса «Информатика и программирование» на занятиях и для самостоятельной работы. Электронное учебное пособие «Задачник по программированию на языке Ра8са1» включает 3 раздела: «Теория», «Задачи», «Тесты». В разделе «Теория» представлен краткий теоретический материал по темам «Алгоритмы», «Основные понятия языке Ра8са1», «Типы данных». Раздел «Задачи» содержит подборку задач на реализацию различных алгоритмических конструкций, использование процедур и функций, применение простых и составных типов данных. По каждой теме предлагаются как примеры решенных задач, так и задачи для самостоятельного решения. К некоторым задачам для самостоятельного решения приведены примеры готовых программ. В этом случае студент может, проанализировав свой и готовый вариант решения, или исправить ошибки у себя (если таковые имеются), или предложить свой новый вариант решения задачи, указав его особенность, оптимальность. Контроль знаний реализован в разделе «Тесты» [1].

1961

Для организации самостоятельной работы студентов на лабораторных и практических заданиях целесообразно использовать работу в группах. Студенческая группа делится на несколько «рабочих групп», каждой из которых предлагается выполнить задание. Причем задание может быть одинаковым для всех групп или для каждой индивидуальное. Предлагаемое решение каждой группы оценивается. Если задание одинаковое, то наибольшее количество баллов получает та группа, которая первой предоставляет правильное решение с объяснением. Если задания были различными, то, после отведенного времени на решение любой студент из «рабочей группы» объясняет результаты проделанной работы.

Например, эффективно организовать работу студентов по группам при изучении темы «Методы сортировки информации». Студентам предлагается выполнение лабораторной работы «Сравнительный анализ различных методов сортировки». Основной целью этой работы является сравнительный анализ основных методов сортировки, используемых для обработки данных. В процессе выполнения лабораторной работы необходимо разработать программу, в которой будут реализованы алгоритмы сортировки массивов, определение времени, необходимое на работу каждого метода сортировки, построение графиков зависимости затрат времени от размерности массива N для каждого метода сортировки. Студенты анализируют полученные результаты и отмечают достоинства и недостатки рассмотренных методов сортировки [3].

Систематическая самостоятельная работа студентов над учебным материалом позволяет непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать умения и навыки, формирует базу для самообразования, обеспечивающую в дальнейшем профессиональный рост специалиста. Хорошо продуманная организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения обеспечивает усвоение приемов познавательной деятельности, развивает у будущих специалистов самостоятельность, инициативность, раскрывает творческий потенциал, что позволит решать технические, экономические и научные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова С.В., Клыгина Е.В. Электронное учебное пособие «Задачник по программированию на языке Pascal» // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. Тамбов, 2010. № 2 (16). С. 169-171.

2. Информатизация образования: направления, средства, технологии: учеб. пособие / под ред. С.И. Масловой. М., 2004. URL: http://edu.kspu.ru/file.php/1/hrestomatia/part11.html

3. Клыгина Е.В. Сравнительный анализ различных методов сортировки в рамках курса «Информатика» специальности 010100 - «Математика» // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. Тамбов, 2005. Т. 10. Вып. 1. С.

4. Пигенко Г.В. Организация самостоятельной работы студентов. URL: http://www.rusnauka.com/ NIO_2007/Pedagogica/18041.doc.htm.

5. Создание электронного учебника / Трегубова О.П. М., 2008-2009. URL: http://festival.1september.ru/ articles/526252/

Поступила в редакцию 10 сентября 2010 г.

Klygina E.V. To the question of organization of students’ independent work

The types of the independent work of a student, its organization in process of the education are considered, the examples of organization of the independent work of younger course students during studying informatics and programming are cited.

Key words: students’ independent work; education; self-training.

1962

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.