Научная статья на тему 'Взаимосвязь стилей семейного воспитания и волевых качеств подростков'

Взаимосвязь стилей семейного воспитания и волевых качеств подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агибалова Н.И., Онуфриева В.В.

В статье рассматриваются виды стилей семейного воспитания и волевые качества подростков. Автор эмпирически проверяет гипотезу о взаимосвязи стилей семейного воспитания с волевыми качествами подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь стилей семейного воспитания и волевых качеств подростков»

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

© Агибалова Н.И.*, Онуфриева В.В.*

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г. Владимир

В статье рассматриваются виды стилей семейного воспитания и волевые качества подростков. Автор эмпирически проверяет гипотезу о взаимосвязи стилей семейного воспитания с волевыми качествами подростков.

Современные гуманитарные науки уделяют особое внимание вопросам формирования личности ребенка в зависимости от типа взаимодействия их с родителями. Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Воздействие семьи на процесс формирования и развития личности имеет сложный полифункциональный характер. По мнению таких исследователей как К.Е. Игошева, Г.М. Миньковский и др, формирующий потенциал семьи определяется условиями и возможностями воплощения в жизнь каждой семьей конкретных развивающих функций [4, с. 12].

Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни) и ощущается даже тогда, когда подросток находится за пределами дома. Стиль воспитания - это наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные методы и средства педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Стиль воспитания проявляется двояко: с одной стороны, он представляет собой совокупность способов и приемов общения родителя с ребенком, характеризующегося различной степенью динамизма, с другой, представляет совместную с ребенком деятельность, определяющую личностные особенности ребенка и родителя [5].

В своих работах Д. Баумринд выделяет следующие типы семейного воспитания. Основными критериями подобного выделения являются тип родительского контроля и характер эмоционального отношения к ребенку. Наиболее известная классификация существующих стилей родительского воспитания состоит из четырех типов (стилей): либеральный, авторитетный, индифферентный, авторитарный [7, с. 18].

* Студент кафедры Социальной педагогики и психологии.

* Доцент кафедры Социальной педагогики и психологии.

Либеральный стиль воспитания предусматривает заниженный уровень контроля в виде всепрощения и вседозволенности. Для авторитетного стиля воспитания характерен высокий уровень контроля действий ребенка с поощрительными мерами за развитие его автономности и теплым эмоциональным принятием ребенка [7, с. 19]. Индифферентному стилю воспитания свойственен низкий уровень вовлеченности родителей в процесс воспитания. Авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем контроля и низким уровнем принятия ребенка или его отвержением. Общение с ребенком происходит в форме диктата при неизменной (ригидной) системе запретов, требований и правил [7, с. 20]. Рассмотренные стили воспитания в семье оказывают разное влияние на подростка и имеют свои особенности проявления.

В подростковом возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции, в то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения, советы взрослых воспринимаются критически [6, с. 67].

В то же время, как показали В.И. Камышова и И.К. Петров, подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности. У школьников 12 лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13 лет они становятся более гармоничными.

Воля занимает одно из первых мест, выделяемых подростками в структуре личностных черт. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы походить и которому старается подражать. Именно такой высокой оценкой подростками волевых свойств личности и объясняется то, что подростки в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли [6, с. 45].

Имеющиеся литературные данные об особенностях воспитания подростков в семье позволяет предположить, что сложившиеся в семье стили воспитания будут обуславливать развитие волевых качеств личности. Целью исследования - является установление соответствия стилей семейного воспитания развитию волевых качеств подростков, при этом предполагалось, что некоторые стили семейного воспитания способствуют развитию определенных волевых качеств подростков.

Эмпирической базой исследования является средняя общеобразовательная школа г. Судогды. В исследовании принимали участие учащиеся седьмого класса и их родители в количестве 15 человек. В качестве методик исследования применялись: опросник определения черт индивидуального стиля отношений В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриевой и методика изучения волевых качеств школьников методом самооценки этих же авторов.

На первом этапе рассматривались стили семейного воспитания, было установлено, что более 70 % родителей учеников седьмого класса стараются не опекать своих детей, не ограждать от самостоятельных решений проблем, не обвинять во всех не удачах, оплошностях, проступках. Они участвуют в жизни подростка и не обращаются к моральному, материальному и физическому возмездию при любых оплошностях и его проступках.

Рис. 1. Показатели индивидуального стиля отношений взрослого к ребёнку

Рис. 2. Показатели волевых качеств школьников методом самооценки

На втором этапе выявлялись волевые качества подростков. В результате установлено, что подростки седьмого класса умеют ставить перед собой цели, мобилизовать свои возможности для борьбы с трудностями, могут преодолеть страх и идти на оправданный риск для достижения цели, умеют противостоять влияниям различных лиц и обстоятельствам, которые могут отвлечь от достижения цели, умеют быстро, без колебаний принимать обоснованные и твердые решения, они старательные, аккуратно выполняют в установленные сроки все поручения и обязанности.

На заключительном этапе исследования, с целью подтверждения гипотезы, проводилось сопоставление стилей семейного воспитания с волевыми качествами подростков. Для этого рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Чарльза Спирмена, полученные значения приведены в таблице:

Таблица 1

Стили семейного воспитания га р > 0,05 Волевые качества подростков

Опека -0,7 Самостоятельность

Контроль 0,6 Исполнительность

Забота -0,1 Организованность

Тревога 0,4 Смелость

Потакание -0,3 Настойчивость

Вседозволенность -0,3 Выдержка

Безучастность 0,4 Целеустремленность

Отстранение -0,4 Решительность

Пренебрежение -0,1 Рассудительность

Наказание 0,2 Осмотрительность

Давление 0,1 Взвешенность

Обвинение 0,3 Расчетливость

Исходя из данной таблицы видно, что установлены значимые взаимосвязи между стилями семейного воспитания и некоторыми волевыми качествами подростков. При этом некоторые стили способствуют их формированию, а другие препятствуют.

Положительная корреляция показывает, чем ярче выражен стиль семейного воспитания, тем более интенсивно формирует волевое качество. Такой стиль семейного воспитания, как «контроль» формирует волевое качество «исполнительность». Стиль воспитания «тревога» формирует такое качество как «смелость» и стиль «безучастность» формирует такое качество как «целеустремленность».

Отрицательная корреляция представляет собой обратный процесс, чем ярче стиль семейного воспитания, тем в меньшей степени он формирует волевые качества. Такой стиль как «опека» препятствует формированию «самостоятельности» подростков, а стиль семейного воспитания «отстранение» снижает «решительность подростков».

Список литературы:

1. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 295 с.

2. Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Определение индивидуального стиля отношения родителей к школьнику: методическое руководство. - Владимир: ВГПИ, 1991. - 16 с.

3. Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Изучение волевых качеств школьников методом самооценки: методическое руководство. - Владимир 1990. - 16 с.

4. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М., 2008. - 43 с.

5. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. -Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.

6. Либин А.В., Системная психотерапия Д. Баумринда. - СПб.: Питер, 2009.

7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ

© Калетинская М.И.*, Онуфриева В.В.4

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г. Владимир

В статье рассмотрены психологические поведенческие отклонения подростков, проанализирована взаимосвязь акцентуаций характера и девиантного поведения подростков.

Ключевые слова девиантность, личность, акцентуации характера.

Нарушения поведения у подростков стало чрезвычайно актуальной проблемой в последнее десятилетие, их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретают патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка гораздо более высокие требования, чем полвека назад. Отклоняющееся поведение подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, признак зарождения и развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве средства ее формирования или целенаправленного воздействия.

* Студент кафедры Социальной педагогики и психологии. Научный руководитель: Онуфриева В.В.

* Доцент кафедры Социальной педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.