Научная статья на тему 'Мишени психологической коррекции детско-родительских отношений'

Мишени психологической коррекции детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1555
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / PARENTAL ATTITUDES / FAMILY EDUCATION STYLE / PARENTHOOD / PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Изотова Маргарита Хаджумаровна, Галиева Гульнара Илфатовна

Исследование детско-родительских отношений в современной психологической науке обусловлено их особой значимостью для формирования личности ребенка и благополучия семьи в целом. Кроме того, потребность в психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей возрастает с каждым годом. Целью исследования является анализ современных исследований и выявление ряда психических феноменов, которые могут быть предметом психокоррекционного воздействия. Объект исследования детско-родительские отношения. Для описания детско-родительских отношений существует большое количество терминов. Исследователями разработано множество классификаций родительских установок и позиций, родительских представлений и отношений. Типологии стилей семейного воспитания представлены в трудах Д. Баумринд, Э.Г. Эйдемиллера и А.Е. Личко, В.И. Гарбузова, Е.Т. Соколовой. По данным Р.В. Овчаровой развитая форма родительства включает в себя следующие компоненты: ценности семьи, родительские установки и ожидания, родительское отношение, чувства, позиции, родительская ответственность и стиль семейного воспитания. Все элементы взаимосвязаны друг с другом, и на их основе родителем реализуется ведущий стиль семейного воспитания. Стиль воспитания наиболее доступен для внешнего наблюдения, он играет важную роль в становлении личности ребенка. Мы предполагаем, что психологическая коррекция детско-родительских отношений включает в себя последовательное воздействие на психические феномены с разной степенью пластичности. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам психологической коррекции детско-родительских отношений позволил нам выделить несколько психических феноменов. По мнению зарубежных исследователей R. Mills, K. Rubin, А. Sameroff и L. Fiese родительские установки наиболее устойчивы к психологическому воздействию. А с точки зрения отечественных авторов А.С. Спиваковская, Р.В. Овчарова и другие родительские установки, а также стиль семейного воспитания обладают гибкостью. Нами был сделан вывод о том, что родительские установки и стиль семейного воспитания в разной степени поддаются коррекции. Родительские установки более статичны в сравнении со стилем семейного воспитания. Обобщая подходы отечественных и зарубежных психологов нами также выявлено, что психокоррекционная программа является основным инструментом коррекции родительских установок и стилей семейного воспитания. В программах, предлагаемых в периодической литературе, интегрированы достижения разных научных подходов и психологических школ. Дальнейшая разработка психокоррекционных программ и их совершенствование представляется нам перспективным направлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETS OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS

The purpose of this scientific article is to analyze current research and identify a number of mental phenomena that may be the subject of psychocorrectional effects. The object of study parent-child relationship. We assume that the psychological correction of parent-child relationships includes a consistent effect on mental phenomena with varying degrees of plasticity. The study of parent-child relationships in modern psychological science is a current direction. This is due to their special significance for the formation of the child’s personality and the well-being of the family as a whole. In recent years, the need for psychological and pedagogical assistance to parents in raising their children has increased. There are a large number of terms for describing parent-child relationships. Researchers have developed many classifications of parental attitudes and positions, parental representations and relationships (O. Conner, A.A. Chekalina, T.V. Bragina, E.A. Savina and E.O. Smirnova, R.V. Ovcharova). Typologies of family education styles are presented in the works of D. Baumrind, E.G. Eidemiller and A.E. Lichko, V.I. Garbuzov, E.T. Sokolova. According to R.V. Ovcharova а developed form of parenthood includes the following components: family values, parental attitudes and expectations, feelings, parental responsibility, and family education style. All elements are interconnected with each other, and on their basis the parent implements the leading style of family education. Parenting style is most accessible for external observation. It plays an important role in the development of the child’s personality. Thus, the analysis of domestic and foreign literature on the problems of psychological correction of parent-child relationships allowed us to identify several mental phenomena with different degrees of plasticity. According to foreign researchers R. Mills, K. Rubin, A. Sameroff and L. Fiese, parental attitudes are most resistant to psychological effects. And from the point of view of domestic authors, A.S. Spivakovskaya, R.V. Ovcharova and others parental settings, as well as the style of family education have flexibility. We concluded that parental attitudes and the style of family education are amenable to correction in varying degrees. Parental settings are more static in comparison with the style of family education. Summarizing the approaches of domestic and foreign psychologists, we also found that the psychocorrectional program is the main tool for correcting parental attitudes and styles of family education. The programs offered in the periodical literature integrate the achievements of various scientific approaches and psychological schools. Further development of psychocorrectional programs and their improvement seems to us to be an actual direction.

Текст научной работы на тему «Мишени психологической коррекции детско-родительских отношений»

DOI:10.25198/1814-6457-219-88 УДК 159.923.2

Изотова М.Х.1, Галиева Г.И.2

1Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет,

г Санкт-Петербург, Россия Е-mail: [email protected] 2Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: [email protected]

МИШЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Исследование детско-родительских отношений в современной психологической науке обусловлено их особой значимостью для формирования личности ребенка и благополучия семьи в целом. Кроме того, потребность в психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей возрастает с каждым годом. Целью исследования является анализ современных исследований и выявление ряда психических феноменов, которые могут быть предметом психокоррекционного воздействия. Объект исследования - детско-родительские отношения.

Для описания детско-родительских отношений существует большое количество терминов. Исследователями разработано множество классификаций родительских установок и позиций, родительских представлений и отношений. Типологии стилей семейного воспитания представлены в трудах Д. Баумринд, Э.Г. Эйдемил-лера и А.Е. Личко, В.И. Гарбузова, Е.Т. Соколовой. По данным Р.В. Овчаровой развитая форма родительства включает в себя следующие компоненты: ценности семьи, родительские установки и ожидания, родительское отношение, чувства, позиции, родительская ответственность и стиль семейного воспитания. Все элементы взаимосвязаны друг с другом, и на их основе родителем реализуется ведущий стиль семейного воспитания. Стиль воспитания наиболее доступен для внешнего наблюдения, он играет важную роль в становлении личности ребенка. Мы предполагаем, что психологическая коррекция детско-родительских отношений включает в себя последовательное воздействие на психические феномены с разной степенью пластичности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам психологической коррекции детско-родительских отношений позволил нам выделить несколько психических феноменов. По мнению зарубежных исследователей R. Mills, K. Rubin, А. Sameroff и L. Fiese родительские установки наиболее устойчивы к психологическому воздействию. А с точки зрения отечественных авторов - А.С. Спиваковская, Р.В. Овчарова и другие - родительские установки, а также стиль семейного воспитания обладают гибкостью. Нами был сделан вывод о том, что родительские установки и стиль семейного воспитания в разной степени поддаются коррекции. Родительские установки более статичны в сравнении со стилем семейного воспитания.

Обобщая подходы отечественных и зарубежных психологов нами также выявлено, что психокоррекци-онная программа является основным инструментом коррекции родительских установок и стилей семейного воспитания. В программах, предлагаемых в периодической литературе, интегрированы достижения разных научных подходов и психологических школ. Дальнейшая разработка психокоррекционных программ и их совершенствование представляется нам перспективным направлением.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, родительские установки, стиль семейного воспитания, родительство, психологическая коррекция детско-родительских отношений.

Izotova M.Kh.1, Galieva G.I.2

1Saint-Petersburg state pediatric medical University, St. Petersburg, Russia E-mail: [email protected] 2Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]

TARGETS OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS

The purpose of this scientific article is to analyze current research and identify a number of mental phenomena that may be the subject of psychocorrectional effects.

The object of study - parent-child relationship.

We assume that the psychological correction of parent-child relationships includes a consistent effect on mental phenomena with varying degrees of plasticity.

The study of parent-child relationships in modern psychological science is a current direction. This is due to their special significance for the formation of the child's personality and the well-being of the family as a whole. In recent years, the need for psychological and pedagogical assistance to parents in raising their children has increased.

There are a large number of terms for describing parent-child relationships. Researchers have developed many classifications of parental attitudes and positions, parental representations and relationships (O. Conner, A.A. Chekalina, T.V. Bragina, E.A. Savina and E.O. Smirnova, R.V. Ovcharova). Typologies of family education styles are presented in the works of D. Baumrind, E.G. Eidemiller and A.E. Lichko, V.I. Garbuzov, E.T. Sokolova.

According to R.V. Ovcharova а developed form of parenthood includes the following components: family values, parental attitudes and expectations, feelings, parental responsibility, and family education style. All elements are interconnected with each other, and on their basis the parent implements the leading style of family education. Parenting style is most accessible for external observation. It plays an important role in the development of the child's personality.

Thus, the analysis of domestic and foreign literature on the problems of psychological correction of parent-child relationships allowed us to identify several mental phenomena with different degrees of plasticity. According to foreign researchers R. Mills, K. Rubin, a. Sameroff and L. Fiese, parental attitudes are most resistant to psychological effects. and from the point of view of domestic authors, A.S. Spivakovskaya, R.V. ovcharova and others - parental settings, as well as the style of family education have flexibility. We concluded that parental attitudes and the style of family education are amenable to correction in varying degrees. parental settings are more static in comparison with the style of family education.

Summarizing the approaches of domestic and foreign psychologists, we also found that the psychocorrectional program is the main tool for correcting parental attitudes and styles of family education. The programs offered in the periodical literature integrate the achievements of various scientific approaches and psychological schools. Further development of psychocorrectional programs and their improvement seems to us to be an actual direction.

Key words: parent-child relationships, parental attitudes, family education style, parenthood, psychological correction of parent-child relationships.

Детско-родительские отношения - один из наиболее важных видов межличностных отношений, который является значимым и для родителя, и для ребенка. Они оказывают влияние на формирование представлений ребенка о себе, на его самооценку, систему ценностей. Это основа, на которой базируется дальнейшее взаимодействие ребенка с окружающими. В рамках изучения детско-родительских отношений в психологической литературе рассматриваются типы взаимодействия родителя и ребенка и их роль в процессе становления личности ребенка.

Большинство исследователей акцентируют внимание на дисгармоничных детско-родительских отношениях, которые могут повлечь за собой отклонения в развитии личности ребенка. Психологический дискомфорт, нестабильная эмоциональная атмосфера, агрессивное поведение - это лишь небольшой перечень негативных последствий нарушения взаимоотношений между родителем и ребенком. Одной из причин нарушений могут быть родительские установки, реализуемые в стиле семейного воспитания. В связи с этим коррекция дисгармоничных детско-родительских отношений приобретает практическую значимость. В последние годы возрастает актуальность и таких направлений, как психологическое сопровождение родителей и психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании детей [10], [11], [16].

Следует указать, что для описания взаимоотношений родителей и ребенка современный понятийный аппарат детско-родительских отношений располагает большим разнообразием категорий. Например, тип (или стиль) семейного воспитания, родительское отношение, родительские установки, родительская позиция и другие. Данные термины часто употре-

бляются исследователями как синонимичные, сходные по значению друг с другом. Таким образом, в научной психологической литературе нет четкой дифференциации представленных выше понятий.

Рассмотрим взгляды отечественных и зарубежных ученых на разнообразие определений в системе «родитель-ребенок», а также на попытки их классификации.

В 1937 году О. Коннер одна из первых предложила систематическую классификацию родительских установок, включающую четыре типа родительской позиции:

1. Принятие и любовь.

2. Явное отвержение.

3. Излишняя требовательность.

4. Чрезмерная опека.

Каждому типу родительской позиции соответствует свой способ поведения, характерные словесные выражения, которые чаще всего используются в разговоре с ребенком. Определенный тип родительской позиции воздействует на психическое развитие ребенка, в частности, формирует его будущую модель поведения и особенности личности.

Родительские позиции, по мнению А.А. Че-калиной, - это система родительских установок, определяющих стратегию и тактику родительского поведения.

Т.В. Брагина считает, что характер эмоционального отношения к ребенку со стороны отца и матери является основополагающим для родительских позиций. Ею были выделены шесть видов родительских позиций. Предложенная Т.В. Брагиной классификация состоит из двух полярных и одной промежуточной родительских позиций:

- чрезмерная эмоциональная дистанция между родителями и детьми (1);

- уравновешенное отношение к детям (2);

- чрезмерная концентрация внимания на детях (3);

- доминирование по отношению к детям

(4);

- позиция независимого руководства родителей (5);

- излишняя уступчивость в отношениях с детьми (6).

С точки зрения А.С. Спиваковской, родительские позиции представляют собой совокупность родительских установок, которые могут быть представлены в когнитивном, поведенческом и эмоциональном аспекте. Автор указывает, что в основе родительских позиций, вероятно, лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка родителем, проявляющаяся в характерных способах и формах взаимодействия между ними. Отсюда следует, что родительская позиция может быть как осознаваемой родителем, так и не осознаваемой, если взаимоотношения родителя и ребенка подчинены влиянию бессознательной мотивации родителя [1], [13].

Е.А. Савина и Е.О. Смирнова рассматривают такой термин, как «родительские представления». По мнению авторов, родительские представления включают в себя целый ряд понятий, таких, как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, а также представления и ожидания, связанные с развитием ребенка. Родительские представления лежат в основе появления тех или иных воспитательных стратегий. Авторы определяют родительские установки как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Родительские установки выражаются во фразах, жестах и действиях родителя. Другими словами, это некий «шаблон», «образец действий», сформированный на сознательном или бессознательном уровне [2].

Наиболее точные, исчерпывающие формулировки понятий, описывающих отношения родителей и детей, дают в своих трудах Р.В. Овчарова и С.С. Жигалин. Родительская позиция трактуется авторами как система отношений родителя, включающая несколько составляющих:

1) отношение к своему ребенку;

2) отношение к себе как родителю;

3) отношение к родительской роли, роди-тельству в целом и к воспитательной практике.

Родительское отношение представляет собой готовность родителя к определенному типу взаимодействия с ребенком.

Родительская установка трактуется исследователями как система смыслов, целей и ценностей родителя, обусловливающих родительское поведение в целом [1], [3].

В работе Р.В. Овчаровой «Родительство как психологический феномен» родительские установки рассматриваются в тесной взаимосвязи с родительскими ожиданиями. С точки зрения Р.В. Овчаровой, родительские установки и ожидания включают в себя три уровня.

1 уровень: «мы - родители». Данный уровень представлен репродуктивными установками и их особенностями у семейной пары. В основе формирования репродуктивной установки лежит потребность индивида в детях как особое психологическое состояние. Кроме этого, на формирование репродуктивной установки у обоих супругов оказывает влияние образ жизни, культурные и национальные ценности, нормы семьи, образ жизни семьи, в которой воспитывался каждый из родителей, индивидуальные установки каждого из супругов на количество детей в семье, их пол и так далее. В первый уровень также включаются установки и ожидания супругов относительно друг друга: распределение ролей, обязанностей, функций между ними.

2 уровень: «мы - родители нашего ребенка». Уровень представлен установками и ожиданиями в сфере детско-родительских отношений: взгляды родителей на воспитательную деятельность, на родительскую роль, на систему наказаний и поощрений, на самостоятельность, инициативность ребенка. Второй уровень наиболее наглядно представлен стилем семейного воспитания.

3 уровень: «это - наш ребенок». Данный уровень касается установок и ожиданий в отношении ребенка. Родители сопоставляют идеальный образ ребенка с реальным образом, оценивают удовлетворенность своей родительской ролью. Результатом сопоставления является родительское отношение к ребенку.

Р.В. Овчарова также указывает, что установки и ожидания включают в себя три аспекта:

1) когнитивный - знания и представления о родительских ролях, позициях, о реальном и идеальном образе ребенка;

2) поведенческий проявляется в родительском отношении и стиле семейного воспитания ребенка;

3) эмоциональный - совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон в реализации родительских установок и ожиданий [1], [4].

Исходя из позиций разных авторов, изложенных выше, можно сделать следующие выводы: родительские установки - это система смыслов, ценностей и целей родителей, на основании которых они выстраивают взаимоотношения с ребенком. Многие из исследователей считают, что они включают в себя когнитивный, поведенческий и эмоциональный аспект. Также было выявлено, что родительские установки могут быть разделены на три уровня, каждый из которых характеризуется своими специфическими установками и ожиданиями. Родительские установки лежат в основе родительских позиций и родительского отношения, которые, в свою очередь, проявляются наиболее ярко в реализации того или иного стиля семейного воспитания.

Понятие стиля семейного воспитания, классификация различных типов семейного воспитания широко освещается в современной научно-психологической литературе. С точки зрения В.М. Миниярова, стиль семейного воспитания - это наиболее характерные типы и способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные методы педагогического воздействия [5], [6].

Одна из первых типологий стилей семейного воспитания была предложена Д. Баумринд. Она выделила и описала три основных стиля: авторитарный, демократический и попустительский [7], [22].

Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко выделяют шесть типов неправильного семейного воспитания:

1. Безнадзорность - недостаточная забота о ребенке и недостаток контроля. Постоянное ощущение ненужности и одиночество может спровоцировать асоциальное поведение ребенка.

2. Доминирующая гиперопека - чрезмерная, навязчивая забота и жесткий контроль каждого шага. Данный тип воспитания приводит к отсутствию ответственности и инициативы у ребенка, или же наоборот, может сформировать явное стремление к эмансипации.

3. Потворствующая гиперопека - все потребности ребенка мгновенно удовлетворяются, нет никаких ограничений и запретов. Ребенок -«кумир» и вызывает у родителей лишь восхищение. Как следствие, у ребенка формируются завышенный уровень притязаний к окружающим, эгоизм, нарциссизм.

4. Эмоциональное отвержение - полное отсутствие положительно окрашенных эмоциональных проявлений со стороны родительской фигуры. Ребенок ощущает постоянный дефицит любви, внимания, заботы родителей и это, по мнению авторов классификации, оказывает наиболее отрицательное воздействие на его личность.

5. Жестокое отношение - данный тип воспитания проявляется открыто (побои, насилие) или скрыто (эмоциональная холодность со стороны родителя).

6. Повышенная моральная ответственность - чрезмерно требовательное отношение к ребенку, формирование повышенного чувства ответственности, долга, порядочности и иных высоких моральных качеств [5], [8], [17].

Другая классификация типов патогенного воспитания была предложена В.И. Гарбузовым. Данная типология близка к описанной выше классификации, но содержит всего три типа семейного воспитания:

A) эмоциональное отвержение - родители не принимают ребенка таким, какой он есть, и стремятся его переделать;

Б) гиперсоциализирующее воспитание -родители воспитывают ребенка, придавая чрезмерное значение социальными нормами и идеалами. Данный тип воспитания может основываться на повышенной тревожности родителей в отношении социального статуса ребенка, его здоровья и других опасениях;

B) эгоцентрическое воспитание - сверхценное отношение к ребенку, потакание. Данный тип соотносится с типом воспитания потворствующая гиперопека в типологии Э.Г. Эйде-миллера и А.Е. Личко [5].

Исследователь Е.Т. Соколова рассматривает взаимоотношения матери и ребенка и выделяет такие стили воспитания, как: сотрудничество, псевдосотрудничество, соперничество, изоляция [4], [15].

Таким образом, стиль семейного воспитания - это наиболее характерные способы и формы взаимоотношений родителя и ребенка, включающие определенные средства, методы воздействия и определенный тип родительского поведения.

Углубленное изучение детско-родительских взаимоотношений ставит вопрос о причинно-следственных связях между родительскими установками и стилем семейного воспитания. Иными словами, формирование стиля семейного воспитания происходит на основе родительских установок или же наоборот, родительские установки базируются на стиле семейного воспитания?

По мнению Р.В. Овчаровой, и родительские установки, и стиль семейного воспитания это компоненты одного феномена - родительства. Под родительством подразумевается совокупность эмоционально и оценочно окрашенных знаний, убеждений, представлений относительно себя как родителя, реализуемая через родительское поведение во всех его проявлениях.

Развитая форма родительства включает в себя следующие элементы:

- семейные ценности;

- родительские установки и ожидания;

- родительское отношение;

- родительские чувства;

- родительские позиции;

- родительскую ответственность;

- стиль семейного воспитания.

По утверждениям Р.В. Овчаровой и её коллег, каждый элемент можно разложить на когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую. Все элементы родительства взаимосвязаны друг с другом. Особое значение авторы придают стилю семейного воспитания, называя его «квинтэссенцией» остальных компонентов ро-дительства. Стиль семейного воспитания является наиболее доступным для изучения и внешнего наблюдения. Именно стиль воспитания оказывает наибольшую роль на личность ребенка.

Таким образом, на основе компонентов ро-дительства, в том числе и родительских уста-

новках, происходит формирование и реализация ведущего стиля семейного воспитания [4].

Далее рассмотрим следующий вопрос: обладают ли родительские установки и стиль семейного воспитания гибкостью или же они остаются статичными, не поддающимися изменениям на протяжении всей жизни?

С точки зрения А.С. Спиваковской, родительские позиции как совокупность родительских установок характеризуется некоторыми параметрами: адекватность, динамичность, прогностичность. Динамичность указывает на степень подвижности родительских позиций, то есть на способность изменять формы и способы взаимодействия в связи с возрастными особенностями ребенка, влекущими качественные изменения в его характере, в зависимости от различных ситуаций [1].

Некоторые теоретические подходы к изучению родительских установок в зарубежной психологии указывают на их статичность. Так, в рамках информационно-процессуального подхода, исследователи R. Mills и K. Rubin утверждают, что родительские установки формируются в первые годы жизни ребенка. По мере взросления ребенка, заинтересованность родителей в получении новой информации снижается, поэтому их поведение в основном опирается на те стратегии, которые были сформированы ранее [2], [23].

В транзактном подходе большую роль на формирование родительских установок оказывает культура. По мнению зарубежных исследователей А. Sameroff и L. Fiese определенная культурная система семьи регулирует взаимоотношения между ее членами и влияет на родительские установки, вследствие этого они достаточно статичны и мало подвержены изменениям [2], [24].

Эмпирические исследования отечественных авторов, направленные на изучение дисгармоничных детско-родительских взаимоотношений, указывают на возможность коррекции как родительских установок, так и стилей семейного воспитания.

В работе Е.Ю. Киселевой освещается проблема влияния ведущего стиля семейного воспитания на индивидуальные особенности подростка. Автор считает, что неэффективный стиль семейного воспитания можно корректи-

ровать, используя психокоррекционную программу [9].

В программе по психологическому сопровождению родителей, разработанной Л.А. Забродиной, одной из задач является помощь родителям в изменении неадекватных форм взаимоотношений с ребенком, родительских установок, представлений, стилей семейного воспитания [10].

Е.В. Маняпова указывает на важность психолого-педагогической помощи родителям в коррекции агрессивного поведения подростков, так как одной из причин может служить неправильный стиль семейного воспитания. В данном случае коррекция направлена на устранение нарушений в стиле воспитания, родительских установках и на выработку новых эффективных отношений с подростком [11], [14].

Представленные выше подходы к статичности-изменяемости родительских установок, позволяют констатировать, что и родительские установки, и стиль семейного воспитания поддаются изменениям. Однако, на наш взгляд, стиль семейного воспитания поддается коррекции легче, чем родительские установки. Родительские установки являются основным фундаментом, на котором строится все родительское поведение, поэтому они обладают меньшей гибкостью.

Исследования взаимосвязи стилей семейного воспитания и родительских установок способствуют разработке теоретической базы детско-родительских отношений. Одним из наиболее интересных представляется исследование В.С. Собкина и Ю.А. Халутиной, направленное на выявление взаимосвязи ценностно-целевых установок родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста с реализуемым стилем воспитания.

Источником эмпирических данных исследования послужил метод анкетного опроса родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москва. Анкета разработана сотрудниками Центра социологии образования ИУО РАО. Респондентам предоставлялся широкий спектр вопросов, касающихся их жизненных ценностей, вос-

приятия своего будущего, особенностей детско-родительских отношений.

Проведенное исследование показало, что наиболее распространенным стилем взаимоотношений у родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, стал «нормативно-контролирующий» и «демократический». Было выявлено, что оба стиля взаимодействия с ребенком связаны с глубинными ценностно-целевыми установками родителя относительно воспитательного процесса [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос об эффективных методах коррекции отношений между родителем и ребенком представляется нам наиболее значимым и востребованным в современной психологической науке. Одной из основных форм гармонизации взаимоотношений между родителем и ребенком выступает психокоррекционная программа. Варианты программ отличаются большим многообразием. Например, «Тренинг эффективного родителя» Т. Гордона, психотренинг «Грамматика общения» В.А. Рахматшаевой, «Уроки общения» Ю.Б. Гиппенрейтер, тренинг детско-родительского взаимодействия Ш. Ай-берг, игровой детско-родительский тренинг, разработанный группой психологов В.И. Долговой, Г.Ю. Гольевой, Н.В. Крыжановской, Е.В. Поповой, «Программа тренинга родительской компетентности» Е.В. Нищаковой и другие. В кор-рекционных программах активно используются такие методы, как: лекции, беседы, дискуссии, сюжетно-ролевое моделирование и разбор конкретных ситуаций, тренинговые занятия, тестирование, анкетирование и так далее. Также возможно применение элементов арт-терапии, гештальт-терапии, телесноориентированной терапии и психодрамы [18], [19], [20], [21].

Таким образом, родительские установки -это система, состоящая из ценностей, целей и смыслов родителя, которая лежит в основе взаимоотношений родителя и ребенка и реализуется через определенную воспитательную стратегию родителя. Родительские установки обладают меньшей гибкостью по сравнению со стилем семейного воспитания, но при конструктивном подходе к ним поддаются коррекции.

26.12.2018

Список литературы:

1. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

2. Савина, Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. - М.: Когито-Центр, 2003. -230 с.

3. Жигалин, С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Станислав Сергеевич Жигалин. - Екатеринбург, 2004. - 27 с.

4. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -319 с.

5. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений: учебное пособие / Г.И. Захарова. - Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2009.63 с.

6. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.

7. Фомина, Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Электронный ресурс] / Л.К. Фомина // Молодой ученый. -2014. - №2. - С. 704-707. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/9043/. Дата обращения: 07.12.2018.

8. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

9. Киселева, Е.Ю. Влияние стилей семейных взаимоотношений на индивидуально-психологические особенности личности подростка / Е.Ю. Киселева // Омский научный вестник. - 2008. - №5(72). - С. 154-158.

10. Забродина, Л.А. Психологическое сопровождение родителей во взаимоотношениях с детьми / Л.А. Забродина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - №4. - С. 103-108.

11. Маняпова, Е.В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения подростков / Е.В. Маняпова // Педагогическое образование в России. - 2010. - №2. - С. 160-167.

12. Собкин, В.С. Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания / В.С. Собкин, Ю.А. Халутина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. -№7(79). - С. 4-17.

13. Болдырева, Т.А. Психосемантическое пространство отношения родителей к детям с интеллектуальной недостаточностью / Т.А. Болдырева, О.С. Явкина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - №2. -С. 429-431.

14. Болдырева, Т.А. Семантический дифференциал в психокоррекционной работе / Т.А. Болдырева, Л.В. Тхоржевская // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции РУДН. - М. - 2015. - С. 140-146.

15. Щербинина, О.А. Роль материнского отношения к подростку в структуре переживания им одиночества / О.А. Щербинина, Т.Н. Игнатова // Психолог. - 2016. - №4. - С. 115-125.

16. Назаренко, Е.В. К проблеме психологического сопровождения семьи как профилактики детского сиротства / Е.В. Назаренко, А.А. Кириенко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №3(164). - С. 114-117.

17. Зубова, Л.В. Психологические аспекты самореализации асоциальной личности с точки зрения институционального подхода / Л.В. Зубова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №2(121). - С. 45-50.

18. Белоусова, Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. - 2013. - №5.- С. 103-107.

19. Тихонова, Д.В. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Электронный ресурс] / Д.В. Тихонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 41-45. Режим доступа: http://e-koncept. ru/2015/95052.htm.

20. Нищакова, Е.В. Тренинговая работа с родителями как метод коррекции детско-родительских отношений и профилактики детского суицида / Е.В. Нищакова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - №4-6. - С. 71-74.

21. Преображенская, А.О. Когнитивно-бихевиоральный подход в коррекции детско-родительских отношений / А.О. Преображенская // Актуальные вопросы современной науки. - 2011. - №20. - С. 152-160.

22. Baumrind, D. Parenting styles and adolescent development / R. M. Lerner, A. C. Petersen, J. BrooksGunn (Eds.) // Encyclopedia of adolescence. - New York, 1991. - Vol. 2. - P. 746-758.

23. Mills, R.S.L. Parental belifes about social behaviors in early childhood / R.S.L. Mills, K.H. Rubin // Child Development. - 1990. -No. 61. - P. 138-151.

24. Sameroff, A. Family representations of development / I. E. Sigel, A. V. McGillicuddy, De Lisi, J. J. Goodnow (Eds.). // Parental beliefs systems. The psychological consequences for children. - Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1992.

References:

1. Ovcharova R.V. Roditel'stvo kakpsihologicheskij fenomen: uchebnoe posobie [Parenthood as a psychological phenomenon: study guide]. Moscow, Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006, 496 p.

2. Savina E.A., Smirnova. E.O. Roditeli i deti: Psihologiya vzaimootnoshenij [Parents and children: Relationship Psychology]. Moscow, Kogito-Centr, 2003, 230 p.

3. ZHigalin S.S. Formation of adequate parental positions as a way to correct the educational practice of the family of a teenager. Extended abstract of candidate's thesis. Ekaterinburg, 2004, 27 p.

4. Ovcharova R.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva [Psychological support of parenting]. Moscow, Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2003, 319 p.

5. Zaharova G.I. Psihologiya semejnyh otnoshenij: uchebnoe posobie [Psychology of family relations: study guide]. Chelyabinsk, Izd-vo YUurGU, 2009, 63 p.

6. Miniyarov V.M. Psihologiya semejnogo vospitaniya (diagnostiko-korrekcionnyj aspekt) [Psychology of family education (diagnostic and correctional aspect)]. Moscow, Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh, Izdatel'stvo NPO «MODEHK», 2000, 256 p.

7. Fomina L.K. The concept and types of parent-child relationships. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2014, no. №2, pp. 704-707. Available at: https://moluch.ru/archive/61/9043/. (Accessed 07.12.2018).

8. EHjdemiller EH.G., YUstickis V. Psihologiya i psihoterapiya sem'i. 4-e izd. [Family psychology and psychotherapy]. Saint Petersburg, Piter, 2008, 672 p.

9. Kiseleva E.YU. Influence of family relationship styles on the individual psychological characteristics of a teenager's personality. Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Herald], 2008, no. 5 (72), pp. 154-158.

10. Zabrodina L.A. Psychological support of parents in relationships with children. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2009, vol. 11, no. 4. pp. 103-108.

11. Manyapova E.V. Characteristics of the main ways and methods of correction of aggressive behavior of adolescents. Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2010, no. 2. pp. 160-167.

12. Sobkin V.S., Halutina YU.A. Parent-attitudes of parents for the upbringing of children of senior preschool age and their connection with parenting styles. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya ipraktika [Modern early childhood education. Theory and practice], 2017, no. № 7(79), pp. 4-17.

13. Boldyreva T.A., YAvkina O.S. Psychosemantic space he relationship of parents to children with intellectual disabilities. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Pyatigorsk State Linguistic University], 2009, no. 2, pp. 429-431.

14. Boldyreva T.A., Thorzhevskaya L.V. Semantic differential in psychocorrectional work. Aktual'nye problemy psihologii i pedagogiki v sovremennom mire: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii RUDN [Actual problems of psychology and pedagogy in the modern world. Proceedings of the 2th International Scientific and Practical Conference of the RUDN University]. Moscow, 2015, pp. 140-146.

15. SHCHerbinina O.A., Ignatova T.N. The role of maternal attitudes towards adolescents in the structure of their loneliness. Psiholog [Psychologist], 2016, no. 4. pp. 115-125.

16. Nazarenko E.V., Kirienko A.A. To the problem of psychological support of the family as the prevention of child abandonment. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2014, no. 3 (164), pp. 114-117.

17. Zubova L.V. Psychological aspects of self-realization of an asocial personality from the point of view of an institutional approach. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2011, no. 2 (121), pp. 45-50.

18. Belousova N.S. Psychological and pedagogical technologies of correction of parent-child relationships. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no.5, pp. 103-107.

19. Tihonova D.V. Psychological and pedagogical correction of parent-child relationships. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodical electronic journal "Concept"], 2015, vol. 10, pp. 41-45. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95052.htm.

20. Nishchakova E.V. Training work with parents as a method of correction of parent-child relationships and prevention of child suicide. Sovre-mennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij [Modern trends in the development of science and technology], 2015, no. 4-6, pp. 71-74.

21. Preobrazhenskaya A.O. Cognitive-behavioral approach in the correction of parent-child relationships. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki [Actual issues of modern science], 2011, no. 20, pp. 152-160.

22. Baumrind D., R. M. Lerner, A. C. Petersen, J. BrooksGunn (Eds.) Parenting styles and adolescent development. Encyclopedia of adolescence, New York, 1991, Vol. 2, pp. 746-758.

23. Mills R. S. L., Rubin K. H. Parental belifes about social behaviors in early childhood. Child Development, 1990, no. 61, p. 138-151.

24. Sameroff A., Fiese L. A., I. E. Sigel, A. V. McGillicuddy, De Lisi, J. J. Goodnow (Eds.) Family representations of development. Parental beliefs systems. The psychological consequences for children. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1992.

Сведения об авторах:

Изотова Маргарита Хаджумаровна, старший преподаватель кафедры логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета E-mail: [email protected] 197198, Россия, г Санкт-Петербург, ул. Съезжинская, 22, оф. 7

Галиева Гульнара Илфатовна, студент 5 курса факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.