Научная статья на тему 'Типы родительской позиции по отношению к взрослым детям'

Типы родительской позиции по отношению к взрослым детям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1858
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ВЗРОСЛЫЙ РЕБЁНОК / МЕТОДИКА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARENTAL POSITION / ADULT CHILD / METHOD / CHILD-PARENT RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаповаленко Ирина Владимировна, Егоров Роман Николаевич

Цель исследования состояла в выявлении различных типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также специфики родительской позиции по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно от родителей в сравнении с проживающими совместно с ними. В ходе пилотажного исследования была определена исходная структура авторского опросника для определения родительской позиции. Основное исследование включило в себя статистическую проверку применимости опросника, получение эмпирической классификации типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также сравнение различных параметров детско-родительского взаимодействия по критерию территориальной сепарации. Классификация типов родительской позиции по отношению к взрослым детям включает адекватные (демократический), так и неадекватные типы (устранившийся, авторитарный, гиперопекающий) взаимодействия родителей и их взрослых детей. У матерей, проживающих отдельно от взрослого ребёнка, менее выражены контролирующие установки и требовательность по отношению к нему, что в целом говорит о более адекватной родительской позиции. Авторский опросник и результаты исследования могут найти своё применение в семейном консультировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаповаленко Ирина Владимировна, Егоров Роман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF PARENTAL POSITION TOWARDS ADULT CHILDREN

The purpose of the study was to identify different types of parental position towards adult children, as well as to investigate the specifics of parental position towards adult children living separately in comparison to those living together with their parents. In the course of the pilot study, the initial structure of the author’s questionnaire was obtained. The main study included a statistical test of the applicability of the questionnaire, obtaining an empirical classification of the types of parental position in relation to adult children, as well as comparing various parameters of child-parent interaction according to the criterion of territorial separation. The classification of types of parental position in relation to adult children obtained in the course of the work makes it possible to see both adequate (democratic) and inadequate types (keeping aloof, authoritarian, overprotective) interactions of parents and their adult children. Mothers who live separately from an adult children show less expressed controlling attitudes and demands towards them, which generally indicates a more adequate parental position. The author’s questionnaire and the results of the study can find their application in family counseling.

Текст научной работы на тему «Типы родительской позиции по отношению к взрослым детям»

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ, ГЕНДЕРНЫЕ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ)

PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL (AGE-RELATED, GENDER, INTERCULTURAL ASPECTS)

УДК 159.9.07

ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЗРОСЛЫМ ДЕТЯМ

Шаповаленко Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, 127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29, e-mail: irin_vlad@mail.ru

Егоров Роман Николаевич — аспирант кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, 127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29, e-mail: roego@yandex.ru

Введение

В юности, при переходе к ранней взрослости, психическое развитие человека значительно трансформируется: изменяется ведущая деятельность, социальная ситуация развития [11], осознаются новые жизненные задачи [1], происходит становление устойчивой субъектной позиции [3]. Одним из мно-

гочисленных аспектов взросления становится отделение детей от родителей, или психологическая сепарация [9]. В целом на данной стадии характерен переход детско-родительских отношений (ДРО) к отношениям по типу «взрослый-взрослый», которые являются основой межличностных отношений взрослого человека.

РЕЗЮМЕ

Цель исследования состояла в выявлении различных типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также специфики родительской позиции по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно от родителей в сравнении с проживающими совместно с ними.

В ходе пилотажного исследования была определена исходная структура авторского опросника для определения родительской позиции. Основное исследование включило в себя статистическую проверку применимости опросника, получение эмпирической классификации типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также сравнение различных параметров детско-родительского взаимодействия по критерию территориальной сепарации.

Классификация типов родительской позиции по отношению к взрослым детям включает адекватные (демократический), так и неадекватные типы (устранившийся, авторитарный, гиперопекаю-щий) взаимодействия родителей и их взрослых детей. У матерей, проживающих отдельно от взрослого ребёнка, менее выражены контролирующие установки и требовательность по отношению к нему, что в целом говорит о более адекватной родительской позиции. Авторский опросник и результаты исследования могут найти своё применение в семейном консультировании.

Ключевые слова: родительская позиция, взрослый ребёнок, методика, детско-родительские отношения.

Психологическая сепарация может сопровождаться территориальной сепарацией, или фактическим отделением детей от родителей, но иногда совместное проживание сохраняется. «Уход» детей из родительского дома, вероятно, имеет связь с социально-экономическими возможностями семьи и государства. Как показывают исследования [16], тип проживания (совместное или раздельное) небезразличен для внутрисемейных отношений и связан с такими важными характеристиками, как качество отношений, качество жизни родителей, удовлетворённость отношениями с детьми и т.д.

Однако в современном мире имеют место такие феномены, которые создают особый контекст для психологической сепарации взрослых детей. Так, описаны процессы инфантилизации, или омоложения моделей поведения современных взрослых [8]. К ним можно отнести явление «кидалт» (A. Calcutt), синдром «Питера Пэна» (Д. Кайли), «emerging adulthood» (J. Arnett), явление «детей-бумерангов» и т.д.

Детско-родительские отношения на переломном этапе сепарации нуждаются в научном осмыслении; возникают вопросы о специфике ДРО на современном историческом этапе. Как строятся отношения родителей и молодых взрослых детей в семье? Насколько изменяются их отношения по мере взросления ребёнка? А если взрослый ребёнок не спешит покидать родительский дом,

чем характеризуется его взаимодействие с родителем? Корректное психологическое сопровождение семей должно опираться на эмпирическую изученность детско-родительских отношений на стадии «отрыва от родительских корней», что требует соответствующего методического аппарата для определения родительской позиции по отношению к взрослым детям.

Для анализа ДРО в отечественной психологической литературе [7; 12] и в современных зарубежных публикациях [14; 15] используется целый ряд понятий: «родительская позиция», «родительское отношение», «родительский стиль», «родительская установка», «стиль воспитания». Однако именно понятие «родительская позиция» представляется наиболее разработанным к настоящему времени. А.С. Спиваковская характеризует родительскую позицию как совокупность установок родителя по отношению к ребёнку. В работах Р.В. Овчаровой и С.С. Жигалина родительская позиция представлена как система отношений родителя к воспитанию детей в трёх планах взаимодействия: когнитивном, поведенческом и эмоциональном. По мнению Е.И. Захаровой, родительская позиция включает заботу о ребёнке, зависимость жизни взрослого от потребностей ребёнка, принятие ответственности за детскую жизнь, поддержку, эмоциональное принятие ребёнка и руководство его развитием [7]. В составе родительской позиции выделяют родительские установки, образ ребёнка, образ себя как родителя и модели ролевого родительского поведения [2]. Взяв за основу разработки А.С. Спиваков-ской и Р.В. Овчаровой, мы рассматриваем родительскую позицию как совокупность когнитивных установок, эмоционального отношения к ребёнку и воспитательной практики родителя.

Родительская позиция как характеристика отношений родителей и детей от младенческого возраста до подросткового достаточно хорошо изучена [11; 13]; в то время как родительской позиции по отношению к «взрослому» ребёнку в научной литературе уделено значительно меньше внимания. Мы выделяем несколько противоречий в данной проблемной области [5]:

• между разработанностью характеристики «родительская позиция» в системе отношений «родитель-ребёнок» и недостаточной её изученностью для системы «родитель-взрослый ребёнок»;

• между разнообразием (и даже громоздкостью) методического аппарата для диагностики различных компонентов родительской позиции по отношению к ребёнку (взаимодействие родитель-ребёнок, родительское отношение, тип семейного воспитания) и отсутствием валидной и компактной методики для определения родительской позиции (в том числе и особенно — по отношению к «взрослому ребёнку»).

Цель исследования [5] состояла в выявлении различных типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также специфики родительской позиции по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно от родителей в сравнении с проживающими совместно с ними.

В ходе исследования проверялись следующие гипотезы [5]:

• существуют различные типы родительской позиции по отношению к взрослым детям;

• родительская позиция по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно, имеет специфические различия по сравнению с родительской позицией по отношению к совместно проживающему взрослому ребёнку.

Были поставлены следующие задачи исследования [5]:

1. Теоретически обосновать понятие родительской позиции по отношению к взрослым детям.

2. Подобрать методический аппарат для исследования; разработать опросник для исследования родительской позиции по отношению к взрослым детям, провести его статистическую проверку.

3. Выявить некоторые варианты родительской позиции по отношению к взрослым детям.

4. Выявить особенности родительской позиции по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно или совместно с родителями.

Теоретические методы исследования включили в себя анализ литературных источников, относящихся к теме детс-ко-родительских отношений на различных этапах развития семьи, результатом которых стало обобщение знаний о структурных компонентах родительской позиции, составление теоретической классификации типов родительской позиции по отношению к взрослым детям и выделение характерных черт социальной ситуации развития во взрослом возрасте. Для решения эмпирических за-

дач применялся психодиагностический метод определения параметров детско-родительских отношений с помощью опросников. Для определения различий в параметрах родительской позиции по критерию наступления территориальной сепарации был использован сравнительный метод. Для обработки полученных данных на каждом этапе эмпирического исследования (пилотажный, основной) применялся статистический метод с применением специальных компьютерных программ.

Методика исследования

Эмпирическая часть исследования была реализована с привлечением следующего набора методик:

1. Методики, направленные на изучение материнской1 (родительской) позиции:

• Авторский опросник «Родительская позиция по отношению к взрослым детям»;

• Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса;

• Опросник «Представление об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой, Ю.А. Дегтяревой.

2. Методика для определения некоторых личностных черт взрослого ребёнка:

• Тест на межличностную зависимость (Р. Гиршфилд, адапт. О.П. Ма-кушина).

Выбор ряда методик был обусловлен необходимостью статистической проверки авторского опросника «Родительская позиция по отношению к взрослым детям» на конвергентную валидность. Для этого на стадии основного исследования данные, полученные с помощью нашего авторского опросника, сопоставлялись с данными, полученными с помощью методик: опросник АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса и «Представление об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой, Ю.А. Дегтяревой, которые диагностируют сходную психологическую реальность и являются стандартизованными.

В исследовании приняли участие 120 человек, или 60 диад «мать-взрослый ребёнок». Возраст матерей — от 40 до 60 лет (М = 51 год), детей — от 21 года до 30 лет (М = 24 года). На основе фактора территориальной сепарации от родителей выборка была поделена на две равные группы по 30 диад: совместно и раздельно проживающих.

1 С учётом специфики выборки в данной работе под родительской позицией понимается материнская позиция.

В общем виде программа исследования включила в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап (пилотажное исследование). В ходе предварительного этапа студентам очного отделения, обучающимся по специальности «Психология», в возрасте от 21 до 24 лет было предложено творческое задание, в ходе которого необходимо было составить возможно более полный перечень утверждений для нового опросника, который мог бы применяться для описания взаимоотношений родителей и взрослых детей.

Качественный анализ полученных утверждений позволил определить исходную структуру опросника из 50 утверждений, отнесённых к 7 шкалам: принятие-отвержение, эмоциональная дистанция-эмоциональная близость, автономность-контроль, требовательность — нетребовательность, удовлетворённость отношениями — неудовлетворённость отношениями, согласие-несогласие, стремление-избегание [4].

2. На этапе основного исследования с помощью указанного выше набора методик были получены данные о параметрах детско-родительских взаимоотношений и степени межличностной зависимости взрослого ребёнка.

2.1. Был осуществлён статистический анализ надёжности опросника, который включил в себя факторный анализ с использованием метода главных компонент и последующим вращением, расчёт показателя надёжности (коэффициент а-Кронбаха) в целом по опроснику и отдельно по каждой шкале, интеркорреляционный анализ суммарного балла каждой шкалы опросника. На данном этапе была подтверждена конвергентная валидность авторского опросника, а также уточнена его структура [4].

2.2. Данные, полученные с помощью опросника «Родительская позиция по отношению к взрослым детям» и опросника «Анализ семейного воспитания», были соотнесены с результатами теоретического анализа, что позволило определить типы родительской позиции как для общей, так и для частных выборок.

2.3. Был проведён сравнительный анализ данных, полученных для выборок, разделённых по критерию территориальной сепарации.

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки надёжности опросника «Родительская позиция по отношению к взрослым детям» по внутренней согла-

сованности был рассчитан коэффициент а-Кронбаха по всем 50 утверждениям. Значение коэффициента 0,846 говорит о высокой надёжности предлагаемого опросника.

В ходе подтверждения конвергентной валидности опросника были получены высокие значения корреляции (Р < 0,01):

• между характеристиками стиля семейного воспитания и шкалами авторского опросника, относящимися к когнитивной составляющей родительской позиции;

• между принятием ребёнка со стороны родителей и его эмоциональной опорой на других;

• между когнитивным и эмоциональным компонентом представления об идеальном родителе и удовлетворённостью родителем отношениями с ребёнком и принятием взрослого ребёнка его матерью.

Для уточнения структуры опросника была осуществлена процедура факторного анализа, результатом которой стала четырёхфакторная модель. Отметим, что количество факторов было выбрано на основе анализа графика собственных значений, а общая дисперсия выбранного решения составила 50,93%. В ходе анализа факторной структуры опросника ввиду низкой нагрузки (г < 0,3 на каждый из факторов) из опросника были удалены 6 утверждений.

По результатам оценки статистической надёжности опросника было выделено 4 независимых шкалы: «Принятие», «Контроль», «Дистанция» и «Отстранённость». Высокие значения коэффициента а-Кронбаха для каждой из шкал (0,748; 0,720; 0,732 и 0,776 соответственно) позволяют сделать вывод о внутренней согласованности опросника, что говорит о его применимости в качестве исследовательского и, в дальнейшем, диагностического инструмента.

По результатам опросника «Родительская позиция по отношению к взрослым детям» у 74% исходной выборки определён тип родительской позиции. У 26% выборки определить тип родительской позиции не удалось; для этой подгруппы характерен «смешанный» тип родительской позиции.

Анализ типов родительской позиции в общей выборке показал, что чаще всего встречается родительская позиция «демократичный родитель» (30% выборки), а реже всего встречается родительская позиция «устранившийся родитель» (12%). Также удалось выделить автори-

тарный (15% выборки) и гиперопекаю-щий (17%) типы родительской позиции.

Исследование общей выборки с помощью опросника АСВ выявило наличие различных типов семейного воспитания. Частотный анализ показал, что примерно 2/3 выборки демонстрируют гармоничный тип воспитания (67% выборки). В своих ответах респонденты показали наличие доминирующей гиперпротекции (17% выборки), гипопротекции (10%), потворствующей гиперпротекции (5%). В отношениях со взрослыми детьми меньше всего было выявлено случаев семейного воспитания по типу эмоционального отвержения (1%).

Обобщая результаты, можно констатировать, что в изучаемой выборке преобладают гармоничный стиль воспитания наряду с демократичным типом родительской позиции.

Статистический анализ достоверности различий между значениями шкал опросника «Родительская позиция по отношению к взрослым детям», опросника АСВ и методики «Представление об идеальном родителе» для обеих выборок продемонстрировал различия:

• для шкал автономности и требовательности. Матери, чьи дети живут отдельно, значимо меньше контролируют своих детей, чем матери, чьи дети живут совместно с ними (р < 0,05). Также раздельно проживающим матерям свойственна меньшая требовательность по отношению к своим взрослым детям (р < 0,01), чем матерям, проживающим совместно с детьми;

• для шкалы чрезмерности требований-запретов. Матери, чьи дети живут отдельно, предъявляют к ним меньше требований, чем матери, чьи дети живут совместно с ними (Р < 0,05);

• для антиномий «простое-сложное» эмоционального компонента образа. По мнению матери, проживающей отдельно от взрослого ребёнка, идеальный родитель меньше стыдится за своего ребёнка, чем идеальный родитель матери, проживающей совместно со взрослым ребёнком (Р < 0,05).

Выводы исследования

Родительская позиция включает в себя эмоциональное отношение к ребёнку, когнитивные установки родителя и реализуемую в семье воспитательную практику. Наиболее часто в литературе встречается деление родительских позиций на адекватные и неадекватные; различное сочетание выраженности структурных компонентов

родительской позиции делают возможным выделение демократичной, авторитарной, гиперопекающей и устранившейся родительских позиций.

Была доказана диагностическая применимость авторского опросника «Родительская позиция по отношению к взрослым детям»; в окончательный вариант опросника вошли 44 утверждения, составивших 4 шкалы: «Принятие», «Контроль», «Дистанция» и «Отстранённость».

В ходе исследования в изучаемой выборке установлены следующие типы родительской позиции: демократичная, авторитарная, устранившаяся и гиперо-пекающая. У четверти выборки был обнаружен «смешанный» тип родительской позиции.

Были выявлены некоторые особенности родительской позиции по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно от родителей или совместно с ними:

• У матерей, дети которых живут отдельно, по сравнению с матерями, проживающими совместно с детьми, статистически значимо ниже контролирующее поведение и требования, предъявляемые к ребёнку.

• Матери, проживающие совместно со взрослыми детьми, чаще проявляют чрезмерность требований-запретов к детям по сравнению с матерями, проживающими раздельно.

• По мнению матерей, проживающих отдельно от взрослого ребёнка, идеальный родитель реже испытывает чувство стыда за своё родительское поведение и поведение своего ребёнка, более уверен в своих родительских действиях.

Общее заключение, практические рекомендации и возможные перспективы исследования

Основное исследование показало существование различных типов родительской позиции по отношению к взрослым детям, а также позволило выявить некоторые различия во взаимоотношениях родителей и взрослых детей с учётом фактора территориальной сепарации.

В научной литературе часто под демократической родительской позицией понимается адекватная позиция родителей по отношению к детям [10]. По нашим данным, более адекватная родительская позиция свойственна матерям со взрослыми детьми, проживающими отдельно от родителей. Гиперпротекция не приводит к здоровой сепарации детей

от родителей [6], что достаточно точно согласуется с полученными результатами о встречаемости гиперопекающего типа родительской позиции.

У матерей, проживающих раздельно с взрослыми детьми, менее выражены контролирующие установки и требовательность по отношению к своему ребёнку. Контролирующее поведение матерей нередко включает в себя требования и запреты. Природа контролирующего поведения родителя может быть различна, но такое поведение, как и отсутствие сотрудничества и доверительных отношений между матерью и ребёнком, может быть признаком дисфункционального развития семьи.

У раздельно проживающих матерей более гармоничное соотношение реального и идеального образа родителя и ребёнка. Большая удовлетворённость собой как родителем может быть связана с ослаблением контролирующего поведения по отношению к ребёнку.

Перспективой настоящей работы является углубление знаний о родительской позиции по отношению к взрослому ребёнку, изучение влияния фактора пола на взаимоотношения родителей и взрослых детей. Эти данные могут стать основой практических рекомендаций для семей, испытывающих трудности в межпоколенном взаимодействии на стадии сепарации детей от родительской семьи.

В дальнейшем планируется уточнить тест-ретестовую надёжность авторского опросника, а также согласованность его шкал на большей выборке.

Благодарности

Авторы выражают искреннюю благодарность сотрудникам кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета за помощь и участие в проведение данного исследования.

ССЫЛКИ

[1]. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

[2]. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребёнок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник СПб-ГУ. — 2004. — 12 (2). — С. 84-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-

differentsiatsii-osnovnyh-ponyatiy-v-sisteme-otnosheniy-roditel-rebenok-teoreticheskiy-i-empiricheskiy-aspekty (дата обращения 13.11.2018).

[3]. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеоло-гический феномен // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 8-23.

[4] Диагностика родительской позиции по отношению к взрослым детям: разработка опросника / Егоров Р.Н. // Практическая студенческая конференция «Школа ответственного родительс-тва». Москва: МПУ, 2017. — С. 66-70.

[5] Егоров Р.Н. Специфика родительской позиции по отношению к взрослым детям, проживающим отдельно или совместно с родителями [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа: магистерская диссертация /

Р.Н. Егоров. — Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 114 с. URL: http://www. psychlib.ru/inc/absid.php?absid=238127 (дата обращения 19.11.2018).

[6]. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез М.: Медицина, 1988. — 244 с.

[7]. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: научная монография. — М.: МГОУ, 2014 — 258 с. ISBN: 978-5-7017-2334-2.

[8]. Манокин М.А. Новые модели взрослости в современной российской культуре (на примере кидалтов): диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Манокин Михаил Андреевич. — Киров, 2015. — 204 с.

[9]. Петренко Т.В., Сысоева Л.В. Возрастные этапы процесса сепарации от родителей // Акмеология: 2016. — № 4 (60). — с 180-184.

[10]. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учёб. Заведений / А.Г. Лидерс — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11]. Солдатова Е.Л. Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости // Вестник ЮУр-ГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки», вып. 4 Изд-во ЮУрГУ: 2005. — № 7 (47). — С. 169-175. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=13055392 (дата обращения 13.11.2018).

[12]. Сытько Т.И. Структура и типы ро-дительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: Дисс. ст. канд. пси-хол. наук: 19.00.05 / Сытько Тамара Ивановна — М.: ГУУ, 2014. — 213 с. URL: https://guu.ru/files/referate/2014/sitko_t_dis. pdf (дата обращения 13.11.2018).

[13]. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук: 19.00.13 / Шведовская Анна Александровна. — М., МГУ, 2006. — 30 с. URL: http://www.psy.msu. ru/science/autoref/shvedovskaya.pdf (дата обращения 13.11.2018).

[14]. Aguilar A., Aguilar J. Validez de con-structo de la Escala de Autoridad parental para Adolescentes Mexicanos // Acta de investigación psicológica. Mexico, UNAM, 2013. — 3 (3). — p. 1228-1237. URL: http://www. psicologia.unam.mx/documentos/pdf/actas_ ip/2013/articulos_c/AIP_Facultad_de_Psicolo-gia_UNAM_33_1228_1237_Validez_de_con-structo_de_la_escala_de_autoridad_parental. pdf (дата обращения 13.11.2018)

[15]. KilikS., Calik VarE., KumandasH. Effect of parental attitudes on Skills of Emotional Management in Young Adults // Procedía Social and Behavioral Sciences, 2015. — № 191. — P. 930-934.

[16]. WardR., Spitze G. Consequences of parent-adult child coresidence: A review and research agenda // Journal of Family Issues. — 1992. — № 13. — p. 553-572. ISSN-0192-513X

REFERENCES

[1]. Shapovalenko I.V. Vozrastnaya psikhologiya (Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya). Moscow, Garda-riki, 2005. 349 p.

[2]. Golovey L.A., Savyonysheva S.S., Vasilenko, V.E., Enguelgardt E.E. K probleme differenciacii osnovnyh ponyatij v sisteme otnoshenij «roditel'-rebenok»: teoreticheskij i ehmpiricheskij aspekty. Vestnik SPbGU, 2004, no 12 (2), pp. 84-

95. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-probleme-differentsiatsii-osno-vnyh-ponyatiy-v-sisteme-otnosheniy-rodi-tel-rebenok-teoreticheskiy-i-empiricheskiy-aspekty (accessed 13 November 2018).

[3]. Derkach A.A. Professional'naya sub'ektnost' kak psihologo-akmeologi-cheskij fenomen. Akmeologiya [Akmeolo-gy], 2015, no. 2, pp. 8-23 (accessed 13 November 2018).

[4]. Egorov R.N. Diagnostika roditel'skoj pozicii po otnosheniyu k vzroslym detyam: razrabotka oprosnika // Prakticheskaya stu-dencheskaya konferenciya «SHkola otvets-tvennogo roditel'stva» [Practical student conference «School of responsible parenthood».] Moscow: 2017. — P. 66-70.

[5]. Egorov R.N. Specifika roditel'skoj pozicii po otnosheniyu k vzroslym detyam, pro-zhivayushchim otdel'no ili sovmestno s rodi-telyami: vypusknaya kvalifikacionnaya rabota: magisterskaya dissertaciya. Moscow, MSU-PE, 2016. 114 p. Available at: http://www. psychlib.ru/inc/absid.php?absid=238127 (accessed 19 November 2018)

[6]. Zaharov A.I. Nevrozy u detej i po-drostkov: Anamnez, ehtiologiya i patoge-nez. Moscow, Medicine, 1988, 244 p.

[7]. Zaharova E.I. Psihologiya osvoeniya roditel'stva: nauchnaya monografiya. Moscow, MRSU, 2014. 257 p. ISBN: 978-57017-2334-2.

[8]. Manokin M.A. Novye modeli vzros-losti v sovremennoj rossijskoj kul'ture (na primere kidaltov): diss ... kandidata kul'tu-rologii. Kirov, VyatSU, 2005. 204 p.

[9]. Petrenko T. V., Sysoeva L.V. Vozras-tnye ehtapy processa separacii ot rodite-lej. Akmeologiya [Acmeology, 2016, no. 4 (60), pp. 180-184.

[10]. LidersA.G. Psihologicheskoe obs-ledovanie sem'i: uchebnoe posobie-prak-tikum dlya stud. fak. psihologii vyssh.

ucheb. zavedenij. Moscow, Publishing Center «Academy», 2007. 432 p.

[11]. Soldatova E.L. Issledovanie so-cial'noj situacii razvitiya v krizise perekho-da k vzroslosti. Vestnik YUUrGU, 2013, no 7 (47), pp. 169-175. Available at: https://eli-brary.ru/item.asp?id=13055392 (accessed 13 November 2018).

[12]. Syt'ko T.I. Struktura i tipy rodi-tel'sko-detskih otnoshenij v processe se-mejnoj separacii: diss.. kand. psihol. nauk. Moscow, SUM, 2014. 213 p. Available at: https://guu.ru/files/referate/2014/sitko_t_ dis.pdf (accessed 13 November 2018).

[13]. Shvedovskaya A.A. Osobennosti pe-rezhivaniya detsko-roditel'skih otnoshenij i vzaimodejstvie s roditelyami detej starshe-go doshkol'nogo vozrasta: avtoref. diss. st. kand. psihol. nauk. Moscow, MSU, 2006. 30 p. Available at: http://www.psy.msu.ru/ science/autoref/shvedovskaya.pdf (accessed 13 November 2018)

[14]. Aguilar A., Aguilar J. Validez de constructo de la Escala de Autoridad parental para Adolescentes Mexicanos. Acta investigación psicológica [Journal of psychological investigations], 2013, Mexico, UNAM — 3 (3). — p. 1228-1237. Available at: http:// www.psicologia.unam.mx/documentos/pdf actas_ip/2013/articulos_c/AIP_Facultad_de_ Psicologia_UNAM_33_1228_1237_Validez_ de_constructo_de_la_escala_de_autoridad_ parental.pdf (accessed 13 November 2018).

[15]. Kolburan G., Comert I.T., Nar-ter M., Isozen H. Parental attitude perception in adolescents by gender // Procedia Social and Behavioral Sciences, 2012. — № 47. — p. 1299-1304.

[16]. WardR., Spitze G. Consequences of parent-adult child coresidence: A review and research agenda // Journal of Family Issues. — 1992. — № 13. — p. 553-572. ISSN-0192-513X.

TYPES OF PARENTAL POSITION TOWARDS ADULT CHILDREN

Irina V. Shapovalenko — Candidate of Psychological Sciences, Professor, Chief of L.F.Obukhova Department of Age Psychology, Faculty of Psychology of Education, MSUPE, Sretenka Street, 29, Moscow, 127051, Russia; e-mail: irin_vlad@mail.ru

Roman N. Egorov — 3rd year Post-Graduate Student, L.F. Obukhova Department of Age Psychology, Faculty of Psychology of Education, MSUPE, Sretenka Street, 29, Moscow, 127051, Russia; e-mail: roego@yandex.ru

ABSTRACT

The purpose of the study was to identify different types of parental position towards adult children, as well as to investigate the specifics of parental position towards adult children living separately in comparison to those living together with their parents. In the course of the pilot study, the initial structure of the author's questionnaire was obtained. The main study included a statistical test of the applicability of the questionnaire, obtaining an empirical classification of the types of parental position in relation to adult children, as well as comparing various parameters of child-parent interaction according to the criterion of territorial separation. The classification of types of parental position in relation to adult children obtained in the course of the work makes it possible to see both adequate (democratic) and inadequate types (keeping aloof, authoritarian, overprotective) interactions of parents and their adult children. Mothers who live separately from an adult children show less expressed controlling attitudes and demands towards them, which generally indicates a more adequate parental position. The author's questionnaire and the results of the study can find their application in family counseling.

Keywords: parental position, adult child, method, child-parent relationship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.